Рабочая программа по учебному предмету "Родная литература" 5-9 классы
рабочая программа

Рощупкина Татьяна Григорьевна

Рабоча программа по учебному предмету "Родная литература".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_rodnoy_literature_9_klass.docx81.91 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\Титульники\Обрезанные титульники\родная литература 5-9.JPG

Пояснительная записка

Рабочая программа по  родной (русской) литературе  для  9 класса   разработана на основе следующих документов:

- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012  №273 –ФЗ,

-федерального государственного  образовательного стандарта основного общего образования ( 2010г),

-Учебного плана МОУ «Безлепкинская основная общеобразовательная школа»

-  федерального перечня учебников;

-  Положения  о структуре, порядке разработки и утверждения  рабочих программах по  учебным предметам, курсам  МОУ  «Безлепкинская основная общеобразовательная школа»). 

Литература – учебный предмет, направленный на получение знаний о литературных произведениях,  освоение общекультурных навыков чтения, восприятия и понимания текстов родной литературы,  развитие образного, ассоциативного и логического мышления. Знакомство с произведениями словесного искусства нашей страны расширяет представления обучающихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала  России. Через литературу  передаются от поколения к поколению нравственные и эстетические традиции родной (русской) культуры.

Стратегическая цель изучения литературы – формирование потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия и понимания литературных текстов.

Главными целями изучения предмета «Родная (русская) литература» являются:

 • формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

 • развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

 • постижение  произведений отечественной литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства русского слова, связи искусства с жизнью;

 • поэтапное, последовательное формирование умений вдумчиво читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

 • овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в произведении, и создание собственного текста;

• овладение важнейшими общеучебными умениями: формулировать цели деятельности, выдвигать гипотезу исседования, планировать свою деятельность, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет.

Основными задачами изучения предмета «Родная (русская) литература» являются:

  • воспитать духовно-развитую личность, способную к культурной самоидентификации, обладающую гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
  • воспитать любовь к родной (русской) литературе и культуре, формировать потребность в систематическом чтении книг, в том числе курских писателей;
  • формировать умения воспринимать, анализировать, критически оценивать прочитанное, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера;
  • осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении,  на уровне интеллектуального осмысления;
  • овладевать умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по краеведению, теории и истории литературы, многоаспектного диалога с автором произведения, с разнообразными читательскими позициями;
  • развивать коммуникативно-эстетические способности через активизацию речи, исследовательскую и творческую рефлексии.

Общая характеристика учебного курса

ФГОС ООО признает приоритетной духовно-нравственную ценность литературы для школьника – будущего гражданина своей страны, любящего свой народ и уважающего его традиции, язык и культуру.

Изучение родной литературы играет ведущую роль в процессах воспитания личности, развития ее нравственных качеств и творческих способностей, в сохранении и развитии национальных традиций и исторической преемственности поколений.

Родная литература как культурный символ России, высшая форма существования российской духовности и языка в качестве школьного предмета посредством воздействия на эстетические чувства воспитывает в человеке патриотизм, чувства исторической памяти, принадлежности к культуре, народу и всему человечеству.

Содержание программы каждого класса включает в себя произведения (или фрагменты из произведений) родной литературы, помогающие школьнику осмыслить её непреходящую историко-культурную и нравственно-ценностную роль.

Критерии отбора художественных произведений для изучения: высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, культурно-исторические традиции.

Место  учебного предмета в учебном плане.

Учебный план предусматривает обязательное изучение родной (русской)литературы   в 9 классе  в объёме 2 часа в неделю, всего за год- 66 часов.

 Планируемые результаты изучения учебного предмета

Программа по родной( русской)литературе  позволяет добиться  следующих результатов освоения образовательной программы :

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Родная (русская) литература», являются:

  • совершенствование духовно-нравственных качеств личности;
  • воспитание российской гражданской идентичности, чувства любви к  Отечеству, сознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры русского народа, курского края, основ культурного наследия;
  • усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей  российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  • формирование потребности в систематическом чтении; установления поля читательских ассоциаций, отбор произведений для чтения;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации: словарей, энциклопедий, Интернет-ресурсов; применение ИКТ-технологий;
  • осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной учебной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов.

