Рабочая программа по учебному предмету " Родная литература"
рабочая программа
Рабочая программа по учебному предмету «Родная литература » предназначена для учителей русского языка и литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_rodnoy_literature.docx | 108.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе следующего нормативно-правового и инструктивно-методического обеспечения:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования») с последующими изменениями от 29 декабря 2014 г., от 31 декабря 2015 г.;
- Примерная основная образовательная программа ООО, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
- Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса (Приказ Минобрнауки России от 04.10.2010 № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений»);
- Приказ Министерства просвещения РФ от 28.12. 2018 г. № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- Постановление Главного Государственного санитарного врача РФ « Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821 -10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189 (зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011г., регистрационный номер 19993);
- Основная образовательная программа ООО МКОУ «Черниченская ООШ»;
- Учебный план основного общего образования МКОУ «Черниченская ООШ;
- Положение « О рабочей программе педагога, реализующего ФГОС НОО и
ФГОС ООО»;
- Годовой календарный учебный график на текущий учебный год.
Срок реализации программы – 2 года.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Демонстрационное оборудование:
1. Видеофильмы, соответствующие тематике.
Технические средства обучения:
1. Классная доска.
2. Ноутбук.
Интернет – ресурсы:
http://www.gostei.ru/ - крупная онлайновая детская библиотека, которая содержит тексты программных произведений по литературе с 1 по 11 классы.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родная литература»
Личностные результаты.
Обучающийся научится:
- осознавать российскую гражданскую идентичность, свою этническую принадлежность, гуманистические, демократические и традиционные ценности многонационального российского общества; понимать историю, культуру своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; владеть языком своего народа; проявлять чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, ответственности и долга перед Родиной;
- ответственно относиться к учению; проявлять готовность и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- понимать определяющую роль литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;
- владеть социальными нормами, правилами поведения, ролями и формами социальной жизни в группах и сообществах;
- проявлять нравственные чувства и нравственное поведение, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;
- проявлять коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной и других видах деятельности;
- осознавать значение семьи в жизни человека и общества, принимать ценности семейной жизни, проявлять уважительное и заботливое отношение к членам семьи;
- проявлять эстетическое сознание через освоение художественного наследия родной русской литературы.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осознавать эстетическую ценность русской литературы;
- оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики; проявлять моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора.
Метапредметные результаты:
Познавательные.
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях (в тои числе Интернет), рекомендуемых учителем;
- смысловому чтению;
- осуществлять запись указанной учителем информации;
- применять знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебной литературе, для решения учебных и познавательных задач;
- строить сообщения в устной и письменной форме на указанную тему;
- находить в содружестве с одноклассниками разные способы решения учебной задачи;
- воспринимать смысл познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, поисковых систем, медиаресурсов;
- находить самостоятельно разные способы решения учебной задачи;
- осуществлять сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям;
- строить логическое рассуждение как связь суждений об объекте (явлении).
Регулятивные.
Обучающийся научится:
- самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
- самостоятельно планировать пути достижения целей;
- соотносить свои действия с планируемыми результатами, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- осуществлять контроль своей деятельности;
- определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- принимать решения в проблемных ситуациях;
- оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений (убедительно, ложно, истинно, существенно, не существенно).
Обучающийся получит возможность научиться:
- осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- владеть основами саморегуляции;
- осуществлять познавательную рефлексию.
Коммуникативные.
Обучающийся научится:
- организовывать деловое сотрудничество;
- аргументировать свою точку зрения;
- отображать в речи содержание совершаемых действий как в форме громкой, так и в форме внутренней речи;
- оформлять монологическое и диалогическое высказывание в соответствии с задачей коммуникации и требованиями речевого этикета.
Обучающийся получит возможность научиться:
- вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
- аргументировать свою позицию, владеть монологическими и диалогическими формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Предметные результаты изучения учебного предмета «Родная литература»:
Обучающийся научится:
- пониманию ключевых проблем изученных произведений древнерусской литературы, русской литературы XVIII века, русских писателей XIX – XX веков;
- пониманию связи литературных произведений с эпохой их написания;
- умению анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- определению в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, пониманию их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владению элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
- формированию собственного отношения к произведениям литературы, их оценке;
- интерпретации (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
- пониманию авторской позиции и выражению своего отношения к ней;
- восприятию на слух литературных произведений разных жанров, осмысленному чтению и адекватному восприятию;
- умению пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
- пониманию русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Обучающийся получит возможность научиться:
- приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы, сопоставлению их с духовно-нравственными ценностями других народов;
- оценивать содержание художественного произведения на основе личностных ценностей.
Содержание учебного предмета «Родная литература »
5 класс (35ч)
Введение (1 час)
Роль книги в духовной жизни человека и общества. Русская литература как нравственный ориентир и основа нравственной памяти.
Русский фольклор (4 часа)
Русские пословицы и поговорки.
Толкование русских пословиц. Вариативность пословиц и поговорок. Пословицы и пословично-поговорочные выражения в художественном тексте. Словари и сборники пословиц и поговорок.
Сказки «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо», «Ворона и рак», «Солдатская шинель». Нравоучительный и философский характер русских народных сказок. Сюжет в волшебной сказке. Типы сказочных персонажей. Народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.
Теория литературы: пословицы, поговорки; антитеза, антонимы, иносказание. Типы сказок (о животных, волшебные, бытовые). Особенности сказок (присказка, зачин, повтор, концовка, постоянные эпитеты, сравнения и др.). Сказочный персонаж, типы сказочных персонажей. Образы животных.
Развитие речи: работа со словарями, составление словарной статьи, сказывание сказки, сочинение собственной сказки.
Возможные виды внеурочной деятельности: вечер сказок, «Своя игра» по теме «Русский фольклор» или «Русские сказки».
Краеведение: народная сказка в Курской области.
Связь с другими искусствами: кинофильмы и мультипликационные фильмы по мотивам сказочных сюжетов.
Литературная сказка (3 часа)
В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке», «О четырёх глухих»; Л.Н. Толстой «Работник Емельян и пустой барабан»; А.Н. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино» (1-2 по выбору). Отличие литературной сказки от сказок народных. Отражение нравственных ценностей русского народа в литературной сказке.
Теория литературы: литературная сказка, её отличие от фольклорной сказки.
Развитие речи: отзыв о самостоятельно прочитанной литературной сказке, сочинение собственной сказки.
Древнерусская литература (2 часа)
Из «Повести временных лет». Выбор веры. Похвала учению книжному. Завещание Ярослава Мудрого сыновьям. Поучительный характер древнерусской литературы; мудрость, преемственность поколений, любовь к родине, твёрдость духа, религиозность.
Домострой. Как детям почитать и беречь отца и мать, и повиноваться им, и утешать их во всём. «Домострой» как памятник русской литературы XVI века, сборником правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи.
Теория литературы: жанры древнерусской литературы (летописание, похвала, поучение).
Развитие речи: пересказ текстов древнерусской литературы.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.
Русская басня (3 часа)
Русские басни. Русские баснописцы XVIII века. Пороки, недостатки, ум, глупость, хитрость, невежество, самонадеянность; просвещение и невежество – основные темы басен. Русская басня в XX веке.
В.К. Тредиаковский. Краткие сведения о писателе. Басни «Ворон и Лиса», «Петух и жемчужина».
М.В. Ломоносов. Краткие сведения о писателе. Басня «Лишь только дневной шум замолк».
А.П. Сумароков. Краткие сведения о писателе. Басни «Ворона и Лиса», «Волк и Ягнёнок».
И.А. Крылов. Краткие сведения о писателе. Басни «Ворона и Лисица», «Волк на псарне», «Демьянова уха», «Свинья под дубом» и другие по выбору. Тематика басен И.А. Крылова. Образный мир басен.
С.В. Михалков. Басни: «Грибы», «Зеркало» и другие по выбору. Тематика, проблематика.
Теория литературы: басенный сюжет; мораль, аллегория, сравнение, гипербола.
Развитие речи: чтение наизусть, чтение по ролям, инсценирование басни.
Возможные виды внеурочной деятельности: конкурс на лучшую инсценировку басни.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, мультипликационные фильмы по басням И.А. Крылова.
Литература XIX века (12 часов)
К.Ф. Рылеев. «Иван Сусанин». Историческая основа произведения. Особенности жанра. Композиция думы. Роль пейзажа в произведении. Иван Сусанин – идеал человека, верного Родине и народу.
Теория литературы: дума как жанр литературы, монолог героя, лирическое начало, ораторский стиль (риторические вопросы, восклицания, обращения).
