Рабочая программа по родной литературе, 5 - 7 класс.
рабочая программа (5, 6, 7 класс)
Рабочая программа по родной литературе 5 - 7 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rodnaya_literatura_5-7_klass.docx | 46.69 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА» ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
5 – 7 классы
Нормативная правовая основа для разработки настоящей примерной программы по учебному предмету «Родная литература» составляют следующие документы:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании);
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577);
«Концепции преподавания русского языка и литературы», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.04.2016 г. № 637;
Региональный компонент государственного стандарта общего образования по литературе: Ростов-на-Дону; 2004
«Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации», утвержденной Правительством Российской Федерации от 03.06.2017 № 1155.
Программа включает пояснительную записку, в которой раскрываются цели изучения родной (русской) литературы, даётся общая характеристика курса, определяется место учебного предмета в «Родная литература» учебном плане, раскрываются основные подходы к отбору содержания курса, характеризуются его основные содержательные линии.
Программа устанавливает требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по родному (русской) литературе на личностном, метапредметном и предметном уровнях, примерное содержание учебного предмета «Родная литература».
Программа определяет содержание учебного предмета по годам обучения, основные методические стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета «Родная литература»
Пояснительная записка
Рабочая программа по родной литературе для 5-9 классов составлена на основе Регионального компонента государственного стандарта общего образования по литературе: (авт-сост: В.Я. Рыбникова, Т.И. Павлова и др.) Ростов-на-Дону; 2004
Данная программа включает в себя последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Цель программы: обогащение духовного мира учащихся посредством приобщения к лучшим образцам литературы Дона, формирование у школьников национальной идентичности, толерантности, чувства патриотизма, уважения к ценностям донской культуры и традиций, развитие читательской культуры и потребности в самостоятельном изучении литературы Дона.
Обучение родной литературе проводится по специально разработанной программе, отражающего региональный компонент Донского края. Это позволяет уделить особое внимание не только произведениям донских писателей, но и глубоко и полно изучить судьбу и творческий путь самих донских авторов. С Донским краем связана судьба таких русских писателей, как А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, А.М. Горький, В.В. Маяковский, М.А. Шолохов... Познакомить ребят с малоизвестными страницами художественных произведений, с жизнью и творчество пребывавших и живших на Дону писателей, с воспоминаниями очевидцев и современников, характеризующих писателей и поэтов с новой для нас точки зрения, критическими статьями, содержащими большое количество разнообразного материала, помогающего аналитическому осмыслению, призвано литературное краеведение. Оно является не только составной частью регионального компонента по донской литературе, но и представлено в расширенном и углубленном аспектах. За основу для разработки программ курса взяты программы элективных курсов по литературе, разработанные и апробированные учителями школ Ростовской области под научным и методическим руководством специалистов РИПК и ППРО.
Предлагаемый спецкурс призван дать учащимся представление о литературной летописи Дона, пробудить в них интерес к жизни родного края, сформировать потребность правильно оценивать общественную роль художественных произведений, воспитать высокие патриотические чувства.
Достижение намеченных целей связано с задачами, которые предстоит решать на уроках по родной литературе:
• знакомство обучаемых с творчеством писателей-краеведов Дона;
• формирование и развитие способности искать и находить в художественных текстах родной свет Донской земли, то есть совокупность исторического, природно-климатического, а также приметы языкового характера;
• развитие умения находить и анализировать в произведениях русских писателей и поэтов впечатления, которые производила на них Донская земля во время их пребывания на Дону;
• расширение кругозора и лексического запаса учащихся за счёт изучения произведений донских писателей (пословицы, поговорки);
• изучение с лексики, диалектной фразеологии, особенностяей быта и обычаев донского казачества.
Объект изучения в учебном процессе − литературное произведение в его жанрово-родовой и историко-культурной специфике.
Постижение произведения происходит в процессе системной деятельности школьников, как организуемой педагогом, так и самостоятельной, направленной на освоение навыков культуры чтения (вслух, про себя, по ролям; чтения аналитического, выборочного, комментированного, сопоставительного и др.) и базовых навыков творческого и академического письма, последовательно формирующихся на уроках родной литературы.
Общая характеристика учебного курса
ФГОС ООО признает приоритетной духовно-нравственную ценность литературы для школьника – будущего гражданина своей страны, любящего свой народ и уважающего его традиции, язык и культуру. Изучение родной литературы играет ведущую роль в процессах воспитания личности, развития ее нравственных качеств и творческих способностей, в сохранении и развитии национальных традиций и исторической преемственности поколений. Родная литература как культурный символ России, высшая форма существования российской духовности и языка в качестве школьного предмета посредством воздействия на эстетические чувства воспитывает в человеке патриотизм, чувства исторической памяти, принадлежности к культуре, народу и всему человечеству.
