РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по татарской литературе 7 класс
рабочая программа (7 класс)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по татарской литературе 7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_po_tatarskoy_literature_dlya_7_klassa.docx97.96 КБ

Предварительный просмотр:

E:\титул_кирамова\татлит_7.JPG

Содержание

  1. Пояснительная записка……………………………………..................................................................3 стр.
  2. Место учебного предмета в учебном плане…………………………………………………4 стр.
  3. Содержание  учебного предмета……………………………………………………………..4-5 стр.
  4. Тематическое  планирование…………………………………………………………….. …5-6 стр.
  5. Требования к уровню подготовки  обучающихся  по данной программе……………................6-7 стр.
  6. Критерии и нормы оценки знаний обучающихся………………………7 стр.
  7. Учебно-методическое и материально-техническое  обеспечение образовательного процесса……………………………………………………………………………………….7 стр.
  8. Календарно-тематическое планирование - приложение

 I.  Пояснительная записка

Родная литература  как искусство слова — особый способ познания жизни, создает с помощью изобразительно-выразительных средств художественную картину мира, определенное отношение к действительности и обладает высокой степенью эмоционального воздействия. Татарская литература  как один из ведущих гуманитарных учебных предметов напрямую содействует формированию нравственной, толерантной, эстетически и интеллектуально развитой личности и воспитанию гражданина. Через изучение татарских литературных произведений происходит приобщение к общечеловеческим ценностям культуры, познание и усвоение духовного богатства и жизненной философии татарского народа. Этим определяется особое место предмета «Родная литература » в системе общего образования.

Данная рабочая программа по татарской литературе для  7  класса  МАОУ ООШ №52 составлена на основе:

  • Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации») (с изменениями, внесёнными федеральными законами от 14. 06.2014 №145 – ФЗ, от 06.04.2015  №68 – ФЗ, от 02.05.2015 №122 – ФЗ).
  • Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089)
  • Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования» от 31.03.2014 г. № 253.
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», (с изменениями и дополнениями от 29 июня 2011 г., 25 декабря 2013г.)
  •  Учебного плана МАОУ ООШ №52 города Тюмени на 2016-2017 учебный год.
  •  «Сборника  программ  по татарскому языку и литературе для    средней (полной) общеобразовательной школы  с русским языком обучения 1-11 классы» Ч.М.Харисова, К.С.Фатхуллова, З.Н.Хабибуллина Казань. Татарское книжное издательство. 2011;

Обучение татарской литературе в основной общеобразовательной школе включает в себя формирование необходимых для понимания литературного произведения и творчества писателя теоретических и творческих навыков, а также знакомство учащихся с информацией о национальной культуре татарского народа.

Основной целью изучения татарской литературы в средней школе является овладение умением воспринимать и анализировать художественное произведение в единстве его содержания и формы, развитие и совершенствование способности логически мыслить, обогащение духовного мира детей. Обучение должно объединять в себе практическую, общеобразовательную и воспитательную направленности. Для достижения данных целей выделяются следующие задачи:

  • знание основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий и умение их использовать в анализе художественных произведений;
  • развитие потребности в самостоятельном чтении художественной литературы;
  • развитие устной и письменной речи учащихся;
  • воспитание уважения к своему народу, к национальной культуре и литературе; воспитание гуманистического мировоззрения, гражданского сознания и чувства патриотизма; воспитание уважения к культурным ценностям своего и других народов.

 II.  Место учебного предмета в учебном плане

Количество часов в год по татарской литературе  в  7  классах – 34,  количество часов в неделю -  1, количество часов на 1 полугодие -16 , количество часов на 2 полугодие -18, количество контрольных  работ-  4, развитие речи - 2.

 III. Содержание учебного предмета

Изучение татарской литературы в средних классах направлено на знакомство с лучшими произведениями татарского литературного наследия, с творчеством отдельных писателей, на их анализ, исследование и оценку. Важным является формирование у учащихся необходимого объема знаний о жизненном и творческом пути писателя, знаний по истории татарской  литературы, ее этапах, о литературных произведениях, определивших особенности отдельных периодов, а также дополнительных биографических, теоретических сведений, необходимых для более глубокого анализа произведения и творчества писателя и для соотношения художественного произведения с эпохой его написания, признаками и главными ценностями эпохи.

