Рабочая программа по родной литературе, 5 - 7 класс.
рабочая программа (5, 6, 7 класс)

Голоколосова Наталья Сергеевна

Рабочая программа по родной литературе 5 - 7 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodnaya_literatura_5-7_klass.docx46.69 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА» ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

5 – 7  классы


Нормативная правовая основа для разработки настоящей примерной программы по учебному предмету «Родная литература» составляют следующие документы:

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании);

приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577);

«Концепции преподавания русского языка и литературы», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.04.2016 г. № 637;

Региональный  компонент государственного стандарта общего образования по литературе: Ростов-на-Дону; 2004

 «Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации», утвержденной Правительством Российской Федерации от 03.06.2017 № 1155.

Программа включает пояснительную записку, в которой раскрываются цели изучения родной (русской) литературы, даётся общая характеристика курса, определяется место учебного предмета в «Родная литература» учебном плане, раскрываются основные подходы к отбору содержания курса, характеризуются его основные содержательные линии.

Программа устанавливает требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по родному (русской) литературе на личностном, метапредметном и предметном уровнях, примерное содержание учебного предмета «Родная литература».

Программа определяет содержание учебного предмета по годам обучения, основные методические стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета «Родная литература»

Пояснительная записка

Рабочая программа по родной литературе для 5-9 классов составлена на основе Регионального  компонента государственного стандарта общего образования по литературе: (авт-сост: В.Я. Рыбникова, Т.И. Павлова и др.) Ростов-на-Дону; 2004

Данная программа включает в себя последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Цель программы: обогащение духовного мира учащихся посредством приобщения к лучшим образцам  литературы Дона, формирование у школьников национальной идентичности, толерантности, чувства патриотизма, уважения к ценностям донской культуры и традиций, развитие читательской культуры и потребности в самостоятельном изучении литературы Дона.

Обучение родной литературе проводится  по специально разработанной программе,  отражающего региональный компонент Донского края.  Это  позволяет уделить особое внимание не только произведениям донских писателей, но и  глубоко  и полно изучить судьбу и творческий путь самих донских авторов.  С Донским краем связана судьба таких русских писателей, как А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, А.М. Горький, В.В. Маяковский, М.А. Шолохов... Познакомить ребят с малоизвестными страницами художественных произведений, с жизнью и творчество пребывавших и живших на Дону писателей, с воспоминаниями очевидцев и современников, характеризующих писателей и поэтов с новой для нас точки зрения, критическими статьями, содержащими большое количество разнообразного материала, помогающего аналитическому осмыслению, призвано литературное краеведение. Оно является не только составной частью регионального компонента по донской литературе, но и представлено в расширенном и углубленном аспектах.  За основу для разработки программ курса взяты программы элективных курсов по литературе, разработанные и апробированные учителями школ Ростовской области под научным и методическим руководством специалистов РИПК и ППРО.

Предлагаемый спецкурс призван дать учащимся представление о литературной летописи Дона, пробудить в них интерес к жизни родного края, сформировать потребность правильно оценивать общественную роль художественных произведений, воспитать высокие патриотические чувства.

Достижение намеченных целей связано с задачами, которые предстоит решать на уроках по родной литературе:

•        знакомство обучаемых с творчеством писателей-краеведов Дона;

•        формирование и развитие способности искать и находить в художественных текстах родной свет Донской земли, то есть совокупность исторического, природно-климатического, а также приметы языкового характера;

•        развитие умения находить и анализировать в произведениях русских писателей и поэтов впечатления, которые производила на них Донская земля во время их пребывания на Дону;

•        расширение кругозора и лексического запаса учащихся за счёт изучения произведений донских писателей (пословицы, поговорки);

•        изучение с лексики, диалектной фразеологии, особенностяей быта и обычаев донского казачества.

Объект изучения в учебном процессе − литературное произведение в его жанрово-родовой и историко-культурной специфике.

Постижение произведения происходит в процессе системной деятельности школьников, как организуемой педагогом, так и самостоятельной, направленной на освоение навыков культуры чтения (вслух, про себя, по ролям; чтения аналитического, выборочного, комментированного, сопоставительного и др.) и базовых навыков творческого и академического письма, последовательно формирующихся на уроках родной литературы.

Общая характеристика учебного курса

 ФГОС ООО признает приоритетной духовно-нравственную ценность литературы для школьника – будущего гражданина своей страны, любящего свой народ и уважающего его традиции, язык и культуру.   Изучение родной литературы играет ведущую роль в процессах воспитания личности, развития ее нравственных качеств и творческих способностей, в сохранении и развитии национальных традиций и исторической преемственности поколений.  Родная литература как культурный символ России, высшая форма существования российской духовности и языка в качестве школьного предмета посредством воздействия на эстетические чувства воспитывает в человеке патриотизм, чувства исторической памяти, принадлежности к культуре, народу и всему человечеству.