Развитие речи: выразительное чтение.
Связь с другими искусствами: прослушивание фрагментов оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин» («Жизнь за царя»).
Е.А. Баратынский. «Водопад». Звуковые образы стихотворения. Композиционные особенности. Состояние души лирического героя.
Теория литературы: звукопись, рефрен.
Развитие речи: выразительное чтение.
Возможные виды внеурочной деятельности: литературная гостиная по творчеству поэта.
А.С. Пушкин. «Выстрел». История создания повести. Месть и преодоление желания мстить через осознание важности человеческой жизни.
Теория литературы: повесть как жанр литературы, сюжет, конфликт.
Развитие речи: краткий пересказ, словесное рисование.
Связь с другими искусствами: просмотр фрагментов художественного фильма «Выстрел» (1966 г., СССР, режиссёр Наум Трахтенберг).
А.В. Кольцов. «Урожай». Традиции народной песни в творчестве А.В. Кольцова. Связь человека и природы в стихотворении. Ритмические особенности.
Теория литературы: эпитет, олицетворение, инверсия, архаичная лексика, рифма, стихотворный размер (хорей).
Развитие речи: выразительное чтение.
Возможные виды внеурочной деятельности: литературная гостиная по творчеству поэта.
Связь с другими искусствами: прослушивание песен и романсов на стихи А.В. Кольцова (романс А. Даргомыжского «Не скажу никому», песня А. Гурилева «Не шуми ты, рожь..», песня "Не весна" композитора Евгения Доги).
Н.А. Некрасов. «Накануне светлого праздника». Композиция стихотворения. Особенности повествования. Пейзаж. Любовь и уважение поэта к простому рабочему человеку.
Теория литературы: эпитет, инверсия, диалог, характеристика-портрет, речевая характеристика.
Развитие речи: выразительное чтение.
Краеведение: страницы устного журнала о Н.А. Некрасова («Грешнево – Карабиха»).
Связь с другими искусствами: репродукция картины «Канун Пасхи» Б. М. Кустодиева.
Д.В. Григорович. «Гуттаперчевый мальчик». Жанр произведения. Проблематика повести и специфика композиции. Характер героев и способ повествования. Лексические особенности произведения.
Теория литературы: повесть как жанр литературы, сюжетная линия.
Развитие речи: краткий и подробный пересказ.
И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе. Особенности жанра. Философский смысл стихотворений. (1-2 по выбору).
Теория литературы: стихотворение в прозе как жанр литературы.
Развитие речи: выразительное чтение наизусть.
И.С. Никитин. «Утро», «Пахарь». Фольклорные традиции в творчестве поэта. Композиция стихотворений, роль пейзажа. Отношение автора к родной природе и судьбе соотечественников.
Теория литературы: эпитет, олицетворение, метафора, инверсия, анафора.
Развитие речи: выразительное чтение наизусть.
Краеведение: виртуальная экскурсия в дом-музей И.С.Никитина в г. Воронеже (http://muzeinikitin.vzh.ru/vtour/nikitin/index.html).
Я.П. Полонский. «Утро». Особенности композиции. Рифма и ритмика стихотворения.
Теория литературы: эпитет, метафора, сравнение.
Развитие речи: выразительное чтение наизусть.
Возможные виды внеурочной деятельности: литературная гостиная по творчеству поэта.
А.Н. Майков. «Весна», «Осенние листья по ветру кружат…». Стихотворение «Весна» как пример жизнеутверждающей лирики поэта; средства создания образа весны. Роль антитезы в стихотворениях. Философский смысл лирики.
Теория литературы: эпитет, метафора, олицетворение, стихотворный размер.
Развитие речи: выразительное чтение наизусть.
Н.С. Лесков. «Привидение в Инженерном замке. Из кадетских воспоминаний». История создания рассказа. Проблема совести в рассказе. Сюжет и композиция. Герои и образы. Художественное своеобразие.
Теория литературы: рассказ как жанр литературы, «святочный» рассказ.
Развитие речи: цитатная характеристика персонажей.
Краеведение: заочная экскурсия в дом-музей писателя в Орле (http://turgenevmus.ru/dom-muzej-n-s-leskova/).
Литература XX века (8 часов)
А.И. Куприн. «Чудесный доктор». Тема милосердия, человеколюбия, доброты в творчестве писателя. История создания произведения. Контраст как основа композиции. Смысл названия.
Теория литературы: рассказ, композиция (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка), контраст, реализм.
Развитие речи: краткий пересказ, дискуссия.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями к рассказу художника Г. Мазурина.
И.А. Бунин. «Шире, грудь, распахнись…», «Деревенский нищий», «Затишье», «Высоко полный месяц стоит…», «Помню – долгий зимний вечер…». Красота родной природы в стихотворениях И.А. Бунина. Переживания поэта о судьбе России.
Теория литературы: строфа, рифма, эпитет, метафора.
Развитие речи: выразительное чтение.
Возможные виды внеурочной деятельности: поэтический вечер.
Краеведение: заочная экскурсия в дом-музей И. А. Бунина в Ельце, в Орле, в Ефремове http://www.bunin.org.ru/museum/museum-bunin-elets.htm;
И.С. Соколов-Микитов. Краткий рассказ о писателе. «Петька», «Медведь-провожатый». Природа и человек в рассказах.
Теория литературы: рассказ как жанр литературы.
Развитие речи: пересказ.
Е.И. Носов. «Варька» как рассказ о любви к окружающему миру, ко всему живому, к людям.
Теория литературы: рассказ как жанр литературы.
Развитие речи: рассказ о герое по плану, краткий выборочный пересказ.
Связь с другими искусствами: художественный короткометражный фильм «Варька» 1971 год, СССР, режиссёр Танасис Папастергиу.
В.П. Астафьев. «Зачем я убил коростеля?». Смысл названия рассказа. Проблема жестокости и ответственности за свои поступки. «Белогрудка». Отношение человека к природе. Призыв писателя к милосердию, бережному и трепетному отношению ко всему живому на земле (1 рассказ по выбору).
Теория литературы: рассказ, завязка, кульминация, развязка.
Развитие речи: различные виды чтения, письменный отзыв об эпизоде.
Связь с другими искусствами: выставка-конкурс рисунков учащихся.
Ю.Я. Яковлев. (1-2 рассказа по выбору). Поиски правды героями Ю. Яковлева в рассказе «А Воробьёв стекло не выбивал».
Рассказ «Багульник». Что позволяет человеку «раскрыться», «распуститься», подобно багульнику?
Рассказ «Реликвия». Как сохранить память о войне?
Теория литературы: композиция, рассказ, завязка, кульминация, развязка.
Развитие речи: выборочный пересказ, характеристика персонажей, письменный отзыв об эпизоде, сочинение-письмо с фронта.
К.М. Симонов. Краткий рассказ о писателе, поэте. «Майор привёз мальчишку на лафете…». История создания стихотворения. Мотив детства, загубленного жестокой и беспощадной войной. Призыв К.М. Симонова к защите родной земли.
Теория литературы: композиция, монолог, эпитет, метафора, рифма, стихотворный размер.
Развитие речи: выразительное чтение.
Связь с другими искусствами: телевизионная программа «Послушаем вместе» https://www.youtube.com/watch?v=yH9IxKnwwzg или «Стихи о войне»
https://www.youtube.com/watch?v=QgMqbQfvX68
А.И. Приставкин. «Портрет отца», «Фотографии». Тема военного детства и сиротства в произведениях писателя.
Теория литературы: композиция, (завязка, кульминация, развязка).
Развитие речи: выразительное чтение, характеристика персонажа.
Связь с другими искусствами: просмотр эпизодов советского фильма «Ночевала тучка золотая…» – экранизации одноимённой повести Анатолия Приставкина (в 1989 г., Центральная киностудия детских и юношеских фильмов им. М.Горького, режиссёр Суламбек Мамилов).
Современная литература (2 часа)
Людмила Улицкая. Тема послевоенного детства и сиротства в рассказе «Капустное чудо».
Теория литературы: рассказ как жанр литературы, композиция (завязка, кульминация, развязка).
Развитие речи: выборочный пересказ, словесный портрет, характеристика персонажа, цитатный план.
6 класс (35ч)
Введение (1 час)
Связь литературы с историей, философией, психологией. Образ человека в литературном произведении
Русский фольклор (2 часа)
Песни «Ивушка», «Ходила младёшенька по борочку…», «Казаки и Меншиков», «Плач по Петре I», «Ты, детинушка, сиротинушка...», «Вниз по матушке по Волге…» и другие по выбору.
