Рабочая программа по родной литературе
рабочая программа (5, 7 класс)
Программа по курсу родной русской литературы в 5, 7 классах (17ч ) на материале художественных произведений уральских писателей ( Свердловская область)
Скачать:
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Родная (русская) литература»
Основное общее образование (5-7 классы)
ФГОС ООО
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
– Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
– Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 №1897;
-Письма Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки РФ от 3 марта 2016 г. N 08-334
-Приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. N 1577 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897" (зарегистрирован Минюстом России 2 февраля 2016 г., регистрационный N 40937);
–– Образовательной программы Меркушинской ООШ
– Учебного плана «Меркушинской ООШ»
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
Учебный план предусматривает обязательное изучение родной (русской) литературы на этапе основного общего образования. Рабочая программа по курсу «Родная (русская) литература» направлена на решение важнейшей задачи современного образования — воспитание гражданина, патриота своего Отечества.
Образовательные задачи курса связаны, прежде всего, с формированием умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст.
Родная художественная литература, как одна из форм освоения мира, отражает богатство и многообразие духовной жизни человека, влияет на формирование нравственного и эстетического чувства учащегося.
В родной (русской) литературе отражается общественная жизнь и культура России, национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы, ее гуманизм, гражданский и патриотический пафос.
Цели изучения курса «Родная (русская) литература»:
– воспитание ценностного отношения к родной литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;
– приобщение к литературному наследию своего народа;
– формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;
– обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи;
– получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.
Стратегическая цель изучения литературы на этапе основного общего образования — формирование потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия и понимания литературных текстов, что предполагает постижение художественной литературы как вида искусства, целенаправленное развитие способности обучающегося к адекватному восприятию и пониманию смысла различных литературных произведений и самостоятельному истолкованию прочитанного в устной и письменной форме. В опыте чтения, осмысления, говорения о литературе у обучающихся последовательно развивается умение пользоваться литературным языком как инструментом для выражения собственных мыслей и ощущений, воспитывается потребность в осмыслении прочитанного, формируется художественный вкус.
Изучение литературы в основной школе (5–9 классы) закладывает необходимый фундамент для достижения перечисленных целей.
Объект изучения в учебном процессе — литературное произведение в его жанрово-родовой и историко-культурной специфике. Постижение произведения происходит в процессе системной деятельности школьников, как организуемой педагогом, так и самостоятельной, направленной на освоение навыков культуры чтения (вслух, про себя, по ролям; чтения аналитического, выборочного, комментированного, сопоставительного и др.) .
Задачи курса:
– осознание коммуникативно-эстетических возможностей языка на основе изучения выдающихся произведений русской литературы, литературы своего народа, мировой литературы;
– формирование и развитие представлений о литературном произведении как о художественном мире, особым образом построенном автором;
– овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п.;
– формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления, ответственного отношения к разнообразным художе-ственным смыслам;
– формирование отношения к литературе как к особому способу познания жизни;
– воспитание у читателя культуры выражения собственной позиции, способности аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания творческого, аналитического и интерпретирующего характера;
– воспитание культуры понимания «чужой» позиции, а также уважительного отношения к ценностям других людей, к культуре других эпох и народов; развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
– воспитание квалифицированного читателя со сформированным эсте-тическим вкусом;
– формирование отношения к литературе как к одной из основных куль-турных ценностей народа;
– осознание значимости чтения и изучения литературы для своего даль-нейшего развития;
– формирование у школьника стремления сознательно планировать своё досуговое чтение.
В процессе обучения в основной школе эти задачи решаются постепенно, последовательно и постоянно; их решение продолжается и в старшей школе; на всех этапах обучения создаются условия для осознания обучающимися непрерывности процесса литературного образования и необходимости его продолжения и за пределами школы. Программа курса «Родная (русская) литература построена на принципах:
– традиций научного анализа, а также художественной интерпретации средствами литературы и других видов искусств литературных произведений, входящих в национальный литературный канон (то есть образу-ющих совокупность наиболее авторитетных для национальной традиции писательских имен, их творчества и отдельных произведений);
– необходимой вариативности авторской / рабочей программы по литературе при сохранении обязательных базовых элементов содержания предмета;
– соответствия рекомендуемых к изучению литературных произведений возрастным и психологическим особенностям обучающихся;
– требований современного культурно-исторического контекста к изучению классической литературы;
- минимального количества учебного времени, отведенного на изучение литературы согласно действующему ФГОС и Базисному учебному плану.