Содержание программы каждого класса включает в себя произведения (или фрагменты из произведений) родной литературы, помогающие школьнику осмыслить её непреходящую историко-культурную и нравственно-ценностную роль.  Критерии отбора художественных произведений для изучения: высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, культурно-исторические традиции.  

В программе представлены следующие разделы:

  • Устное народное творчество.
  • Древнерусская литература.
  • Донская литература XVIII в.
  • Донская  литература XIX в.
  • Донская  литература XX в.

Место учебного курса «Родная литература»

Учебный предмет «Родная (русская) литература» как часть образовательной области «Родной язык и литература» тесно связан с предметом «Родной язык». Родная литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной родной речью.  

Программа учебного предмета «Родная литература» предназначена для изучения в 5-9 классах и рассчитана на 17 часов.  

Класс

Количество часов в неделю

Количество часов в год

5

0,5

17

6

0,5

17

7

0,5

17

8

0,5

17

9

0,5

17

Итого

2,5

85

В данной программе предусмотрены часы на выполнение практической части программы.

Контрольные работы: в V- IX классах - 2 сочинения.

Форма организации образовательного процесса - классно-урочная: традиционные уроки (усвоение новых знаний, закрепление изученного, повторительно-обобщающий урок, комбинированный урок, урок контроля знаний, урок развития речи); нестандартные уроки: зачёт, семинар.   Виды и формы контроля:  

  • Изучение локального материала (лекция учителя, работа с художественными текстами, краеведческой, критической литературой).
  • Подготовка обучающимися сообщений, докладов, сочинений по предложенным темам.
  • Выпуск альбомов, фотоальбомов о памятных историко-литературных местах, связанных с жизнью и пребыванием на Дону писателей и поэтов.
  • Организация выставок краеведческой литературы.
  • Экскурсии в музеи Ростова-на-Дону, Таганрога, Азова, Новочеркасска, Танаиса с целью изучения материалов о пребывании на Дону А.С. Пушкина, А.П. Чехова, Л.Н. Толстого.
  • Письменный ответ на вопрос.
  • Выразительное чтение (чтение наизусть).
  • Сочинение на литературоведческую тему.
  • Проект.  

Курс родной литературы является интегрированным, так как в процессе изучения литературы Дона прослеживается тесная связь с изучением истории  Донского края, а также лексики и фразеологии местных диалектов.

Личностные результаты изучения предмета родная (русская) литература являются:  

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою малую Родину, прошлое и настоящее Донского края; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории Донского края, его культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народа;
  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • развитие чувства прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность русской речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;
  •  потребность в самовыражении через слово.

Средством достижения этих результатов служат тексты донской литературы, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

Учащийся  научится:

  • понимать донскую литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа;
  • уважительно относиться к родной литературе;
  • оценивать свои и чужие поступки;
  • проявлять внимание, желание больше узнать.  
  • понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;
  • анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.

Метапредметными результатами изучения курса родная (русская) литература является формирование УУД.  

Регулятивные УУД:  

  •  формулировать в сотрудничестве с учителем проблему и цели урока; способствовать к целеполаганию, включая постановку новых целей;  
  •  анализировать в обсуждении с учителем условия и пути достижения цели;
  • совместно с учителем составлять план решения учебной проблемы;
  •  работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность под руководством учителя;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Учащийся научится:

  • планированию пути достижения цели;
  • установлению целевых приоритетов;  
  • оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).
  • учитывать условия выполнения учебной задачи;
  • осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия».

 Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений.  

Познавательные УУД:

  • овладение навыками смыслового чтения;
  • извлекать информацию (в сотрудничестве и при поддержке учителя), представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
  • владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
  •  перерабатывать в сотрудничестве с учителем и преобразовывать информацию из одной формы в другую (переводить сплошной текст в план, таблицу, схему и наоборот: по плану, по схеме, по таблице составлять сплошной текст);  
  • излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;  
  • пользоваться словарями, справочниками;  
  • осуществлять анализ и синтез;  
  • устанавливать причинно-следственные связи;  
  • строить рассуждения.

 Средством развития познавательных УУД служат тексты художественной литературы; технология продуктивного чтения.  

Учащийся научится:

  • строить сообщение в устной форме;
  • находить в художественном тексте ответ на заданный вопрос;
  • ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
  • анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • проводить сравнение;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.  
  • осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;
  • обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).

