Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматического строя речи по теме транспорт
план-конспект урока на тему
конспект открытого занятия для детей с общим недоразвитием речи (старшая группа) по формированию лексико-грамматических категорий по теме трансторт
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_zanyatiya_po_teme_transport.docx | 28.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида № 255
Заверяю Зав. МДОУ
д/с №255
Калинина О.Е.
Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматического строя речи для детей старшей группы с ОНР (второй год обучения)
Тема: ТРАНСПОРТ
Подготовил: учитель-логопед Благоразумова А.Г.
25 мая 2010г.
Дата: 25.05.2010г.
Время: 9.00ч.
Место проведения: группа
Тема: Транспорт
Цель: 1. Научить детей понимать и употреблять в речи приставочные
глаголы.
2.Закрепить знания детей о разных видах транспорта.
3.Закрепить профессии людей, управляющих разными видами
транспорта.
4.Закрепить части грузового автомобиля, самолета, трамвая.
5.Закрепить навыки правильного произношения звуков С,Ж
Методическое обеспечение:
- Игрушки: 2 куклы, набор инструментов, гараж, сделанный из кубиков, мост, сделанный из конструктора, дерево, грузовик, светофор, дорожный знак «Пешеходный переход».
- Картинка: Грузовик
- Картинки на мониторе компьютера: Знайка, велосипед, мотоцикл, легковой автомобиль, грузовой автомобиль, трамвай, поезд, метро, самолет, вертолет, воздушный шар, аэроплан, дельтаплан, ракета, теплоход, катер, лодка, яхта, парусник, баржа
- Аудиозапись « Поезд», «Долго шли мы», «Сюрприз», « До чего дошел прогресс», диск с записью караоке « Песенка паровозика »
- Раздаточный материал: Флажки зеленого и красного цветов, конверты с картинками транспорта, разрезанными на 4 части.
Лингвистический материал: Предметный словарь: транспорт, велосипед, мотоцикл, автобус, автомобиль, автомобиль, трамвай, поезд, метро, лодка, катер, яхта, баржа, парусник, теплоход, самолет, вертолет, ракета, шар, такси, таксист, велосипедист, мотоциклист, машинист, пилот, вагоновожатый, капитан, кабина, кузов, капот, бампер, зеркала, двери, колеса, баки, руль, сиденья, шасси, корпус, нос, хвост, иллюминаторы, турбины, крылья, вагоны, салон, дуги, поручни, светофор, переход
Глагольный словарь: проезжай,, проплывай, пролетай, выехал, поехал, подъехал, въехал, переехал, съехал, заехал, объехал
Словарь признаков: воздушный, водный, наземный , легковой, грузовой, пешеходный, бензиновые
Звуки: С, Ж
Ход занятия.
1. Орг. Момент.
Логопед: Ребята, сегодня у нас необычное занятие.
Сегодня мы с вами отправимся в путешествие.
Заходит Незнайка.
Незнайка: Куда, куда вы отправляетесь? И я хочу с вами.
Логопед: Незнайка мы отправляемся в путешествие, побываем на разных станциях и повторим разные виды транспорта. Знаешь ли ты какие-либо виды транспорта?
Незнайка: Знаю.
Логопед: Ребята, возьмем Незнайку с собой?
Дети: Да.
Логопед: Ребята, на чем можно путешествовать?
Дети: Путешествовать можно на самолете, вертолете, корабле, на поезде, на велосипеде…..
Логопед: Отгадайте загадку и вы узнаете на чем отправимся в путешествие мы.
Железные избушки
Прицеплены друг к дружке
Одна из них с трубой
Ведет всех за собой.
Дети: Это поезд.
Логопед: Правильно, мы с вами поедем на поезде. Построились вагончики.
Раз, два, три мы вагончики в пути.
Дети выстраиваются в шеренгу по одному. Включается аудиозапись «Поезд»
Логопед: Поехали.
Дети имитируют движения колес. Совершают вращательные движения руками, согнутыми в локтях.
Логопед: Стоп. Приехали.
Аудиозапись выключается.
2. Повторение приставочных глаголов
Логопед: Ребята, мы приехали на станцию « Автомобильная».
На станции этой машины, машины
Машины малютки, машины большие
У каждой машины дела и заботы
Машины выходят с утра на работу.
Жил на этой станции грузовик
Он работать на стройке привык
Ребята, сейчас я буду называть и показывать слова-действия, а вы запоминайте.
