Интегрированный урок русского языка и литературы по теме "Части".
методическая разработка (5 класс)

Сафронова Елена Николаевна

Урок анализа художественного текста стихотворения в прозе И. С. Тургенева "Воробей" на лингвистическом и лексико-семантическом уровнях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок  русского языка и  литературы  по теме "Части».

Учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №87 имени Л. И. Новиковой» г. Нижнего Новгорода Сафронова Елена Николаевна

Класс: 5

Цели урока:

  1.  Предметная– на основе понятия  “части” интегрировать на уроке сведения, относящиеся к разным наукам.
  2.  Метапредметная– активизировать мыслительную деятельность учащихся, используя разные виды  учебной деятельности и разные учебные области; прививать умения соотносить разные области знаний, определять понятия.
  3.  Личностная – воспитание чувства поддержки, взаимопонимания, воспитание доброго отношения к миру, сочувствия и сострадания.

Задачи:  

  • показать взаимосвязь языка и мышления;
  • слить работу над развитием мышления с русским языком,  литературой;
  • дать представление о взаимосвязях в окружающей действительности.

Метапредметные результаты:

-уметь высказывать и отстаивать свою точку зрения, свои суждения о произведении

-развивать интерес к художественному произведению

-уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

-устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

-меть определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,

-уметь  работать индивидуально

-уметь формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

-уметь осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности;

 --владение устной и письменной речью, монологической контекстной речь        

Тип урока: интегрированный.

Форма проведения урока: урок-обобщение.

Оборудование: карточки, презентация к уроку, Толковый словарь Ожегова

Методы и педагогические приемы: учет возрастных особенностей учащихся, использование дидактических материалов, индивидуализация и дифференциация заданий для учащихся

Ход урока:

Учитель: Ребята, сегодня необычный урок. Необычен он тем, что сразу несколько предметов встречаются вместе. Какие это предметы – решать вам, делая выводы, обобщая.

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Мотивация к уроку русского языка.

(слайд )

  • Когда мы встречаемся с понятием «часть» в русском языке и литературе?

Записываем тему урока

Предлагают варианты: часть слова, часть речи, часть предложения, часть текста.

«Части»

Целеполагание

Предлагает сформулировать задачу урока.

Задача: как «часть» помогает понять «целое».

Сопоставление

(слайд)

Предлагает сопоставить схемы простого и сложного предложений.

  • Какие схемы вы видите?
  • Чем они отличаются?
  • Что означают части?
  • Какое несоответствие вы обнаружили?

Сопоставляя схемы, определяют структуру простого и сложного предложений.

Записывают предложения, выделяют грамматические основы.

Замечают в простом предложении два однородных сказуемых.

Проблемный вопрос

  • Могут ли быть связаны эти предложения в едином целом – в тексте? Предположите.
  • Как их можно связать?
  • В какой части текста может быть такое предложение?

  • Можно ли догадаться, о чем будет текст?
  •  Помощь: не подскажут ли нам задачи, которые вы решали в начале урока?

Предполагают, что предложения могут быть связаны в рассказе, где описан случай из жизни.

1-е предложение – возможное начало текста

2-е предложение – напряженный момент в развитии действия (кульминация)

Мотивация

  • Хотели бы вы узнать, что же такое случилось?

Выражают интерес к тексту.

Теоретический диктант (испытание)

(слайд)

Предлагает вспомнить понятия: микротема, абзац, красная строка.

Записывают термины в тетрадь.

Работа с текстом

Предлагает выделить микротемы, составить план.

  • Где мы увидели наши предложения? Мы правильно предположили?
  • Чем интересен текст?

Читают текст, коллективно составляют план (или соотносят его с частями предложенного плана)

1. «Я возвращался с охоты».

2. Маленький воробей.

3. Он ринулся спасать.

4. Я отозвал собаку.

5. «Любовью… движется

жизнь».

Наблюдение 1: Как «работают» части речи в тексте?

Микровывод:

  • Слова какой части речи помогают автору показать действия и состояние старого воробья?
  • Какая ещё часть речи помогает ярко и эмоционально описать состояние птицы? Почему именно они?

Находят в тексте глаголы, делают вывод о выразительности глаголов: показывают, как стремительно происходит действие, что чувствует старый воробей.

Это прилагательные и другие слова со значением признака.

Они показывают внешний вид птицы.

Части речи помогают понять характер героя

Наблюдение 2: как «работает» часть слова?

