«Лексико-грамматический практикум» ( по темам «Рукоделие», «Еда»)
методическая разработка (9 класс)
Свою деятельность обучения хантыйскому языку с применением ИКТ я начала с подготовки дидактического материала к урокам, используя программы: “Microsoft Office Word” и “ Microsoft Office Power Point ”, а также пользуясь “услугами” сканера и принтера. Сначала это были тесты, тексты с заданиями, грамматические таблички с примерами, карточки разговорной тематики и т.д. Составляя тесты и контрольные работы, использование средств ИКТ дало возможность многократно разнообразить виды заданий и вариантов. И, конечно же, учащимся намного интереснее поработать с небольшими текстами и интересными заданиями, а также поразмыслить над тестами, практикумами, кроссвордами, ребусами, головоломками.
Разработанные мною дидактические материалы помогают формировать основные предметные компетенции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskiy_material_k_urokam_po_t._eda_rukodelie.docx | 572.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактичесекий материал
I.Лексико-грамматический тренинг по теме «Нэңат вератты пормасат»/Рукоделие.
- Найти соответствие
1 | тата ӆты | а | мазать |
2. | нёсатты | б | разминать руками |
3 | ӆэптапты | в | смочить |
4 | ётаӆты | г | литовка для обработки шкуры |
5 | ӆостаты | д | разминать скребком |
6 | вуӆы сох | е | скребок |
7 | кепаӆ | ё | доска для выделки |
8 | ётӆопща | ж | оленья шкура |
9 | ётӆопща сохаӆ | з | оленьи лапы |
10 | сох ушиты карты | и | размягчить шкуру, лапы |
- В каком ряду допущена ошибка?
В ед.ч.
А)1 лицо : Ма татаӆӆам, ма лостаӆам , ма ӆэптапӆам
Б)2 лицо : Наң татаӆӆан, наң ӆосталув, наң ӆэптапӆан
В)3 лицо :Лув татаӆаӆ, ӆув ӆостаӆ, ӆув ӆэптаптаӆ
3)В каком ряду допущена ошибка?
В дв.ч.
А)1 лицо : Мин татаӆӆаман , мин ӆостаӆаман , мин ӆэптапӆув
Б)2 лицо : Нын татаӆӆатан , нын ӆостӆаатан , нын ӆэптапӆатан
В)3 лицо :Лын татаӆаңан, ӆын ӆостаӆаңан, ӆын ӆэптапӆаңан
- В каком ряду допущена ошибка?
В мн.ч.
А)1 лицо : Муң татаӆӆув , муң ӆостаӆув , муң ӆэптапӆув
Б)2 лицо : Нын татаӆӆаты , нын лостаӆты , нын ӆэптапӆаты
В)3 лицо :Лый татаӆӆан, лый ӆостаӆат, ӆый ӆэптапӆат
5.Вставьте глагол «тайты» в нужной форме (наст.вр.).
1. Лув(она) ар лухас _______. 2. Ма ищи лухсат _______.3. Наң опен лухаснэ ______? 4.Ма лухсэм ай ампие _______.5.Нын ай ампие ищи _______?
6.Вставьте глагол «хошты» в нужной форме (наст.вр.)
1. Ма сак каратты ________.2. Ма апщем ищи сак каратты________. 3. Татья апщи сак каратты ант_________. 4.Нын па сак каратты _______?5. Щиты щи, муң сак каратты __________.
7. Составить диалог по образцу.
-Еля, наң хошӆан сак каратты?
-Щиты щи, ма хошлам сак каратты.
-Хойн наң утаӆтасаян сак каратты?
-Ма ай тэӆн хошӆам сак каратты. Сак каратты ма антеман утаӆтасаям.
Там тема элты: сэвты антапкеӆ, пос; ентты ернас; йиңаӆ тонты эӆты ёнтты
Урок
Контрольная работа по теме «Нэңат вератты щир»/Рукоделие/
- Толмащты яснат/Перевести слова
Олан вариант | Кимет вариант | ||
тус | туснэ | тутчаң | йинтоп |
намат | Ёнтасты ӆуй | сохам | ӆон |
щашкан | ермак | нуй | нюки |
тонты | йиңаӆ | сак | Вератты кеши |
Кат ятӆап кеши | ентты | ёнтасты | Ёнтасты машина |
сэвты | каратты | эватты | ханши |
2.Толмащалан мир потрат/Перевести пословицы.
