"Морфемы - "смыслиночки". Повторение" 5 класс.
материал (5 класс)

Швыдкина Надежда Александровна

Морфемы - "смыслиночки". Повторение 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon morfemy.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 имени Ю.А.Гагарина»

Конкурсный урок
по русскому языку
«Морфемы - «смыслиночки». Повторение.»
5 класс.

учителя высшей категории русского языка и литературы Швыдкиной Надежды Александровны

г. Гагарин.

II. Работа с текстом на доске.

Воробей.

Чуть живой. Не чирикает даже.

Замерзает совсем воробей.

Как заметит подводу с поклажей,

Из-под крыши бросается к ней!

И дрожит он под зернышком бедным,

И летит к чердаку своему.

А гляди, не становится вредным

Оттого, что так трудно ему.

(Николай Рубцов)

Задания:

  1. Какова главная мысль этого стихотворения?
  • Трудности жизни не делают воробья вредным.
  1. Как вы понимаете лексическое значение этого слова?
  2. Какие слова вам незнакомы, непонятны?
  • Подвода - телега, поклажа - кладь (вещи)
  1. Чему учит это стихотворение?

-Терпению, выдержке, стойкости.

  1. Почему зернышко названо бедным?
  • редкое оно зимой, жалость автор выражает.
  1. Найдите слова с постфиксами?
  • становится, бросается.
  1. Разобрать по 2 глагола.

III. Строительная работа приставок.

Перед корнем есть приставка, Слитно пишется она.

А при помощи приставки Образуются слова.

  1. Грамматическая сказка.

Долгое время на волшебной поляне корни и суффиксы жили одни. Но однажды произошло событие, которое многое изменило. Совершенно случайно зашли на поляну приставки. Это были удивительные девицы. Они так громко разговаривали, что корни вышли посмотреть, что же случилось. Приставкам корни очень понравились, и захотели они вместе с ними жить. Атак как корни были очень добрыми, то разрешили приставкам остаться, а еще построили им домики

Вот с тех пор вместе с корнями и суффиксами приставки стали работать в слове. Они выполняли важную работу... Какую? И где стоит?

- Образовывали новые слова.

У корня в друзьях, представь-ка,

Есть дама гордая - Приставка,

А злит она его одним -

Стоит всегда лишь перед ним.

  1. Найдите в - тексте слова с приставками и назовите приставки: замерзает, заметит, поклажей, подводу.
  2. Работа по рядам.

От глаголов ходить, бегать, возит образовать как можно больше слов с приставками в, во, вз, до, за, из, ис, на, о, об, (обо), от, пере, под, при, про, раз, рас, с, у.

  1. Приставки так же имеют свои значения.

Со - совместимость, сверх - высшая мера, на - на поверхности, за - по другую сторону, вне - за пределами и т.д.

  1. С корнем кры (кров) составить 5 слов с приставками: вскрывать, открывать, покрывать, сокровище, укрытие.

IV. Корень слова.

Корень слова - значимая часть.

Над словами родственными Держит он умело власть.

Выясни скорее линию родства - Однокоренные подбери слова.

  1. Вопросы: Что называется корнем? Какие слова называются однокоренными?
  2. Беседа о корне.

Все на свете из чего-нибудь состоит: облака из множества водяных капелек, лес - из деревьев. Речь состоит из предложений, а предложения - из слов. Слова сделаны из своего «строительного материала». И каждая из частей вносит в слово свою часть смысла - «смыслиночку». Самая главная из них - корень. Что же означает само слово корень? Его употребляют в речи, когда говорят о чем-то важном, главном.

«Смотри в корень» или «Зри в корень» означает: «Выдели самое главное.» У слов корень тоже самое главное. Он содержит лексическое значение слова. В корне смысл слова.

  1. Запишите слова: родник, родина, народ, родня, родительский, родниковый, родной и т.д.

Что в них общего? Корень - род -. В этом корне скрыта любовь к родне, близким.

  1. Найдите лишнее слово.

а)        Гусь, гусыня, гусята, гусеница.

б)        Желток, железо, желтит.

в)        Часовщик, часть, час.

г)        Печурка, печать, печка.

  1. Соберем однокоренные слова к слову лес, земл, вод(вода) по рядом - устно.

V. Строительная работа суффиксов.

  1. Что называется суффиксом?
  2. Его роль?

За корнем суффиксу Нашлось местечко, Заняв его, конечно, Натворил он дел.

  1. Значения суффиксов:

а)        уменьшительно-ласкательное: ик, ушк, щик, оньк, еньк, иц, ец, чик.

б)        уменьшительно-насмешливое: ин, шик, ищ (домик- домишко, домина)

в)        пренебрежительно-ироническое: ашк (старикашка, деваха)

г)        Чик-щик образуют названия профессий.

д)        указывают на размер предмета: большой или маленький (сапожищи, цыплята)

ж) суффиксы - дразнилки (жадюга, хитрюга)

Суффиксы бывают 2х видов: словообразовательные и формообразовательные.

