Развивающая программа "Литературная студия. Альманах "Страницы вдохновенья"
рабочая программа
Программа отражает систему работы по развитию коммуникативных. познавательных, регулятивных, личностных универсальных учебных действий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_almanah.doc | 222 КБ |
Предварительный просмотр:
«ЛИТЕРАТУРНАЯ СТУДИЯ»
Альманах «Страницы вдохновенья»
РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
Срок реализации: 1 год
Возраст детей: 8 – 16 лет
Разработчик:
Абрамова А.В.,
руководитель детско – юношеской
литературной студии
Усть – Омчуг
2017
Пояснительная записка
В современных условиях образования детей, воспитания и развития духовно – нравственных качеств личности, подготовки учащихся к жизни, профессиональной деятельности, определению приоритетных ценностей особое значение приобретает творческая и познавательная деятельность, основанная на примере духовной, художественной литературы, а также на возможности детей создавать самостоятельные литературные произведения. Цель творческого развития и воспитания – формирование модели поведения, включающей:
- духовность
- позитивные ценности.
- социальную активность
- ответственность
Одной из форм работы, обеспечивающей достижение цели творческого воспитания развития, является детско – юношеская литературная студия как субъект образовательной деятельности.
Литературная студия позволит подросткам определить область и уровень интересов в области литературного и изобразительного творчества, освоить способы и приёмы создания и совершенствования художественного произведения, обеспечит условия формирования и развития ключевых компетентностей ребят: самоорганизации, саморегулирования, коммуникативных, проектных, исследовательских.
Подростковый возраст является наиболее оптимальным для системы творческого (литературного и художественного) развития, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов, формирования жизненных идеалов. Актуальность программы заключается в том, что она предназначена для формирования и развития творческого потенциала личности, является общеразвивающей и носит воспитательный характер.
Реализация процесса творческого развития и воспитания должна быть основана на деятельностном подходе, обеспечивающем активное вовлечение школьников в различные виды деятельности:
1). Познавательную деятельность (изучение литературных, исторических и др. источников);
2). Проектную (создание макетов и моделей детско – юношеского литературного альманаха, презентаций)
3). Проблемно-ценностное общение (студийные формы работы);
4). Социальное творчество (социально значимая деятельность: деятельность лекторской группы).
Целесообразность освоения воспитанниками программы деятельности литературной студии заключается в следующем:
1). Создание условий формирования компетенций осуществлять действия:
- личностные (смыслообразование, нравственно-этическая ориентация),
- регулятивные (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция),
- познавательные (логические действия, а также действия постановки и решения проблем),
- коммуникативные (планирование сотрудничества, постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, разрешение конфликтов, управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера, достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации).
Цель программы:
Развитие творческих способностей детей, формирование и развитие правильных представлений о духовно – нравственных и социальных ценностях.
Задачи:
Обучающие:
1. Обеспечить условия усвоения теоретических сведений по литературоведению (тема, основная мысль, жанр, композиция, эпилог, пролог, кульминация и др.);
2. Способствовать углублению знаний и представлений воспитанников по литературе, истории, изобразительному искусству, основам православной культуры и светской этики);
3. Обучать воспитанников самостоятельному созданию литературных произведений, презентации собственного проекта и историко – литературных материалов.
Развивающие:
1. Обеспечить условия развития творческих качеств личности, творческих способностей;
2.Формировать и развивать представления воспитанников о престиже творческой деятельности.
Воспитательные:
1. Воспитывать духовно – нравственные качества личности: чувство долга, ответственности, гражданственности, патриотизма, товарищества, дисциплинированности, толерантности.
Содержание программы предусматривает наличие регионального компонента, который реализуется через наполнение познавательной части курса и практических работ содержанием, отражающим краеведческую направленность (знакомство со страницами истории репрессий в районе, освоения Колымской земли).
Программа учитывает социальные условия отдалённого посёлка, содержание программного материала интегрировано с содержанием курсов: литературы, основ православной культуры и светской этики, истории (региональный компонент).
Особое значение придаётся практическим методам: практическим работам, на выполнение которых отводится до 90% учебного времени.
Принципами реализации программы являются:
Принцип гуманизации - основополагающий принцип деятельности, предусматривающий переоценку всех компонентов педагогического процесса в свете их человекообразующих функций.
