Интегрированный урок русского языка и литературы по теме "Части".
методическая разработка (5 класс)
Урок анализа художественного текста стихотворения в прозе И. С. Тургенева "Воробей" на лингвистическом и лексико-семантическом уровнях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok_russkogo_yazyka_i_literatury_po_teme_chasti.docx | 54.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок русского языка и литературы по теме "Части».
Учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №87 имени Л. И. Новиковой» г. Нижнего Новгорода Сафронова Елена Николаевна
Класс: 5
Цели урока:
- Предметная– на основе понятия “части” интегрировать на уроке сведения, относящиеся к разным наукам.
- Метапредметная– активизировать мыслительную деятельность учащихся, используя разные виды учебной деятельности и разные учебные области; прививать умения соотносить разные области знаний, определять понятия.
- Личностная – воспитание чувства поддержки, взаимопонимания, воспитание доброго отношения к миру, сочувствия и сострадания.
Задачи:
- показать взаимосвязь языка и мышления;
- слить работу над развитием мышления с русским языком, литературой;
- дать представление о взаимосвязях в окружающей действительности.
Метапредметные результаты:
-уметь высказывать и отстаивать свою точку зрения, свои суждения о произведении
-развивать интерес к художественному произведению
-уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
-устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
-меть определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
-уметь работать индивидуально
-уметь формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
-уметь осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности;
--владение устной и письменной речью, монологической контекстной речь
Тип урока: интегрированный.
Форма проведения урока: урок-обобщение.
Оборудование: карточки, презентация к уроку, Толковый словарь Ожегова
Методы и педагогические приемы: учет возрастных особенностей учащихся, использование дидактических материалов, индивидуализация и дифференциация заданий для учащихся
Ход урока:
Учитель: Ребята, сегодня необычный урок. Необычен он тем, что сразу несколько предметов встречаются вместе. Какие это предметы – решать вам, делая выводы, обобщая.
Ход урока:
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Мотивация к уроку русского языка. (слайд ) |
Записываем тему урока | Предлагают варианты: часть слова, часть речи, часть предложения, часть текста. «Части» |
Целеполагание | Предлагает сформулировать задачу урока. | Задача: как «часть» помогает понять «целое». |
Сопоставление (слайд) | Предлагает сопоставить схемы простого и сложного предложений.
| Сопоставляя схемы, определяют структуру простого и сложного предложений. Записывают предложения, выделяют грамматические основы. Замечают в простом предложении два однородных сказуемых. |
Проблемный вопрос |
| Предполагают, что предложения могут быть связаны в рассказе, где описан случай из жизни. 1-е предложение – возможное начало текста 2-е предложение – напряженный момент в развитии действия (кульминация) |
Мотивация |
| Выражают интерес к тексту. |
Теоретический диктант (испытание) (слайд) | Предлагает вспомнить понятия: микротема, абзац, красная строка. | Записывают термины в тетрадь. |
Работа с текстом | Предлагает выделить микротемы, составить план.
| Читают текст, коллективно составляют план (или соотносят его с частями предложенного плана) 1. «Я возвращался с охоты». 2. Маленький воробей. 3. Он ринулся спасать. 4. Я отозвал собаку. 5. «Любовью… движется жизнь». |
Наблюдение 1: Как «работают» части речи в тексте? Микровывод: |
| Находят в тексте глаголы, делают вывод о выразительности глаголов: показывают, как стремительно происходит действие, что чувствует старый воробей. Это прилагательные и другие слова со значением признака. Они показывают внешний вид птицы. Части речи помогают понять характер героя |
Наблюдение 2: как «работает» часть слова? Проблемный вопрос: Словарная работа. Микровывод: | Предлагает выделить в словах суффиксы и определить их значение по словарю в учебнике. Предлагает подумать:
| Находят в словаре морфем значение суффиксов. Проходят к выводу, что автор хотел преувеличить, как дорог птенец родителю: в равной степени (сильно) страшно перед чудовищем и дорого детище. Индивидуальное задание: «детище» (устар.) Как страшно воробью, как велика его жертва. «героическая птица» Записывают предложение: Герой – это… |
Проблемная ситуация: | Ребята, мне очень нравится этот рассказ. Но я иногда думаю, зачем автор написал 5 часть, ведь основные события уже произошли? | |
Наблюдение 3: часть текста Словарная работа Словарная работа |
Эксперимент: что изменилось бы, если бы не было 5 части? | Просматривая текст, определяют: в 4 части Инд. зад.: «благоговеть» Выделяют основную мысль текста. Инд. зад. «афоризм» |
Вывод: |
| Часть – единица целого. Все части важны: даже маленькая часть слова оказывает влияние на смысл всего текста. |
Домашнее задание | Интегрированное | |
Рефлексия | Лист самоконтроля |
Приложения.
ВОРОБЕЙ
Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня. Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.
Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки. Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой — и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.
Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище... но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою! Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И все-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке... Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.
Мой Трезор остановился, попятился... Видно, и он признал эту силу. Я поспешил отозвать смущенного пса — и удалился, благоговея. Да, не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным ее порывом.
Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.
(И. С. Тургенев)
Листок самоконтроля (рефлексия). Ф.И._________________
Что на уроке показалосьважным | |
трудным | |
интересным | |
новым | |
Как оцениваешь своё участие в уроке: - был активным - внимательным - чутким к одноклассникам | Общая оценка своей деятельности: |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок (русский язык и литература) "Истинный петербуржец... Кто он?"
Урок мжно использовать для подготовки к ЕГЭ и ГИА (написание сочинения)...
Интегрированный урок русского языка и литературы "Письмо с фронта" 7 класс
Данный урок проведен в дни, посвященные 70-летию освобождения г.Калинина (Твери) от немецко-фашистских захватчиков. Направлен на углубление и расширение представлений уч-ся об эпистлярном жанре. Спосо...
Интегрированный урок русского языка и литературы в 5 классе «Повторение изученного в разделе «Фонетика и графика». Фонетические аспекты организации стиха в практике поэтов серебряного века».
Урок построен по технологии развивающего обучения и интеграции учебных предметов области "Филология". Обобщение и систематизация материала, изученного в разделе «Фонетика и графика», ведется на ...
Наш живой русский язык (по басням И.А. Крылова). Интегрированный урок русского языка и литературы в 5 классе.
Цели: показать на примере басен И.А. Крылова, что русский литературный язык - явление живое; продолжить формированиенавыков исследовательской работы учащихся; развивать навыки работы со словарями; вос...
Интегрированный урок русского языка и литературы в 6 классе (урок с использованием здоровьесберегающих технологий)
Тема урока:...
Интегрированный урок русского языка и литературы в 11 классе по теме «Входите! Входите, дети!» Роль литературы в будущем самоопределении молодежи (по рассказу М. Гелприна «Свеча горела»)
Тип урока: урок открытия нового знанияФормы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.Используемые технологии:Тренинговые технологии: технология «Дебаты»Технологии на основе эффективн...
Интегрированный урок русского языка и литературы в 9-м классе: "Повторение синтаксиса сложного предложения" (на примере повести И.С. Тургенева "Первая любовь» Степанова Светлана Викторовна, учитель русского языка и литературы
1).На материале повести И.С. Тургенева “Первая любовь” систематизировать, обобщить и закрепить знания о синтаксисе сложного предложения; помочь учащимся разобраться в нравственных проблема...