Метапредметными  результатами изучения предмета «Родная (русская) литература» в основной школе являются следующие:

  • самостоятельное формирование действий целеполагания,  постановка и формулирование для себя новых задач в учебе и познавательной деятельности,  контроль и оценивание своих действий, внесение соответствующих корректив в их выполнение; ведущим способом решения  является формирование способности к проектированию;
  • самостоятельное планирование пути достижения целей, в том числе альтернативных;
  • соотнесение своих действий с планируемыми результатами, осуществление контроля своей деятельности в процессе достижения результата;
  • умение  устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;  определять причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
  • умение  организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; строить многоаспектный диалог;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационнно-коммуникационных  технологий: умение  работать с разными источниками информации, в том числе ИКТ, анализировать, использовать полученные данные в самостоятельной деятельности;
  • понимание родной (русской) литературы как одной из основных национальных культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни.

Предметными  результатами выпускников основной школы являются  следующие:

1) в познавательной сфере:

 •   понимание ключевых проблем изученных произведений родной (русской) литературы;

 • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

 • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

 • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

 • владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

 2) в ценностно-ориентационной сфере:

 • приобщение к духовно-нравственным ценностям родной (русской) литературы, в том числе краеведческой;

 • формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

 • собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

 • понимание авторской позиции и выражение своего отношения к ней;

3) в коммуникативной сфере:

 • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

 • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

 • написание  творческих работ на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, создание проектов;

 4) в эстетической сфере:

 • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса. 

 Содержание учебного предмета (66 часов)

ВВЕДЕНИЕ

 «Край родной, навек любимый…». Знакомство с содержательной основой  курса «Родная (русская) литература. История отечественной литературы как отражение особенностей культурно-исторического развития нации. Своеобразие литературных эпох.  

Опорные понятия: историко-литературный процесс, литературное направление, «сквозные» темы и мотивы.

Развитие речи: оформление тезисов.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

           Жанровое и тематическое своеобразие древнерусской литературы.

 Агиография. «Житие Феодосия Печерского» (фрагменты). Путь от инока до игумена. Нравственные основы жизни святого.

        Опорные понятия: житийный жанр, агиография.

Краеведение: страницы биографии Феодосия Печерского, связанные с Курском.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ  XVI ВЕКА  

        «Повесть о Петре и Февронии Муромских» Ермолая-Еразма как гимн супружеской любви и верности. Жанровый синтез жития и сказочно-беллетристической повести. Сюжет и композиция.

        Опорные понятия:  сказочно-беллетристическая повесть, сюжет, композиция.

        Метапредметная связь: творческая работа – создание тематической странички  календаря: «8 июля – День  семьи, любви и верности. Праздник в моей семье».

Творческий индивидуальный проект: «Путешествие в Муром»

        Начало книгопечатания на Руси. 

Вклад Ивана Фёдорова в развитие грамоты и книгопечатания.

Первая печатная книга «Апостол».

Первая  печатная русская азбука.

        Оборудование: работа в парах по темам:

– презентация «14 интересных фактов из биографии Ивана Фёдорова»;

– сообщение «Первая печатная книга «Апостол».

– сообщение  «Первая  печатная русская азбука».

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

        Формирование «новой» русской литературы. Классицизм и сентиментализм как литературные направления. «Ведомости»  первая русская газета.

И. П. Богданович. Отрывки из  повести  «Душенька». Своеобразие жанра.

Развитие речи: практикум, составление Толкового словаря авторской лексики с учётом специфики поэзии XVIII века.

Письменная работа «Почему автор называет своё сочинение «забавой»?»

        Опорные понятия: классицизм, сентиментализм, литературные направления. 

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

Введение

Идейно-художественное богатство литературы XIX века. Связь литературного процесса с национальными традициями русского народа.

Просветительский реализм  

Басни И.А.Крылова. Тема Отечественной войны 1812 года: «Кот и повар», «Раздел», «Ворона и курица», «Волк на псарне», «Щука и кот». Образ М.И.Кутузова в баснях.

Опорные понятия: басня, аллегория, иносказание.

Исследовательская работа: реферат «Отечественная война 1812 года в баснях И.А. Крылова».

Предромантизм  

Стремление к самобытности, народности. Патриотическая лирика  В.А.Жуковского «Певец во стане русских воинов».Своеобразие жанра: героическая песнь, кантата, послание, застольная песнь, элегия.

