Рабочая программа по русскому языку 5 класс
рабочая программа (5 класс)
Пояснительная записка и тематическое планирование по русскому языку под. редакцией Шмелева А.Д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_rus-1.doc | 178 КБ |
Предварительный просмотр:
№ | Календарные сроки | Раздел курса | Тема урока | Основное содержание темы, термины, понятия | Универсальные учебные действия | |||
План | Факт | Познавательные УУД | Регулятивные УУД | Коммуникативные УУД | ||||
1 | Наш родной язык. (1глава). О языке и речи.(3ч.) | Вводный урок. | Родной язык. Государственный язык. Речь и речевое общение. Язык и речь. Устная и письменная речь. Чистота речи. Лингвистика. | Извлекать необходимую информацию из источников, интерпретировать текст, осмысливать цель чтения, искать и находить выразительные средства в предложениях Иметь представление о языке как системе и о речи как использовании средств языка для общения людей. Знать условия, необходимые для речевого общения | Ставить и адекватно формулировать цель деятельности . | Строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь. | ||
2 | Родной язык. | |||||||
3 | Язык и речь. | Создавать устные и письменные высказывания на лингвистические темы, пользуясь высказываниями великих людей как планом. | Осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию. | Воспринимать зрительно или на слух основную информацию текста. Пользоваться различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным), различными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым). | ||||
4 | Система языка (повторение изученного в начальной школе) 8ч. | Звуки и буквы. | Фонетика и орфоэпия. Ударение. Смыслоразличительная функция ударения. | Понимать устройство речевого аппарата, способы образования звуков русского языка, осознавать смыслоразличительную функцию звука. Овладевать основными понятиями фонетики: звук, слог, ударение, произношение. | Уметь проводить звуко-буквенный анализ слова. Определять степень успешности своей работы и работы одноклассников. | Научиться задавать вопросы, необходимые для организации деятельности, осознавать важность коммуникативных умений в жизни. | ||
5 | Состав слова. | Морфемы, части слова, однокоренные слова и формы слова. | Осознавать морфему как значимую единицу языка; отличие морфемы от других значимых единиц языка; роль морфем в процессах формо- и словообразования. | Интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; | ||||
6 | Имя существительное. | Морфология как раздел лингвистики. Части речи: самостоятельные и служебные. Собственные и нарицательные, одушевленные/неодушевленные существительные. Правописание существительных 3 склонения. | Анализировать и характеризовать общекатегориальное значение, морфологические признаки имени существительного, его синтаксическую роль. Приводить соответствующие примеры имен существительных разных типов склонения. Определять род, число, падеж, тип склонения имен существительных. | Преобразование практической задачи в познавательную. Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале. | Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. | |||
7 | Имя прилагательное. | Согласование прилаг. и сущ. Признаки прилагательного. | Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий . Анализировать и характеризовать общекатегориальное значение, морфологические признаки имени прилагательного, определять его синтаксическую роль. Определять род, число, падеж имен прилагательных; определять синтаксическую роль прилагательных | Преобразование практической задачи в познавательную. Правильно употреблять имена прилагательные с существительными. | Работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; | |||
8 | Местоимение. | Грамматическое значение местоимения. Личные местоимения. Употребление местоимения. | Проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя (изменение местоим.) | Точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме. | ||||
9 | Глагол. | Знать общее значение, морфологические признаки глагола, правописание глаголов. Морфологический разбор глаголов. | Определять тип спряжения глаголов, соотносить личные формы глагола с инфинитивом. | Уметь пользоваться изученными правилами на практике. | ||||
10 | Предложение. | Предложение как минимальное речевое высказывание. Однородные члены предложения. Виды предложений по цели высказывания. | Создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; Отличать предложения от словосочетаний. Определять границы предложений и способы их передачи в устной и письменной речи. | Уметь строить предложение на заданную тему. | ||||
11 | Входной контроль (Тест). | Уметь объяснять орфограммы в словах и знаки препинания в предложениях. | Осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию | |||||
12 | Правописание (5ч.) | Орфограммы и орфографические правила. | Орфография как система правил правописания слов и их форм. Орфограмма и орфографическое правило. | Иметь представление об орфографии как о системе правил. Формировать орфографическую и пунктуационную зоркость. Пользоваться способом подбора однокоренных слов с ориентацией на значение корня. | Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
| |||
13 | Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова. | Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова. Их правописание. | Формировать понятие орфограмм проверяемых и непроверяемых гласных корня. Пользоваться способом подбора однокоренных слов с ориентацией на значение корня. | |||||
