Сценарий литературной гостиной . Писатель, влюблённый в тундру, П.Пунух
методическая разработка по литературе (7, 8, 9 класс)
Сценарий для учащихся 7- 9 классов, рассказывающий о судьбе и творчестве северного писателя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_literaturnoy_gostinoy_p.punuh_.doc | 105 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературная гостиная «Писатель, влюблённый в тундру» (к юбилею писателя Пэли Пунуха (1894 — 1971)
Цель: создать условия для вхождения учащихся в мир творчества П.Пунуха, для развития этических и коммуникативных качеств личности.
Задачи: -способствовать развитию познавательного интереса к литературе; - формировать умение видеть рядом с повседневностью прекрасное;
- воспитывать любовь к прекрасному, уважение к творческому наследию соотечественников. Оборудование мероприятия: -Мультимедийное оборудование со звуковым сопровождением. -Презентация “Писатель, влюблённый в тундру” (Приложение1) -Видеозапись «Тундра в щедрости меры не знает» -Аудиозаписи: Э.Григ «Утро», Ф.Шопен «Ноктюрн», Songs from a Secret Gardeт, С.Рахманинов «Элегия», минусовка песни «Увезу тебя я в тундру» (М. Фрадкин – М. Пляцковский). -Рисунки учащихся к рассказам П.Пунуха. -Выставка книг – сборников П.Пунуха. -Гостевая книга.
Ход мероприятия
Звучит минусовка песни «Увезу тебя я в тундру» (М. Фрадкин – М. Пляцковский). Рассказ сопровождается демонстрацией презентации “Писатель, влюблённый в тундру”(Приложение1)
Ведущий 1 Добрый день, дорогие друзья!
Ведущий 2: Здравствуйте, уважаемые гости! Мы приветствуем вас на очередном заседании литературной гостиной “Встречи”, которая посвящается творчеству известного северного писателя Пэли Пунуха.
Чтец 1 (стихотворение П. Явтысова « Родная земля» на фоне музыки (Ф.Шопен «Ноктюрн»)
Пусть торопятся люди к большим городам, Пусть места выбирают себе потеплей, Я прописан в холодном краю навсегда, И нельзя разлучиться мне с тундрой моей. Будет Малую землю Печора поить, Будут песни звенеть на её берегу. Без меня этот край может жить – не тужить. Только я без него ни за что не смогу.
Ведущий 1 Третьего марта 2019 года исполнится 125 лет со дня рождения замечательного северного писателя –прозаика, педагога, журналиста Пэли Пунуха. Пэля Пунух - литературный псевдоним Тимофея Петровича Синицына.
Ведущий 2 Пэля Пунух расшифровывается просто. Пэля - от ненецкого слова «пеля»-половинка, половина. Пунух – от слова пунух, пунушка, птичка, которая весной первая прилетает в Заполярный край, в тундру, такая же маленькая птичка, как синичка. Он – Пэля Пунух – часть этой необычной северной Земли.
Чтец 2 ( стихотворение Ан. Иванова «Письмо с Севера»)
Ты пишешь, как живу на Севере, Вблизи полярных берегов? Да вот купаюсь в чистом серебре Морозных северных снегов. Я сам родился посредине Зимы российской и земли, На той возвышенной равнине, Что Среднерусской нарекли. Пусть мучает кого-то голод. По морю теплому в Крыму, Но здешних мест суровый холод Приятен сердцу моему. Здесь лето ягодой морошкой, Неведомой в твоем краю, Наполнит светом не лукошко -Всю душу высветит мою.
Демонстрируется видеоролик « Тундра в щедрости меры не знает» (звучит песня «Сихиртя» в исполнении Елены Лаптандер)
Ведущий 1 Тимофей Петрович прожил жизнь, полную драматических событий. Родился он далеко от ненецкой земли, в деревне Демидовской Шенурского уезда, в беднейшей крестьянской семье. Отец его умер, когда Тимоше было три года. На руках у матери, кроме него, остались ещё три дочери и два сына. Вспоминая свои детские годы, Тимофей Петрович рассказывал: «Приду из школы, прошу: «Мама, дай пятачок на книгу». Незамедлительный ответ: «Я тебе дам пятачок – сковородником по лбу – заблестит сразу».
