рабочая программа внеурочной деятельности
рабочая программа

Исхакова Рамиля Минзакировна

Программа для внеурочки "Проба пера"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proba_pera_vneurochka.doc217 КБ

Предварительный просмотр:

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Чувашско-Бродская средняя общеобразовательная школа»

Алькеевского муниципального района Республики Татарстан

 

 «Рассмотрено»                         «Согласовано»                               «Утверждаю»

 Руководитель МО                          Зам.   директора  по УВР                    Директор школы

 _________/ИсхаковаР.М./         ________/Зяббарова Г.Ф./      _______/Зайдуллина Ф.М./ 

Протокол № 1 от  

«24»августа 2018г.              « 25» августа  2018г.              Приказ № 44  от  «27» августа 2018г

                                                                                                                    

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

           по внеурочной деятельности «Проба пера»

         МБОУ «Чувашско-Бродская СОШ» Алькеевского МР РТ

       на 2018-2019 учебный год

Составила  учитель родного (татарского) языка и литературы

  Исхакова Рамиля Минзакировна

 

 

 

                                                    

                                                                                                                                                                                                                                                                            Принята  на заседании

                                                                                                      педагогического совета

.                                                                              Протокол №  2  от «27 » августа  2018г.

 

 

 

2018 год, с. Чувашский Брод

Личностные и метапредметные результаты освоения курса

Личностные результаты

1.        Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

2.        Развитое  моральное  сознание  и  компетентность  в  решении  моральных  проблем на

основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

3.        Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде.

4.        Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.

5.        Развитость эстетического сознания путем творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

1.        Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

2.        Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Познавательные УУД

1.        Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы.

2.        Смысловое чтение: находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности); ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст; устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов; резюмировать главную идею текста;

3.        Развитие мотивации к овладению культурой активного использованиясловарей и других поисковых систем.

Коммуникативные УУД

1.        Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

2.        Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

3.        Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

       

       

     

 

Содержание курса

5 класс

Кто такой журналист (2 часа)

        Значение названия программы «Проба пера». Знакомство с детскими периодическими изданиями. Человеческие и профессиональные качества журналиста. Учимся задавать вопросы. Кто делает газету: состав редакции.

Слова-корабли мыслей (10 часов )

         Выделение главной мысли в тексте. Беседа о речи. Значение речи в работе журналиста. Игра «Слова в предложении на одну букву. У кого предложение длиннее?». Фольклорные жанры: пословицы, поговорки, загадки, сказки. Конкурсы чтецов стихов. Сочинение стихов, рассказов, сказок.

Детские периодические издания (4 часа)

        Знакомство с детскими периодическими изданиями – журналами и газетами. Школьная газета. Юные корреспонденты. Рубрики, иллюстрации и информация школьной газеты. Написание заметки в школьную газету.

Зимняя сказка (3 часа)

        Чтение стихов о зиме. Конкурс на лучшего чтеца стихотворения о зиме. КТД «Зимняя сказка». Оформление стенгазеты с использованием иллюстраций, стихов, загадок о зиме.

Весенняя карусель (3 часа)

         Конкурс на лучшего чтеца стихотворения о весне. КТД «Весенняя карусель». Оформление стенгазеты с использованием иллюстраций, стихов, загадок о весне.

Творческая лаборатория (13 часов)

          Сочинение рассказов, сказок, стихов. Изготовление буклетов. Оформление мини-газеты о жизни класса. Отчет перед родителями.

Тематическое планирование

 

п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Основные формы

Кто такой журналист

2

1

Кто такой журналист?

1

 лекция

2

В стране юных журналистов

1

Презентация профессии журналиста

Слова-корабли мыслей

10

3

Слово-главный помощник журналиста

1

Игра «Слова в предложении на одну букву. У кого предложение длиннее?»

4

Жить - добро творить

1

  Выразительное  чтение, беседа

5

Мыслить - значит жить.

1

 Лекция, беседа

6

Живая русская речь.

1

Практическая работа, Конкурс на лучшие загадки, сочиненные уч-ся

7

Сказки. Чтение сказок.

1

Беседа, Чтение и анализ сказок.

8

Сочиняем сказку сами.

