Рабочая программа по родной литературе
рабочая программа (6 класс)

Грига Ирина Иннокентьевна

Как курс, имеющий частный характер, школьный курс родной литературы опирается на содержание основного курса , представленного в образовательной области "Русский язык и литература", сопровождает  и поддерживает его.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКУ «Управление образования администрации муниципального образования «Баргузинский район»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Уринская средняя общеобразовательная школа»

РАССМОТРЕНО

Руководитель МО

_________ \ И.О.Ф

Протокол № ___

«___»__________ 2019 г.

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора

________ \ Н.В. Ахмадулина

«___»__________ 2019 г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ «Уринская СОШ»

________ \ Г.Л. Аксентьева

приказ № _____

«___»__________ 2019 г.

М П

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по  родной литературе

6 класс

(Литература. 6 класс.Учеб. для общеобразоват.организаций. В 2ч / под ред. В.Я. Коровиной.-5-е изд.-М.:Просвещение,2015)

       Разработчик программы:

И.И.Грига

Рассмотрено на заседании педагогического совета

Протокол №___ от

«___» _____20 ____ г

с. Уро

2019 г.

Срок действия программы 1 год

Пояснительная записка

      Рабочая программа разработана на основе нормативно-правовых документов:

  • Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации»;
  • ФГОС основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897);
  • Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе на 2019-2020 учебный год;
  • Примерной программы основного общего образования по литературе;

      Рабочая программа разработана в соответствии с:

  • ООП ООО МБОУ «Уринская СОШ»
  • Положением о рабочей программе МБОУ «Уринская СОШ»
  • Уставом МБОУ «Уринская СОШ».

       Цели изучения литературы:

      Изучение литературы в основной школе направлено:

Формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением.

Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации  и самореализации личности.

Постижение учащимися произведений отечественной и мировой литературы в единстве формы и содержания.

Формирование у учащихся читательской культуры, культуры ведения диалога, развитие критического мышления и эстетического вкуса школьников.

Овладение общеучебными умениями и универсальными учебными действиями: формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, в т.ч. Интернет и др.

     Задачи изучения литературы:

Приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы в 6  классе;

овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;

устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки;

свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;

научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;

отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;

освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций

Как курс, имеющий частный характер, школьный курс родной литературы опирается на содержание основного курса, представленного в образовательной области «Русский язык и литература», сопровождает и поддерживает его. Основные содержательные линии настоящей программы соотносятся с основными содержательными линиями основного курса  литературы в образовательной организации, но не дублируют их и имеют преимущественно практико-ориентированный характер.

  Описание места учебного предмета.

      Рабочая программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

       Учебно-методический комплект.

  1. Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией    В.Я.Коровиной. 5―9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных организаций (авторы: В.Я.Коровина, В. П. Журавлев,В. И. Коровин, Н. В. Беляева) – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2015

 2. Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 6 класса: в 2 ч. – М: Просвещение, 2015.

3. Егорова Н. В. ФГОС Поурочные разработки по литературе, 6 класс Москва, «ВАКО», 2014

4. Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 6 класс. - М.: Просвещение, 2006.

5. Фонохрестоматия для учебника литературы 6 класс (Мультимедийные пособия)

6. В.П.Полухина Литература. 6 класс. Методические советы. 5-е издание – М: Просвещение, 2003

7. Конспекты уроков для учителя литературы. 6 – 10 классы. Авторы: В.Ю.Антышева, Н.А.Айрапетова, И.Ф.Бородина, И.А.Виноградов и др.- М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002

8. Т.А.Калганова, Н.Ю.Плавинская. Литература. 6 класс. Сборник упражнений.- М: Просвещение, 2012

9. В.П.Полухина. Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы по литературе. 6 класс.-М: Просвещение, 2002

10. Ю.В.Лебедев. Духовные истоки русской классики. Поэзия 19 века. Историко -литературные очерки. – М: Классик Стиль, 2005

11. Н.Е.Смирнова, Н.Н. Ципенко. Литература. Русские и зарубежные произведения. Игровые уроки. 5 – 6 классы. - М «Издательство НЦ ЭНАС», 2002

1.Планируемые результаты освоения предмета

       1.1.Личностные результаты:

понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа.

уважительно относиться к родной литературе, испытывать гордость за неё.

оценивать свои и чужие поступки.

проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.

понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.

анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.