14 | Проверяемые и непроверяемые глухие и звонкие согласные в корне слова. | Система согласных звуков в языке. | Знать особенности образования гласных и согласных звуков, различия между ударными и безударными звуками, твердыми и мягкими согласными, звонкими и глухими согласными. Знать алгоритм выполнения фонетического разбора. | Уметь пользоваться изученными правилами на практике. | ||||
15 | Двойные согласные в корне слова. | Словарные слова. | уметь убеждать в выборе орфограммы. | |||||
16 | Непроизносимые согласные. | |||||||
17 | Текст. | Признаки текста. | Текст и его основные признаки. | Давать определение понятиям, уметь отличать текст от предложения и от простого набора предложений, не связанных по смыслу и формально. | Анализировать и характеризовать текст с точки зрения темы при чтении и аудировании. | Различать язык и речь, понимать речь как деятельность, основанную на реализации языковой системы. | ||
18 | Культура речи. | Изложение «О языке» | Культуре речи. Языковые нормы. | Различать образцы разговорной речи и языка художественной литературы. Осознавать важность нормативного произношения для культурного человека. | Анализировать и оценивать с орфоэпической точки зрения чужую и собственную речь; корректировать собственную речь. | Осознавать важность овладения лексическим богатством и разнообразием литературного русского языка для формирования собственной речевой культуры. | ||
19 | Повторение(3ч.) | Комплексное повторение материала 1 главы | Части речи, соотносить звук и букву, знать правописание гласных и согласных в корне слов, падежные и личные окончания частей речи. | Устанавливать причинно-следственные связи; | Осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра | Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; | ||
20 | Глава 2. На каком языке мы говорим
О ЯЗЫКЕ И РЕЧИ 2часа | Общенародный русский язык Русский литературный я зык | Русский язык — национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Формы функционирования современного русского языка: общенародный русский язык и литературный язык; диалекты, жаргон. Русский язык – язык русской художественной литературы. | Иметь представление о функциональных разновидностях современного русского языка Различать образцы разговорной речи и языка художественной литературы | Осуществлять оценку собственной речи, а также речи одноклассников. | Осознавать важность овладения лексическим богатством и разнообразием литературного русского языка для формирования собственной речевой культуры. | ||
21 | Система русского литературного языка | Лингвистика как наука о языке. Основные разделы лингвистики (общие сведения). Система русского литературного языка Соотношение языка и речи Выдающиеся отечественные лингвисты | Иметь представление об основных разделах лингвистики, о уровнях системы современного русского языка, об основных единицах каждого уровня. | Анализировать собственное выступление. | Выступить перед одноклассниками с текстом собственного сочинения. | |||
22 | Система языка 7 часов | Фонетика Звуковой состав слов и транскрипция | Фонетика как раздел лингвистики. Звук как единица языка. Смыслоразличительная функция звуков. Устройство речевого аппарата. Элементы фонетической транскрипции. Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила литературного произношения и ударения. Трудные случаи ударения в словах и в формах слов. Допустимые варианты произношения и ударения. | Осознавать (понимать) смыслоразличительную функцию звука. Понимать устройство речевого аппарата, способы образования звуков русского языка. Распознавать гласные и согласные; ударные и безударные гласные; согласные шумные (звонкие и глухие) и сонорные, мягкие и твёрдые; пары согласных по мягкости-твёрдости, звонкости-глухости. Членить слова на слоги и правильно их переносить с одной строки на другую. | Использовать орфоэпический словарь | Анализировать и характеризовать устно и с помощью элементов транскрипции; отдельные звуки речи; особенности произношения и написания слова, звуки в речевом потоке, слово с точки зрения деления его на слоги. Употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами. Выразительно читать прозаические и поэтические тексты. Определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова. | ||
23 | Слог и ударение | Слог и ударение. Смыслоразличительная роль ударения. Особенности ударения в русском языке (силовое и количественное, подвижное, разноместное) | ||||||
24 | Согласные звуки: звонкие, глухие, сонорные | Система согласных звуков русского языка. Согласные шумные (звонкие и глухие) и сонорные. Мягкие и твёрдые согласные. Согласные, образующие пары по звонкости-глухости, по мягкости-твёрдости. Шипящие согласные. | ||||||
25 | Согласные звуки: твёрдые и мягкие | |||||||
26 | Гласные звуки: ударные и безударные | Система гласных звуков русского языка; гласные ударные и безударные. | ||||||
27 28 | Графика Буквы русского алфавита. Обозначение звука [й’] | Состав русского алфавита, названия букв. Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных. Способы обозначения [j]. | Сопоставлять и анализировать звуковой и буквенный состав слова. Использовать знание алфавита при поиске информации в словарях, энциклопедиях. | Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; •осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра | ||||
