Урок по литературе в 7-А классе Тема. Образ богатыря в русских былинах. 20.09.19
материал по литературе (7 класс)

Летунова Фирсина Руслановна

Урок по литературе в 7-А классе  Тема. Образ богатыря в русских былинах. 20.09.19

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_litra9347.docx26.83 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по литературе в 7-А классе 20.09.19

Тема. Образ богатыря в русских былинах.

Цели:обучающая: обобщить знания о былине, раскрыть образ  

                              русского богатыря, формировать умения

        характеризовать главного героя в былине  

        и давать собственную оценку поступкам героев;

        продолжать учить работать с текстом;

развивающая: развивать устную речь учащихся,

        мышление, внимание, память, навыки

        выразительного чтения отрывков поэтического

        произведения;

воспитательная: на основе былинныхтекстов и текстов

        поэтических произведений к уроку      воспитывать у детей интерес к русскому фольклору, любовь  к своему отечеству, народу, такие         человеческие качества, как: силу воли, мужество, бескорыстие, героизм;

Оборудование:- проектор

Ход урока

I Вступительная часть

  1. Организационный момент (проверка наличий тетрадей, установка на урок, приветствие гостей)

IIОсновная часть

Слово учителя.

  1. - Ой вы, добры молодцы и молодушки! Собрались мы с вами сейчас не на почестен пир, а на беседу добрую и складную, чтоб был у нас мир да лад, да согласие согласие и велась наша беседа речью плавною.

А поговорим-то мы с вами о мудрых и славных богатырях русских, преисполненных ратного духа, и пусть ещё больше укрепится ум наш знаниями, а сердце любовью к своему Отечеству. А всего то было богатырей больше ста с лишним, да пришли они к нам из времён далёких.

- Кто же это, откуда они к нам пришли, как они выглядели, давайте посмотрим, ребята.

(и тут идут слайды с картинками Святой Руси,  русских богатырей, под музыку)

Слово учителя.

  1. – Да, Святая Русь, русский народ, могучие богатыри – всё это положено в основу русской былины – бесконечно прекрасной, необычной по звучанию и несравненной по сравнению с другими жанрами устного народного творчества.

- Ребята, давайте вспомним, а что такое былина? (Былина –это песнь о русских богатырях, в которой говорится о борьбе русского народа с завоевателями).

-  Ребята, а какие былины мы изучали с вами на уроках литературы? («Илья Муромец и Соловей разбойник», «Вольга и Микула Селянинович»)

  1. –Ребята, внимательно прослушайте очень красивое стихотворение (учитель читает)

        Широко ты, Русь, по лицу земли

        В красе царственной развернулася!

        У тебя ли нет богатырских сил,

        Старины святой, громких подвигов?

        Уж и есть за что, Русь могучая,

        Полюбить тебя, назвать матерью,

        Стать за честь твою против недруга,

        За тебя в нужде сложить голову!

                                                

  1. – Ребята, скажите, а кто же это были такие, которые не боялись стать за честь против недруга, за неё в нужде сложить голову? (Это были богатыри)

- О каких богатырях мы с вами узнали и которые были известны на Руси? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Вольга, Микула селянинович).

-Скажите, откуда родом был Илья Муромец?

        - Слово учителя об Илье Муромце.

        Совершенно верно, в городе Муроме, в селе Карачарове, живет Илья, крестьянский сын. Тридцать лет сидит он сиднем и не может подняться, потому что не владеет ни руками, ни ногами. Однажды, когда его родители уходят и он остаётся один, под окнами останавливаются двое калик перехожих и просят Илью отворить им ворота и впустить в дом. Тот отвечает. Что не может встать, но они повторяют свою просьбу. Тогда Илья  поднимается, впускает калик, а те наливают ему чарку медового питья. Сердце Ильи разгоревается, и он чует в себе силу неимоверную. Илья благодарит калик, а те говорят ему, что отныне он, Илья Муромец, будет великим богатырём и ему не грозит смерть в бою, он будет биться со многими силами и побеждать их. Илья садится на коня, берет у родителей благословение и выезжает в чистое поле.

