Развивающая программа "Литературная студия. Альманах "Страницы вдохновенья"
рабочая программа

Программа отражает систему работы по развитию коммуникативных. познавательных, регулятивных, личностных универсальных учебных действий

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_almanah.doc222 КБ

Предварительный просмотр:

        

 «ЛИТЕРАТУРНАЯ СТУДИЯ»

Альманах «Страницы вдохновенья»

РАЗВИВАЮЩАЯ  ПРОГРАММА  

Срок реализации: 1  год

Возраст детей: 8 – 16  лет

Разработчик:

Абрамова А.В.,

руководитель детско – юношеской

литературной студии

 

Усть – Омчуг

2017

Пояснительная записка

В современных  условиях образования детей,  воспитания и  развития духовно – нравственных качеств личности, подготовки учащихся  к жизни, профессиональной деятельности, определению приоритетных ценностей особое значение приобретает творческая и познавательная деятельность, основанная на примере духовной, художественной литературы, а также на возможности детей создавать самостоятельные литературные произведения.   Цель  творческого развития и  воспитания – формирование модели поведения, включающей:

- духовность

- позитивные ценности.

- социальную активность

- ответственность

  Одной из форм работы, обеспечивающей достижение цели творческого воспитания  развития,  является   детско – юношеская литературная студия  как субъект образовательной  деятельности.

Литературная студия позволит  подросткам определить область и уровень интересов в области литературного и изобразительного творчества, освоить способы и приёмы создания и совершенствования художественного произведения, обеспечит условия формирования и развития ключевых компетентностей ребят: самоорганизации, саморегулирования, коммуникативных, проектных, исследовательских.

Подростковый  возраст является наиболее оптимальным для системы   творческого  (литературного и художественного) развития, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов,  формирования жизненных идеалов. Актуальность программы заключается в том, что она  предназначена для  формирования и развития творческого потенциала личности,  является общеразвивающей и носит воспитательный характер.

Реализация  процесса   творческого развития  и воспитания  должна быть основана на деятельностном подходе, обеспечивающем активное вовлечение  школьников в  различные виды деятельности:

1). Познавательную  деятельность (изучение литературных, исторических и др. источников);

2). Проектную (создание макетов и моделей  детско – юношеского литературного альманаха, презентаций)

3). Проблемно-ценностное общение (студийные формы работы);

4). Социальное творчество (социально значимая  деятельность: деятельность лекторской группы).

Целесообразность освоения  воспитанниками программы деятельности  литературной студии  заключается в следующем:

1). Создание условий формирования компетенций осуществлять действия:

  • личностные  (смыслообразование, нравственно-этическая ориентация),
  • регулятивные  (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция),
  • познавательные  (логические действия, а также действия постановки и решения проблем),
  • коммуникативные (планирование сотрудничества, постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, разрешение конфликтов, управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера, достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации).

Цель  программы:

Развитие творческих способностей детей, формирование и развитие правильных представлений о духовно – нравственных и социальных ценностях.  

Задачи:

Обучающие:

1. Обеспечить условия усвоения теоретических сведений  по литературоведению (тема, основная мысль,  жанр, композиция, эпилог, пролог, кульминация и др.);

2. Способствовать углублению знаний и представлений  воспитанников по литературе, истории, изобразительному искусству, основам православной культуры  и светской этики);

3. Обучать  воспитанников  самостоятельному созданию литературных произведений, презентации собственного проекта и историко – литературных материалов.

Развивающие:

1. Обеспечить условия развития  творческих качеств личности, творческих способностей;

2.Формировать и развивать представления воспитанников  о  престиже творческой деятельности.

Воспитательные:

1. Воспитывать духовно – нравственные качества личности: чувство долга, ответственности, гражданственности, патриотизма, товарищества, дисциплинированности,   толерантности.

   

Содержание программы предусматривает  наличие  регионального  компонента, который   реализуется через наполнение  познавательной части курса   и практических работ содержанием, отражающим  краеведческую направленность (знакомство со страницами истории репрессий в районе,  освоения Колымской земли).

        Программа  учитывает   социальные  условия отдалённого посёлка,   содержание программного материала интегрировано  с содержанием курсов: литературы, основ православной культуры и светской этики,  истории (региональный компонент).