Ведущий 2 Мать его, Наталья Карповна, была мудрой женщиной, она воспитывала детей, напоминая чуть ли не ежедневно о справедливости и премудрости творца «всего видимого и невидимого», но не забывая и народную мудрость. Учила детей: «Чужой совет примечай, да за своё дело только своей головой отвечай: чужой умок, что весенний ледок», «Не боги горшки обжигают». Эта народная мудрость, наверное, и помогла младшему сыну определить свой путь, стать образованным человеком».
Ведущий 1 Матери Наталье Карповне трудно было одной воспитывать шестерых детей. «До семи лет я буквально нищенствовал»,- вспоминает писатель. Кто знает, как сложилась бы судьба мальчика, если бы не участие добрых людей. Семилетнего оборванца, удившего рыбу, заметил учитель местной школы, разговорился с ним, позвал учиться. Учение давалось легко, Он быстро и выразительно читал. Учитель попросил его читать книги вслух крестьянам, особенно мальчик любил читать в лицах «Тараса Бульбу».
Ведущий 2 После окончания «школы грамоты» по совету того же учителя Тимофей продолжал учёбу в двухклассном училище с. Воскресенское, расположенном в семи верстах за рекой Вагой. Огромная жажда знаний помогла юноше окончить не только это училище, но и выдержать конкурсные экзамены в Архангельскую учительскую семинарию.
Ведущий 1 Только два учебных заведения давали бесплатное образование: фельдшерская школа и учительская семинария. Он выбрал семинарию, там он получал стипендию. Подрабатывал частными уроками. Через четыре года в 1913 году Синицын вернулся учителем в ту двухлассную школу, которую сам окончил.
Ведущий 2 С 1917 по 1920 гг. работал учителем 5-6 классов образцового училища при Учительской семинарии г. Архангельска и активно занимался общественными делами: был членом губернской земской управы, комиссии по страхованию морских судов, губернского совета крестьянских депутатов. В эти же годы у будущего писателя появляется интерес к литературному творчеству. В 1915 г. на страницах газеты "Северное утро" печатаются его первые статьи.
Ведущий 1 После Февральской революции Тимофей Петрович Синицын был избран земляками на губернский крестьянский съезд, вступил в партию эсеров. В Архангельске, с декабря 1917 по март 1918, был редактором газеты "Воля Севера" ("Вольный Север", "Север") и входил в состав Временной губернской земской управы. Позднее возглавил редакцию журнала "Вестник земельно-лесного дела".
Ведущий 2 В период интервенции был одним из руководителей подпольной правоэсеровской организации, выступавшей против иностранных войск. И всё же после освобождения Архангельска, в 1920-е подвергался арестам сотрудниками ГПУ как бывший эсер. И хотя каждый раз его освобождали без суда, он понимал, что в покое его не оставят. ЧК-НКВД арестовало Синицына трижды, в 1920 – 1921 и в 1937-ом годах.
Ведущий 1 В 1922-1924 гг. – он директор детдома в Петрограде. В 1924-1925 гг. - заведующий информационным отделом архангельской губернской газеты "Волна".
Ведущий 2 Переломным периодом, предопределившим писательский путь Тимофея Синицына, явился 1925 год. Осенью 1925 года Архангельский Комитет Севера предложил Тимофею Петровичу поехать на Новую Землю, чтобы создать там школу-интернат для ненецких детей. «Трудным был путь на далёкий заполярный остров, куда отец отправился вместе с женой, хотя они ждали ребёнка, - пишет дочь писателя. - Школу в становище Малые Кармакулы отец содавал в выделенном для неё холодном бараке».
Ведущий 1 Председатель островного Совета Тыко Вылка помогал Синицыну собрать в школу-интернат учащихся из разных становищ. Не все ненцы хотели отдавать своих детей в школу, расположенную далеко от мест их проживания. Сыграло свою роль и решение общего собрания.
Чтец 3 (отрывок из очерка «Школа на Новой Земле» из книги очерков «Под вой пурги» фоне музыки (С.Рахманинов «Элегия»)
Март 1924 года. На острове Новая Земля съезд Советов. Делегаты съезда - русские и ненцы. Председателем островного Совета впервые избирается ненец Тыко Вылка. Страх и светлая радость охватывают Тыко, заставляют начать разговор, который никогда и никем из ненцев не затевался:
- За честь... за доверие... спасибо, товарищи!.. Задаю вопрос...
