доклад на августовской городской конференции
учебно-методический материал на тему
доклад на августовской городской конференции
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_gor.konferentsii.doc | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
общеобразовательная школа-интернат
основного общего образования
г. о. Жуковский
«Активизация познавательной деятельности обучающихся с ОВЗ в процессе коррекционно-развивающего обучения на уроках русского языка и литературы».
Выступила на заседании
предметной секции учителей
русского языка и литературы
в рамках августовской педагогической конференции-2018
учитель русского языка
и литературы,
МОУ школы-интернат
Мартемьянова Е.В.,
Август 2018г.
«Активизация познавательной деятельности обучающихся с ОВЗ в процессе коррекционно-развивающего обучения на уроках русского языка и литературы».
Особенности обучения русскому языку детей с задержкой психического развития.
Вопрос о том, можно ли ребенка с ограниченными возможностями здоровья научить проявлять познавательную активность и развивать у него личностно-мотивационные способности как средство управления успешностью обучения, окончательно не решен. При знакомстве со многими исследованиями выясняется, что спектр педагогических инноваций не упорядочен. Возникает противоречие между большим числом педагогических инноваций и отсутствием их системы, позволяющей от стихийного внедрения этих педагогических идей перейти к целенаправленному, более эффективному методу. Проблема детей с определенными отклонениями в развитии, обучающихся в общеобразовательной школе, в последние десятилетия является очень актуальной и привлекает внимание ученых разных специальностей (физиологов, психологов, лингвистов, педагогов). По данным Института возрастной физиологии РАО, количество детей со школьными проблемами в массовой школе неуклонно растет и колеблется от 35% до 60% (в экологически неблагоприятных регионах России количество детей со школьными трудностями может превышать 80%).
Работать над активизацией познавательной деятельности — это значит формировать положительное отношение школьников к учебной деятельности, развивать их стремление к глубокому познанию изучаемых предметов. Для привития глубокого интереса учащихся с ОВЗ к изучению русского языка и литературы, для развития их познавательной активности необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие общей активности, самостоятельности, личной инициативы и творчества учащихся.
Основная задача учителя — повышение внутренней мотивации учения. Формирование познавательной активности возможно при условии, что деятельность, которой занимается ученик, ему интересна. Интересный учебный предмет — это учебный предмет, ставший «сферой целей» учащихся в связи с тем или иным побуждающим его мотивом. Следовательно, высокая познавательная активность возможна только на интересном для ученика уроке, когда ему интересен предмет изучения.
Рекомендации по обучению детей с ОВЗ с учетом их познавательных возможностей.
Я считаю, что большое значение имеют различные виды педагогической поддержки в усвоении знаний:
- обучение без принуждения (основанное на интересе, успехе, доверии);
- адаптация содержания, очищение учебного материала от сложных подробностей и излишнего многообразия;
- одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала;
- использование ориентировочной основы действий (опорных сигналов);
- дополнительные упражнения;
- оптимальность темпа с позиции полного усвоения и др.
Изложение материала должно быть логичным, ярким, увлекательным. Это побуждает учащихся слушать то, что говорит учитель, полностью включаться в процесс познания.
На уроках русского языка важно своевременное чередование различных занятий, более напряжённых умственных действий и кратковременных расслаблений, дающих необходимый отдых, направленных на сбережение физического и психического здоровья детей. Это укрепляет работоспособность обучающихся. Новизна материала, необычность его подачи также побуждают учащихся лучше присмотреться к прежде неизвестному и разобраться в нём. Считаю своей задачей всегда, в любом учебном материале и в самой организации учебного процесса находить что-то новое, ранее неизвестное. Кроме того я всегда помню, что интерес вызывает только полезное и актуальное, и с этой точки зрения готовлю материал для уроков.
Основными направлениями коррекционной работы по русскому языку являются:
– увеличение пассивного и активного словарного запаса;
– формирование связной речи;
– развитие и коррекция нарушений лексического, грамматического и фонетического строя речи;
– развитие внимания, памяти, мышления (наглядно-образного и элементов абстрактно-логического).
Особое внимание на всех уроках уделяется развитию речи, так как главной задачей обучения детей с ограниченными возможностями является достижение такого уровня речевого развития, который обеспечивал бы им наиболее полную социальную адаптацию.