Принцип развивающего обучения - современная психологическая наука различает 2 уровня развития ребенка: актуальный и зону ближайшего развития. Развивающее обучение опирается на зону ближайшего развития ребенка и соответствует ускорению развития. Развитие умственных и творческих способностей предполагает использование новейших педагогических технологий, которыми формируются навыки умственного рационального труда.
Принцип индивидуализации - всесторонний и всеобъемлющий учет уровня развития и способностей каждого воспитанника, программ стимулирования и коррекции развития способностей. Предполагается также формирование и развитие логического мышления, креативности и умений учебного труда при опоре на зону ближайшего развития ребёнка. Индивидуализация образования несет своей обязательной задачей повышение учебной мотивации и развитие познавательных интересов воспитанников студии.
Принцип дифференциации обучения - это такая структура, при которой всецело учитываются индивидуальные способности воспитанников.
Принцип целостности - это единство процессов развития, обучения и воспитания детей. Сбалансированность отраслей знаний в содержании образования. Адекватность педагогических технологий.
Принцип непрерывности - действует как фундаментальная основа организации целостной системы деятельности студии.
Условия реализации программы.
В освоении данной программы участвуют учащиеся 2 – 10 классов. В студию принимаются все желающие учащиеся 8-16 лет. Состав студии формируется по принципу разновозрастного объединения.
Обязательным условием реализации программы является использование технологий:
- интерактивного обучения;
- дифференцированного обучения;
- проблемно - диалогового обучения и воспитания,
- игрового обучения
- социально – активной технологии.
Методы, используемые педагогом в работе с воспитанниками, ориентированы на:
-развитие у учащихся эмоционально-образной сферы;
-привитие практических навыков и умений в соответствии с содержанием программы.
Программа рассчитана на 1 год. Количество часов – 315. Теоретический материал осваивается в процессе работы в группах, парах, индивидуально. Практическая деятельность организуется подобным образом.
Режим занятий.
Количество часов в неделю – 9, количество часов на одно занятие – 2 часа (4 дня), 1 час (один день), (по 45 минут один час). После каждого часа занятий – перерыв на 5 - 10 минут.
Организация занятий в студии.
Организация занятий в студии имеет специфику. В процессе работы группы детей, создающих проекты на историко – литературные темы используется групповая, парная формы работы.
В процессе работы над созданием или совершенствованием детского литературного произведения используется только индивидуальная форма работы: руководитель кружка – воспитанник.
В проектной группе работают дети, ответственные за подбор информации, её переработку, создание ЦОРа или иного наглядного материала, подготовку выступления и презентацию материала.
В «писательской» группе работают дети, способные создать собственное литературное произведение. В работе с детьми данной категории необходимо учитывать их психологические особенности.
Планируемые результаты освоения программы.
Воспитанник студии должен знать и уметь:
1. Определения таких понятий, как:
- вид литературного произведения
- жанр литературного произведения
- авторский замысел
- тема, основная мысль
- проблема, герой.
2. Принципы построения литературных произведений (проза и поэзия).
3. Самостоятельно выполнять набросок литературного произведения.
4. Совершенствовать написанное под руководством педагога.
5. Использовать художественные изобразительно – выразительные средства.
6. Оценивать историко – литературный материал с позиций возраста, значения для читателя.
7. Перерабатывать информацию различного вида и жанра в процессе подготовки к презентации.
8. Создавать модель коллективного литературного продукта (альманах).
Для отслеживания результативности деятельности используются этапы:
- начальный контроль – сентябрь (диагностика: собеседование, наблюдение с целью выявления интереса и возможностей к литературному и художественному творчеству);
- текущий контроль - в течение всего учебного года (определение затруднений воспитанников в различных видах деятельности, оценивание уровня достижений планируемых результатов);
- промежуточный контроль – по качеству коллективного литературного продукта, альманаха и его презентации по номерам (определение уровня освоения программы деятельности студии);
- итоговый контроль - по итогам года (определение результативности деятельности студии в соответствии с целью и задачами программы, выявление проблем, поиск путей их решения, внесение изменений и дополнений в программу и планирование деятельности студии).
Подведение итогов реализации программы будет осуществляться с помощью форм:
1. Презентации историко – литературных материалов и произведений, содержащих региональный компонент (2 презентации в год).
2. Выпуск детско – юношеского литературного альманаха ( 4 номера в год)
3. Организация социально – значимой деятельности (работа лекторской группы).
4. Заседание литературной студии (открытое мероприятие) (1 раз в год, апрель).
