Сценарий «Литературная гостиная. Встречи с Михаилом Зощенко» (к 120-летию писателя)
методическая разработка по литературе (9, 10, 11 класс) на тему
Театрализованное открытое мероприятие по литературе посвящено юбилею великого русского сатирика М.Зощенко. Подготовила Поломошнова Наталья Анатольевна, учитель русского языка и литературы высшей категории МБОУ СОШ №61 п. Персиановский Октябрьского района Ростовской области
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сценарий гостиной"Встречи с Зощенко" | 1.59 МБ |
Презентация М.Зощенко | 872.52 КБ |
Рассказы для инсценирования | 28.11 КБ |
Джаз - начало | 2.16 МБ |
фокстрот 30-х годов | 2.54 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Испуганный писатель – это потеря квалификации.
М.Зощенко
Счастье бывает не тогда, когда у вас все есть, а когда чего-нибудь нет и вы хотите этого и достигаете - вот счастье. Достигнув же, вы часто бываете несчастны, ибо в жизни вашей одним желанием уже меньше.
Михаил Зощенко –русский сатирик
1894-1958
Самое важное в жизни - слова. Из-за них люди шли на костры.
М.Зощенко
Предварительный просмотр:
НЕРВНЫЕ ЛЮДИ
Недавно в нашей коммунальной квартире драка произошла. И не то что драка, а целый бой. На углу Глазовой и Боровой.
Дрались, конечно, от чистого сердца. Инвалиду Гаврилову последнюю башку чуть не оттяпали.
Главная причина - народ очень уж нервный. Расстраивается по мелким пустякам. Горячится. И через это дерется грубо, как в тумане.
Оно, конечно, после гражданской войны нервы, говорят, у народа завсегда расшатываются. Может, оно и так, а только у инвалида Гаврилова от этой идеологии башка поскорее не зарастет.
А приходит, например, одна жиличка, Марья Васильевна Щипцова, в девять часов вечера на кухню и разжигает примус. Она всегда, знаете, об это время разжигает примус. Чай пьет и компрессы ставит.
Так приходит она на кухню. Ставит примус перед собой и разжигает. А он, провались совсем, не разжигается.
Она думает:
- С чего бы он, дьявол, не разжигается? Не закоптел ли, провались совсем!
И берет она в левую руку ежик и хочет чистить.
Хочет она чистить, берет в левую руку ежик, а другая жиличка, Дарья Петровна Кобылина, чей ежик, посмотрела, чего взято, и отвечает:
- Ежик-то, уважаемая Марья Васильевна, промежду прочим, назад положьте.
Щипцова, конечно, вспыхнула от этих слов и отвечает:
- Пожалуйста, отвечает, подавитесь, Дарья Петровна, своим ежиком. Мне, до вашего ежика дотронуться противно, не то что его в руку взять.
Тут, конечно, вспыхнула от этих слов Дарья Петровна Кобылина. Стали они между собой разговаривать. Шум у них поднялся, грохот, треск.
Муж, Иван Степаныч Кобылин, чей ежик, на шум является. Здоровый такой мужчина, пузатый даже, но, в свою очередь, нервный.
Так является это Иван Степаныч и говорит:
- Я, говорит, ну, ровно слон работаю за тридцать два рубля с копейками в кооперации, улыбаюсь, говорит, покупателям и колбасу им отвешиваю, и из этого, говорит, на трудовые гроши ежики себе покупаю, и нипочем то есть не разрешу постороннему чужому персоналу этими ежиками воспользоваться.
Тут снова шум, и дискуссия поднялась вокруг ежика. Все жильцы, конечно, поднаперли в кухню. Хлопочут. Инвалид Гаврилыч тоже является.
- Что это, - говорит, - за шум, а драки нету?
Тут сразу после этих слов и подтвердилась драка. Началось.
А кухонька, знаете, узкая. Драться неспособно. Тесно. Кругом кастрюли и примуса. Повернуться негде. А тут двенадцать человек вперлось. Хочешь, например, одного по харе смазать - троих кроешь. И, конечное дело, на все натыкаешься, падаешь. Не то что, знаете, безногому инвалиду - с тремя ногами устоять на полу нет никакой возможности.