Однажды грузовик выехал из гаража и поехал по дороге, к мосту подъехал, на мост въехал, через речку переехал, с моста съехал, по дороге поехал, к дереву подъехал, дерево объехал, по тропинке поехал и в канаву заехал.
Ребята, я называла слова- действия. Они похожи, а начало слов разное ( въехал, съехал, выехал, переехал, заехал, поехал, объехал)
Незнайка: Повторите мне еще разок, а то я не запомнил.
Логопед: Ребята давайте еще раз покажем и повторим Незнайке слова-действия.
Логопед вызывает 2-их, 3-их детей по очереди. Ребенок показывает и называет слова –действия.
Логопед: Грузовик наш, грузовик
Он работать на стройке привык
Он кирпич возил и гравий
А сейчас застрял в канаве
Буксовал он, буксовал
Грузовик сигналит громко:
«У меня сейчас поломка»
3.Развитие речевого дыхания и голоса
Логопед: Ребята, покажите как буксует грузовик? Вдохните поглубже носом и повторяйте за мной.
Дети совершают вращательные движения руками, согнутыми в локтях перед грудью и произносят на одном выдохе звук Ж-Ж-Ж-Ж.
Логопед: Покажите , как сигналит грузовик? Вдохните поглубже и повторяйте за мной.
Дети имитируют нажатие на сигнальную кнопку грузовика ладонью и одновременно произносят на одном выдохе БИ-БИ-БИ-БИ
Раздается хлопок.
Незнайка: Что это за шум?
Логопед: Прокололась шина у грузовика. Накачаем шину , шину у машины.
Вдохнули поглубже и повторяйте за мной.
Дети имитируют накачивание насосом шины, совершают наклоны вперед с опусканием рук, ладони сжаты в кулаки и произносят на одном выдохе звук С-С-С-С-С-С-С
Логопед: Для того, чтобы машина была готова к работе нам нужно отправится в автомастерскую.
Незнайка: А я знаю, где находится автомастерская моих друзей Винтика и Шпунтика. Хотите я вас провиду к ним?
Дети : Да
Незнайка: Тогда постройтесь друг за другом и следуйте за мной.
- Игра малой подвижности « Светофор»
Незнайка и дети подходят к нарисованному пешеходному переходу.
Незнайка: Что такое на дороге
нарисовано вот тут?
Здесь не видны руки, ноги
А все зеброю зовут.
Логопед: Ребята, кто хочет ответить Незнайке?
Ребенок: Это пешеходный переход.
Логопед: Пешеход! Пешеход!
Помни ты про переход!
Подземный, наземный
Похожий на зебру.
Ребята кто нам поможет перейти дорогу?
Дети: Нас с тобой переведет пешеходный переход.
Логопед: Отгадав загадку , вы узнаете, кто же главный помощник на переходе через улицу.
У него глаза цветные
Не глаза, а три огня,
Он по очереди ими
Сверху смотрит на меня
Дети: Это светофор.
Логопед: Ребята, давайте отхлопаем слово светофор по слогам и скажем сколько слогов в слове светофор.
Ребенок: В слове светофор три слога.
Логопед: А сейчас , ребята мы повторим, что означат каждый сигнал светофора. Я начну предложение, а вы кончайте, хором , дружно отвечайте.
Если свет зажегся красный-
Дети: Значит двигаться опасно.
Логопед: Желтый свет-
Дети: Предупреждение - Жди сигнала для движения.
Логопед: Свет зеленый говорит:
Дети: Проходите, путь открыт.
Незнайка: Мне нужно это запомнить.
Логопед: Запоминай, Незнайка. А чтобы ты лучше запомнил, мы с ребятами поиграем в игру «Светофор»
Я буду показывать сигналы светофора, а вы будете совершать соответствующие движения на зеленый - идти на месте, на желтый - хлопать ладошками над головой, на красный – стоять смирно. Запомнили?
Дети: Да.
Логопед: Приготовились.
Логопед показывает сигналы, а дети совершают соответствующие движения.
Сигналы меняются неожиданно, через разные промежутки времени.
Логопед: Хорошо, вы знаете , что означает каждый сигнал. А теперь, посмотрите, зажегся зеленый свет. Можно идти по пешеходному переходу.
Дети проходят «зебру»
Логопед: Незнайка показывай дорогу.
Дети идут за Незнайкой и логопедом.
- Развитие целостного восприятия. Закрепление частей транспорта
Незнайка: А вот и автомастерская моих друзей. Нас встречают Винтик и Шпунтик.
Логопед: Для того чтобы, починить грузовик, нужно знать все части грузовика
Незнайка: А я знаю
Подходит к картинке и говорит неправильно.
