РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по татарской литературе 7 класс
рабочая программа (7 класс)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по татарской литературе 7 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_po_tatarskoy_literature_dlya_7_klassa.docx | 97.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
- Пояснительная записка……………………………………..................................................................3 стр.
- Место учебного предмета в учебном плане…………………………………………………4 стр.
- Содержание учебного предмета……………………………………………………………..4-5 стр.
- Тематическое планирование…………………………………………………………….. …5-6 стр.
- Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе……………................6-7 стр.
- Критерии и нормы оценки знаний обучающихся………………………7 стр.
- Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса……………………………………………………………………………………….7 стр.
- Календарно-тематическое планирование - приложение
I. Пояснительная записка
Родная литература как искусство слова — особый способ познания жизни, создает с помощью изобразительно-выразительных средств художественную картину мира, определенное отношение к действительности и обладает высокой степенью эмоционального воздействия. Татарская литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов напрямую содействует формированию нравственной, толерантной, эстетически и интеллектуально развитой личности и воспитанию гражданина. Через изучение татарских литературных произведений происходит приобщение к общечеловеческим ценностям культуры, познание и усвоение духовного богатства и жизненной философии татарского народа. Этим определяется особое место предмета «Родная литература » в системе общего образования.
Данная рабочая программа по татарской литературе для 7 класса МАОУ ООШ №52 составлена на основе:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации») (с изменениями, внесёнными федеральными законами от 14. 06.2014 №145 – ФЗ, от 06.04.2015 №68 – ФЗ, от 02.05.2015 №122 – ФЗ).
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089)
- Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования» от 31.03.2014 г. № 253.
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», (с изменениями и дополнениями от 29 июня 2011 г., 25 декабря 2013г.)
- Учебного плана МАОУ ООШ №52 города Тюмени на 2016-2017 учебный год.
- «Сборника программ по татарскому языку и литературе для средней (полной) общеобразовательной школы с русским языком обучения 1-11 классы» Ч.М.Харисова, К.С.Фатхуллова, З.Н.Хабибуллина Казань. Татарское книжное издательство. 2011;
Обучение татарской литературе в основной общеобразовательной школе включает в себя формирование необходимых для понимания литературного произведения и творчества писателя теоретических и творческих навыков, а также знакомство учащихся с информацией о национальной культуре татарского народа.
Основной целью изучения татарской литературы в средней школе является овладение умением воспринимать и анализировать художественное произведение в единстве его содержания и формы, развитие и совершенствование способности логически мыслить, обогащение духовного мира детей. Обучение должно объединять в себе практическую, общеобразовательную и воспитательную направленности. Для достижения данных целей выделяются следующие задачи:
- знание основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий и умение их использовать в анализе художественных произведений;
- развитие потребности в самостоятельном чтении художественной литературы;
- развитие устной и письменной речи учащихся;
- воспитание уважения к своему народу, к национальной культуре и литературе; воспитание гуманистического мировоззрения, гражданского сознания и чувства патриотизма; воспитание уважения к культурным ценностям своего и других народов.
II. Место учебного предмета в учебном плане
Количество часов в год по татарской литературе в 7 классах – 34, количество часов в неделю - 1, количество часов на 1 полугодие -16 , количество часов на 2 полугодие -18, количество контрольных работ- 4, развитие речи - 2.
III. Содержание учебного предмета
Изучение татарской литературы в средних классах направлено на знакомство с лучшими произведениями татарского литературного наследия, с творчеством отдельных писателей, на их анализ, исследование и оценку. Важным является формирование у учащихся необходимого объема знаний о жизненном и творческом пути писателя, знаний по истории татарской литературы, ее этапах, о литературных произведениях, определивших особенности отдельных периодов, а также дополнительных биографических, теоретических сведений, необходимых для более глубокого анализа произведения и творчества писателя и для соотношения художественного произведения с эпохой его написания, признаками и главными ценностями эпохи.