Изучение татарской литературы в средних классах включает в себя ознакомление с отдельными периодами развития татарской литературы в их взаимосвязи, с отдельными образцами фольклора, а также формирование навыка нахождения методом анализа поэтико-философской нагрузки, внутреннего, субъективного смысла произведений – что в совокупности служит формированию представления о литературном творчестве. Работа по изучению литературного произведения может быть организована в трех формах: чтение и анализ отдельных произведений, чтение и обсуждение, внеклассное чтение. Но в каждом случае должны учитываться вышеприведенные критерии и требования.  

Устное народное творчество как достояние национальной, духовной культуры народа. Особенности произведений фольклора. Общечеловеческие ценности как важная составляющая фольклорных произведений. Система образов в произведениях устного народного творчества. Картина мира в фольклоре: представления о героизме, добре и зле, бытие и человеке, человеке и природе.

Влияние народного творчества на развитие литературы и литературного языка.

Основные жанры фольклора. Татарские народные пословицы. Баиты.  

Поэтика фольклорных произведений (фантастический или мифологический сюжет и реалистичность в деталях; использование таких художественных приемов как повтор, антиномичность, гипербола, литота, сравнение и др.). Созвучность и различия татарского народного устного творчества и фольклора других народов.

Возникновение литературы, связь татарской литературы с фольклором и исламской мифологией. Переход фольклорных жанров в литературу.

Древняя, средневековая татарская литература и литература XIX века

Развитие древней и средневековой татарской литературы, ориентируясь на традиции восточной литературы и основываясь на идеологию и философию ислама. Устойчивые мотивы: справедливый правитель, милосердие, доброе имя, нравственность, совершенный человек и др. Романтические мотивы в средневековой литературе. Назидательность в литературе.

Просветительское движение у татар. Концепция образованного, просвещенного человека, особенности его изображения. Появление в литературе новых видов и жанров. Образованность, просвещенность, нравственность, воспитанность как основные темы и мотивы в литературе этого периода. Актуальность таких тем как необходимость возрождения и развития татарского народа, судьба татарских женщин, ориентация на ведущие культуры, в особенности на русскую. Борьба между старым и новым как основной конфликт в произведениях.

Татарская литература XX— начала XXI века

Приобщение татарской литературы в начале ХХ века к достижениям восточной, русской, европейской литературы, философии и культуры. Национальная проблематика как лейтмотив татарской литературы данного периода, нравственно-философские и литературно-эстетические искания авторов, опыты. Появление в произведениях новых типов героев.

Противоречивость процесса развития татарской литературы 1920-1930-ых годов. Художественные произведения, продолжающие традиции литературы предыдущих периодов. Появление произведений о строительстве новой жизни. Великая Отечественная война, ее влияние на литературу. Основные темы и проблемы в произведениях. Отношения писателя и общества.

Теория литературы

Род и жанр литературы. Литературные роды: эпос, лирика и драма. Жанр. Эпические жанры: роман, повесть, рассказ. Лирические жанры: пейзажная лирика, гражданская лирика, интимная лирика, философская лирика. Жанровая система восточной литературы. Драматические жанры: комедия, трагедия, драма. Лиро-эпические жанры: сюжетное стихотворение, басня, баллада, нэсер (проза в стихах), поэма.

Образность в литературном произведении. Образ,символ, деталь, аллегория. Образы людей: главный герой, второстепенный герой, персонажи, участвующие в действии, собирательные образы. Персонаж, характер, тип. Лирический герой, повествователь, лирическое “я”, образ автора, авторская позиция. Образы природы, образы-вещи, мифологические образы, фантастические образы, архетип.

