доклад на августовскую педагогическую конференцию
статья по английскому языку
Развитие интереса у учащихся к урокам английского языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие интереса у учащихся к урокам английского языка | 33.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Мингалимова Е.Л. МОУ СОШ №3
«РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА»
Новый Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения ориентирует современную школу на формирование универсальных учебных действий, в том числе связанных с иноязычной компетенцией. В рамках образовательных Стандартов второго поколения перед педагогами поставлены задачи, которые требуют новых подходов к содержанию образования, организации учебного процесса и технологиям обучения. Современное образование должно отвечать запросам общества и времени. Главное требование, предъявляемое условиями современной жизни к уровню владения иностранными языками, заключается в том, чтобы человек мог общаться на иностранном языке, решать при его помощи свои жизненные и профессиональные проблемы. Иностранный язык перестал быть самоцелью, а рассматривается как способ познания окружающего мира и способ саморазвития. Предмет «Иностранный язык» формирует коммуникативную культуру школьника, способствует его общему речевому развитию, расширению кругозора и воспитанию его чувств и эмоций. Наряду с этим владение иностранными языками в наши дни стало одним из важнейших средств социализации, успешности в профессиональной деятельности человека. Без владения иностранным языком как средством межкультурного общения активная жизнь и успешная карьера личности в современных условиях становятся невозможны. Поэтому основная функция школьного иноязычного образования сегодня — это систематическое обучение и воспитание, направленные на овладение иностранным языком как средством опосредованного и непосредственного общения с носителями языка, средством познания чужой и своей национальных культур. Язык в наше время — это прикладное средство для определённых достижений в жизни.
Любой урок – имеет огромный потенциал для решения новых задач. И сегодня школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться. Меняется характер деятельности учителя и ученика. Учитель становится направляющим вектором от ученика к знаниям, умениям и навыкам, так называемыми компетенциями. Задача учителя подготовить ученика к самостоятельной жизни в высокотехнологичном и конкурентном мире, научить ребенка самостоятельно формулировать цель (пусть пока даже урока), мотивировать себя к ее достижению, выстраивать алгоритм достижения поставленной цели и осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднения). Ученик перестает быть пассивным участником образовательного процесса, а наравне с учителем участвует в постановке целей и задач каждого урока, определяет план своей работы, выбирает средства и способы достижения поставленных целей, активно участвует в оценивании своей деятельности и деятельности одноклассников.
Первоочередным условием повышения интереса к предмету “Иностранный язык” является формирование коммуникативной мотивации. Считается, что обеспечению коммуникативной мотивации способствуют такие факторы, как:
- доброжелательная обстановка на уроке;
- положительный эмоциональный климат;
- доверительные отношения между учителем и учащимися, а также между самими учащимися.
Создание ситуации успеха на уроке иностранного языка представляется важным аспектом деятельности учителя. Отвечая успешно, соответственно получая хорошую оценку, похвалу педагога, ученик испытывает положительные эмоции. Таким образом, закрепляется положительное отношение к предмету, возрастает интерес, появляется желание и на следующих уроках работать эффективно, добиться позитивного результата. Соответственно, задача учителя - стремиться создавать такие условия на уроке, чтобы каждый ученик имел возможность заниматься успешно и получать высокую оценку своей деятельности.
Чтобы урок повышал мотивацию учащихся в изучении иностранного языка, материалы, на основе которых происходит изучение языка, должны быть интересными и учителю, и детям. В наше время найти такой материал (в дополнение к действующим УМК) вполне доступно для любого учителя иностранного языка. В сети Интернет можно найти и использовать на уроке свежие статьи из газет, аудиозаписи песен и интервью с известными людьми, видеоролики реальных событий, начать переписку с зарубежными сверстниками. Ролевые игры, театрализованные постановки, проектная и исследовательская деятельность наиболее часто используются учителями иностранного языка. Как и в реальной жизни, учащиеся должны научиться использовать разные способы решения задач в зависимости от характера проблемы. Разные формы организации процесса изучения языка также помогают учителю создавать ситуации общения, максимально приближенные к действительности.
