Конспект урока по русскому языку в 5 классе "Морфемы"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Учитель: Рузанкина В.А.
Морфемы
Урок-игра (5 «А» класс)
Цели урока:
- Систематизировать ранее полученные знания о морфемах с помощью игры;
- Развивать умение делить слова на морфемы и образовывать новые слова;
- Воспитывать чувство ответственности.
Оборудование: карточки со словами, распечатанные тексты сказок, чистые листы бумаги, фломастеры, фишки или кубики с цифрами 1,2,3 для жеребьевки.
Ход урока
- Орг. момент
- Орфографическая минутка
Учитель: Я диктую слова (один из вариантов приводится ниже), а каждый их вас произносит их по слогам, проговаривая «трудности»
Например: водяной, положение, соловей, снегирь…
- «Исправь ошибку, дай совет»
Учитель: Давайте вспомним, что такое морфемы? Назовите их. Знание морфемы поможет вам выполнить задание. В записанных на доске предложениях найдите орфографические ошибки. Укажите, в каких они допущены. Запишите предложения в исправленном виде в тетради.
И хищные звери жилеют своих дитенышей. (Ошибки в корнях слов)
Пагрузили вещи все и паехали к реке. (Ошибки в приставках)
А наблюдатильные птицы всегда вовремя замечают опасность. (Ошибки в приставках)
- «Найдите сорняк и вырви с корнем».
Работа в группах. Учитель: давайте поиграем! Для этого вспомните, что такое корень слова? (Главная значимая часть родственных слов.) Объясните, как вы понимаете слово сорняк? Вам предстоит вырвать сорняки, для этого разделим класс на 3 команды и выберем капитанов. Капитан каждой команды получит карточку. Он должен выполнить задание, затем передать карточку. Он должен выполнить задание, затем передать карточку следующему участнику. Побеждает та команда, которая быстрее всех и правильно «вырвала с корнем сорняки».
Задание: в каждой группе слов – «родственников» есть одно «чужое» слово, это и есть сорняк, но он внешне похож на остальные слова! Ваша задача – отыскать и «вырвать сорняк с корнем», т.е. выделить корень и подчеркнуть, а затем передать лист следующему участнику.
Карточка №1
Водник, водяной, водитель, водолечебница, водоворот.
Морской, море, мореплаватель, уморился, заморский.
Заложить, ложка, положение, предположение, переложить.
Карточка №2
Умелый, умный, умнейший, умница, ум.
Ветер, безветрие, ответил, подветренный, обветрился.
Головной, головка, изголовье, подголовник.
Карточка №3
Полный, пополнение, половина, половица, располнел.
Кривой, окриветь, скривиться, креветка.
Помешал, мешать, помехи, помещение.
- Физкультурная минутка
- Конкурс капитанов
Учитель: На доске записаны и разбросаны по составу слова. Докажите, что слова разобраны по составу верно:
- стекло (стекл – корень, о – окончание)
стекло (с – приставка, тек – корень, л – суффикс, о – окончание);
- осиной (осин – корень, ой – окончание)
осиной (ос – корень, ин – суффикс, ой – окончание);
- допили (до – приставка, пил – корень, и – окончание)
допили (до – приставка, пи – корень, л – суффикс, и – окончание).
- «Допиши сказку»
Учитель: В эстафете каждый работал сам, а теперь объедините силы для создания сказки о морфемах. Жеребьевка определит, кому достанется суффикс, приставка или корень. Команды получат соответствующие тексты.
Корень
Жил-был корень Дом. Нашли его люди и думают: «Что с ним сделать?» А корень вдруг чудесным образов поговорил: «А вы посадите меня в землю и водичкой полейте, разрастусь я в большое дерево». Посадили корень Дом, он сначала один росток дал, а затем ещё и ещё. Все ростки на корень похожи, но все разные. (Допиши сказку, расскажи, какие слова «выросли» из этого корня.)
Приставка
Шли по свету приставки ДО- и ЗА-. Умели они дела завершать. А у глаголов неопределенной формы работы по строительству дома полно, но закончить её никак не удается. Что делать? Звать приставки ДО- и ЗА-. Пришли они помогать закончить и доделать работу. Глаголы строить, пилить, рубить, клеить, красить взялись за дело. (Допиши, как достроили дом выделенные глаголы и приставки.)
Суффикс
Жили да были друзья – суффиксы –ЩИК, -ИСТ, -НИК и –ТЕЛЬ. К Кому ни придут в гости, всех трудиться научат. Сначала познакомился суффикс –ИСТ с гитарой, пианино и баяном. Теперь целый ансамбль заиграл: пианист, гитарист и баянист. А суффиксы –ТЕЛЬ, -НИК и –ЩИК пошли к глаголам строить, учить, охранять. (Обрати внимание на эти слова, подбери к ним подходящие суффиксы и допиши сказку).
- Подведение итогов урока
- Домашнее задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку "Обобщение и систематизация знаний по теме "Глагол" по УМК Ладыженская Т.А., Баранов М.Т. Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 5 класс
Урок обобщения и систематизации изученного материала по теме "Глагол"....
Конспект урока по русскому языку в 9 классе по теме: «Обобщающий урок-игра по русскому языку по теме «Глагол».
Тип урока - нестандартный, групповая игра "Знатоки"....
Конспект урока по русскому языку в 6 классе План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение».
Конспект урока по русскому языку в 6 классеПлан – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение»....
План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс
Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...
конспект урока по русскому языку 8 класс по учебнику М.М.Разумовской « Русский язык в семье славянских языков».
конспект урока по русскому языку 8 класс по учебнику М.М.Разумовской...
Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Типы речи (технология моделирования концепта «дружба»)» план-конспект урока по русскому языку
Предложенный конспект урока русского языка ориентирован на подготовку девятиклассников к ОГЭ (сочинение – рассуждение 9.3), составлен на основе технологии моделирования лингвоконцепта. Пре...
Конспекты уроков по русскому языку на темы "ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА", "ПЕРИОДЫ В ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА"
Цели: дать представление о происхождении языка и истории народа, создать условия для формирования навыков исследовательской деятельности.Тип урока: усвоение новых знаний.Методы: исследовательский, сам...