        Особое значение придаётся практическим методам:  практическим работам,  на  выполнение  которых отводится до 90% учебного времени.

Принципами реализации  программы  являются:

Принцип гуманизации - основополагающий принцип деятельности, предусматривающий переоценку всех компонентов педагогического процесса в свете их человекообразующих функций.

Принцип развивающего обучения - современная психологическая наука различает 2 уровня развития ребенка: актуальный и зону ближайшего развития. Развивающее обучение опирается на зону ближайшего развития ребенка и соответствует ускорению развития. Развитие умственных и творческих способностей предполагает использование новейших педагогических технологий, которыми формируются навыки умственного рационального труда.

Принцип индивидуализации - всесторонний и всеобъемлющий учет уровня развития и способностей каждого  воспитанника,  программ стимулирования и коррекции развития способностей. Предполагается также формирование и развитие логического мышления, креативности и умений учебного труда при опоре на зону ближайшего развития   ребёнка. Индивидуализация образования  несет своей обязательной задачей повышение учебной мотивации и развитие познавательных интересов воспитанников  студии.

Принцип дифференциации обучения - это такая структура, при которой всецело учитываются индивидуальные способности воспитанников.

Принцип целостности  - это единство процессов развития, обучения и воспитания  детей. Сбалансированность отраслей знаний в содержании образования. Адекватность педагогических технологий.

Принцип непрерывности - действует как фундаментальная основа организации целостной системы деятельности  студии.  

Условия реализации программы.

В освоении данной программы участвуют учащиеся  2 – 10  классов. В   студию принимаются  все желающие  учащиеся 8-16 лет.  Состав  студии  формируется по принципу разновозрастного объединения.

        Обязательным условием реализации программы является использование  технологий:

- интерактивного обучения;

- дифференцированного обучения;

- проблемно - диалогового обучения и воспитания,

- игрового обучения

- социально – активной технологии.

          Методы, используемые педагогом в работе с  воспитанниками,   ориентированы на:

-развитие  у учащихся эмоционально-образной сферы;

-привитие практических навыков и умений в  соответствии с содержанием программы.

Программа рассчитана на 1  год. Количество часов  –  315. Теоретический материал осваивается в процессе работы в группах, парах, индивидуально. Практическая деятельность организуется  подобным образом.

Режим занятий.

Количество часов в неделю – 9, количество часов на одно занятие – 2  часа (4 дня), 1 час (один день),  (по 45 минут один час). После каждого часа занятий – перерыв на 5 - 10  минут.

Организация занятий в студии.

Организация занятий в студии имеет специфику. В процессе работы группы детей, создающих проекты на историко – литературные темы используется групповая, парная формы работы.

В процессе работы над созданием или совершенствованием детского литературного произведения  используется только индивидуальная форма работы: руководитель кружка – воспитанник.

В проектной группе работают  дети, ответственные за подбор информации, её переработку, создание ЦОРа  или иного наглядного материала, подготовку выступления и  презентацию материала.

В «писательской» группе работают дети, способные создать собственное литературное произведение. В работе с детьми данной категории необходимо учитывать их психологические особенности.

Планируемые результаты освоения программы.

Воспитанник студии  должен знать и уметь:

1. Определения таких  понятий,  как:

- вид литературного произведения

- жанр литературного произведения

- авторский замысел

- тема, основная мысль

- проблема, герой.

2. Принципы построения литературных произведений (проза и поэзия).

3. Самостоятельно выполнять набросок литературного произведения.

4. Совершенствовать написанное под руководством педагога.

5. Использовать художественные изобразительно – выразительные средства.

6. Оценивать историко – литературный материал с позиций возраста, значения для читателя.

7. Перерабатывать информацию различного вида и жанра в процессе подготовки  к презентации.

8. Создавать модель  коллективного литературного продукта  (альманах).

Для отслеживания результативности деятельности  используются этапы:

- начальный контроль –  сентябрь (диагностика: собеседование,  наблюдение с целью выявления интереса и возможностей к литературному и художественному творчеству);

- текущий контроль -  в течение всего учебного года (определение затруднений  воспитанников в различных видах деятельности, оценивание уровня достижений планируемых результатов);

- промежуточный контроль – по качеству коллективного литературного продукта,  альманаха и его презентации по номерам  (определение  уровня освоения  программы  деятельности  студии);

- итоговый контроль  - по итогам года (определение  результативности деятельности студии  в соответствии с целью и задачами программы, выявление проблем, поиск путей их решения, внесение изменений и дополнений в программу и планирование деятельности  студии).

