Татар теленнән эш программасы
рабочая программа
Личностные
1) понимание татарского языка как одной из основных национально-культурных ценностей татарского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих и моральных качеств личности;
2) осознание эстетической ценности татарского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_tat_yaz_2018.docx | 37.08 КБ |
Предварительный просмотр:
02-03
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа с.Мустафино
муниципального района Бакалинский район Республики Башкортостан
Согласовано Рассмотрено Утверждаю:
Зам.дир. по УВР на заседании Директор школы_____
__________ педагогического Мухаметьянова З.М.
совета
Хафзетдинова Г.Р
29.08.2018 Протокол №1 от 30.08.2018 Приказ № 111от 30.08.2018
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по татарскому языку
/основное общее образование/
Срок реализации: 2016/2021 учебные годы
Разработана на основе: Рус телендә төп гомуми белем бирү оешмалары өчен татар теленнән программа( татар телен туган тел буларак укучылар өчен) 5-9 класслар. Р.К. Сагдиева, Р.М. Гарапшина.Казан.” Мәгариф- Вакыт”2017.
Составитель: Зиннатуллина Флера Авхадиевна,учитель татарского языка и литературы, высшая квалификационная категория
Год составления: 2018г.
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Личностные 1) понимание татарского языка как одной из основных национально-культурных ценностей татарского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих и моральных качеств личности; 2) осознание эстетической ценности татарского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; стремление к речевому самосовершенствованию; 3) достаточный объем словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. |
Метапредметные 1) владение всеми видами речевой деятельности (понимание информации, владение разными видами чтения; адекватное восприятие на слух текстов разных стилей; способность извлекать информацию из различных источников; овладение приемами отбора и систематизации материала; способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты; умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью развернутости; умение создавать устные и письменные тексты разных типов; способность правильно и свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; 2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне; 3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с другими людьми в процессе речевого общения. |
Предметные 1) представление об основных функциях языка, о роли родного языка в жизни человека и общества; 2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом; 3) усвоение основ научных знаний о родном языке; 4) освоение базовых понятий лингвистики; 5) освоение основными стилистическими ресурсами лексики фразеологии русского языка; 6) опознавание и анализ основных единиц языка; 7) проведение различных видов анализа слова 8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике; осознание эстетической функции родного языка. |
5 класс
Личностные:
1. Понимание важности изучения языка как одной из основных национально-культурных ценностей татарского народа;
2. Осознание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих, и моральных качеств личности;
3. Уважительное отношение к родному языку, гордость за него.
Метапредметные:
1. Владение всеми видами речевой деятельности (понимание информации).
2. Восприятие на слух текстов разных стилей.
3. Извлечение информации из разных источников.
4. Овладение приемами отбора и систематизации материала.
5. Умение определять цели, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты.
6. Способность правильно и свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме
Предметные:
1. Представление об основных функциях языка, о роли языка в жизни человека и общества.
2. Понимание места родного языка в образовании в целом.
3. Овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного языка.
4. Опознавание и анализ основных единиц языка.
5. Проведение различных видов анализа.
6 класс
Личностные:
1. Понимание важности изучения языка как одной из основных национально-культурных ценностей татарского народа;
2. Осознание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих, и моральных качеств личности;
3. Уважительное отношение к родному языку, гордость за него.
Метапредметные:
1. Владение всеми видами речевой деятельности (понимание информации).
2. Восприятие на слух текстов разных стилей.
3. Извлечение информации из разных источников.
4. Овладение приемами отбора и систематизации материала.
5. Умение определять цели, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты.
6. Способность правильно и свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме
Предметные:
1. Представление об основных функциях языка, о роли языка в жизни человека и общества.
2. Понимание места родного языка в образовании в целом.
3. Изучение морфологии, как одного из разделов грамматики
4. Распознание деления частей речи на группы.
5. Проведение морфологического анализа частей речи.
Регулятивные УУД
- контролирует и выполняет свои действия по заданному образцу и правилу при выполнении упражнений и составлении устных и письменных высказываний на татарском языке;
- подбирает и конструирует языковые средства при создании собственных высказываний в рамках тематики начальной ступени;
- применяет изученные грамматические правила (в устной и письменной формах);
- оценивает выполненную работу;
- приобретает навыки самостоятельной работы над ошибками при выполнении грамматических заданий.