1)Хув хатӆет унты, вер ки ант тайӆан 1)Лапат пуш мортаӆы па и пуш-эвты.
2)Оӆман нянь ант шитӆан. 2)Ар оӆас-шимал верас.
3)Рупата такӆы омӆэп эӆты хуӆ ант 3)Каркам хоят хоща рупата тутан мощатӆан. ӆэӆа.
3. Какой вариант формы глагола «каратты» в предложении «Ма моӆхатӆ
сак эӆты тутхот _________».
Ма моӆхатӆ сак эӆты тутхот каратӆам.
Ма моӆхатӆ сак эӆты тутхот каратты.
Ма моӆхатӆ сак эӆты тутхот каратсам.
4.Определите правильный вариант формы глагола «сэвты» в предложении Ма антем хорам пос …. . (Моя мама связала красивые варежки)
Ма антем хорам пос сэвас.
Ма антем хорам пос сэвты.
Ма антем хорам пос сэвӆув.
5.Перевод мини-диалога с использованием изученной лексики.
-Нащта, что ты умеешь делать?
- Я умею шить платье. А ты что умеешь шить?
-Я умею шить хантыйский платок. Шить платок меня научила бабушка.
-Как здорово! Я тоже хочу научиться шить национальные платки.
Ребусы
1) +”
2)Х
3)САМ
4) ”+
5) Х=Н
6)НА+”
Ключи к лексико-грамматическому тренингу.
1)Найти соответствия.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
б | а | и | д | в | ж | з | е | ё | г |
2)В каком ряду допущена ошибка?
б)
3)В каком ряду допущена ошибка?
а)
4)В каком ряду допущена ошибка?
в)
5.Вставьте глагол «тайты» в нужной форме (наст.вр.).
1) тайл 2)тайлам 3)тайл 4)тайл 5)тайлаты
6.Вставьте глагол «хошты» в нужной форме (наст.вр.)
1)хошлам 2)хошал 3)ант хошал 4)хошлаты 5) хошлув.
Ключи к контрольной работе по теме «Нэнат вератты пормасат»/Рукоделие.
- Толмащты яснат/Перевести слова
Олан вариант | Кимет вариант | ||
умело | мастерица | сумка для рукоделия | игла |
игольница | напёрсток | нитка | оленьи жилы |
ткань | шёлк | сукно | кожа/покрытие для чума |
береста | туес | бисер | нож для рукоделия |
ножницы | шить | шить | швейная машина |
Плести/нанизывать | нанизывать | резать | орнамент |
2.Толмащалан мир потрат/Перевести пословицы.
1)Долог день до вечера, коли делать нечего. 1)Семь раз отмерь, один-отрежь
2)Лёжа хлеба не добудешь. 2)Мнго спал-мало сделал.
3)Без труда не добудешь и рыбки из 3)У работящего дело огнём горит.
пруда.
3. Какой вариант формы глагола «каратты» в предложении «Ма моӆхатӆ
сак эӆты тутхот _________».
Ма моӆхатӆ сак эӆты тутхот каратӆам.
Ма моӆхатӆ сак эӆты тутхот каратты.
Ма моӆхатӆ сак эӆты тутхот каратсам.
4.Определите правильный вариант формы глагола «сэвты» в предложении Ма антем хорам пос …. . (Моя мама связала красивые варежки)
Ма антем хорам пос сэвас.
Ма антем хорам пос сэвты.
Ма антем хорам пос сэвӆув.
5.Перевод мини-диалога с использованием изученной лексики.
-Нащта,муй нан хошлан верты?
- Ма хошлам ернас ёнтты.Муй па нан хошлан ёнтты?
-Ма хошлам ханты охшам ёнтты. Охшам ёнтты ун антеман уталтасаям.
-Ши ям! Ма ищи ланхалаям уталтыты ханты охшам ёнтты.
Ключи к ребусам
- тутчаң
- ханши
- сохам
4)сакпаӆ
5)ӆон
6)намат
Арталаты вер (Проверь себя)
II.Лексико-грамматический тренинг по теме «Лэтот»/Еда.
- Найти соответствие.