Литературное произведение. Форма и содержание. Содержание: событие, явление, подтекст, контекст. Конфликт, сюжет, элементы сюжета. Композиция: внешняя и внутренняя. Тема, проблема, идея, пафос. Идеал. Изображенный мир. Пейзаж, портрет. Психологизм. Место и время в художественном произведении, хронотоп. Текст: эпиграф, посвящение, сильная позиция.

IV Тематическое планирование.

7 класс

№ п/п

Раздел

Кол-во часов

1

Устное народное творчество

3

2

К.Насыйри

3

3

Г.Тукай

2

4

Г.Исхакый

2

5

Дардеманд

2

6

К. Тинчурин

3

7

М.Амир

4

8

С.Хаким

3

9

Ф.Хосни

3

10

Ф.Карим

3

11

А.Еники

4

12

Н.Арсланов

1

13

Я.Занкиев

1

V.  Требования к уровню подготовки обучающихся по данной прорамме

В результате освоения предмета татарской литературы учащиеся должны

знать:

  • образность природы искусства слова;
  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков, поэтов  татарской литературы;
  • содержание изученных художественных произведений;
  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • пересказать содержание литературных произведений, пересказать наизусть отдельные отрывки;
  • анализировать литературное произведение с использованием элементарной литературоведческой терминологии;
  • детально исследовать отдельные стороны и элементы произведения, делать выводы;
  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
  • сравнивать произведения литературы, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
  • характеризовать героев произведения, выявлять авторскую позицию;
  • выразительно читать произведения;
  • выполнять творческие работы различного характера по изученному произведению.

VI.  Критерии  и нормы  оценки знаний обучающихся

Важной составляющей процесса обучения является оценивание знаний и умений учащихся, значение и цель которой заключается в постоянном контроле и оценке знаний.

Задания для проверки навыков чтения: правильное и осмысленное чтение литературного текста, беглое и выразительное чтение, соблюдение норм литературного произношения, чтение с нужной интонацией и правильным ударением, чтение про себя с пониманием общего смысла и содержания текста, умение находить необходимую информацию и др.

Задания для проверки навыков устной речи: пересказ содержания произведения или воспроизведение отдельных предложенных отрывков наизусть, составление связного текста о героях и событиях в произведении, повествование, составление и пересказ текста на заданную тему, рассказ о биографии и творчестве писателя, выражениеотношения к произведению, создание монологических высказываний, основанных на авторском тексте, участие в обсуждении отдельных произведений, авторов, литературных явлений и др.

Задания для проверки навыков письма (культуры письменной речи): готовить письменные ответы на вопросы по произведению, писать рецензию на литературное произведение, изложение с элементами сочинения, сочинение или рассказ по произведению или на определенную тему и др.

Задания для проверки навыков анализа и теоретических знаний: умение определять родовые и жанровые особенности произведения, оценка героев и системы образов, умение определить роль автора и повествователя, определение значений образов, выявление стилистических и изобразительных средств языка и определение их функции в тексте, анализ развития сюжета, выявление элементов сюжета, выделение темы, проблемы, идеи, сопоставление героев и событий литературного произведения и др.

Помимо приведенных типов заданий целесообразным является также использование тестовых заданий для контроля знаний и навыков учащихся. Удобство тестовых заданий заключается в возможности быстрой и точной проверки, возможности сравнить правильные и неправильные ответы.

 VII.  Учебно-методического и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Для обучающихся: 

Литература. Учебник-хрестоматия по татарской литературе для 7 класса татарской средней общеобразовательной школы, Казань: Магариф, 2001.

Для учителя:

  • Сайфулина Ф.С. История формирования и развития татарской литературы Тюменского региона. – Тобольск: ТГСПА им. Д.И. Менделеева, 2013. – 184 с.
  • Талипова Г.М., Фаизова Л.Х. История татарской литературы и критики: учебно-методическое пособие для учителей. – Тобольск: ТГСПА им. Д.И. Менделеева, 2013. – 116 с.
  • Хализев В.Е. Теория литературы: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / В. Е. Хализев. - 6-е изд. - Москва : Академия, 2013. - 432 с. - (Высшее профессиональное образование).