29 | Контрольный диктант | |||||||
30 | Анализ контрольного диктанта | |||||||
31 | Фонетический разбор слова | Проводить фонетический анализ слова. Классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам; слова по заданным параметрам их звукового состава. | ||||||
32 | Правописание 4 часа | Гласные а, у, и, ы после шипящих и ц | Употребление гласных а, у, и, ы после шипящих и ц | Знать условия употребления в слове букв а, у, и и ы после ц и уметь привести примеры | Использовать орфографические словари и справочники по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем | Владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме. | ||
33 | Правописание букв ь и ъ | Разделительные ъ и ь | Знать условия употребления разделительных знаков. | |||||
34 | Употребление прописных и строчных букв | Прописные и строчные буквы. | Знать условия употребления прописных и строчных букв. | |||||
35-36 | Контрольный диктант и его анализ | Знать особенности образования гласных и согласных звуков, различия между ударными и безударными звуками, твердыми и мягкими согласными, звонкими и глухими согласными. Знать алгоритм выполнения фонетического разбора. | Ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию | |||||
37 | Текст | Тема и основная мысль текста | Текст как продукт речевой деятельности. Понятие текста, основные признаки текста. План текста (простой) как один из видов информационной переработки текста. Тема, основная мысль текста. Микротема текста. | Знать признаки текста. Определять тему, основную мысль текста, ключевые слова, лексические и грамматические средства связи предложений и частей текста; выделять микротемы текста, делить его на абзацы; знать композиционные элементы абзаца и целого текста (зачин, основная часть, концовка); озаглавливать текст, аргументируя свое предложение. | Анализировать и характеризовать текст с точки зрения единства темы, последовательности изложения. Делить текст на смысловые части, осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде простого плана. | Создавать собственные тексты с учетом требований к построению связного текста; осуществлять редактирование текста с нарушением правил построения связного текста. Правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета | ||
38 | Сочинение «Все на свете не-обыкновенное!» | |||||||
39 | ЯЗЫК И КУЛЬТУРА. КУЛЬТУРА РЕЧИ | Нормы русского литературного языка | Культура речи как раздел лингвистики. Языковая норма, ее функции. Основные нормы русского литературного языка: орфоэпические, лексические, грамматические, правописные. Варианты норм. Речевые ошибки. | Владеть основными нормами русского литературного языка, освоенными в процессе изучения русского языка в школе. | Анализировать и оценивать с орфоэпической точки зрения чужой и собственной речи; корректировать собственную речь. | Соблюдать их в устных и письменных высказываниях различной коммуникативной направленности. Осознавать важность нормативного произношения для культурного человека. Иметь представление об особенностях русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни при проведении этикетных диалогов приветствия, прощания, поздравления с использованием обращений; уместно использовать правила речевого поведения в собственной речевой практике. | ||
40 | ПОВТОРЕНИЕ | Комплексное повторение материала главы | ||||||
41 | Глава 3. Как язык служит для общения
О ЯЗЫКЕ И РЕЧИ 1час | Разговорная и книжная речь | Разговорная и книжная речь. Речевая ситуация. Речевая деятельность. | Иметь представление о видах речи, зависящих от формы языка (звуковая, буквенная). Овладевать культурой речевого общения в зависимости от речевой ситуации. | Анализировать устную и письменную речь в разных речевых ситуациях. | Строить устную и письменную речь в разных речевых ситуациях | ||
42 | СИСТЕМА ЯЗЫКА 11 часов | Морфемика Морфемы – значимые части слова | Морфема. Морфемный разбор слова. Корень. Приставка. Суффикс. Окончание. Основа. 2 четверть | Опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа. Различать изученные способы словообразования существительных, прилагательных, глаголов, составлять словообразовательные пары. | Осознавать морфему как значимую единицу языка, роль морфем в процессах словообразования. Комментировать процесс разбора слова по составу Анализировать словообразовательную структуру слова, выделяя исходную основу и словообразующую морфему | Осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий сверстников. | ||
43- 44 | Администра-тивный контрольный диктант и его анализ | |||||||
1 | Образование форм слов | |||||||
2 | Основа слова | |||||||
3 | Корень слова и однокоренные слова | |||||||
4 | Суффиксы | |||||||
5 | Приставки | |||||||
6 | Варианты морфем | |||||||
7 | Словообразование Образование слов с помощью приставок | |||||||
8 | Образование слов с помощью суффиксов | |||||||
9 | Образование слов способом сложения | |||||||
10 | Морфемный разбор слова | |||||||