Какие методы я использую для формирования познавательной активности обучающихся с ОВЗ:
1.Занимательный материал.
Его использование на уроках помогает разнообразить учебный процесс, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, снимает утомление, придаёт позитивное настроение. Форма занимательных упражнений может быть различной: это загадки, стихи, сказочные герои, а также викторины, ребусы.
2.Дидактическая игра.
Это одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету.
Игра «Найди окончание» (найди потерянные окончания для этих пословиц), «Убери лишнее слово “Кто больше придумает слов из данного слова?” - это самые любимые игры обучающихся.
Игра помогает формированию фонематического восприятия слова, обогащает ребенка новыми сведениями, активирует мыслительную деятельность, внимание, а главное - стимулирует речь, обогащает словарный запас ребёнка. В итоге у детей вырастает интерес к русскому языку. Не говоря уже о том, что дидактические игры по русскому языку способствуют формированию орфографической зоркости и грамотности школьника.
Используются дидактические игры на развитие памяти, внимания, воображения, наблюдательности, логического мышления, речи. ("Футбол", "Испорченный телефон",
" Чепуха – не чепуха")
"Футбол". (Имя существительное, имя прилагательное, глагол)
Игра проводится на последнем, повторительно-обобщающем уроке.
Класс делится на 2 команды.
1. Члены команды совместно продумывают вопросы для соперников, каждый вопрос должен вытекать из предыдущего. Переход инициативы в руки соперников происходит после того, как они ответят на заданный вопрос.
2. Если игра заканчивается с одинаковым счётом, начинается серия пенальти: на "воротах" по очереди стоят разные игроки команд, вопросы задаются также по очереди разными игроками, при этом времени на подготовку вопроса и обдумывание ответа не даётся.
"Испорченный телефон".
Для того, чтобы игра проходила в более быстром темпе и не было использовано много времени на уроке, участвуют 3 человека, остальные - наблюдатели (можно дать задания и наблюдателям, например, кто больше ошибок запомнит).
Описание игры: Упражнение проводится по правилам детской игры, с той лишь разницей, что передаётся не одно слово, а целый текст. Количество слов и предложений в тексте зависит от возраста и индивидуальных особенностей игроков. Задача учеников: пересказать текст как можно ближе к оригиналу. "Чепуха - не чепуха "
Игра проводится на этапе изучения строения текста, предложения, знаков препинания при прямой речи и диалоге.
Описание игры: Задача учеников записывать точный ответ на вопрос учителя. Вопрос- задание зависит от темы урока. Ответы не сворачиваются, а задача учеников продолжить текст в соответствии с предыдущими словами и фразами. Конечная цель - связный текст.
Обычно игра проводится в начале урока и не только создаёт эмоциональный настрой, но и является началом изучения или обобщения темы.
Стараюсь создавать ситуацию успеха на каждом уроке, так как считаю это самым эффективным стимулом познавательной деятельности. Ситуация успеха удовлетворяет потребность каждого школьника в самоуважении и повышении престижа, что в конечном итоге ведёт к сохранению и укреплению психического здоровья ребёнка.
При ситуации успеха использую метод редактирование текста, который способствует развитию внимания, подключает аналитическое мышление, функции долговременной памяти. Используемые формы работы:
- ролевая игра с применением готовых текстов;
- поиск материала с ошибками в повседневной жизни.
Проблемный метод. Часто на уроках русского языка для активизации познавательной деятельности учащихся создаю проблемные ситуации, ситуации затруднения, которые побуждают учащихся к поиску, доказательству, обоснованию. Важно давать такие задания, которые учащиеся воспринимают как посильные, но для выполнения которых у них недостаёт каких-либо знаний или умений. Например, в 9Б классе даю предложения с союзами, соединяющими однородные члены и части сложного предложения, предлагаю выявить сходство и различие. Для облегчения задачи использую иллюстрирование. Создаётся ситуация поиска, в результате которой коллективными усилиями учащиеся решают поставленную перед ними проблему, обобщают, делают выводы.
Работа ведётся в двух направлениях:
- выдвижение проблемного вопроса;
- создание проблемной ситуации.
