Родной язык и родная литература
материал для подготовки к егэ (гиа, 9 класс)

Серасхова Эльвира Прокопьевна

Для подготовки к ГИА 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kim_po_hanty_yazyku_i_literature_serashova_ep.docx28.34 КБ

Предварительный просмотр:

КИМ по хантыйской литературе

Составитель Серасхова Эльвира Прокопьевна

Учитель хантыйского языка МБОУ Питлярская СОШ «ОЦ»

Сус унт

Муӈ ханты мувевн сус унтэв шеӈк хорам. Сорнеӈ хорпи сумтат кутн сикем вурты-калыя пасяр юхат ныԓаят. Аяԓта юхат эԓты хойм лыптат рыйԓат.

Сусн унт шитама йит питас. Курпат иԓпиян сорм лыптат шурыты сый сясԓ. Там кутн толхат этԓиԓат. Вурты охаӈ отат аԓ ԓойԓат! Хэнши нэ сясаԓ, таӈха нохар ԓэԓ.

Шитам унт хуват умась шушиԓыты. Пеԓӈа антом, нипирув ант торастыяԓ. Туп хатԓат вана йиԓат. Хуԓ юхат востыяшак вантасԓат, етнаятан путыя ныԓаят.

Сорнеӈ унт эԓты век ант кашащԓа мантыя. Сикем кен ԓаԓты.

Задания

1.Что значит природа для народа ханты?

Муй щит ут мув ханты хоята?

         2.Какие качества воспитывает у человека отношение к природе?

Муй хоят номас этаԓ ԓув уԓты рут муваԓн?

3.Какие деревья растут в нашей местности?

Муй юхат муӈ рут мувевн энамԓат?

4.Зачем нужно беречь и хранять родную природу?

Муя мосаԓ муӈ рут мувев шавиман тайты?

5. Для чего созданы заповедники? Есть ли они в нашем крае?

Муй ураӈан заповедникат версаят? Муӈ рут мувеван уԓԓат?

6. Какие птицы живут в наших лесах?

Муй хорпи тохԓаӈ воит муӈ рут мувеван уԓԓат?

7. О чем может рассказать природа?

Муй нумастэна рут мувен веритаԓ ястаты?

Темы сочинений:

  1. Родной край Рут мувем
  2. Зимний лес. Таԓ унт.
  3. Животные нашего края. Унт воит.
  4. Птицы нашего края. Тохԓаӈ воит.

КИМ по хантыйскому языку

Составитель Серасхова Эльвира Прокопьевна

Учитель хантыйского языка МБОУ Питлярская СОШ «ОЦ»

Нюрам мув.

(1)Овс нюрам мувн ԓуӈ ван. (2)Нюрам мув шеӈк ун, патэԓ ант ныԓа. (3)Сора мув яԓпиԓаԓ. (4)Нюрам мув восты ваншина ԓоп этԓа. (5) Ӆор лотат йиӈкԓаԓ эпатман омасԓат. (6) Си пораен хорам верԓ ям. (7) Умась ԓуӈ пора!

(8)Нюрам мув уԓапса кен антом. (9)Ӆуӈн нюрам мойнэ иты омасԓ. (10)Этар хар ԓоратн, каԓы вурты хатԓ омасты па этты тахаятн, васы тасятн, хуԓн, вонсям отн, толахн нюрам мув мойнэӈа верла.

(11)Хатԓ ёш иԓпийн ԓоԓам нюрам мувн туват тыйԓат. (12)Тув кат пелак торнаӈ. (13)Туӈкан лоп этԓа. (14)Еԓта туват венш ватты ох иты вантасԓат. (15)Симась туват пеԓа вантты-ки питԓан, этар хар турам, арсыр хорасат шияԓаԓан.

(16)Там мувн ар мурах, сота рых па тохтаӈ рых энамаԓ. (17)Ваԓюх хораматн мув иса ԓоп ԓаӈкам. (18) Сишн нюрам мув туӈкаӈ, тасяӈ, нётаиӈ.

(19) Муй арат тата вой яӈхаԓ! (20) Шияԓаԓэн – умась аватты! (21) Тута хоԓмаӈкем оӈтаӈ ут хор навараԓ, тата ай шоврые варас иԓпийн омасаԓ. (22) Нюрм мув шитаман ант уԓ. (23) Тохлаӈ воит тур сыеԓ этра тохараԓ.  (24) Лунтат, хотӈат, васэт нюрам мув хуват увман манлат.

(25) Войт нюрам мувеԓ мосман тайԓэԓ. (26) Сит ԓув уԓты хотэԓ! (27) Сишн муӈ Овс нюрам мувев шавиман тайты мосаԓ!

Заданияит 1-7 потар хуват верат. Кашаӈ задания няԓ вариант ответ таяԓ, щи кутна туп и вариант туӈ.

1.Укажите в каком падеже указано слово – мувн. Маты падежн лоил там ясаӈ – мувн.