Изучение татарской литературы в средних классах включает в себя ознакомление с отдельными периодами развития татарской литературы в их взаимосвязи, с отдельными образцами фольклора, а также формирование навыка нахождения методом анализа поэтико-философской нагрузки, внутреннего, субъективного смысла произведений – что в совокупности служит формированию представления о литературном творчестве. Работа по изучению литературного произведения может быть организована в трех формах: чтение и анализ отдельных произведений, чтение и обсуждение, внеклассное чтение. Но в каждом случае должны учитываться вышеприведенные критерии и требования.
Устное народное творчество как достояние национальной, духовной культуры народа. Особенности произведений фольклора. Общечеловеческие ценности как важная составляющая фольклорных произведений. Система образов в произведениях устного народного творчества. Картина мира в фольклоре: представления о героизме, добре и зле, бытие и человеке, человеке и природе.
Влияние народного творчества на развитие литературы и литературного языка.
Основные жанры фольклора. Татарские народные пословицы. Баиты.
Поэтика фольклорных произведений (фантастический или мифологический сюжет и реалистичность в деталях; использование таких художественных приемов как повтор, антиномичность, гипербола, литота, сравнение и др.). Созвучность и различия татарского народного устного творчества и фольклора других народов.
Возникновение литературы, связь татарской литературы с фольклором и исламской мифологией. Переход фольклорных жанров в литературу.
Древняя, средневековая татарская литература и литература XIX века
Развитие древней и средневековой татарской литературы, ориентируясь на традиции восточной литературы и основываясь на идеологию и философию ислама. Устойчивые мотивы: справедливый правитель, милосердие, доброе имя, нравственность, совершенный человек и др. Романтические мотивы в средневековой литературе. Назидательность в литературе.
Просветительское движение у татар. Концепция образованного, просвещенного человека, особенности его изображения. Появление в литературе новых видов и жанров. Образованность, просвещенность, нравственность, воспитанность как основные темы и мотивы в литературе этого периода. Актуальность таких тем как необходимость возрождения и развития татарского народа, судьба татарских женщин, ориентация на ведущие культуры, в особенности на русскую. Борьба между старым и новым как основной конфликт в произведениях.
Татарская литература XX— начала XXI века
Приобщение татарской литературы в начале ХХ века к достижениям восточной, русской, европейской литературы, философии и культуры. Национальная проблематика как лейтмотив татарской литературы данного периода, нравственно-философские и литературно-эстетические искания авторов, опыты. Появление в произведениях новых типов героев.
Противоречивость процесса развития татарской литературы 1920-1930-ых годов. Художественные произведения, продолжающие традиции литературы предыдущих периодов. Появление произведений о строительстве новой жизни. Великая Отечественная война, ее влияние на литературу. Основные темы и проблемы в произведениях. Отношения писателя и общества.
Теория литературы
Род и жанр литературы. Литературные роды: эпос, лирика и драма. Жанр. Эпические жанры: роман, повесть, рассказ. Лирические жанры: пейзажная лирика, гражданская лирика, интимная лирика, философская лирика. Жанровая система восточной литературы. Драматические жанры: комедия, трагедия, драма. Лиро-эпические жанры: сюжетное стихотворение, басня, баллада, нэсер (проза в стихах), поэма.
Образность в литературном произведении. Образ,символ, деталь, аллегория. Образы людей: главный герой, второстепенный герой, персонажи, участвующие в действии, собирательные образы. Персонаж, характер, тип. Лирический герой, повествователь, лирическое “я”, образ автора, авторская позиция. Образы природы, образы-вещи, мифологические образы, фантастические образы, архетип.
Литературное произведение. Форма и содержание. Содержание: событие, явление, подтекст, контекст. Конфликт, сюжет, элементы сюжета. Композиция: внешняя и внутренняя. Тема, проблема, идея, пафос. Идеал. Изображенный мир. Пейзаж, портрет. Психологизм. Место и время в художественном произведении, хронотоп. Текст: эпиграф, посвящение, сильная позиция.
IV Тематическое планирование.