Курс будет способствовать формированию следующих умений:
– чувствовать основную эмоциональную тональность художественного текста и динамику авторских чувств;
– видеть читаемое в воображении, представлять себе образы текста;
– соединять образы, мысли, чувства, наполняющие текст с собственным личным опытом, с пережитым в реальности;
– анализировать художественный текст, чувствовать красоту произведения, его идейное своеобразие и художественную форму;
- соотносить музыкальную, театральную, изобразительную интерпретацию текста с авторской мыслью произведения.
Планируемые результаты освоения предмета «Родная (русская) литература»:
Личностные результаты:
– оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие; эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; выказывать своѐ отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Средство достижения этих результатов — тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.
Метапредметные результаты изучения курса родной (русской) литературы Универсальные учебные действия (УУД).
Регулятивные УУД:
– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий на уроке;
– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией книги;
– учиться работать по предложенному учителем плану
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.
Познавательные УУД:
– ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую;
– подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других; выразительно читать и пересказы-вать текст;
– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:
– воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;
– отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– подробно пересказывать текст;
– составлять устный рассказ по картинке;
– соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;
– анализировать художественное произведение;
– сравнивать произведения разных жанров и авторов;
– давать характеристику героев.
Результаты освоения учебного предмета «Родная (русская) литература» за курс основной общеобразовательной школы:
1) осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
2) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни; 3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;
4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые вы-сказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в об-суждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
5) развитие способности понимать литературные художественные произ-ведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Содержание учебного предмета «Родная (русская) литература»
( Свердловская область).
Примерное распределение часов
5 класс (0,5 ч. в неделю)
№ п/п | Тема урока |
1 | Истоки родного языка и культуры. Что такое словесность. Формы словесности |
2 | Потешки, заклички, скороговорки, считалочки, докучные сказки. Особенности языка.Пословицы и поговорки. Аллегория. Загадка |
3 | Развитие речи. Сочиняем скороговорки, считалочки, потешки, докучные сказки |
4 | Народные сказки. Сказка и правда. Небылицы. Были. Сказы. Особенности языка сказок. Герои русских народных сказок и сказов. |
5 | Сказ П.П. Бажова «Приказчиковы подошвы» |
6 | Развитие речи. Сочиняем сказку. |
7 | Развитие речи. Анализ написанной сказки. |
8 | «Повесть временных лет» — выдающийся памятник древнерусской литературы. Христианская вера. Крещение Руси. Изобретение славянской письменности. Отношение к книгам в древней Руси |
9 | Древнерусская повесть « О купце Димитрии Басарге и сыне его Борзосмысле». |
10 | Литература 19 века. Творчество Д.Н. Мамина-Сибиряка. Повесть «Охота на зимовье». Уроки автора. Преодоление одиночества через единение с природой и Богом. |
11 | Развитие речи. Сочинение «Образ Елески в повести Д.Н. Мамина-Сибиряка» |
12 | Проблема нравственной памяти и духовного выбора каждого человека в рассказе Е. Дробиза «Свидетель». |