1

Конкурс на сказку собственного сочинения.

9

Рассказы о животных.

1

Игра. Конец рассказа придумываем сами.

10

Сочиняем рассказы сами.

1

Конкурс на рассказ собственного сочинения о животных.

11

Сборники детских стихов    о родном крае.

1

Выразительное чтение  

12

Сочиняем стихи сами.

1

  Игра в рифмы. Конкурс на стихотворение собственного сочинения.

Детские периодические издания

4

13

Детские периодические издания: газеты.

1

Презентация газет и журналов

14

Детские периодические издания: журналы.

1

 Презентация газет и журналов

15-16

Школьная газета. Юнкоры.

2

Лекция,

Зимняя сказка

3

17

«Снежная сказка».

1

  Конкурс на лучшего чтеца стихотворения о зиме.

18

КТД «Лыжи, санки и коньки»

1

Практическая работа

19

Заметка в школьную газету об играх зимой.

1

Урок-консультация

Весенняя карусель

3

20

«Весенняя карусель»

1

Конкурс на лучшего чтеца стихотворения о весне.

21

КТД «Весеннее настроение»

1

 Урок-экскурсия

22

Заметка в школьную газету о весне.

1

Учимся писать заметки в газету.

Творческая лаборатория

12

23

Сочиняем рассказы

1

Урок-практикум

24-25

Создаем буклет на тему «Родной край»

2

 Беседа, экскурсия, практикум

26

Сочиняем сказки

1

 Урок-практикум, защита творческих работ

27-28

Создаем буклет на тему «Природа моего села»

2

 Беседа, экскурсия, практикум

29

Сочиняем стихи.

1

 

30

Создаем буклет на тему «Пегас ворвался в класс»

1

 Беседа, экскурсия, практикум

31-33

Создаем мини-газету на тему «Наши славные дела»

3

Защита проекта

34

Отчет перед родителями. Презентация работ обучающихся (стенгазеты, буклеты, сборники).

1

 Смотр  знаний

35

Итоговый урок

1

Содержание курса

6 класс

Мы - юные корреспонденты (3 часа)

           Для чего нужна школьная газета. Учимся задавать вопросы. Кто делает газету. Изучаем выпуски школьной газеты прошлых лет. Общие цели. Отражение школьной жизни. Школьная газета и школьный музей

Слово-главный помощник журналиста (15 часов)

       Жанр журналистики - заметка информационного характера. Практическая работа «Заметка об интересном событии». Заметка о школьной жизни: интересные факты на основе материалов школьного музея. Заметка о новом музейном экспонате (фотографии, книге, альбоме). Репортаж — представление о событии через восприятие журналиста. Репортаж — представление о событии через восприятие журналиста. Работа над интервью.

История родного села на страницах школьной газеты (9 часов)

         Статья (сочинение) в школьную газету. Практическая работа «Статья в школьную газету». Практическая работа «Вклад моей семьи в развитие родного села». Практическая работа «Будущее моего села». Практическая работа «С любовью к селу» с использованием фотографий (можно из Интернета). Издаем страницу школьной газеты с творческими работами обучающихся.

Пробный выпуск школьной газеты   (8 часов)

       Сбор материала для пробного выпуска газеты. Творческие работы обучающихся (стихи, рассказы, интервью, статьи, репортажи). Макет пробного выпуска газеты. Издаем первый выпуск газеты   школы. Набор материала на компьютере, распечатка нескольких экземпляров газеты.

Тематическое планирование

 

п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

 Основные формы

Мы - юные корреспонденты

3

1

Юные журналисты и школьная газета

1

Урок-лекция

2

Страницы и рубрики школьной газеты

1

Семинар

3

Школьная газета и школьный музей

1

Беседа, экскурсия

Слово-главный помощник журналиста

15

4

Жанр журналистики — заметка

1

Лекция, беседа

5

Заметка информационного характера  

1

Практическая работа «Заметка об интересном событии».

6-7

Моя школа - моя судьба

2

Проектная работа

8-9

О чем рассказал музейный экспонат

2

Экскурсия, практическая работа

10

Жанр журналистики - репортаж

1

Ролевая игра

11-12

Практическая работа «Репортаж с урока»

2

Деловая игра, беседа

13

Жанр журналистики — интервью

1

 Лекция, презентация

14-16

Вид интервью - диалог

3

Практическая работа «Интервью с учителем». Практическая работа «Интервью с ветераном педагогического труда».