7 класс
№ п/п | Раздел | Кол-во часов |
1 | Устное народное творчество | 3 |
2 | К.Насыйри | 3 |
3 | Г.Тукай | 2 |
4 | Г.Исхакый | 2 |
5 | Дардеманд | 2 |
6 | К. Тинчурин | 3 |
7 | М.Амир | 4 |
8 | С.Хаким | 3 |
9 | Ф.Хосни | 3 |
10 | Ф.Карим | 3 |
11 | А.Еники | 4 |
12 | Н.Арсланов | 1 |
13 | Я.Занкиев | 1 |
V. Требования к уровню подготовки обучающихся по данной прорамме
В результате освоения предмета татарской литературы учащиеся должны
знать:
- образность природы искусства слова;
- основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков, поэтов татарской литературы;
- содержание изученных художественных произведений;
- основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
- пересказать содержание литературных произведений, пересказать наизусть отдельные отрывки;
- анализировать литературное произведение с использованием элементарной литературоведческой терминологии;
- детально исследовать отдельные стороны и элементы произведения, делать выводы;
- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
- сравнивать произведения литературы, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- характеризовать героев произведения, выявлять авторскую позицию;
- выразительно читать произведения;
- выполнять творческие работы различного характера по изученному произведению.
VI. Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
Важной составляющей процесса обучения является оценивание знаний и умений учащихся, значение и цель которой заключается в постоянном контроле и оценке знаний.
Задания для проверки навыков чтения: правильное и осмысленное чтение литературного текста, беглое и выразительное чтение, соблюдение норм литературного произношения, чтение с нужной интонацией и правильным ударением, чтение про себя с пониманием общего смысла и содержания текста, умение находить необходимую информацию и др.
Задания для проверки навыков устной речи: пересказ содержания произведения или воспроизведение отдельных предложенных отрывков наизусть, составление связного текста о героях и событиях в произведении, повествование, составление и пересказ текста на заданную тему, рассказ о биографии и творчестве писателя, выражениеотношения к произведению, создание монологических высказываний, основанных на авторском тексте, участие в обсуждении отдельных произведений, авторов, литературных явлений и др.
Задания для проверки навыков письма (культуры письменной речи): готовить письменные ответы на вопросы по произведению, писать рецензию на литературное произведение, изложение с элементами сочинения, сочинение или рассказ по произведению или на определенную тему и др.
Задания для проверки навыков анализа и теоретических знаний: умение определять родовые и жанровые особенности произведения, оценка героев и системы образов, умение определить роль автора и повествователя, определение значений образов, выявление стилистических и изобразительных средств языка и определение их функции в тексте, анализ развития сюжета, выявление элементов сюжета, выделение темы, проблемы, идеи, сопоставление героев и событий литературного произведения и др.
Помимо приведенных типов заданий целесообразным является также использование тестовых заданий для контроля знаний и навыков учащихся. Удобство тестовых заданий заключается в возможности быстрой и точной проверки, возможности сравнить правильные и неправильные ответы.
VII. Учебно-методического и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Для обучающихся:
Литература. Учебник-хрестоматия по татарской литературе для 7 класса татарской средней общеобразовательной школы, Казань: Магариф, 2001.
Для учителя:
- Сайфулина Ф.С. История формирования и развития татарской литературы Тюменского региона. – Тобольск: ТГСПА им. Д.И. Менделеева, 2013. – 184 с.
- Талипова Г.М., Фаизова Л.Х. История татарской литературы и критики: учебно-методическое пособие для учителей. – Тобольск: ТГСПА им. Д.И. Менделеева, 2013. – 116 с.
- Хализев В.Е. Теория литературы: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / В. Е. Хализев. - 6-е изд. - Москва : Академия, 2013. - 432 с. - (Высшее профессиональное образование).