1 | Лэты | а | суп |
2. | лант | б | жаркое |
3 | лэтот | в | кушать; |
4 | молты | г | солить |
5 | шарку | д | еда |
6 | лёхитты | е | размешать |
7 | солытты | ё | смешать |
8 | лэты лаңхалаты | ж | пустить в кастрюлю (порционный кусок) |
9 | руватты | з | хотеть кушать |
10 | лылатты | и | промыть |
2)В каком ряду допущена ошибка?
В ед.ч.
А)1 лицо : Ма каварсам, ма руватсам , ма лэсам
Б)2 лицо : Наң каварсан, наң руватсан, наң лэсан
В)3лицо :Лув каврас, лув рувтас, лув лэты
3)В каком ряду допущена ошибка?
В дв.ч.
А)1 лицо : Мин каварсаман , мин руватсаман , мин лэсман
Б)2 лицо : Нын каварсатан , нын руватсатан , нын лэсан
В)3лицо :Лын каварсаңан, лын руватсаңан, лын лэсңан
4)В каком ряду допущена ошибка?
В мн.ч.
А)1 лицо : Муң каварсув , муң руватсам , муң лэсув
Б)2 лицо : Нын каварсаты , нын руватсаты , нын лэсты
В)3 лицо :Лый каварсат, лый руватсат, лый лэсат
5.Вставьте глагол «каварты» в нужной форме (прош.вр.).
1. Антем эплаң лант _______. 2. Ма ищи молхатл лант _______.3. Нан ун антен ищи лант ______? 4.Ма ай ампиема хошак _______.5.Нын ай ампиен ищи лантан _______?
6.Вставьте глагол «питты» в нужной форме (буд.вр.)
1. Ма нянь эватты ________.2. Ма опем ищи нянь эватты ________. 3. Нащта апщи нянь эватты ант_________. 4.Нын па нянь эватты _______?5. Щиты щи, муң нянь эватты __________.
Ребусы
1)Л Т
2)МАЩ
3) + ”Й
4) ”И
5)ХИК
6)С+
Ключи к лексико-грамматическому тренингу по теме «Лэтот»/Еда.
1.Найти соответствия.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
в | а | д | ж | б | и | г | з | е | ё |
2)В каком ряду допущена ошибка?
в)
3)В каком ряду допущена ошибка?
б)
4)В каком ряду допущена ошибка?
а)
5.Вставьте глагол «каварты» в нужной форме (прош.вр.).
1) каврас 2)каврасам 3)каврас 4)каварсам 5)каварсаты
6.Вставьте глагол «питты» в нужной форме (буд.вр.)
1)питлам 2)питал 3)ант питал 4)питлаты 5) питлув.
Ключи к ребусам
1)лант
2)мампащ
3)хулвой
4)нёхи
5)хошик
6)соламат
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедическое занятие по формированию лексико-грамматического строя речи по теме "ПОСУДА"
Дети в игровой форме овладевают грамматическим строем языка....
Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматического строя речи по теме транспорт
конспект открытого занятия для детей с общим недоразвитием речи (старшая группа) по формированию лексико-грамматических категорий по теме трансторт...
Логопедическое занятие по совершенствованию лексико-грамматического строя речи на тему :"Звуки З - С".
Дифференциация звуков [с-з] в слогах, словах и предложениях. Употребление предлогов: с, за, из-за, из-под. Употребление родственных слов....
Лексико грамматический тест 5 класс тема "Школа"
Тест предназначен для контроля усвоения лексиксических и грамматических знаний учащихся 5 класса в конце изучения темы. Слдержит 4 задания Время выполнения 20 минут....
Конспект занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи на тему: «Транспорт».
В данном занятии педагог использует мультимедийные игры-презентации, как инновационный прием стимулирующий развитие познавательного интереса, активизирующий речь и внимание детей при изучении лексичес...
Конспект итогового занятия по развитию лексико-грамматических компонентов языка на тему: "Одежда, обувь, головные уборы"
Мастер - класс для родителей. Цель проведения: познакомить родителей с некоторыми приёмами, методами, формами работы с детьми дома по закреплению знаний по данным темам; активизировать речевую деятель...
Непосредственная образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических средств языка на тему: « Зимующие птицы» (подготовительная логопедическая группа с ОНР III ур.)
У детей формируются обобщённые представления о зимующих птицах....