Развивающая программа "Литературная студия. Альманах "Страницы вдохновенья"
рабочая программа
Программа отражает систему работы по развитию коммуникативных. познавательных, регулятивных, личностных универсальных учебных действий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 222 КБ |
Предварительный просмотр:
«ЛИТЕРАТУРНАЯ СТУДИЯ»
Альманах «Страницы вдохновенья»
РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
Срок реализации: 1 год
Возраст детей: 8 – 16 лет
Разработчик:
Абрамова А.В.,
руководитель детско – юношеской
литературной студии
Усть – Омчуг
2017
Пояснительная записка
В современных условиях образования детей, воспитания и развития духовно – нравственных качеств личности, подготовки учащихся к жизни, профессиональной деятельности, определению приоритетных ценностей особое значение приобретает творческая и познавательная деятельность, основанная на примере духовной, художественной литературы, а также на возможности детей создавать самостоятельные литературные произведения. Цель творческого развития и воспитания – формирование модели поведения, включающей:
- духовность
- позитивные ценности.
- социальную активность
- ответственность
Одной из форм работы, обеспечивающей достижение цели творческого воспитания развития, является детско – юношеская литературная студия как субъект образовательной деятельности.
Литературная студия позволит подросткам определить область и уровень интересов в области литературного и изобразительного творчества, освоить способы и приёмы создания и совершенствования художественного произведения, обеспечит условия формирования и развития ключевых компетентностей ребят: самоорганизации, саморегулирования, коммуникативных, проектных, исследовательских.
Подростковый возраст является наиболее оптимальным для системы творческого (литературного и художественного) развития, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов, формирования жизненных идеалов. Актуальность программы заключается в том, что она предназначена для формирования и развития творческого потенциала личности, является общеразвивающей и носит воспитательный характер.
Реализация процесса творческого развития и воспитания должна быть основана на деятельностном подходе, обеспечивающем активное вовлечение школьников в различные виды деятельности:
1). Познавательную деятельность (изучение литературных, исторических и др. источников);
2). Проектную (создание макетов и моделей детско – юношеского литературного альманаха, презентаций)
3). Проблемно-ценностное общение (студийные формы работы);
4). Социальное творчество (социально значимая деятельность: деятельность лекторской группы).
Целесообразность освоения воспитанниками программы деятельности литературной студии заключается в следующем:
1). Создание условий формирования компетенций осуществлять действия:
- личностные (смыслообразование, нравственно-этическая ориентация),
- регулятивные (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция),
- познавательные (логические действия, а также действия постановки и решения проблем),
- коммуникативные (планирование сотрудничества, постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, разрешение конфликтов, управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера, достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации).
Цель программы:
Развитие творческих способностей детей, формирование и развитие правильных представлений о духовно – нравственных и социальных ценностях.
Задачи:
Обучающие:
1. Обеспечить условия усвоения теоретических сведений по литературоведению (тема, основная мысль, жанр, композиция, эпилог, пролог, кульминация и др.);
2. Способствовать углублению знаний и представлений воспитанников по литературе, истории, изобразительному искусству, основам православной культуры и светской этики);
3. Обучать воспитанников самостоятельному созданию литературных произведений, презентации собственного проекта и историко – литературных материалов.
Развивающие:
1. Обеспечить условия развития творческих качеств личности, творческих способностей;
2.Формировать и развивать представления воспитанников о престиже творческой деятельности.
Воспитательные:
1. Воспитывать духовно – нравственные качества личности: чувство долга, ответственности, гражданственности, патриотизма, товарищества, дисциплинированности, толерантности.
Содержание программы предусматривает наличие регионального компонента, который реализуется через наполнение познавательной части курса и практических работ содержанием, отражающим краеведческую направленность (знакомство со страницами истории репрессий в районе, освоения Колымской земли).
Программа учитывает социальные условия отдалённого посёлка, содержание программного материала интегрировано с содержанием курсов: литературы, основ православной культуры и светской этики, истории (региональный компонент).
Особое значение придаётся практическим методам: практическим работам, на выполнение которых отводится до 90% учебного времени.
Принципами реализации программы являются:
Принцип гуманизации - основополагающий принцип деятельности, предусматривающий переоценку всех компонентов педагогического процесса в свете их человекообразующих функций.