2. . Интернет-ресурсы
- А)Татарская электронная библиотека [Электронный ресурс]. – Режим доступа: // http:/kitap.net.ru
- Б) Таткнигофонд [Электронный ресурс]. – Режим доступа: // http:/www. tatknigafund.ru
- В) Журнал «Магариф» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: // http:/magarif-uku.ru
- Г) Онлайн-школа обучения татарскому языку “АНА ТЕЛЕ” (anatele.ef.com)
3. . Фонохрестоматии к урокам татарской литературы
- А)- Г. Апсалямов
- - А.Еники
- - М.Магдиев
- - С.Сарайи
- - Мухамадьяр
- - Г.Кандалый
- - Г.Чокрый
- - Г.Тукай
- - З.Нури
- - Ш.Галиев
- - С.Сулейманова
- - Р.Файзуллин
- - Г.Зайнашева
- - З.Мансур
- - Э.Моаминова
- - Ф.Яруллин
- - И.Юзеев
- - Г.Афзал
- - Зульфат
- - М.Аглямов
- - Р.Миннуллин
- - Р.Харис
- - Сказки
4. Портреты татарских писателей
- К.Насыйри
- Г.Тукай
- Г.Исхакый
- Дардеманд
- К. Тинчурин
- М.Амир
- С.Хаким
- Ф.Хосни
- Ф.Карим
- А.Еники
- Н.Арсланов
- Я.Занкиев
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 52 ГОРОДА ТЮМЕНИ
(МАОУ ООШ № 52 ГОРОДА ТЮМЕНИ)
Календарно-тематическое планирование
по татарской литературе для 7 класса
на 2016 – 2017 учебный год
Всего – 34 ч.
1 час в неделю
Составитель:
учитель татарского языка и литературы
высшей категории
Халида Халидулловна Кирамова
2016 г. Тюмень
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Домашнее задание | Дата | |
План | Факт | |||||
1 | Устное народное творчество. Народное творчество сибирских татар. (НРК) | 1 | Урок изучения теории литературы | Выучить и списать 20 пословиц | 5.09 | |
2 | Татарские народные пословицы. Пословицы сибирских татар (НРК) | 1 | Урок изучения теории литературы | Стр. 5-7 | 12.09 | |
3 | Баит «Сөембикә» | 1 | Урок изучения эпических произведений | Стр. 15-17 вопросы и задания | 19.09 | |
4 | Жизнь и творчество фольклориста Каюма Насыйри. | 1 | Урок изучения биографии писателя | Стр.18-30 пересказ | 26.09 | |
5 | Повесть К.Насыйри «Әбугалисина» | 1 | Урок изучения эпического произведения | Стр.30-38 пересказ | 3.10 | |
6 | Идея добра и милосердия в повести «Әбугалисина» | 1 | Урок изучения эпического произведения | Ответ на вопрос стр.36-38, подготовить сообщение о Г.Тукае | 10.10 | |
7 | Тукай – великий поэт тюркских народов | 1 | Урок изучения биографии поэта | Стр. 39-40 консп.авт. | 17.10 | |
8 | Поэма Г.Тукая «Печән базары, яхуд Яңа Кисекбаш». | 1 | Урок изучения лирического произведения | Стр. 40-54, подготовить сообщение | 24.10 | |
9 | Гаяз Исхакый - хранитель национальных традиций | 1 | Урок изучения биографии поэта | Стр.63-64 консп.авт. | 7.11 | |
10 | Рассказ Гаяза Исхакый «Кәҗүл читек» | 1 | Урок изучения эпического произведения | Стр. 64-75 | 14.11 | |
11 | Особенности творчества Дардманда | 1 | Урок изучения лирических произведений | Стр. 76-77 консп. автор. | 21.11 | |
12 | Судьба народа в творчестве Дардеманда | 1 | Урок изучения лирических произведений | 28.11 | ||
13 | Карим Тинчурин-великий татарский драматург | 1 | Урок изучения биографии драматурга | Стр. 82-84 | 5.12 | |
14 | Комедия Карима Тинчурина «Җилкәнсезләр» | 1 | Урок изучения драматического произведения | Стр. 85-99 | 12.12 | |
15 | Особенности конфликтов в комедиях К.Тинчурина | 1 | Урок изучения драматического произведения | Стр.99-104 вопросы | 19.12 | |
16 | Жизнь и творчество Мирсая Амира | 1 | Урок изучения эпического произведения | Стр. 120-121 пересказ | 26.12 | |
17 | Описание образов Ильяса, Гаяза и Артыкбика | 1 | Урок изучения эпического произведения | Стр. 121-129 | 16.01 | |
