Рабочая программа по родной литературе для 10-х классов
рабочая программа (10 класс)
Рабочая программа по родной литературе для учащихся 10 класса составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, в связи с вступлением в силу ФЗ от 03.08.2018 г. № 317 «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
Соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего (среднего общего) образования и учебному плану образовательного учреждения на 2020-2021 год.
Данная рабочая программа дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Программа рассчитана на 0,5 учебных часов в неделю, на 17 учебных часов в год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по родной литературе для 10-х классов | 70.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Домодедовская гимназия №5
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАОУ
Домодедовской гимназии №5
_________ (Рыженко Н.В.)
_____________дата
М.П.
Рабочая программа по литературе
(углубленный уровень)
10 А,К классы
Составитель: Мостовенко Вера Николаевна,
учитель русского языка и литературы высшей категории
2020-21 год
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературе составлена на основе примерной программы среднего общего образования и авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева.
Литература. Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева. 10-11 классы. Пособие для учителей общеобразовательных организаций: базовый уровень- М.: Просвещение,2019.
УМК: Литература. 10 класс.Учеб.для общеобразоват. организаций. Базовый уровень. В 2 ч./ М.: Просвещение, 2019.
Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе. 10 класс. М.:ВАКО,2019.
Соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и учебному плану образовательного учреждения на 2019-2020 год.
Данная рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем авторской программы, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Рабочая программа рассчитана на 3 учебных часов в неделю и 102 часа в год.
- ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
-Планируемые предметные результаты
Выпускник на базовом уровне научится:
- демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы, приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;
- в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно:
- обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем смыслы и подтексты);
- использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;
- давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две (или более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира произведения;
- анализировать жанрово — родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей элементов художественного мира произведения: места и времени действия, способы изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия и/или развития их характеров;
- определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости;
- анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определенных частей текста способствуют формированию его общей структуры и обусловливают эстетической воздействие на читателя (например, выбор определенного зачина и концовки произведения, выбор между счастливой и трагической развязкой, открытым и закрытым финалом) ;
- анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется отличать то, прямо заявлено в тексте, от того, что в нем подразумевается (например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т. п.);
- осуществлять следующую продуктивную деятельность:
- давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении и создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурно — исторической эпохе (периоду);
- выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои собственные обоснованные интерпретации литературных произведений.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
- давать историко-культурный комментарий к тексту произведения;
- анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской индивидуальности;
- анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.);
- анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как интерпретируется исходный текст.
- Планируемые личностные результаты
Будут сформированы
- российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордость за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, создателя великой литературы, носителя высоких духовных идеалов;
- гражданская позиция школьника как активного и ответственного члена российского общества, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, воспитание нравственного сознания и поведения на основе чтения художественных произведений, в которых воплощены данные ценности;
- нравственная чуткости совестливость, чувство справедливости;
- готовность к служению Отечеству, его защите на примере судеб писателей и образов литературных героев, вызывающих восхищение и уважение своим служением России;
- мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, благодаря освоению результатов современного литературоведения и обращению к лучшим образцам литературной критики;
Ученик получит возможность для формирования
- развития способности понимать диалог культур, а также различных форм общественного сознания посредством сопоставления научных, художественных и иных интерпретаций литературных произведений, сопоставления творчества зарубежных и русских авторов, обеспечивающего осознание учеником своего места в поликультурном мире;
- основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с традиционными национальными и общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества в процессе этико — эстетического освоения нравственных основ художественной словесности XIX века, участия в дискуссиях по нравственной и философской проблематике литературных произведений;
- готовности и способности к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности, обогащение опыта сотрудничества со сверстниками, взрослыми в образовательной, учебно — исследовательской , проектной и других видах деятельности, развитие способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимание, находить общие цели и сотрудничать для их достижения на основе практического опыта учебной деятельности в классе, самостоятельного чтения литературных произведений, участия в коллективных исследовательских и творческих проектах;
- эстетического отношения к миру посредством приобщения к сфере словесного искусства и привлечения других видов искусства на уроках литературы, воспитания хорошего вкуса, сознательного отношения к литературе, умения отличать высокие образцы искусства от произведений массовой культуры;
- подготовки к осознанному выбору будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов при помощи накопления опыта деятельности в гуманитарной области, освоения некоторых элементов профессиональной деятельности учебного — филолога, критики, редактора, журналиста, писателя и т. д.;
- глубокого уважения к духовному наследию, воплощенному в русской классической литературе XIX века, осознание неразрывной связи между ценностями православной культуры и достижениями отечественной словесности при всей сложности их взаимодействия в художественной практике конкретных писателей.