Известно, когда школьники приступают к изучению иностранного языка, ни один учитель не может пожаловаться на отсутствие у них интереса к предмету, так как этот интерес является главной движущей силой познавательной деятельности учащегося. Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для усвоения иностранного языка. Имитационные способности ребенка, природная потребность в познании нового, отсутствие языкового барьера способствует эффективному решению задач, стоящих перед учебным предметом «иностранный язык». На начальном этапе иностранный язык хотят учить все и берутся за это с большим энтузиазмом. Но уже к 6-7 классу стремление учащегося изучать иностранный язык значительно ослабевает. Поэтому проблема поддержания интереса к изучению иностранного языка присутствует всегда. Часто ученики, не видя необходимости в изучении данного предмета, не представляя себе возможные сферы его применения, теряют интерес к изучению иностранного языка. Поэтому необходимо так построить обучение, чтобы раскрытие значимости предмета, во-первых, пронизывало сам учебный процесс, во-вторых, являлось составной частью вне учебной работы через различного рода внеклассные мероприятия. Задача учителя постоянно поддерживать и повышать интерес учащихся к уроку, чтобы не появилась усталость и скука, не пропал интерес к предмету и не ухудшились результаты обучения.
Как сделать урок интересным, эмоциональным и в то же время максимально эффективным, что сделать, чтобы на уроках все детские глаза сияли, чтобы интерес в глазах учеников ни на минуту не пропадал? Успех зависит от множества факторов: от знания учителем своего предмета, от методического мастерства, от общей эрудиции педагога, от способности быть рефлексивным и даже от человеческого обаяния. Другими словами, учитель должен быть образованным, творческим и интересным человеком. Поэтому в процессе своей деятельности учитель ищет новые формы, способы, методы и приемы преподавания, которые могут увлечь ребят.
Остановимся подробнее на нестандартных уроках иностранного языка, обеспечивающих активность учащихся на уроке иностранного языка. Нестандартные уроки — это неординарные подходы к преподаванию учебных дисциплин. Нестандартные уроки - это всегда праздники, когда активны все учащиеся, когда каждый имеет возможность проявить себя в атмосфере успешности. Эти уроки включают в себя все разнообразие форм и методов, особенно таких, как проблемное обучение, поисковая деятельность, межпредметные и внутрипредметные связи, опорные сигналы, конспекты и другое. Снимается напряжение, оживляется мышление, повышается интерес к предмету в целом.
Рассмотрим несколько видов нестандартных уроков.
1. Уроки - игры.
Игровой метод обучения не просто интересен, он – эффективен, его можно использовать на любой ступени обучения и на разном уровне сложности в соответствии с возрастными особенностями учащихся. Урок, построенный в виде игры, в которой есть место и театральной постановке, и песням, и стихам, и игровым сценкам, вызывает у школьников чувство радости и уверенности, а значит, желание узнавать что-то новое, стремиться к совершенствованию. Игра обостряет мыслительную деятельность учащихся; именно в игре дети усваивают общественные функции, нормы поведения; всесторонне развиваются.
Игры помогают реализовать ребенку желание учиться дальше, развивают умение самостоятельно решать поставленную задачу, организовывать свою работу, давать собственную оценку и самооценку, умение сравнивать, классифицировать, выбирать главную и отсеивать второстепенную информацию, использовать дополнительный материал (информационная компетенция). Следовательно, игровой метод обладает такой особенностью, как универсальность: использование игровых приемов можно приспосабливать к разным целям и задачам обучения. Игровые приемы выполняют множество функций в процессе развития ребенка, облегчают учебный процесс, помогают усвоить увеличивающийся с каждым годом материал и ненавязчиво развивают необходимые компетенции. Таким образом, игры способствуют формированию толерантной, гармонично развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство.
Для детей игра - увлекательное занятие. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. В игре незаметно усваивается языковой материал. Игра способствует таким методическим задачам, как создание психологической готовности детей к речевому общению, обеспечение естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала, тренировка учащихся в выборе нужного речевого варианта. Игровая форма работы, проводимая в кабинете, вызывает интерес учащихся к иностранному языку, способствует их мыслительной деятельности, а так же развитию речевой деятельности.
