Заседание литературного кружка "Вдохновение"
план-конспект на тему
в данном конспекте показано одно из заседаний литературного кружка "Вдохновение", проводившегося во время районного семинара по духовно-нравственному воспитанию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zasedanie_kruzhka_na_seminar.docx | 24.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытое заседание литературного кружка «Вдохновение»
«Славлю тебя, мой Отчий край!»
(Образ малой родины в лирике поэтов-земляков)
Цели занятия: продолжить знакомство учащихся с творчеством местных поэтов; закрепить начальные умения и навыки литературного анализа поэтического текста; развивать творческие способности обучающихся, навык отбора, систематизации материала на предложенную тему; вырабатывать умение самостоятельно мыслить, выражать собственную точку зрения; развивать ассоциативное мышление; воспитывать любовь к родному краю и бережное отношение ко всему, что нас окружает.
Подобно тому, как цветок вырастает из зерна,
наша любовь к Родине имеет своим истоком тот «уголок земли»,
где мы родились и выросли.
Н.Смирнов.
Ход занятия
- Эмоциональный настрой. Учебная мотивация.
– Здравствуйте, ребята, уважаемые гости! Сегодня мы проводим заседание нашей творческой группы, на котором будем говорить о творчестве наших поэтов-земляков. А проблему заседания вы определите сами, прослушав песню.
Звучит песня «С чего начинается родина?», сопровождается презентацией.
- Ребята, какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «родина»? А какие однокоренные слова можно подобрать к нему?
- Определение проблемы занятия.
- Так чему будет посвящено наше заседание? (малой родине)
Родина ... Отечество ... Таинственный, но живой организм, очертания которого мы не можем отчётливо для себя определить, но связаны с ним неразрывной связью. Именно Отечество наделило нас способностью мыслить, чувствовать, дало нам язык, литературу ...
В.Песков говорил, что «Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев ... Корни - это наша история». А листья, как мне кажется, - это мы, люди. Листья вырастают на ветвях. Так значит, ветви - это малая родина каждого из нас?
Сегодня перед вами будет стоять интересная задача. Вы выступите в роли исследователей творчества поэтов-земляков: постараетесь увидеть, как предлагают нам взглянуть местные поэты на наш родной край. Что для них скрыто в звучании слов МАЛАЯ РОДИНА? Какими выразительными средствами языка наполнен художественный мир мастеров слова? А в конце занятия вы сами выступите в роли поэтов и прозаиков и создадите свои произведения на тему «Моя малая родина».
3. Исследовательская работа.
1) Повторение теоретического материала: метафора, сравнение, олицетворение, эпитет, гипербола, инверсия.
2) Анализ стихотворений поэтов-земляков (выразительное чтение стих-я, использование ивс)
Бахтинов «Мое село»
То ль радостью, то ль грустью обожгло,
Но защемило сердце, защемило, (метафора)
Когда в степи явилось мне село
Среди весны, задумчивой и милой.(эпитет)
Над тишиной забытою звеня,
Дрожала розовеющая просинь, (метафора)
Здесь отцвело, отпело столько весен! (олицетворение, метафора)
Безрадостного я не припомню дня.
И сколько встреч здесь было и разлук-
Все суета, все жажда быть счаливым.
А маленькая речка Тугулук
По - прежнему течет неторопливо.
Земля отцов – не просто так, слова,
Что говорят порой в высоком «штиле»…
Две колеи, заметные едва,
Как два крыла, меня вдруг подхватили! (сравнение)
Еще с полей тянуло холодком,
Туман росу просыпал ледяную, (инверсия)
А мне бежать хотелось босиком
В распахнутую улицу родную. (эпитет)
- С каким чувством описывает поэт свою малую родину?
- Какие при этом использует художественные средства?
Сулимкин В.Н. – житель с. Донского, стихи которого часто печатались в районной газете «Нива».
НА РОДИНЕ
Всегда на родине теплей,
И ночь светлей, и звёзды выше.
Приятно быть в кругу друзей,
Собравшись под домашней крышей.
Где тихо будоражат память
Черты знакомого лица,
Забытой болью сердце ранят(метафора)
Всегда на родине милей
И дым костра, и запах мёда,
И шелест старых тополей,
Стоящих у речного брода.
Как благодарственно знаком
Тот Аромат небесной сини,
Где запах хлеба с молоком
Смешался с запахом полыни.
Всегда на родине нежней
И цвет зари, и голос песни
Летящих к югу журавлей
В необозримом поднебесье.