- Планируемые метапредметные результаты
Будут сформированы
- умение самостоятельно определять цели деятельности на уроках литературы и составлять планы деятельности при выполнении самостоятельной работы на уроке и домашнего задания; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы (учебник, рекомендованную учителем литературу, тематические сайты сети Интернет и другие источники знаний по литературе) для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности на уроке литературы и при выполнении групповых и коллективных учебных заданий, творческих, исследовательских проектов в области изучения литературы XIX – начала XXI века, учитывать позиции других участников деятельности, в том числе в процессе интерпретации художественного произведения или оценки литературного явления , историко — литературного факта, эффективно решать конфликты;
- владение навыками познавательной, учебно — исследовательской и проектной деятельности в области изучения литературы XIX – начала XXI века, применению различных методов познания (изучение источников, анализ художественных и научных текстов, компаративный анализ, контекстный анализ и др.);
- готовность и способность к самостоятельной информационно — познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации (словари, научные и научно — популярные литературоведческие издания, литературно — критические статьи, публицистические тексты на литературные темы, авторские информационные ресурсы, учебники, учебные пособия по литературе XIX – начала XXI века, сообщения учителя, сообщения других участников образовательного процесса и др.), критические оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
Ученик получит возможность для формирования
- умения использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач, возникающих в процессе изучения литературы в 10 — 11 классах, с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережение, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
- умения определять назначение и функции различных социальных институтов и институций, в том числе таких, как литературная деятельность, авторское право, научно — исследовательская деятельность по изучению отечественной и мировой литературы, профессиональная деятельность филолога, писателя, журналиста, издательского работника;
- умения самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей, в том числе опираясь на опыт нравственно — эстетического освоения произведений художественной литературы, в которых воплощены традиционные ценности русской культуры;
- владения языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства для участия конкретных видах деятельности на уроках литературы (опрос, беседа, дискуссия, выполнение контрольных и самостоятельных работ, различных заданий), для создания собственных устных и письменных высказываний на нравственно — этические , литературные и литературоведческие темы;
- владения навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания в области изучаемого предмета («Литература»), новых познавательных задач и средств их достижения.
- ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Введение(1 ч)
Цели изучения литературы в 10 классе, задачи литературоведения как науки. Значение целостного изучения творческого пути писателя,
Становление и развитие реализма в РЛ XIX века (1ч) Исторические причины особого развития русской классической литературы. Своеобразие становления реализма в РЛ. Национальное своеобразие русского реализма. Эволюция русского реализма.
Русская литературная критика второй половины XIX века (3 ч)
Расстановка общественных сил в 1860 годы.
Теория литературы: историко-литературный процесс, романтизм и реализм как литературное направление.
Иван Сергеевич Тургенев (11 ч)
Преходящее и вечное в художественном мире И.С.Тургенева. Этапы биографии и творчества И.С. Тургенева. Рассказы цикла «Записки охотника». Повести «Муму» и «Постоялый двор» как творческая лаборатория автора. Творческая история романа и своеобразие романа «Отцы и дети». Общественная атмосфера и ее отражение в романе. Взаимоотношения Базарова с Кирсановым. Базаров и Одинцова. «Дуэль Евгения Базарова и Анны Одинцовой. Базаров и его родители. Базаров – нигилист. Причины конфликта Базарова с окружающими и причины его одиночества. Базаров перед лицом смерти. Острота и искренность отклика писателя на появление нового и значительного типа в русском обществе. Конфликт «отцов» и «детей» или конфликт жизненных позиций. Базаров в системе действующих лиц. Базаров и его мнимые последователи. Оппоненты героя, их нравственные и социальные позиции. «Вечные темы» в романе (природа, любовь, искусство). «Тайный психологизм»: художественная функция портрета, пейзажа, интерьера. Авторская позиция и способы ее выражения. Полемика вокруг романа.
Роман «Дым». Общественный подъем 1870 годов. Роман «Новь». Последние годы жизни Тургенева.
Теория литературы: Прототип литературного героя. Нигилизм и образ нигилиста. Конфликт в романе. Психологизм. Эпилог романа.
Николай Гаврилович Чернышевский (4 ч)
Гражданская казнь Чернышевского. Этапы биографии и творчества Н.Г. Чернышевского. Творческая история романа «Что делать?». Жанровое своеобразие романа. Значение «Что делать?» в истории литературы и революционного движения. Композиция романа. Старые люди. Новые люди. «Особенный человек». Теория литературы: социально-философский роман, проблематика, идея, иносказание
Иван Александрович Гончаров (9ч)
Своеобразие художественного таланта Гончарова. Основные этапы жизни и творчества. Роман «Обыкновенная история». Цикл очерков «Фрегат «Паллада».
Роман «Обломов». История создания. Особенности композиции романа. Прием антитезы в романе. Образ главного героя в романе «Обломов». Понятие «обломовщина». Роль главы «Сон Обломова» в произведении. Роль второстепенных персонажей. Обломов и Захар. Обломов и Штольц. Женские образы в романе и их роль в развитии сюжета. Пейзаж, портрет, интерьер в художественном мире романа. Способы выражения авторской позиции в романе. Образ Обломова в ряду образов мировой литературы (Дон Кихот, Гамлет). «Обломов» - роман, утвердивший писателя как классика. Художественное мастерство И.А. Гончарова в романе. Историко-философский смысл романа.
Роман «Обрыв» в оценке русской критики.