Отражение в народных песнях быта, традиций, обрядов, национального характера. Виды песен (хороводные, лирические, исторические, календарные, обрядовые и другие). Повествовательное и лирическое начала в народной песне.
Былины «Святогор и Илья Муромец», «Рождение богатыря» и другие.
Воплощение в образе богатыря национального характера и нравственных достоинств. Прославление силы, мужества, справедливости, бескорыстного служения Отечеству.
Теория литературы: народная песня, былина, гипербола.
Развитие речи: выразительное чтение.
Возможные виды внеурочной деятельности: работа над проектом «Русские колыбельные песни», составление сборника.
Связь с другими искусствами: «Богатырская симфония» А.П. Бородина.
Древнерусская литература (3 часа)
Из «Хождения за три моря» Афанасия Никитина. Памятник литературы в форме путевых записей (жанр «хождения»).
«Житие Александра Невского» – первое русское житие князя-воина. Единство князя и народа. Своеобразие жанра. Черты воинской повести в произведении.
Теория литературы: жанры древнерусской литературы («хождение», житие, воинская повесть).
Развитие речи: пересказ текстов древнерусской литературы.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.
Литература XVIII века (1 час)
Г.Р. Державин «Лебедь». История создания стихотворения. Торжественность слога. Размышления о судьбе творца.
Теория литературы: жанр оды, эпитет, метафора, двусложные размеры стиха (ямб).
Развитие речи: выразительное чтение наизусть.
Литература XIX века (7 часов)
К.Н. Батюшков. «На развалинах замка в Швеции». Героико-историческая тематика в творчестве поэта. Противопоставление героической мощи старины мелочным, ничтожным масштабам настоящего. Способы выражения чувств лирического героя.
Теория литературы: лирический герой, эпитет, метафора, оксюморон, инверсия.
Развитие речи: выразительное чтение.
Возможные виды внеурочной деятельности: литературная гостиная по творчеству поэта.
Д.В. Давыдов. Краткий рассказ о поэте. Отечественная война 1812 года глазами её участника. Стихотворение «Партизан».
Теория литературы: эпитет, сравнение.
Развитие речи: выразительное чтение.
Связь с другими искусствами: «Поэт, гусар и партизан Денис Давыдов в кругу однополчан». Художник – Е. Демаков. Источник – golos-epokhi.ru
Ф.Н. Глинка. Краткий рассказ о поэте. Философский смысл стихотворений «Луна», «Утро вечера мудренее». Стихотворение «Москва» как образец патриотической лирики. Особенности композиции. Отношение автора к российской столице.
Теория литературы: художественная идея, размер, рифма, стопа, риторический вопрос.
Развитие речи: выразительное чтение.
Е.А. Баратынский. «Родина». История создания стихотворения. Состояние души лирического героя. Лексические и синтаксические особенности стихотворения.
Теория литературы: художественная идея, риторическое обращение, анафора.
Развитие речи: выразительное чтение.
Возможные виды внеурочной деятельности: литературная гостиная по творчеству поэта.
Л.Н. Толстой. «Хаджи-Мурат». Историческая основа повести. Сюжет и композиция. Герои и образы. Художественное своеобразие. Отношение автора к главному герою.
Теория литературы: повесть как жанр литературы, портрет.
Развитие речи: цитатная характеристика персонажей.
Краеведение: заочная экскурсия в дом-музей писателя в Ясной Поляне.
Связь с другими искусствами: экранизации повести («Белый дьявол» (1930), берлинские студии УФА. Реж. Александр Волков, в гл. роли Иван Мозжухин; «Хаджи-Мурат — белый дьявол» (Agi Murad il diavolo bianco),1959, Италия, Югославия, режиссёр Риккардо Фреда, в гл. роли Стив Ривз; «Хаджи-Мурат»,1968, Турция, в главной роли Гюнейт Аркин).
Литература XX века (15 часов)
К.Г. Паустовский. Проблема уважения к родной земле в рассказе «Бакенщик».
Теория литературы: рассказ как жанр литературы, художественная идея.
Развитие речи: дискуссия, характеристика персонажа.
М.М. Зощенко. «Монтёр». Два конфликта в рассказе. Своеобразие темы «маленького человека» в творчестве М.М. Зощенко. Художественное своеобразие рассказа. Приёмы создания комического.
Теория литературы: юмор, сатира.
Развитие речи: дискуссия, характеристика персонажа.
И.С. Шмелёв. Краткий рассказ о писателе. «Чувство слова» И.С. Шмелёва. Главы из романа «Лето Господне». Идеализацией православных начал русской жизни (1-2 главы по выбору).
Теория литературы: роман как жанр литературы, художественная идея.
Развитие речи: различные виды пересказа, дискуссия, анализ эпизода.
Возможные виды внеурочной деятельности: работа над проектом «Виртуальный музей И.С. Шмелёва».
В.К. Железников. «Чудак из 6 «Б». Проблема самостоятельности, ответственности, умения признавать свои ошибки. Доброта и отзывчивость главного героя.
Теория литературы: повесть как жанр литературы, юмор.
Развитие речи: различные виды пересказа, дискуссия, анализ эпизода.
А.А. Лиханов. Краткий рассказ о писателе. Повесть о военном детстве «Последние холода». Драматизм событий. Автобиографичность и психологизм произведения. Проблема сохранения памяти о войне.
Теория литературы: автобиографичность, психологизм.
Развитие речи: разные виды пересказа, анализ эпизода.
Н.А. Заболоцкий. «Уступи мне, скворец, уголок…»: история создания стихотворения, эмоциональное состояние лирического героя, связь внутреннего мира человека с окружающим миром. «О красоте человеческих лиц»: отражение в лице человека его души.
Теория литературы: трёхсложные размеры стиха (амфибрахий, анапест), стопа, строфа.
Развитие речи: выразительное чтение наизусть.
В.П. Астафьев. Краткий рассказ о писателе. Единство человека и природы в рассказе «Деревья растут для всех».
Теория литературы: художественная идея.
Развитие речи: сжатый пересказ, цитатный план.
А.Г. Алексин. История о мечтах, разрушенных войной, в рассказе «Домашнее сочинение». Значение поступка главного героя. Смысл финала рассказа. Проблема выражения благодарности в воспоминаниях А.Г. Алексина («Я прихожу к маме…»)
Теория литературы: кольцевая композиция, художественная идея.
Развитие речи: письменный отзыв об эпизоде.
Е.И. Носов. Краткий рассказ о писателе. Особенности прозы Е.И. Носова. Доброта и жестокость людей в рассказе «Алюминиевое солнце». Смысл названия рассказа. Способы характеристики персонажа.
Теория литературы: композиция, диалектизм, фразеологизм, художественная идея.
Развитие речи: сжатый пересказ, анализ эпизода, цитатный план.
Связь с другими искусствами: знакомство с Памятником Евгению Носову в Курске, (скульптор В. Бартенев).
Василий Гроссман. «Собака». Историческая основа рассказа. Взаимоотношения человека и собаки.
Теория литературы: рассказ, композиция, (завязка, кульминация, развязка).
Развитие речи: различные виды пересказа, письменный отзыв об эпизоде.
Связь с другими искусствами: заочное знакомство с памятниками собакам-космонавтам в России (памятник Лайке в Москве на Петровско-Разумовской аллее, мемориальная доска на здании лаборатории ГНИИИ ВМ, где готовили Лайку к полету, Лайка на монументе в честь покорителей космоса на ВДНХ в Москве и другие http://erudit-menu.ru/plugins/dif_news/dif_news.php?0.view.897
Современная литература (6 часов)
Людмила Улицкая. Нравственная красота человека в рассказе «Счастливый случай». Материнская любовь и мудрость в рассказе «Бумажная победа».
Теория литературы: рассказ как жанр литературы, композиция (завязка, кульминация, развязка), художественная идея.
Развитие речи: выборочный пересказ, словесный портрет, характеристика персонажа, цитатный план.
Владислав Отрошенко. Краткий рассказ о писателе. Повесть в рассказах «Двор прадеда Гриши». Образ повествователя. Юмор в повести.
Теория литературы: повесть в рассказах, юмор, ирония.
Развитие речи: выборочный пересказ, словесный портрет, характеристика персонажа.
Возможные виды внеурочной деятельности: конкурс на лучшую иллюстрацию к повести.
Борис Минаев. Краткий рассказ о писателе. Восприятие окружающего мира ребёнком в романе «Детство Лёвы». Проблема взросления в романе «Гений дзюдо». Главы «Эра телевидения», «Брат» и другие по выбору.
