Анализ сказки "Гадкий утенок" Г.Х. Андерсена
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему
Урок-игра "Силовое многоборье". Сопоставительный анализ биографии сказочника и образа гадкого утенка в сказке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pourochnyy_plan.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю: Директор школы/Тлемисова А. С./
Учитель: Ботаева Динара Мухарамовна
Неделя русского языка и литературы
Открытый урок
7 класс Литературное чтение
Дата: 15 ноября 2012 год.
Тема урока: Анализ сказки «Гадкий утенок» Ганса Христиана Андерсена
Цель: Освоив тему урока, ученик должен знать и понимать содержание прочитанной сказки; должен проанализировать художественный текст по языковым уровням.
Задачи: 1. Познакомить с жизнедеятельностью Ганса Христиана Андерсена.
2. Развивать умение определять тему, идею каждой главы.
3. Развивать умение выделять главное в контексте.
4. Охарактеризовать образ гадкого утенка.
5. Доказать актуальность темы.
Тип урока: Урок формирования новых ЗУН.
Вид урока: Игра «Силовое многоборье»
Методы: Комментированное чтение, анализ, сравнение, исследование, ИКТ, элементы технологии критического мышления.
Оборудование: Интерактивная доска, учебник, аудиозапись сказки.
Межпредметная связь: с зарубежной литературой, русским языком, физической культурой, философией.
І. Мотивационный момент
Взаимоприветствие. Наличие учебных принадлежностей.
Психонастрой.
Стимул: Если вы выполните это упражнение, то у вас улучшится настроение, и здоровье станет крепче.
Топай, Мишка,
Топай, Мишка.
Хлопай, Мишка,
Хлопай, Мишка.
Приседай со мной братишка,
Руки вверх, вперед и вниз –
Улыбайся и садись.
ІІ. Актуализация ЗУН
Запись даты.
Загадка
«Допинг-контроль».
Стимул: Если вы отгадаете загадку, то сможете узнать кому сегодня мы посвятим свой урок.
Удивительный ребенок!
Только вышел из пеленок.
Может плавать и нырять,
Как его родная мать.
/Утенок/
1. О ком мы будем сегодня говорить?
Работа с рисунком.
Стимул: Если ты внимательно рассмотришь рисунок, то сможешь описать внешность утят.
Утёнок любит воду
И мокрую погоду.
И зонтик ни к чему
Поэтому ему.
- Как выглядят утята?
- Захотелось ли вам взять утят в руки? Почему?
- Откройте учебник на стр. 62, как вы понимаете выражение гадкий утенок?
Запись темы.
ІІІ. Игра «Силовое многоборье»
РАЗРЯДНИКИ.
Стимул: Если ты выполнишь все данные задания, то станешь разрядником.
Задания:
2. Определите тему, идею І части
3. Охарактеризуйте систему образов.
КАНДИДАТЫ.
Стимул: Если ты выполнишь все данные задания, то станешь кандидатом в мастера спорта.
Айбек – ІІ часть.
Тельман – ІІІ часть.
Жаркын – ІV часть.
Арнур – V часть.
VI часть – всем.
Задания:
- Прочитайте каждый свою часть текста.
- Нарисуйте кардиограмму «Внутренний мир гадкого утенка»
- Озвучьте свой рисунок, объясните душевные переживания утенка.
ФИЗМИНУТКА
МАСТЕРА СПОРТА.
Стимул: Если ты выполнишь все данные задания, то станешь мастером спорта.
Задания:
- Разгадайте тайну гадкого утенка.
Стимул: Если ты познакомишься с биографией сказочника, то возможно разгадаешь тайну гадкого утенка.
