Мастер-класс «Ориентиры предвосхищения» как один из приёмов ЧГ
материал

Бадмаева Эржена Цырендоржиевна

Мастер-класс «Ориентиры предвосхищения» как один из приёмов ЧГ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_bets.docx24.31 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Ориентиры предвосхищения» как один из приёмов ЧГ

Бадмаева Э.Ц., учитель истории и обществознания

МАОУ СОШ №1 г. Улан-Удэ

        Этап мотивации: Добрый день, уважаемые коллеги! Приветствую вас, что нашли время, силы и желание прийти сюда, не сомневаюсь, что наша работа будет продуктивной и, надеюсь, полезной.

         Я - Бадмаева Э.Ц,, учитель истории и обществознания, СОШ №1 г Улан-Удэ, в которой обучаются креативные, способные принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность, понимающие ценности образования как основы будущего успеха, готовые к сотрудничеству, разделяющие ценности здорового и безопасного образа жизни, критически мыслящие, функционально грамотные, много читающие ребята. Идеальная картинка, не так ли? Однако…

        Актуализация знаний, постановка проблемы: В своей практике мне приходится сталкиваться с разнообразными проблемами. Самой распространённая проблема –  школьники мало читают.  

        Явное  серьезное противоречие: с одной стороны, современный мир обрушивает на нас огромный объем информации, у современных школьников нет сложностей с поиском необходимой информации. С другой стороны, трудности школьников связаны с неумением работать с информацией: вычленять необходимую информацию из текста, таблиц, диаграмм, схем, переводить информацию из одного формата в другой, анализировать, сопоставлять, делать выводы ПОЭТОМУ Совсем не идеальная картина получается. Не так ли?

        На современном рынке труда востребованы специалисты, способные быстро реагировать на любые вызовы, осваивать новые знания и применять их в решении возникающих проблем. Если школьники сумеют приобрести такие навыки, они будут легко ориентироваться в современной реальности. Не случайно одно из требований Федерального государственного образовательного стандарта 3 поколения – воспитание грамотного читателя, умеющего ориентироваться в различных источниках информации, выделять главное и второстепенное. Но как добиться поставленной цели?

        Содержательный (основной) этап. Что такое ЧГ, вы все прекрасно знаете, я уверенна. Существует много разных технологий, приемов, методов повышения Читательской грамотности. Одним из главных путей развития читательской грамотности являются технология смыслового чтения разработанные Натальей Николаевной Сметанниковой, кандидатом психологических наук, профессором, директором учебно-методического центра Технология смыслового чтения, по Сметанниковой Н.Н., предполагает развитие определенных читательских умений:

- выделять главную мысль всего текста или его частей;

- понимать информации, содержащуюся в тексте;

 - преобразовывать, интерпретировать текстовую информацию;

 - применять информацию из текста в изменённой ситуации;

- критически оценивать степень достоверности, содержащейся в тексте информации.

        Технология смыслового чтения включает в себя три этапа работы с текстом: работа с текстом до чтения, работа с текстом во время чтения, работа с текстом после чтения. Согласно традиционной методике, на этапе работы с текстом до чтения давалось лишь одно задание «Прочитайте текст», а основное внимание уделялось контролю понимания прочитанного, то теперь от грамотно выстроенной работы учителя перед чтением успех самого чтения и то, насколько ученики будут готовы к критическому анализу исторической информации, содержащейся в тексте.

        Одним из приёмов предчтения текста является приём «Ориентиры предвосхищения» (верные-неверные утверждения) Цель приёма: актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к теме текста; включение механизма антиципации – прогнозирования содержания; формирование умения и привычки думать над содержанием текста до его чтения.

        Работа с фокус – группой.  Предлагаю вам на практике познакомиться с этим приёмом. Работаем с первым и вторым столбцами предлагаемой таблицы

        Задание № 1. Прочитайте суждения, записанные во втором столбце таблицы. В первом столбце напротив каждого суждения поставьте знак «V», если вы согласны с суждением. Если вы не согласны с суждением, оставьте поле напротив суждения в первом столбце пустым.

До чтения текста

Суждения

После чтения текста

Некоторые северо-западные земли Руси избежали монгольского погрома и не попали под власть Золотой Орды

На северо – западе Русь граничила с Литвой - сильным и мощным государством

Литовские князья, захватив русские княжества, установили над ними жесточайший контроль.

Русские земли должны были платить литовскому князю дань.

Русским людям было запрещено говорить на родном языке

Присоединение западных и юго-западных русских земель к Литве имело для Руси положительное значение

Русская православная церковь пользовалась большим авторитетом среди литовской знати.

Русская культура оказывала положительное влияние на литовскую культуру

Задание № 2. Прочитайте текст «Образование нового государства в Восточной Европе» и отметьте верные суждения знаком «V» в третьем столбце таблицы.

«Образование нового государства в Восточной Европе»

        В то время как Северо-Восточная и Юго-Западная Русь была опустошена монголами, некоторые ее северо-западные земли, защищенные лесами и болотами, избежали погрома.

