Программа литературного клуба "Вдохновение" ( “Илһам”)
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Самигуллина Гузель Ильдусовна

Большое значение в формировании духовно богатой, гармонично развитой личности имеет поэзия.  Сложная поэзия, требующая мысли, напряжения чувств, к сожалению, часто отталкивает молодого читателя. Деятельность клуба «Вдохновение» (“Илһам”) направлена на творческую работу учащихся не только на уроках татарской литературы, но и на развитие творческих способностей ученика внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_literaturnogo_kluba_ilham.doc642 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 22 имени Габдуллы Тукая города Димитровграда

Ульяновской области»

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/05ba/00130501-47acb91a/hello_html_6ef3315e.png

Программа литературного клуба

"Вдохновение" ( “Илһам”)

для учащихся 5-11 классов.

 Руководитель: Самигуллина Гузель Ильдусовна.  

Пояснительная записка.

        Большое значение в формировании духовно богатой, гармонично развитой личности имеет поэзия.  Сложная поэзия, требующая мысли, напряжения чувств, к сожалению, часто отталкивает молодого читателя. Деятельность клуба «Вдохновение» (“Илһам”) направлена на творческую работу учащихся не только на уроках татарской литературы, но и на развитие творческих способностей ученика внеурочной деятельности. На занятиях клуба предполагается работа по нескольким направлениям:

1)совершенствование навыков выразительного сценического чтения художественного произведения,

2) развитие навыков   художественного перевода,  

3)совершенствование навыков сочинения прозаических и лирических произведений,

4)развитие умения художественного оформления своих творческих работ.

    Программа рассчитана на 34 часа и содержит как теоретические, так и практические занятия. Занятия клуба ориентированы на учащихся 5-11 классов в количестве 12-15 человек, проводятся 1 раз в неделю.

На занятиях учащиеся научатся показывать свою авторскую позицию, выразительно читать стихотворения, соблюдая нормы литературного произношения. Члены клуба должны стать активными участниками общешкольных мероприятий, пропагандировать творческую деятельность, участвовать в конкурсах чтецов, в  конце года издать Альманах – сборник стихов собственного сочинения.

Цели программы: через знакомство с аспектами поэтического мастерства создавать стихи, малую прозу, анализировать лирические произведения собственного сочинения и других авторов, научиться их интерпретации, учиться принципам общения, становясь людьми коммуникабельными, компетентными в области стихосложения, творческими личностями.

Задачи программы: в рамках школьного поэтического клуба хотелось бы решать две взаимосвязанные проблемы: нравственное воспитание учащихся и их литературное развитие.
Определяющее направление в предстоящей работе - научить обучающихся творчески мыслить. Этому во многом может помочь:

целостный анализ поэтического произведения;                                                           - умение вчитываться в произведение и видеть слово в контексте;                                   - постижение поэтической идеи;                                                                                - знакомство с различными аспектами поэтического мастерства.

Вообще, то, на что мы сегодня вышли, должно быть обязательным элементом нормально организованной работы школы, потому что дополнительно к урокам у школьников формируется интерес к предмету, расширяются и углубляются знания по предмету:                                                                                    - лучше усваивается программный материал,                                                                          - совершенствуются навыки анализа текста,                                                                        -  расширяется лингвистический кругозор,                                                                         - воспитывается языковое чутьё,                                                                                                - развиваются творческие способности,                                                                   - повышается языковая культура и т. д.

Умения и навыки учащихся: 

       Расширение литературного кругозора учащихся, овладение навыками анализа поэтических произведений, выполнение творческих заданий и письменных работ исследовательского характера, сочинение собственных стихов будут способствовать приобщению учащихся к самостоятельной работе, к умению находить, предполагать, доказывать, сравнивать, проявлять свою творческую активность. Важно сочетание широты и глубины содержания, предпочтение массовым формам работы, учёт индивидуальных особенностей школьников, разнообразных форм занятий, гибкость их использования. На организационном собрании проводятся выборы в Совет кружка - первых помощников руководителя, редакторов, художников по иллюстрированию стихотворных текстов для и будущего альманаха.

Ожидаемый результат.

       В результате обучения на занятиях клуба учащиеся становятся подготовленными к участию в творческих конкурсах чтецов, в исследовательских конференциях, в интернет-конкурсе «Волшебное пёрышко», ("Каурый каләм")  в других литературных конкурсах в очной и заочной форме.         

План работы.

Цель: развитие творческих способностей детей, их литературного дара.
Задачи:

  1. развитие эмоциональной сферы ребенка как основы формирования «культуры чувств»;
  2. формирование навыков общения, стимулирование интереса к духовному богатству России, мировой культуре;
  3. приобщение к миру искусства; воспитание эстетического вкуса.