11 12 | ПРАВО ПИ СА НИЕ 6 часов | Корни с чередованием букв а и о Корни -гар- /-гор-, -зар- /-зор- Корень -лаг- /-лож Корень -рос- / -раст- / -ращ- Корень -скак-/-скоч- | Правила употребления данных корней. | Знать условия употребления данных корней, пользоваться орфографическим словарем. Составлять и пользоваться алгоритмом определения гласной в корнях с чередующимися гласными. Знать и определять условия изменения беглых гласных. Применять правило написания приставок раз-//рас и роз-//рос- | Анализировать собственную работу. | Сравнивать, дифференцировать и определять самостоятельно, а также в группах различные орфограммы. | ||
13 | Беглые гласные | |||||||
14 | Гласные и согласные в приставках | |||||||
15 | Безударные гласные в приставках | |||||||
16 | Буквы а и о в приставках раз- (рас-) и роз- (рос-) Правописание приставок на -з/-с | |||||||
17 | ТЕКСТ | Строение текста | Микротема. Абзац. Развитие мысли. Красная строка. | Определять тему, основную мысль текста, ключевые слова, лексические и грамматические средства связи предложений и частей текста; выделять микротемы текста, делить его на абзацы; знать композиционные элементы абзаца и целого текста (зачин, основная часть, концовка). Делить текст на смысловые части, осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде простого плана. | Озаглавливать текст, аргументируя свое предложение. Анализировать и характеризовать текст с точки зрения единства темы, последовательности изложения. | Создавать собственные тексты с учетом требований к построению связного текста; осуществлять редактирование текста с нарушением правил построения связного текста. | ||
18 | ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ 1 час | Речевой этикет | Речевой этикет. | Иметь представление об особенностях русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни при проведении этикетных диалогов приветствия, прощания, поздравления с использованием обращений; уместно использовать правила речевого поведения в собственной речевой практике. | Осознавать связь русского языка с культурой и историей России, находить языковые единицы с национально-культурным компонентом в изучаемых текстах. | Создавать собственные высказывания в соответствии с этикетными ситуациями. | ||
19 20 | Контрольная работа и её анализ | |||||||
21 | Глава 4. В чём заключается богатство языка О ЯЗЫКЕ И РЕЧИ 2 часа | Разновидности русского языка Стили литературного языка (общее понятие) | Общенародный язык. Литературный язык. Нормы литературного языка. Стили литературного языка. Жаргон. Диалектизмы. | Владеть основными нормами русского литературного языка, соблюдать их в устных и письменных высказываниях различной коммуникативной направленности. | Осознавать важность нормативного произношения для культурного человека. | Создавать тексты в зависимости от условий употребления языковых средств. | ||
22 | СИСТЕМА ЯЗЫКА 10 часов | Лексикология Слово – основная единица лексикологии | Лексикология. Лексика. Лексический уровень языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слова слова. Омонимы. Синонимы. Антонимы.Фразеологизмы. | Понимать различие лексического и грамматического значений слова. Различать однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значения слова; опознавать омонимы, синонимы, антонимы; основные виды тропов. Осознавать смысловые и стилистические различия синонимов. Сопоставлять прямое и переносное значения слова; синонимы в синонимических цепочках; пары антонимов, омонимов. | Понимать роль слова в формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций; расширять свой лексикон; осознавать основания для переноса наименования (сходство, смежность объектов или признаков). | Наблюдать за использованием слов в переносном значении в художественной и разговорной речи; синонимов и антонимов в художественных и учебно-научных текстах. Использовать в собственной речи синонимы, антонимы, слова одной тематической группы, омонимы, многозначные слова. Уместно использовать фразеологические обороты в речи. | ||
23 | Способы толкования слова Однозначные и многозначные слова | |||||||
24 | Прямое и переносное значения слова | |||||||
25 | Тематические группы слов | |||||||
26 | Омонимы | |||||||
27 | Синонимы | |||||||
28 | Антонимы | |||||||
29 | Фразеология Фразеологизмы | |||||||
30 | Словари русского языка | |||||||
31 | ПРА ВОПИ САНИЕ 2 часа | Буквы о и ё после шипящих в корне | Правила употребления букв о – ё в ударном положении после шипящих Правила употребления букв и и ы в корне после приставок | Применять правила употребления букв о – ё после шипящих, и и ы в корне после приставок | Анализ, контроль работы партнеров. | В результате совместной работы с орфографическим словарем выявлять наиболее употребительные слова на данное правило. | ||
32 | Буквы и и ы в корне после приставок | |||||||
33 | ТЕКСТ 3 часа | Типы речи | Типы речи: описание, повествование, рассуждение | Строить высказывания по правилам построения основных видов текста. | Анализ собственных высказываний. | Взаимопроверка учащимися составленных работ. | ||
34 35 | Контрольный диктант и его анализ | |||||||
36 | ЯЗЫК И КУЛЬТУРАКУЛЬТУРА РЕЧИ 1 час | Лексическое богатство русского языка и культура речи | Культурная речь. Условия речевой культуры. | Формировать речевую культуру. | Анализ и оценивание собственных работ. | Составление диалога с использованием фразеологизмов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е ( естественнонаучный профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.
класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской. и К.Т.П....
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....