Б. Житков Храбрый утенок
план-конспект урока

Журавлева Светлана Владимировна

Презентация и конспект урока литературного чтения 2 класс , УМК "Школа России" . Тема : Б. Житков "Храбрый утенок"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Б. Житков Храбрый утенок 2 класс1.21 МБ

Предварительный просмотр:

Учебный предмет: литературное чтение, УМК «Школа России»

Класс: 2

Учитель МОУ ГООШ г. Калязина Тверской обл. : Журавлева Светлана Владимировна

Тема урока: Б. Житков «Храбрый утенок»

Тип урока: усвоение новых знаний.

Оборудование:  учебник Л. Ф. Климановой  (с.139-141),проектор для презентации, смайлики трех цветов у каждого ребенка, три вида карточек с заданиями для работы в парах и группах.                                                                                                                                                              

Цель урока: познакомить учащихся с творчеством Б. Житкова.                                                                                                                                       Задачи:                                                                                                                                                                                                                    образовательные:

  1. познакомить учащихся с новым произведением,
  2. способствовать формированию у учащихся целостного представления об основной идее произведения,
  3. организовать деятельность учащихся по планированию совместно с учителем изучения нового произведения,
  4. организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению текста;

развивающие:

  1. содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников: бегло, сознательно и правильно читать, пользоваться различными видами чтения: сплошным, выборочным, про себя, вслух;
  2. создать условия для формирования выразительного чтения: ясного, четкого произношения слов, соблюдение пауз и логических ударений, соблюдение интонации и придания голосу нужной эмоциональной окраски, содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся;
  3. помочь учащимся осознать нравственную и личностную значимость нового материала;

воспитывающие:

  1. содействовать воспитанию в детях чувства сострадания к слабым, заботы о них,
  2. способствовать сплочению классного коллектива,
  3. содействовать осознанию учащимися ценности дружбы, поддержки и взаимовыручки,
  4. помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.

Коммуникативные УУД:

— выражение собственного мнения учащегося;

— исполнение различных диалоговых приемов;

 — формирование умения слушать собеседника, договариваться, убеждать его;

 — культура поведения в учебном диалоге.

 Регулятивные УУД:

 — осуществление действия по образцу и заданному правилу;

 — сохранение заданной цели;

— умение видеть ошибку и исправлять ее;

— способность контролировать свою деятельность по результату.

Познавательные УУД:

— формирование познавательной активности, творчества и самостоятельности на уроке;

— создание условий для проявления способностей учащихся.

Личностные УУД:

 — формирование у обучающихся ответственности за свою деятельность;

 — эмоциональный отклик на прочитанное произведение;

— оценка результатов своей деятельности, рефлексия.

                                                ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

№ п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.

2.

3.

4.


5.

6.

7.

8.

9.

10.

Организационный

этап

Постановка цели и задач. Мотивация учебной деятельности

Актуализация знаний

Знакомство с новым произведением

Проверка понимания прочитанного

Первичное закрепление

Закрепление

Рефлексия

Подведение итогов урока

Информация о домашнем задании

Ребята, послушайте, какая тишина!

Это в школе начались уроки.

Мы не будем тратить время зря,

И приступим все к работе.

Прочитаем стихотворение М. Агашиной сначала орфографически, затем орфоэпически:

Когда бы всё, что нам хотелось,           (слайд)
Вершилось в жизни без труда,
С лица земли исчезла б смелость,
Которой брали города.

- Как вы понимаете эти строчки?

- Подберите синоним к слову СМЕЛОСТЬ. (слайд)

Образуйте от слова ХРАБРОСТЬ слово, отвечающее на вопрос КАКОЙ?

- Отгадайте ребус: (слайд)

Картинки по запросу утюг рисунок для детейПохожее изображениеКартинки по запросу буква Ñ‘                  Похожее изображениеПохожее изображение  Картинки по запросу ребенок рисунок

- Соедините предыдущее слово с отгаданным словом.