13 | Лирическое произведение. Что такое лирическое произведение. Стихотворения земляка — поэта С. П. Щипачева («Лес», «22 июня 1941 года», «Любовью дорожить умейте») |
14 | Литература ХХ века. Щупов (Олег Райн). Повесть «Слева от солнца». Взросление подростка, нравственная проблематика повести. Становление главного героя как личности. |
15 | Развитие речи. Сочинение по выбору по изученным темам . |
16 | Анализ сочинений. Игра «Путешествие в мир прочитанных книг». |
17 | Обобщающий урок «Литература уральских писателей в ленте времени». |
7 класс (0,5 ч. в неделю)
№ | Тема урока |
1 | Слово и словесность. Многогранность понятия слова. Словесность как совокупность наук о языке и литературе |
2 | Урок-практикум. Работа со словарями различного типа. Обогащение словарного запаса |
3 | Устная народная словесность, ее виды и жанры. Загадка. Пословицы и поговорки. Сказка, небылица, легенда, предание. |
4 | Изучение народных сказов и авторских сказов как жанра словесности на примере народного и сказа П.П. Бажова « Приказчиковы подошвы» |
5 | Духовная литература, ее виды и жанры. Библия и особенности ее стиля. Значение Библии для русской культуры. Содержание Библии и ее стиль. Жанры Библии: повесть, притча, проповедь, молитва, послание, псалмы. |
6 | «Повесть временных лет» — выдающийся памятник древнерусской литературы. Христианская вера. Крещение Руси. Изобретение славянской письменности. Отношение к книгам в древней Руси |
7 | Использование библейских тем в русской словесности. Древнерусская повесть « О купце Димитрии и сыне его Борзосмысле». Перекличка с нравственными заветами Евангелия. Религиозная поблематика повести. |
8 | Проблема нравственной памяти и духовного выбора каждого человека в рассказе «Свидетель». |
9 | Виды и жанры эпических произведений: литературная сказка, небылицы, загадки, скороговорки. Писатели ХIХ века: творчество Д.Н. Мамина-Сибиряка. Повесть «Зимовье на Студёной». Мужество русского человека. |
10 | Развитие речи. Сочинение «Образ Елески в повести Д.Н. Мамина-Сибиряка» |
11 | Тема и основная мысль произведения. Определение темы и основной мысли произведения (на примере повести А.О. Щупова (Олега Райна») «Слева от солнца»» |
12 | Жанры эпических произведений: рассказ, повесть, роман (на примере повести А.О. Щупова (Олега Райна») «Слева от солнца»» |
13 | Проблема нравственной памяти и духовного выбора каждого человека в рассказе Е. Дробиза «Свидетель». |
14 | Виды лирических произведений: стихотворение, ода, элегия. Изображение и выражение в лирике: описательные картины в лирическом стихотворении, выражение мыслей и чувств поэта на примере творчества С. П. Щипачева («Лес», «22 июня 1941 года», «Любовью дорожить умейте») |
15 | Развитие речи. Сочинение по изученным темам |
16 | Анализ сочинений. Игра «Путешествие в мир прочитанных книг». |
17 | Обобщающий урок «Литература уральских писателей в ленте времени». |
Рекомендации по формам домашнего задания
1. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ, которое способствует систематизации и обобщению полученных знаний, их углубленному осмыслению: составление схем, таблиц; ребусов, кроссвордов, тестов.
2. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ, способствующее закреплению знаний и практическому овладению методами учебной работы: выучить наизусть стихи, части текстов; проинсценировать произведения; прочитать по ролям.
3. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ на применение полученных знаний на практике: самостоятельное составление словаря терминов, расположение их по темам, разработка наглядных пособий, таблиц, схем, алгоритмов, опорных конспектов; исправление допущенных ошибок; проектная деятельность; подготовка к ролевой игре, деловой игре;
Учебно-методическая литература
образовательной деятельности по учебному предмету «Родная (Русская) литература».