Теория литературы: роман как литературный жанр, реалистический роман, типическое в литературе, искусстве. Система образов произведения, сюжет и композиция, характер в литературе. Антитеза. Интерьер. Художественная деталь. Художественная интерпретация, литературно-критическая интерпретация произведения.
Александр Николаевич Островский (9 ч)
Художественный мир драматурга. Этапы биографии и творчества. Драма «Гроза». Идейно-художественное своеобразие. Город Калинов и его обитатели. Образ Катерины. Ее душевная трагедия. Семейный и социальный конфликт в драме. Борьба героини быть свободной в своих чувствах. Ее столкновение с «темным царством». Внутренний конфликт Катерины. Роль религиозности в духовном мире героини. Тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. «Бесприданница». Анализ комедии «Бесприданница». Лариса и ее трагическая судьба. Быт и нравы русской провинции. Сценическая история пьесы и ее экранизации. Драматургическое мастерство Островского. Пьесы драматурга на русской сцене. Современные постановки пьес Островского.
Теория литературы: драма как род литературы. Драматические жанры: комедия, трагедия, драма. Конфликт в драматическом произведении,этапы развития действия. Монолог, диалог, речевая характеристика персонажа. Образ-символ. Авторская позиция в драме и средства ее выражения..
Федор Иванович Тютчев (4ч)
Малая родина Тютчева. Тютчев и поколение «любомудров». Ф.И. Тютчев. «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа…», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим…», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое…»), «Эти бедные селенья…», «Последняя любовь», «День и ночь». Очерк жизни и творчества. Тютчев – поэт-философ и певец родной природы. Раздумья о жизни, человеке и мироздании. Тема родины. Любовная лирика: любовь как «поединок роковой». Художественное своеобразие и ритмическое богатство стиха. Тема России, историко-философские взгляды поэта. Поэтическое открытие русского космоса в зрелых произведениях Тютчева.
Теория литературы: лирика как род литературы. Философская поэзия. Пейзажная лирика. Мотив в лирике. Лирический герой. Средства художественной изобразительности и выразительности в лирике.
Николай Алексеевич Некрасов (5 ч)
О народных истоках мироощущения Некрасова. Детство и отрочество Некрасова. «Петербургские мытарства». Встреча с В.Г.Белинским. Основные темы и идеи в творчестве Н.А. Некрасова. «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди…», «Я не люблю иронии твоей…», «Поэт и гражданин», «Рыцарь на час», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»), «Пророк», «Блажен незлобивый поэт…», «Внимая ужасам войны…», «Зине», «О, муза! Я у двери гроба…», «Умру я скоро…». Очерк жизни и творчества. Поэт «мести и печали». Гражданственность лирики, обостренная правдивость и драматизм изображения жизни народа. Город и деревня в лирике Некрасова. Образ Музы. Гражданская поэзия и лирика чувств. Художественные открытия Некрасова, простота и доступность стиха, его близость к строю народной речи. Решение «вечных тем» в поэзии Некрасова.
Своеобразие любовной лирики Некрасова: глубокое постижение женской души, соединение социальных и личных мотивов в стихотворениях о любви.
Поиск героя нового времени в поэме «Саша»
Поэзия Некрасова в преддверии реформы 1861 года, поворот в художественных исканиях Некрасова.
Поэма «Коробейники». Закономерный этап творческой эволюции Некрасова: открытый выход к народу как читателю.
Поэма «Мороз, Красный нос». Трагедия одной крестьянской семьи судьба всего русского народа.
Историко-героические поэмы «Дедушка» и «Русские женщины».
Поэма-эпопея «Кому на Руси жить хорошо». История создания поэмы, сюжет, жанровое своеобразие, фольклорная основа, смысл названия. Горькая доля народа пореформенной России. Путешествие как прием организации повествования. Авторские отступления. Мастерство изображения жизни России. Многообразие народных типов в галерее героев поэмы. Народ в споре о счастье. «Люди холопского звания» и народные заступники. Народ и Гриша Добросклонов. Сатирические образы помещиков. Образ Савелия, «богатыря святорусского». Судьба Матрены Тимофеевны, смысл ее «бабьей притчи». Проблемы счастья и смысла жизни в поэме.
Теория литературы: лирический герой, биографические мотивы в лирике. Жанры лирики (ода, сатира, послание, песня). Поэма. Поэма-эпопея. Фольклорные мотивы. Проблематика.
Афанасий Афанасьевич Фет (3 ч)
Биография и творческий путь Фета.
«Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь…», «Еще майская ночь», «Учись у них-у дуба, у березы..», «Одним толчком согнать ладью живую..», «На стоге сне ночью южной..», «Еще майская ночь…», «Я тебе ничего не скажу…», «Как беден наш язык! Хочу и не могу…», «Пчелы», «Вечер».
Стихи Фета о назначении поэзии. Сознательность выбора поэтом роли защитника «чистого искусства», философские основания житейской и эстетической программы Фета.
Место Фета в русской поэзии второй половины XIX века. Светлый, жизнеутверждающий характер лирики поэта. Основные особенности поэтики Фета, его важнейшие художественные открытия: метафоричность, импрессионистичность, музыкальность, интуитивность, символизм и т.д.