Опорные понятия: героическая песнь, кантата, послание, застольная песнь, элегия.

Развитие речи: «На театральных подмостках». Декламация (по выбору обучающихся)

Неповторимые особенности русского романтизма

«Солнце русской поэзии» – А.С.Пушкин. Место поэта в русской литературе.

«Другу стихотворцу» –  первый поэтический манифест А.С.Пушкина. Анализ стихотворения.

Шедевры любовной лирики  А.С.Пушкина в музыкальной интерпретации:  М.Глинка «Я помню чудное мгновенье», А.Алябьев «Я вас любил…», Ц.Кюи «Сожженное письмо», А.Даргомыжский «Что в имени тебе моём…», С.Рахманинов «Не пой, красавица, при мне…», Н.Римский-Корсаков «Красавица» и др. по выбору.

Развитие речи: музыкальная гостиная;

Выразительное чтение наизусть стихотворений А.С.Пушкина.

Презентация к уроку «Музы А.С.Пушкина»

Особенность творческого дарования Н.В.Гоголя  

Сборник «Арабески» Обзор статей. Комментированное чтение отрывков из статьи «Несколько слов о Пушкине» 

Опорные понятия: статья, арабески.

Практикум: составление тезисного плана статьи (работа в группе);

составление цитатного плана статьи (работа в группе).

Развитие демократической литературы

И.С.Тургенев. Повесть «Вешние воды».  История любви.  Светлые воспоминания о чувстве.  Характеры героев.

Н.А.Некрасов Интимная лирика поэта, её своеобразие. Исследование стихотворений «Панаевского цикла»: «Мы с тобой бестолковые люди...», «Ты всегда хороша несравненно…», «Я не люблю иронии твоей…», «Прощание» и другие по выбору.

        Развитие речи: ЛАТ (лингвистический анализ текста)

Ф.И.Тютчев Поэт-философ. Восприятие мира, душа и природа в стихотворениях «Не то, что мните вы, природа…», «Лебедь», «Умом Россию не понять…»

«Денисьевский цикл». Романтика чувства в стихотворениях.

А.А.Фет.  Своеобразие лирического мира. Краеведение: сборник «Вечерние огни».

        Творческая работа: иллюстрирование сборника стихотворений «Вечерние огни»

        Экскурсия в имение А.А.Фета (Курская область, деревня Воробьёвка) или виртуальная экскурсия «По фетовским местам»

Групповой проект «Курские пейзажи в лирике А.А.Фета»

Итоговое занятие – защита творческого проекта

 

ИЗ РУССКОЙ  ПРОЗЫ  И ПОЭЗИИ XX ВЕКА

Введение. Русская литература конца XIX – начала  XX веков.

А.П.Чехов – писатель нового времени.  Чтение юморески «Моя “она”»

Опорные понятия: юмореска.

Творческая мастерская: сочинение юмористического рассказа «Моя “она”» на предложенную тему.

И.А.Бунин – певец русской природы.  Анализ стихотворений «Вечер», «Осень», «Полевые цветы», «Последний шмель»

Развитие речи: эссе «А счастье всюду…»

Опорные понятия: звукопись, аллитерация, ассонанс, ритмика, строфика

Нравственные уроки доброты  Д.С.Лихачёва в «Письмах о добром»  

Чтение вслух миниатюр «Молодость – вся жизнь», «В чём смысл жизни».

Уроки-беседы по проблемным вопросам: 

«Кого мы называем подлинными друзьями?»;

«В чём смысл жизни?»,

«Почему Д.С.Лихачёв сравнивает планету Земля с Эрмитажем?»

К.Г.Паустовский «Золотая роза» как попытка постигнуть тайны литературного творчества.  Смысл названия рассказа «Драгоценная пыль» 

В.П.Астафьев  Из книги «Затеси», тетрадь 1, лирическая миниатюра «Падение листа».

Опорные понятия: лирическая миниатюра, герой-рассказчик, автор

Письменная работа «Как вы понимаете значение слова «затесь» после прочтения миниатюры В.П.Астафьева?»

Г.И.Успенский  «Выпрямила» (отрывок из записок Тяпушкина). Чтение 1 главы.

Урок-дискуссия: «Может ли искусство повлиять на душевное состояние человека?»