Пробуждению интереса к изучаемому материалу способствует и использование нестандартных форм урока, которые отличаются от традиционных новизной и оригинальностью. Особенно такие уроки уместны при повторении и обобщении изученного материала, а цель их – привитие интереса к учёбе в целом и к урокам русского языка в частности. Например, для организации итогового повторения по теме «Местоимение» в 9Б классе можно провести урок-КВН, а , систематизируя и обобщая изученное по теме «Наречие» – урок – «космическое путешествие».
Для оживления интереса учащихся и в традиционный урок ввожу элементы игры: разгадывание кроссворда по теме, решение ребусов, шарад. Особенно актуальны эти виды работы при изучении темы «Фонетика», «Лексика». Для организации такой работы чаще всего использую объединение в группы и команды, так как у детей с ОВЗ присутствует страх перед изоляцией. В результате совместных усилий учебные достижения заметно улучшаются.
Работа в малых группах, направленная на формирование навыка грамотного правописания через сравнение слов в полученном тексте с эталоном очень активизирует познавательную деятельность школьников. Использую метод речетворчество. Данная методика основана на «обучении умения писать сочинения разного характера, при этом развивается образное мышление, ассоциативные представления, устная и письменная речь учащихся, пополняется активный словарь.
Приёмы:
- «Прием свободных ассоциаций»; (по данным картинкам)
- «Что было бы, если бы…» (ученик задает себе такой вопрос и пытается на него ответить)
- «Продолжи рассказ».
Метод «смысловых единиц» служит для развития смысловой памяти, логического мышления.Приёмы:
-анализ текста или его мини-изложение, при котором ученик должен последовательно отвечать на два вопроса: «О ком (или о чем) говорится в этом тексте?" и «Что говорится (сообщается) об этом?». Используемые мини-изложения помогают формироваться эмоционально-волевой сфере, уничтожая страх перед большим по объёму текстом.
- Использование личного опыта: установление родственных связей внутри текста или предложения по аналогии с родственными связями в семье. (Например, при изучении темы «Простое предложение»).
Создание условий, обеспечивающих коррекционно-развивающее сопровождение учебного и воспитательного процессов, направленных на формирование психически здорового, социально-адаптивного, физически развитого выпускника является целью работы нашей школы. Для достижения этой цели необходим системный подход во всех направлениях урочной и внеурочной деятельности каждого участника образовательного процесса. Успехи же в учении ободряют, воодушевляют школьника, помогают ему раскрыться как личности.
Освоение курса русского языка даётся учащимся 5-9 классов с трудом, так как у них часто нарушены как фонетико-фонематическая, так и лексико-грамматическая стороны речи.
Задачи учителя – обеспечивать коррекцию отклонений в развитии познавательной деятельности и речи учащихся, восполнять пробелы в знаниях.
Для решения этих задач существенное значение имеет использование специфических приёмов и методов обучения и воспитания, индивидуальный подход.
Ведение уроков русского языка в классах с детьми с ОВЗ требует от учителя большого внимания и труда. В поле его зрения должны находиться все ученики класса. Учитель не может удовлетвориться правильным ответом одного-двух учеников; он обязан убедиться в том, что все ученики поняли материал, и только после этого переходить к новому материалу.
Нетрадиционные формы уроков позволяют сделать изучение русского языка и литературы более доступным и увлекательным, привлечь учеников к деятельности, в процессе которой приобретаются необходимые знания, умения и навыки.
На своих уроках я часто использую различные формы игры. Игра для детей - это труд, который требует настоящих усилий, проявления подлинных человеческих качеств. В игре дети иногда преодолевают серьезные трудности, тренируют свои силы и ловкость; развиваются их способности и ум. Ребенок здесь чувствует себя до некоторой степени самостоятельным. Особое значение игра имеет для детей с особыми образовательными потребностями.
Игра – эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации деятельности обучающихся. Игра стимулирует умственную деятельность обучающихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету. Игра – один из приемов преодоления пассивности учеников.
Например, на уроке-обобщения по теме «Имя прилагательное»» можно провести игру «Морской бой». Дети принимают активное участие в данном уроке, стараются вспомнить известную им информацию по заданной теме, обращаются к учебникам и записям в тетрадях.
Игровые приемы обучения позволяют организовать деятельный и психологически активный отдых; это своеобразные мостики, по которым дети переходят от одного вида деятельности к другому; учителю они помогают в дозировке трудоемкой работы, в решении коррекционных задач.