Таким образом, игра-это
1. Деятельность (в нашем случае речевая)
2. Мотивированность (отсутствие принуждения)
3. Индивдуализированная деятельность ( глубоко личная)
4. Обучение и воспитание в коллективе и через коллектив
5. Развитие психических функций и способностей
6. Учение с увлечением
Подобная характеристика игры ставит, конечно, высокие требования к её организации.
В каких же целях следует использовать игры на уроках иностранного языка? Основных целей шесть:
1. Формирование определённых навыков
2. Развитие определённых речевых умений
3. Обучение умению общаться
4. Развитие необходимых способностей и психических функций
5. Познание ( в форме становления собственного языка)
6. Запоминание речевого материала
Но специфика игры заключается в том, что учебные задачи выступают перед ребёнком не в явном виде, а маскируются. Играя ребёнок не ставит учебной задачи, но в результате игры он чему, то научится.
Грамматические игры.
Цели:
-научить учащихся употреблять речевые образцы, содержащие определённые грамматические трудности
-Создать естественную ситуацию для употребления данного речевого образца
-развить речевую творческую активность учащихся
Игра “What is this?”
Учитель показывает открытку детям испрашивает: “Guess, what is this?” Ребята задают вопросы:” Is this a girl?” Учитель отвечает:” No it isn’ t” или “Yes, it is.”
Игра “ Memory Game.”
Обучает употреблению в речи структуры типа: It’s Vera’s pen.Прохожу между рядами с корзиной. Каждый ученик кладёт в неё какой-то предмет, иллюстрирующий изученную лексику, говоря:”Take it please.”Я благодарю учеников, а затем ставлю корзину на стол. Показывая один из предметов задаю вопрос: “Whose pen is this?”Желающий отвечает: “It’ Vera’pen.” Побеждает тот, кто узнал наибольшее количество предметов.
Лексические игры.
Цели:
-тренировать учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближённых к естественной обстановке
-активизировать речемыслительную деятельность учащихся
-развивать речевую реакцию учащихся
-познакомить учащихся с сочетаемостью слов.
Игра “Who knows the parts of the body best?”
Класс делится на две команды. Ученики- представители от каждой команды по очереди выполняют приказания учителя:”Touch your head. Show your shoulders. Count on your fingers.”Если ученик правильно выполнил задание, команда получает очко, если ошибся, команда теряет очко. Выигрывает команда, набравшая большее количество очков. В заключении учитель говорит:”Team A knows the parts of the body best.”
Игра”Vegetables.”
Два ученика выбираются водящими. Они выходят из класса, а дети распределяют между собой названия различных фруктов(овощей). Первый из них говорит:”I want an apple for my basket.”Если в классе есть ученик, получивший это название, он “попадает в корзину” первого водящего, т.е. выходит и становится рядом с ним. Игру продолжает второй водящий:”I want a pear in my basket.”И т. д. Выигрывает тот водящий, в корзине которого оказалось больше фруктов (овощей). Если в игре принимают участие много детей, можно использовать названия, как фруктов , так и овощей, а также названия других продуктов.
должен выполнить задание. Если он выполняет задание правильно, его команда получает очко. Команды получают разные задания и могут работать одновременно.
Орфографические игры.
Цель:
-Тренировка в написании слов.
Игра “Take the Hint.”
Один из учащихся, водящий, выходит из класса, остальные задумывают слова, например” table.”Когда он возвращается, играющие называют несколько слов, в которых есть первая буква задуманного слова, которое ему надо отгадать. Таким же образом он находит остальные буквы задуманного слова и получает столько очков, сколько букв в слове.
Sit map black chalk men
Tea mountain book still end
2. Уроки - сказки, уроки - путешествия опираются на фантазию детей и развивают ее. Проведение уроков - сказок возможно в двух вариантах: когда за основу берется народная или литературная сказка, второй — сочиняется самим учителем. Сама форма сказки близка и понятна детям, особенно младшего и среднего возраста, но и старшеклассники с интересом откликаются на такой урок.
3. Уроки – состязания, викторины проводятся в хорошем темпе и позволяют проверить практические и теоретические знания большинства школьников по выбранной теме. Игры - соревнования могут быть придуманы учителем или являться аналогом популярных телевизионных соревнований.
4. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций. Урок - суд, урок - аукцион, урок - биржа знаний и так далее. Перед учащимися ставятся проблемно- поисковые задачи, им даются творческие задания, эти уроки выполняют и профориентационную роль, проявляется артистизм школьников, неординарность мышления.
5. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия.
6. Урок – экскурсия в наше время, когда все шире и шире развиваются связи между разными странами и народами, знакомство с русской национальной культурой становится необходимым элементом процесса обучения иностранного языка. Ученик должен уметь провести экскурсию по городу, рассказать иностранным гостям о самобытности русской культуры и т.д. принцип диалога культур предполагает использование культуроведческого материала о родной стране, который позволяет развивать культуру представления родной страны, а также формировать представления о культуре стран изучаемого языка. Учителя, сознавая стимулирующую силу страноведческой и культурологической мотивации, стремятся развивать у учащихся познавательные потребности путем нетрадиционного проведения урока.
7. Эффективной и продуктивной формой обучения является урок-спектакль. Использование художественных произведений зарубежной литературы на уроках иностранного языка совершенствует произносительные навыки учащихся, обеспечивает создание коммуникативной, познавательной и эстетической мотивации. Подготовка спектакля – творческая работа, которая способствует выработке навыков языкового общения детей и раскрытию их индивидуальных творческих способностей. Такой вид работы активизирует мыслительную и речевую деятельность учащихся, развивает их интерес к литературе, служит лучшему усвоению культуры страны изучаемого языка, а также углубляет знание языка, поскольку при этом происходит процесс запоминания лексики.
8. Интегрированный урок. В современных условиях обучения иностранному языку в средней школе все более острую необходимость приобретают постановка и решение важных общедидактических, педагогических и методических задач, имеющих целью расширить общеобразовательный кругозор учащихся, привить им стремление овладеть знаниями шире обязательных программ. Одним из путей решения этих задач является интеграция учебных дисциплин в процессе обучения иностранного языка. Межпредметная интеграция дает возможность систематизировать и обобщать знания учащихся по смежным учебным предметам. Исследования показывают, что повышение образовательного уровня обучения с помощью межпредметной интеграции усиливает его воспитывающие функции. Особенно заметно это проявляется в области гуманитарных предметов. Кроме того, науки гуманитарного цикла ставят предмет для разговора, повод для коммуникации.
9. ИКТ на уроках иностранного языка. Современный урок и внеклассное мероприятие требует от учителя владения техническими средствами обучения. Использование на уроке компьютера, создание мультимедийных презентаций – все это позволяет сделать процесс обучения интересным, более эффективным и продуктивным. Информационные компьютерные технологии заняли прочное место в процессе обучения. Практика использования ИКТ показывает, что они имеют немало преимуществ перед традиционными методами. Среди них индивидуализация обучения и интенсификация самостоятельной работы учащихся, повышения познавательной активности и мотивации.
Некоторые технологии используются почти всеми учителями. Например, широкое распространение получило использование презентаций. Они удобны и для учителя, и для учеников. Презентация кроме текста может включать картинки, графики, таблицы, видео и музыкальное сопровождение. Текст может быть начитан носителями языка. Но составление презентации требует большой подготовки учителя по подбору материала, продумывания структуры презентации, выбора оформления и т. д. Использование компьютерной презентации на уроке позволяет:
- повысить мотивацию учащихся;
- использовать большое количество иллюстративного материала;
- интенсифицировать урок, исключив время для написания материала на доске;
- вовлечь учащихся в самостоятельный процесс обучения, что особенно важно для развития их общеучебных навыков.
В настоящее время широкое распространение в школах получило и компьютерное тестирование. Этот способ контроля знаний имеет свои недостатки, но возможность за короткое время оценить многих и сделать это достаточно объективно обеспечивает этой технологии широкую популярность.