Перехватило дыхание. Мысль была ясна, как солнечный день. Выразить её словами родного языка было бы легко. А говорить надо так, чтобы поняли и русские, и ненцы. Говорить надо по-русски.
- Своё согласие... даете ли, товарищи делегаты... даете ли свое согласие, чтобы наш островной Совет попросил Архангельский губернский Совет, попросил, чтобы открыть на Новой Земле... ненецкую школу на Новой Земле открыть?
Вот и всё. Сказал-таки Тыко Вылка то, что хотел сказать. Светлыми горошинками катятся капельки пота по щекам, запутываются в кустистых бровях, отсыревшая рубашка липнет к спине: очень почему-то в комнате жарко стало. А в ушах точно песня звучит.
- Какую ты, Тыко, выдумал школу открыть?
Вздрогнул - так неожиданно прозвучал этот вопрос. Вылка побледнел, окинул присутствующих недоумевающим взглядом.
- Амгэ? (Что?)
- Повтори название школы, - дружески обратился к нему другой участник съезда. - По-русски назови школу, которую надо открыть.
- А я разве не по-русски назвал? - удивился Тыко.
Какой стыд: самое сокровенное своё желание не сумел сделать понятным для русских. Вылка снова поднялся.
- Когда и кто первый из русских самоедами нас назвал - о том не знаю, о том и говорить не стану... А то, что никто из нас, ненцев, сам себя не ест, - об этом вы сами знаете хорошо. "Самоеды"- клевета на мой народ, прозвище это. Сами себя мы называем так: ненцы, нен-цы. Я говорю, - продолжал Тыко после небольшой паузы, - о школе для наших, для ненецких детей. Родина наших детей - Новая Земля. Мы хотим, чтобы наши дети тоже были грамотными, как ваши. Мы хотим, чтобы наши дети учились грамоте у себя на родине. Тыко хотел говорить ещё, но теплые дружелюбные голоса русских прервали его:
- Хлопочи школу для своих ребят.
- Доброе дело надумал - доводи до конца. А мы поддержим тебя, поможем.
В ушах Тыко Вылки словно снова зазвучала радостная песня...
Ведущий 2 Школа была создана и зажила. Выручала природная закалка ненецких ребятишек. Школьные порядки даже полюбились большинству учеников, они научились читать, писать, считать. В школе-интернате детей приучали к бане, к трезвым праздникам. Тимофей Синицын был первым педагогом ненецкой школы на Новой Земле и в историю ненецкого округа вошел как один из зачинателей народного образования.
Ведущий 1 В 1926-1928 гг. вместе с женой-учительницей русского языка и литературы работал в Нижней Пёше. Мария Павловна Залевская - жена Синицына. На старом Маймаксанском кладбище есть памятник, на котором высечено:`Залевская Мария Павловна. Ниже крупными буквами – учительница.
Ведущий 2 Через два года семья переехала в Тельвиску близ Нарьян-Мара. Тимофей Петрович открыл для себя новый мир, который надолго его увлёк как педагога и помог становлению в нём писателя. Все эти годы Т. П. Синицын вёл дневник. Почти десять лет прожила семья в ненецком округе.
Ведущий 1 Писателем Синицын стал неожиданно. После 2-х лет работы в школе Тимофей Петрович написал отчёт в губернский отдел народного образования. Отчёт сочли непригодным в качестве деловой бумаги, но в Москве в Комитете Севера решили, что отчёт - рассказ о северных детях может стать книжкой.
Ведущий 2 В 1928 г. его дневниковые записи о работе в ненецких школах были опубликованы в журнале "Народный учитель", и в том же году в издательстве "Работник просвещения" вышла книга очерков Тимофея Петровича о Новой Земле - « Под вой пурги». Отрывок из неё вы только что слышали.
Ведущий 1 Так начался творческий путь писателя. Успех первой книги окрылил учителя. Тимофей Петрович работает, уверовав в свои творческие возможности, работает как одержимый. Одна за другой выходят в свет его книги: «Очерки о Новой Земле», «Не по шаману», «Девочка Савоне», «Борька в тундре» и «Новоземельские будни», «Пята тысячелетий». А в 1932 году он публикует в журнале «Социалистический Север» и «Звезда Севера» главы из исторической повести «Тайборей» («Стрела восстания»).
Ведущий 2 Повесть Пэли Пунуха «Борька в тундре» впервые была издана в Архангельске в 1930 году.