Коммуникативные УУД:

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
  • планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве (при поддержке направляющей роли учителя);
  • уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;  
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  •  уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером при непосредственной методической поддержке учителя;  
  •  уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (в том числе и помощь учителя);  
  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра;  
  •  выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Учащийся научится:

  • устанавливать и вырабатывать разные точки зрения;
  • аргументировать свою точку зрения;
  • задавать вопросы.
  • продуктивно разрешать конфликты на основе учѐта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).

Все виды личностных и метапредметных УУД развиваются на протяжении обучения ребенка в 5 – 9  классах. Приращением в данных действиях становится глубина внутреннего осознания значимости данных действий и степень самостоятельности их применения.

Предметными результатами изучения курса родная (русская) литература является сформированность следующих умений:

  • осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
  • понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
  • развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
  • овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п.;
  • формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Учащийся научится:

  • владеть различными видами пересказа,
  • пересказывать сюжет;
  • выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу;
  • характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;
  • находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;
  • определять родо-жанровую специфику художественного произведения;
  • выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;
  • выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;
  • ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой;
  •  пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.

Устное народное творчество

Учащийся научится:

  • видеть черты русского национального характера в героях донских сказок;
  • пересказывать сказку, чѐтко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для сказки художественные средства;
  • учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения.

Древнерусская литература

Учащийся научится:

  • характеризовать отдельные эпизоды донской истории с помощью произведений древнерусской литературы;
  • характеризовать исторических персонажей прочитанных произведений;
  • формировать вывод о пафосе и идеях произведений древнерусской литературы.

Русская литература XIX—XX вв.

Учащийся  научится:

  • осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;
  • выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
  • воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
  • характеризовать нравственную позицию героев;
  • формулировать художественную идею произведения;
  • формулировать вопросы для размышления;
  • участвовать в диспуте и отстаивать свою позицию;
  • давать психологическую характеристику поступкам героев в различных ситуациях;
  • создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
  • сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других видах искусства, аргументировано оценивать их;
  • выразительно читать произведения лирики;
  • вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять еѐ результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

Календарно- тематическое планирование

5 класс

Наименование разделов, тем

Количество часов

Тема

Общее

Р/Р

К/Р

1

Своеобразие донской литературы.

1

Донская литература как национально-культурная ценность народов Дона

2

Донской фольклор.

2

1

Казачьи песни, предания, легенды, былички.

Казачьи народные сказки. («Бисеринка», «Волшебная лампочка») Тема мирного труда и защиты родной земли. Нравственное превосходство главных героев. Герои сказки в оценке автора-народа. Особенности сюжета.

Народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках

3

Легенды и мифы древнего Дона и Приазовья

1

Мифы о происхождении скифов

О происхождении савроматов

4

Донской героический эпос

1

Былины «Возвращение Дончака Добрыни из Туретчины», «Дюк Степанович и три разбойника». Гиперболизация и идеализация образов народных заступников

5

Из литературы XIX века.

1

История написания пролога к поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». В.П. Гнутов «Поэт в краю степей необозримых»

1

А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов о Доне

Поэтический образ Донского края

1

Родной край в поэзии Н.Ф. Щербины

1

1

РР Поэтический семинар

Литература  XX века

1

И. Д. Василенко «Артемка в цирке». Образ главного героя, история его жизни,

1

1

Г. Таганрог-родина А.П. Чехова и его героев. «Лошадиная фамилия». Юмор в изображении героев

1

Инсценировка рассказа А.П. Чехова

1

1

М.А. Шолохов «Жеребенок». Взаимоотношения человека и животного в условиях военного времени

Донская природа

в произведениях поэтов ХХ века

1

Поэзия К. Бальмонта, А. Леонова, Н.Доризо

1

РР Поэтический семинар

Всего

13

4

Календарно-тематическое планирование

 6 класс

Наименование разделов, тем

Количество часов

Тема

Общее

Р/р

К/р

1111

Своеобразие родной литературы

1

Значимость чтения и изучения родной литературы для дальнейшего развития человека. Родная литература как способ познания жизни.

2.

Донской фольклор

1

1

Воплощение в фольклорных произведениях донского национального характера, народных нравственных ценностей, прославление силы, справедливости, бескорыстного служения Отечеству.

Сказка «Иван Светильник».

Выразительное чтение произведения. Характеристика героев фольклорных произведений.

3.

Сказки донских писателей

1

П.В. Лебеденко «Сказки Тихого Дона». Фольклорная основа и отражение народного идеала в образах героев

4.

Древнерусская литература

1

«Повесть об Азовском осадном сидении донских казаков»

Образное отражение жизни в древнерусской литературе.

5

Литература XIX века

Поэтический образ Донского края.