Теория литературы: роман в новеллах.
Развитие речи: выборочный пересказ, словесный портрет, характеристика персонажа.
Возможные виды внеурочной деятельности: конкурс на лучшую иллюстрацию к произведениям Б. Минаева.
9 класс (68ч)
ВВЕДЕНИЕ (1час)
«Любите читать!» (Д.С. Лихачёв)
Чтение – способ интеллектуального развития. Литература – колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Литература делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей.
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2 часа)
«Житие Сергия Радонежского». Житийный жанр в древнерусской литературе. Историческая основа «Жития Сергия Радонежского». Сергий Радонежский – воплощение национального нравственного идеала, олицетворение Святой Руси.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (1 час)
И. П. Богданович. Обзор жизни и творчества. Отрывки из повести «Душенька».
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (5 часов)
И.С.Тургенев. Слово о писателе. Повесть «Вешние воды». История любви. Светлые воспоминания на склоне жизни. Характеры героев повести.
А.А.Фет.Рассказ «Кактус». Сюжет. Герои.
ИЗ РУССКОЙ ПРОЗЫ XX ВЕКА (23 часа)
М. Горький. Слово о писателе. «Песня о Соколе». Своеобразие композиции. Художественные особенности «Песни…»
К.Г.Паустовский. Рассказ «Телеграмма». Композиция рассказа. Нравственные проблемы. Авторская позиция. Роль пейзажа. Смысл названия.
В.П.Астафьев. «Рукавички», «Рукой согретый хлеб» (из книги «Затеси»). Лирическая миниатюра. Нравственный выбор. Человек на войне. Личные переживания героя-рассказчика.
А.С.Грин. Слово о писателе. Рассказ «Зелёная лампа». Сюжет, композиция. Характеры героев. Смысл названия.
Ю.К.Олеша. «Друзья». Кого можно назвать настоящим другом.
Ю.П. Казаков«Запах хлеба». Память о близких людях. Проблема утраты связи с отчим домом.
В.А. Каверин. «Два капитана». Приключенческий роман. Настойчивость и целеустремлённость главного героя в достижении мечты. Нравственные проблемы в романе.
Ю.М. Нагибин. «Старая черепаха». Сюжет рассказа, герои. Проблема ответственности.
А.Г.Алексин. «А тем временем где-то». Сюжет повести, главные герои. Желание юного героя понять себя и окружающих. Проблема выбора.
Г. Н. Щербакова. «Вам и не снилось». История о первой любви. Проблема взаимоотношения подростков друг с другом, родителей с детьми. Смысл названия повести.
ИЗ РУССКОЙ ПОЭЗИИ (3 часа)
Стихи о маме (Э. Асадов «Письмо с фронта», А. Прокофьев «Мама», Ж. Баринова «Чтобы жить без тревог и печали», Е. Трутнева «Мама» и др.) ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА
В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (15 часов)
Н. Н. Сидоренко. Стихи. «Память», «Костры не гаснут», «Открой глаза на белый свет», «Белым-бело».
Стихи поэтов-фронтовиков. Героизм, патриотизм, трудности военных лет, чувство скорбной памяти и чувство любви к Родине в стихотворениях о войне.
А. Сурков «Утро победы»
Н. Ушаков «Накануне»
А. Фатьянов «Где же вы теперь, друзья-однополчане»?
Ю. Друнина «Зинка», «Я только раз видала рукопашный…»
А. Межиров «Человек живёт на белом свете» и др.
К. М. Симонов.«Свеча». Человеколюбие, уважение к людям другой национальности, сострадание, гуманистическая идея рассказа. Материнская любовь не знает национальности.
«Третий адъютант». Смелость и трусость, уверенность в победе, героизм.
А.Н. Толстой. «Русский характер». Черты характера русского человека. Скромность, сдержанность главного героя. Образ рассказчика.
К.Д. Воробьев. «Седой тополь». Борьба за жизнь в лагере военнопленных. Судьба главного героя. Образы-символы.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ КУРСКОГО КРАЯ (6 часов)
Ю.Асмолов. Стихотворения «Русский лес», «Встреча с детством», «Март», «Выйду я во поле к ветру бездомнику…» и др. Природа. Детство. Родной край.
В.Еськов. «Куряния моя». Курск и курский край.
В.Шеховцов. «О Родине с любовью и тревогой». Стихотворения по выбору учителя и учащихся.
ИЗ СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XXI ВЕКА (12 часов)
А.Костюнин. «Поводырь». Рассказ о слепом учителе.
Л. Улицкая. «Детство сорок девять». Книга о послевоенном детстве.
О.Павлова. «Гришка». Герои рассказа. Сопереживание. Милосердие. Волонтерство.
Место учебного предмета в учебном плане
Примерный учебный план основного общего образования предусматривает обязательное изучение предмета «Родная литература» на уровне основного общего образования в объеме 70 ч, в том числе:
- в 6 классе - 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю: 1ч из часов обязательной части учебного плана и 1 ч из части, формируемой участниками образовательных отношений. Учебный план школы на 2019 - 2020 учебный год отводит на изучение учебного предмета «Родная литература» в 6 классе 70 часов (2 часа в неделю).
Примерный учебный план основного общего образования предусматривает обязательное изучение предмета «Родная литература» на уровне основного общего образования в объеме 68 ч, в том числе:
- в 9 классе - 68 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю из часов обязательной части учебного плана. Учебный план школы на 2019 - 2020 учебный год отводит на изучение учебного предмета «Родная литература» в 9 классе 68 часов (2 часа в неделю).
Внесенные изменения в авторскую программу
- 6 класс - реализуется в полном объёме, добавлено количество часов в разделах:
«Введение» - 1 ч,
«Русский фольклор» - 4 ч,
«Древнерусская литература» - 2 ч,
«Литература XIX века» - 12 ч,
«Литература XX века» - 8 ч,
«Современная литература» - 2 ч.
Добавлены разделы «Литературная сказка» (3ч), « Русская басня» (3ч).
- 9 класс - реализуется в полном объёме, без изменений.