Принцип развивающего обучения - современная психологическая наука различает 2 уровня развития ребенка: актуальный и зону ближайшего развития. Развивающее обучение опирается на зону ближайшего развития ребенка и соответствует ускорению развития. Развитие умственных и творческих способностей предполагает использование новейших педагогических технологий, которыми формируются навыки умственного рационального труда.
Принцип индивидуализации - всесторонний и всеобъемлющий учет уровня развития и способностей каждого воспитанника, программ стимулирования и коррекции развития способностей. Предполагается также формирование и развитие логического мышления, креативности и умений учебного труда при опоре на зону ближайшего развития ребёнка. Индивидуализация образования несет своей обязательной задачей повышение учебной мотивации и развитие познавательных интересов воспитанников студии.
Принцип дифференциации обучения - это такая структура, при которой всецело учитываются индивидуальные способности воспитанников.
Принцип целостности - это единство процессов развития, обучения и воспитания детей. Сбалансированность отраслей знаний в содержании образования. Адекватность педагогических технологий.
Принцип непрерывности - действует как фундаментальная основа организации целостной системы деятельности студии.
Условия реализации программы.
В освоении данной программы участвуют учащиеся 2 – 10 классов. В студию принимаются все желающие учащиеся 8-16 лет. Состав студии формируется по принципу разновозрастного объединения.
Обязательным условием реализации программы является использование технологий:
- интерактивного обучения;
- дифференцированного обучения;
- проблемно - диалогового обучения и воспитания,
- игрового обучения
- социально – активной технологии.
Методы, используемые педагогом в работе с воспитанниками, ориентированы на:
-развитие у учащихся эмоционально-образной сферы;
-привитие практических навыков и умений в соответствии с содержанием программы.
Программа рассчитана на 1 год. Количество часов – 315. Теоретический материал осваивается в процессе работы в группах, парах, индивидуально. Практическая деятельность организуется подобным образом.
Режим занятий.
Количество часов в неделю – 9, количество часов на одно занятие – 2 часа (4 дня), 1 час (один день), (по 45 минут один час). После каждого часа занятий – перерыв на 5 - 10 минут.
Организация занятий в студии.
Организация занятий в студии имеет специфику. В процессе работы группы детей, создающих проекты на историко – литературные темы используется групповая, парная формы работы.
В процессе работы над созданием или совершенствованием детского литературного произведения используется только индивидуальная форма работы: руководитель кружка – воспитанник.
В проектной группе работают дети, ответственные за подбор информации, её переработку, создание ЦОРа или иного наглядного материала, подготовку выступления и презентацию материала.
В «писательской» группе работают дети, способные создать собственное литературное произведение. В работе с детьми данной категории необходимо учитывать их психологические особенности.
Планируемые результаты освоения программы.
Воспитанник студии должен знать и уметь:
1. Определения таких понятий, как:
- вид литературного произведения
- жанр литературного произведения
- авторский замысел
- тема, основная мысль
- проблема, герой.
2. Принципы построения литературных произведений (проза и поэзия).
3. Самостоятельно выполнять набросок литературного произведения.
4. Совершенствовать написанное под руководством педагога.
5. Использовать художественные изобразительно – выразительные средства.
6. Оценивать историко – литературный материал с позиций возраста, значения для читателя.
7. Перерабатывать информацию различного вида и жанра в процессе подготовки к презентации.
8. Создавать модель коллективного литературного продукта (альманах).
Для отслеживания результативности деятельности используются этапы:
- начальный контроль – сентябрь (диагностика: собеседование, наблюдение с целью выявления интереса и возможностей к литературному и художественному творчеству);
- текущий контроль - в течение всего учебного года (определение затруднений воспитанников в различных видах деятельности, оценивание уровня достижений планируемых результатов);
- промежуточный контроль – по качеству коллективного литературного продукта, альманаха и его презентации по номерам (определение уровня освоения программы деятельности студии);
- итоговый контроль - по итогам года (определение результативности деятельности студии в соответствии с целью и задачами программы, выявление проблем, поиск путей их решения, внесение изменений и дополнений в программу и планирование деятельности студии).
Подведение итогов реализации программы будет осуществляться с помощью форм:
1. Презентации историко – литературных материалов и произведений, содержащих региональный компонент (2 презентации в год).
2. Выпуск детско – юношеского литературного альманаха ( 4 номера в год)
3. Организация социально – значимой деятельности (работа лекторской группы).
4. Заседание литературной студии (открытое мероприятие) (1 раз в год, апрель).