Содержание программы каждого класса включает в себя произведения (или фрагменты из произведений) родной литературы, помогающие школьнику осмыслить её непреходящую историко-культурную и нравственно-ценностную роль. Критерии отбора художественных произведений для изучения: высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, культурно-исторические традиции.
В программе представлены следующие разделы:
- Устное народное творчество.
- Древнерусская литература.
- Донская литература XVIII в.
- Донская литература XIX в.
- Донская литература XX в.
Место учебного курса «Родная литература»
Учебный предмет «Родная (русская) литература» как часть образовательной области «Родной язык и литература» тесно связан с предметом «Родной язык». Родная литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной родной речью.
Программа учебного предмета «Родная литература» предназначена для изучения в 5-9 классах и рассчитана на 17 часов.
Класс | Количество часов в неделю | Количество часов в год |
5 | 0,5 | 17 |
6 | 0,5 | 17 |
7 | 0,5 | 17 |
8 | 0,5 | 17 |
9 | 0,5 | 17 |
Итого | 2,5 | 85 |
В данной программе предусмотрены часы на выполнение практической части программы.
Контрольные работы: в V- IX классах - 2 сочинения.
Форма организации образовательного процесса - классно-урочная: традиционные уроки (усвоение новых знаний, закрепление изученного, повторительно-обобщающий урок, комбинированный урок, урок контроля знаний, урок развития речи); нестандартные уроки: зачёт, семинар. Виды и формы контроля:
- Изучение локального материала (лекция учителя, работа с художественными текстами, краеведческой, критической литературой).
- Подготовка обучающимися сообщений, докладов, сочинений по предложенным темам.
- Выпуск альбомов, фотоальбомов о памятных историко-литературных местах, связанных с жизнью и пребыванием на Дону писателей и поэтов.
- Организация выставок краеведческой литературы.
- Экскурсии в музеи Ростова-на-Дону, Таганрога, Азова, Новочеркасска, Танаиса с целью изучения материалов о пребывании на Дону А.С. Пушкина, А.П. Чехова, Л.Н. Толстого.
- Письменный ответ на вопрос.
- Выразительное чтение (чтение наизусть).
- Сочинение на литературоведческую тему.
- Проект.
Курс родной литературы является интегрированным, так как в процессе изучения литературы Дона прослеживается тесная связь с изучением истории Донского края, а также лексики и фразеологии местных диалектов.
Личностные результаты изучения предмета родная (русская) литература являются:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою малую Родину, прошлое и настоящее Донского края; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории Донского края, его культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народа;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие чувства прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность русской речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;
- потребность в самовыражении через слово.
Средством достижения этих результатов служат тексты донской литературы, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Учащийся научится:
- понимать донскую литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа;
- уважительно относиться к родной литературе;
- оценивать свои и чужие поступки;
- проявлять внимание, желание больше узнать.
- понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;
- анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.
Метапредметными результатами изучения курса родная (русская) литература является формирование УУД.
Регулятивные УУД:
- формулировать в сотрудничестве с учителем проблему и цели урока; способствовать к целеполаганию, включая постановку новых целей;
- анализировать в обсуждении с учителем условия и пути достижения цели;
- совместно с учителем составлять план решения учебной проблемы;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность под руководством учителя;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Учащийся научится:
- планированию пути достижения цели;
- установлению целевых приоритетов;
- оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).
- учитывать условия выполнения учебной задачи;
- осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия».
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД:
- овладение навыками смыслового чтения;
- извлекать информацию (в сотрудничестве и при поддержке учителя), представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
- владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
- перерабатывать в сотрудничестве с учителем и преобразовывать информацию из одной формы в другую (переводить сплошной текст в план, таблицу, схему и наоборот: по плану, по схеме, по таблице составлять сплошной текст);
- излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты художественной литературы; технология продуктивного чтения.
Учащийся научится:
- строить сообщение в устной форме;
- находить в художественном тексте ответ на заданный вопрос;
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;
- обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).
Коммуникативные УУД:
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
- планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве (при поддержке направляющей роли учителя);
- уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером при непосредственной методической поддержке учителя;
- уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (в том числе и помощь учителя);
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
- выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.
Учащийся научится:
- устанавливать и вырабатывать разные точки зрения;
- аргументировать свою точку зрения;
- задавать вопросы.
- продуктивно разрешать конфликты на основе учѐта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).
Все виды личностных и метапредметных УУД развиваются на протяжении обучения ребенка в 5 – 9 классах. Приращением в данных действиях становится глубина внутреннего осознания значимости данных действий и степень самостоятельности их применения.