18 | Образы природы в повести «Агыйдел» | 1 | Урок изучения эпического произведения | Стр.130-136 пересказ вопросы | 23.01 | |
19 | Обобщение повести М. Амира «Агыйдел» | 1 | Урок изучения эпического произведения | Стр. 137 | 30.01 | |
20 | Сибгат Хаким- певец родного края | 1 | Урок изучения лирического произведения | Стр.139-142 | 6.02 | |
21 | Гуманистические чувства в лирики С.Хакима | 1 | Урок изучения лирического произведения | Стр.142-151 | 13.02 | |
22 | Р.р. Бескрайняя любовь к матери в стихах С.Хакима | 1 | Урок изучения лирического произведения | Выучить 1 стих. | 20.02 | |
23 | Поэт-фронтовик Фатих Карим | 1 | Урок изучения биографии поэта | 27.02 | ||
24 | Разновидность тематики в творчестве Ф.Карима | 1 | Урок изучения лирического произведения | 6.03 | ||
25 | Патриотизм в стихах Ф.Карима «Ант», «Ватаным өчен», «Кыңгыраулы яшел гармун» | 1 | Урок изучения лирического произведения | 13.03 | ||
26 | Творчество и жизненный путь Ф Хусни. | 1 | Урок эпического произведения | Стр.187-188 конспект | 20.03 | |
27 | Повесть Ф.Хусни «Йөзек кашы» | 1 | Урок эпического произведения | Выучить наизусть | 27.03 | |
28 | Первые чувства любви молодых сердец в повести Ф.Хусни. | 1 | Урок эпического произведения | Стр. 194-199 | 3.04 | |
29 | Творчество А.Еники | 1 | Урок эпического произведения | Стр. 154-155 | 10.04 | |
30 | Особенности художественной манеры А.Еники «Әйтелмәгән васыять». | 1 | Урок эпического произведения | Стр. 154-162 | 17.04 | |
31 | Смысл названия рассказа А. Еники «Әйтелмәгән васыять». | 1 | Урок эпического произведения | Стр. 240-243 пересказ | 24.04 | |
32 | Воспитательное значение и актуальность рассказов А. Еники | 1 | Урок эпического произведения | Сочинение «Поучительные моменты в рассказе «Әйтелмәгән васять» | 15.05 | |
33 | Философские размышления в стихах Нури Арсланова | 1 | Урок изучения лирического произведения | Стр.246-251 выр. чтение | 22.05 | |
34 | Внеклассное чтение Взаимоотношения человека и природы в рассказе Якуба Занкиева «Аккошлы күл». (НРК) | 1 | Урок эпического произведения | 29.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по татарской литературе для 8 класса в коррекционной школе VIII вида (татарская группа)
Программа Мәгариф һәм фән министрлыгы ...
Рабочая программа по татарской литературе для 11 класса
Аңлатма язуы Эш программасы статусы. Программа нигезенә Россия Федерациясе , Татарстан Республикасының Мәгариф һәм фән министрлыкларының мәктәпләрдә урта һәм тулы белем алу станд...
Рабочая программа по татарской литературе для 5 класса
Рабочая программа по татарской литературе для 5 класса...
Рабочая программа по татарской литературе для 6 класса.
Рабочая программа по татарской литературе для 6 класса....
Рабочая программа по татарской литературе для русскоязычных учащихся, 7 класс
Рабочая программа по татарской литературе для русскоязычных учащихся, 7 класс, составлен по учебнику Р.Р. Нигъматуллиной....
Рабочая программа по татарской литературе.9класс.Татарская группа русской школы
Аңлатма язуы Яңа стандарттагы иң мөһим таләп мондый: мәктәпне тәмамлаганда, «укучы үз алдына максат куярга һәм аны тормышка ашыру юлларын үзе таба алу дәрәҗәсенә күтәреле...
рабочая программа по татарской литературе для 5 класса (татарская группа)
I.Аңлатма язуы5 нче сыйныфның татар төркеме өчен татар әдәбиятыннан эш программасы түбәндәге документларга нигезләнеп төзелде: - Төп гомуми белем бирүнең Федераль дәүләт белем ...