       1.2Метапредметные  результаты:

понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов;

работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;

владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

       Регулятивные универсальные учебные действия:

планировать пути достижения цели

устанавливать целевые приоритеты

оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»)

учитывать условия выполнения учебной задачи

выделять альтернативные способы достижения цели

осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»)

      Коммуникативные универсальные учебные действия :

устанавливать и вырабатывать разные точки зрения

аргументировать свою точку зрения

задавать вопросы

осуществлять контроль

составлять план текста

продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство)

      Познавательные универсальные учебные действия:

пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе

строить сообщение в устной форме

находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос

ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи

анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков

анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности)

осуществлять синтез как составление целого из частей

проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп

устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений

проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом

выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей

осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте

проводить сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп

обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов)

      1.3 Предметные результаты:

определять тему и основную мысль произведения

владеть различными видами пересказа

пересказывать сюжет; выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу

характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики; оценивать систему персонажей

определять род и жанр художественного произведения

выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними, постепенно переходя к анализу текста

выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских

взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения

пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями как инструментом анализа и интерпретации художественного текста

собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии

выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения

выразительно читать с листа и наизусть произведения /фрагменты произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению

ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой

пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.

2.СОДЕРЖАНИЕ  УЧЕБНОГО  КУРСА

Введение ( 1 час.)

 Своеобразие родной литературы

 Устное народное творчество ( 1часа)

Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни. Пословицы и поговорки.  Эстетическое значение обрядового фольклора.

 Древнерусская литература ( 1часа)

Русская летопись  «Повесть временных лет» Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума находчивости).

 Произведения русских писателей XVIII века (1 часа)

 Русская басня. Теория литературы. Мораль в басне, аллегория, иносказание.

 Произведения русских писателей 19 века ()

Александр Сергеевич Пушкин (1часа)

Лирика поэта

Михаил Юрьевич Лермонтов (1 часа)

 Личность поэта.  Тема одиночества в лирике Лермонтова

Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация ( начальные представления).

Иван Сергеевич Тургенев ( 4часа)

 Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям..

Фёдор Иванович Тютчев и Афанасий Афанасиевич Фет  ( 3 часа)

 Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви.

Николай Алексеевич Некрасов ( 3 часа)

« Железная дорога». Надежда поэта на «пору прекрасную» в жизни народа. Трёхсложные размеры стиха.

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе ( 3 часа)

«Толстый и тонкий»,  «Смерть чиновника». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.

 Произведения русских писателей 20 века

Александр Иванович Куприн ( 2 часа)

Тема служения людям в рассказе Александра Ивановича Куприна «Чудесный доктор»

Александр Степанович Грин ( 3 часа)

Александр Степанович Грин «Алые паруса». Победа романтической мечты над жестокой реальностью жизни

Валентин Григорьевич Распутин (2 часа)

Смысл названия рассказа Валентина Григорьевича Распутина «Уроки французского».

 Из литературы народов России. ( 2часа)

Габдулла Тукай. Стихотворение «Родная деревня». Стихотворение «Книга». Кайсын Кулиев. Стихотворение «Когда на меня навалилась беда». Стихотворение «Каким бы малым ни был мой народ»..Произведения зарубежных писателей. ( 2 часа)

Мифы Древней Греции  «Подвиги Геракла: Геракл и яблоки Гесперид, Геракл и Кербер. Геракл  в  плену. Геракл освобождает Прометея. Конец Геракла». Боги. Олимп. Царство мрачного Аида. Ночь. Луна. Заря и солнце. Аполлон и Музы. Легенда об Арионе.

Мигель де Сервантес Сааведра ( 2 часа)

Внеклассное чтение. Мигель де Сервантес Сааведра «Дон Кихот».

 Иоганн Фридрих Шиллер ( 1 час)

 «Перчатка». Проблемы благородства, достоинства и чести

Заключительный урок по курсу (1 час.)

3.Тематическое планирование

№ п/п

Название раздела, тем

Количество часов

Введение

1

1

Устное народное творчество.

1

2

Из древнерусской литературы.

1

3

Из русской литературы XVIII  века.

1

5

Из русской литературы XIX века.

 16

6

Из русской литературы XX века.

7

7

 Из русской литературы народов России

2

8

Зарубежная литература.

3

9

Заключительный урок по курсу

2

ИТОГО

34

Приложение 1.

Календарно-учебный график

№ п/п

№ раздела

Тема урока

Кол-во час

Дата

(план)

Дата

(факт)

Примечание

Причина

корректировки

1

Введение. Своеобразие родной литературы

1

5.09

Тема 1.Устное народное творчество

1

2

1.1

Жанры фольклора. Обрядовый фольклор. Обрядовые песни. Пословицы и поговорки как малый жанр фольклора, их народная мудрость.  