2. . Интернет-ресурсы

  • А)Татарская электронная библиотека [Электронный ресурс]. – Режим доступа: // http:/kitap.net.ru

  • Б) Таткнигофонд [Электронный ресурс]. – Режим доступа: // http:/www. tatknigafund.ru

  • В) Журнал «Магариф» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: //  http:/magarif-uku.ru

  • Г)  Онлайн-школа обучения татарскому языку “АНА ТЕЛЕ” (anatele.ef.com)

3. . Фонохрестоматии к урокам татарской литературы 

  • А)- Г. Апсалямов
  • - А.Еники
  • - М.Магдиев
  • - С.Сарайи
  • - Мухамадьяр
  • - Г.Кандалый
  • - Г.Чокрый
  • - Г.Тукай
  • - З.Нури
  • - Ш.Галиев
  • - С.Сулейманова
  • - Р.Файзуллин
  • - Г.Зайнашева
  • - З.Мансур
  • - Э.Моаминова
  • - Ф.Яруллин
  • - И.Юзеев
  • - Г.Афзал
  • - Зульфат
  • - М.Аглямов
  • - Р.Миннуллин
  • - Р.Харис
  • - Сказки

4. Портреты татарских писателей

  • К.Насыйри
  • Г.Тукай
  • Г.Исхакый
  • Дардеманд
  • К. Тинчурин
  • М.Амир
  • С.Хаким
  • Ф.Хосни
  • Ф.Карим
  • А.Еники
  • Н.Арсланов
  • Я.Занкиев

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 52 ГОРОДА ТЮМЕНИ

(МАОУ ООШ № 52 ГОРОДА ТЮМЕНИ)

Календарно-тематическое планирование

по татарской литературе для 7  класса

на 2016 – 2017 учебный год

Всего – 34 ч.

1 час в неделю

Составитель:

учитель  татарского  языка и литературы

высшей   категории  

Халида Халидулловна Кирамова

2016 г. Тюмень

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Домашнее задание

Дата

План

Факт

1

Устное народное творчество. Народное творчество сибирских татар. (НРК)

1

Урок изучения теории литературы

Выучить и списать 20 пословиц

5.09

2

Татарские народные пословицы. Пословицы сибирских татар (НРК)

1

Урок изучения теории литературы

Стр.

5-7

12.09

3

Баит «Сөембикә»

1

Урок изучения эпических произведений

Стр.

15-17

вопросы и задания

19.09

4

Жизнь и творчество фольклориста Каюма Насыйри.

1

Урок изучения биографии писателя

Стр.18-30 пересказ

26.09

5

Повесть К.Насыйри «Әбугалисина»

1

Урок изучения эпического произведения

Стр.30-38

пересказ

3.10

6

Идея добра и милосердия в повести «Әбугалисина»

1

Урок изучения эпического произведения

Ответ на вопрос стр.36-38, подготовить сообщение о Г.Тукае

10.10

7

Тукай – великий поэт тюркских народов

1

Урок изучения биографии поэта

Стр.

39-40 консп.авт.

17.10

8

Поэма Г.Тукая «Печән базары, яхуд Яңа Кисекбаш».

1

Урок изучения лирического произведения

Стр. 40-54, подготовить сообщение

24.10

9

Гаяз Исхакый - хранитель национальных традиций

1

Урок изучения биографии поэта

Стр.63-64

консп.авт.

7.11

10

Рассказ Гаяза Исхакый  «Кәҗүл читек»

1

Урок изучения эпического произведения

Стр. 64-75

14.11

11

Особенности творчества Дардманда

1

Урок изучения лирических произведений

Стр. 76-77 консп. автор.

21.11

12

Судьба народа в творчестве Дардеманда

1

Урок изучения лирических произведений

28.11

13

Карим Тинчурин-великий татарский драматург

1

Урок изучения биографии драматурга

Стр. 82-84

5.12

14

Комедия Карима Тинчурина «Җилкәнсезләр»

1

Урок изучения драматического произведения

Стр. 85-99

12.12

15

Особенности конфликтов в комедиях К.Тинчурина

1

Урок изучения драматического произведения

Стр.99-104

вопросы

19.12

16

Жизнь и творчество Мирсая Амира

1

Урок изучения эпического произведения

Стр.