Познавательные УУД
- выполняет простые логические действия (анализ, сравнение, обобщение) в соответствии с лингвистическими особенностями татарского языка;
- соотносит графический образ слова с его звуковым образом в процессе чтения и письма;
- выписывает и вставляет слова и буквы, изменяет форму слов в процессе выполнения орфографических, лексических и грамматических заданий;
- читает и понимает основное содержание несложных текстов, находит в них нужную информацию;
- опирается на языковую догадку в процессе чтения (восприятие на слух) текстов, содержащих отдельные незнакомые слова или новые комбинации знакомых слов;
- умеет осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме (описывать картинку, рисунок на заданную тему, предмет, кратко высказываться о себе, своей семье, своем друге, о любимом животном, называть возраст, место жительства, описывать внешность, что умеет делать, любимое занятие и выразить при этом свое отношение к предмету высказывания).
Коммуникативные УУД
- соблюдает правила этикета на основе традиций татар;
- умеет вести беседу в ситуациях учебного и семейно-бытового общения (вести диалог этикетного характера: знакомится, представлять друг друга, прощаться, поздравлять, предлагать угощение, благодарить за угощение; вести диалог побудительного характера: обращаться с просьбой, предлагать совместное действие, просить о помощи, предлагать свою помощь; вести диалог, задавая вопросы: кто? что? где? у кого? с кем? куда? почему? зачем? откуда? от кого?; переспрашивать, уточнять);
- составляет рассказ (в письменной и устной форме) по картинке, рисунку на заданную тему; кратко высказываться о себе, своей семье, своем друге, о любимом животном, называет возраст, место жительства, описывает внешность, что умеет делать, любимое занятие и выражает при этом свое отношение к предмету высказывания;
- пересказывает содержание прочитанного текста с опорой на ключевые слова, план, иллюстрации;
- работает в различных режимах (индивидуально, по парам, в группах);
- высказывает свою точку зрения;
- толерантно относится к культуре других народов.
Предметные результаты
– воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
– осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
– самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, ключевым словам;
– производить звуко-буквенный анализ доступных слов;
– видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам (без введения этого понятия), правильно писать слова с буквами безударных гласных в корне, буквами проверяемых и непроизносимых согласных, с удвоенными буквами согласных в корне, с ь
для обозначения мягкости, ь разделительным; владеть способами проверки букв гласных и согласных в корне; писать слова с непроверяемыми написаниями по программе; сложные слова с соединительной буквой о и е; частицу не с глаголами; буквы безударных гласных в
окончаниях имён прилагательных; графически обозначать изученные орфограммы и условия их выбора (без использования термина «условия выбора орфограммы»); находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
– правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное; писать под диктовку текст с изученными орфограммами и пунктограммами (объёмом 55–60 слов), правильно переносить слова с удвоенными буквами согласных в корне, на стыке приставкии корня, с ь;
– находить в слове окончание и основу, составлять предложения из слов в начальной форме (ставить слова в нужную форму),
образовывать слова с помощью суффиксов и приставок; подбирать однокоренные слова, в том числе с чередующимися согласными вкорне; разбирать по составу доступные слова; выделять два корняв сложных словах;
– распознавать имена существительные, имена прилагательные, личные местоимения, глаголы; производить морфологический разбор этих частей речи в объёме программы;
– определять вид предложения по цели высказывания и интонации, правильно произносить предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией, с интонацией перечисления;
– разбирать предложения по членам, выделять подлежащее и сказуемое, ставить вопросы к второстепенным членам, определять, какие из них относятся к подлежащему, какие к сказуемому;
выделять из предложения сочетания слов, связанных между собой;
– видеть в предложении однородные члены, ставить запятую в предложениях с однородными членами (без союзов, c одиночным союзом и);
– составлять предложения с однородными членами, употреблять их в речи;
– осознавать важность орфографически грамотного письма и роль знаков препинания в письменном общении;
– читать художественные тексты учебника, осмысливая их до чтения, во время чтения и после чтения (с помощью учителя), делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части текста, составлять простой план, пересказывать текст по плану;
– читать и понимать учебно-научные тексты (определять количество частей, задавать вопрос к каждой части, составлять план, пересказывать по плану);
– письменно пересказывать текст (писать подробное изложение доступного текста).