Подведение итогов реализации программы будет осуществляться с помощью  форм:

1. Презентации историко – литературных материалов и произведений, содержащих региональный  компонент (2 презентации в год).

2. Выпуск детско – юношеского литературного альманаха ( 4 номера в год)

3. Организация  социально – значимой  деятельности (работа лекторской группы).

4. Заседание литературной студии (открытое мероприятие)  (1 раз в год, апрель).

Учебно – тематический план  

№ раздела

Раздел, тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

I.

Организационная деятельность

13

2

11

Выявление детей, самостоятельно занимающихся литературной деятельностью (написание литературных произведений самостоятельно)

Собеседование с детьми, формирование состава студии

3

-

3

Обсуждение структуры, содержания, оформления альманаха

4

2

2

Подбор историко литературных материалов, содержащих региональный компонент

6

-

6

II.

Работа с авторскими материалами

210

10

200

Совершенствование написанного  воспитанниками

70

10

60

Консультации по доработке литературного произведения

70

-

70

Обучение правке литературного материала

70

-

70

III.

Организация социально значимой деятельности

60

19

41

Отбор историко – литературного материала для презентаций, включающих региональный компонент

12

4

8

Выбор тем презентаций

1

-

1

Подбор материала воспитанниками студии

9

-

9

Изучение материалов детьми

15

15

-

Переработка информации

15

-

15

Оформление презентаций

4

-

4

Выступления лекторской группы с презентациями, содержащими региональный компонент

4

-

4

IV.

Издание детско – юношеского литературного альманаха

32

4

28

Разработка макета номера

8

2

6

Отбор материала в  номер

4

-

4

Работа с редактором, написание статьи редактора

4

2

2

Комплектование альманаха (набор, распечатка, брошюрование, художественное оформление)

16

-

16

ИТОГО

315

35

280

Примечание: количество часов, предусмотренных  учебно – тематическим планом может меняться в связи с темпом работы детей по созданию и совершенствованию литературных произведений, а также  объективными трудностями при комплектовании номеров альманаха  (см. «Примерное методическое обеспечение программы»)

Содержание программы

Теория и практика  литературоведения.

Роды и  жанры в литературе. Основные литературоведческие понятия, связанные с литературным произведением: жанр, тема, авторский замысел, основная мысль, проблема, герой, сюжет, композиция, пролог, эпилог, кульминация.

Художественные изобразительно – выразительные средства в литературном произведении

Практическая работа: определение жанра произведения, авторского замысла, темы, идеи, проблемы произведения, портретная и  речевая характеристика героев,  разработка элементов сюжета авторского произведения.

Альманах как издание. Его признаки, характеристики.

Практическая работа: издание альманаха, совершенствование и редактирование авторских материалов.

Региональный компонент. Историко – литературный аспект.

Святитель Иннокентий и его роль в освоении Колымской земли и Дальнего Востока.  Детство и юность Святителя, миссионерская деятельность на территории Магаданской области: просвещение, православная вера, исследовательская деятельность, общественная и политическая деятельность.

Содержание книги И.В. Грибановой «Виток спирали» (о  Тенькинском районе). Содержание книги.

Практическая работа: презентации историко – литературного материала, представление презентации лекторской   группой.

Календарно – тематическое планирование.

№ п/п

Тема программы

Форма занятий

Приёмы и методы организации образовательного процесса

( в рамках занятия)

Дидактический материал

Формы подведения итогов

Количество часов

Период проведения занятий

1.

Комплектование   группы

Беседа, наблюдение

Проблемно – диалогическое общение

Рефлексия, комплектование группы

2

 3 неделя сентября

2.

Вводное занятие

Беседа,

индивидуальная

Объяснительно иллюстративный

Репродуктивный

Материалы историко литературного содержания

Рефлексия

2

3 неделя сентября

3.