Учебно-методический комплекс: 1.Альбеткова Р.И. Русская словесность. От слова к словесности. 5-9 классы - // Программы для общеобразовательных учреждений. — М., 2000. 2. Альбеткова Р.И. Русская словесность. От слова к словесности.5 класс. -М.: Дрофа, 2011. 3.Львова С. И. Уроки словесности. 5—9 кл.: Пособие для учителя. — М., 1997 4.Власенков А. И. Русская словесность. Интегрированное обучение русскому языку и литературе: Программы. Содержание работы по классам: 5-9 классы. — М., 1998. 5.Новиков Л.А. Художественный текст и его анализ. – М., 1988. 7.Власенков А. И. Русская словесность. Интегрированное обучение русскому языку и литературе: М., Дрофа, 2000 год. 8.Горшков А. И. Русская словесность: От слова к слову. М., Дрофа, 2000 год. 9.Коровина Учебник по литературе в 2хч. М, 2005 Альбеткова Р.И. Русская словесность. Учебное пособие для 7класса. М.: Дрофа, 2008 Альбеткова Р.И. Русская словесность. Рабочая тетрадь для 7 класса. М.: Дрофа, 2008 Арсирий А.Т. В страну знаний – с дедом Всеведом. Занимательные материалы по русскому языку. М.: Дрофа, 2007 Львова С.И. «Позвольте пригласить вас…», или речевой этикет. М.: Дрофа, 2007 Львова С.И. Русский язык в кроссвордах. М.: Дрофа, 2007 Ожегов С.И., Шведова Н.А. Толковый словарь русского языка. М. Просвещение, 2005 |
1.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru 2.Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/ 2. Газета «1 сентября» www.1september.ru 3. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september.ru 4.ФИПИ http://www.fipi.ru 5. Учебный портал по использованию ЭОР в образовательной деятельности http://eor.it.ru/eor/ 6.Сайт «Я иду на урок русского языка» и электронная версия газеты «Русский язык» 7.Завуч. инфо www.zavuch.info 8.Педсовет http://pedsovet.org 9. Этимология и история слов русского языка http://etymolog.ruslang.ru/ 10.Электронная библиотека специальной филологической литературы http://philology.ruslibrary.ru/ |
Литература для учителя
- Власенков А. И. Русская словесность. Интегрированное обучение русскому языку и литературе: Программы. Содержание работы по классам: V—VIII классы. — М., 1998.
- Горшков А. И. Теория и история русского литературного языка. — М., 1984.
- Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Как учить работать с книгой. — М., 1995.
- Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Дорога к книге: Психологи — учителям литературы / Научн. ред. Г. Г. Граник. – М., 1996.
- Гуковский Г. А. Изучение литературного произведения в школе. — М.; Л., 1966.
- Ковалевская Е. Г. Анализ текстов художественных произведений. — Л., 1976.
- Колесов В. В. Русская речь. Вчера. Сегодня. Завтра. - СПб., 1998.
- Лотман Ю. М. Анализ поэтического текста. — Л., 1972.
- Максимов Л. Ю. О языке и композиции художественного текста // Язык и композиция художественного текста / Отв. ред. Л. Ю. Максимов. — М., 1983.
- Новиков Л.А. Художественный текст и его анализ. – М., 1988.
- Одинцов В. В. О языке художественной прозы: Повествование и диалог. — М., 1983.
- Скворцов Л. И. Теоретические основы культуры речи. — М., 1980.
Для учащихся
- Арсирий А. Т. Занимательные материалы по русскому языку. — М., 1995.
- Вартаньян Э. Д. Из жизни слов. — М., 1960.
- Горшков А. И. Все богатство, сила и гибкость языка: А. С. Пушкин в истории русского языка. — М., 1993.
- Кодухов В. И. Рассказы о синонимах. — М., 1984.
- Максимов В. И. Точность и выразительность слова. - Л., 1968.
- Наровчатов С. С. Необычное литературоведение. — М.. 1970.
- Одинцов В. В. Лингвистические парадоксы. — М., 1976.
- Паустовский К. Г. Золотая роза. (Любое издание.)
- Солганик Г. Я. От слова к тексту. — М., 1993.
- Успенский Л. Слово о словах. (Любое издание.)
- Чуковский К. И. Живой как жизнь. (Любое издание.)
- Шанский Н. М. Занимательный русский язык. — М., 1996. - Ч. 1, 2.
Словари и справочники
- Александрова 3. Е. Словарь синонимов русского языка: Практический справочник: Около 11 000 синонимических рядов. — 9-е изд. — М., 1998.
- Ахманова О. С. Словарь омонимов русского языка. - М., 1986.
- Ашукин Н. С., Ашукин М. Г. Крылатые слова: Литературные цитаты, образные выражений: — М., 1998.
- Бельчиков Ю. А., Панюшева М. С. Словарь паронимов современного русского языка. — М., 1994.
- Большой путеводитель по Библии: Пер. с нем. — М., 1993.
- Большой толковый словарь русского языка / Гл. ред. С. А. Кузнецов. — СПб., 1998.