1) основной падеж

2) дательно-направительной падеж

3) местно-творительной падеж

4) именительной падеж

Ответ:  _________________

2. Укажите в каком времени стоит глагол в 3 предложении. Маты порайн глагол 3 предложенияна ԓойԓ.

1) питты пора

2) интам пора

3) парам пора

4) неопределённой пора

        Ответ:   _________________________

3. Прочитайте предложение. Какой частью речи является выделенное слово. Предложение ԓуӈтаԓн. Маты ясаӈ пелак этаԓтам ясаӈ уԓ?

Нюрам мув восты ваншина ԓоп этԓа.

1) существительной нэм

2) нэм юкан ясаӈ

3) прилагательной нэм

4) числительной нэм

Ответ:  ________________________

4. Какое слово является глаголом?  Маты ясаӈ глагол?

1) лоп этԓа

2) иԓпийн

3) туӈкаӈ

4) этар хар

Ответ:  ________________________

5. В каком предложении есть послелог? Маты предложенияин послелог уԓ?

1) Сора мув яԓпиԓаԓ.

2) Умась ԓуӈ пора!

3) Хатԓ ёш иԓпийн ԓоԓам нюрам мувн туват тыйԓат.

4) Сит ԓув уԓты хотэԓ!

Ответ: ___________________________

6. Укажите слово с суффиксом множественного числа. Ясаӈ множественной число суффикс пиԓн уйтаԓан.

1) ԓунтат

2) уԓапса

3) шоврые

4) тохараԓ

Ответ: __________________________

7. Найдите отрицательную частицу. Отрицательной частица уйтаԓан.        

1) Нюрам мув шеӈк ун, патэԓ ант ныԓа.

2) Тув кат пелак торнаӈ.

3) Нюрм мув шитаман ант уԓ.

4) Нюрам мув уԓапса кен антом.

Ответ: __________________________

8-14 заданияит ответ юкана цифра, ясаӈ, па ясаӈкар уԓ.

8. Среди 15-17 предложений найдите и запишите номер предложения с соединительным союзом. 15-17 предложенияит кутн соединительной союз пиԓна предложение уйтаԓан па номераԓ ханшаԓн.

Ответ: ___________________________

9. Что обозначает слово « нюрам мув» в 8 предложении? Муй щит «нюрм мув» 8 предложенияин?

Ответ: ___________________________

10. Найдите и запишите числительные в тексте. Там потар эԓты числительноит нох ханшаԓн.

Ответ:__________________________________________________________

11. Найдите в 11 предложении причастие прошедшего времени. 11 предложенияин уйтаты причастие парам пора.

Ответ: _______________________________________________________

12. Среди предложений 25-27 найдите и запишите деепричастия. 25-27 предложение кутн деепричастие уйтаԓан.

Ответ: _______________________________________________________

13. Среди  5-7 предложений найдите и запишите номер предложения с главными членами предложения. 5-7 предложенияин уйтаԓан па ханшаԓан кат воԓаӈ ясаӈ тайты предложений номераԓ.

Ответ: _______________________________

14.  Среди 17-19 предложений найдите предложение с однородными членами и запишите номер. 17-19 предложенияитн однородной ясӈат номераԓ нох ханшаԓн. 

Ответ: _______________________________

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности...

Одна из актуальных задач, стоящих перед общеобразовательными учреждениями  России, – подготовка ответственного гражданина, способного самостоятельно мыслить и оценивать происходящее, строить свою...

Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности...

Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности...Д.С. Лихачев        Одна из актуальных задач, ...

Программы и КТП по русскому языку, литературе, родному языку и родной литературе

Программы и КТП по русскому языку, литературе, родному языку и родной литературе...

Төрле төркемнәр өчен эш программалары./ Рабочие программы по предмету Родной язык (русский), Родной язык (татарский).

Эш программалары тәкъдим итәм. Тел дәресләре атнага 2 сәгать, уку дәресләре атнага 1 сәгать исәбеннән....

Приказ о создании рабочей группы по разработке программ учебных предметов по обязательным предметным областям «Родной язык и литературное чтение на родном языке» (1-4 классы) и «Родной язык и родная литература» (5-9 классы)

Данные программы конкретирзируют содержание Стандарта, дают распределение часов по разделам курсов, определяют последовательность  изучения тем и разделов с учетом  межпредметных связей, воз...

Рабочие программы и КИМы по дисциплинам "Русский язык", "Литература", "Русский язык и культура речи", "Отечественная литература", "Родной язык" и "Родная литература" для отделений Дизайн, Живопись, Реставрация, Музыканты и СКД

Рабочие программы содержат в себе тематику изучаемой дисциплины, количество часов, отведенное на данную дисциплину, а также задания для оценивания изучаемой дичциплины....

Конспект познавательного развлечения, посвященного Всемирному Дню родного языка "День родного языка"

Познавательное развлечение "День родного языка" предназначено для детей подготовительной к школе группе....