-Расскажите, что вам известно о Добрыне Никитиче. (Добрыня происходил из княжеской семьи, был воспитан, образован, умел прекрасно петь на гуслях, играть в шахматы, всегда сдержан, тактичен).

- А кто такой был Алеша Попович? (происходил из семьи священника, жизнерадостный сам по себе, веселый и самый младший среди всех богатырей).

- Найдите и прочитайте, как появляется в былине Вольга? (с.29)

-Чем занимался Микула Селянинович. Кто он такой?

- Почему у него такое отчество? Найдите и прочитайте. (с. 29)

IIПроверка домашнего задания.

Слово учителя.

- Они такие разные, а как вы думаете, что их объединяет? (ответы детей: любовь к родине, мужество, сила)

-Не найдутся такие люди, которые не видели бы картину известного русского художника Васнецова «Три богатыря».

- Давайте посмотрим на эту картину и попробуем охарактеризовать этих богатырей.

На интерактивной доске картина Васнецова «Три богатыря»

На картине изображены три богатыря. В центре Илья Муромец, справа - Добрыня Никитич, слева -  Алеша Попович.

- Какие они? (Они сильные и величественные, сурово глядят вдаль)

- Как выдумаете, а почему у них такой суровый взгляд, о чем они думают? (Они думают, не посягает ли враг на Русскую землю)

- Что держат богатыри в руках? (они готовы в любой момент встать на защиту Отечества).

- Ребята, а как вы думаете, были ли еще богатыри на Руси или это и всё? (конечно, были. Ими не оскудеет  земля русская никогда)

- А теперь ребята в качестве домашнего задания приготовили свои собственные работы, где представили русского богатыря таким, каким они его видят.

- Расскажите, ребята, кого вы представили в своей работе и каким, по вашему мнению, должен быть богатырь? (Ответы детей у доски каждого со своей работой, обязательно, с цитатой из учебника).

  1. Слово учителя

- Молодцы, ребята, вы хорошо приготовились. А теперь давайте обобщим всё сказанное вами и составим небольшую характеристику богатырю.  Какими чертами характера, по вашему мнению, должен обладать богатырь.

Выберите те, которыми,  по вашему мнению, должен обладать богатырь и запишите в тетрадь, начиная со слов: по моему мнению, я считаю, мне кажется, я думаю…

Храбростью, трусливостью, скромностью, честностью, добротой, лаской, мужеством, силой, мудростью, отвагой, жадностью, силой, умом, обидчивостью, грубостью, смелостью, впечатлительностью, простотой, смекалкой, черствостью, щедростью, справедливостью, наглостью, слабостью, любовью…

III Рефлексия

«ИЛЬЯ МУРОМЕЦ И СОЛОВЕЙ РАЗБОЙНИК».

1.Куда попал Илья Муромец, когда стрелял в

В глаз.

 «ВОЛЬГА И МИКУЛА СЕЛЯНИНОВИЧ».

1.Кого встретил Вольга в поле?

Оратая.

2.Куда Вольга пригласил встретившегося по пути

С собой за получкою

(данью)

3.Зачем Вольга посылал свою дружину в поле?

Вытащить сошку Микулы.

4.Откуда взял лошадь спутник Вольги?

Купил жеребёночком и

сам вырастил.

5.Что хотел сделать Микула изо ржи, которую

Пиво сварит и напоит

напашет, в скирды сложит, выволочит да вымочит?

мужичков.

«САДКО».

1.Какой музыкальный инструмент был у Садко?

Гусельки.

2.Какие три рыбы поймал Садко в Ильмень - озере?

Золотые.

3.Что делал Садко в подводном царстве?

Играл для морского царя

на гусельках.

4.Какие дары давал Садко морскому царю, чтобы

тот не сердился?