Три направления работы:

- Творческое: сочинение стихов;

- Просветительское: выпуск бюллетеней, газет, альманаха стихов собственного сочинения;

- Массовое: участие в конкурсах, литературно-музыкальных праздниках, викторинах.

Орган самоуправления: Совет кружка.

Задачи:

- планирование работы,
- организация заседаний кружка,
- организация досуга кружковцев,
- выпуск тематических бюллетеней, альманаха.

Программа клуба «Вдохновение»

1.Ведение.

Знакомство с целью, задачами, программой, условиями работы клуба .

2. Инсценировка небольшого литературного произведения.

Теоретические основы инсценировки. Роль пауз, логических ударений, интонации. Выразительное чтение произведения и анализ содержания. Тема, идея, основные образы, произведения. Чтение по ролям, заучивание произведения наизусть.  Инсценировка.

        3. Основы художественного перевода.

Понятие и теоретические основы художественного перевода. Анализ работ известных мастеров художественного перевода. Средства передачи образности языка  произведения-оригинала. Перевод небольшого прозаического произведения с татарского языка на русский и с русского на татарский. Перевод лирического произведения.

        4. Сочинение как вид творческой работы.

Требования к сочинению. Самостоятельная формулировка темы сочинения. Основные части сочинения и работа над этими частями. Логика изложения и глубина аргументации. Виды сочинений. Работа над выразительностью речи. Работа над стилистическими и речевыми ошибками сочинения. Рецензия на сочинение товарища. Сочинение стихотворений.

        5. Итоговая работа. Выпуск литературного альманаха.

Понятие «литературный альманах». Выбор материала и подготовка своих творческих работ к печати. Работа над художественным оформлением альманаха на  компьютере.

Выпуск альманаха.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ   ПЛАНИРОВАНИЕ

ЗАНЯТИЙ

№№

                     Название темы

Колич.

часов

1.

Введение

1

2.

Теоретические основы инсценировки стихотворений

1

3-4.

Выразительное чтение стихотворения Г.Тукая, М.Джалиля.  Работа над содержанием стихотворений.

2

5.

Интонационный рисунок произведений. Паузы и логические ударения. Выразительное чтение по ролям

1

6.

Чтение по ролям. Заучивание наизусть

1

7-8.

Инсценировка стихотворений

2

9.

Теория художественного перевода. Основные понятия

1

10.

Анализ перевода отрывков поэмы  «Кыссаи Йосыф»  Сравнение с оригиналом

1

11-12.

Сохранение  образности языка при переводе. Средства выразительности художественного произведения.

2

13-14.

Перевод небольшого рассказа с чувашского на русский, критический анализ работ.

2

15-16.

Перевод стихотворения и анализ переводов

2

18.

Требования к сочинению. Формулировка темы и основные части сочинения

1

19.

Виды сочинения. Сочинение- рассуждение.

1

20-21.

Рецензия как вид сочинения.

2

22-23.

Эссе как вид сочинения.

2

24.

Работа над выразительностью своего языка

1

25.

Работа над речевыми и стилистическими ошибками

1

26,27,28.

Сочинение стихотворных произведений на разные темы. Работа над рифмой и ритмом стихотворений.

3

29.

Понятие «литературный альманах» и порядок выпуска альманаха.

1

30-31.

Подготовка материалов для литературного альманаха

2

32-33.

Художественное оформление альманаха.

2

34.

Презентация  альманаха.

1

                                                                                    Всего часов  

34

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/05ba/00130501-47acb91a/hello_html_6ef3315e.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...

Рабочая программа литературного творческого объединения "Вдохновение"

Данная программа разработана мной лично для внеурочной деятельности в 5-9 классах по развитию творческих способностей (стихосложению). Она включает в себя следующие разделы : "О поэзии", "Основные пре...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ЛИТЕРАТУРНО-ДРАМАТИЧЕСКИЙ КРУЖОК «ВДОХНОВЕНИЕ»

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:1. Развивать творческие возможности детей2. Воспитание наблюдательности, внимания, волевых качеств, воображения3. Развитие творческой инициативы, эмоциональной отзывчивости на художестве...

Заседание литературного кружка "Вдохновение"

в данном конспекте показано одно из заседаний литературного кружка "Вдохновение", проводившегося во время районного семинара по духовно-нравственному воспитанию...

Дополнительная общеобразовательная программа литературная гостиная "Вдохновение"

Дополнительная общеобразовательная программа литературная гостиная "Вдохновение"...

Развивающая программа "Литературная студия. Альманах "Страницы вдохновенья"

Программа отражает систему работы по развитию коммуникативных. познавательных, регулятивных, личностных универсальных учебных действий...

Презентация программы "Умные каникулы. Литературный клуб и мастерская Литературного клуба "Звезда соцсетей"

Презентация программы "Умные каникулы. Литературный клуб и мастерская Литературного клуба "Звезда соцсетей" (5-8 классы)...