17-18

Издаем страницу школьной газеты

2

 Практическая работа

История родного села на страницах школьной газеты

9

19

Статья (сочинение) в школьную газету.

1

Практическая работа «Статья в школьную газету».

20-21

Статья (сочинение) о своей семье

2

Практическая работа «Вклад моей семьи в развитие родного города».

22-23

Статья (сочинение) о родном селе

2

Практическая работа «Моё село – мое богатство».

24-25

Репортаж о родном селе

2

Практическая работа «С любовью к родному краю» с использованием фотографий  

26-27

Издаем страницу школьной газеты

2

  Творческая  работа

Пробный выпуск газеты   школы

7

28-29

Сбор материала для пробного выпуска газеты

3

Творческая работа, беседа

30-31

Макет пробного выпуска газеты

2

Презентация работ

32-34

Издаем первый выпуск школьной газеты  

3

Творческий отчет

35

Итоговый урок

1

Содержание курса

7 класс

Профессия – журналист (2 часа)

        Ознакомление с планом работы кружка, с целями, задачами. Правила работы и поведения. Правила по технике безопасности. Первая российская газета «Ведомости» при Петре I. Влияние газеты на общественное мнение. Формирование представлений о профессии журналиста. Факт - как объект интереса журналиста и основной материал в его работе

Жанры журналистики (10 часов)

        Разновидности материалов жанра - заметка информационного характера, заметка — благодарность, заметка — просьба, обращение. Практическая работа «Заметка о сегодняшнем дне родного города». Репортаж — представление о событии через восприятие журналиста. Написание репортажа с любимого урока. Статьи аналитические, проблемные, обличительные. Практическая работа «Интервью с учителем».

Школьная газета (23 часа)

         Знакомство со школьной газетой. Рубрики, иллюстрации, характер информации. Знакомство с разными видами шрифтов. Особенности программы MS WORD. Пейзаж, композиция, портрет. Особенности работы в программе  MS POWER POINT. Особенности работы в программе MS PUBLISHER. Работа над оформлением праздничной открытки  в программе MS PUBLISHER. Практическая работа над выпуском газеты.

Тематическое планирование

п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Основные формы

Профессия - журналист

2

1

Вводное занятие. История российской газеты

1

Лекция, презентация

2

Встреча с журналистом районной газеты «Алькеевские вести».

1

Экскурсия, беседа

Жанры журналистики

10

3

Жанр журналистики — заметка

1

Семинар

4

Заметка информационного характера  

1

Практическая работа «Заметка о сегодняшнем дне родного  села».

5

Жанр журналистики - репортаж

1

Лекция, беседа

6

Практическая работа «Репортаж с урока»

1

Беседа, деловая игра

7

Жанр журналистики — статья

1

Лекция, презентация

8

Практическая работа «Написание статьи»

1

Практическая работа

9

Жанр журналистики — интервью

1

 Деловая игра

10

Вид интервью - диалог

1

Беседа, практическая работа «Интервью с учителем».

11

Жанры журналистики - фельетон

1

Лекция

12

Жанры журналистики — заметка, статья, репортаж, интервью, фельетон

1

Семинар, обобщение знаний

Школьная газета

22

13

Школьная газета. Для кого она?

1

Беседа, лекция

14-15

Оформление газеты. Разные виды шрифтов

1

Практическая работа

16

Работа на ПК. Программа   MS WORD

1

 Урок-практикум

17

Практическая работа  «Текст, заголовок»

1

Беседа, практикум

18

Иллюстрированное оформление газеты. Жанр журналистики- фоторепортаж

1

Творческая работа

19

Практическая работа «Фотографирование объектов»

1

Экскурсия, беседа

20-21

Практическая работа «Фоторепортаж»

2

Деловая игра

22-23

Работа на ПК. Программа    

MS POWER POINT.

