ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ЛИТЕРАТУРНО-ДРАМАТИЧЕСКИЙ КРУЖОК «ВДОХНОВЕНИЕ»
рабочая программа на тему
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
1. Развивать творческие возможности детей
2. Воспитание наблюдательности, внимания, волевых качеств, воображения
3. Развитие творческой инициативы, эмоциональной отзывчивости на художественный вымысел
4. Воспитание культуры речи, приобретение навыков дикции, мимики и пластики.
5. Развитие у детей навыка действовать на сцене подлинно, логично, целенаправленно раскрывать содержание доступных им ролей в действии и взаимодействии друг с другом
6. Развитие умения действовать словом, вызывать отклик зрителя, влиять на их эмоциональное состояние
7.Раскрывать творческие возможности детей, дать возможность реализации этих возможностей.
8.Воспитание в детях добра, любви к ближним, внимания к людям, родной земле, неравнодушного отношения к окружающему миру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ЛИТЕРАТУРНО-ДРАМАТИЧЕСКИЙ КРУЖОК «ВДОХНОВЕНИЕ» | 28.37 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ЛИТЕРАТУРНО-ДРАМАТИЧЕСКИЙ
КРУЖОК «ВДОХНОВЕНИЕ»
Разработчик:
педагог дополнительного образования
Абрамова О.В.
Рассмотрено и согласовано
на заседании методического
совета МБОУ СОШ № 37
протокол №__1_ от _____________г.
г. Воронеж
Статус документа:
Программа составлена в соответствии с примерными требованиями к программам дополнительного образования (письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006г. № 06 - 1844)
ЛИТЕРАТУРНО-ДРАМАТИЧЕСКИЙ КРУЖОК «ВДОХНОВЕНИЕ»
В основе концепции литературно - драматического кружка лежит слияние двух важнейших составляющих нашего искусства -- театральной деятельности и литературы.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Как сделать жизнь школьников разнообразной и увлекательной? Как приобщить их к литературе и творчеству, привить любовь к таким обыденным школьным событиям? Как сделать школьную жизнь ярким, незабываемым праздником, в котором будут участвовать и ребята, и учителя, и в качестве актеров, и в качестве зрителей?
Таким средством является школьный литературно-драматический театр. Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, проведение школьных литературных вечеров, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и литературе.
Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку театрального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что, занимаясь в литературно- драматическом кружке, дети учатся коллективной работе, работе с партнером, учатся общаться со зрителем, учатся работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять данные текста или сценария на сцене, приобретают навыки критически оценивать как литературные произведения в целом, так отдельных литературных героев. На литературных вечерах дети учатся не только выразительному чтению текста, но и работе над репликами, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают характер персонажа таким, каким они его видят, приобретают опыт формирования собственного мнения о том или ином литературном произведении.
Кроме того, большое значение имеет работа над оформлением спектаклей, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.
Н.В.Гоголь так говорил о театре: « Театр - ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь... Это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра».
Одна из целей кружка - воспитание в детях добра, любви к ближним, родной земле.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
1. Развивать творческие возможности детей
2. Воспитание наблюдательности, внимания, волевых качеств, воображения
3. Развитие творческой инициативы, эмоциональной отзывчивости на художественный вымысел
4. Воспитание культуры речи, приобретение навыков дикции, мимики и пластики.
5. Развитие у детей навыка действовать на сцене подлинно, логично, целенаправленно раскрывать содержание доступных им ролей в действии и взаимодействии друг с другом
6. Развитие умения действовать словом, вызывать отклик зрителя, влиять на их эмоциональное состояние
7.Раскрывать творческие возможности детей, дать возможность реализации этих возможностей.
- Воспитание в детях добра, любви к ближним, внимания к людям, родной земле, неравнодушного отношения к окружающему миру.