Учебно – тематический план
№ раздела | Раздел, тема | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
I. | Организационная деятельность | 13 | 2 | 11 |
Выявление детей, самостоятельно занимающихся литературной деятельностью (написание литературных произведений самостоятельно) Собеседование с детьми, формирование состава студии | 3 | - | 3 | |
Обсуждение структуры, содержания, оформления альманаха | 4 | 2 | 2 | |
Подбор историко литературных материалов, содержащих региональный компонент | 6 | - | 6 | |
II. | Работа с авторскими материалами | 210 | 10 | 200 |
Совершенствование написанного воспитанниками | 70 | 10 | 60 | |
Консультации по доработке литературного произведения | 70 | - | 70 | |
Обучение правке литературного материала | 70 | - | 70 | |
III. | Организация социально значимой деятельности | 60 | 19 | 41 |
Отбор историко – литературного материала для презентаций, включающих региональный компонент | 12 | 4 | 8 | |
Выбор тем презентаций | 1 | - | 1 | |
Подбор материала воспитанниками студии | 9 | - | 9 | |
Изучение материалов детьми | 15 | 15 | - | |
Переработка информации | 15 | - | 15 | |
Оформление презентаций | 4 | - | 4 | |
Выступления лекторской группы с презентациями, содержащими региональный компонент | 4 | - | 4 | |
IV. | Издание детско – юношеского литературного альманаха | 32 | 4 | 28 |
Разработка макета номера | 8 | 2 | 6 | |
Отбор материала в номер | 4 | - | 4 | |
Работа с редактором, написание статьи редактора | 4 | 2 | 2 | |
Комплектование альманаха (набор, распечатка, брошюрование, художественное оформление) | 16 | - | 16 | |
ИТОГО | 315 | 35 | 280 |
Примечание: количество часов, предусмотренных учебно – тематическим планом может меняться в связи с темпом работы детей по созданию и совершенствованию литературных произведений, а также объективными трудностями при комплектовании номеров альманаха (см. «Примерное методическое обеспечение программы»)
Содержание программы
Теория и практика литературоведения.
Роды и жанры в литературе. Основные литературоведческие понятия, связанные с литературным произведением: жанр, тема, авторский замысел, основная мысль, проблема, герой, сюжет, композиция, пролог, эпилог, кульминация.
Художественные изобразительно – выразительные средства в литературном произведении
Практическая работа: определение жанра произведения, авторского замысла, темы, идеи, проблемы произведения, портретная и речевая характеристика героев, разработка элементов сюжета авторского произведения.
Альманах как издание. Его признаки, характеристики.
Практическая работа: издание альманаха, совершенствование и редактирование авторских материалов.
Региональный компонент. Историко – литературный аспект.
Святитель Иннокентий и его роль в освоении Колымской земли и Дальнего Востока. Детство и юность Святителя, миссионерская деятельность на территории Магаданской области: просвещение, православная вера, исследовательская деятельность, общественная и политическая деятельность.
Содержание книги И.В. Грибановой «Виток спирали» (о Тенькинском районе). Содержание книги.
Практическая работа: презентации историко – литературного материала, представление презентации лекторской группой.
Календарно – тематическое планирование.