2

Практикум

24

Практическая работа «Презентация»

1

 Семинар

25-26

Работа на ПК. Программа    

 MS PUBLISHER

2

 Беседа, практикум

27

Практическая работа «Праздничная открытка»

1

Проектная работа

28-29

Практическая работа «Выпуск праздничной  газеты ко Дню Победы»

2

 Творческая работа

30-31

Практическая работа  «Афиша для школьного праздника»

2

Практическая работа

32-34

Практическая работа «Выпуск газеты к последнему звонку»

3

Проектная работа

35

Итоговый урок

1

Защита проектов

Содержание курса

8 класс

 

Направление программы

Содержание

Количество часов

1

 Включение         в игровое творчество.

Вводное занятие. Что такое поэзия? Поэтические жанры. Анкетирование с целью выяснения читательского кругозора и художественного вкуса детей.  

 

2

2

Освоение элементов художественной формы

Изобразительно-выразительные средства поэтического языка. Системы стихосложения. Ритм. Рифма, виды рифм. Метрика двухсложные разделы стиха Хорей. Ямб. Трехсложные размеры стиха. Дактиль. Амфибрахий. Анапест Размер стиха. Сюжет и композиция. Единство содержания и формы. Звуковая организация стиха. Ассонанс.

Аллитерация.  

 

12

3

Открытие в себе

автора

Подбор рифм, игра «Угадай рифму», игра «Подскажи словечко». Написание четверостиший, мини-сочинений, статей, зарисовок на заданную тему. Практическая работа: подбор эпитетов, сравнений, метафор. Сочинение белого стиха. Конкурс на написание четверостиший, написанных двусложными и трёхсложными размерами. Конкурс стихов, посвящённый определённой тематике (красота, дружба, времена года, зож, любовь к Родине и др.)

 

12

4

 Формирование коммуникативно-оценочного

отношения         к

искусству

Знакомство с фотокопиями черновиков поэтов – классиков. Подражательность и плагиат. Чтение и обсуждение четверостиший, зарисовок, миниатюр на заданную тему. Конкурс на лучшего чтеца стихотворения собственного сочинения.  

Работа над публикацией сборника  «Проба пера».

 

9

 

 

 

35

Тематическое планирование

п/п

Тема занятия

Количество часов

Основные формы  

1

Вводное занятие.

1

Анкетирование .Игра «Закончи стихотворение»

2

Что такое поэзия?

Поэтические жанры.

2

Беседа  «Как научиться писать стихи?».  

Лекция  

3-4

Труд поэта – «добычи радия».

2

  Беседа, викторина, диспут «Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан»

5

Изобразительно-выразительные средства поэтического языка.

1

Лекция  

6

Метафора и её разновидности

1

Семинар, беседа.

7

Олицетворение и гипербола

1

Лекция, беседа

8

Я рисую словами

1

Игра «Подбери тропы».  

9-10

Виды систем стихосложения

2

 Лекция,  Игра «Угадай»

11

Роль ритма.

1

Творческая работа

12-13

Поход за вдохновением

2

 Беседа, Игра «Подскажи словечко».  

14

Метрика. Двухсложные разделы стиха Хорей. Ямб. 

1

 Лекция,  Игра «Угадай размер»

15

Трехсложные размеры стиха.

1

Викторина  

16

Сказки матушки-зимы

1

Практикум  

17-18

Поэзия и штампы.

2

Семинар  

19-20

Связная речь.

2

 Игра «Составь рассказ», практическая работа.

21-22

Роль живописи в поэтическом творчестве. 

2

Урок-практикум

23-24

Музыка в поэзии.

2

Ролевая игра, беседа

25-26

Музыка слов

2

Практикум. Подготовка к музыкально-поэтическому вечеру.

27

Экскурсия – способ получения красочных образов

1

Экскурсия  

28

Подготовка ко Всемирному

дню поэзии.

1

Практикум, творческий отчет  

29

«Я знаю слов набат»

1

Ораторские приёмы (риторические   восклицания, обращения, вопросы). Техника   речи,  игры  со  словами,   развивающие  связную,   образную  речь  («назывной  рассказ  или   стихотворение»).

30

Книги — это собрание житейской мудрости

1

Беседа  

31

«Моим стихам, написанным так рано, настанет свой черёд». Подготовка к изданию сборника.