Учебно-тематическое планирование 6 класс
№ п/п | Раздел программы | Общее количество часов | В том числе |
Письменная работа | |||
1 | Введение | 2 | |
2 | Русский фольклор | 6 | 1 |
3 | Литературная сказка | 3 | |
4 | Древнерусская литература | 5 | 1 |
5 | Литература XVIII века | 1 | |
6 | Русская басня | 3 | |
7 | Литература XIX века | 19 | 2 |
8 | Литература XX века | 23 | 1 |
9 | Современная литература | 8 | 1 |
10 | Итого: | 70 | 6 |
Учебно-тематическое планирование 9 класс
№ п/п | Раздел программы | Общее количество часов | В том числе |
Письменная работа | |||
1. | Введение | 1 | |
2. | Из древнерусской литературы | 2 | |
3. | Из литературы XVIII века | 1 | |
4 | Из русской литературы XIX века | 5 | 1 |
5 | Из русской прозы XX века | 23 | 2 |
6 | Из русской поэзии | 3 | |
7 | Великая Отечественная война в русской литературе | 15 | 1 |
8 | Из литературы Курского края | 6 | |
9 | Из современной русской литературы XXI века | 12 | |
10 | Итого: | 68 | 4 |
Календарно - тематическое планирование уроков родной литературы в 6 классе
№ п/п | № урока по теме | Тема урока | Характеристика основных видов деятельности обучающихся (на уровне учебных действий) | Домашнее задание | Дата проведения | |||||||||
План | Факт | |||||||||||||
I четверть | ||||||||||||||
Введение ( 2 ч) | ||||||||||||||
1 | 1 | Правила по ТБ при работе в кабинете. Русская литература как нравственный ориентир и основа нравственной памяти | Понимать значение книги,ее роль в жизни человека и общества, особенности родной литературы как учебного предмета и как нравственный ориентир и основа нравственной памяти. | тезисы в тетради | 06.09 | |||||||||
2 | Связь литературы с историей, философией, психологией. Образ человека в литературном произведении | Выявлять связь литературы с историей, философией, психологией, характеризовать образ человека в литературном произведении. | тезисы в тетради | 07.09 | ||||||||||
Русский фольклор ( 6 ч) | 13.09 | |||||||||||||
3 | 1 | Русские пословицы и поговорки | Формулировать определение пословицы, поговорки; понимать язык произведений УНТ (сжатость и мудрость народной речи), многозначность смысла пословиц и поговорок, объяснять прямой и аллегорический смысл пословиц. | записать поговорки и пословицы своего края | 13.09 | |||||||||
4 | 2 | Сказка «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо». Сюжет в волшебной сказке. Типы сказочных персонажей | Понимать ключевые проблемы изученных произведений русского фольклора; владеть литературоведческими терминами «сказка», «типы сказок», «образы животных», «сюжет», «композиция сказки», характеризовать героев. | краткий пересказ | 14.09 | |||||||||
5 | 3 | Народные представления о справедливости, добре и зле в сказках «Ворона и рак», «Солдатская шинель» | Понимать ключевые проблемы изученных произведений русского фольклора; владеть литературоведческими терминами «сказка», «типы сказок», «образы животных», «композиция сказки». Выявлять нравоучительный и философский характер русских народных сказок. | творческое задание-сочинение собственной сказки | 20.09 | |||||||||
6 | 4 | Развитие речи. Сочинение собственной сказки в стиле русских народных сказок | Создавать письменные монологические высказывания в стиле русских народных сказок. | читать русские народные песни | 21.09 | |||||||||
7 | 5 | Анализ сочинения. Песни «Ивушка», «Плач по Петре I», «Ты, детинушка, сиротинушка», «Вниз по матушке по Волге» | Понимать ключевые проблемы изученных произведений русского фольклора. Выявлять характер русских народных песен. | чит. былину | 27.09 | |||||||||
8 | 6 | Былины «Святогор и Илья Муромец», «Рождение богатыря». Воплощение в образе богатыря национального характера и нравственных достоинств | Понимать ключевые проблемы изученных произведений русского фольклора. Выявлять характер русских былин. | чит.былину | 28.09 | |||||||||
Литературная сказка (3 ч) | ||||||||||||||
9 | 1 | А.Н. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Отличие литературной сказки от сказок народных | Анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров. | чит.сказку | 04.10 | |||||||||
10 | 2 | А.Н. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Отражение нравственных ценностей русского народа в литературной сказке | Понимать и формулировать тему, идею; проблематику повести и композицию, характеризовать героев. | чит.сказку | 05.10 | |||||||||
11 | 3 | Развитие речи. Отзыв о самостоятельно прочитанной литературной сказке | Создавать письменные монологические высказывания в стиле отзыва о самостоятельно прочитанной литературной сказке. | чит. главы «Повести временных лет» | 11.10 | |||||||||
Древнерусская литература (5 ч) | ||||||||||||||
12 | 1 | Из «Повести временных лет». Похвала учению книжному. Завещание Ярослава Мудрого сыновьям | Осознанно воспринимать и понимать древнерусский текст; уметь анализировать текст, выбирать ключевые слова, сравнивать древнерусский язык и современный русский язык; понимать связь литературных произведений с эпохой их написания. | анализ завещания Ярослава Мудрого | 12.10 | |||||||||
13 | 2 | «Домострой» как памятник русской литературы XVI века | Понимать ключевые проблемы изученных произведений древнерусской литературы; владеть литературоведческим термином «летопись». Выявлять, как детям почитать и беречь отца и мать, и повиноваться им, и утешать их во всём. | чит. летопись | 18.10 | |||||||||
14 | 3 | Из «Хождения за три моря» Афанасия Никитина. Памятник литературы в форме путевых записей | Понимать ключевые проблемы изученных произведений , создавать устные монологические высказывания разного типа. Выявлять особенности жанра, композицию хождения как жанра, проблематику. | краткий пересказ | 19.10 | |||||||||
15 | 4 | Развитие речи. Сочинение в стиле древнерусской литературы «Один день из моей школьной жизни» | Создавать письменные монологические высказывания в стиле древнерусской литературы. | чит. «Житие…» | 25.10 | |||||||||
16 | 5 | Анализ сочинения. «Житие Александра Невского» – первое русское житие князя-воина | Понимать ключевые проблемы изученных произведений , создавать устные монологические высказывания разного типа. Выявлять особенности жанра, композицию жития как жанра, проблематику. | сост. харак теристику героя | 26.10 | |||||||||
2 четверть Литература XVIII века (1ч) | ||||||||||||||
17 | 1 | Г.Р. Державин «Лебедь». Размышления о судьбе творца | Анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров. | читать басни | 08.11 | |||||||||
Русская басня (3 ч) | ||||||||||||||
18 | 1 | Русские басни В.К. Тредиаковского, М.В. Ломоносова, А.П. Сумарокова | Анализировать басню, доказывать особенности басни, объяснять отличие басни от сказки. |
подгот. выр.чт. понр.басни | 09.11 | |||||||||
19 | 2 | И.А.Крылов. Тематика и образный мир басен И.А. Крылова | Владеть литературоведческими терминами «гипербола», «аллегория»; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения. | подгот. выр.чт. понр.басни | 15.11 | |||||||||
20 | 3 | С.В. Михалков. Басни: «Грибы», «Зеркало». Тематика, проблематика | Владеть литературоведческими терминами «гипербола», «аллегория»; понимать авторскую позицию и своё отношение к ней; осмысленно читать и адекватно воспринимать образную природу литературы как явления словесного искусства. | подгот. выр.чт. понр.басни | 16.11 | |||||||||
Литература XIX века (19 ч) | ||||||||||||||
21 | 1 | К.Ф. Рылеев. «Иван Сусанин». Иван Сусанин – идеал человека, верного Родине и народу | Понимать ключевые проблемы изученных произведений русских писателей XIX века; создавать устные монологические высказывания разного типа. Выявлять особенности жанра, композицию думы, роль пейзажа в произведении. | сост.харак теристику героя | 22.11 | |||||||||
22 | 2 | Е.А. Баратынский. «Водопад». Композиционные особенности. Состояние души лирического героя | Выразительно читать стихотворение, определять композиционные особенности произведения, состояние души лирического героя, стихотворный размер, способы рифмовки, виды рифм. | выраз.чит. стих. | 23.11 | |||||||||
23 | 3 | А.С. Пушкин. «Выстрел». Месть и преодоление желания мстить через осознание важности человеческой жизни | Определять в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка. Выявлять историю создания повести, ее проблематику, характеризовать героев. | анализ понрав. эпизода | 29.11 | |||||||||
24 | 4 | А.В. Кольцов. «Урожай». Связь человека и природы в стихотворении | Формулировать определение жанра произведения; определять стихотворный размер, способы рифмовки, виды рифм, ритм, выявлять традиции народной песни. | выр. чтение стих. | 30.11 | |||||||||
25 | 5 | Н.А. Некрасов. «Накануне светлого праздника». Любовь и уважение поэта к простому рабочему человеку | Формулировать определение жанра произведения; определять композицию, стихотворный размер, способы рифмовки, виды рифм, ритм, выявлять проблематику стихотворения. | чит. «Гуттапер чивый мальчик» | 06.12 | |||||||||
26 | 6 | Д.В. Григорович. «Гуттаперчевый мальчик». Проблематика повести и специфика композиции | Анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею; проблематику повести и композицию, характеризовать героев. | сост. характеристику героя | 07.12 | |||||||||
27 | 7 | И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе. Особенности жанра. Философский смысл стихотворений | Понимать ключевые проблемы изученных произведений, их связь с эпохой написания и нравственными ценностями, подбирать ключевые слова и сочетания для рассказа о писателе. | выраз.чит. стихи в прозе | 13.12 | |||||||||
28 | 8 | И.С. Никитин. «Утро», «Пахарь». Фольклорные традиции в творчестве поэта | Анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров. | выраз.чит. стихи | 14.12 | |||||||||