        Соседями Руси на северо-западе издавна были литовские племена, многие из которых к началу XIII в. были либо завоёваны, либо истреблены немецкими крестоносцами. Свободу сохранили лишь племена, жившие по реке Неман и ее притокам. Чтобы противостоять захватчикам, они объединились и создали свое государство. Во главе этого государства в 30- е годы XIII в. встал князь Миндовг – отважный, жестокий и коварный правитель. Пользуясь тем, что Русь была ослаблена ордынским нашествием, Миндовг стал подчинять себе близлежащие русские земли. Многие жители западно-русских земель, опасаясь, что монголы не оставят их в покое, добровольно признавали власть литовского князя.

        Своего расцвета Литовское княжество достигло в годы правления князя Гедимина (1316-1341 гг.). Под его властью оказались Полоцкая, Витебская, Минская, Брестская земли Западной Руси. Киевское княжество признало власть Гедимина. Курские земли также попали под власть Литвы. Государство Гедимина стало именоваться Великим княжеством Литовским.

         Литовский князь не ставил своей целью установить жесткий контроль над русскими землями. Они сохранили свои обычаи и традиции, прежний порядок управления, только вместо русских князей во главе присоединенных княжеств Гедимин посадил своих родственников – Гедиминовичей.

        Князья – наместники собирали дань с русских земель. Литовская дань была меньше ордынского выхода. Население рассматривало ее как плату за сохранение спокойствия.

        Гедимин, оставаясь язычником, не ущемлял права Русской православной церкви. Многие литовские князья принимали православие. Столицей государства стал основанный Гедимином город Вильно. Правивший после Гедимина его сын Ольгерд (1345-1377 гг.) продолжил политику по собиранию русских земель. Были присоединены Брянская, Северская, Черниговская и Подольская земли.

        Присоединение западных и юго-западных русских земель к Литве и создание сильного Литовско-Русского государства имели положительное значение. Русские княжества не подвергались разорительным ордынским набегам. Более высокая культура русских земель, богатый государственный опыт оказывали положительное влияние на литовскую культуру и государственность. Русский язык был государственным языком. Знать государства долгое время состояла в основном из русских.

Подведение итогов 

- Как вы думаете, какие универсальные учебные действия развивает рассмотренный нами на практике прием «Ориентиры предвосхищения»?

Данный прием не только учит ориентироваться в содержании текста, находить в тексте требуемую информацию, высказывать собственную точку зрения, но, в первую очередь, приближает обучающихся к изучаемому историческому событию, предвосхищает содержание текста, который им только предстоит прочитать на уроке, развивает критическое мышление, позволяет поддерживать высокую интеллектуальную активность. Образовательный процесс приобретает исследовательский характер. Изменяется функциональная деятельность учителя — он выступает преимущественно как организатор и координатор самостоятельной работы обучающихся.  Данный приём можно использовать в рамках любой школьной дисциплины.

- Коллеги, на каком этапе урока может использоваться данный прием?

        Практически любой урок начинается с этапа вызова. Он необходим для актуализации и обобщения имеющихся у учеников знаний по данной теме; вызова устойчивого  интереса к изучаемой теме; мотивирования  учеников к учебной деятельности; побуждения к активной работе не только на уроке, но и дома.

  1. Верите ли вы, что можно детей научить учиться?
  2. Верите ли вы, что школа может существовать без детей?
  3. Верите ли вы, что всё это происходит ради детей?
  4. Верите ли вы, что учитель находится в постоянном поиске новых идей?
  5. Верите ли вы, что работа с текстом не влияет на развитие речи ребёнка?
  6. Верите ли вы что формирование читательской грамотности – не играет роли в образовании детей?

- Я тоже не верю.

- Какие плюсы данного приема?

связывать разрозненные факты в единую картину;

систематизировать уже имеющуюся информацию. Этот прием может стать нетрадиционным началом урока и в то же время способствовать вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации.

        Мастер – класс мне хочется закончить словами В.А. Сухомлинского: «Кто не умеет читать, тот не умеет мыслить». Учить детей читать, мыслить остается актуальной задачей для нас педагогов. Мысль должна быть всегда самым универсальным инструментом познания для человека. Её нужно развивать, её нужно совершенствовать, её нужно формировать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс «Поиск альтернативных вариантов, как один из этапов творческого проекта», «Сила иллюзий»

Активизация познавательной деятельности всех участников мастер-класса в одном из этапов творческого проекта, как поиск альтернативных вариантов....

Игра как один из приёмов обучения школьников иностранному языку.

       На уроках иностранного языка и в процессе самостоятельной работы могут быть созданы условия для развития интереса к истории изучаемого языка, к его связи с друг...

Мастер-класс: « Приём концептуализации и приём погружения в текст художественного произведения на уроках литературы».

Чтобы понять глубинное значение понятия «слово», мы используем два методических приёма:1. приём «погружения» в текст художественного произведения;2. приём концептуализации на уроках литературы....

Мастер-класс "Литература - нравственный ориентир"

Мастер-класс "Литература - нравственный ориентир"...

Доклад на ТМО, мастер-класс по теме "Кроссенс как один из методов создания образовательного пространства"

В докладе наглядно, доступно показано применение кроссенса  в учебной и внеучебной деятельности учителя....