Урок родного языка (русского) в 9 классе
план-конспект урока (9 класс)

Фирсова Елена Михайловна

Данный урок на тему "Крылатые слова и выражения из русских народных и литературных сказок. Русские пословицы и поговорки" поможет учителю обобщить и расширить знания учащихся о фразеологизмах, народных пословицах и поговорках; организовать работу над пополнением активного словарного запаса школьников;развивать творческие способности учащихся, связную монологическую и диалогическую речь; развивать навыки сотрудничества при работе в группах;воспитывать эмоциональное восприятие художественного текста, чувство любви к родному языку, прививать интерес к его познанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_rodnogo_yazyka.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Фирсова Елена Михайловна,

учитель русского языка и литературы

МКОУ «Калиновская СОШ»

Хомутовского района

Урок родного языка (русского) в 9 классе

Тема урока: Крылатые слова и выражения из русских народных и литературных сказок. Русские пословицы и поговорки.

Цель урока: обобщить и расширить знания учащихся о фразеологизмах, народных пословицах и поговорках;

работать над пополнением активного словарного запаса школьников;

развивать творческие способности учащихся, связную монологическую и диалогическую речь;

развивать навыки сотрудничества при работе в группах;

воспитывать эмоциональное восприятие художественного текста, чувство любви к родному языку, прививать интерес к его познанию.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся.

Знать: отличительные особенности фразеологизмов, пословиц и поговорок, их виды.

Понимать: переносный смысл фразеологизмов, пословиц и поговорок; значение крылатых выражений, пословиц и поговорок в жизни народа.

Уметь: использовать пословицы и поговорки в речи.

Оборудование: карточки с заданиями, портрет В.И. Даля, фразеологический словарь.

Ход урока.

  1. Организационный этап.
  2. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Эпиграф.

                                                            Итак, не будем бить баклуши.

                                                            Вы засучите рукава.

                                                            Задания приготовьтесь слушать,

                                                            Чтоб не кружилась голова.

- Как вы считаете, почему именно эти слова я взяла в качестве эпиграфа?

III. Тема, цели урока.

IV. Слово учителя.

- Крылатые выражения – такие сочетания слов, в которых ничего нельзя заменить: ни какое-то слово, ни порядок этих слов. Их нельзя понимать буквально. В нашей речи крылатые выражения, а их еще нередко называют фразеологизмами, используются в том виде, в каком они закрепились в языке. В русском языке существует немало таких выражений, которые иногда можно заменить одним словом. Давайте попробуем это сделать:

Во весь дух - … (быстро)

Морочить голову - … (обманывать)

В час по чайной ложке - … (медленно)

Рукой подать - … (близко)

- Можно ли понимать эти выражения буквально?

V. Сообщение подготовленного ученика

Откуда же пришли в нашу речь крылатые выражения? Источников фразеологизмов несколько.

А) Фразеологизмы, происхождение которых связано с историей нашей страны, с обычаями и обрядами наших предков.

На стенку лезть, на (во) всю Ивановскую, коломенская верста, потемкинские деревни, в долгий ящик отложить, Мамаево нашествие; хлеб-соль, бить челом.

Б). Фразеологизмы, возникшие в той или иной профессиональной среде или пришедшие в литературный язык из жаргона.

Лить колокола, бить баклуши, попасть впросак, тянуть канитель, разделать под орех, сбоку припека, мерить на свой аршин, во все тяжкие, пули лить, сходить со сцены, играть первую скрипку.

В). Выражения, сошедшие со страниц публицистических и художественных произведений русской и зарубежной литературы и ставшие крылатыми.

Лучше меньше да лучше, всерьез и надолго, головокружение от успехов, властитель дум, лицом к лицу, мы пахали, медвежья услуга, взгляд и нечто, блоху подковать, рыцарь на час, герой не моего романа, ворона в павлиньих перьях, премудрый пескарь, пошла писать губерния. Волга впадает в Каспийское море, демьянова уха, быть или не быть, а король-то голый, последний из могикан, сражаться с ветряными мельницами, рыцарь печального образа.

Г). Фразеологические обороты, пришедшие к нам из старославянского языка.