29 | 9 | Я.П. Полонский. «Утро». Особенности композиции. Рифма и ритмика стихотворения | Формулировать определение жанра произведения; определять композицию, стихотворный размер, способы рифмовки, виды рифм, ритм, выявлять проблематику стихотворения. | выраз.чит. стих. | 20.12 | |||||||||
30 | 10 | А.Н. Майков. «Весна», «Осенние листья по ветру кружат…» | Формулировать определение жанра произведения; определять композицию, стихотворный размер, способы рифмовки, виды рифм, ритм, выявлять проблематику стихотворения. | подг. к контр.работе | 21.12 | |||||||||
31 | 11 | Контрольная работа по теме «Литература XIX века» | Выявлять качество знаний по теме «Литература XIX века». | читать «Привиде ние в Инженер ном замке» | 27.12 | |||||||||
32 | 12 | Анализ контрольной работы. Н.С. Лесков. «Привидение в Инженерном замке. Из кадетских воспоминаний». Проблема совести в рассказе | Характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; владеть литературоведческими терминами, пересказывать прозаические отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста. | читать «На развалинах замка в Швеции» | 28.12 | |||||||||
3 четверть | ||||||||||||||
33 | 13 | К.Н. Батюшков. «На развалинах замка в Швеции» | Анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров. | Анализ понр.эпизода | 17.01 | |||||||||
34 | 14 | Д.В. Давыдов. Отечественная война 1812 года глазами её участника. Стихотворение «Партизан» | Формулировать определение жанра произведения; определять композицию, стихотворный размер, способы рифмовки, виды рифм, ритм, выявлять проблематику стихотворения. | выраз.чит. стих. | 18.01 | |||||||||
35 | 15 | Ф.Н. Глинка. Философский смысл стихотворений «Луна», «Утро вечера мудренее». Стихотворение «Москва» как образец патриотической лирики | Формулировать определение жанра произведения; определять композицию, стихотворный размер, способы рифмовки, виды рифм, ритм, выявлять проблематику стихотворения. | выраз.чит. стихи | 24.01 | |||||||||
36 | 16 | Е.А. Баратынский. «Родина». История создания стихотворения. Состояние души лирического героя | Формулировать определение жанра произведения; определять композицию, стихотворный размер, способы рифмовки, виды рифм, ритм, выявлять проблематику стихотворения. | выраз.чит. стих. | 25.01 | |||||||||
37 | 17 | Л.Н. Толстой. «Хаджи-Мурат». Историческая основа повести. Сюжет и композиция | Анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров. | чит. повесть | 31.01 | |||||||||
38 | 18 | Л.Н. Толстой. «Хаджи-Мурат». Герои и образы. Художественное своеобразие. Отношение автора к главному герою | Анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров. | подготов.к контр.работе | 01.02 | |||||||||
39 | 19 | Контрольная работа по теме «Литература XVIII-XIX веков» | Выявлять качество знаний по теме «Литература XVIII-XIX веков». | чит. «Чудесный доктор» | 07.02 | |||||||||
Литература XX века ( 23 ч) | ||||||||||||||
40 | 1 | Анализ контрольной работы. А.И. Куприн. «Чудесный доктор». Тема милосердия, человеколюбия, доброты | Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения. Владеть литературоведческими терминами «герой», «персонаж», «повествователь»; понимать и формулировать тему, идею и нравственный пафос литературного произведения. | тест | 08.02 | |||||||||
41 | 2 | И.А. Бунин. «Шире, грудь, распахнись…», «Деревенский нищий», «Затишье», «Высоко полный месяц стоит…», «Помню – долгий зимний вечер…» | Выразительно читать стихотворения, определять роль эпитетов и метафор в создании словесной картины, оценивать отношение поэтов, художников к природе. | выуч стих. ( по выбору) | 14.02 | |||||||||
42 | 3 | И.С. Соколов-Микитов. «Петька», «Медведь-провожатый». Природа и человек в рассказах | Владеть литературоведческими терминами «герой», «персонаж», «повествователь»; понимать и формулировать тему, идею и нравственный пафос литературного произведения. | пересказ понр. рассказа | 15.02 | |||||||||
43 | 4 | Е.И. Носов. «Варька» как рассказ о любви к окружающему миру, ко всему живому, к людям | Владеть литературоведческими терминами «герой», «персонаж», «повествователь»; понимать и формулировать тему, идею и нравственный пафос литературного произведения. | тест | 21.02 | |||||||||
44 | 5 | В.П. Астафьев. «Зачем я убил коростеля?». Проблема жестокости и ответственности за свои поступки | Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, идейно-эмоциональное содержание. | тест | 22.02 | |||||||||
45 | 6 | Ю.Я. Яковлев. Поиски правды героями Ю. Яковлева в рассказе «А Воробьёв стекло не выбивал» | Пересказывать прозаические произведения или их фрагменты; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; владеть литературоведческими терминами «рассказ», «характеристика персонажа», «портрет». | выр. чт. фрагмента рассказа | 28.02 | |||||||||
46 | 7 | К.М. Симонов. «Майор привёз мальчишку на лафете…». Призыв поэта к защите родной земли | Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения. Составлять словарь для характеристики предметов и явлений; давать характеристику герою. | выраз.чит. стих. | 29.02 | |||||||||
47 | 8 | А.И. Приставкин. «Портрет отца», «Фотографии». Тема военного детства и сиротства в произведениях писателя | Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения. Составлять словарь для характеристики предметов и явлений; давать характеристику герою. | художест-венный пересказ | 06.03 | |||||||||
48 | 9 | К.Г. Паустовский. Проблема уважения к родной земле в рассказе «Бакенщик» | Пересказывать прозаические произведения или их фрагменты; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; владеть литературоведческими терминами «рассказ», «характеристика персонажа», «портрет». | анализ рассказа | 07.03 | |||||||||
49 | 10 | М.М. Зощенко. «Монтёр». Художественное своеобразие рассказа. Приёмы создания комического | Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, идейно-эмоциональное содержание. | анализ рассказа | 13.03 | |||||||||
50 | 11 | И.С. Шмелёв. Главы из романа «Лето Господне». Идеализацией православных начал русской жизни | Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения. Пересказывать прозаические произведения или их фрагменты; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту. | художест-венный пересказ | 14.03 | |||||||||
51 | 12 | И.С. Шмелёв. Главы из романа «Лето Господне». Художественная идея романа | Характеризовать сюжет произведения, его тематику, идейно-эмоциональное содержание. | художест-венный пересказ | 20.03 | |||||||||
52 | 13 | В.К. Железников. «Чудак из 6 «Б». Проблема самостоятельности, ответственности, умения признавать свои ошибки | Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, идейно-эмоциональное содержание. | чит. повесть | 21.03 | |||||||||
4 четверть | ||||||||||||||
53 | 14 | В.К. Железников. «Чудак из 6 «Б». Доброта и отзывчивость главного героя | Составлять словарь для характеристики предметов и явлений; давать характеристику герою. | анализ повести | 03.04 | |||||||||
54 | 15 | А.А. Лиханов. Повесть о военном детстве «Последние холода». Автобиографичность и психологизм произведения | Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения. Владеть литературоведческими терминами «герой», «персонаж», «повествователь». | чит. повесть | 04.04 | |||||||||
55 | 16 | А.А. Лиханов. Повесть о военном детстве «Последние холода» | Понимать и формулировать тему, идею и нравственный пафос литературного произведения. | анализ повести | 10.04 | |||||||||
56 | 17 | Н.А. Заболоцкий. «Уступи мне, скворец, уголок…», «О красоте человеческих лиц» | Выразительно читать стихотворения, определять роль эпитетов и метафор в создании словесной картины, оценивать отношение поэтов, художников к природе. | выраз.чит. стихи | 11.04 | |||||||||
57 | 18 | В.П. Астафьев. Единство человека и природы в рассказе «Деревья растут для всех» | Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения. Владеть литературоведческими терминами «герой», «персонаж», «повествователь». Понимать и формулировать тему, идею и нравственный пафос литературного произведения. | анализ рассказа | 17.04 | |||||||||
58 | 19 | А.Г. Алексин. История о мечтах, разрушенных войной, в рассказе «Домашнее сочинение» | Составлять словарь для характеристики предметов и явлений; давать характеристику герою. | анализ рассказа | 18.04 | |||||||||
59 | 20 | Проблема выражения благодарности в воспоминаниях А.Г. Алексина («Я прихожу к маме…») | Понимать и формулировать тему, идею и нравственный пафос литературного произведения. | кр.пересказ | 18.04 | |||||||||
60 | 21 | Е.И. Носов. Доброта и жестокость людей в рассказе «Алюминиевое солнце» | Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения. Владеть литературоведческими терминами «герой», «персонаж», «повествователь». Понимать и формулировать тему, идею и нравственный пафос литературного произведения. | анализ рассказа | 24.04 | |||||||||
61 | 22 | Василий Гроссман. «Собака». Историческая основа рассказа. Взаимоотношения человека и собаки | Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения. Владеть литературоведческими терминами «герой», «персонаж», «повествователь». Понимать и формулировать тему, идею и нравственный пафос литературного произведения. | анализ рассказа | 25.04 | |||||||||
62 | 23 | Развитие речи. Сочинение-отзыв об одном из произведений литературы XX века | Создавать письменные монологические высказывания в стиле отзыва об одном из произведений литературы XX века. | чит.рассказ « Капустное чудо» | 02.05 | |||||||||
Современная литература (8 ч) | ||||||||||||||