Ганс Христиан Андерсен | Гадкий утенок |
В детстве был грустным мальчиком с необыкновенно печальными глазами. Причина детской грусти и печали точно не известна. Быть может, мальчик стеснялся своего некрасивого лица или, быть может, угрюмые места, где родился Ганс Христиан, располагали к меланхолии. | Утенок вылупился позже всех, был ужасно велик, гадок. Долговязый урод. Чаща лопуха, птичий двор, |
Ганс Христиан был единственны ребенком бедного башмачника и прачки. Всю оставшуюся жизнь, страдал резкими перепадами настроения, боялся темноты, боялся быть похороненным заживо и сгореть. Он превратился в долговязого неуклюжего мужчину, с угловатым лицом, который так и не обзавелся семьей. Еще одним его комплексом, было его бедное происхождение | Его клевали, дразнили, толкали. Утенок только поворачивался в разные стороны и кланялся, как умел. Видно я такой безобразный, что даже собаке противно меня есть. |
В столице Дании он хочет играть в театре, пытается писать пьесы, стихи. Некоторые из них даже публикуют. Но когда актёра из него не получилось, Андерсен стал писать, еще с большим рвением. Сначала стихи, пьесы и водевили, потом романы. Писал много, мучился ужасно потому, что сочинения его долго никому не нравились. | Две утки называют его дурнушкой. Два диких гуся - смешным. Кот и курочка тоже посчитали утенка страшным чудовищем. |
Только в 1835 году Ганс Христиан, когда ему исполнилось уже тридцать лет, пишет сказку «Огниво». И к нему приходит настоящий успех! Далее следуют новые и новые творческие успехи. Бедный сын башмачника достиг своего! Он стал всемирно знаменит. Во всех европейских столицах готовы были без конца принимать и чествовать «великого сказочника», а родной город Оденсе объявил сына прачки своим почётным гражданином, и в честь этого тожественного события был устроен фейерверк. | Утенок увидел свое отражение: он был не гадким и серым, а белым лебедем. Дети радовались его красоте. Старые лебеди склонили перед ним свои гордые шеи. Из груди утенка вырвался ликующий крик. |
IV. Контроль.
Египетские пирамиды.
Стимул: Если ты настолько силен, то сможешь построить египетские пирамиды.
Обзор темы. Фотография Андерсена.
- Рефлексия. Найдите себя. Объясните свой выбор.
Разрядник | Кандидат |
Мастер спорта |
- Домашнее задание.
Понравилось ли вам творчество Ганса Христиана Андерсена? Прочитайте и перескажите сказку на стр. 70 «Пятеро из одного стручка»
VІІ. Оценивание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок ИЗО/литература 5 класс "Художественный образ в сказке Х.К.Андерсена "Снежная королева"
Урок представляет интеграцию таких дисциплин как изобразительное искусство и литература. Дети работают над одной целью, но решают задачи по двум направлениям одновременно....
конспект урока литературы в 5 классе по сказке Х.К. Андерсена "Соловей" Поучительный смысл сказки.
В 5 классе на уроках по сказкам Г.Х.Андерсена размышляем об истинной и ложной красоту, при анализе сказки «Соловей» отвечаем на вопрос: «В чём заключается сила произведения иск...
Внеклассное чтение «Путешествие по сказкам Андерсена».
Внеклассное чтение проводится после изучения творчества Х.К.Андерсена. Цели урока:развитие внимания, интереса к литературе, навыков сотрудничества, развитие речи учащихся, воспи...
Урок литературы.Сопоставительный анализ сказки Г.Х. Андерсена «Девочка со спичками» и рассказа Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке»
Урок внеклассного чтения по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"...
Статья "Сравнительный анализ художественных образов (на примере сказок Г.Х. Андерсена "Русалочка" и А.Н. Толстого "Русалка") "
В статье дан пример сравнительного анализа персонажей сказок Г.Х. Андерсена «Русалочка» и А.Н.Толстого «Русалка» на уроке литературы в 6 классе....
Аксиологический подход в изучении литературных произведений в школе ( на примере анализа сказки Г. Х. Андерсена «Снежная королева»)
В данной статье рассматривается польза и актуальность использования аксиологического подхода в изучении литературных произведений в школе (на примере анализа сказки Г. Х. Андерсена «Снежна...
Обучение сопоставительному анализу на уроках литературы в 5 классе (на примере изучения сказки Г. Х. Андерсена «Снежная королева» и сказа П. Бажова «Хозяйка Медной горы»).
В статье представлена методическая разработка урока по обучению сопоставительному анализу сказки «Снежная королева» Х. К. Андерсена и сказа П. П. Бажова «Хозяйка Медной горы». ...