Ознакомление с историко – литературными материалами о Святителе Иннокентии

Подбор историко – литературных источников в сети Интернет

Сбор иллюстративного материала к презентации о святителе Иннокентии

Рассказ,

работа с печатными источниками

Практический

Материалы историко литературного содержания

Беседа, пересказ, тематическая подборка

18

3, 4 неделя сентября

Работа  с книгами в библиотеке, в сети Интернет

Практический

Чтение, тематическая подборка

6

6

Отбор книг о святителе Иннокентии

6

4.

Переработка отобранного историко – литературного материала

Рассказ, демонстрация,

Работа с печатными источниками

Практический

Материалы историко литературного содержания

Статьи в презентацию

18

4 неделя сентября, 1 – 2 неделя октября

Устная переработка материалов

4

Отбор материала по микротемам

2

Формирование текста

6

Корректировка монологических высказываний

6

5.

Создание презентации по теме «Святитель Иннокентий – просветитель, миссионер, лингвист, этнограф, исследователь»

Индивидуальная, парная

Практический

ИКТ

Материалы историко литературного содержания

Рассказ

Презентация

9

4 неделя сентября, 1 – 2 неделя октября

Обсуждение структуры, содержания и оформления презентации

3

Создание презентации

3

Корректировка презентации

3

6.

Организация работы лекторской группы

Рассказ, демонстрация, пары, группа

Практический

Доклад

Рассказ в классных коллективах

12

2-4 неделя октября

Отработка техники речи и выступления перед аудиторией

6

Репетиции выступления участников лекторской группы

2

Выступления лекторской группы перед учащимися школы

4

7.

Комплектование первого номера альманаха

Индивидуальная

Объяснительно –иллюстративный

Авторские произведения

Беседа, произведения

12

3-4 неделя октября, 1-2 неделя ноября

Отбор произведений в первый номер

1

Редактирование материалов

6

Работа редакторской группы

3

Разработка макета первого номера

2

8.

Выпуск первого номера альманаха

Беседа, демонстрация, работа с печатными источниками

Практический

Репродуктивный

Альманах

Выпуск экземпляра

15

Ноябрь, третья декада

Набор материалов

4

Размещение материалов

3

Иллюстрирование альманаха,

4

Оформление обложки, переплёта

4

9.

Подготовка к участию  в заседании Православной гостиной, научно – практической конференции школьников

Групповая, индивидуальная

Практический

Материалы

Представление презентации, мероприятия

18

3-4 декада декабря, 2-4  декада января

Отбор материалов к мероприятиям

6

Разработка минипроектов «Судьба моей семьи в судьбе Тенькинского района»

8

Разработка сценарий открытия Православной гостиной

2

Участие в научно – практической конференции

2

10.

Ознакомление с материалами  книги «Виток спирали» Страницы истории  Тенькинского района

Рассказ,

демонстрация, работа с печатными источниками, создание проектов, монологических высказываний

Репродуктивный, объяснительно -иллюстративный

Иллюстрации, книга  «Виток спирали»

Беседа

4

 1-3 неделя,  декабря

Работа над мини – проектами «История моей семьи в истории Тенькинского района»

14

11.

Подготовка презентации по книге И.В. Грибановой «Виток спирали»

Рассказ,

демонстрация, работа с печатными источниками

Репродуктивный, объяснительно -иллюстративный

Иллюстрации, книги, видеофильмы

Беседа

18

3-4 неделя января

12.

Организация работы лекторской группы

Рассказ, демонстрация, пары, группа

Практический

Доклад

Рассказ в классных коллективах

12

1 – 3 неделя февраля

Отработка техники речи и выступления перед аудиторией

4

Репетиции выступления участников лекторской группы

5

Выступления лекторской группы перед учащимися школы

3

13.

Комплектование  второго  номера альманаха

Индивидуальная

Объяснительно -иллюстративный

Авторские произведения

Беседа, произведения

14

Декабрь

1 – 2 неделя

Отбор произведений в первый номер

2

Редактирование материалов

6

Работа редакторской группы

4

Разработка макета первого номера

2

14.

Совершенствование авторских материалов

Индивидуальная

Практический

Авторские произведения

Рефлексия

15

Декабрь, 3 – 4 неделя

15.

Выпуск второго номера альманаха

Рассказ, беседа, групповая, коллективная

Практический

Авторские произведения

Выпуск экземпляра

15

Январь, 2  декада

Набор материалов

6

Размещение материалов

41

Иллюстрирование альманаха

4

Оформление обложки, переплёта

16.