Любовная лирика Фета. Природа в поэзии Фета. Преображение житейских впечатлений в поэтический образ. Стихотворения Фета в контексте литературной традиции.
Теория литературы: лирическое стихотворение как жанр. Пейзажная лирика, интимная лирика. Мотив в лирике. Лирический герой. Средства художественной изобразительности и выразительности в лирике. Импрессионизм в искусстве и литературе.
Алексей Константинович Толстой (2 ч)
Жизненный и творческий путь А.К. Толстого, зарождение и созревание его страсти к искусству. Нравственная твердость писателя, последовательная защита им интересов русской литературы.
«То было раннею весной…», «Средь шумного бала, случайно…», «Меня, во мраке и в пыли…», «Край ты мой, родимый край…», «Колокольчики мои…», «Двух станов не боец, но только гость случайный..»
Лирика А.К. Толстого: основные мотивы, неповторимое своеобразие поэзии А.К. Толстого, прочно укорененной в традициях русской классической литературы.
Баллады и былины А.К. Толстого. Трилогия Толстого «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович», «Царь Борис». «Василий Шибанов», «Илья Муромец», «Садко».
Сатирические произведения А.К. Толстого. Литературная маска Кузьмы Пруткова. «Плоды раздумья». Стихотворения «Мой портрет», «Мое вдохновение», «Перед море житейским», «Осень. С персидского, из Ибн-Фета» .
Теория литературы: лирический герой. Средства художественной изобразительности и выразительности в лирике. Баллада как литературный жанр. Историзм в литературе. Стилизация, пародия. Юмор, ирония и сатира как виды комического. Литературная маска.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (4 ч)
Драматическая судьба писателя-сатирика. Общественно-политическая позиция писателя Салтыкова-Щедрина.
«История одного города» как сатирическое произведение. Перекличка событий и героев произведения с фактами российской истории. Собирательные образы градоначальников и «глуповцев». Органчик и Угрюм-Бурчеев. Тема народа. Смысл финала романа «История одного города».
Общественный роман «Господа Головлевы».
«Сказки» Салтыкова-Щедрина. «Карась-идеалист», « Премудрый пискарь», «Пропала совесть», «Рождественская сказка», «Самоотверженный заяц», «Христова ночь». Проблемно-тематические группы сатирических сказок писателя. Социально и религиозно-философское содержание сказок, их идейно-художественное своеобразие.
Творчество Салтыкова-Щедрина как свидетельство духовного взлета русской словесности в XIX веке: созидательная роль обличительной литературы
Теория литературы: пародия, гротеск, фантастика как приемы сатиры. Литературная сказка. Антиутопия (первичное представление)
Страницы истории западноевропейского романа XIX века (3 ч)
Фредерик Стендаль «Красное и черное».
Оноре де Бальзак «Человеческая комедия». Роман «Евгения Гранде».
Роман « Отец Горио». Новелла «Гобсек».
Чарльз Диккенс. «Рождественская песнь в прозе». Роман «Домби и сын».
Теория литературы: реализм как литературное направление
Федор Михайлович Достоевский (11ч)
Этапы биографии и творчества. Творческая биография Ф.М, Достоевского.
Начало литературной деятельности. «Бедные люди»: причина высокой оценки романа Белинским и Некрасовым. Кружок Петрашевского. Сибирь и каторга. Почвенничество Достоевского, связь его убеждений с христианскими идеями и философскими исканиями эпохи. Воплощение почвенических взглядов Достоевского в «Пушкинской речи».
Роман «Преступление и наказание». В Петербурге Достоевского. Раскольников среди униженных и оскорбленных. Социальные и философские причины бунта Раскольникова. Идея Раскольникова о праве сильной личности. Преступление Раскольникова. Причины поражения Раскольникова. Раскольников и «сильные мира сего». Раскольников и его «двойники» (Лужин и Свидригайлов). Место Раскольникова в системе образов романа. Раскольников и Порфирий Петрович. Роль Сони Мармеладовой и ее христианской веры в нравственном возрождении главного героя. «Преступление и наказание» в русской критике.
«Идиот» -роман о «положительно прекрасном» человеке, трагизм образа главного героя-князя Мышкина. Спор с нигилизмом в романе «Бесы». Поверка господствующих идей современной европейской цивилизации в романе «Подросток». Роман «Братья Карамазовы» как синтез художественно-философских исканий писателя, глубокое исследование духовной болезни современного общества-карамазовщины и ее нравственных последствий. Жанровое своеобразие романов Достоевского как идеологических, полифонических романов-трагедий.
Теория литературы: социально-психологический роман. Проблематика, художественная идея. Психологизм в литературе, способы изображения внутреннего мира героя (монолог, внутренняя речь, деталь и др.) Портрет, пейзаж, интерьер, внесюжетные эпизоды и их роль в произведении. Художественная интерпретация, научная интерпретация.
