Рабочая программа по родной литературе 8 класс
рабочая программа (8 класс)
Раздел I «Содержание учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)»
Предмет «Родная литература (русская)» в учебном плане относится к предметной области «Родной язык и родная литература». На изучение предмета «Родная литература ( русская)» в 8 классе отводится 0,5 часа в неделю, итого 21 час за учебный год.
Введение
Значимость чтения и изучения родной литературы для дальнейшего развития человека. Родная литература как национально-культурная ценность народа.
Русский фольклор.
Отражение в фольклорных произведениях быта, традиций, обрядов русского народа.
Из древнерусской литературы
Традиции и особенности духовной литературы. «Житие Сергия Радонежского». Историческая основа «Жития Сергия Радонежского». Сергий Радонежский – воплощение национального нравственного идеала, олицетворение Святой Руси.
Из литературы XVIII века
Новиков Н.И. « Детское чтение для сердца и разума» ( фрагменты по выбору)
Из литературы XIX в.
Басни. Толстой Л.Н. « Два товарища», « Лгун»
Литературные сказки. Богатство и выразительность языка сказок В.И. Даля. Тема труда в сказке. Сказка «Что значит досуг?». Идейно – художественный смысл.
Индивидуальная характеристика героя и авторское отношение. Использование описательной речи автора и речи действующих лиц.
Родная природа в стихах поэтов XIX века. Стихотворение П.А. Вяземского «Первый снег». Радостные впечатления, труд, быт, волнения сердца, чистота помыслов и стремлений лирического героя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_rodnoy_literature._8_klass_2019-2020g.docx | 33.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Ростовская область, Волгодонской район, х. Рябичев
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение:
Рябичевская средняя общеобразовательная школа
«Утверждаю»
Директор МБОУ: Рябичевская СОШ
Приказ от_30.08.2019 №__________
___________ И.П.Кажурина
М.П.
Рабочая программа
по______________________________________ родной литературе_________________________________________________________
(указать учебный предмет, курс)
Уровень общего образования (класс)
общее образование ( 8 а класс)______________________________________
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Количество часов_19____
Учитель ________________Рыбачик Инна Николаевна___________________________________________
(ФИО)
Рабочая программа по предмету «Родная литература( русская)» для 8 класса составлена на основе:
1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 года № 1897; изменения утверждены приказами Министерства образования и науки РФ № 1644 от 29.12.2014 и № 1577 от 31.12.2015 с учетом положений Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации, утвержденной 9 апреля 2016 г., № 637-р.
Раздел I «Содержание учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)»
Предмет «Родная литература (русская)» в учебном плане относится к предметной области «Родной язык и родная литература». На изучение предмета «Родная литература ( русская)» в 8 классе отводится 0,5 часа в неделю, итого 21 час за учебный год.
Введение
Значимость чтения и изучения родной литературы для дальнейшего развития человека. Родная литература как национально-культурная ценность народа.
Русский фольклор.
Отражение в фольклорных произведениях быта, традиций, обрядов русского народа.
Из древнерусской литературы
Традиции и особенности духовной литературы. «Житие Сергия Радонежского». Историческая основа «Жития Сергия Радонежского». Сергий Радонежский – воплощение национального нравственного идеала, олицетворение Святой Руси.
Из литературы XVIII века
Новиков Н.И. « Детское чтение для сердца и разума» ( фрагменты по выбору)
Из литературы XIX в.
Басни. Толстой Л.Н. « Два товарища», « Лгун»
Литературные сказки. Богатство и выразительность языка сказок В.И. Даля. Тема труда в сказке. Сказка «Что значит досуг?». Идейно – художественный смысл.
Индивидуальная характеристика героя и авторское отношение. Использование описательной речи автора и речи действующих лиц.
Родная природа в стихах поэтов XIX века. Стихотворение П.А. Вяземского «Первый снег». Радостные впечатления, труд, быт, волнения сердца, чистота помыслов и стремлений лирического героя.
Станюкович К.М. Рассказ «Рождественская ночь»: проблематика рассказа. Милосердие и вера в произведении писателя.
Из литературы XX- XXI вв.
Владимир Галактионович Короленко «Слепой музыкант». Роль музыки и дружбы в жизни людей. Что значит найти свое место в жизни?