Бочку серебра и бочку золота.

5.Что сделал Садко в благодарность Миколе

Можайскому за спасение из подводного царства? Построил церковь.

IV Заключительная часть

Слово учителя

- Ребята, давайте вернёмся в наше время.

Есть такое  крылатое выражение, его многие слышали:

Не перевелись богатыри еще на Руси

Как вы считаете, есть ли богатыри в наше время?

- Где их можно встретить? ( Богатыри в наше время – это те, кто защищает нашу землю от врага, это сильные люди патриоты своей родины)_

- В каких профессиях можно встретить настоящих богатырей?

        - Армия (солдаты)

        - Милиция

        -Пограничники

        -Пожарники

        -Охранники

- Можем ли мы их назвать современными богатырями и почему? Да. Они охраняют днём и ночью нашу Родину, отдают свои жизни для спасения других. Богатыри наши награждены медалями и орденами за заслуги перед отечеством. Многие из воинов награждены посмертно. Мы гордимся ими! Нам есть на кого равняться!

- Сейчас в наше современное время происходит столько катаклизм: и наводнения, и землетрясения, взрывы, теракты. И кто первый приходит на помощь пострадавшим людям? Конечно, армия, а потом уже и все люди, кто не безразличен к чужому горю.

ВОТ ЭТО НАСТОЯЩИЕ СОВРЕМЕННЫЕ БОГАТЫРИ!

- Как и в старину матушка Русь всегда рождала и будет рождать сильных сыновей, патриотов своей родины.

- Ребята, а кто из вас не хотел бы стать таким сильным, могучим богатырем, как Илья Муромец?

- Как вы считаете, что вам нужно для того, чтобы стать тоже настоящими богатырями своего Отечества? (для начала хорошо учиться, помогать дома родителям, защищать слабого, обязательно пойти служить в армию, стремиться прийти на помощь к людям, оказавшимся в беде, проявлять участие).

VВыводы

Слово учителя

- Многие поэты  считают за честь говорить о русских богатырях. В заключение нашего урока хочу дать вам возможность услышать стихотворение о богатырях.

Слово учителя:

        А и сильные, могучие богатыри на Славной Руси!

        Не скакать врагам по нашей земле,

        Не топтать их коням землю русскую.

        Не затмить им солнце наше красное

        Век стоит Русь – не шатается!

        И века простоит – не шелохнётся!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по литературев 8 классе по теме "Образ Емельяна Пугачева в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка".

Данный  материал является  методической  разработкой урока , который  проводится с использованием презентации....

Конспекты уроков по литературе. 9 класс. Тема: "Система образов в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин" (Первый урок - в обычном учебном режиме, второй - с использованием ЭОР)

Данный урок предполагает изучение нового материала (усвоение новых знаний : знакомство с историей создания романа, с героями, их взаимоотношениями; систематизация полученного нового материала ...

Урок по литературе в 8 классе. Тема: Образ Аси в повести И.С. Тургенева «Ася»

Тема:  Образ Аси в повести И.С. Тургенева «Ася»Решаемые учебные  проблемы:- развитие речемыслительной деятельности учащихся;-подведение уч-ся к пониманию гуманных принципов взаимоотношений м...

Бинарный урок по литературе и музыке «Тема судьбы, образ метели-вьюги в русском искусстве» (По произведениям А.С.Пушкина и Г.Свиридова)

Интегрированный урок -  особый тип урока, на котором изучается - взаимосвязанный материал двух или нескольких предметов (напр., математики и информатики); такие уроки целесообразно проводить в те...

Урок - квн для 6 класса по истории России "Богатыри земли русской"

урок разработан в форме КВН, для повторения темы по истории России "Русь во времена феодальной раздробленности"...

Образы богатырей в русском устном народном творчестве

О витязь! Делами твоими     Гордится великий народ.     Твое громоносное имя     Столетия все перейдет.А Толстой Образы богатырей в русском устном нар...