Мастер-класс «Рефлексия как один из приемов осознанного усвоения знаний»
учебно-методический материал

Гамбарян Марина Эдуардовна

Мастер-класс «Рефлексия как один из приемов осознанного усвоения знаний»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktualnye_novinki_-2019.docx156.81 КБ

Предварительный просмотр:

                   

 АКТУАЛЬНЫЕ НОВИНКИ

     

Гамбарян

Марина Эдуардовна

учитель русского языка и литературы

Мастер-класс

«Рефлексия как один из приемов осознанного усвоения знаний»

Школьный урок – это часть жизни ребенка и, в то же время, это урок жизни для него. Это сама жизнь, полная проблем и радости открытий. Рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.

В данной работе я хочу поделиться опытом организации рефлексивной деятельности на уроках. Показать, какие приемы рефлексивной деятельности оказались наиболее удачными в организации учебного процесса и способствовали самоанализу обучающимися собственной деятельности.

  1. Рефлексия настроения и эмоционального  состояния

Эмоционально-художественное оформление.

Данную рефлексию можно провести как в начале урока, так и в конце, при подведении итога. В начале урока эмоциональную рефлексию провожу для установления контакта с классом. Кроме того, такая рефлексия поможет обучающимся настроиться на восприятие темы.      

Учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая - радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.

                            

 

  1. Рефлексия деятельности

В конце урока обучающимся предлагается написать синквейн на основе изученного материала. Синквейн – это пятистрочная строфа.

1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;

2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;

3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;

4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;

5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/08e6/00062365-54a8f7a0/img1.jpg

Например, на уроке письма и развития речи при изучении темы «Деловое письмо. Заявление» составляем Синквейн:

1. Заявление.

2. Краткое, стандартное.

3. Пишут, просят, составляют.

4. Заявление-это деловое письмо.

5.Документ.

При изучении рассказа И.С. Тургенева «Муму».

  1. Барыня.
  2. Старая, скупая.
  3. Командует, повелевает, распоряжается.
  4. Вершит чужие судьбы.
  5. Хозяйка.

Акрослово - это характеристика, «зашифрованная» в буквах слова, связанных по смыслу.

Например, дайте характеристику Малюгину, герою рассказа В. Шукшина

« Гринька Малюгин»:

         М — мужественный

         А — артистичный

         Л — ловкий

         Ю — юморной

         Г — герой

         И — интересный

         Н — необычный

Кластер - графический приём систематизации материала. Наши мысли уже не громоздятся, а «гроздятся», т. е. располагаются в определённом порядке. На уроке делового письма при составлении заявления можно применить этот прием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с интерактивной доской как один из факторов успешного усвоения знаний

Адаптация к школе — довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма. Наблюдения психологов и педагогов показывают, что относительно устойчивое приспособление к...

Мастер-класс на тему: «Новаторские возможности декораторских приемов из мешковины».

Цель: освоение новой техники при создании декоративного панно.Задачи:1. Научить создавать деталировки и выбирать форму при разработке эскиза работы.2. Развивать ассоциативное мышление на основе художе...

Мастер-класс "Виды рефлексии, проводимые на уроках"

Мастер-класс "Виды рефлексии, проводимые на уроках", в котором мной выбраны наиболее удачные виды рефлексии и видеть какие из них позволяют педагогу успешнее  проводить анализ и оц...

Мастер-класс "Методы и приёмы по формированию навыков осознанного чтения"

Проблема обучения чтению становится наиболее актуальной на этапе введения и реализации ФГОС, в котором подчеркивается важность обучения смысловому чтению и отмечается, что чтение в современном и...

Методическая разработка мастер-класса для учителей географии по теме "Приемы организации рефлексии познавательной деятельности на уроках географии" 2022 г

. Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание....

Мастер-класс «Шестиугольное обучение» как один из приемов технологии развития критического мышления в системе формирования функциональной грамотности»

Вашему вниманию предлагаю мастер-класс «Шестиугольное обучение как один из приемов критического мышления в системе формирования функциональной грамотности»....

Мастер-класс «Ориентиры предвосхищения» как один из приёмов ЧГ

Мастер-класс «Ориентиры предвосхищения» как один из приёмов ЧГ...