Лев Николаевич Толстой (14 ч)
Родовое гнездо. Традиции дворянского рода, к которому принадлежал писатель. Детство, ранние годы Толстого в семье, обстановка родственного тепла и доброты, сформировавшая душевный склад писателя. Отрочество и юность. Годы учения Толстого в Казанском университете и попытка начать государственную службу, увлечение руссоистскими идеями и самоанализом, отразившееся в дневниках.
Диалектика трех эпох развития человека в трилогии Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность». Художественное новаторство произведения о духовном становлении человека. Чернышевский о «диалектике души» Толстого. От «диалектики души»- к «диалектике характера».
Толстой-участник Крымской войны. Художественные открытия писателя во время военной кампании 1853-1855 годов. Итог размышлений писателя об истинном и ложном патриотизме- «Севастопольские рассказы».
Творчество Толстого начала 1860-х годов. Повесть «Казаки» и рассказ «Люцерн», связанные размышлениями писателя о современной цивилизации.
Общественная и педагогическая деятельность Толстого. Его работа в Яснополянской школе для крестьянских детей.
«Война и мир» - роман-эпопея: проблематика, образы, жанр.
История создания. Жанровое своеобразие. Художественные особенности произведения: специфика композиции, психологизм и «диалектика души» в раскрытии характеров персонажей. Женские образы романа – Наташа Ростова и Марья Болконская. Картины войны в романе. «Роевая» жизнь крестьянства. Психологизм прозы Толстого. Приемы изображения духовного мира героев («диалектика души»). Внутренний монолог как прием психологической характеристики героя. Антитеза как центральный композиционный прием в романе. Портрет, пейзаж, диалоги и внутренние монологи в романе. Народ и толпа. Наполеон и Кутузов: противопоставление эгоистической личности и общенародного единства, которое ярче всего реализуется в контрастных образах Наполеона и Кутузова. Изображение народного характера войны 1812 года и антивоенный пафос романа. Жизненные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова, нравственно-психологический облик героев, их духовный путь, авторское отношение к героям. Художественное значение подробного психологического анализа в прозе Толстого. «Текучесть человека», таящая возможности бесконечного обновления, нравственного совершенствования. Значение образа Платона Каратаева. Эпилог романа, его полемический характер. Значение эпилога в художественном мире романа, свидетельствующего о неразрешенности основных конфликтов общенациональной жизни.
«Анна Каренина». Роман, в котором Толстой развивает «мысль семейную». Неизбежность гибели героини как следствие душевного тупика, распада духовных связей между людьми в условиях современной цивилизации.
Религиозно-эстетические взгляды Толстого. Важнейшие основы философского учения, с позиции которого писатель разворачивает критику современных ему общественных институтов: церкви, государства, собственности и семьи. Противоречивость и глубина исканий Толстого, не сводимых к догматическому «толстовству». Идейно-художественное своеобразие романа «Воскресение».
Последние годы жизни писателя, его тайный уход из Ясной Поляны и смерть.
Теория литературы: повесть, рассказ, роман-эпопея, исторический роман. Народность в литературе. Нравственно-философская проблематика. Образ героя, характер в литературе. Система персонажей. Действие в эпическом произведении, сюжет, эпизод. Психологизм в литературе, «диалектика души».
Николай Семенович Лесков (4 ч)
Краткая справка о жизни и творчестве писателя. Судьба его творчества. Художественный мир произведений Н.С. Лескова.
Напряженность сюжетов и трагизм судеб героев его произведений. Рассказ «Леди Макбет Мценского уезда». Глубокое знание русской жизни, отразившееся в трагической истории Катерины Измайловой.
«Соборяне». Хроника Лескова, раскрывшая богатые возможности русского народа. Трагический финал произведения и вера автора в торжество христианских идеалов.
«Очарованный странник». Изображение национального русского характера в повести. Идейно-художественное своеобразие повести. Лесков как мастер изображения русского быта. Национальный характер в изображении писателя. Образ Ивана Флягина, богатырство главного героя, его художественная одаренность, стихийность, неподвластная разуму буйная широта проявлений, граничащая с безумием, неумирающие сердечность и совестливость героя. Формирование типа «русского праведника» в прозе Лескова. Художественный мир писателя. Характерные особенности писательской манеры Лескова: анекдотизм, ослабление сюжетности, сказовое начало повествования и другие.
Теория литературы: рассказ, очерк, хроникальное повествование. Сказовое начало в литературе.
Страницы зарубежной литературы конец XIX – начало XX вв. (3 ч)
Обзорная лекция по творчеству Генрик Ибсена, Ги де Мопассана, Бернарда Шоу.
Генрик Ибсен. «Кукольный дом» («Нора»). Образ героини. Вопрос о правах женщины.
Ги де Мопассан. Основные этапы творческой биографии писателя, роль Мопассана в развитии жанра новеллы, социально-психологическая коллизия в новелле «Ожерелье».
Джордж Бернард Шоу. Обзор творчества писателя. Пьеса «Пигмалион», в которой древний миф об ожившей статуе получает парадоксальное истолкование и становится ироническим вызовом современному буржуазному обществу.
Теория литературы: драма как род литературы. Художественный мир драматического произведения.