Проблемный вопрос:

Словарная работа.

Микровывод:

Предлагает выделить в словах суффиксы  и определить их значение по словарю в учебнике.

Предлагает подумать:

  • Почему автор использовал один и тот же суффикс в словах «детище» и «чудовище»? Что он хотел преувеличить? (Почему чудовище – понятно, а почему детище, ведь он маленький?)
  • Что нам становится понятно?
  • Как автор назвал   старого воробья за этот поступок?
  • Какой поступок можно считать героическим?

Находят в словаре морфем значение суффиксов.

Проходят к выводу, что автор хотел преувеличить, как дорог птенец родителю: в  равной степени  (сильно) страшно перед чудовищем и дорого детище.

Индивидуальное задание: «детище» (устар.)

Как страшно воробью, как велика его жертва.

«героическая птица»

Записывают предложение:

Герой – это…

Проблемная ситуация:

Ребята, мне очень нравится этот рассказ. Но я иногда думаю, зачем автор написал 5 часть, ведь основные события уже произошли?

Наблюдение 3:  часть текста

Словарная работа

Словарная работа

  • Когда заканчиваются основные события, действия?
  • Какое слово нам хочется уточнить?

Эксперимент: что изменилось бы, если бы не было 5 части?

Просматривая текст, определяют: в 4 части

Инд. зад.: «благоговеть»

Выделяют основную мысль текста.

Инд. зад. «афоризм»

Вывод:

  • Какой общий вывод о «части и целом»  мы можем сделать на основе сделанных наблюдений и эксперимента?

Часть – единица целого.

Все части важны: даже маленькая часть слова оказывает влияние на смысл всего текста.

Домашнее задание

Интегрированное

Рефлексия

Лист самоконтроля

Приложения.

ВОРОБЕЙ

       Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня. Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.

       Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки. Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой — и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.

        Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище... но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою! Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И все-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке... Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.

        Мой Трезор остановился, попятился... Видно, и он признал эту силу. Я поспешил отозвать смущенного пса — и удалился, благоговея. Да, не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным ее порывом.

      Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

                                                                                            (И. С. Тургенев)

Листок самоконтроля (рефлексия). Ф.И._________________

Что на уроке показалосьважным

трудным

интересным

новым

Как оцениваешь своё участие в уроке:

- был активным

- внимательным

- чутким к одноклассникам

Общая оценка своей деятельности:

Картинки по запросу картинки смайликиПохожее изображениеПохожее изображениеПохожее изображение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок (русский язык и литература) "Истинный петербуржец... Кто он?"

Урок мжно использовать для подготовки к ЕГЭ и ГИА (написание сочинения)...

Интегрированный урок русского языка и литературы "Письмо с фронта" 7 класс

Данный урок проведен в дни, посвященные 70-летию освобождения г.Калинина (Твери) от немецко-фашистских захватчиков. Направлен на углубление и расширение представлений уч-ся об эпистлярном жанре. Спосо...

Интегрированный урок русского языка и литературы в 5 классе «Повторение изученного в разделе «Фонетика и графика». Фонетические аспекты организации стиха в практике поэтов серебряного века».

Урок построен по технологии развивающего обучения и интеграции  учебных предметов области "Филология". Обобщение и систематизация материала, изученного в разделе «Фонетика и графика», ведется на ...

Наш живой русский язык (по басням И.А. Крылова). Интегрированный урок русского языка и литературы в 5 классе.

Цели: показать на примере басен И.А. Крылова, что русский литературный язык - явление живое; продолжить формированиенавыков исследовательской работы учащихся; развивать навыки работы со словарями; вос...

Интегрированный урок русского языка и литературы в 11 классе по теме «Входите! Входите, дети!» Роль литературы в будущем самоопределении молодежи (по рассказу М. Гелприна «Свеча горела»)

Тип урока: урок открытия нового знанияФормы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.Используемые технологии:Тренинговые технологии: технология «Дебаты»Технологии на основе эффективн...

Интегрированный урок русского языка и литературы в 9-м классе: "Повторение синтаксиса сложного предложения" (на примере повести И.С. Тургенева "Первая любовь» Степанова Светлана Викторовна, учитель русского языка и литературы

1).На материале повести И.С. Тургенева “Первая любовь” систематизировать, обобщить и закрепить знания о синтаксисе сложного предложения; помочь учащимся разобраться в нравственных проблема...