Соль земли, блудный сын, зарывать талант в землю, Фома неверующий.

Д). Фразеологизмы библейского происхождения.

Святая святых, божиею милостию, нет пророка в своем отечестве, золотой телец. Манна небесная, валаамова ослица, посыпать пеплом голову, глас вопиющего в пустыне, краеугольный камень.

Е). Фразеологические обороты античного происхождения (из мифологии, литературы, истории).

Прометеев огонь, муки Тантала, яблоко раздора, ахиллесова пята, ариаднина нить, между Сциллой и Харибдой, дамоклов меч, авгиевы конюшни, разрубить гордиев узел, аттическая соль, эзоповский язык, золотая середина, со щитом или на щите, и ты, Брут, перейти Рубикон.

Ж). Фразеологические единицы, восходящие к другим языкам.

Альма матэр, альтер эго, альфа и омега, не в своей тарелке, таскать каштаны из огня, ставить точки над и, синий чулок, разбить наголову, буря в стакане воды, после нас хоть потоп, потерпеть фиаско, воздушные замки, время – деньги, секрет полишинеля, пиррова победа,.

З). Фразеологизмы, являющиеся по происхождению устойчивыми сочетаниями – терминами науки.

Привести к общему знаменателю, на точке замерзания, белое пятно, звезда первой величины, цепная реакция, катиться по наклонной плоскости, удельный вес.

VI.     Формирование  знаний, умений, навыков.

Учитель: Как вы смогли убедиться, источников фразеологизмов много. Сегодня нас интересуют крылатые выражения из русских народных и литературных сказок. Многие вам знакомы.

1. Отгадайте, из каких сказок появились такие выражения?

Встань передо мной, как лист перед травой. («Сивка-бурка»).

Рожки да ножки. («Серенький козлик»).

Битый небитого везет. («Лиса и волк»).

По щучьему велению.

Кому корешки, а кому вершки («Вершки и корешки»).

Знать, одного пятака для доброго дела мало! («Морозко»)

- Как вы понимаете эти обороты?

Учитель: Из народных сказок пришли фразеологизмы: сказка про белого бычка – «бесконечное повторение одного и того же»; при царе Горохе – «очень давно»; Лиса Патрикеевна – «очень хитрый человек» и другие.

Некоторые обороты включают слова, называющие домашних и диких животных.

2. Догадайтесь…

Голоден как … (волк).

Хитер как… (лиса).

Труслив как … (заяц).

Неповоротлив как… (медведь).

Надут как … (индюк).

Нем как …(рыба).

3. Игра  «Допиши  фразу» (у доски)

Вспомните крылатые выражения из народных сказок.

Толочь воду …

Тянут-потянут …

Упитанный, а …

В некотором царстве ...

Скоро сказка сказывается …

За тридевять ...

Кашу маслом ...

Пойди туда …, принеси то …

Колобок-колобок …

Носить воду ...

Уговор ...

Ответ:

Толочь воду в ступе.

Тянут-потянут, вытянуть не могут.

Упитанный, а не воспитанный.

В некотором царстве, не в нашем государстве.

Скоро сказка сказывается да не скоро дело делается…

За тридевять земель.

Кашу маслом не испортишь.

Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что.

Колобок-колобок, я тебя съем!

Носить воду в решете.

Уговор дороже денег.

Учитель: Перечитывая сказки, человек не только извлекает из них важные уроки, но и делает свой язык богатым и разнообразным. Особенно это относится к сказкам Пушкина. Эти произведения по-своему особенные, ведь оставили нам в наследство образные выражения, запоминающихся героев и вечную мудрость. Цитировать Александра Пушкина стали уже тогда, когда в печати появились его первые работы.

4. Продолжите крылатое выражение и назовите сказку Пушкина.

А во лбу звезда горит.

Белка песенки поёт и орешки все грызет. 

Ель растет перед дворцом, а под ней хрустальный дом.

За морем житьё не худо.

Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

Кабы я была царица. 

Дурачина ты, простофиля!

Аль откажешь мне в ответе?

Ветер! Ветер! Ты могуч.

Ты прекрасна, спору нет.

Я ль на свете всех милее? 