Антон Павлович Чехов(9 ч)
Особенности художественного мироощущения Чехова. Истоки чеховского стиля, основанного на недоверии к отвлеченной теории, отмеченного сдержанностью, недоговоренностью, эстетическим совершенством.
Труд самовоспитания. Детство и юность Чехова, жизненные правила, привитые ему в семье.. Формирование убеждений будущего писателя.
Ранний период творчества. Особенность поэтики, специфика приемов комического изображения жизни в ранних рассказах Чехова.
Творчество второй половины 1880-х годов. «Горе», «Тоска», «Рассказ госпожи NN». Поиск Чеховым «живых душ» в эпоху безвременья. Обращение писателя к народной и детской темам.
Повесть «Степь» как итог творчества Чехова 1880-х годов. Символическое значение образа степи, безграничной, как душа народа. Путешествие Чехова на остров Сахалин как важный этап в гражданском становлении писателя.
Повести Чехова, созданные в 1890-е годы. «Дуэль», «Попрыгунья», «Дом с мезонином», герои которых, страдающие самодовольством, близорукой самонадеянностью, прозревают в драматических обстоятельствах и осознают свою неправоту. Трагедия доктора Рагина в рассказе «Палата № 6».
Деревенская тема. Повести «Мужики» и «В овраге». Тема неблагополучия русской жизни, распада, охватившего даже народный мир с его вековыми устоями.
Рассказ «Студент». Преодоление главным героем охватившего его духовного смятения, утверждение высокой природы духовных борений человека.
«Маленькая трилогия». Рассказы, входящие в трилогию: «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», как этапы художественного исследования основ современного общества, где люди задыхаются в «футлярном существовании», не находя сил вырваться из него.
Рассказ «Ионыч». История постепенного омертвения души доктора Старцева. Пошлость обыденной жизни и неспособность персонажей противостоять ее неумолимому действию.
Повесть «Дама с собачкой». Стремление Чехова отыскать в повседневности выход в одухотворенную и осмысленную жизнь.
Художественное своеобразие чеховской драматургии. Пьесы «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», их творческая история и сценическая судьба.
Комедия «Вишневый сад». Своеобразие конфликта и его разрешение в пьесе. Двойственное освещение действующих лиц, своеобразие авторского взгляда не героев. Представители разных поколений, охваченные общим недовольством жизнью и в равной степени беспомощные перед ней. Лиризм и комическое начало в художественном мире пьесы. Жанровое своеобразие комедии Чехова.
Теория литературы: рассказ. Тема, сюжет, идея. Комедия. Конфликт и его реализация в сюжете пьесы. Система персонажей. Речевая организация произведения. Лиризм. Символические образы.
Мировое значение русской литературы XIX века (2 ч)
Своеобразие русской классики XIX, ренессансной по своему масштабу, стремящейся к воплощению общенациональных и общечеловеческих идеалов, утверждению христианской духовности.
Теория литературы: тематика, проблематика, пафос. Историко-литературный процесс.
- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Содержание | Кол-во часов | КР | РР | Вн.чт. |
Введение | 1 | - | - | - |
Становление и развитие реализма в РЛ XIX века | 1 | - | - | - |
Русская литературная критика второй половины XIX века | 3 | - | - | - |
Иван Сергеевич Тургенев | 11 | 1 | 1 | 1 |
Николай Гаврилович Чернышевский | 4 | - | 1 | |
Иван Александрович Гончаров | 9 | 1 | 2 | 1 |
Александр Николаевич Островский | 9 | 1 | 1 | 2 |
Федор Иванович Тютчев | 4 | - | 1 | - |
Николай Алексеевич Некрасов | 5 | - | 1 | 1 |
Афанасий Афанасьевич Фет | 3 | 1 | 1 | - |
Алексей Константинович Толстой | 2 | - | - | - |
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин | 4 | 1 | 1 | 1 |
Страницы истории западноевропейского романа XIX века | 3 | - | - | - |
Федор Михайлович Достоевский | 11 | 1 | 1 | 2 |
Лев Николаевич Толстой | 14 | 1 | 3 | 2 |
Николай Семенович Лесков | 4 | 1 | 1 | 1 |
Страницы зарубежной литературы конец XIX – начало XX вв. | 3 | - | - | - |
Антон Павлович Чехов | 9 | 1 | 3 | 2 |
Мировое значение РЛ XIX века | 2 | 1 | 1 | - |
Итого | 102 | 10 | 18 | 13 |
- Календарно-тематическое планирование
№ урока | Наименование разделов и тем | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения | |
1 | Введение | |||
2 | Становление и развитие реализма в РЛ XIX века | |||
3 | Русская литературная критика второй половины XIX века | |||
4 | Расстановка общественных сил в 1860 годы. | |||
5 | Направления в русской литературной критике второй половины XIX века | |||