Предметными результатами изучения курса родная (русская) литература является сформированность следующих умений:
- осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
- понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
- развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
- овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п.;
- формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Учащийся научится:
- владеть различными видами пересказа,
- пересказывать сюжет;
- выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу;
- характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;
- находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;
- определять родо-жанровую специфику художественного произведения;
- выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;
- выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;
- ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой;
- пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.
Устное народное творчество
Учащийся научится:
- видеть черты русского национального характера в героях донских сказок;
- пересказывать сказку, чѐтко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для сказки художественные средства;
- учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения.
Древнерусская литература
Учащийся научится:
- характеризовать отдельные эпизоды донской истории с помощью произведений древнерусской литературы;
- характеризовать исторических персонажей прочитанных произведений;
- формировать вывод о пафосе и идеях произведений древнерусской литературы.
Русская литература XIX—XX вв.
Учащийся научится:
- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;
- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
- характеризовать нравственную позицию героев;
- формулировать художественную идею произведения;
- формулировать вопросы для размышления;
- участвовать в диспуте и отстаивать свою позицию;
- давать психологическую характеристику поступкам героев в различных ситуациях;
- создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
- сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других видах искусства, аргументировано оценивать их;
- выразительно читать произведения лирики;
- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять еѐ результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
Календарно- тематическое планирование
5 класс
№ | Наименование разделов, тем | Количество часов | Тема | ||
Общее | Р/Р | К/Р | |||
1 | Своеобразие донской литературы. | 1 | Донская литература как национально-культурная ценность народов Дона | ||
2 | Донской фольклор. | 2 | 1 | Казачьи песни, предания, легенды, былички. Казачьи народные сказки. («Бисеринка», «Волшебная лампочка») Тема мирного труда и защиты родной земли. Нравственное превосходство главных героев. Герои сказки в оценке автора-народа. Особенности сюжета. Народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках | |
3 | Легенды и мифы древнего Дона и Приазовья | 1 | Мифы о происхождении скифов О происхождении савроматов | ||
4 | Донской героический эпос | 1 | Былины «Возвращение Дончака Добрыни из Туретчины», «Дюк Степанович и три разбойника». Гиперболизация и идеализация образов народных заступников | ||
5 | Из литературы XIX века. | 1 | История написания пролога к поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». В.П. Гнутов «Поэт в краю степей необозримых» | ||
1 | А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов о Доне | ||||
Поэтический образ Донского края | 1 | Родной край в поэзии Н.Ф. Щербины | |||
1 | 1 | РР Поэтический семинар | |||
Литература XX века | 1 | И. Д. Василенко «Артемка в цирке». Образ главного героя, история его жизни, | |||
1 | 1 | Г. Таганрог-родина А.П. Чехова и его героев. «Лошадиная фамилия». Юмор в изображении героев | |||
1 | Инсценировка рассказа А.П. Чехова | ||||
1 | 1 | М.А. Шолохов «Жеребенок». Взаимоотношения человека и животного в условиях военного времени | |||
Донская природа в произведениях поэтов ХХ века | 1 | Поэзия К. Бальмонта, А. Леонова, Н.Доризо | |||
1 | РР Поэтический семинар | ||||
Всего | 13 | 4 |
Календарно-тематическое планирование
6 класс
№ | Наименование разделов, тем | Количество часов | Тема | ||
Общее | Р/р | К/р | |||
1111 | Своеобразие родной литературы | 1 | Значимость чтения и изучения родной литературы для дальнейшего развития человека. Родная литература как способ познания жизни. | ||
2. | Донской фольклор | 1 | 1 | Воплощение в фольклорных произведениях донского национального характера, народных нравственных ценностей, прославление силы, справедливости, бескорыстного служения Отечеству. Сказка «Иван Светильник». Выразительное чтение произведения. Характеристика героев фольклорных произведений. | |