Мчат вереницею года,
И в жизни места нет покою,
Но всё же тянет нас туда,
Чтоб отдохнуть, хотя б душою.
Всегда на родине родней
Её приют, её участье
И солнце яркое над ней,
И даже стылое ненастье.
Там светит в жизни каждый раз
Звезда родимого причала,(метафора)
Ведь там для каждого из нас
Великой Родины начало.
Несмачный Дмитрий Дмитриевич
Снится хата.
И сегодня как когда-то
Снова прошлое зову,
Чтобы снилась только хата,
В этой хате я живу.
Снится хата, снятся сени,
Печка, жарко от огня.
Мы блины из печки ели,
На них очередь моя.
После петь мы будем песни,
Слов в которых не понять,
Но мелодия и сердце
Будут в такт звучать опять.
Не спешите, отрекаясь,
От того, чем жил тогда.
Вся Россия в этой хате
В ней вся молодость моя!(гипербола)
Не скажи, что плохо жили,
Жить умели и тогда.
Люди с верой в сердце были, (эпитет)
С верой жили мы всегда.
Жаль, что люди позабыли,
Иль пытаются забыть,
Что постигнешь в колыбели,
С тем и сердце будет жить!(метафора)
-Каким видит свой отчий край Д.Д.Несмачный? (речка Ташла, старая хата, блины)
- Какие средства выразительности использует автор?
Ряжских Владлен Александрович
Утром степь – во всей красе,
Смотрится игрушкой;(сравнение)
Где-то в лесополосе кукует кукушка;
Ветер шепчется с листвой, (олицетворение)
Да шумит пшеница –
С непокрытой головой лето в осень мчится…(метафора)
Через час придет жара,
Смолкнут в ветвях птицы,
Утром самая пора в горизонт влюбится.
И послушать говорок,
Встретя хуторянку.
Как живет мой хуторок
В будни, спозаранку.
- Каким видит свой родной уголок поэт? Какие средства использовал для изображения родного места?
-Давайте вернёмся к задачам нашего исследования. Итак, систематизируйте всё, о чём мы говорили и ответьте, как предлагают поэты-земляки взглянуть на малую родину, что для них скрыто в этом словосочетании?
4.Творческое задание «Проба пера»
- Я предлагаю вам попробовать свои творческие силы и написать стихотворение, эссе, в котором отразился бы ваш взгяд на малую родину, т.е. на наше село. Пусть тон работы задаст вам эпиграф к нашему занятию, а также картины местных художников
5. Афиширование творческих работ.
6. Рефлексия.
Учитель: А.Твардовский говорил, что « у большинства людей чувство родины в обширном смысле – родной страны, отчизны – дополняется ещё чувством родины малой, первоначальной, родины в смысле родных мест, отчих краёв, города или деревушки» .
Так давайте любить этот малый «уголок земли», беречь его, защищать, делать всё, что в наших силах, чтобы он процветал и становился год от года лучше и краше.
Я предлагаю вам прослушать песню на сл. НесмачногоД.Д., положенные на музыку Прибыловского В.М. «Района столица».
- Благодарю, вас, ребята, за участие, а вас, уважаемые гости, за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое заседание литературного клуба "ЛИРА" на тему: "Вежливость.Что мы о ней знаем".
Представленный материал может быть использован как урок риторики в 3,5 классах при знакомстве учащихся с темой "Вежливость и этикет". Включает в себя игровые и занимательные ситуации, материал х...
Открытое заседание литературного клуба "ЛИРА" на тему: "Умеем ли мы общаться".
Представлена презентация устного журнала на тему: "Умеем ли мы общаться", выполненная учащимися в стихотворной форме и использованная на уроке ,проводимом в рамках Всероссийского урока чтения 7 октябр...
Заседание литературной гостиной "Н.А. Некрасов: исповедь, проповедь, покаяние"
Заседание литературной гостиной, посвящённое жизни и творчеству Н.А. Некрасова...
Игровое заседание литературного клуба "ЛИРА" на тему:Сказки А.С.Пушкина.
В статье представлен опыт проведения заседания литературного клуба "ЛИРА" в игровой форме на тему: Сказки А.С.Пушкина для учащихся 5-6 классов....
заседание литературной гостиной "Идет война священная..."
Заседание литературной гостиной ко Дню Победы...
Заседание литературной гостиной, посвященной 200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова "Пока свеча горит"
Разработка внеаудиторного мероприятия к юбилею М.Ю.Лермонтова. Миниспектакль...