 

Просмотр и обсуждение кинофильма  по повести Г. Н. Щербаковой «Вам и не снилось» в онлайн-кинотеатре (режиссёр Илья Фрэз. Длительность 86 минут). Анализ эпизодов из повести.

Беседа «Нужно ли бороться за своё счастье?»

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Обзорная лекция «Никто не забыт – ничто не забыто».

Стихи о войне. Образцы декламации:  Д.Самойлов «Сороковые роковые…» в исполнении В.Высоцкого;  Ю.Левитанский «Ну что с того, что я там не был…» читает А.Домогаров; Ю.Друнина «Бинты», К.Симонов «Майор привёз мальчишку на лафете…» читает А.Смоляков, Н. Крандиевская-Толстая «Написано войной» читает  Алиса Фрейндлих и др. стихотворения по выбору.

Проект «Военный флэшмоб: читаем стихи о войне»

Е.И.Носов «Живое пламя». Тема подвига и памяти в рассказе. Смысл названия.

Беседа «Как вы понимаете слова “жить без оглядки”»?

К.Д. Воробьев, рассказ «Подснежник».  История подвига матери в рассказе.

РР Творческая работа «Почему К.Воробьёва называют “писателем правды”?»

Экскурсия  «Литературные места города Курска»

или виртуальная экскурсия «По литературным местам Курской области»

Групповой проект «Литературные места города Курска»

Итоговое занятие – защита творческого проекта

Тематическое планирование по родной (русской) литературе

9класс

п/п

Наименование раздела(темы)

Количество часов всего

Количество  часов на контрольные работы

Количество

часов на уроки

развития речи

1

Введение.

         1ч

-

-

2

Из Древнерусской литературы

-

-

3

Из литературы 16 века

-

1

4

Из литературы 18 века

4 ч

-

1

5

Из русской литературы 19 века

21ч

3

3

6

Из русской прозы и поэзии 20 века

16ч

-

4

7

Великая Отечественная война в русской литературе

17ч

1

1

ИТОГО

66ч

4

11

Календарно- тематическое планирование по родной (русской)литературе

9 класс

№п\п

Дата

по плану

Дата  по факту

Наименование разделов, тем уроков

Количество часов

                    Введение                                                                       1час

1

История отечественной литературы.

1

Из древнерусской литературы

2часа

2

Жанровое и тематическое своеобразие древнерусской литературы.

1

3

Агиография . «Житие Феодосия Печерского» (фрагменты)

1

                                Из литературы 16 века                                    5 часов

4

«Повесть о Петре и Февронии Муромских»- гимн супружеской любви и верности.

1

5

«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Сюжет и композиция.

1

6

Проект «Путешествие в Муром»

1

7

Начало книгопечатания на Руси.

Вклад Ивана Фёдорова в развитие грамоты и книгопечатания.

1

8

Р.Р. Сообщение «Первая печатная русская азбука»

1

                     Из русской литературы 18 века

4 часа

9

Классицизм и сентиментализм как литературные направления.

1

10

«Ведомости»- первая русская газета»

1

11

И.П. Богданович . Отрывки из повести «Душенька».

1

12

Р.Р. Составление Толкового словаря авторской лексики с  учётом специфики поэзии 18 века

1

                           Из русской литературы 19 века            

21 час

13

Идейно- художественное богатство литературы  19 века.

1

14

Просветительский реализм. Басни И.А. Крылова («Кот и повар», «Раздел», «Ворона и курица», «Волк на псарне» и др.)

1

15

Р.Р. Реферат «Отечественная война  1812 года в баснях и.А. Крылова»

1

16

Предромантизм. Патриотическая лирика  В.А. Жуковского «Певец во стане русских воинов».

1

17

Р.Р.  Анализ  стихотворения В.А. Жуковского.

1

18

Романтизм.  А.С. Пушкин «Другу- стихотворцу».

1.

19

Любовная лирика А.С. Пушкина в музыкальной интерпретации.

1

20

Урок- презентация «Музы А.С. Пушкина»

1

21-22

Р.Р. Контрольное сочинение «Основные мотивы лирики Пушкина».

2

23

Н.В. Гоголь. Сборник «Арабески»(обзор статей).

1

24

Комментированное чтение отрывков из статьи «Несколько слов о Пушкине»

1

25

Р.Р. Составление цитатного плана статьи.