Но с иным накладно вздорить. 

Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок.

Царствуй, лежа на боку!

Учитель: Такие фразы из сказок для не посвященных в них людей могут показаться полной бессмыслицей. Но тот, кто читал Пушкина, понимает, о чем хотел сказать поэт. Это именно тот случай, когда смысл фразы не скрывается под маской философии, а прослеживается в контексте самого произведения.

- Роль крылатых выражений в русском языке велика. Каждое из них - это краткое выражение длинной человеческой мысли. Крылатые выражения - это частица жизни наших предков, часть нашей истории, наше бесценное культурное и национальное достоинство.  

М.А.Шолохов в предисловии к одному из изданий «Словаря живого великорусского языка» В.И.Даля писал: «Необозримо многообразие человеческих отношений, которые запечатлелись в чеканных народных изречениях и афоризмах. Из бездны времен дошли до нас в этих сгустках разума и знания жизни радость и страдания людские, смех и слезы, любовь и гнев, вера и безверие, правда и кривда, честность и обман, трудолюбие и лень, красота истин и уродство предрассудков».

А чтобы знать больше о таких выражениях, нужно обращаться к специальным словарям и справочникам, которые называются фразеологическими.

VII.     Актуализация знаний учащихся

Учитель:  Вспомните, как часто я говорю вам: «Тяжело в ученье – легко в бою», «Корень учения горек, да плод его сладок». В каких ситуациях я использую эти изречения? Как они называются? Что такое пословица? Дайте определение.

Русские пословицы – мудрость русского народа, заключенная в краткую, емкую и доступную для всеобщего понимания форму. Они кратко и точно передают смысл и суть, часто в сравнении, хорошо запоминаются. Могут иметь как прямой, так и переносный (метафорический) смысл, носить как серьезный, так и юмористический характер, отличаются высокой моральностью. Пословицы всегда поучительны. Их задача – донести мудрые народные знания и коллективный опыт до каждого человека в доступной, легкой форме. Пословицы являются достоянием всего русского народа, его историческим сокровищем, которое не имеет цены и всегда будет актуальным. Великие писатели и поэты учились на пословицах богатству, яркости и образности русского языка, использовали пословицы в своих произведениях. И сами писатели и поэты являются создателями пословиц и поговорок: Крылов («Сильнее кошки зверя нет», «А воз и ныне там»), Пушкин («А счастье было так возможно», «Любви все возрасты покорны»), Грибоедов («Счастливые часов не наблюдают», «Свежо предание, а верится с трудом») и другие. Крупнейшим их собирателем был В. И. Даль, издавший в 1862 году сборник «Пословицы русского народа». Кроме сборника, В.И.Даль подготовил и издал капитальный труд – четыре тома «Толкового словаря живого великорусского языка», где привел множество пословиц и поговорок. Далю адресованы слова А.С.Пушкина: « Что за роскошь, что за смысл в каждой поговорке нашей! Что за золото!»

VIII.     Работа в группах

Учитель: Тематика русских пословиц разнообразна.

Определите, к какой тематической группе относятся данные пословицы. Объясните смысл одной-двух из них.

1.

Глупа та птица, которой своё гнездо не мило.

Где кто родился, там и пригодится.

Где ни жить – Родине служить.

Своя земля и в горсти мила.

Без корня и полынь не растёт.

Вторая группа пословиц говорит о тяжёлой жизни на чужбине:

На чужой сторонушке рад своей воронушке.

На чужой стороне и весна не красна.

На чужбине и собака тоскует.

Родина – мать, умей за неё постоять.

Не тот человек, кто для себя живёт, а кто за родину в бой идёт.

Ответ:  пословицы о Родине.

2.

В дружной семье и в холод тепло.

В своём доме и стены помогают.

В семье разлад, так и дому не рад.

Дерево держится корнями, а человек семьёй.

Человек без семьи что дерево без плодов.

 Ответ: пословицы о семье.

3.

Хочешь есть калачи, так не сиди на печи.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Откладывай безделье, да не откладывай дела.

Делу время – потехе час.

Нечего хвалиться, если из рук всё валится.

Ответ: пословицы о труде.

4.