Чтец 4 (отрывок из повести «Борька в тундре»)
…Весной, как только открылась навигация, на пароходе в далёкий посёлок на берегу Ледовитого океана приехал с отцом пионер Борька. И в дороге, и на новом месте всё ему было в диковинку, всё интересно, необычно. Жители посёлка встречали пароход. Среди них на берегу стоял и ненецкий мальчик Иван. Тут и познакомились два пионера - ненец и русский. И это знакомство переросло в настоящую, крепкую дружбу.
С помощью Ивана, Борька делает для себя одно открытие за другим: узнаёт, как живут и охотятся, ловят рыбу ненцы, как пастухи охраняют от волков тысячные оленьи стада. Иван любит свой край и его природу. Борьке тоже нравятся бескрайние просторы тундры, холодное северное море. Вместе с другими школьниками он помогает взрослым, становится заядлым рыболовом и охотником.
Ведущий 1 Книги Пэли Пунуха (под этим псевдонимом Т.П.Синицын стал печататься с 1930 г.), реалистически рисующие суровую жизнь ненцев, первые шаги Советской власти в Заполярье, бурные события, связанные с коллективизацией, с преобразованиями в тундре, не остаются незамеченными.
Ведущий 2 О них хорошо отзываются читатели; высокую оценку даёт им пресса. Журнал «Звезда» в 1932 г. писал: «Крупным и первым серьёзным вкладом в северную литературу является целый ряд произведений Пэли Пунуха. В этих произведениях впервые в советской литературе показаны самые различные уголки жизни целого, до этого почти неизвестного, ненецкого народа».
Ведущий 1 Творчеством Пэли Пунуха заинтересовался А.М.Горький, 27 ноября 1933г. он направил письмо архангел ьскому писателю по поводу «Пяты тысячелетий». Книга понравилась Горькому «её суровой правдой и отличным знанием материала». Он писал Тимофею Петровичу: «Очень хороши у Вас диалоги и монологи». Но предостерегал: «Не гонитесь за красивостью, не выдумывайте красоту, пишите просто, честно – красота сама явится». В писательской судьбе П.Пунуха активное участие принимал и С.Я.Маршак
Ведущий 2 Писатель не случайно избрал для себя ненецкий псевдоним: все его произведения посвящены одной теме - жизни ненецкого народа. О жизни ненцев он писал не как пришлый наблюдатель, а как человек, долго проживший среди северных кочевников и глубоко постигший особенности их быта, обычаев, хорошо знающий думы и чаяния ненецкого народа.
Ведущий 1 По-настоящему зрелым произведением писателя явилась его повесть "Новоземельские будни" (1930). Автор сознательно отказался здесь от внешне занимательного сюжета и главное внимание сосредоточил на раскрытии внутреннего мира героев. Удивительна судьба девяностолетнего ненца Ефима Тайборея, убежденного защитника старины, и его внука Яшки, познавшего в школе правду новой жизни.
Чтец 5 (отрывок из повести "Новоземельские будни" на фоне музыки (Э.Григ «Утро»)
Яшка Лаптандер не знал матери: она умерла раньше, чем он научился говорить слово «небе». Белый медведь разорвал Яшкиного отца за полгода до рождения Яшки. Отец Яшкиной матери – Ефим Тайбарей – и взял внука к себе. С дедом да с собакой и прожил Яшка свои первые четыре года. Хорошие ли, худые ли были эти годы – не знает, не помнит Яшка. Но он никогда не забудет того времени. По зимам дед бил из ружья белых медведей, нерп, белух и моржей, ловил капканами песцов. Летом ловил дед рыбу – гольца, охотился на гусей, собирал птичьи яйца. Яшка всегда и везде был с дедом. Во всём помогал деду. Так прожили вместе семь годов – дед и внук. Всегда вместе, как иголка и нитка: куда один – туда другой. Дед учил внука охотиться, рассказывал сказки и были про старину стародавнюю. Про молодые свои годы. Внук верил деду во всём. И дед любил внука… А внук любил деда. И оба любили солнце. Первые дни февраля. Утро с безоблачным небом. Тихо. Морозно. От красной зари чуть-чуть розовеет белый снег на земле. От красной зари пламенем полыхают окна в домах. И раньше других вышли встретить красную зарю двое: ненец Ефим Тайборей и его внук Яшка Лаптандер. Оба сидят на снегу, на пригорке. У обоих ноги калачиком сложены. Оба смотрят туда, где заря: ждут солнца. Дед говорит: - Солнце – оно как человек всё равно. Ходит-ходит и устанет. Устанет – за горы на покой пойдёт. Яшка слушает деда. Глядит на большие горы, полукругом оцепившие заснеженные домики. И верит деду Ефиму. Верит, что солнце – как и дед, и он, Яшка…
Ведущий 2 В 1936 г. Пэля Пунух был принят в члены Союза писателей.СССР. В течение двух лет Т. П. Синицын работал в окружной газете "Няръяна вындер", затем перешёл педагогом в Колоколковскую культбазу Ненецкого округа (недалеко от Нарьян-Мара). Вскоре, оказавшись перед неминуемой угрозой ареста по доносу, тайно, с помощью знакомого оленевода бежал в вологодский город Грязовец Вологодской области, где в то время жила его семья.