Андрей Платонович Платонов. «Разноцветная бабочка» ( сказка). Жизненная цель матери . Сравнение литературной и народной сказок.
Алексей Николаевич Толстой «Русский характер». Человеческая красота - высшее качество русского народного характера.
Константин Георгиевич Паустовский «Телеграмма». Понятие о «непоправимой вине».
Юрий Яковлевич Яковлев. Рассказы. "Рыцарь Вася". Благородство как следование внутренним нравственным идеалам .
«Реликвия». « Учитель истории». Память о войне.
Виктор Петрович Астафьев. «Далекая и близкая сказка» ( главы из повести «Последний поклон») Роль музыки в жизни человека.
Аркадий Петрович Гайдар «Тимур и его команда». Тема дружбы в повести, отношение взрослых и детей. Тимуровское движение.
Михаил Михайлович Пришвин. Мир природы и мир человека. «Предательская колбаса», «Таинственный ящик», «Лесная капель».
Рувим Исаевич Фраерман «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви» Взаимоотношения героев.
Стихи о прекрасном и неведомом. В. Берестов «Почему –то в детстве…», Д.Самойлов «Сказка».
Учебно-тематический план.
№ | Раздел | Всего часов |
Введение | 1 | |
2 | Русский фольклор | 1 |
3 | Из древнерусской литературы | 1 |
4 | Из литературы XVIII века | 1 |
5 | Из литературы XIX в. | 5 |
6 | Из литературы XX- XXI вв. | 9 |
7 | Повторение. Мои ровесники на страницах родной литературы | 1 |
Раздел II «Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса»
Личностные результаты:
- формирование общей культуры и мировоззрения, соответствующего практике сегодняшнего дня;
- осознание себя представителями своего народа и гражданами Российского государства;
- формирование чувства любви к Родине и патриотизма;
- формирование основ коммуникативной компетентности в общении;
- совершенствование духовно-нравственных качеств личности.
Метапредметные результаты:
- умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
- умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
- умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты:
- осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
- воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
- понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
- обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;
- развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
- овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Планируемые результаты изучения предмета «Родная литература( русская)»
Личностные результаты
Ученик научится:
- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения,самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;
- проявлять готовность к самообразованию.
Ученик получит возможность научиться:
- определять гуманистические, демократические и традиционные ценности многонационального российского обществ;
- понимать ценность жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к ней;
- осознавать значение семьи в жизни человека и общества, принимать ценности семейной жизни, уважительно и заботливо относиться к членам своей семьи;
- развить эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов России и мира, через творческую деятельность эстетического характера.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- осуществлению контроля в констатирующей и предвосхищающей позиции;
- корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения.
Ученик получит возможность научиться:
- адекватной оценке трудностей;
- адекватной оценке своих возможностей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- работать в группе;
- осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра.
Ученик получит возможность научиться:
- оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижений целей в совместной деятельности;
- осуществлять коммуникативную рефлексию.
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и дополнительной литературы (включая
электронные, цифровые) в открытом информационном пространстве, в т.ч.
контролируемом пространстве Интернета;
- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
-воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты;
-анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);
- подводить анализируемые объекты (явления) под понятие на основе распознавания объектов,
- устанавливать аналогии.
Ученик получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач в зависимости от конкретных условий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям);
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
-произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач.
Предметные результаты обучения
Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX в. Русская литература XX- XXI вв.
Ученик научится:
- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;
-адекватно понимать художественный текст и давать его смысловойанализ;
-интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций,
отбирать произведения для чтения;
- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы;
- выбирать произведения для самостоятельного чтения;
- выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
- определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
- анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя своё отношение к прочитанному;
- создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
- сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах; - работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.