- Знакомо ли вам такое словосочетание?

-Сегодня мы будем читать произведение Б. Житкова «Храбрый утёнок». Какие цели мы можем поставить перед знакомством с произведением?

- Я думаю, прежде чем познакомитесь с новым произведением, вам, дети, будет интересно узнать биографию Б. Житкова

Дети получают тексты с биографией Б. Житкова с вопросами и готовят ответы.

Борис Степанович Житков /портрет на слайде/ Годы жизни 1882- 1938 год. Он переменил много профессий. Был рыбаком, охотником, строил корабли, был капитаном и дрессировщиком животных. Житков много ездил по России и другим странам. Все что он увидел и узнал, он захотел рассказать другим. Он стал писателем. Борис Степанович сам был мужественным человеком, и писать любил про смелых и мужественных людей. Рассказывая про них, автор никогда не забывал сказать своему читателю: не робей, не теряйся в опасности! Какая бы ни случилась беда, знай: всегда спешат друг другу на помощь люди. Обо всем этом вы можете прочитать в книгах, которые у нас находятся на выставке , а если они вас заинтересуют, то взять и прочитать вы можете в нашей школьной библиотеке. 

(-Какими профессиями владел Б. Житков?

- Какими чертами характера обладал писатель?

-Какие подбадривающие слова говорил Б. Житков своим читателям?

- О чем еще узнали из текста?)

- Посмотрите на слова , которые встретятся в произведении Б. Житкова «Храбрый утенок»

БОЛЬ-ША-Я СТРЕ-КО-ЗА   (слайд)

ПЕ-РЕ-ПУ-ГАН-НЫ-Е  У-ТЯ-ТА

ГО-ЛОД-НЫ-Е ЛО-ЖИ-ЛИСЬ СПАТЬ

ИС-ПУ-ГА-ЕШЬ-СЯ И У-БЕ-ЖИШЬ

ПО-ЛЕ-ТЕ-ЛА НА ТА-РЕЛ-КУ

С ПО-ЛО-МАН-НЫМ КРЫ-ЛОМ

У-ГО-ЩА-ЛИ ХРАБ-РО-ГО А-ЛЁ-ШУ

- По опорным словам предположите, о чем этот рассказ.

Словарная работа:

Хозяйка –женщина, которая хорошо ведёт домашнее хозяйство. (слайд)

Рубленые яйца – мелко нарублены.

Храбрец – смелый человек.

Стрекотала-произносила резкие, короткие, частые звуки, напоминающие треск.

Насилу вырвалась- с большим трудом, преодолевая трудности.

Поломанный – с  повреждением.

Наедались - были сытыми.(проверка по слайду)

Чтение текста учителем. (Перед чтением учитель ставит цель: -  Слушайте внимательно , чтобы ответить на вопрос совпало наше предположение с прочитанным.)

Беседа:

- Какое впечатление произвел на вас этот рассказ?

- О ком говорится в этом рассказе?

-Совпало ли наше предположение с прочитанным?

- Какой заголовок вы бы подобрали к этому произведению?

 

Работа детей в группах:

1 группа:

 -Как хозяйка кормила утят?

- Почему они не ели?

- Почему утята боялись стрекозу?

2 группа:

- О чем думала хозяйка, когда убирала пустую тарелку?

- Кто помог утятам избавиться от стрекозы?

- Как ему это удалось? Прочитайте отрывок.

3 группа:

- Каким был утенок Алеша? Выберите нужное: хвастун, храбрец, умница, сообразительный, глупый, верный друг, весёлый, несмышлёныш.

Прочитайте отрывок из рассказа, который подходит к иллюстрации в учебнике.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ФИЗМИНУТКА (Танец маленьких утят)

Составление плана  текста: (слайд)

  1. Хозяйка кормит утят.
  2. Боятся стрекозы.
  3. «Должно быть , наши утята заболели…»
  4. Алеша обещает помочь.
  5. Утенок сдержал свое слово.
  6. Стрекоза больше никогда не прилетала.