Логопед: Ребята, давайте научим Незнайку. Назовем части грузовика. А ты Незнайка , запоминай. Кто знает части грузовика?
Вызывается к доске один ребенок, который показывает и называет части грузовой машины.
Незнайка: Да, да я запомнил. У моих друзей очень сложная работа.
Ребята, а вы не хотите помочь Винтику и Шпунтику принять участие в ремонте транспорта.
Логопед: Поможем друзьям Незнайки. Соберем разный транспорт из частей .
Перед каждым ребенком конверт с картинкой транспорта, разрезанный на четыре части.
Логопед: На счет раз открыли конверты, на счет два достали картинку, на счет три начали собирать картинку. Раз, два, три. Картинку собери.
Дети складывают целое из частей. Логопед спрашивает у каждого ребенка, что у него получилось. К какому виду транспорта принадлежит и просит назвать части.
Логопед: Молодцы, справились с заданием, помогли Винтику и Шпунтику.
Давайте отправимся дальше. Пересядем на машину.
Незнайка: Вокруг себя обернись и в машину превратись.
Дети держат воображаемый руль перед собой.
- Речь с движением.
Ехали мы, ехали ( дети ходят и вращают воображаемый руль
К мосту подъехали перед собой)
На мост въехали ( поднимают руки вверх и встают на носочки)
С моста съехали ( приседают)
Снова поехали (ходят и вращают воображаемый руль)
Ехали , ехали
К елке подъехали
Елку объехали ( совершают поворот вокруг своей оси)
И на остановку приехали.
- Дифференциация разных видов транспорта
Логопед: Ребята, мы приехали на остановку « Игровая». Сейчас мы можем немного поиграть , а заодно и вспомним, какие существуют виды транспорта.
Не толкаюсь, не кричу полукругом я встаю.
Игра « Регулировщики»
Незнайка: А кто такой регулировщик?
Логопед: Ребята, кто ответит Незнайке? Кто такой регулировщик?
Ребенок: Регулировщик- это человек, который регулирует уличное движение.
Логопед: Давайте представим, что мы регулировщики и регулируем движение разного вида транспорта. Смотрите для нас приготовлены флажки разного цвета.
Логопед и Незнайка раздают по два флажка (зеленый и красный) каждому ребенку.
Логопед: Внимание! Слушайте задание.
Я буду называть разные виды транспорта, а вы будете называть хором слова «проезжай, проплывай, пролетай», в зависимости от видов транспорта.
Если слово относится к водному транспорту, вы говорите проплывай и машете зеленым флажком, наземному – проезжай и машете зеленым флажком, воздушному- говорите –пролетай и тоже машете зеленым флажком. Если слово не относится к транспорту, то поднимаете красный флажок и говорите – стоп. Поняли задание?
Дети: Да.
Логопед: Приготовились.
Машина
Пешеход
Лодка
Ракета
Велосипед
Жук
Катер
Самолет
Птица
- Упражнения для развития общей и мелкой моторики.
Логопед: Вам понравилось играть в регулировщиков?
Дети: Да
Логопед: А у меня для вас есть еще игра. Садитесь на палас, на корточки. Сожмите кулачки. Поочередно разгибаем каждые палец на слова стихотворения.
Пальчиковая гимнастика
Логопед и дети говорят хором. Пальцы на обоих руках сжаты в кулак. Поочередно разгибают каждый палец на обоих руках под слова стихотворения.
Садись-ка, пальчик, в вертолет,
С тобой отправимся в полет
Сядем с этим мы в такси,
Он рад домой нас отвезти.
С тобой поедем мы в трамвае,
Тихонько песни напевая.
С этим пальчиком в ракете
Полетим к другой планете
Ну а с этим малышком
В зоопарк пойдем пешком.
Незнайка: А я предлагаю вам отдохнуть
Включается аудиозапись «Долго шли мы…»
Дети под слова песни идут шагом, бегут, имитируют полет самолета(бегут с расставленными в сторону руками), имитируют движение парохода( ладони соединяют лодочкой и совершают волнообразные движения руками), едут поездом, имитируя движение колес ( совершают круговые движения руками, согнутыми в локтях )
Логопед: Хорошо вы отдохнули.
Загорается лампочка.
Логопед: Ребята на пришло сообщение от Знайки. Рассаживайтесь полукругом на подушечках. Внимание, внимание учебное задание.
Внимательно смотрите на экран. Логопед комментирует картинки.