Учебно – тематический план
№ раздела | Раздел, тема | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
I. | Организационная деятельность | 13 | 2 | 11 |
Выявление детей, самостоятельно занимающихся литературной деятельностью (написание литературных произведений самостоятельно) Собеседование с детьми, формирование состава студии | 3 | - | 3 | |
Обсуждение структуры, содержания, оформления альманаха | 4 | 2 | 2 | |
Подбор историко литературных материалов, содержащих региональный компонент | 6 | - | 6 | |
II. | Работа с авторскими материалами | 210 | 10 | 200 |
Совершенствование написанного воспитанниками | 70 | 10 | 60 | |
Консультации по доработке литературного произведения | 70 | - | 70 | |
Обучение правке литературного материала | 70 | - | 70 | |
III. | Организация социально значимой деятельности | 60 | 19 | 41 |
Отбор историко – литературного материала для презентаций, включающих региональный компонент | 12 | 4 | 8 | |
Выбор тем презентаций | 1 | - | 1 | |
Подбор материала воспитанниками студии | 9 | - | 9 | |
Изучение материалов детьми | 15 | 15 | - | |
Переработка информации | 15 | - | 15 | |
Оформление презентаций | 4 | - | 4 | |
Выступления лекторской группы с презентациями, содержащими региональный компонент | 4 | - | 4 | |
IV. | Издание детско – юношеского литературного альманаха | 32 | 4 | 28 |
Разработка макета номера | 8 | 2 | 6 | |
Отбор материала в номер | 4 | - | 4 | |
Работа с редактором, написание статьи редактора | 4 | 2 | 2 | |
Комплектование альманаха (набор, распечатка, брошюрование, художественное оформление) | 16 | - | 16 | |
ИТОГО | 315 | 35 | 280 |
Примечание: количество часов, предусмотренных учебно – тематическим планом может меняться в связи с темпом работы детей по созданию и совершенствованию литературных произведений, а также объективными трудностями при комплектовании номеров альманаха (см. «Примерное методическое обеспечение программы»)
Содержание программы
Теория и практика литературоведения.
Роды и жанры в литературе. Основные литературоведческие понятия, связанные с литературным произведением: жанр, тема, авторский замысел, основная мысль, проблема, герой, сюжет, композиция, пролог, эпилог, кульминация.
Художественные изобразительно – выразительные средства в литературном произведении
Практическая работа: определение жанра произведения, авторского замысла, темы, идеи, проблемы произведения, портретная и речевая характеристика героев, разработка элементов сюжета авторского произведения.
Альманах как издание. Его признаки, характеристики.
Практическая работа: издание альманаха, совершенствование и редактирование авторских материалов.
Региональный компонент. Историко – литературный аспект.
Святитель Иннокентий и его роль в освоении Колымской земли и Дальнего Востока. Детство и юность Святителя, миссионерская деятельность на территории Магаданской области: просвещение, православная вера, исследовательская деятельность, общественная и политическая деятельность.
Содержание книги И.В. Грибановой «Виток спирали» (о Тенькинском районе). Содержание книги.
Практическая работа: презентации историко – литературного материала, представление презентации лекторской группой.
Календарно – тематическое планирование.
№ п/п | Тема программы | Форма занятий | Приёмы и методы организации образовательного процесса ( в рамках занятия) | Дидактический материал | Формы подведения итогов | Количество часов | Период проведения занятий |
1. | Комплектование группы | Беседа, наблюдение | Проблемно – диалогическое общение | Рефлексия, комплектование группы | 2 | 3 неделя сентября | |
2. | Вводное занятие | Беседа, индивидуальная | Объяснительно иллюстративный Репродуктивный | Материалы историко литературного содержания | Рефлексия | 2 | 3 неделя сентября |
3. | Ознакомление с историко – литературными материалами о Святителе Иннокентии Подбор историко – литературных источников в сети Интернет Сбор иллюстративного материала к презентации о святителе Иннокентии | Рассказ, работа с печатными источниками | Практический | Материалы историко литературного содержания | Беседа, пересказ, тематическая подборка | 18 | 3, 4 неделя сентября |
Работа с книгами в библиотеке, в сети Интернет | Практический | Чтение, тематическая подборка | 6 | ||||
6 | |||||||
Отбор книг о святителе Иннокентии | 6 | ||||||