Развитию внимания, сообразительности, памяти способствует упражнение «Составь слово». Класс разделяется на группы.
Задание: составить и написать как можно больше слов из букв данного учителем слова в течение трех минут. Выделить и объяснить в них орфограммы.
Особую трудность для учащихся представляют задания по созданию собственного текста, поэтому творческой работе – изложению, сочинению – должна предшествовать большая подготовительная работа по уточнению и расширению лексического запаса, работа с многозначными словами, синонимами, антонимами. Эффективно для развития речи задание «Расскажи о том, что видишь…». Просим ученика описать то, что он видит за окном (за спиной, слева, справа от учителя), так, чтобы можно было хорошо представить картину, ничего не упустить из нее. Первоначально ответы короткие, просто перечисление предметов, но постепенно фразы становятся сложнее, богаче, появляются эпитеты, сравнения.
Наглядный материал приходится делать самой. Хорошим подспорьем в работе являются схемы, памятки, таблицы, алгоритмы, которые становятся опорой при воспроизведении ранее изученного теоретического материала. На занятии дети выполняют схемы и памятки по образцу учителя или вслед за учителем при закреплении нового материала. Это достаточно эффективный прием, при котором включаются кинестетический, слуховой, зрительный анализаторы.
Использую методику критического мышления. Такой прием, как кластер, оказывается достаточно эффективным на уроках обобщения и повторения материала. Например, при повторении темы «Лексика», которая изучалась в 5 классе, мы вместе с учениками составили кластер по известному им материалу, а потом дополнили его новой информацией.
Популярный вид работы – тесты с выбором ответа или текст с пропущенными словами, которые нужно вставить в правильной форме.
Индивидуальный контроль усвоения материала осуществляю с помощью заданий по карточкам.
Дидактический материал подбираю, продумывая его воспитательное значение. Стремлюсь, чтобы каждое предложение способствовало развитию не только речевых и орфографических навыков, но и воспитанию дружбы, патриотизма и трудолюбия. Те же задачи преследую и на уроках литературы.
Анализ художественных текстов, методически продуманная организация наблюдения за объектом описания или беседа позволяют сформировать у учащихся умение связно, логически излагать мысли на заданную тему. При изучении рассказа И.С. Тургенева «Муму» говорили о роли художественной детали в тексте, опираясь на составленный совместно план, ученики смогли определить роль художественной детали при описании главного героя – Герасима.
Мой постоянный вопрос на уроке литературы: «Чему учит нас произведение?» Ребята достаточно быстро находят на него ответ, потому что научились видеть главное.
Еще одним средством активизации познавательной деятельности является арт-технология. Портреты героев, иллюстрации к художественным произведениям, рисунки-ассоциации помогают глубже понять прочитанное.
При проведении обобщающего урока по устному творчеству народов мира можно провести игру с элементами арт-технологии.
Разделившись на группы, ученики выбрают для себя одного из героев УНТ и рассказывают о его жизни, характере, его подвигах, стараются нарисовать портрет данного героя, объяснить, почему именно его выбрали для рассказа. В конце урока все вместе делают вывод о том, что героев всех народов мира объединяет любовь к родине, чувство справедливости, желание защищать слабых.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на августовской конференции. Секция учителей физики.
Федеральный государственный стандарт нового поколения и учебно- методические комплекты по физике для основной, средней и профильной школы...
Доклад на августовскую педагогическую конференцию: "Компетентностный подход к изучению русского языка при подготовке к ГИА"
Контроль знаний является одним из важнейших элементов урока....
Доклад на августовской педагогической конференции учителей Ельниковского муниципального района "Патриотическое воспитание школьников"
Доклад был представлен на августовской педагогической конференции. Тема доклада "Патриотическое воспитание школьников"...
Доклад на августовской конференции "Организация спортивно-массовых мероприятий для школьников города Когалыма"
Краткий анализ физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в городе Когалыме. Секция: Система поддержки талантливых детей...
Текст доклада на августовской педагогической конференции 2018 г. коммуникативная площадка учителей истории и обществознания
Копия текста выступления...
доклад на августовскую педагогическую конференцию
Проектная деятельность учащихся на уроках английского языка с использованием ИКТ...
доклад на августовскую педагогическую конференцию
Развитие интереса у учащихся к урокам английского языка...