1

Прототипы чеховских героев. А.П. Чехов «Антон Павлович Чехов-лавочник»

1

Исторический и фольклорный Платов (А.Ф. Корольченко «Казак Платов», П.Н. Краснов «Атаман Платов»)

2

А.В. Кольцов «По-над Доном сад цветет». И.С. Никитин «Донцам». Н.П. Огарев «Дон». А.Н. Майков «Емшан».

5.

Литература XX века

Стихи о военном детстве

1

С. Званцев - бытописатель чеховского Таганрога. «Толстый и тонкий».

1

А.С. Серафимович «Маленький шахтер». Влияние трудных жизненных ситуаций на формирование характера подростка

1

П.Н. Яковлев «Первый ученик». Трудности в учении глазами подростка

1

Д.И. Петров (Бирюк) «Повесть о моей юности». Реализм повествования

1

.Б.В. Изюмский «Алые погоны». Преодоление трудностей жизни воспитанниками суворовского училища

2

1

С.А. Королев «Игры военных лет», М.А. Щербинин «Рама», А. Тер-Маркарьян «Петух»

15 час

2

Календарно- тематическое планирование

7 класс

Наименование разделов, тем

Количество часов

Тема

Общее

Р/Р

К/Р

1

Русский фольклор

1

Героические былины. «Илья Муромец выезжает в поле», «Добрыня гуляет по полю Куликовскому», «Садко выходит на корабле во сине море»

2

Древнерусская литература

1

1

 «Повесть о горе-злосчастии». Тема трагической судьбы молодого поколения, старающегося порвать со старыми формами семейно-бытового уклада, домостроевской моралью.

3

Литература XIX века

1

И.А. Крылов и донцы. Д.И. Петров (Бирюк) «Кутузов читает басню»

4

1

А.С.Пушкин. на Донской земле.

5

1

М.Ю. Лермонтов и Дон. «Черкесы», «Два сокола»

6

1

А.П.Чехов. «Тоска», «Размазня». «Смех сквозь слезы». Трагическое и комическое в изображении героев

7

1

1

«Туляки блоху подковали» - инсценировка по сказу Н.С. Лекова «Левша»

8

Литература XX  века

1

В.А. Закруткин «Подсолнух». Человек и природа

9

1

Ю.А. Дьяконов «Для того, чтобы жить». Изображение характеров и поступков главных героев

10

1

О.Л. Афанасьев «Годы взрастания.». Впечатления военного детства в изображении писателя

11

1

И.Д. Василенко «Волшебная шкатулка». Влияние детских впечатление на становление характера

12

1

Ю.А. Дьяконов «Приказ самому себе». Изображение поступков героев

13

1

1

Н.А. Оганесов «Мальчик на качелях». Своеобразие детективного жанра

14

1

Художественное своеобразие рассказов В.С. Золотарева

Всего

14

3

Примерные темы проектных и исследовательских работ

5 – 6 класс

  1. Книги: вчера, сегодня, завтра
  2. Литература и мой край
  3. Мои ровесники в литературных произведениях Дона
  4. Знаменитые поэты и писатели моего края
  5. Что читают мои одноклассники
  6. Новаторство А.П.Чехова и значение его творчества

7 - 8 класс

  1. Говорящие фамилии в произведениях писателей
  2. Литературные премии
  3. Памятники литературным героям
  4. Литературное краеведение
  5. Русские писатели и Дон


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по родной литературе для учащихся 10-12 классов специальных ( коррекционных) школ VIII вида

Данная программа может быть использована учителями специальных ( коррекционных) школ VIII вида....

Рабочая программа по родной литературе в 12 классе

12-ги класстың «Тыва чогаал» эртемин өөредирде ортумак ниити өөредилгеге хамаарыштыр «Россия Федерациязының өөредилге дугайында» Федералдыг хоойлузунга 29.12.2012 № 273, Россияның өөредилге болгаш эрт...

Рабочая программа по родной литературе 6 класс

2016-2017 уерэх дьылыгар 6 кылааска саха литературатын уерэтиини суруннуур бырагыраама...

Рабочая программа по родной литературе 7 класс

2016-2017 уерэх дьылыгар 7 кылааска саха литературатын уерэтиини суруннуур бырагыраама...

Рабочая программа по родной литературе 9 класс

2016-2017 уерэх дьылыгар 9 кылааска саха литературатын уерэтиини суруннуур бырагыраама...

Рабочая программа по родной литературе 10 класс

2016-2017 уерэх дьылыгар 10 кылааска саха литературатын уерэтиини суруннуур бырагыраама...

Рабочая программа по родной литературе 11 класс

2016-2017 уерэх дьылыгар 11 кылааска саха литературатын уерэтиини суруннуур бырагыраама...