Пробный пересказ по плану или по опорным словам (по выбору обучающихся)

- Понравилось ли вам произведение?
-Чем оно вас заинтересовало?
- Кто главный герой этого произведения?

Покажите смайлики: (слайд)

Желтый- мне было интересно и я активно работал на уроке.

Зеленый- я старался, но были трудности.

Красный – мне было неинтересно.

- Какой рассказ читали на уроке?

- Кто его автор?

- Можно ли рассказ Б. Житкова назвать сказкой? Докажите.

- Чему учит нас рассказ?

1.Пересказ по составленному на уроке плану.  2.По желанию придумать свою сказку об утенке.

3.Исправьте ошибки на карточке (слайд)

У кошки- котенок,

у собачки – собачонок,

у зайчихи – зайчонок,

у утки – утёнок,

у овечки – овчёнок ,

у курочки – куренок ,

у ежихи – ежонок,

у коровы – коровёнок ,

у свиньи – свинёнок ,

у лисы – лисёнок,

у лосихи – лосёнок.

у волчицы – волчонок,

у лошади лошадёнок.

Чтение стихотворного текста

ХРАБРОСТЬ

ХРАБРЫЙ

УТЁНОК

ХРАБРЫЙ УТЁНОК

(Некоторые дети может быть читали произведение Б. Житкова)

-Познакомиться с новым рассказом. Стараться читать выразительно, работать дружно

Работают в парах, затем по вопросам рассказывают биографию Б. Житкова

Дети хором под руководством учителя читают эти слова сначала орфографически, затем орфоэпически

Дети работают в парах

на карточках , где слова и их значения перепутаны.  Они с помощью стрелок устанавливают соответствие.

3 группы обучающихся работают с карточками, на которых вопросы к тексту

Дети вслух читают текст по частям и озаглавливают их

Дети выбирают способ пересказа

- Утята разговаривали.

Используемая литература:

Измайлова Р. Г.Реализация идей ФГОС на уроках литературного чтения. (Начальная школа №1 2014)

Кутявина С. В. Поурочные разработки по литературному чтению М.: «ВАКО» 2013 .

https://stihi-russkih-poetov.ru/tags/smelost

https://урок.рф/library/plan__konspekt_uroka_literaturnogo_chteniya_v_3_klas_163624.html

http://www.vhg.ru/doc/metodic_material

https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-literaturnomu-chteniyu-na-temu-b-zhitkov-hrabriy-utenok-1533070.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий спектакля "Гадкий утенок"/ "The Ugly Duckling"

Данный сценарий предназначен для учеников 3-4 класса,  не зависимо от того по какому УМК они обучаются. В данной разработке отрабатывается материал по теме "Семья", модальный глагол can, глагол t...

Анализ сказки "Гадкий утенок" Г.Х. Андерсена

Урок-игра "Силовое многоборье". Сопоставительный анализ биографии сказочника и образа гадкого утенка в сказке....

Презентация к уроку чтения и развития речи. Борис Житков . Белый домик.

Данная презентация знакомиттс текстом рассказа Бориса Житкова "Белый домик"....

Презентация Б.С. Житков Про обезьянку

Презентация  к уроку по произведению Б.С. Житкова "Про обезьнку"....

Урок смыслового чтения "Храбрый утенок"

1) познакомить учащихся с содержанием произведения, закрепить умения делить текст на части, составлять план, определять главную мысль произведения; 2) развивать навыки чтения, связную речь, мышление, ...

Тема урока: Б. Житков «Про обезьянку».

Цели урока: ознакомление учащихся с жизнью и творчеством Б. Житкова.Планируемые результаты:Предметные:- познакомятся с жизнью и творчеством Б.С.Житкова- научатся понимать поступки героев;- будут разви...

Конспект урока внеклассного чтения: «Б.Житков «На льдине»».

Конспект урока внеклассного чтения: «Б.Житков «На льдине»» (коррекционная школа, 5 класс)...