Всегда русский народ с уважением относился к учению, к образованию.

За учёного трёх неучёных дают.

Корень учения горек, да плод его сладок.

Не учась, и лаптя не сплетёшь.

С книгой жить- век не тужить.

Ответ: пословицы об учёбе.

5.

Белые ручки чужие труды любят.

Беспечному всё трын-трава: поехал ни за чем, привёз ничего.

В глаза ласкает, а за глаза лает.

В душу влезет, а за грош продаст.

Весёлая голова живёт спустя рукава.

Вору потакать, что самому воровать.

Ему говорят – стрижено, а он - брито.

Из плута скроен, мошенником подбит.

Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят.

С ним водиться, что в крапиву садиться.

Ответ: пословицы о человеке и его недостатках.

Учитель: Приведите примеры пословиц о дружбе

Что такое поговорка? Чем поговорка отличается от пословицы?

Игра «Продолжи поговорку»

1.Голод не тетка, пирожка не поднесет.

2.Гол как сокол, а остер как топор.

3.Два сапога пара, оба левые.

4.Кто старое помянет – тому глаз вон, а кто забудет — тому оба.

5.Бабушка гадала, надвое сказала: то ли дождик, то ли снег, то ли будет, то ли нет.

6.Бедность – не порок, а большое несчастье.

7. В здоровом теле здоровый дух — редкая удача.

8. Дорога ложка к обеду, а там хоть под лавку.

9. На чужой каравай рот не разевай, пораньше вставай да свой затевай.

10. Не все коту масленица, будет и пост.

11. Один в поле не воин, а путник.

12. Работа — не волк, в лес не убежит, потому ее, окаянную, делать и надо.

13. Тише едешь – дальше будешь от того места, куда едешь.

14. У страха глаза велики, да ничего не видят.

15. Ума палата, да ключ потерян.

16. Чудеса в решете — дыр много, а выскочить некуда.

Учитель: С этими малоизвестными продолжениями у некоторых поговорок полностью меняется смысл, и суть становится совершенно иной. Докажите на конкретном примере.

  1. Подведение итогов. Рефлексия.

- Надеюсь, сегодня на уроке все мы обогатились мудростью народной. Как вы думаете, какими пословицами можно было бы охарактеризовать вашу работу на уроке?

Ученье - свет, а неученье - тьма.

Одна голова хорошо, а две – лучше.

Повторенье – мать ученья.

  1. Домашнее задание.

Написать рассуждение (по выбору):

«Роль крылатых выражений в нашей жизни»

«Роль пословиц в нашей жизни»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родная литература (русская) 6 класс рабочая программа и КТП. Родной язык (русский) 6 класс рабочая программа и КТП

Родная литература (русская)  6 класс рабочая программа и КТП.  Родной язык (русский) 6 класс  рабочая программа и КТП...

Конспект урока родного языка (русского) в 9 классе по теме "Отражение в русском языке культуры и истории русского народа"

Урок №1 "Язык и культура. Отражение в русском языке культуры и истории русского народа"...

Технологическая карта урока родного языка (русского) в 9 классе "Отражение в русском языке культуры и истории русского народа"

Технологическая карта к уроку № 1 "Язык и культура. Отражение в русском языке культуры и истории русского народа"...

Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А учебного предмета «Родной язык (русский). 6 класс» Класс: 6 - А Уровень образования: основное общее образование Срок реализации программы - 2021 /2022 гг. Количество часов по учебному плану: всего – 34 ч/год; 1ч/н

Планирование составлено в соответствии сФедеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования (утв.приказомМинистерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413, с и...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РОДНОГО ЯЗЫКА (РУССКОГО) В 9 КЛАССЕ Урок 1. ЯЗЫК И КУЛЬТУРА. ОТРАЖЕНИЕ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ КУЛЬТУРЫ И ИСТОРИИ РУССКОГО НАРОДА

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РОДНОГО ЯЗЫКА (РУССКОГО) В 9 КЛАССЕ Урок 1. ЯЗЫК И КУЛЬТУРА. ОТРАЖЕНИЕ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ КУЛЬТУРЫ И ИСТОРИИ РУССКОГО НАРОДА...