Учащиеся должны осмысленно относиться к изучению родного языка, сознательно наблюдать за своей речью, стремиться
к употреблению в собственной речи изученных конструкций, слов, к совершенствованию своей речи
7 класс
Личностные:
1. Понимание важности изучения языка как одной из основных национально-культурных ценностей татарского народа;
2. Осознание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих, и моральных качеств личности;
3. Уважительное отношение к родному языку, гордость за него.
Метапредметные:
1. Владение всеми видами речевой деятельности (понимание информации).
2. Восприятие на слух текстов разных стилей.
3. Извлечение информации из разных источников.
4. Овладение приемами отбора и систематизации материала.
5. Умение определять цели, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты.
6. Способность правильно и свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме
Предметные:
1. Представление об основных функциях языка, о роли языка в жизни человека и общества.
2. Понимание места родного языка в образовании в целом.
3. Овладение знаниями о синтаксисе простого предложения
4. Развитие умения определять виды предложений и их членов
5. Знание правил пунктуации и использование их при письме
8 класс
Личностные:
1. Понимание важности изучения языка как одной из основных национально-культурных ценностей татарского народа;
2. Осознание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих, и моральных качеств личности;
3. Уважительное отношение к родному языку, гордость за него
Метапредметные:
1. Владение всеми видами речевой деятельности (понимание информации).
2. Восприятие на слух текстов разных стилей.
3. Извлечение информации из разных источников.
4. Овладение приемами отбора и систематизации материала.
5. Умение определять цели, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты.
6. Способность правильно и свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме
Предметные:
1. Представление об основных функциях языка, о роли языка в жизни человека и общества.
2. Понимание места родного языка в образовании в целом.
3. Изучение синтаксиса сложного предложения
4. Распознание видов сложного предложения
5. Знание правил пунктуации и использование их при письме
6. Овладение синтаксисом текста
7. Развитие умения использовать разные виды сложных предложений в речи и на письме
9 класс
Личностные:
1. Понимание важности изучения языка как одной из основных национально-культурных ценностей татарского народа;
2. Осознание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих, и моральных качеств личности;
3. Уважительное отношение к родному языку, гордость за него.
Метапредметные:
1. Владение всеми видами речевой деятельности (понимание информации).
2. Восприятие на слух текстов разных стилей.
3. Извлечение информации из разных источников.
4. Овладение приемами отбора и систематизации материала.
5. Умение определять цели, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты.
6. Способность правильно и свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме
Предметные:
1. Представление об основных функциях языка, о роли языка в жизни человека и общества.
2. Понимание места родного языка в образовании в целом.
3. Повторение пройденного в среднем звене
4. Развитие творческого мышления и орфографической зоркости
5. Овладение навыками грамотного письма
7. Развитие умения использовать разные виды предложений в речи и на письме
Содержание учебного предмета
5 класс – 35ч.
Морфологии и орфографии (повторение)(3 ч.)
Слово как часть речи. Самостоятельные и служебные части речи. Основания для разграничения частей речи: общее морфологическое значение, грамматические признаки (постоянные и непостоянные), синтаксическая роль в предложении.
Синтаксис и пунктуация (3 ч.)
Понятие о синтаксисе и пунктуации. Словосочетание, предложение и текст как единицы синтаксиса.
Введение понятия «синтаксис» и «пунктуация». Словосочетание. Слово и словосочетание (общие и отличительные признаки). Главное и зависимое слово в словосочетании. Способы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание.
Грамматическая основа предложения. Понятие о предложении. Простые и сложные предложения. Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Интонация.
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография (10 ч.)
Звук как основная кратчайшая единица фонетической системы. Акустическая (по звучанию), артикуляционная (по способу производства, произношению) и функциональная (но значимости) характеристика звуков. Фонема как кратчайшая единица фонологической системы татарского языка, ее смыслоразличительная роль. Сильная и слабая позиции фонем. Соотношение фонемы и звука. Фонетические законы в области гласных (редукция, влияние соседних мягких согласных). Фонетические законы в области согласных (оглушение звонких в конце слова, перед глухими согласными), ассимиляции (уподобление по глухости-звонкости, по твердости-мягкости). Понятие об орфоэпии. Орфоэпические нормы татарского языка. Ударение (словесное, фразовое, синтагматическое, логическое). Ударение и ритмика слова. Интонация (смысловая и эмоциональная). Средства создания смысловой интонации (завершенность - незавершенность мысли, коммуникативная установка и задача речи). Письмо как важнейшее открытие человечества. Виды письма. Звукобуквенное письмо. Алфавит. Графические средства языка. Орфография. Принципы татарской орфографии.