На мониторе компьютера появляются картинки наземного вида транспорта:
Велосипед, мотоцикл, легковой автомобиль, такси, грузовой автомобиль, автобус, трамвай, поезд.
Логопед: Знайка спрашивает, какой это вид транспорта?
Ребенок: Это наземный вид транспорта.
Логопед: Правильно
На мониторе появляется картинка метро.
Логопед: Какой это вид транспорта?
Ребенок: Это подземный вид транспорта.
Логопед: Правильно
На мониторе появляются картинки водного вида транспорта: лодка, катер, парусник, баржа, теплоход, яхта
Логопед: Знайка хочет знать, какой это вид транспорта.
Ребенок: Это водный вид транспорта.
Логопед: Молодец.
На мониторе появляются картинки воздушного вида транспорта: самолет, вертолет, ракета, дельтаплан, аэроплан, воздушный шар,
Логопед: Какой это вид транспорта
Ребенок: Это воздушный вид транспорта
Логопед: Молодцы ,ребята , все правильно угадали.
- Закрепление профессий на транспорте
Логопед: Внимание, внимание. Вот новое задание. Ребята, Знайка хочет проверить, знаете ли вы профессии на транспорте.
Смотрим внимательно, говорим старательно.
На мониторе появляется велосипед
Логопед: Кто управляет велосипедом?
Ребенок: Велосипедом управляет велосипедист.
На мониторе появляется мотоцикл
Логопед: Кто управляет мотоциклом?
Ребенок: Мотоциклом управляет мотоциклист
На мониторе появляется легковой автомобиль.
Логопед : Кто управляет легковым автомобилем?
Ребенок: Легковым автомобилем управляет шофер.
На мониторе появляется картинка такси
Логопед: Кто управляет такси?
Ребенок: Такси управляет таксист.
На мониторе появляется картинка поезд
Логопед: Кто управляет поездом?
Ребенок: Поездом управляет машинист.
На мониторе появляется картинка самолета
Логопед: Кто управляет самолетом?
Ребенок: Самолетом управляет пилот.
Логопед: Молодцы ребята, все правильно назвали. А ты, Незнайка, все запомнил?
Незнайка: Теперь я знаю какие есть виды транспорта и кто им управляет.
Спосибо, ребята, вы меня научили.
- Итог занятия
Логопед: Вот и подходит к концу наше путешествие. Вам понравилось путешествовать? Что вам понравилось?
Логопед дает дифференцированную оценку работы каждого ребенка.
Логопед: Ребята, давайте споем Незнайке нашу любимую песню.
Включается телевизор и караоке «Песенка Паровозика».Дети поют песню.
Незнайка: С вами было очень интересно путешествовать, и я многому научился. Я для вас приготовил сюрприз.
Включается аудиозапись «Сюрприз»
Незнайка достает шкатулку с угощениями и отдает логопеду. Мне пора возвращаться в сказку. До свидания. До скорых встреч.
Дети: До свидания.
Логопед: Нам пора возвращаться в детский сад. Попрощайтесь с нашими гостями .
Дети: До свидания
Логопед: Построились вагончики. Раз, два, три мы вагончики в пути. Поехали.
Включается аудиозапись «До чего дошел прогресс». Дети, построившись друг за другом, имитируют езду на поезде и заходят в спальню.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи. "Осень. Деревья."
Логопедическое занятие по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи. Фронтальное занятие для детей старшего дошкольного возраста....
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи."Праздник урожая.Овощи и фрукты."
Фронтальное логопедическое занятие по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи. Старший дошкольный возраст....
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи. "Сад.Фрукты.Ягоды.
Конспект фронтального логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....
Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР. Тематический цикл «Дом, квартира, мебель».
Конспект фронтального занятияпо формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР.Тематический цикл «Дом, квартира, мебель». Старшаяя...
Конспект открытого занятия по коррекции лексико – грамматического строя языка и развитию связной речи с детьми с ОНР III уровня II года обучения Тема: Сказочный вернисаж
Конспектоткрытого занятия по коррекции лексико – грамматического строя языка и развитию связной речи с детьми с ОНРIII уровня II года обучения Тема: Сказочный верниса...
Конспект логопедического занятия по формированию лексико - грамматической стороны речи по теме "Фрукты" с применением элементов песочной терапии.
Конспект логопедического занятия по формированию лексико - грамматической стороны речи по теме "Фрукты" с применением элементов песочной терапии....
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств речи и связной речи с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Птичий двор»
Занятие посвящено лексической теме "Домашние птицы"....