1

26

Развитие демократической литературы. И.С. Тургенев «Вешние воды».

1

27

И.С. Тургенев «Вешние воды». Характеры героев.

1

28

Н.А. Некрасов. Стихотворения

 « Панаевского цикла».

1

29

Контрольная работа по итогам 1 полугодия.

1

30

Ф.И. Тютчев- поэт- философ. Лирика («Лебедь», «Умом Россию не понять…» и др.)

31

Романтика чувства в стихотворениях «Денисьевского цикла»

1

32

А.А. Фет. Своеобразие лирического мира. Сборник «Вечерние огни»

1

33

Проект «Курские пейзажи в лирике А.А. Фета»

1

 Из русской прозы и поэзии 20 века                                              16 часов

34

Русская литература конца 19 –начала 20 века.

1

35

А.П. «Чехов»- писатель нового времени. Чтение юморески «Моя»она»

1

36

Р.Р.  Сочинение юмористического рассказа на свободную тему.

1

37

И.А. Бунин – певец русской природы. Лирика («Осень», «Полевые цветы», «Последний шмель»)

1

38

Р.Р. Анализ стихотворения «Вечер».

1

39

Д.С. Лихачёв «Письма о добром».

1

40

Комментированное чтение миниатюр «Молодость- вся жизнь», «В чём смысл жизниж».

1

41

Р.Р. Сочинение- миниатюра «В чём смысл жизни ?»

1

42

К.Г. Паустовский «Золотая  роза»

1

43

К.Г. Паустовский «Драгоценная пыль». Смысл названия рассказа.

1

44

В.А. Астафьев . Лирическая миниатюра «Падение листа»

1

45

Р.Р Письменный ответ на вопрос.

1

46

Г.И. Успенский «Выпрямила». Чтение 1 главы.

1

47

Урок-дискуссия «Может ли искусство повлиять на душевное состояние человека?»

1

48

Г.Н. Щербакова . Повесть «Вам и не снилось».

1

49

Урок- беседа «Нужно ли бороться за своё счастье?»

1

Великая Отечественная война в русской литературе

17часов

50

Обзорная лекция «Никто не забыт- ничто не забыто».

1

51

Д.Самойлов «Сороковые роковые…», Ю. Друнина  «Бинты», К. Симонов  «Майор привёз мальчишку на лафете» и др.

1

52

Проект «Стихи о войне»

1

53

Проект «Стихи о войне»

1

54

Е.И. Носов «Живое пламя». Тема подвига и памяти в рассказе.

1

55

К.Д. Воробьёв . Рассказ «Подснежник».История подвига матери в рассказе.

1

56

Р.Р. Творческая работа «Почему К. Воробьёва называют писателем правды»?

1

57

Заочная экскурсия «Литературные места города Курска»

1

58

Проект «Литературные места города Курска»

1

59

Проект «Литературные места  города Курска»

1

60

Защита проекта «Литературные места Курского края»

1

61-64

Итоговое повторение

4

65

Итоговая контрольная работа

1

66

Итоги года.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Физика» 7 класс Базовый уровень Программа Гутник Е.М., Перышкин А.В. на 2016-2017 учебный год

Рабочая программа по учебному курсу "Физика" 7 класс разработана по новому учебнику Физики для 7-ого класса под редакцией  Перышкина А.В., 2016 года издания. В новом учебнике добавлены новые пара...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Физика» 8 класс Базовый уровень Программа Гутник Е.М., Перышкин А.В. на 2015-2016 учебный год

Рабочая программа по учебному курсу "Физика" 8 класса учебник под редакцией Перышкина А.В. реализуется с 2010 года, претерпела изменения, добавлены "Критерии оценок по физике", "Критерии оценивания пр...

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 5-7 классов срок реализации программы: 2021-2022 учебный год

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-7-х классов составлена в соответствии с нормативными документами. Рабочая программа предназначена для обучения учащихся 5-7-х классов, 1 час ...

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 5-7 классов срок реализации программы: 2020-2021 учебный год

Рабочая программа разработана, на основании следующих нормативных правовых документов: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. Федеральный ко...

Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» для 5-8 классов срок реализации программы: 2021-2022 учебный год

Рабочая программа по музыке для 5-8 классов составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения, Примерной программой общего образования по музыке, авт...