Совершенствование авторских материалов

Индивидуальная

Практический

Авторские произведения

Беседа

15

Февраль

17.

Комплектование  третьего  номера альманаха

Индивидуальная

Объяснительно -иллюстративный

Авторские произведения

Беседа

14

Февраль4 декада

Отбор произведений в третий номер

2

Редактирование материалов

6

Работа редакторской группы

4

Разработка макета первого номера

2

18.

Выпуск третьего номера альманаха

Рассказ, беседа, групповая, коллективная

Практический

Альманах

Выпуск экземпляра

15

Март, 1  декада

Набор материалов

4

Размещение материалов

4

Иллюстрирование альманах

5

Оформление обложки, переплёта

2

19.

Подготовка к литературной гостиной

Групповая, парная, рассказ, беседа, учебно – тренировочные упражнения

Объяснительно-иллюстративный,

практический

Практическая работа

Сценарий

18

Апрель

20.

Совершенствование авторских произведений

Индивидуальная

Практический

Авторские произведения

Беседа

15

Апрель

1 – 2 декада

21.

Комплектование  четвёртого  номера альманаха

Индивидуальная

Объяснительно -иллюстративный

Авторские произведения

Беседа, произведения

14

Апрель

4 декада

Май 1 декада

Отбор произведений в четвёртый  номер

3

Редактирование материалов

6

Работа редакторской группы

3

Разработка макета первого номера

2

22.

Выпуск четвёртого номера альманаха

Рассказ, беседа, групповая, коллективная

Практический

Альманах

Выпуск экземпляра

18

Май

2 декада

Набор материалов

7

Размещение материалов

5

Иллюстрирование альманах

4

Оформление обложки, переплёта

2

23.

Заседание литературной гостиной

Коллективная

Практический

Презентация работы за учебный год

Открытое мероприятие

4

Май

1 (2 декада)

24.

Подведение итогов работы студии

Коллективная

Проблемно – диалогическое общение

Праздничное мероприятие

Беседа, наблюдение, анализ

2

Май

4 декада

Материально – техническое  оснащение   реализации программы.

Литературная студия  располагает   материально – технической  базой, обеспечивающей организацию всех видов деятельности  воспитанников  и соответствующей Санитарно-эпидемиологическим и противопожарным правилам и нормам. В  области материально-технического обеспечения  оборудован  кабинет   и помещения для теоретических  и практических занятий по  различным  разделам программы»:

№ п/п

Раздел программы

Помещение, кабинет, объект

1.

Теория и практика  литературоведения.

Кабинет № 30, актовый зал

2.

Региональный компонент.

Историко – литературный аспект.

Кабинет № 30, актовый зал

Цикл занятий  в течение недели в соответствии с разделами программы

№ п/п

ПОНЕДЕЛЬНИК

ВТОРНИК

СРЕДА

ЧЕТВЕРГ

ПЯТНИЦА

СУББОТА

1.

Теория и практика литературоведения

(1 час)

Региональный компонент (1 час)

Теория и практика литературоведения

(1 час)

Региональный компонент (1 час)

Региональный компонент (1 час)

Теория и практика литературоведения

(2 часа)

2.

Теория и практика литературоведения

(1 час)

Теория и практика литературоведения

(1 час)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий отчетный концерт студии эстрадного танца «Вдохновение»

Фоновая музыка, занавес закрыт, фанфарыВедущий:    И снова полный зал, и вновь горят огни. ...

Статья "Развитие предметных компетенций на занятиях театральной студии "Вдохновение" - Cборник с материалами XVI Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы модернизации российского образования». (2013 г.)

Cборник с материалами  XVI Международной научно-практической конференции  «Актуальные вопросы модернизации российского образования»  [[{"type":"media","view_mode":"medi...

Программа театральной студии "Вдохновение"

Программа театральной студии "Вдохновение"...

Студия «Вдохновение» дистанционно

Дистанционные занятия...

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа по театральному направлению "Театральная студия "Вдохновение"

Программа ориентирована на формирование особого игрового пространства и сообщества актеров и зрителей, что является средой для самореализации и саморазвития личности. Базовый уровень предполагает испо...