В условиях реализации ФГОС особое значение приобретает проектная деятельность учащихся. Метод проектов направлен на то, чтобы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на практике. Проектная методика предполагает высокий уровень индивидуальной и коллективной ответственности за выполнение каждого задания по разработке проекта. Совместная работа группы учащихся над проектом неотделима от активного коммуникативного взаимодействия учащихся. Проектная методика является одной из форм организации исследовательской познавательной деятельности, в которой учащиеся занимают активную субъективную позицию. Тема проекта может быть связана с одной предметной областью или носить междисциплинарный характер. При подборе темы проекта учитель должен ориентироваться на интересы и потребности учащихся, их возможности и личную значимость предстоящей работы, практическую значимость результата работы над проектом. Выполненный проект может быть представлен в самых разных формах: статья, рекомендации, альбом, коллаж и многие другие. Разнообразны и формы презентации проекта: доклад, конференция, конкурс, праздник, спектакль. Главным результатом работы над проектом будут актуализация имеющихся и приобретение новых знаний, навыков и умений и их творческое применение в новых условиях.
Работа по проектной методике требует от учащихся высокой степени самостоятельности поисковой деятельности, координации своих действий, активного исследовательского, исполнительского и коммуникативного взаимодействия. Основная идея метода проектов заключается в том, чтобы перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся в ходе совместной творческой работы. Роль учителя заключается в подготовке учащихся к работе над проектом, выборе темы, в оказании помощи учащимся при планировании работы, в текущем контроле и консультировании учащихся по ходу выполнения проекта на правах соучастника.
Очень важно также и то, что в работе над проектом дети учатся сотрудничать, а обучение в сотрудничестве воспитывает в них такие нравственные ценности, как взаимопомощь, желание и умение сопереживать; формируются творческие способности и активность обучаемых, т.е. идет неразрывный процесс обучения и воспитания.
На уроках английского языка очень часто используются такие формы работы, как инсценировка диалогов и ролевые игры. В ходе своей работы нами было замечено, что в таких формах деятельности активно принимают участие даже дети с низкой успеваемостью и пассивные учащиеся. Детям нравится фантазировать, примерять на себя разные образы, особенно их привлекает наличие яркого и красочного реквизита.
Не все дети коммуникабельны от природы, и поэтому не всем и не всегда удаётся достичь желаемого уровня владения устной речью на уроке. А театрализованное действие на английском языке даёт учащимся дополнительный импульс не только к изучению языка, литературы, культуры и истории англоязычных стран, но и к раскрытию своего творческого потенциала, самореализации. Театрализованные постановки способствуют применению знаний на практике, развивают эрудицию, память, умение выразительно читать стихи, произносить монологи и диалоги, учат рационально подходить к процессу познания. Кроме того, неотъемлемым компонентом театрализованных постановок является эмоциональный настрой, позволяющий учащимся раскрепоститься и проявить себя. Знания, умения, навыки работы в коллективе, необходимые сегодня ученику для участия в творческой деятельности, в будущем помогут ему в реальных жизненных ситуациях.
Итак, рассмотрев проблему повышения познавательного интереса к изучению иностранного языка путем внедрения инновационных технологий, можно прийти к выводу, что данная проблема актуальна, сложна и многогранна. Уроки иностранного языка – бескрайнее поле для творчества. От умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия зависит во многом эффективность учебного процесса. Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний. Такие формы проведения занятий "снимают" традиционность урока, оживляют мысль.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на августовскую педагогическую конференцию: "Компетентностный подход к изучению русского языка при подготовке к ГИА"
Контроль знаний является одним из важнейших элементов урока....
Сценарий открытия августовской педагогической конференции работников образования
В сценарии расписаны слова учеников и кадры мультимедийного оспровождения выступления....
Доклад на августовской педагогической конференции учителей Ельниковского муниципального района "Патриотическое воспитание школьников"
Доклад был представлен на августовской педагогической конференции. Тема доклада "Патриотическое воспитание школьников"...
доклад на августовской городской конференции
доклад на августовской городской конференции...
Текст доклада на августовской педагогической конференции 2018 г. коммуникативная площадка учителей истории и обществознания
Копия текста выступления...
доклад на августовскую педагогическую конференцию
Проектная деятельность учащихся на уроках английского языка с использованием ИКТ...
Статья «Эмоциональный интеллект как инструмент творческого развития» в сборнике педагогических и управленческих практик, представленных в рамках августовской педагогической конференции 2021 года. -Изд-во: управление образования администрации Балтийского о
Статья «Эмоциональный интеллект как инструмент творческого развития» в сборнике педагогических и управленческих практик, представленных в рамках августовской педагогической конференции 202...