Лексикология и фразеология (5 ч.)
Понятие о лексике. Слово как основная единица лексической системы языка. Представление о богатстве лексической системы татарского языка. Умение пользоваться учебными словарями. Умение определять лексическое и грамматическое значения слова. Знакомство со способами раскрытия значения слов (с помощью рисунков, показа предметов, путем перевода, толкования). Нахождение в словаре однозначных и многозначных слов. Умение определять значение многозначного слова в контексте.Обогащение словаря учащихся синонимами, антонимами. Основные признаки фразеологизма как единицы фразеологии (устойчивость, целостность значения). Характеристика фразеологизмов. Синтаксическая роль фразеологизмов в предложении. Многозначность, системные связи (синонимы, антонимы), стилистическая окраска фразеологических единиц.
Состав слова, словообразование (4 ч.)
Морфемы как значимые части слова: корень, суффикс, основа, окончание. Понятие о словоизменении и словообразовании (родственные слова). Формы слова и однокоренные слова. Изменение в формах слова грамматического значения, выраженного в окончаниях.
Изменение в родственных словах лексического значения слова. Окончание как значимая часть слова, служащая для образования грамматических форм слова и как средство связи слов в словосочетании и предложении. Корень как главная значимая часть слова.
Окончание и основа.
6 класс –70 ч.
Повторение (3ч.) Введение понятия о курсе морфологии и частях речи Самостоятельные части речи (43ч.) Имя существительное, как часть речи. Имена собственные и нарицательные. Склонение существительных по родам, числам и падежам. Образование имен существительных и их употребление в предложении. Глагол. Начальная форма глагола. Склонение по числам и лицам. Разряды глаголов. Личные глаголы изъявительного, условного и повелительного наклонения. Их особенности и употребление в предложении. Безличные глаголы. Причастие, деепричастие, имя действия, инфинитив. Вспомогателҗные глаголы. Образование глаголов и их употребление в речи.Имя прилагательное, его разряды. Образование имен прилагательных и употребление в предложении. Имя числительное. Образование и разряды числительных. Их употребление в предложении. Понятие о наречии. Разряды и степени наречий. Их употребление в предложении. Понятие о местоимении. Разряды и употребление в предложении. Понятие о звукоподражающих словах.Служебные части речи (3ч.) Понятие о предлогах. Разряды предлогов. Понятие о союзах. Его разряды и правописание.Модальные части речи (6ч.) Частицы, его разряды и правописание.Модальные слова, их употребление.Междометия, их употребление. Послеслоги, их употребление (1ч.)
7 класс – (35 ч.)
Повторение (3ч.) Пунктуация и синтаксис простого предложения (20 ч.). Понятие о синтаксисе. Синтаксические единицы. Словосочетания. Виды предложений. Понятие о двусоставном предложении. Распространенные и нераспространенные предложения. Главные члены предложения. Место главных членов в предложении. Тире между главными членами. Второстепенные члены предложения. Понятие о второстепенных членах предложения. Определение. Дополнение. Приложение. Обстоятельство. Виды обстоятельств. Модальные члены предложения. Обращения. Пунктуация. Знаки препинания при обращениях. Вводные слова и предложения. Знаки препинания при вводных словах и предложениях. Вводные слова и предложения. Знаки препинания при вводных словах и предложениях. Порядок слов в предложении. Обособленные члены предложения. (4ч)Однородные члены предложения. (2ч)Полные и неполные предложения. Односоставные предложения.(2 ч.) Междометия и звукоподражающие слова в структуре преложения. Синтаксический разбор простых предложений.(4 ч)
8 класс – 35 ч.