Ведущий 1 Через несколько месяцев Синицын был арестован как "враг народа" и отправлен под конвоем в Архангельск, а в навигацию - в Нарьян-Мар. Находился под следствием в НКВД. "Учитель Колоколковской ненецкой школы, бывший эсер Синицын-Пунух Тимофей Петрович, - уточняется в постановлении, - ведет контрреволюционную агитацию и берёт под защиту разоблаченных врагов народа».
Ведущий 2 «Работая в редакции газеты "Няръяна вындер", - значится далее, - проводил разлагательскую политику среди работников редакции, за что в ноябре 1936 года с работы был снят". Благодаря счастливому стечению обстоятельств весной 1938 г. вернулся в Архангельск и даже получил должность завуча в Заостровской школе.
Ведущий 1 В годы Великой Отечественной войны в 1941-1945 годах жил в Архангельске, «Это было страшное и голодное время. Продовольствия катастрофически не хватало, по уровню смертности Архангельск находился на втором месте после блокадного Ленинграда», - вспоминает Полярина Синицына.
Ведущий 2 П.Пунух работал корректором и корреспондентом в "Правде Севера". В марте 1945 г. его перевели на работу штатным корреспондентом редакции по Шенкурскому району. Но душа его рвалась в Заполярье. В 1947 его зачислили собкором по Новой Земле с мизерной ставкой в 200 рублей, и то за счёт "недорасхода" по другим районам. Он приехал в Ненецкий округ, снова устроился на работу в школу, затем работал инспектором Большеземельского роно в посёлке Харута. При этом оставался внештатным корреспондентом "Правды Севера" по Новой Земле.
Ведущий 1 В 1951 г. Пунух приехал в Архангельск. Здесь он жил и работал до конца своих дней. После войны Пэля Пунух возвращается к писательской деятельности. Долго и мучительно он работает над исторической повестью «Стрела восстания». «Я её не раз откладывал, - рассказывал Тимофей Петрович.- Проходило какое-то время, - снова садился за неё и снова бросал в ящик письменного стола». Наконец «Стрела восстания» увидела свет: в 1963 году её выпустило архангельское книжное издательство
Ведущий 2 Известный критик Ш.Галимов называл П.Пэнуха «незаурядным мастером трудного литературного жанра – исторического повествования». В 60-70-е гг. в Архангельске были переизданы повести Пэли Пунуха «Девочка Савоне» и «Борька в тундре». В 1969г. издательство «Советский писатель» выпустило стотысячным тиражом книгу П. Пунуха «Новоземельскаие будни». Эта книга скрасила последние месяцы тяжело больного, прикованного к постели писателя, справедливо названного «вдохновенным певцом созидательной жизни ненецкого народа».
Ведущий 1 Пэля Пунух по праву считается первооткрывателем ненецкой темы в советской литературе. Умер писатель 18 июня 1971 года. Похоронен в Архангельске, на Кузнечевском кладбище.
Ведущий 2 Дочь П.Пунуха, Полярина Тимофеевна Синицына, отличник просвещения СССР, профессор, родилась (27 ноября 1925) на острове Новая Земля в становище Малые Кармакулы. «Жила семья в холодном доме, где к утру в углах комнаты образовывался иней. Там я родилась, и не случайно отец дал мне имя Полярина», - писала она.