3. | Сказки донских писателей | 1 | П.В. Лебеденко «Сказки Тихого Дона». Фольклорная основа и отражение народного идеала в образах героев | ||
4. | Древнерусская литература | 1 | «Повесть об Азовском осадном сидении донских казаков» Образное отражение жизни в древнерусской литературе. | ||
5 | Литература XIX века Поэтический образ Донского края. | 1 | Прототипы чеховских героев. А.П. Чехов «Антон Павлович Чехов-лавочник» | ||
1 | Исторический и фольклорный Платов (А.Ф. Корольченко «Казак Платов», П.Н. Краснов «Атаман Платов») | ||||
2 | А.В. Кольцов «По-над Доном сад цветет». И.С. Никитин «Донцам». Н.П. Огарев «Дон». А.Н. Майков «Емшан». | ||||
5. | Литература XX века Стихи о военном детстве | 1 | С. Званцев - бытописатель чеховского Таганрога. «Толстый и тонкий». | ||
1 | А.С. Серафимович «Маленький шахтер». Влияние трудных жизненных ситуаций на формирование характера подростка | ||||
1 | П.Н. Яковлев «Первый ученик». Трудности в учении глазами подростка | ||||
1 | Д.И. Петров (Бирюк) «Повесть о моей юности». Реализм повествования | ||||
1 | .Б.В. Изюмский «Алые погоны». Преодоление трудностей жизни воспитанниками суворовского училища | ||||
2 | 1 | С.А. Королев «Игры военных лет», М.А. Щербинин «Рама», А. Тер-Маркарьян «Петух» | |||
15 час | 2 |
Календарно- тематическое планирование
7 класс
№ | Наименование разделов, тем | Количество часов | Тема | ||
Общее | Р/Р | К/Р | |||
1 | Русский фольклор | 1 | Героические былины. «Илья Муромец выезжает в поле», «Добрыня гуляет по полю Куликовскому», «Садко выходит на корабле во сине море» | ||
2 | Древнерусская литература | 1 | 1 | «Повесть о горе-злосчастии». Тема трагической судьбы молодого поколения, старающегося порвать со старыми формами семейно-бытового уклада, домостроевской моралью. | |
3 | Литература XIX века | 1 | И.А. Крылов и донцы. Д.И. Петров (Бирюк) «Кутузов читает басню» | ||
4 | 1 | А.С.Пушкин. на Донской земле. | |||
5 | 1 | М.Ю. Лермонтов и Дон. «Черкесы», «Два сокола» | |||
6 | 1 | А.П.Чехов. «Тоска», «Размазня». «Смех сквозь слезы». Трагическое и комическое в изображении героев | |||
7 | 1 | 1 | «Туляки блоху подковали» - инсценировка по сказу Н.С. Лекова «Левша» | ||
8 | Литература XX века | 1 | В.А. Закруткин «Подсолнух». Человек и природа | ||
9 | 1 | Ю.А. Дьяконов «Для того, чтобы жить». Изображение характеров и поступков главных героев | |||
10 | 1 | О.Л. Афанасьев «Годы взрастания.». Впечатления военного детства в изображении писателя | |||
11 | 1 | И.Д. Василенко «Волшебная шкатулка». Влияние детских впечатление на становление характера | |||
12 | 1 | Ю.А. Дьяконов «Приказ самому себе». Изображение поступков героев | |||
13 | 1 | 1 | Н.А. Оганесов «Мальчик на качелях». Своеобразие детективного жанра | ||
14 | 1 | Художественное своеобразие рассказов В.С. Золотарева | |||
Всего | 14 | 3 |
Примерные темы проектных и исследовательских работ
5 – 6 класс
- Книги: вчера, сегодня, завтра
- Литература и мой край
- Мои ровесники в литературных произведениях Дона
- Знаменитые поэты и писатели моего края
- Что читают мои одноклассники
- Новаторство А.П.Чехова и значение его творчества
7 - 8 класс
- Говорящие фамилии в произведениях писателей
- Литературные премии
- Памятники литературным героям
- Литературное краеведение
- Русские писатели и Дон
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по родной литературе для учащихся 10-12 классов специальных ( коррекционных) школ VIII вида
Данная программа может быть использована учителями специальных ( коррекционных) школ VIII вида....
Рабочая программа по родной литературе в 12 классе
12-ги класстың «Тыва чогаал» эртемин өөредирде ортумак ниити өөредилгеге хамаарыштыр «Россия Федерациязының өөредилге дугайында» Федералдыг хоойлузунга 29.12.2012 № 273, Россияның өөредилге болгаш эрт...
Рабочая программа по родной литературе 6 класс
2016-2017 уерэх дьылыгар 6 кылааска саха литературатын уерэтиини суруннуур бырагыраама...
Рабочая программа по родной литературе 7 класс
2016-2017 уерэх дьылыгар 7 кылааска саха литературатын уерэтиини суруннуур бырагыраама...
Рабочая программа по родной литературе 9 класс
2016-2017 уерэх дьылыгар 9 кылааска саха литературатын уерэтиини суруннуур бырагыраама...
Рабочая программа по родной литературе 10 класс
2016-2017 уерэх дьылыгар 10 кылааска саха литературатын уерэтиини суруннуур бырагыраама...
Рабочая программа по родной литературе 11 класс
2016-2017 уерэх дьылыгар 11 кылааска саха литературатын уерэтиини суруннуур бырагыраама...