А инвалид, чертова перечница, несмотря на это, в самую гущу вперся. Иван Степаныч, чей ежик, кричит ему:
- Уходи, Гаврилыч, от греха. Гляди, последнюю ногу оборвут.
Гаврилыч говорит:
- Пущай нога пропадает! А только не могу я теперича уйти. Мне сейчас всю амбицию в кровь разбили.
А ему, действительно, в эту минуту кто-то по морде съездил. Ну, и не уходит, накидывается. Тут в это время кто-то и ударяет инвалида кастрюлькой по кумполу. Инвалид - брык на пол и лежит. Скучает.
Тут какой-то паразит за милицией кинулся. Является мильтон. Кричит:
- Запасайтесь, дьяволы, гробами, сейчас стрелять буду!
Только после этих роковых слов народ маленько очухался. Бросился по своим комнатам.
- Вот те - клюква, с чего ж это мы, уважаемые граждане, разодрались?
Бросился народ по своим комнатам, один только инвалид Гаврилыч не бросился. Лежит, знаете, на полу скучный. И из башки кровь каплет.
Через две недели после этого факта суд состоялся.
А нарсудья тоже нервный такой мужчина попался - прописал ижицу.
1924
Аристократка
Рассказчик. Я, братцы мои, не люблю баб, которые в шляпках. Ежели
баба в шляпке, ежели чулочки на ней фильдекосовые, или мопсик у ней на
руках, или зуб золотой, то такая аристократка мне и не баба вовсе, а гладкое место.
А в своё время я, конечно, увлекался одной аристократкой. Гулял с ней и в театр водил. В театре-то всё и вышло. В театре она и развернула свою идеологию во всём объёме.
Рассказчик.
И как раз на другой день прислала комячейка билеты в оперу. Один
билет я получил, а другой мне Васька-слесарь пожертвовал.
На билеты я не посмотрел, а они разные. Который мой — внизу сидеть,а который Васькин — аж на самой галерке.
Вот мы и пошли. Сели в театр. Она села на мой билет, я — на Васькин.
Сижу на верхотурье и ни хрена не вижу. А ежели нагнуться через барьер, то
её вижу. Хотя плохо. Поскучал я, поскучал, вниз сошёл. Гляжу — антракт. А
она в антракте ходит.
— Здравствуйте,— говорю.
Аристократка. — Здравствуйте.
Рассказчик.— Интересно,— говорю,— действует ли тут водопровод?
Аристократка. — Не знаю,— говорит.
И сама в буфет. Я за ней. Ходит она по буфету и на стойку смотрит. А
на стойке блюдо. На блюде пирожные.
А я этаким гусем, этаким буржуем нерезаным вьюсь вокруг её и
предлагаю:
— Ежели вам охота скушать одно пирожное, то не стесняйтесь. Я
заплачу.
Аристократка. — Мерси.
Рассказчик. И вдруг подходит развратной походкой к блюду и цоп с
кремом, и жрёт.
А денег у меня — кот наплакал. Самое большое, что на три пирожных.
Она кушает, а я с беспокойством по карманам шарю, смотрю рукой, сколько
у меня денег. А денег — с гулькин нос.
Съела она с кремом, цоп другое. Я аж крякнул. И молчу. Взяла меня
этакая буржуйская стыдливость. Дескать, кавалер, а не при деньгах.
Я хожу вокруг неё, что петух, а она хохочет и на комплименты
напрашивается.
Я говорю:
— Не пора ли нам в театр сесть? Звонили, может быть.
А она говорит:
Аристократка. — Нет.
Рассказчик. И берёт третье.
Я говорю:
— Натощак — не много ли? Может вытошнить.__ А она:
Аристократка. — Нет, мы привыкшие.
Рассказчик. И берёт четвёртое.
Тут ударила мне кровь в голову.
— Ложи взад!
А она испужалась. Открыла рот, а во рте зуб блестит.
А мне будто попала вожжа под хвост. Всё равно, думаю, теперь с ней
не гулять.
— Ложи к чёртовой матери!
Положила она назад. А я говорю хозяину:
— Сколько с нас за скушанные три пирожные?