6 | И. С. Тургенев. Основные этапы жизни и творчества Тургенева. | |||
7 | ВН.ЧТ. И. С. Тургенев. Обзор произведений | |||
8 | Творческая история романа «Отцы и дети» | |||
9 | Трагический характер конфликта в романе «Отцы и дети». Художественное своеобразие романа | |||
10 | Споры Базарова с Павлом Петровичем Базаровым.Анализ эпизода | |||
11 | Споры Базарова с Павлом Петровичем Базаровым.Анализ эпизода | |||
12 | Внутренний конфликт в душе Базарова | |||
13 | Внутренний конфликт в душе Базарова | |||
14 | «Отцы и дети» в русской критике | |||
15 | КР по роману Тургенева «Отцы и дети» | |||
16 | РР Сочинение по роману Тургенева «Отцы и дети» | |||
17 | Н. Г.Чернышевский.Жизненный и творческий путь | |||
18 | Роман Чернышевского «Что делать?»: творческая история,особенности жанра и композиции,система образов | |||
19 | Роман Чернышевского «Что делать?»: творческая история,особенности жанра и композиции,система образов | |||
20 | РРДискуссия по роману Чернышевского «Что делать?» | |||
21 | И.А.Гончаров.Основные этапы жизни и творчества | |||
22 | Творческая история романа Гончарова «Обломов». Сюжет и композиция | |||
23 | Обломов и Штольц | |||
24 | Обломов и Штольц | |||
25 | История любви Обломова и Ольги Ильинской | |||
26 | ВН.ЧТ. Роман «Обломов» в русской критике. Обзор романа «Обрыв» и романа «Обыкновенная история» | |||
27 | РР Коллективный проект. Обсуждение фильма «Несколько дней из жизни И.И.Обломова» | |||
28 | РР.Сочинение по роману Гончарова «Обломов». | |||
29 | КР по роману Гончарова «Обломов». | |||
30 | А. Н.Островский. Основные этапы жизни и творчества. | |||
31 | ВН.ЧТ. А.Н.Островский. Обзор ранних произведений | |||
32 | Творческая история драмы Островского «Гроза». Своеобразие конфликта,жанра,композиции. Система образов драмы | |||
33 | Драма Островского «Гроза». Катерина как трагический характер. | |||
34 | Драма Островского «Гроза» в русской критике. Анализ эпизода | |||
35 | ВН.ЧТ.Драматургия Островского конца 1860-х-1870-х годов. Драма «Бесприданница» | |||
36 | А. Н.Островский .Драма «Бесприданница» | |||
37 | РР Сочинение по драмам «Гроза» и «Бесприданница» | |||
38 | КР по творчеству А.Н.Островского | |||
39 | Ф.И.Тютчев. Основные этапы жизни и творчества. | |||
40 | Мир и природа в поэзии Тютчева | |||
41 | Философская лирика Тютчева | |||
42 | РР.Любовная лирика Тютчева | |||
43 | Основные этапы жизни и творчества Н.А.Некрасова. Темы и идеи лирики Некрасова | |||
44 | Творчество Некрасова:лирика,ранние поэмы | |||
45 | ВН.ЧТ. Ранние поэмы Некрасова | |||
46 | Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» | |||
47 | РР Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» | |||
48 | Основные этапы жизни и творчества А.А.Фета. Своеобразие лирики | |||
49 | РР. Лирика Фета | |||
50 | КР по творчеству Тютчева, Некрасова,Фета | |||
51 | А.К.Толстой. Основные этапы жизни и творчества. Своеобразие лирики | |||
52 | Универсальный талант А.К.Толстого | |||
53 | Основные этапы жизни и творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина. Проблематика и поэтика сатиры «Истории одного города» | |||
54 | РР Коллективный проект. Дискуссия по «Истории одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина. | |||
55 | ВН.ЧТ Обзор романа «Господа Головлевы». Цикл сказок | |||
56 | КР по творчеству М. Е. Салтыкова-Щедрина | |||
57 | Страницы истории западноевропейского романа XIX века. Фредерик Стендаль «Красное и черное». | |||
58 | Обзор творчества Оноре де Бальзака | |||
59 | Обзор творчества Чарльза Диккенса | |||
60 | Основные этапы жизни и творчества Ф. М.Достоевского. Начало литературной деятельности.Роман «Бедные люди» | |||
61 | Основные этапы жизни и творчества Ф. М.Достоевского | |||
62 | «Преступление и наказание» как идеологический роман | |||
63 | Идея и натура Раскольникова | |||
64 | Раскольников и Сонечка | |||
65 | Роман «Преступление и наказание» в русской критике. Экранизация романа | |||
66 | Роман «Преступление и наказание» в русской критике. Экранизация романа | |||
67 | ВН.ЧТ.Обзор романов «Идиот», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы» | |||
68 | ВН.ЧТ.Обзор романов «Идиот», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы» | |||
69 | РР. Сочинение по роману Ф. М.Достоевского «Преступление и наказание» | |||
70 | КР. Взгляды и творчество Ф. М.Достоевского | |||
71 | Основные этапы жизни и творчества Л. Н. Толстого | |||
72 | Военный опыт Л. Н. Толстого,его общественная и педагогическая деятельность. ВН.ЧТ. «Севастопольские рассказы»,повесть «Казаки» | |||
