Заседание литературного кружка "Вдохновение"
план-конспект на тему

Чернова Ирина Валентиновна

в данном конспекте показано одно из заседаний литературного кружка "Вдохновение", проводившегося во время районного семинара по духовно-нравственному воспитанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zasedanie_kruzhka_na_seminar.docx24.28 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое заседание литературного кружка «Вдохновение»

«Славлю тебя, мой Отчий край!»

(Образ малой родины в лирике поэтов-земляков)

Цели занятия: продолжить знакомство учащихся с творчеством местных поэтов; закрепить начальные умения и навыки литературного анализа поэтического текста; развивать творческие способности обучающихся, навык отбора, систематизации материала на предложенную тему; вырабатывать умение самостоятельно мыслить, выражать собственную точку зрения; развивать ассоциативное мышление; воспитывать любовь к родному краю и бережное отношение ко всему, что нас окружает.

Подобно тому, как цветок вырастает из зерна,
наша любовь к Родине имеет своим истоком тот «уголок земли»,
где мы родились и выросли.
Н.Смирнов.

Ход занятия

  1. Эмоциональный настрой. Учебная мотивация.

– Здравствуйте, ребята, уважаемые гости! Сегодня мы проводим заседание нашей творческой группы, на котором будем говорить о творчестве наших поэтов-земляков. А проблему заседания вы определите сами, прослушав песню.

Звучит песня «С чего начинается родина?», сопровождается презентацией.

- Ребята, какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «родина»? А какие однокоренные слова можно подобрать к нему?

  1. Определение проблемы занятия.

- Так чему будет посвящено наше заседание? (малой родине)

Родина ... Отечество ... Таинственный, но живой организм, очертания которого мы не можем отчётливо для себя определить, но связаны с ним неразрывной связью. Именно Отечество наделило нас способностью мыслить, чувствовать, дало нам язык, литературу ...

В.Песков говорил, что «Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев ... Корни - это наша история».  А листья, как мне кажется, - это мы, люди. Листья вырастают на ветвях. Так значит, ветви - это малая родина каждого из нас?          

Сегодня перед вами будет стоять интересная задача. Вы выступите в роли исследователей творчества поэтов-земляков: постараетесь увидеть, как предлагают нам взглянуть местные поэты на наш родной край.  Что для них скрыто в звучании слов МАЛАЯ РОДИНА? Какими выразительными средствами языка наполнен художественный мир мастеров слова? А в конце занятия вы сами выступите в роли поэтов и прозаиков и создадите свои произведения на тему «Моя малая родина».

3. Исследовательская работа.

1) Повторение теоретического материала: метафора, сравнение, олицетворение, эпитет, гипербола, инверсия.

2) Анализ стихотворений поэтов-земляков (выразительное чтение стих-я, использование ивс)

Бахтинов «Мое  село»

То ль радостью, то ль  грустью обожгло,

Но защемило сердце, защемило, (метафора)

 Когда в степи явилось мне село

Среди весны, задумчивой и милой.(эпитет)

         Над тишиной забытою звеня,

         Дрожала  розовеющая просинь, (метафора)

         Здесь отцвело,  отпело столько весен! (олицетворение, метафора)

         Безрадостного я не припомню дня.

И сколько встреч здесь было и разлук-

Все суета,  все жажда быть счаливым.

А маленькая речка Тугулук

По - прежнему течет неторопливо.

          Земля отцов – не просто так, слова,

          Что говорят порой в высоком «штиле»…

          Две колеи, заметные едва,

          Как два крыла, меня вдруг подхватили! (сравнение)

Еще  с полей  тянуло холодком,

Туман росу просыпал ледяную, (инверсия)

А мне бежать хотелось босиком

В распахнутую улицу родную. (эпитет)

- С каким чувством описывает поэт свою малую родину?

- Какие при этом использует художественные средства?

Сулимкин В.Н. – житель с. Донского, стихи которого часто печатались в районной газете «Нива».

НА РОДИНЕ

Всегда на родине теплей,

И ночь светлей, и звёзды выше.

Приятно быть в кругу друзей,

Собравшись под домашней крышей.

Где тихо будоражат память

Черты знакомого лица,

Забытой болью сердце ранят(метафора)

Всегда на родине милей

И дым костра, и запах мёда,

И шелест старых тополей,

Стоящих у речного брода.

Как благодарственно знаком

Тот Аромат небесной сини,

Где запах хлеба с молоком

Смешался с запахом полыни.

Всегда на родине нежней

И цвет зари, и голос песни

Летящих к югу журавлей

В необозримом поднебесье.