Ученик получит возможность научиться:
- выбирать путь анализа произведения,адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
- дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;
- сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;
- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами
других искусств;
- создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;
- сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
Система оценивания по русскому языку в 8 классе осуществляется по пятибалльной системе в соответствии с локальным актом ОО «Положение МБОУ: Рябичевская СОШ о системе оценивания знаний, умений, навыков, компетенций обучающихся» от 30.08.2013 г. №
Раздел III «Календарно-тематическое планирование»
№ | Тема урока | Количество часов | Дата |
1 | Введение Родная литература как национально-культурная ценность народа | 1 | 16.01 |
2 | Русский фольклор. Отражение в фольклорных произведениях быта, традиций, обрядов русского народа. | 1 | 23.01 |
3 | Из древнерусской литературы Традиции и особенности духовной литературы. «Житие Сергия Радонежского» | 1 | 30.01 |
4 | Из литературы XVIII века Новиков Н.И. « Детское чтение для сердца и разума» ( фрагменты по выбору) | 1 | 06.02 |
5 | Из литературы XIX в. Басни. Толстой Л.Н. « Два товарища», « Лгун». Нравственная проблематика , злободневность басен. | 1 | 13.02 |
6 | Литературные сказки. Богатство и выразительность языка сказок В.И. Даля. Тема труда в сказке. Сказка «Что значит досуг?». Идейно – художественный смысл. | 1 | 20.02 |
7 | Родная природа в стихах поэтов XIX века. Стихотворение П.А. Вяземского «Первый снег». | 1 | 27.02 |
8 | Станюкович К.М. Рассказ «Рождественская ночь»: проблематика рассказа. Милосердие и вера в произведении писателя. | 1 | 05.03 |
9 | Из литературы XX- XXI вв. В. Г. Короленко «Слепой музыкант». Роль музыки и дружбы в жизни людей. Что значит найти свое место в жизни? | 1 | 12.03 |
10 | А.П. Платонов. «Разноцветная бабочка» ( сказка). Жизненная цель матери . Сравнение литературной и народной сказок. | 1 | 19.03 |
11 | А. Н.Толстой «Русский характер». Человеческая красота - высшее качество русского народного характера. | 1 | 02.04 |
12 | К. Г. Паустовский «Телеграмма». Понятие о «непоправимой вине». | 1 | 09.04 |
13 | Ю. Я. Яковлев. Рассказы. "Рыцарь Вася". Благородство как следование внутренним нравственным идеалам . «Реликвия». « Учитель истории». Память о войне. | 1 | 16.04 |
14 | В. П.Астафьев. «Далекая и близкая сказка» ( главы из повести «Последний поклон») Роль музыки в жизни человека. | 1 | 23.04 |
15 | А. П. Гайдар «Тимур и его команда». Тема дружбы в повести, отношение взрослых и детей. Тимуровское движение. | 1 | 30.04 |
16 | М. М. Пришвин. Мир природы и мир человека. «Предательская колбаса», «Таинственный «Т ящик», «Лесная капель». | 1 | 07.05 |
17 | Р.И.Фраерман «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви» Взаимоотношения героев. | 1 | 14.05 |
18 | Стихи о прекрасном и неведомом. В. Берестов «Почему –то в детстве…», Д.Самойлов «Сказка». | 1 | 21.05 |
19 | Повторение. Мои ровесники на страницах родной литературы | 1 | 28.05 |
Согласовано Согласовано
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
методического совета
МБОУ:Рябичевская СОШ ___________ М.Г.Комарова
от 29.08. 2019 __ года № 1____
____________ М.Г.Комарова _29 августа__2019_____года
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по родной литературе для учащихся 10-12 классов специальных ( коррекционных) школ VIII вида
Данная программа может быть использована учителями специальных ( коррекционных) школ VIII вида....
Рабочая программа по родной литературе в 12 классе
12-ги класстың «Тыва чогаал» эртемин өөредирде ортумак ниити өөредилгеге хамаарыштыр «Россия Федерациязының өөредилге дугайында» Федералдыг хоойлузунга 29.12.2012 № 273, Россияның өөредилге болгаш эрт...
Рабочая программа по родной литературе 6 класс
2016-2017 уерэх дьылыгар 6 кылааска саха литературатын уерэтиини суруннуур бырагыраама...
Рабочая программа по родной литературе 7 класс
2016-2017 уерэх дьылыгар 7 кылааска саха литературатын уерэтиини суруннуур бырагыраама...
Рабочая программа по родной литературе 9 класс
2016-2017 уерэх дьылыгар 9 кылааска саха литературатын уерэтиини суруннуур бырагыраама...
Рабочая программа по родной литературе 10 класс
2016-2017 уерэх дьылыгар 10 кылааска саха литературатын уерэтиини суруннуур бырагыраама...
Рабочая программа по родной литературе 11 класс
2016-2017 уерэх дьылыгар 11 кылааска саха литературатын уерэтиини суруннуур бырагыраама...