1

Проектная работа

32-33

Наш сборник «Проба пера»

2

  Практикум  

34

Презентация сборника

1

Презентация сборника  

35

Итоговый урок

1

Содержание курса

9 класс

Заметка.  

Заметка типа художественного описания с элементами повествования. Информационная заметка с отрицательным содержанием. Заметки на темы, связанные с оценкой поступков. Заметка на дискуссионную тему. Заметка-благодарность. Заметка-вопрос. Проба пера: заметка в школьную газету.

Интервью.

 Интервью как универсальный метод получения информации. Виды интервью: интервью-монолог, интервью-сообщение. Анализ образцов интервью, взятых из различных газет и журналов. Проба пера: интервью со школьником, сотрудником школы (на выбор) с использованием технических средств. Зарисовка, ее виды (пейзажная, портретная, бытовая, производственная). Репортаж. Метод наблюдения. Фиксация в тексте хода репортажа и результатов. Критерий отбора события для репортажа, предметная основа жанра. Оперативность, динамичность, наглядность, активно действующее авторское "я", внимание к детали и подробности. Событийный репортаж (оперативность, хронологичность).

Тематическое планирование

п/п 

Тема занятия 

Количество часов

Основные формы

1 

«Давайте познакомимся».

1

Беседа  

2 

«От рукописи до газетной страницы»

1

Экскурсия в редакцию районной газеты, беседа  

3 

«О чем писать в газету?»

1

Беседа  

4 - 5 

«Информационная заметка»

2

Лекция, практикум

6 

«Критическая заметка»

1

Лекция, беседа

7 

«Организация работы редколлегии кружка»

1

Практикум  

8 -9 

«Портрет в несколько строк»

2

Лекция, беседа

10 

«Заголовок заметки, его роль»

1

Семинар  

11 

«Как «разговорить» собеседника?»

1

 Деловая игра,  беседа  

12 -13 

«Что такое интервью?»

2

Семинар, практикум

14 

«Сатирическая заметка».

1

Лекция, беседа

15 

«Репортаж. Как правильно его подготовить?»

1

Деловая игра

16- 

17 

«Читательская конференция по номерам газеты «Трудовое знамя»

2

Конференция  

18 

«Язык заметок в стенгазете»

1

Обзорная беседа  

19 - 20 

«Как отредактировать материал?»

2

Практическое занятие.

21 

«Если бы я был редактором...»

1

  Ролевая игра

22

«Стиль написания газетных материалов»

1

Семинар  

23 

Экскурсия  в краеведческий музей.

1

 Экскурсия  

24 

«От факта к теме»

1

 Беседа  

25-26 

«Опрос. Как правильно его провести?»

2

Практикум  

27 

«Как оформить стенгазету?»

1

Семинар  

28 

Практическое  занятие «Мы делаем газету».

1

Проектная работа

29 

«Как работать с автором»

1

Беседа  

30 

Экскурсия  на предприятие, в учреждение.

1

Экскурсия, беседа

31 

Практическое занятие «Коллективное интервью».

1

 Практикум  

32-33 

Практическое занятие

«Лучший корреспондент».

2

 Деловая игра

34 

Итоговое занятие: «Чему мы научились».

1

 Презентация  

35

Презентация работ

1

Выставка творческих работ

ИТОГО: 

35 часов. 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности «Подвижные игры» Направление деятельности: физкультурно-оздоровительное. Для учащихся 1 класса.

Данная программа разработана для учащихся 1 класса и рассчитана на 1 год обученияС давних пор игра составляла неотъемлемую часть жизни человека. Проблема укрепления здоровья, развития полож...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по курсу «Основы проектной деятельности»

Программа разработана на основеразработана на основе Конвенции о правах  ребенка, закона РФ «Об образовании» в действующей редакции, Устава Гимназии, Концепции модернизации российского...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Хочу все знать!» (2016-2017 учебный год) (программа направлена на развитие познавательной деятельности на период 1 год)

Данный курс имеет духовно-нравственную, познавательную, исследовательскую направленность, предлагает новые для воспитанников знания, не содержащиеся в образовательных базовых предметов.Программа рассч...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...