Повторение (1 ч.) Морфология ( 1 ч) Фонетика ( 2 ч) Лексика (1 ч )Морфология ( 4 ч) Синтаксис ( 18 ч )Понятие о сложном предложении (3 ч.) (Письменные работы:диктант-2,изложение-2, сочинение-2, развитие речи-2)
9 класс – 34ч.
Фонетика (1ч.) Употребление и правописание. Графика и орфография (1 ч.) Лексикология (3ч.) Словарный состав татарского языка. Словообразование и состав слова. Морфология (4ч.) Части речи. Виды окончаний и их правописание. Синтаксис и знаки препинания (10ч.) Синтаксические единицы. Знаки препинания в простом предложениии. Знаки препинания в сложном предложении. Стилистика, культура речи (2ч.) Синонимы и их правильное употребление в речи. Культура речи. Общественная роль языка. Его развитие. Литературный язык. Формирование татарского национального языка.(5ч.)
Письменные работы:диктант-3,изложение-3, сочинение-2, развитие речи-4)
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
Раздел(ч) | Класс(ч.) | ||||
5кл | 6кл | 7кл | 8кл | 9кл | |
Повторение пройденного за прошлый год (5 ч) | 1 | 2 | 1 | 1 | |
Морфология и орфография (57) | 3 | 20 | 4 | ||
Фонетика и орфоэпия (19,5) | 20 | 0,5 | |||
Графика и орфография (12,5) | 12 | 0,5 | |||
Лексикология и фразелогия (13) | 10 | 3 | |||
Словообразование (4) | 4 | ||||
Диктанты (28/21) | 4(3) | 4(3) | 4(3) | 4(3) | 4(3) |
Изложения (23/8) | 4(2) | 3 | 3 | 3 | 3(2) |
Сочинения (12) | 2 | 3 | 2 | 2 | 1 |
Повторение, закрепление и обобщение пройденного за год (26) | 3 | 5 | 9 | 3 | 2 |
Синтаксис простого предложения (59) | 3 | 47 | 5 | ||
Синтаксис сложного предложения (30) | 18 | 5 | |||
Пунктуация (6) | 3 | 3 | |||
Информация о языке (4) | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
4 нче сыйныфының татар төркеме өчен татар теленнән эш программасы
Программа нигезенә Татарстан Мәгариф һәм фән министрлыкларының мәктәпләрдә урта һәм тулы белем алу стандартлары салынды, “Рус телендә урта (тулы) гомуми белем бирү мәктә...
татар мәктәбенең 9 сыйныфы өчен татар теленнән эш программасы
9 сыйныф өчен татар теленнән эш программасы...
татар мәктәбенең 9 сыйныфы өчен татар теленнән эш программасы
Татар мәктәбенең 9 нчы сыйныфы өчен татар теленнән эш программасы “Каралды”“Югары Стәрле авылы төп гомуми белем мәктәбе” методик берләшмә җитәкчесе: _________________ Сәмигуллина В.Н....
3 нче сыйныф өчен татар теленнән эш программасы (рус мәктәбендә татар төркеме)
Рус мәктәпләрендә эшләүче татар теле укытучыларына эш программасы һәм календарь-тематик план төзүдә куллану өчен....
ТАТАР УРТА ГОМУМИ БЕЛЕМ БИРҮ МӘКТӘБЕНЕҢ 5 НЧЕ СЫЙНЫФЫ ӨЧЕН ТАТАР ТЕЛЕННӘН ЭШ ПРОГРАММАСЫ
Программа түбәндәге дәүләт документларына нигезләнеп язылды:1.“Татарстан Республикасы дәүләт телләре һәм Татарстан Республикасында башка телләр турында” Татарстан Республикасы Закон...
ТАТАР УРТА ГОМУМИ БЕЛЕМ БИРҮ МӘКТӘБЕНЕҢ 8 НЧЕ СЫЙНЫФЫ ӨЧЕН ТАТАР ТЕЛЕННӘН ЭШ ПРОГРАММАСЫ
Программа түбәндәге дәүләт документларына нигезләнеп язылды:1.Россия Федерациясендә мәгариф турында” Федераль Законы, декабрь, 2012 ел.2.“Мәгариф турында” Татарстан Республикасы Законы, 2013 ел.Төп го...
8 сыйныф (татар төркеме)өчен татар теленнән эш программасы
Татар төркеме өчен...