Урок по литературе в 8 классе. Тема: Образ Аси в повести И.С. Тургенева «Ася»
план-конспект урока (8 класс) на тему
Тема: Образ Аси в повести И.С. Тургенева «Ася»
Решаемые учебные проблемы:
- развитие речемыслительной деятельности учащихся;
-подведение уч-ся к пониманию гуманных принципов взаимоотношений между людьми;
- формирование вневременных общепринятых правил поведения, культуры взаимоотношений
- воспитание порядочности, достойного поведения в сложной ситуации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_lit-ry_v_8_kl._i.s.turgenev_asya.docx | 21.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Образ Аси в повести И.С. Тургенева «Ася»
1.Решаемые учебные проблемы:
- развитие речемыслительной деятельности учащихся;
-подведение уч-ся к пониманию гуманных принципов взаимоотношений между людьми;
- формирование вневременных общепринятых правил поведения, культуры взаимоотношений
- воспитание порядочности, достойного поведения в сложной ситуации
Цели урока: углубление знаний учащихся об образе главной героини повести; определение основных черт главной героини; познакомить с понятиями психологический портрет, литературный тип «тургеневской» девушки.
Оборудование: карточки для индивидуальной работы по вопросам; у каждого ученика таблица «Характеристика Аси»; карточки с тезисами «Основные нравственные черты Аси», которые вывешиваются на доску в процессе обсуждения; домашнее заданияе– иллюстрации с изображением девушек
Ход урока.
I. Вступительное слово учителя.
Сегодня на уроке мы продолжим разговор о повести И.С. Тургенева «Ася». Нам предстоит узнать тайну Аси и её брата, которая поможет понять «странное» поведение девушки. Мы с вами познакомимся с понятиями «тургеневская девушка» и определим, что характерно для этого литературного типа. Узнаем, что такое психологический портрет. Завершим заполнение таблицы «Характеристика Аси». А сейчас проверим домашнее задание
II Работа с текстом
1. Зачитайте характеристики Аси, данные Гагиным.
(«Экая сумасшедшая… Не дразните ее, вы ее не знаете: она, пожалуй, ещё на башню взберётся.»; «У неё сердце очень доброе, но голова бедовая»; «У неё ни одно чувство не бывает вполовину»; «Порох она настоящий…беда, если она кого полюбит.»; «Асе нужен герой, необыкновенный человек – или животный пастух в горном ущелье».)
2. Беседа по вопросам:
- какой облик складывается из этих характеристик?
(импульсивная, добрая, способная отдаться сильному чувству без остатка, умеющая остро чувствовать, переживать, достойная необыкновенного человека);
- как вы думаете, почему Н.Н., глядя на Асю, невольно восклицает : «Что за хамелеон эта девушка?»
III. Работа по теме урока.
1. Запись темы в тетрадь.
2. Работа по индивидуальным карточкам.
Карточка 1.
Ася и Гагин. Почему они скрывают свои взаимоотношения?
Этот вопрос задает себе Н.Н.: «Однако, - думал я,- умеют же они притворяться! Но к чему? Что за охота меня морочить? Не ожидал я этого от него… И что за чувствительное объяснение?»
Дайте ответы на эти вопросы, но уже не от имени рассказчика, а от имени читателя.
Карточка 2.
Среди средств художественной изобразительности, использованных И.С. Тургеневым, можно отметить пейзаж, портрет, деталь, рассказ одного из героев (господина Н.Н., Гагина) и др. Перечитайте описание портрета героини из 2 главы повести. В чем его своеобразие?
Девушка, которую он назвал своей сестрой, с первого взгляда показалась мне очень миловидной. Было что-то своё, особенное, в складе её смугловатого круглого лица, с небольшим тонким носом, почти детскими щеками и светлыми глазами. Она была грациозна сложена, но как будто не вполне ещё развита(…) её чёрные волосы, остриженные и причесанные, как у мальчика, падали крупными завитками на шею и на уши (…) Я не видел существа более подвижного. Ни одно мгновение она не сидела смирно; вставала, убегала в дом и прибегала снова, напевала вполголоса, часто смеялась, и престранным образом: казалось, она смеялась не тому, что слышала, а разным мыслям, приходившим ей в голову. Её большие глаза глядели прямо, светло, смело, но иногда веки ее слегка щурились, и тогда взор ее внезапно становился глубок и нежен.
Какую тайну Аси и её брата узнает Н.Н.?
3. Монологическое высказывание на тему: «Что в поведении Аси объясняет её предыстория?
4. Чтение по ролям эпизода «Диалог Аси и Н.Н.»
(глава IX. От слов: «Пойти куда-нибудь далеко на молитву…» до слов: «Кажется, до сих пор я ещё не летала».
5. Анализ прочитанного эпизода.
- о чем мечтает Ася?
(пойти куда-нибудь на молитву, быть похожей на Татьяну Ларину, о крыльях)
- о каких крыльях идет речь?