№ п/п | Тема программы | Форма занятий | Приёмы и методы организации образовательного процесса ( в рамках занятия) | Дидактический материал | Формы подведения итогов | Количество часов | Период проведения занятий |
1. | Комплектование группы | Беседа, наблюдение | Проблемно – диалогическое общение | Рефлексия, комплектование группы | 2 | 3 неделя сентября | |
2. | Вводное занятие | Беседа, индивидуальная | Объяснительно иллюстративный Репродуктивный | Материалы историко литературного содержания | Рефлексия | 2 | 3 неделя сентября |
3. | Ознакомление с историко – литературными материалами о Святителе Иннокентии Подбор историко – литературных источников в сети Интернет Сбор иллюстративного материала к презентации о святителе Иннокентии | Рассказ, работа с печатными источниками | Практический | Материалы историко литературного содержания | Беседа, пересказ, тематическая подборка | 18 | 3, 4 неделя сентября |
Работа с книгами в библиотеке, в сети Интернет | Практический | Чтение, тематическая подборка | 6 | ||||
6 | |||||||
Отбор книг о святителе Иннокентии | 6 | ||||||
4. | Переработка отобранного историко – литературного материала | Рассказ, демонстрация, Работа с печатными источниками | Практический | Материалы историко литературного содержания | Статьи в презентацию | 18 | 4 неделя сентября, 1 – 2 неделя октября |
Устная переработка материалов | 4 | ||||||
Отбор материала по микротемам | 2 | ||||||
Формирование текста | 6 | ||||||
Корректировка монологических высказываний | 6 | ||||||
5. | Создание презентации по теме «Святитель Иннокентий – просветитель, миссионер, лингвист, этнограф, исследователь» | Индивидуальная, парная | Практический ИКТ | Материалы историко литературного содержания | Рассказ Презентация | 9 | 4 неделя сентября, 1 – 2 неделя октября |
Обсуждение структуры, содержания и оформления презентации | 3 | ||||||
Создание презентации | 3 | ||||||
Корректировка презентации | 3 | ||||||
6. | Организация работы лекторской группы | Рассказ, демонстрация, пары, группа | Практический | Доклад | Рассказ в классных коллективах | 12 | 2-4 неделя октября |
Отработка техники речи и выступления перед аудиторией | 6 | ||||||
Репетиции выступления участников лекторской группы | 2 | ||||||
Выступления лекторской группы перед учащимися школы | 4 | ||||||
7. | Комплектование первого номера альманаха | Индивидуальная | Объяснительно –иллюстративный | Авторские произведения | Беседа, произведения | 12 | 3-4 неделя октября, 1-2 неделя ноября |
Отбор произведений в первый номер | 1 | ||||||
Редактирование материалов | 6 | ||||||
Работа редакторской группы | 3 | ||||||
Разработка макета первого номера | 2 | ||||||
8. | Выпуск первого номера альманаха | Беседа, демонстрация, работа с печатными источниками | Практический Репродуктивный | Альманах | Выпуск экземпляра | 15 | Ноябрь, третья декада |
Набор материалов | 4 | ||||||
Размещение материалов | 3 | ||||||
Иллюстрирование альманаха, | 4 | ||||||
Оформление обложки, переплёта | 4 | ||||||
9. | Подготовка к участию в заседании Православной гостиной, научно – практической конференции школьников | Групповая, индивидуальная | Практический | Материалы | Представление презентации, мероприятия | 18 | 3-4 декада декабря, 2-4 декада января |
Отбор материалов к мероприятиям | 6 | ||||||
Разработка минипроектов «Судьба моей семьи в судьбе Тенькинского района» | 8 | ||||||
Разработка сценарий открытия Православной гостиной | 2 | ||||||
Участие в научно – практической конференции | 2 | ||||||
10. | Ознакомление с материалами книги «Виток спирали» Страницы истории Тенькинского района | Рассказ, демонстрация, работа с печатными источниками, создание проектов, монологических высказываний | Репродуктивный, объяснительно -иллюстративный | Иллюстрации, книга «Виток спирали» | Беседа | 4 | 1-3 неделя, декабря |
Работа над мини – проектами «История моей семьи в истории Тенькинского района» | 14 | ||||||
11. | Подготовка презентации по книге И.В. Грибановой «Виток спирали» | Рассказ, демонстрация, работа с печатными источниками | Репродуктивный, объяснительно -иллюстративный | Иллюстрации, книги, видеофильмы | Беседа | 18 | 3-4 неделя января |
12. | Организация работы лекторской группы | Рассказ, демонстрация, пары, группа | Практический | Доклад | Рассказ в классных коллективах | 12 | 1 – 3 неделя февраля |
Отработка техники речи и выступления перед аудиторией | 4 | ||||||
Репетиции выступления участников лекторской группы | 5 | ||||||
Выступления лекторской группы перед учащимися школы | 3 | ||||||
13. | Комплектование второго номера альманаха | Индивидуальная | Объяснительно -иллюстративный | Авторские произведения | Беседа, произведения | 14 | Декабрь 1 – 2 неделя |