Мчат вереницею года,

И в жизни места нет покою,

Но всё же тянет нас туда,

Чтоб отдохнуть, хотя б душою.

Всегда на родине родней

Её приют, её участье

И солнце яркое над ней,

И даже стылое ненастье.

Там светит в жизни каждый раз

Звезда родимого причала,(метафора)

Ведь там для каждого из нас

Великой Родины начало.

Несмачный Дмитрий Дмитриевич

Снится хата.

 И сегодня как когда-то

Снова   прошлое зову,

Чтобы снилась только хата,

В этой хате я живу.

Снится хата, снятся сени,

Печка, жарко от огня.

Мы блины из печки ели,

На них очередь моя.

После петь мы будем песни,

 Слов в которых не понять,

Но мелодия и сердце

Будут в такт звучать опять.

Не спешите, отрекаясь,

От того, чем жил тогда.

Вся Россия в этой хате

 В ней вся молодость моя!(гипербола)

 Не скажи, что плохо жили,

Жить умели и тогда.

Люди с верой в сердце были, (эпитет)

С верой жили мы всегда.

 Жаль, что люди позабыли,

Иль пытаются забыть,

Что постигнешь в колыбели,

С тем и сердце будет жить!(метафора)

-Каким видит свой отчий край Д.Д.Несмачный? (речка Ташла, старая хата, блины)

- Какие средства выразительности использует автор?

Ряжских Владлен Александрович

Утром степь – во всей красе,

Смотрится игрушкой;(сравнение)

Где-то в лесополосе кукует кукушка;

Ветер шепчется с листвой, (олицетворение)

Да шумит пшеница –

С непокрытой головой лето в осень мчится…(метафора)

Через час придет жара,

Смолкнут в ветвях птицы,

Утром самая пора в горизонт влюбится.

И послушать говорок,

Встретя  хуторянку.

Как живет мой хуторок

В будни,  спозаранку.

- Каким видит свой родной уголок поэт? Какие средства использовал для  изображения родного места?

-Давайте вернёмся к задачам нашего исследования. Итак, систематизируйте всё, о чём мы говорили и ответьте, как предлагают поэты-земляки взглянуть на малую родину, что для них скрыто в этом словосочетании?

4.Творческое задание «Проба пера»

- Я предлагаю вам попробовать свои творческие силы и написать стихотворение, эссе, в котором отразился бы ваш взгяд на малую родину, т.е. на наше село. Пусть тон работы задаст вам эпиграф к нашему занятию, а также картины местных художников

5. Афиширование творческих работ.

6. Рефлексия. 

Учитель: А.Твардовский говорил, что « у большинства людей чувство родины в обширном смысле – родной страны, отчизны – дополняется ещё чувством родины малой, первоначальной, родины в смысле родных мест, отчих краёв, города или деревушки» .

Так давайте любить этот малый «уголок земли», беречь его, защищать, делать всё, что в наших силах, чтобы он процветал и становился год от года лучше и краше.

Я предлагаю вам прослушать песню на сл. НесмачногоД.Д., положенные на музыку Прибыловского В.М. «Района столица».

- Благодарю, вас, ребята, за участие, а вас, уважаемые гости, за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое заседание литературного клуба "ЛИРА" на тему: "Вежливость.Что мы о ней знаем".

Представленный материал может быть использован как урок риторики в 3,5 классах при знакомстве учащихся с темой "Вежливость и этикет". Включает в себя  игровые и занимательные ситуации, материал х...

Открытое заседание литературного клуба "ЛИРА" на тему: "Умеем ли мы общаться".

Представлена презентация устного журнала на тему: "Умеем ли мы общаться", выполненная учащимися в стихотворной форме и использованная на уроке ,проводимом в рамках Всероссийского урока чтения 7 октябр...

Заседание литературной гостиной "Н.А. Некрасов: исповедь, проповедь, покаяние"

Заседание литературной гостиной, посвящённое жизни и творчеству Н.А. Некрасова...

Игровое заседание литературного клуба "ЛИРА" на тему:Сказки А.С.Пушкина.

В статье представлен опыт проведения заседания литературного клуба "ЛИРА" в игровой форме на тему: Сказки А.С.Пушкина для учащихся 5-6 классов....

заседание литературной гостиной "Идет война священная..."

Заседание литературной гостиной ко Дню Победы...

Заседание литературной гостиной, посвященной 200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова "Пока свеча горит"

Разработка внеаудиторного мероприятия к юбилею М.Ю.Лермонтова.  Миниспектакль...