(герои разговаривают о любви, о том как это чувство возвышает человека, «поднимает над землей». Но речь идёт не только о любви, но и о «крылатости человека, т.е. способности самоотверженно любить, стремиться к чему-то большому, настоящему, чему можно посвятить все свои силы.
- Как мечты Аси характеризуют её?
(Ася стремится к неизведанному – к будущему; готова на самопожертвование, у девушки богатый духовный мир.
С Татьяной Лариной её роднит искренность, безыскусственность чувств)
- Почему странность девушки, её устремленность в будущее вызывают колебание в душе Н.Н.?
(Он боится идти вперед, боится оторваться от земных привычек и предрассудков. В мире искусственных чувств и страстей он впервые встретился с чем-то настоящим. Н.Н. пасует перед необходимостью поступка. Не может ответить тем высоким запросам, которые Ася предъявляет к себе и к людям).
6. Ответ по карточке №2.
(Работа по карточке №1 сдается учителю)
7. Обобщение, вывод
Теория литературы
Такой портрет называется психологическим, т. е. раскрывающим особенности личности героя.
- В чем заключается психологизм портрета Аси?
(В изменениях, в движениях, читатель понимает, что происходит в душе героини)
- Что же происходит в душе девушки?
(Зарождается любовь, новые чувства захлестнули Асю. Любовь проявляется через порывистые движения, через изменяющееся выражение глаз…)
Учитель:
Основное представление о героине создают её поступки, поведение в различных ситуациях. Какими словами вы могли бы описать поведение Аси?
Работа со словом ЭКСТРАВАГАНТНОЕ
- Знакомство со значением этого слова по Толковому словарю.
- Приведите примеры из текста, доказывающие экстравагантность поведения героини.
- Чем объясняется такое поведение?
(Ася сама его объясняет. В её экстравагантных поступках проявляется её натура. Сама девушка постоянно размышляет о себе, раскрывая свою душу в случайно брошенных словах)
8. Слово учителя
В 50-70-е годы Тургенев обращается к новым жанрам, затрагивающим темы психологического характера. Это повести «Затишье», «Вешние воды».
Образы героинь Тургенева, при всем неповторимом своеобразии каждой из них, сложились в характерный для России единый образ «тургеневской девушки». Впервые основные черты этого образа проявились в героине романа И.С. Тургенева «Рудин» - Наталье.
Современников писателя удивляло и привлекало в ней стремление к иной жизни и ожидание деятеля, который сумеет указать пути к ней.
Наблюдения и выводы о характере и поступках Аси позволяют нам подойти к понятию литературного типа «тургеневской девушки»
Т.Л. Литературный тип – обобщенный образ.
- Как вы думаете, что характерно для литературного типа «тургеневской девушки»?
(по ходу ответа учащихся учитель делает небольшие обобщения и вывешивает на доске тезисы «основные нравственные черты Аси» :
- Душа, которую невозможно не полюбить;
- Способность на искренние сильные чувства, отсутствие фальши, кокетства;
- устремленность в будущее;
- сильный характер, готовность к самопожертвованию;
- активность и самостоятельность в решении своей судьбы.
Это наиболее яркие нравственные черты героини повести «Ася»
9. завершение работы по заполнению таблицы «Характеристика Аси» (данную таблицу учащиеся начали заполнять на предыдущем уроке).
Самостоятельно сделать записи в таблице (во время работы звучит музыка)
ХАРАКТЕРИСТИКА АСИ.
Портрет героини | Нравственные качества | О чем мечтает | Обобщение, выводы |
IV. Итог урока.
- Какие мысли и чувства вызывает у вас образ Аси?
Подведение итогов урока, выставление оценок.
V. Домашнее задание.
Выполнить по выбору:
1. Составить киносценарий полюбившегося эпизода;
2. Написать письмо Асе;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 7 классе с использованием здоровьесберегающей технологии и технологии кооперативного обучения по теме "Образ Тараса Бульбы в повести Н.Гоголя"
Цель: раскрыть образ Тараса Бульбы как олицетворение сильного русского характера Задачи:Образовательные:Ø подвести учащихся к пониманию всеобъемлющего знания повести “Тарас Бульба"Воспитате...
Конспект открытого урока по литературев 8 классе по теме "Образ Емельяна Пугачева в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка".
Данный материал является методической разработкой урока , который проводится с использованием презентации....
Урок литературы в 8-м классе " История одной любви" ( по повести И.С.Тургенева "Ася")
Этот урок формирует у учащихся чувства прекрасного через поэтический текст повести, музыку, знакомит учащихся с произведением 19 века, учит восьмиклассников текстуальному анализу пов...
Урок по литературе 6 класс "Роль дуэли в сюжете повестей А.С. Пушкина. «Выстрел»"
Расширить представление о дуэли, обучение анализу художественного произведения...
Конспект урока по литературе на тему: Образы крестьянских мальчиков в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг»
Конспект урока по рассказу И.С. Тургенева "Бежин луг"...
Открытый урок по литературе. 5 класс. "Добро и зло в повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством"
Открытый урок по литературе...