Организация деятельности литературно драматического кружка
Поставленные цели и задачи должны будут выполняться посредством постановки театральных инсценировок для учащихся школы, организации школьных литературных вечеров, где будут читаться стихи и проза как известных авторов, так и собственного произведения. В рамках кружка предусмотрены показательные чтения лучших школьных сочинений и их последующее обсуждение, постановка театральных миниатюр. Учащиеся кружка будут принимать активное участие в организации общешкольных мероприятий. Важная роль отводится непосредственно репетициям, так как именно во время подобных занятий развиваются дружеские отношения и умение работать в коллективе, а также прививаются навыки взаимопомощи, ответственности, внимания, раскрывается творческий потенциал ребенка.
Выход результатов: выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участи в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов, инсценировка сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра, проведение творческих литературных вечеров.
ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ И УМЕТЬ:
Знать наизусть и уметь правильно и выразительно читать 5-10 скороговорок
Знать 3-5 потешек и шуток, прибауток, уметь их обыграть
Читать выразительно стихи, басни.
Уметь представить характер героев стихотворения, басни, обыгрывать содержание произведений
Уметь работать в коллективе, с партнером, уметь вести себя на сцене. Уметь слушать товарищей и отстаивать свою точку зрения на своего сценического героя
Содержание программы
Данная программа рассчитана на три года : с сентября 2012 по сентябрь 2015. Программа дает возможность принимать участие в работе кружка детям любого школьного возраста и предполагает как работу с коллективом в целом, так и индивидуальные занятия во время репетиций. Программа имеет два направления – литературное и театральное мастерство. В рамках первого на базе кружка будут организованы литературные вечера, в рамках второго планируются театральные постановки.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2,25 часа и состоит из двух основных блоков: теории и практики, где теории отводится 1 час и практике – 1,5 час.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА
№ | Название темы | |
1 | Вводный курс. Актерское мастерство. | 4 |
2 | Вводный курс. Ознакомление с правилами техники безопасности | 1 |
3 | Беседа о театральном искусстве ( просмотр театральных спектаклей ) | 4 |
4 | Искусство декламации. Выразительность чтения. | 6 |
5 | Культура поведения в театре. Беседа. Театральная азбука. | 6 |
6 | Действие как главное выразительное средство актерского искусства | 6 |
7 | Виды театров, их сходства и различие. | 5 |
8 | Общественное назначение театра. Народные игры | 1 |
9 | Роль и задачи театра во время Великой Отечественной войны | 6 |
10 | Дикция. Орфоэпия | 10 |
11 | Логика чтения. Логические паузы | 5 |
12 | Итоговое занятие. Обсуждение работы кружка | 1 |
13 | Репетиции спектаклей и подготовка к школьным праздникам | 80 |
14 | Литературные вечера | 8 |
15 | Участие в школьных мероприятиях | 12 |
Всего: 155 часов .
Тематическое планирование работы кружка
№ | Дата | Тема теоретического занятия | Практика |
1 | Вводный курс. Ознакомление с правилами техники безопасности ( 1 ч. ) | Простейшие упражнения и игры. ( 2 час ) | |
2 | Вводный курс. Актерское мастерство. (1 ч. ) | Простейшие упражнения и игры. ( 1часа ) | |
3 | Актерское мастерство (1ч) | Простейшие упражнения и игры.(1 час) | |
4 | Беседа о театральном искусстве ( 2 ч.) | Литературный вечер, посвященный театру. Обсуждение в форме дискуссии жанра драмы. Современный взгляд. ( 2 часа ) | |
5 | Искусство декламации. Выразительность чтения. (3.ч ) | Подготовка к литературному вечеру, посвященному творче6ству М. Ю. Лермонтову (8ч) | |