120-121

пересказ

26.12

17

Описание образов Ильяса, Гаяза и Артыкбика

1

Урок изучения эпического произведения

Стр.

121-129

16.01

18

Образы природы в повести «Агыйдел»

1

Урок изучения эпического произведения

Стр.130-136

пересказ

вопросы

23.01

19

Обобщение повести М. Амира «Агыйдел»

1

Урок изучения эпического произведения

Стр. 137

30.01

20

Сибгат Хаким- певец родного края

1

Урок изучения лирического произведения

Стр.139-142

6.02

21

Гуманистические чувства в лирики С.Хакима

1

Урок изучения лирического произведения

Стр.142-151

13.02

22

Р.р. Бескрайняя любовь к матери в стихах С.Хакима

1

Урок изучения лирического произведения

Выучить 1 стих.

20.02

23

Поэт-фронтовик Фатих Карим

1

Урок изучения биографии поэта

27.02

24

Разновидность тематики в творчестве Ф.Карима

1

Урок изучения лирического произведения

6.03

25

Патриотизм в стихах Ф.Карима «Ант», «Ватаным өчен», «Кыңгыраулы яшел гармун»

1

Урок изучения лирического произведения

13.03

26

Творчество и жизненный путь Ф Хусни.

1

Урок эпического произведения

Стр.187-188

конспект

20.03

27

 Повесть Ф.Хусни «Йөзек кашы»

1

Урок эпического произведения

Выучить наизусть

27.03

28

Первые чувства любви молодых сердец в повести Ф.Хусни.

1

Урок эпического произведения

Стр.

194-199

3.04

29

Творчество А.Еники

1

Урок эпического произведения

Стр.

154-155

10.04

30

Особенности художественной манеры А.Еники  «Әйтелмәгән васыять».

1

Урок эпического произведения

Стр.

154-162

17.04

31

Смысл названия рассказа А. Еники «Әйтелмәгән васыять».

1

Урок эпического произведения

Стр. 240-243 пересказ

24.04

32

 Воспитательное значение и актуальность рассказов А. Еники

1

Урок эпического произведения

Сочинение «Поучительные моменты в рассказе «Әйтелмәгән васять»

15.05

33

Философские размышления в стихах Нури Арсланова

1

Урок изучения лирического произведения

Стр.246-251 выр. чтение

22.05

34

Внеклассное чтение Взаимоотношения человека и природы в рассказе Якуба Занкиева «Аккошлы күл». (НРК)

1

Урок эпического произведения

29.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по татарской литературе для 11 класса

Аңлатма язуы Эш программасы статусы.  Программа нигезенә Россия Федерациясе , Татарстан Республикасының Мәгариф һәм фән министрлыкларының мәктәпләрдә урта һәм тулы белем алу станд...

Рабочая программа по татарской литературе для 5 класса

Рабочая программа по татарской литературе для 5 класса...

Рабочая программа по татарской литературе для 6 класса.

Рабочая программа по татарской  литературе для 6 класса....

Рабочая программа по татарской литературе для русскоязычных учащихся, 7 класс

Рабочая программа по татарской  литературе для русскоязычных учащихся, 7 класс, составлен по учебнику Р.Р. Нигъматуллиной....

Рабочая программа по татарской литературе.9класс.Татарская группа русской школы

Аңлатма язуы   Яңа стандарттагы иң мөһим таләп мондый: мәктәпне тәмамлаганда, «укучы үз алдына максат куярга һәм аны тормышка ашыру юлларын үзе таба алу дәрәҗәсенә күтәреле...

рабочая программа по татарской литературе для 5 класса (татарская группа)

I.Аңлатма язуы5 нче сыйныфның татар төркеме өчен  татар әдәбиятыннан  эш программасы  түбәндәге документларга нигезләнеп төзелде:  - Төп гомуми белем бирүнең Федераль дәүләт белем ...