73 | Творческая история романа «Война и мир». Особенности жанра и композиции | |||
74 | Народ и толпа. Наполеон и Кутузов в романе «Война и мир» | |||
75 | Народ и толпа. Наполеон и Кутузов в романе «Война и мир» | |||
76 | Жизненные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова | |||
77 | Жизненные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова | |||
78 | Наташа Ростова. Эпилог «Войны и мира» | |||
79 | Наташа Ростова. Эпилог «Войны и мира» | |||
80 | РР. Литературоведческий практикум по роману Л.Н.Толстого «Война и мир» | |||
81 | РР. Литературоведческий практикум по роману Л.Н.Толстого «Война и мир» | |||
82 | РР.Сочинение по роману Л.Н.Толстого «Война и мир» | |||
83 | ВН.ЧТ. Обзор романов Л.Н.Толстого «Анна Каренина» и «Воскресение». Религиозно-этические взгляды Толстого | |||
84 | КР. Взгляды и творчество Л.Н.Толстого | |||
85 | Основные этапы жизни и творчества Н. С. Лескова | |||
86 | ВН.ЧТ.Повесть Лескова «Леди Макбет Мценского уезда». Обзор хроники «Соборяне» | |||
87 | РР. Литературоведческий практикум по повести Лескова «Очарованный странник» | |||
88 | КР по творчеству Н. С. Лескова | |||
89 | Основные этапы жизни и творчества А.П.Чехова | |||
90 | ВН.ЧТ. Проза Чехова. Рассказы «Горе», «Тоска», «Рассказ госпожи NN». Повести «Степь», «Дуэль», «Попрыгунья», «Дом с мезонином» и др. | |||
91 | Проза Чехова. Рассказ «Ионыч». | |||
92 | РР. Литературоведческий практикум по прозе Чехова | |||
93 | ВН.ЧТ. Художественное своеобразие чеховской драматургии. Пьесы «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры» | |||
94 | Пьеса А.П.Чехова «Вишневый сад» | |||
95 | Прошлое, настоящее и будущее в пьесе «Вишневый сад» | |||
96 | КР по творчеству А.П.Чехова | |||
97 | РР. Сочинение по творчеству А.П.Чехова. | |||
98 | Страницы зарубежной литературы конец XIX – начало XX вв. Обзор творчества Генрика Ибсена | |||
99 | Обзор творчества Ги де Мопассана | |||
100 | Обзор творчества Джорджа Бернарда Шоу | |||
101 | Мировое значение русской литературы XIX века. | |||
102 | КР Итоговый тест по программе 10 класса | |||
- ГРАФИК КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
№ КР | Наименование контрольной работы | Плановые сроки | Скорректированные сроки |
1 | КР по роману Тургенева «Отцы и дети» | ||
2 | КР по роману Гончарова «Обломов». | ||
3 | КР по творчеству А.Н.Островского | ||
4 | КР по творчеству Тютчева, Некрасова, Фета | ||
5 | КР по творчеству М. Е. Салтыкова-Щедрина | ||
6 | КР. Взгляды и творчество Ф. М.Достоевского | ||
7 | КР. Взгляды и творчество Л.Н.Толстого | ||
8 | КР по творчеству Н. С. Лескова | ||
9 | КР по творчеству А.П.Чехова | ||
10 | КР Итоговый тест по программе 10 класса |
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания кафедры гуманитарных наук № 1 от августа 2020 г.
СОГЛАСОВАНО зам. директора по НМР ______________/Шубенкова Ю.М./ от августа 2020 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе.Коровина В. 5 класс.
Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе авторской программы по литературе для 5-9 кл.под ред. Коровиной В.Я.- М., «Просвещение», 2009 г. , рассчитанной на 105часов. П...
Рабочая программа по литературе в 5-9 классах
предлагаю Вашему вниманию разработанную мною рабочую программу по литературе...
Рабочая программа по литературе в 5 -11 классах под редакцией В.Я.Коровиной
Рабочая программа по литературе под редакцией Коровиной и пояснительная записка для 5 -11 классов по литературе...
Рабочая программа по литературе для 10-11 классов по программе В.А.Коровиной
Рабочая программа по литературе для 10-11 классов создана на основе авторской программы под редакцией В.а.Коровиной, М.-Просвещение, 2008 год...
Рабочая программа по литературе.Уровень общего образования (класс): основное общее образование, базовый уровень(ФКГОС), 9 класс
Рабочая программа по литературе для 9 класса составлена на основе примерной Программы основного общего образования по литературе и Программы по литературе для 9 класса к учебнику под...
Рабочая программа по литературе для 5-9 классов (на основе авторской программы по литературе В.Я. Коровиной, В.П. Журавлёва, В.П. Полухиной, В.И. Коровина, И.С. Збарского).
Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе для 5-9 классов В.Я. Коровиной, В.П. Журавлёва, В.П. Полухиной, В.И. Коровина, И.С. Збарского. Рабочая програм...
Рабочая программа по литературе для 10-11 классов по программе Архангельского, Агеносова (профильный уровень)
Рабочая программа по литературе для 10-11 классов...