6 | Искусство декламации. Выразительность чтения. (3 ч. ) | Знакомство с творчеством Воронежских поэтов(6 ч) | |
7 | Культура поведения в театре. Беседа. Театральная азбука. ( 6 ч.) | Подготовка к конкурсу чтецов. Декламация стихов воронежских поэтов (2 ч) | |
8 | Действие как главное выразительное средство актерского искусства (2ч) | Подготовка к конкурсу чтецов. Декламация стихов воронежских поэтов (2 ч) | |
9 | Действие как главное выразительное средство актерского искусства (2 ч. ) | Подготовка к конкурсу чтецов декламация стихов воронежских поэтов(2ч) | |
10 | Действие как главное выразительное средство актерского искусства ( 2 ч. ) | Подготовка к празднованию. Дня освобождения Воронежа (8 часов) | |
11 | Виды театров, их сходства и различие. ( 5 ч. ) | Участие в концертах и конкурсах. ( 10 часов ) | |
12 | Общественное назначение театра. Народные игры (1 ч. ) | Постановка к юбилею А.П Чехова ( 155 лет со дня рождения)(20 часов) | |
13 | Роль и задачи театра во время Великой Отечественной войны ( 3 ч. ) | Подготовка музыкально-поэтической композиции к 70-летию Великой Победы (12 часов) | |
14 | Роль и задачи театра во время Великой Отечественной войны ( 3 ч. ) | Репетиция спектакля (2 ч) | |
15 | Дикция. Орфоэпия (2 ч. ) | Репетиция спектакля(2 ч) | |
16 | Дикция. Орфоэпия ( 2 ч. ) | Подготовка к предметной неделе, посвященной 70-летию Великой Победы (7 час) | |
17 | Дикция. Орфоэпия ( 2 ч. ) | Подготовка к предметной неделе (7 ч) | |
18 | Дикция. Орфоэпия ( 2 ч. ) | ||
19 | Дикция. Орфоэпия ( 2 ч. ) | Репетиция (2 часа) | |
20 | Логика чтения. Логические паузы ( 3 ч. ) | Репетиция (2 часа) | |
21 | Логика чтения. Логические паузы ( 1 ч. ) | Репетиция ( 2 часа) | |
22 | Логика чтения. Логические паузы ( 1 ч. ) | Репетиция ( 2 часа) | |
23 | Итоговое занятие. Обсуждение работы кружка (1 ч.) | Репетиция (2 часа) Всего практических занятий 104 часа |
РЕКОМЕНДАЦИИ:
- Дикция. Орфоэпия.
В отличие от бытовой речи речь учителя, лектора, актера должна отличаться дикционной частотой, четкостью, разборчивостью, а также строгим соблюдением орфоэпических норм, правил литературного произношения и ударения.
Не допускать дикционной неряшливости в словах: (тренировочные упражнения) тройка – стройка; каска – сказка; хлопать – слопать; сломать – взломать; течение – стечение; вскрыть – скрыть.
- Логика чтения. Логические паузы.
Вычленение логической стороны звучания необходимо и постоянно совершенствовать. Средством воссоздания логического скелета читаемого, произносимого текста является расчленения его на части, осуществление логических ударений в пределах этих частей, изменение темпа произнесения речевых тактов, звеньев, кусков.
- Речевой слух.
Понятие о речевом слухе включает в себя совокупность таких компонентов:
- Физический слух – способность воспринимать звуки разной степени громкости и силы;
- Фонематический слух – способность различать и воссоздавать все речевые звуки в соответствии с требованиями фонетической системы данного языка;
- Звуковысотный слух – способность ощущать и воссоздавать мелодичность (мелодику) речи, характер интонации, чувство темпа и ритма.
Наличие этих способностей обеспечивает развитие умения пользоваться «шестью рычагами» (по ВП Острогорскому):
Громче – тише,
Выше – ниже,
Быстрее – медленнее.
Голос – одежда живой речи, а душой является интонация.
Волшебный посредник – видение образа.
«Если сам чтец, актер не будет ясно видеть перед собою те образы, которые он хочет передать аудитории, которыми он стремится увлечь воображение своих слушателей, эти образы не смогут «увидеть» и слушатели, зрители, а сами слова, не освещенные внутренним представлением, будут скользить мимо их сознания и воображения. Они останутся только сочетанием звуков, обозначающими понятия. Но смысл этих понятий и их значение, выявлены не будут», - В,Н, Аксенов, режиссер.