Отбор произведений в первый номер | 2 | ||||||
Редактирование материалов | 6 | ||||||
Работа редакторской группы | 4 | ||||||
Разработка макета первого номера | 2 | ||||||
14. | Совершенствование авторских материалов | Индивидуальная | Практический | Авторские произведения | Рефлексия | 15 | Декабрь, 3 – 4 неделя |
15. | Выпуск второго номера альманаха | Рассказ, беседа, групповая, коллективная | Практический | Авторские произведения | Выпуск экземпляра | 15 | Январь, 2 декада |
Набор материалов | 6 | ||||||
Размещение материалов | 41 | ||||||
Иллюстрирование альманаха | 4 | ||||||
Оформление обложки, переплёта | |||||||
16. | Совершенствование авторских материалов | Индивидуальная | Практический | Авторские произведения | Беседа | 15 | Февраль |
17. | Комплектование третьего номера альманаха | Индивидуальная | Объяснительно -иллюстративный | Авторские произведения | Беседа | 14 | Февраль4 декада |
Отбор произведений в третий номер | 2 | ||||||
Редактирование материалов | 6 | ||||||
Работа редакторской группы | 4 | ||||||
Разработка макета первого номера | 2 | ||||||
18. | Выпуск третьего номера альманаха | Рассказ, беседа, групповая, коллективная | Практический | Альманах | Выпуск экземпляра | 15 | Март, 1 декада |
Набор материалов | 4 | ||||||
Размещение материалов | 4 | ||||||
Иллюстрирование альманах | 5 | ||||||
Оформление обложки, переплёта | 2 | ||||||
19. | Подготовка к литературной гостиной | Групповая, парная, рассказ, беседа, учебно – тренировочные упражнения | Объяснительно-иллюстративный, практический | Практическая работа | Сценарий | 18 | Апрель |
20. | Совершенствование авторских произведений | Индивидуальная | Практический | Авторские произведения | Беседа | 15 | Апрель 1 – 2 декада |
21. | Комплектование четвёртого номера альманаха | Индивидуальная | Объяснительно -иллюстративный | Авторские произведения | Беседа, произведения | 14 | Апрель 4 декада Май 1 декада |
Отбор произведений в четвёртый номер | 3 | ||||||
Редактирование материалов | 6 | ||||||
Работа редакторской группы | 3 | ||||||
Разработка макета первого номера | 2 | ||||||
22. | Выпуск четвёртого номера альманаха | Рассказ, беседа, групповая, коллективная | Практический | Альманах | Выпуск экземпляра | 18 | Май 2 декада |
Набор материалов | 7 | ||||||
Размещение материалов | 5 | ||||||
Иллюстрирование альманах | 4 | ||||||
Оформление обложки, переплёта | 2 | ||||||
23. | Заседание литературной гостиной | Коллективная | Практический | Презентация работы за учебный год | Открытое мероприятие | 4 | Май 1 (2 декада) |
24. | Подведение итогов работы студии | Коллективная | Проблемно – диалогическое общение | Праздничное мероприятие | Беседа, наблюдение, анализ | 2 | Май 4 декада |
Материально – техническое оснащение реализации программы.
Литературная студия располагает материально – технической базой, обеспечивающей организацию всех видов деятельности воспитанников и соответствующей Санитарно-эпидемиологическим и противопожарным правилам и нормам. В области материально-технического обеспечения оборудован кабинет и помещения для теоретических и практических занятий по различным разделам программы»:
№ п/п | Раздел программы | Помещение, кабинет, объект |
1. | Теория и практика литературоведения. | Кабинет № 30, актовый зал |
2. | Региональный компонент. Историко – литературный аспект. | Кабинет № 30, актовый зал |
Цикл занятий в течение недели в соответствии с разделами программы
№ п/п | ПОНЕДЕЛЬНИК | ВТОРНИК | СРЕДА | ЧЕТВЕРГ | ПЯТНИЦА | СУББОТА |
1. | Теория и практика литературоведения (1 час) | Региональный компонент (1 час) | Теория и практика литературоведения (1 час) | Региональный компонент (1 час) | Региональный компонент (1 час) | Теория и практика литературоведения (2 часа) |
2. | Теория и практика литературоведения (1 час) | Теория и практика литературоведения (1 час) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий отчетный концерт студии эстрадного танца «Вдохновение»
Фоновая музыка, занавес закрыт, фанфарыВедущий: И снова полный зал, и вновь горят огни. ...

Статья "Развитие предметных компетенций на занятиях театральной студии "Вдохновение" - Cборник с материалами XVI Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы модернизации российского образования». (2013 г.)
Cборник с материалами XVI Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы модернизации российского образования» [[{"type":"media","view_mode":"medi...
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа по театральному направлению "Театральная студия "Вдохновение"
Программа ориентирована на формирование особого игрового пространства и сообщества актеров и зрителей, что является средой для самореализации и саморазвития личности. Базовый уровень предполагает испо...