4. | Переработка отобранного историко – литературного материала | Рассказ, демонстрация, Работа с печатными источниками | Практический | Материалы историко литературного содержания | Статьи в презентацию | 18 | 4 неделя сентября, 1 – 2 неделя октября |
Устная переработка материалов | 4 | ||||||
Отбор материала по микротемам | 2 | ||||||
Формирование текста | 6 | ||||||
Корректировка монологических высказываний | 6 | ||||||
5. | Создание презентации по теме «Святитель Иннокентий – просветитель, миссионер, лингвист, этнограф, исследователь» | Индивидуальная, парная | Практический ИКТ | Материалы историко литературного содержания | Рассказ Презентация | 9 | 4 неделя сентября, 1 – 2 неделя октября |
Обсуждение структуры, содержания и оформления презентации | 3 | ||||||
Создание презентации | 3 | ||||||
Корректировка презентации | 3 | ||||||
6. | Организация работы лекторской группы | Рассказ, демонстрация, пары, группа | Практический | Доклад | Рассказ в классных коллективах | 12 | 2-4 неделя октября |
Отработка техники речи и выступления перед аудиторией | 6 | ||||||
Репетиции выступления участников лекторской группы | 2 | ||||||
Выступления лекторской группы перед учащимися школы | 4 | ||||||
7. | Комплектование первого номера альманаха | Индивидуальная | Объяснительно –иллюстративный | Авторские произведения | Беседа, произведения | 12 | 3-4 неделя октября, 1-2 неделя ноября |
Отбор произведений в первый номер | 1 | ||||||
Редактирование материалов | 6 | ||||||
Работа редакторской группы | 3 | ||||||
Разработка макета первого номера | 2 | ||||||
8. | Выпуск первого номера альманаха | Беседа, демонстрация, работа с печатными источниками | Практический Репродуктивный | Альманах | Выпуск экземпляра | 15 | Ноябрь, третья декада |
Набор материалов | 4 | ||||||
Размещение материалов | 3 | ||||||
Иллюстрирование альманаха, | 4 | ||||||
Оформление обложки, переплёта | 4 | ||||||
9. | Подготовка к участию в заседании Православной гостиной, научно – практической конференции школьников | Групповая, индивидуальная | Практический | Материалы | Представление презентации, мероприятия | 18 | 3-4 декада декабря, 2-4 декада января |
Отбор материалов к мероприятиям | 6 | ||||||
Разработка минипроектов «Судьба моей семьи в судьбе Тенькинского района» | 8 | ||||||
Разработка сценарий открытия Православной гостиной | 2 | ||||||
Участие в научно – практической конференции | 2 | ||||||
10. | Ознакомление с материалами книги «Виток спирали» Страницы истории Тенькинского района | Рассказ, демонстрация, работа с печатными источниками, создание проектов, монологических высказываний | Репродуктивный, объяснительно -иллюстративный | Иллюстрации, книга «Виток спирали» | Беседа | 4 | 1-3 неделя, декабря |
Работа над мини – проектами «История моей семьи в истории Тенькинского района» | 14 | ||||||
11. | Подготовка презентации по книге И.В. Грибановой «Виток спирали» | Рассказ, демонстрация, работа с печатными источниками | Репродуктивный, объяснительно -иллюстративный | Иллюстрации, книги, видеофильмы | Беседа | 18 | 3-4 неделя января |
12. | Организация работы лекторской группы | Рассказ, демонстрация, пары, группа | Практический | Доклад | Рассказ в классных коллективах | 12 | 1 – 3 неделя февраля |
Отработка техники речи и выступления перед аудиторией | 4 | ||||||
Репетиции выступления участников лекторской группы | 5 | ||||||
Выступления лекторской группы перед учащимися школы | 3 | ||||||
13. | Комплектование второго номера альманаха | Индивидуальная | Объяснительно -иллюстративный | Авторские произведения | Беседа, произведения | 14 | Декабрь 1 – 2 неделя |
Отбор произведений в первый номер | 2 | ||||||
Редактирование материалов | 6 | ||||||
Работа редакторской группы | 4 | ||||||
Разработка макета первого номера | 2 | ||||||
14. | Совершенствование авторских материалов | Индивидуальная | Практический | Авторские произведения | Рефлексия | 15 | Декабрь, 3 – 4 неделя |
15. | Выпуск второго номера альманаха | Рассказ, беседа, групповая, коллективная | Практический | Авторские произведения | Выпуск экземпляра | 15 | Январь, 2 декада |
Набор материалов | 6 | ||||||
Размещение материалов | 41 | ||||||
Иллюстрирование альманаха | 4 | ||||||
Оформление обложки, переплёта | |||||||