Видение поэта – посредник между жизнью и произведением в процессе его создания, благодаря видению устанавливается действенная связь между поэтическим творением и чтецом, видение содействует установленным контактам между исполнителем и зрителем, слушателем. Пропускать через себя, в своем воображении, видение образа.
Механизм видения не всегда срабатывает, так как люди делятся по И.П. Павлову на три категории, три типа:
- Образный (сигналы I сигн. системы);
- Мыслительный (II сигн. Системы);
- Средний.
- Поэтому художественное воображение, видение, надо развивать. Образы басен Крылова.
- Позиция и поза.
- Позиция – принципиальное отношение к кому-либо или чему-либо.
- Поза – это перенесение , перевоплощение, чтобы лучше, ярче, убедительнее изобразить то или иное явление, демонстрируя свое к нему отношение. Исполнителю необходимо уяснить позицию автора и уточнить свою, которая может совпадать, а может и не совпадать с авторской.
- Поза и авторская и исполнительская может быть доброжелательной и недоброжелательной, дружественной и враждебной, она может отображать одобрение или отрицание, осуждение.
- Людям, лишенным чувства юмора, бывает просто невмоготу принять чужую позу, говоря, что они «не умеют и не хотят лицемерить». Но занимающему позу обличителя какого-либо недостатка не грозит опасность заразиться этим пороком.
- Истинная артистичность состоит в способности быстро и свободно переходить из одного душевного состояния в другое. Эту способность необходимо поддерживать и развивать, во избежание эмоциональной глухоты, бесчувствия. «Бесчувствие – это увечье», - сказал Н.А. Некрасов.
- Основой дикламационного искусства должен быть ритм.
- Задача исполнителя состоит в том, чтобы пробуждать реакцию слушателя – зрителя на ритм. «Владение ритмом, живым пульсом стиха дает необходимое для чтения стиха естественность и разнообразие», - говорит актер Г.В. Артоболевский. Чтобы ритмом овладеть надо его уловить и ощутить.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Безымянная. О., Школьный театр, М, 2001
2. Каришев-Лубоцкий, Театрализованные представления для детей школьного возраста. М., 2005 3.Выпуски журнала «Педсовет»
- Русские народные сказки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа Театр мюзикла «ВДОХНОВЕНИЕ»
Дополнительная образовательная программа "Театр мюзикла "Вдохновение" имеет художественно-эстетическую направленность и рассчитана на детей 7-16 лет. Данная программа может быть полезна учителям...
Дополнительная образовательная программа кружок "Юный эколог"
Программа кружка предназначена для обучающихся средней школы. Занятия проводятся один разв неделю. Цель программы: формирование экологической культуры школьников в процессе кружковой работы....
Дополнительная образовательная программа" Гармония" ( вокальный кружок)
Дополнительная образовательная программа«Гармония» Возраст детей: 9– 15 летСрок реализации: 4 года СодержаниеПояснительная записка…………………………………………………3-15Учебно-темати...
Дополнительная образовательная программа "Географический кружок"
Рабочая программа кружка "Географический"...
Дополнительная образовательная программа "Актерский кружок "Творчество"
Рабочая программа дополнительной образовательной программы " актерского кружка Творчество"...
Методическая разработка раздела дополнительной образовательной программы детского музыкального театра «Вдохновение» «Формирование детского голоса. Речевые игры и упражнения» 1-й год обучения
Вокальное пение - самый доступный вид музыкального искусства. Музыкальная деятельность детей всегда эмоциональна и активизирует умственное развитие ребёнка. Занятия по вокалу имеют познавательное зна...
Дополнительная образовательная программа Кружок «Швейное дело»
Программа содержит учебно – тематический план кружка «Швейное дело», содержание занятий, методы обучения, формы контроля, материально-техническое оснащение....