1

12.09

Тема 2. ДРЕВНЕРУССКАЯ  ЛИТЕРАТУРА

1

3

2.1

Русская летопись  «Повесть временных лет»

1

19.09

 Тема 3.Из русской литературы XVIII  века.

1

26.09

4

3.1

Русская басня

1

3.10

Тема 4. ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА  

16

5

4.1

Лирика А.С. Пушкина

1

10.10

6

4.2

 Лирика М.Ю. Лермонтова

1

17.10

7

4.3

Выразительное чтение произведений  А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова

1

24.10

 Иван Сергеевич Тургенев. Творчество писателя

4

8

4.4

Чтение эпизодов из произведения И.С. Тургенева «Бежин луг»

1

14.11

9

4.5

 Герои рассказа Ивана Сергеевича Тургенева «Бежин луг».

1

21.11

10

4.6

Рассказы героев «Бежина луга».

1

28.11

11

4.7

Обучение выразительному чтению по ролям

1

Фёдор Иванович Тютчев и Афанасий Афанасьевич Фет  

3

12

4.8

Человек и природа в стихотворениях Фёдора Ивановича Тютчева

1

5.12

13

4.9

Жизнеутверждающее начало в лирике Афанасия Афанасиевича Фета

1

12.12

14

4.10

Урок выразительного чтения

1

19.12

Николай Алексеевич Некрасов

3

15

4.11

 Главная тема творчества писателя

1

26.12

16

4.12

Надежда поэта на «пору прекрасную» в жизни народа. Трёхсложные размеры стиха.

1

16.01

17

4.13

Выразительное чтение отрывков из произведения «Железная дорога»

1

23.01

  Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе

3

18

4.14

Внеклассное чтение  Юмористические рассказы Антона Павловича Чехова.

1

30.01

19

4.15

Внеклассное чтение  Юмористические рассказы Антона Павловича Чехова.

1

6.02

20

4.16

Теория   литературы. Юмор (развитие понятия).

1

13.02

 Тема 5.   Произведения русских писателей 20 века

7

Александр Иванович Куприн

2

21

5.1

Александр Иванович Куприн «Чудесный доктор». Реальная основа и содержание рассказа.

1

20.02

22

5.2

Тема служения людям в рассказе Александра Ивановича Куприна «Чудесный доктор».

1

27.02

Александр Степанович Грин

3

23

5.3

Тема служения людям в рассказе Александра Ивановича Куприна «Чудесный доктор»

1

5.03

24

5.4

«Алые паруса» как символ воплощения мечты.

1

12.03

25

5.5

Внеклассное чтение

1

19.03

Валентин Григорьевич Распутин

2

26

5.6

Смысл названия рассказа Валентина Григорьевича Распутина «Уроки французского».

1

2.04

27

5.7

Нравственные проблемы рассказа Валентина Григорьевича Распутина «Уроки французского».

1

9.04

6. Из литературы народов России

2

28

6.1

Габдулла Тукай. Стихотворение «Книга».

1

16.04

29

6.2

Кайсын Кулиев. Стихотворение «Каким бы малым ни был мой народ».

1

23.04

7.Произведения зарубежных писателей.

3

30

7.1

Мифы Древней Греции

1

30.04

31

7.2

Мигель де Сервантес Сааведра «Дон Кихот».

1

32

7.3

Иоганн Фридрих Шиллер

 «Перчатка».

1

7.05

33

34

Заключительные уроки по курсу

2

14.05

21.05

Итого

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по родной литературе

Рабочая программа по родной литературе, 6 класс, по ФГОС ООО...

Рабочая программа по родной литературе для учащихся 10-12 классов специальных ( коррекционных) школ VIII вида

Данная программа может быть использована учителями специальных ( коррекционных) школ VIII вида....

Рабочая программа по родной литературе в 12 классе

12-ги класстың «Тыва чогаал» эртемин өөредирде ортумак ниити өөредилгеге хамаарыштыр «Россия Федерациязының өөредилге дугайында» Федералдыг хоойлузунга 29.12.2012 № 273, Россияның өөредилге болгаш эрт...

Рабочая программа по родной литературе 6 класс

2016-2017 уерэх дьылыгар 6 кылааска саха литературатын уерэтиини суруннуур бырагыраама...

Рабочая программа по родной литературе 7 класс

2016-2017 уерэх дьылыгар 7 кылааска саха литературатын уерэтиини суруннуур бырагыраама...

Рабочая программа по родной литературе 9 класс

2016-2017 уерэх дьылыгар 9 кылааска саха литературатын уерэтиини суруннуур бырагыраама...

Рабочая программа по родной литературе 10 класс

2016-2017 уерэх дьылыгар 10 кылааска саха литературатын уерэтиини суруннуур бырагыраама...