16. | Совершенствование авторских материалов | Индивидуальная | Практический | Авторские произведения | Беседа | 15 | Февраль |
17. | Комплектование третьего номера альманаха | Индивидуальная | Объяснительно -иллюстративный | Авторские произведения | Беседа | 14 | Февраль4 декада |
Отбор произведений в третий номер | 2 | ||||||
Редактирование материалов | 6 | ||||||
Работа редакторской группы | 4 | ||||||
Разработка макета первого номера | 2 | ||||||
18. | Выпуск третьего номера альманаха | Рассказ, беседа, групповая, коллективная | Практический | Альманах | Выпуск экземпляра | 15 | Март, 1 декада |
Набор материалов | 4 | ||||||
Размещение материалов | 4 | ||||||
Иллюстрирование альманах | 5 | ||||||
Оформление обложки, переплёта | 2 | ||||||
19. | Подготовка к литературной гостиной | Групповая, парная, рассказ, беседа, учебно – тренировочные упражнения | Объяснительно-иллюстративный, практический | Практическая работа | Сценарий | 18 | Апрель |
20. | Совершенствование авторских произведений | Индивидуальная | Практический | Авторские произведения | Беседа | 15 | Апрель 1 – 2 декада |
21. | Комплектование четвёртого номера альманаха | Индивидуальная | Объяснительно -иллюстративный | Авторские произведения | Беседа, произведения | 14 | Апрель 4 декада Май 1 декада |
Отбор произведений в четвёртый номер | 3 | ||||||
Редактирование материалов | 6 | ||||||
Работа редакторской группы | 3 | ||||||
Разработка макета первого номера | 2 | ||||||
22. | Выпуск четвёртого номера альманаха | Рассказ, беседа, групповая, коллективная | Практический | Альманах | Выпуск экземпляра | 18 | Май 2 декада |
Набор материалов | 7 | ||||||
Размещение материалов | 5 | ||||||
Иллюстрирование альманах | 4 | ||||||
Оформление обложки, переплёта | 2 | ||||||
23. | Заседание литературной гостиной | Коллективная | Практический | Презентация работы за учебный год | Открытое мероприятие | 4 | Май 1 (2 декада) |
24. | Подведение итогов работы студии | Коллективная | Проблемно – диалогическое общение | Праздничное мероприятие | Беседа, наблюдение, анализ | 2 | Май 4 декада |
Материально – техническое оснащение реализации программы.
Литературная студия располагает материально – технической базой, обеспечивающей организацию всех видов деятельности воспитанников и соответствующей Санитарно-эпидемиологическим и противопожарным правилам и нормам. В области материально-технического обеспечения оборудован кабинет и помещения для теоретических и практических занятий по различным разделам программы»:
№ п/п | Раздел программы | Помещение, кабинет, объект |
1. | Теория и практика литературоведения. | Кабинет № 30, актовый зал |
2. | Региональный компонент. Историко – литературный аспект. | Кабинет № 30, актовый зал |
Цикл занятий в течение недели в соответствии с разделами программы
№ п/п | ПОНЕДЕЛЬНИК | ВТОРНИК | СРЕДА | ЧЕТВЕРГ | ПЯТНИЦА | СУББОТА |
1. | Теория и практика литературоведения (1 час) | Региональный компонент (1 час) | Теория и практика литературоведения (1 час) | Региональный компонент (1 час) | Региональный компонент (1 час) | Теория и практика литературоведения (2 часа) |
2. | Теория и практика литературоведения (1 час) | Теория и практика литературоведения (1 час) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий отчетный концерт студии эстрадного танца «Вдохновение»
Фоновая музыка, занавес закрыт, фанфарыВедущий: И снова полный зал, и вновь горят огни. ...
Статья "Развитие предметных компетенций на занятиях театральной студии "Вдохновение" - Cборник с материалами XVI Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы модернизации российского образования». (2013 г.)
Cборник с материалами XVI Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы модернизации российского образования» [[{"type":"media","view_mode":"medi...
Программа театральной студии "Вдохновение"
Программа театральной студии "Вдохновение"...
Студия художественного слова "Вдохновение"
внеурочная деятельность...
Студия «Вдохновение»дистанционно
Дистанционные занятия...
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа по театральному направлению "Театральная студия "Вдохновение"
Программа ориентирована на формирование особого игрового пространства и сообщества актеров и зрителей, что является средой для самореализации и саморазвития личности. Базовый уровень предполагает испо...