А хозяин держится индифферентно — ваньку валяет.
Буфетчица. — С вас за скушанные четыре штуки столько-то.
Рассказчик.— Как за четыре?! Когда четвёртое в блюде находится.
Буфетчица.— Нету, хотя оно и в блюде находится, но надкус на ём
сделан и пальцем смято.
Рассказчик.— Как надкус, помилуйте! Это ваши смешные фантазии.
А хозяин держится индифферентно — перед рожей руками крутит.
Ну, народ, конечно, собрался. Эксперты.
Одни говорят — надкус сделан, другие — нету.
А я вывернул карманы — всякое, конечно, барахло на пол
вывалилось,— народ хохочет. А мне не смешно. Я деньги считаю.
Сосчитал деньги — в обрез за четыре штуки. Зря, мать честная, спорил.
Заплатил. Обращаюсь к даме:
— Докушайте,— говорю,— гражданка. Заплачено.
А дама не двигается. И конфузится докушивать.
А тут какой-то дядя ввязался.
Дядя.— Давай я докушаю.
Рассказчик. И докушал, сволочь. За мои-то деньги.
Сели мы в театр. Досмотрели оперу. И домой.
А у дома она мне и говорит своим буржуйским тоном:
Аристократка. — Довольно свинство с вашей стороны. Которые без
денег — не ездют с дамами.
Рассказчик. А я говорю:
— Не в деньгах, гражданка, счастье. Извините за выражение.
Так мы с ней и разошлись.
Не нравятся мне аристократки.
1-й ведущий: В рассказе «Галоша», к примеру, описан занимательный
случай.
(Отрывок из «Галоши»)
Рассказчик. Конечно, потерять галошу в трамвае нетрудно.
Особенно, если сбоку поднажмут да сзади какой-нибудь архаровец на задник наступит,- вот вам и нет галоши. Галошу потерять прямо пустяки.
С меня галошу сняли в два счета. Можно сказать, ахнуть не успел.
В трамвай вошел - обе галоши стояли на месте. А вышел из трамвая -
гляжу, одна галоша здесь, на ноге, а другой нету. Сапог - здесь. И носок,гляжу, здесь. И подштанники на месте. А галоши нету.
А за трамваем, конечно, не побежишь. Снял остальную галошу,
завернул в газету и пошел так. После работы, думаю, пущусь в розыски. Не пропадать же товару! Где-нибудь да раскопаю.
После работы пошел искать. Первое дело - посоветовался с одним
знакомым вагоновожатым.
Тот прямо вот как меня обнадежил.
Знакомый вагоновожатый.- Скажи спасибо, что в трамвае потерял. В
другом общественном месте не ручаюсь, а в трамвае потерять - святое дело.
Такая у нас существует камера для потерянных вещей. Приходи и бери. Святое дело.
Рассказчик. - Ну, спасибо. Прямо гора с плеч. Главное, галоша почти
что новенькая. Всего третий сезон ношу.
На другой день иду в камеру.
- Нельзя ли, братцы, галошу заполучить обратно? В трамвае сняли.
Женщина в камере для потерянных вещей. - Можно! Какая галоша?
Рассказчик. – Галоша обыкновенная. Размер - двенадцатый номер.
Женщина в камере для потерянных вещей. - У нас двенадцатого
номера, может, двенадцать тысяч. Расскажи приметы.
Рассказчик. – Приметы обыкновенно какие: задник, конечно,
обтрепан, внутри байки нету, сносилась байка.
Женщина в камере для потерянных вещей. - У нас таких галош,
может, больше тыщи. Нет ли специальных признаков?
Рассказчик. – Специальные признаки имеются. Носок вроде бы
начисто оторван, еле держится. И каблука почти что нету. Сносился каблук.
А бока еще ничего, пока что удержались.
Женщина в камере для потерянных вещей. Посиди тут. Сейчас
посмотрим.
Рассказчик. Вдруг выносят мою галошу. То есть ужасно обрадовался.
Прямо умилился. Вот славно аппарат работает. И какие идейные люди, сколько хлопот на себя приняли из-за одной галоши. Я им говорю:
- Спасибо друзья, по гроб жизни. Давайте поскорей ее сюда. Сейчас я
надену. Благодарю вас.