63 | 1 | Анализ сочинения. Людмила Улицкая. Тема послевоенного детства и сиротства в рассказе «Капустное чудо» | Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведений, участвовать в диалоге, анализировать литературное произведение. | анализ рассказа | 08.05 | |||||||||
64 | 2 | Людмила Улицкая. Нравственная красота человека в рассказе «Счастливый случай» | Понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, анализировать литературное произведение. | анализ рассказа | 15.05 | |||||||||
65 | 3 | Людмила Улицкая. Материнская любовь и мудрость в рассказе «Бумажная победа» | Понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, анализировать литературное произведение. | выборочный пересказ | 15.05 | |||||||||
66 | 4 | Владислав Отрошенко. Повесть в рассказах «Двор прадеда Гриши». Образ повествователя | Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения. Владеть литературоведческими терминами «герой», «персонаж», «повествователь». Понимать и формулировать тему, идею и нравственный пафос литературного произведения. | выборочный пересказ | 16.05 | |||||||||
67 | 5 | Борис Минаев. Восприятие окружающего мира ребёнком в романе «Детство Лёвы» | Понимать и формулировать тему, идею и нравственный пафос литературного произведения. | характеристика персонажа | 22.05 | |||||||||
68 | 6 | Борис Минаев. Проблема взросления в романе «Гений дзюдо» (глава «Брат» и другие по выбору) | Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения. Владеть литературоведческими терминами «герой», «персонаж», «повествователь». | характеристика персонажа | 23.05 | |||||||||
69 | 7 | Контрольная работа по теме «Русская литература» | Выявлять качество знаний по теме «Русская литература». | проиллюстрировать понр. произв. | 29.05 | |||||||||
70 | 8 | Анализ контрольной работы. Итоговый урок за курс 6 класса | Выявлять уровень знаний за курс 6 класса. | рекомендации для летнего чтения | 30.05 |
Календарно-тематическое планирование уроков родной литературы в 9 классе
№ п/п | № урока по теме | Тема урока | Характеристика основных видов деятельности обучающихся (на уровне учебных действий) | Домашнее задание | Дата проведения | |||||||||
План | Факт | |||||||||||||
I четверть | ||||||||||||||
Введение ( 1ч) | ||||||||||||||
1 | 1 | Правила по ТБ при работе в кабинете. Введение. Любите читать! | Понимать ключевые проблемы изученных произведений, связи литературных произведений с эпохой их написания, приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы. | читать «Житие… » | 04.09 | |||||||||
Из древнерусской литературы (2 ч) | ||||||||||||||
2 | 1 | Житийный жанр в древнерусской литературе. «Житие Сергия Радонежского» | Давать жанровую характеристику изучаемого литературного произведения. Читать выразительно фрагменты произведений древнерусской литературы. | анализ «Жития..» | 07.09 | |||||||||
3 | 2 | Сергий Радонежский – воплощение национального нравственного идеала, олицетворение Святой Руси | Читать осознанно художественное произведение, эмоционально откликаться на прочитанное, выражать личное читательское отношение к прочитанному. | обзор жизни И. П. Богданови ча | 11.09 | |||||||||
Из литературы XVIII века (1 час) | ||||||||||||||
4 | 1 | И. П. Богданович. Обзор жизни и творчества. Отрывки из повести «Душенька» | Оценивать содержание художественного произведения на основе личностных ценностей. | краткий пересказ | 14.09 | |||||||||
Из русской литературы XIX века (5 часов) | ||||||||||||||
5 | 1 | История любви в повести И.С.Тургенева «Вешние воды» | Анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров. | чит. повесть | 18.09 | |||||||||
6 | 2 | Характеры героев повести И.С.Тургенева «Вешние воды» | Понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения. | сост. характеристику героев | 21.09 | |||||||||
7 | 3 | Характеристика литературного героя (по повести И.Тургенева «Вешние воды») | Характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений. | творческая работа « Жизнь и творчество А.А.Фета» | 25.09 | |||||||||
8 | 4 | А.А.Фет. Рассказ «Кактус» | Понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения. | подг.к письменной работе | 28.09 | |||||||||
9 | 5 | Письменная работа «Мой Фет» | Создавать письменные высказывания по заданной теме. | творческая работа « Жизнь и творчество М.Горького» | 02.10 | |||||||||
Из русской прозы XX века (23 часа) | ||||||||||||||
10 | 1 | М.Горький. «Песня о Соколе». Своеобразие композиции. Художествен ные особенности | Анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров. | чит. рассказ «Телеграмма» | 05.10 | |||||||||
11 | 2 | Нравственные проблемы рассказа К.Г.Паустовского «Телеграмма» | Понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения. | краткий пересказ | 09.10 | |||||||||
12 | 3 | Тема одиночества в рассказе «Телеграмма». Роль детали в раскрытии темы | Характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений. | чит. рассказ «Рукавички» | 12.10 | |||||||||
13 | 4 | В.П. Астафьев. «Рукавички», «Рукой согретый хлеб» (из книги «Затеси»). Личные переживания героя-рассказчика | Определять в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимать их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения . | краткий пересказ | 16.10 | |||||||||
14 | 5 | А.С.Грин. Рассказ «Зелёная лампа» | Понимать авторскую позицию и выражать свое отношение к ней. | подг.к письменной работе | 19.10 | |||||||||
15 | 6 | Письменная работа «Размышляя над прочитанным» | Оценивать содержание художественного произведения на основе личностных ценностей. | чит. рассказ «Друзья» | 23.10 | |||||||||
16 | 7 | А.С.Грин. «Зелёная лампа». Характеры героев. Смысл названия | Понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения. Характеризовать героев. | сост. характеристику героев | 26.10 | |||||||||
2 четверть | ||||||||||||||
17 | 8 | Ю.К.Олеша «Друзья». Тема дружбы | Определять в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимать их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения. | сост. характеристику героев | 06.11 | |||||||||
18 | 9 | Проблема утраты связи с отчим домом в рассказе Ю.П. Казакова «Запах хлеба» | Понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения. Характеризовать героев. | чит. рассказ «Два капитана» | 09.11 | |||||||||
19 | 10 | В.А. Каверин «Два капитана» | Понимать авторскую позицию и выражать свое отношение к ней. | чит. рассказ «Два капитана» | 13.11 | |||||||||
20 | 11 | Приключенческое начало в романе В.А. Каверина «Два капитана» | Анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров. | чит. рассказ «Два капитана» | 16.11 | |||||||||
21 | 12 | Настойчивость и целеустремлённость главного героя в достижении мечты в романе В.А. Каверина «Два капитана» | Понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения. | чит. рассказ «Два капитана» | 20.11 | |||||||||
22 | 13 | В.А. Каверин «Два капитана». Друзья и единомышленники героя | Характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений. | чит. рассказ «Два капитана» | 23.11 | |||||||||
23 | 14 | «Бороться и искать, найти и не сдаваться». В.А. Каверин «Два капитана» | Определять в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимать их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения . | сост.характери- стику героев | 27.11 | |||||||||
24 | 15 | Ю. Нагибин «Старая черепаха». Что такое ответствен -ность? | Характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений | краткий пересказ | 30.11 | |||||||||
25 | 16 | А.Алексин «А тем временем где-то». Сюжет. Герои | Понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения. Характеризовать героев. | чит. повесть | 04.12 | |||||||||
26 | 17 | Нравственные уроки (по повести А.Алексина «А тем временем где-то») | Понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения. | творческая работа по повести | 07.12 | |||||||||
27 | 18 | Письменная работа «Размышляя над прочитанным» | Оценивать содержание художественного произведения на основе личностных ценностей. | подг.к письменной работе | 11.12 | |||||||||
28 | 19 | Г. Н. Щербакова. «Вам и не снилось». История о первой любви | Определять в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимать их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения . | чит. повесть | 14.12 | |||||||||
29 | 20 | Проблема взаимоотношения подростков в повести Г.Н. Щербаковой «Вам и не снилось» | Характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений. | сост. характеристику героев | 18.12 | |||||||||
30 | 21 | Взаимоотношения родителей и детей в повести Г. Н. Щербаковой «Вам и не снилось» | Понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения. | творческая работа по повести | 21.12 | |||||||||
31 | 22 | Литература и кино. Экранизация повести | Оценивать содержание художественного произведения на основе личностных ценностей. | сост. вопросы для обсуждения фильма | 25.12 | |||||||||
32 | 23 | Литература и кино. Обсуждение фильма | Оценивать содержание художественного произведения на основе личностных ценностей. | читать стихи о маме | 28.12 | |||||||||
3 четверть Из русской поэзии (3 часа) | ||||||||||||||
33 | 1 | Стихи о маме (Э. Асадов «Письмо с фронта», А. Прокофьев «Мама», Ж. Баринова «Чтобы жить без тревог и печали», Е. Трутнева «Мама») | Понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения. | выуч любимое стихотворение о маме | 15.01 | |||||||||
34 | 2 | Моё любимое стихотворение о маме | Оценивать содержание художественного произведения на основе личностных ценностей. | анализ стихотворения о маме | 18.01 | |||||||||
35 | 3 | Учимся анализировать стихотворение | Анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров. Владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения.