Формы слова - это одно и то же слово: писать - писал - пишет.

Однокоренные: писец, писарь, записка.

  1. Обратимся к стихотворению в прозе «Воробей», которое написал Иван Сергеевич Тургенев.
  2. А) Какова главная мысль этого текста?

Б) Какое настроение он вызвал?

В) Как вы объясните слово благоговея?

- преклоняюсь, потрясенный, растроган, трепеща, восторгаясь и т.д.

Г) Изменилось ли ваше отношение к этой птичке?

  1. Вывод: птиц, природу нужно беречь, если мы не хотим быть такими, как в стихотворении Г.Остера «Вредные советы»:

Бейте палками лягушек.

Это очень интересно.

Отрывайте крылья мухам,

Пусть побегают пешком.

Тренируйтесь ежедневно,

И наступит день счастливый -

Вас в какое-нибудь царство Примут главным палачом.

  1. Выписать из текста существительные, прилагательные с уменьшительно-ласкательными суффиксами: (желтизна - качество). Крылышки, детище, маленькое, голосок, чудовище.
  2. Игра «Собери грибы в лукошко».

Подосиновик, подберезовик, опенок, масленок, сыроежка, свинушка, горькушка, волнушка, боровик, рыжик, лисички.

  1. Образовать от слов река, путь, рука, диван, огурец, заяц, лежать, лесной, слова с разными суффиксами.

Vi. Роль окончаний в слове.

Часть слова, которая изменяется, Окончанием называется. Остальную же часть слова Именуем мы основой.

В.Волина.

  1. Окончания тоже вносят свой вклад в создание слова. Они сообщают о слове грамматические сведения: часть речи, число, род, лицо.
  2. Определите по окончанию часть речи: a-я, ий, ия, ит, ет.
  3. Работа с текстом на доске:

Плывет белоснежное диво.

Животное, полное грез.

Колебля на лоне залива

Лиловые тени берез. (Н. Заболоцкий)

О ком это стихотворение?

Задания:

  1. Расскажи по окончанию о о слове диво.

Б) Найдите слова с о(нул) окончанием.

  1. Выдели окончания прилаг.

Г) Объясните значение слова лоно.

- гладь

Д) Лебедь - лебедушка ... образуйте ряд.

Ж) сущ. На ия, ие, ий во мн.ч. Р.п. имеют о окончание зданий , армий .

VII. 1. Морфемный разбор.

Подсвечник свеча, свет, светить.

  1. Придумать слова к схемам:
  2. -художник, который рисует пейзажи, море.
  3. -человек, который занимается воспитанием, преподаванием.
  4. -тот, кто любит путешествовать.
  5. Игра «Угадай слово».

В нем такое же окончание, как в слове бабочка, такая же приставка, как в слове замесить, такой же корень, как в слове разрядник, такой же суффикс, как в слове ножка. (Зарядка)

VIII. Итак, ребята, делаем вывод:

Морфемы очень трудолюбивы. Они всегда к нашим услугам.

Однако чтобы лучше использовать их возможности, нужно хорошо знать, какой вклад в строительство слов они вносят и как пишутся.

Д.з. Сочинение «Какая морфема в слове самая важная?»

План.

  1. Слово - живое существо.
  2. «Сердце» слова - корень.
  3. «Голова» слова - приставка.
  4. «РуКИ» - СуффиКС.
  5. Окончание — это «одежда» слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 5 классе "Морфемы"

Урок с применением игровых технологий....

Конспект урока в 5 классе "Морфема-наименьшая значимая часть слова" с использованием ИКТ

Изучение нового материала в 5 классе по теме "Морфема - наименьшая значимая часть слова" с использованием мультимедийной программы СD Программа 1C: «Морфемика. Словообразование» 5-6 класс....

Урок по русскому языку в 10 классе по теме «Морфемика. Словообразование. Морфемы, их типы, функции».

Урок по русскому языку в 10 классе  по теме  «Морфемика. Словообразование. Морфемы, их типы, функции».Цели урока: 1)      Обобщить и систематизировать мат...

«МОРФЕМА – значимая часть слова» (5 класс)

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ...

Конспект урока по русскому языку в 5-м классе на тему: «Окончание как формообразующая морфема или как образуются формы слова с помощью окончания».

Данный конспект определяет сдедующие цели: формирование понятия окончания как изменяемой морфемы, служащей для связи слов и выражающей грамматические признаки части речи;развивать умение выделять...

Разработка урока русского языка по теме "Морфемы. Значение морфем" 5 класс

Разработка урока русского языка по теме "Морфемы. Значение морфем". 5 класс. Учебник под редакцией Т.А. Ладыженской. Урок составлен с применением блочно-модульной технологии....

Открытый урок в 5 классе "Результативная морфема 到"

Цель открытого урока в 5 классе - сформировать грамматические навыки употребления результативной морфемы到 с глаголами типа买-卖。...


 

Комментарии

Новоселова Ольга Александровна

Надежда Александровна, спасибо за материал.