Женщина в камере для потерянных вещей. Нет, уважаемый
товарищ, не можем дать. Мы не знаем, может, это не вы потеряли.
Рассказчик. Да я же потерял. Могу дать честное слово. Они говорят:
Женщина в камере для потерянных вещей. Верим и вполне
сочувствуем, и очень вероятно, что это вы потеряли именно эту галошу. Но отдать не можем. Принеси удостоверение, что ты действительно потерял галошу. Пущай домоуправление заверит этот факт, и тогда без излишней волокиты мы тебе выдадим то, что законно потерял.
Рассказчик. Братцы, святые товарищи, да в доме не знают про этот
факт. Может, они не дадут такой бумаги.
Они отвечают:
Женщина в камере для потерянных вещей. Дадут это ихнее дело
дать. На что они у вас существуют?
Рассказчик. Поглядел я еще раз на галошу и вышел.
На другой день пошел к председателю нашего дома, говорю ему:
- Давай бумагу. Галоша гибнет.
Председатель дома. А верно, потерял? Или закручиваешь? Может,
хочешь схватить лишний предмет ширпотреба?
Рассказчик. Ей-богу потерял. Он говорит:
Председатель дома. Конечно, на слова я не могу положиться. Вот если б ты мне удостоверение достал с трамвайного парка, что галошу потерял,- тогда бы я тебе выдал бумагу. А так не могу.
Рассказчик. Так они же меня к вам посылают.
Председатель дома. Ну, тогда пиши заявление.
Рассказчик. А что там написать?
Председатель дома. Пиши: сего числа пропала галоша. И так далее.
Даю, дескать, расписку о невыезде впредь до выяснения.
Рассказчик. Написал заявление. На другой день форменное
удостоверение получил.
Пошел с этим удостоверением в камеру. И там мне, представьте себе,
без хлопот и без волокиты выдают мою галошу.
Только когда надел галошу на ногу, почувствовал полное умиление.
Вот, думаю, люди работают! Да в каком-нибудь другом месте разве стали бы возиться с моей галошей столько времени? Да и выкинули бы ее - только и делов. А тут, неделю не хлопотал, выдают обратно.
Одно досадно, за эту неделю во время хлопот первую галошу потерял. Все время носил ее под мышкой, в пакете, и не помню, в каком месте ее оставил. Главное, что не в трамвае. Это гиблое дело, что не в трамвае. Ну где ее искать? Но зато другая галоша у меня. Я ее на комод поставил. Другой раз станет скучно, взглянешь на галошу, и как-то легко и безобидно на душе становится. Вот, думаю, славно канцелярия работает! Сохраню эту галошу на память. Пущай потомки любуются.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий Литературной гостиной, посвященной 70-летию Победы, Году литературы
Презинтация.Сценарий...
Сценарий литературной гостиной, посвященной жизни и творчеству Михаила Лермонтова « Душа уставшая моя» (К 200-летию М.Ю.Лермонтова)
Литературно-музыкальная композиция...
Сценарий литературной гостиной «Встреча с поэтом»
Сценарий литературной гостиной "Встреча с поэтом" в 9 классе. Цели: воспитание любви к малой родине, знакомство с местными поэтами, обогащение духовного мира учащихся, выявление одаренных де...
Сценарий литературной гостиной . Писатель, влюблённый в тундру, П.Пунух
Сценарий для учащихся 7- 9 классов, рассказывающий о судьбе и творчестве северного писателя....
Сценарий литературной гостиной к 400-летию смерти У. Шекспира
Сценарий литературной гостиной к 400-летию смерти У. Шекспира...
Сценарий "Литературная гостиная к 100 - летию А.И. Солженицына"
Сценарий разработан для учащихся старших классов с целью ознакомления с творчеством писателя...
Сценарий литературной гостиной ,посвященной 120-летию со дня рождения Антуана де Сент-Экзюпери
Данная методическая разработка может быть использована в качестве дополнительного материала на уроках французского языка ,на занятиях внеурочной деятельности и как внеклассное мероприятие...