| творческая работа « Жизнь и творчество Н.Сидоренко» | 22.01 | |||||||||
Великая Отечественная война в русской литературе (15 часов) | ||||||||||||||
36 | 1 | Великая Отечественная война в творчестве Н. Сидоренко | Понимать русское слово в его эстетической функции, роль изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений. | чит.стихи о войне | 25.01 | |||||||||
37 | 2 | Любовь к родине в стихах поэтов-фронтовиков. А.Сурков «Утро победы»; Н. Ушаков «Накануне» | Владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения. | чит.стихи о войне | 29.01 | |||||||||
38 | 3 | Тема героизма и подвига в стихах Ю. Друниной «Зинка», «Я только раз видала рукопашный…» и А. Межирова «Человек живёт на белом свете» | Формировать собственное отношение к произведениям литературы, их оценке. | анализ стихов о войне | 01.02 | |||||||||
39 | 4 | Тема памяти в творчестве поэтов-фронтовиков. А. Фатьянов «Где же вы теперь, друзья-однополчане?» | Понимать русское слово в его эстетической функции, роль изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений. | выуч. стихи о войне | 05.02 | |||||||||
40 | 5 | «Помним! Гордимся!» (читаем наизусть стихи о Великой Отечественной войне) | Формировать собственное отношение к произведениям литературы, их оценке. | творческая работа « Жизнь и творчество К.М.Симонова» | 08.02 | |||||||||
41 | 6 | Гуманистическая направленность рассказа К. М. Симонова «Свеча» | Владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения. | анализ рассказа | 12.02 | |||||||||
42 | 7 | Материнская любовь не знает национальности. (По рассказу К. Симонова «Свеча») | Пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста. | чит .рассказ «Третий адъютант» | 15.02 | |||||||||
43 | 8 | «Смелого пуля боится…» Рассказ К.Симонова «Третий адъютант» | Отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог. | подг. к письменной работе | 19.02 | |||||||||
44 | 9 | Письменная работа «Что такое смелость?» | Оценивать содержание художественного произведения на основе личностных ценностей. | творческая работа « Жизнь и творчество А.Н.Толстого» | 22.02 | |||||||||
45 | 10 | А. Н. Толстой «Русский характер». Черты характера русского человека | Понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения. | чит. рассказ | 26.02 | |||||||||
46 | 11 | Герои рассказа А. Н. Толстого «Русский характер» | Отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог. | сост. характеристику героев | 29.02 | |||||||||
47 | 12 | К.Д. Воробьев «Седой тополь». Борьба за жизнь в лагере военнопленных | Анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров. | чит. рассказ | 04.03 | |||||||||
48 | 13 | Судьба главного героя в рассказе «Седой тополь». Образы-символы | Понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения. | подг. к письменной работе | 07.03 | |||||||||
49 | 14 | Письменная работа «Размышляя о прочитанном» | Оценивать содержание художественного произведения на основе личностных ценностей. | Творческая работа по литературе ХХ века | 11.03 | |||||||||
50 | 15 | Проблемы и уроки литературы ХХ века | Отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог. | чит.стихи о родном крае | 14.03 | |||||||||
Из литературы Курского края (6 часов) | ||||||||||||||
51 | 1 | Стихотворения Ю.Асмолова о детстве и родном крае | Понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения. | выраз. чит. стихи | 18.03 | |||||||||
52 | 2 | В.Еськов «Куряния моя» | Понимать русское слово в его эстетической функции, роль изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений. | выраз. чит. стихи | 21.03 | |||||||||
4 четверть | ||||||||||||||
53 | 3 | В.Шеховцов «О Родине с любовью и тревогой» | Понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения. | выраз. чит. стихи | 01.04 | |||||||||
54 | 4 | Учимся анализировать стихотворение | Анализировать стихотворения по плану. | анализ стихотворения о родном крае | 04.04 | |||||||||
55 | 5 | Литературная гостиная «Край родной…» | Формировать собственное отношение к произведениям литературы, их оценке. | творческая работа « Писатели Конышевского района» | 08.04 | |||||||||
56 | 6 | Заочная экскурсия в Литературный музей города Курска | Приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы, сопоставлению их с духовно-нравственными ценностями других народов. | чит. рассказ « Поводырь» | 11.04 | |||||||||
Из современной русской литературы XXI века (12 часов) | ||||||||||||||
57 | 1 | А.Костюнин. «Поводырь» - рассказ о «светлом человеке» | Анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров. | анализ рассказа | 15.04 | |||||||||
58 | 2 | «Учатся у тех, кого любят» (Гёте). Проблематика рассказа А.Костюнина «Поводырь» | Понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения. Характеризовать героев. | написать отзыв о рассказе | 18.04 | |||||||||
59 | 3 | Отзыв о рассказе А.Костюнина «Поводырь» | Формировать собственное отношение к произведениям литературы, их оценке. | творческая работа « Жизнь и творчество Л.Улицкой» | 22.04 | |||||||||
60 | 4 | Л. Улицкая «Детство сорок девять» | Анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров. | читать книгу | 25.04 | |||||||||
61 | 5 | Книга Л.Улицкой о послевоенном детстве | Понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения. Характеризовать героев. | написать отзыв | 29.04 | |||||||||
62 | 6 | Отзыв о книге Л.Улицкой о послевоенном детстве | Формировать собственное отношение к произведениям литературы, их оценке. | сочинить рассказ о детстве | 02.05 | |||||||||
63 | 7 | Детство – прекрасная пора | Понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения. Характеризовать героев. | читать рассказ « Гришка» | 06.05 | |||||||||
64 | 8 | «Никто и никогда не исчезнет насовсем...». О.Павлова «Гришка» | Понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения. Характеризовать героев. | написать отзыв | 13.05 | |||||||||
65 | 9 | Отзыв о рассказе О.Павловой «Гришка» | Формировать собственное отношение к произведениям литературы, их оценке. | подготовить презентацию «По страницам прочитанных книг» | 13.05 | |||||||||
66 | 10 | Путешествие «По страницам прочитанных книг» | Приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы, сопоставлению их с духовно-нравственными ценностями других народов. | подготовиться к викторине | 16.05 | |||||||||
67 | 11 | Литературная викторина | Понимать русское слово в его эстетической функции, роль изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений. | письменная работа « Размышления о прочитанном» | 20.03 | |||||||||
68 | 12 | Итоговый урок за курс 9 класса | Формировать собственное отношение к произведениям литературы, их оценке. | Без задания | 23.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по учебному предмету « Родная литература» 6 класс
Учебный предмет «Родная (русская) литература» как часть образовательной области «Родной язык и литература» тесно связан с предметом «Родной язык». Родная лите...
Рабочая программа по учебному предмету « Родная литература» 7 класс
Объект изучения в учебном процессе − литературное произведение в его жанрово-родовой и историко-культурной специфике.Постижение произведения происходит в процессе системной деятельности школьник...
Рабочая программа по учебному предмету « Родная литература» 8 класс
Учебный предмет «Родная (русская) литература» как часть образовательной области «Родной язык и литература» тесно связан с предметом «Родной язык». Родная литература...
Рабочая программа по учебному предмету "Родная литература" 5-9 классы
Рабоча программа по учебному предмету "Родная литература"....
Рабочая программа по учебному предмету "Родная литература (русская) 8-9 классы"
Рабочая программа по учебному предмету "Родная литература (русская) 8-9 классы". Структура: планируемые результаты, содержание , тематическое планирование...
Календарно-тематическое планирование к рабочей программе по учебному предмету «Родная литература» 6 класс
Календарно-тематическое планирование к рабочей программе по учебному предмету «Родная литература» 6 класс...
Календарно-тематическое планирование к рабочей программе по учебному предмету «Родная литература (русская)»
Календарно-тематическое планирование к рабочей программе по учебному предмету «Родная литература (русская)» ФГОС (уровень основного общего образования) 6 «Г» класс Базовый уров...