- Горбачевич К. С, Хабло Е. П. Словарь эпитетов русского литературного языка. — М., 1979.
- Горбачевич К. С. Русский синонимический словарь. — СПб.. 1996.
- Даль В. И. Пословицы русского народа. — М., 1994. - Т. 1-3.
- Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. (Любое издание.)
- Детская энциклопедия в 12 томах. Том 11: Язык и литература. — Ц., 1976.
- Жуков В. П., Жуков А. В. Школьный фразеологический словарь русского языка. — 3-е изд., перераб. — М., 1994.
- Жуков В. П. Словарь русских пословиц и поговорок. (Любое издание.)
- Зимин В. И., Спирин А. С. Пословицы и поговорки русского народа: Объяснительный словарь. — М., 1996.
- Квятковский А. П. Школьный поэтический словарь. — М., 1998.
- Краткий словарь литературоведческих терминов / Сост. Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев: Кн. для учащихся. — М., 1985.
- Крысин Л. П. Школьный словарь иностранных слов. - М.. 1997.
- Лапатухин М. С., Скорлуповская Е. В., Снетова Г. П. Школьный толковый словарь русского языка. — 2-е изд., перераб. и доп. — М., 1999.
- Литературный энциклопедический словарь / Под ред. В. М. Кожевникова и П. А. Николаева. — М., 1987.
- Николюк Н. Библейское слово в нашей речи: Словарь-справочник. — СПб., 1998.
- Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. — М., 1992. (Любое последующее издание.)
- Павловский А. Популярный библейский словарь: Кн. для чтения. — М., 1994.
- Рогожникова Р. П., Карская Т. С. Школьный словарь устаревших слов русского языка: По произведениям русских писателей XVIII—XX вв. — М., 1996.
- Русский язык: Энциклопедия / Гл. ред. Ю. Н. Караулов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М., 1997.
- Словарь образных выражений русского языка / Под ред. В. Н. Телия. - М., 1995.
- Сомов В. П. Словарь редких и забытых слов. — М., 1996.
- Успенский Л. В. Почему не иначе? Этимологический словарик школьника. — М., 1967.
- Шанский Н. М., Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка: Значение и происхождение слов. — 2-е изд. — М., 1997.
- Шанский Н. М., Зимин В. И., Филиппов А. В. Школьный фразеологический словарь русского языка: Значение и происхождение словосочетаний. — 2-е изд. — М., 1997.
- Шипов Я. Православный словарь. — М., 1998. (Словари школьника).
- Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В. В. Иванова. — 3-е изд., доп. — М., 1994.
- Фразеологический словарь русского языка / Сост. А. И. Фёдоров: Более 12000 фразеологических единиц. – Новосибирск, 1995. – Т. 1, 2. ( любое последующее издание.)
- Шанский Н. М., Зимин В. И., Филиппов А. В. Школьный фразеологический словарь русского языка: 5 – 11 кл. – М., 1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по родной литературе
Рабочая программа по родной литературе, 6 класс, по ФГОС ООО...
Рабочая программа по родной литературе для учащихся 10-12 классов специальных ( коррекционных) школ VIII вида
Данная программа может быть использована учителями специальных ( коррекционных) школ VIII вида....
Рабочая программа по родной литературе в 12 классе
12-ги класстың «Тыва чогаал» эртемин өөредирде ортумак ниити өөредилгеге хамаарыштыр «Россия Федерациязының өөредилге дугайында» Федералдыг хоойлузунга 29.12.2012 № 273, Россияның өөредилге болгаш эрт...
Рабочая программа по родной литературе 6 класс
2016-2017 уерэх дьылыгар 6 кылааска саха литературатын уерэтиини суруннуур бырагыраама...
Рабочая программа по родной литературе 7 класс
2016-2017 уерэх дьылыгар 7 кылааска саха литературатын уерэтиини суруннуур бырагыраама...
Рабочая программа по родной литературе 9 класс
2016-2017 уерэх дьылыгар 9 кылааска саха литературатын уерэтиини суруннуур бырагыраама...
Рабочая программа по родной литературе 10 класс
2016-2017 уерэх дьылыгар 10 кылааска саха литературатын уерэтиини суруннуур бырагыраама...