Ведущий 1 В 1942 году Полярина с отличием окончила полную среднюю школу Исакогоркого района г. Архангельска и поступила в институт на английское отделение. После первого курса Полярина Тимофеевна стала работать в газетах: «Моряк Севера», «Арктическая звезда».
Ведущий 2 В 1948 году Полярина Тимофеевна окончила с отличием Архангельский государственный педагогический институт, получив квалификацию преподавателя английского языка. С 1959 года была заведующей кафедрой английского языка АГПИ, затем проректором по научной работе АГПИ. Позже по собственному желанию была переведена на должность доцента кафедры иностранных языков, где работала до выхода на заслуженный отдых. Ушла из жизни 21 декабря 2012 года.
Ведущий 1 Сын Всеволод Синицын в 1951 году окончил с медалью школу № 6 в г.Архангельске. В семье, где все были гуманитариями, вырос увлеченный техникой юноша, впоследствии ставший крупным специалистом, кандидатом технических наук, профессором Ярославского технического университета. Кафедрой машиностроения он заведует свыше тридцати лет.
Ведущий 2 Всеволод Синицын - автор восемнадцати изобретений, девяноста двух научно-методических работ. За многолетний преподавательский труд Всеволод Тимофеевич награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» второй степени.
Ведущий 1 Тимофей Петрович Синицын, прожил жизнь, полную драматических событий. Пэля Пунух - писатель-первооткрыватель. Писатель, влюблённый в тундру. Он первым из писателей талантливо рассказал о жизни ненцев, их нравах, обрядах, психологии. Книги Пунуха знакомят с историей маленького народа, живущего "на краю земли".
Ведущий 2 Заслуга П. Пунуха ещё и в том, что по его тропе, проложенной в тундре, к ненцам пришли другие русские писатели, чтобы, не повторяя своего предшественника, сказать свое слово о судьбах ненецкого народа.
Чтец 6 (стихотворение Александра Яшина «Запасаемся светом» на фоне музыки (Songs from a Secret Garden)
В край добра и чудес
С прежним рвусь интересом.
Я из тех самых мест,
Где семь вёрст до небес
Рукавицы в мороз
Прикипают к ладоням.
С храпом тянут свой воз
И олени и кони.
Слава наша хрупка,
Вечны только мерзлоты…
Но моим землякам
Любы эти широты.
Ночи долги невмочь,
Но зато мы уж летом
На всю долгую ночь
Запасаемся светом.
Ведущий 1. Закончилась наша встреча. Спасибо за внимание. Добра вам, мира, душевного тепла, любви к родному краю.
Ведущий 2. До новых встреч в литературной гостиной!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
.Сценарий литературной гостиной, посвящённой жизни и творчествуМарины Цветаевой
Жизнь и творчество великого поэта М.И.Цветаевой всегда интересны старшеклассникам глубиной проникновения, мелодикой и трагизмом. Литературная гостиная помогает учащимся понять и осознать суть её...
Сценарий литературной гостиной "Поговорим о маме"
Данная разработка представляет сценарий внеклассного мероприятия (литературной гостиной), посвященного дню матери....
Сценарий литературной гостиной " Все начинается с любви...", посвященной Дню рождения поэта Р. Рождественского.
Сценарий будет очень полезен литераторам для проведения уроков, классных часов, посвященных творчеству Р. Рождественского....
Сценарий литературной гостиной, посвященной творчеству Р.Л.Стивенсона
Литературная гостиная проводится на английском языке. Рассказ о творчестве писателе сопровождается презентацией PowerPoint. Учащиеся рассказывают стихи Р.Л. Стивенсона, показывают инсценировку из "Ост...
Сценарий литературной гостиной, посвящённой Дню Матери
Субъектом учебно-воспитательного процесса, кроме учителя и ученика, является родитель. Поэтому в своей деятельности классного руководителя средствами творческого компонента урока литературы я приглаша...
Сценарий «Литературная гостиная. Встречи с Михаилом Зощенко» (к 120-летию писателя)
Театрализованное открытое мероприятие по литературе посвящено юбилею великого русского сатирика М.Зощенко. Подготовила Поломошнова Наталья Анатольевна, учитель русского языка и литературы в...
Внеурочное мероприятие по литературе литературная гостиная “ Писатель,который затрагивает душу”
Одной из форм учебно-воспитательного процесса, составляющего часть воспитания, является внеурочная работа . Внеурочная работа - важнейшая составная часть профессиональной деятельности учителя-словесни...