Доклад на августовской конференции. Секция учителей физики.
статья по физике по теме

Федеральный государственный стандарт нового поколения
и учебно- методические комплекты по физике
для основной, средней и профильной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_avgustovskoy_konferencii_2011.doc131.5 КБ

Предварительный просмотр:

Отдел образования  и молодежной политики администрации

Яльчикского района Чувашской Республики

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Шемалаковская основная общеобразовательная школа

Яльчикского района Чувашской Республики»

Августовская конференция работников образования

 Яльчикского района ЧР

Секция учителей физики

Подготовил учитель физики

МБОУ «Шемалаковская ООШ»

Яльчикского района ЧР  

Яковлева Светлана Владимировна

С. Шемалаково -2011

 С 1 сентября 2011 года все школы страны переходят на новый государственный образовательный  стандарт (ФГОС) на начальном этапе образования.  Внедрение новых стандартов в школах, как заметил глава государства Д.А.Медведев, не должно стать «пустой формальностью».

Сейчас идет много споров по  этому поводу, прежде всего по проекту ФГОС для старших классов. Новые стандарты дают возможность ученику не только выбирать предметы и объем их изучения, но и менять учебную траекторию в процессе движения.

Проект стандарта разработан Институтом стратегических исследований в образовании Российской академии образования. Руководители разработки проекта: Кезина Л.П., академик РАО; Кондаков А.М., научный руководитель ИСИО РАО, член-корреспондент РАО.Москва 2010

«И если эту идею грамотно, не испортив, реализуем в школе, то я вижу в новых стандартах больше плюсов, чем минусов»( Владимир Николаевич Иванов, министр  Образования и МП ЧР).

Программы отдельных учебных предметов, курсов должны быть направлены на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования.

Программы отдельных учебных предметов, курсов разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы с учётом основных направлений программ, включённых в структуру основной образовательной программы.

Программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать:

1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели среднего (полного) общего образования с учётом специфики учебного предмета;

2) общую характеристику учебного предмета, курса;

3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане;

4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;

5) содержание учебного предмета, курса;

6) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса;

7) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;

8) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Естествознание (интегрированный уровень):

1) сформированность представлений о целостной современной естественно-научной картине мира;

2) владение знаниями о наиболее важных открытиях и достижениях в области естествознания, повлиявших на эволюцию представлений о природе, на развитие техники и технологий;

3) сформированность умения применять естественно-научные знания для объяснения окружающих явлений, сохранения здоровья, обеспечения безопасности жизнедеятельности, рационального природопользования и выполнения роли грамотного потребителя;

4) сформированность представлений о научном методе познания природы; владение приёмами естественно-научных наблюдений, опытов исследований и оценки достоверности полученных результатов;

5) владение понятийным аппаратом естественных наук, позволяющим понимать познаваемость мира, участвовать в дискуссиях по естественнонаучным вопросам, использовать различные источники информации для подготовки собственных работ, критически относиться к сообщениям СМИ, содержащим научную информацию;

6) сформированность умений понимать значимость естественно-научного знания для каждого человека, независимо от его профессиональной деятельности, различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определённой системой ценностей.

Физика (базовый уровень):

1) сформированность представлений о роли и месте физики в современной научной картине мира; понимание роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;

2) владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное пользование физической терминологией и символикой;

3) владение основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдение, описание, измерение, эксперимент; умение обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;

4) сформированность умения решать физические задачи;

5) сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе и принятия практических решений в повседневной жизни;

6) сформированность собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников.

Физика (профильный уровень) - требования к результатам освоения курса физики на профильном уровне должны включать требования к результатам освоения курса на базовом уровне и дополнительно отражать:

1) сформированность системы знаний об общих физических закономерностях, законах, теориях;

2) сформированность умения исследовать и анализировать разнообразные физические явления и свойства объектов, объяснять принципы работы и характеристики приборов и устройств;

3) владение умениями выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических закономерностей и законов, проверять их экспериментальными средствами, формулируя цель исследования;

4) владение методами самостоятельного планирования и проведения физических экспериментов, описания и анализа полученной измерительной информации, определения достоверности полученного результата;

5) сформированность умений прогнозировать, анализировать и оценивать последствия бытовой и производственной деятельности человека, связанной с физическими процессами, с позиций экологической безопасности.

 Индивидуальный проект, представляющий собой учебный проект или учебное исследование, выполняемое обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов, должен обеспечивать приобретение навыков в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и/или видов деятельности, или самостоятельном применении приобретенных знаний и способов действий при решении практических задач, а также развитие способности проектирования и осуществления целесообразной и результативной деятельности (познавательной, конструкторской, социальной, художественно-творческой, иной).

Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:

1) умение планировать и осуществлять проектную и исследовательскую деятельность;

2) способность презентовать достигнутые результаты, включая умение определять приоритеты целей с учетом ценностей и жизненных планов; самостоятельно реализовывать, контролировать и осуществлять коррекцию своей деятельности на основе предварительного планирования;

3) способность использовать доступные ресурсы для достижения целей; осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях;

4) способность создавать продукты своей деятельности, востребованные обществом, обладающие выраженными потребительскими свойствами;

5) сформированность умений использовать многообразие информации и полученных в результате обучения знаний, умений и компетенций для целеполагания, планирования и выполнения индивидуального проекта.

Достижение предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования, необходимых для продолжения образования, профессиональной и социальной деятельности, является предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы среднего (полного) общего образования.

При итоговой оценке освоения обучающимися основной образовательной программы среднего (полного) общего образования должны учитываться сформированность умений выполнения учебно-исследовательской и проектной деятельности, способность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач по обязательным предметным областям.

Итоговая оценка результатов освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования включает две составляющие:

результаты промежуточной аттестации обучающихся, проводимой образовательным учреждением самостоятельно, отражающие динамику индивидуальных образовательных достижений обучающихся в соответствии с планируемыми результатами освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования;

результаты государственной (итоговой) аттестации выпускников, характеризующие уровень достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования.

К результатам индивидуальных достижений обучающихся, не подлежащим итоговой оценке, относятся ценностные ориентации обучающегося и индивидуальные личностные характеристики.

Обобщённая оценка этих и других личностных результатов освоения обучающимися основных образовательных программ должна осуществляться в ходе различных мониторинговых исследований.

Методические рекомендации для учителей физики по использованию УМК Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год.

За последнее время в преподавании школьной физики многое изменилось. Физика из основного предмета школьного образования превратилась во второстепенную дисциплину, которая практически не влияет на дальнейшую судьбу выпускника школы, особенно, если он выбирает такую престижную профессию как бухгалтер, банковский работник или социолог. Объем часов, отводимых на изучение физики в школе сократился за последнее время на 20 %, более чем в три раза уменьшилось число лабораторных работ и число часов, отводимых на проведение физического практикума, сократилось время, отводимое на решение физических задач.

Романтика управляемого термояда, полетов в космос, фундаментальных физических исследований мало волнует обывателя, обеспокоенного, скорее, заботами дня сегодняшнего, чем мыслями об окружающем мире. Многое, что связано с физикой как наукой, стало для большинства людей в нашей стране чем-то несущественным и даже скучным.

В этом процессе отлучения общественности от науки есть вина самих физиков и авторов школьных учебников по физике. Используя обязательность школьных планов и программ для всех без исключения граждан страны, повышая научный уровень изложения учебного материала, мы забыли о необходимости представления учебной информации в увлекательной, доступной для большинства учащихся форме, о необходимости предоставления самим ученикам и учителям возможности выбора учебника и наиболее приемлемой для них методики обучения. В результате преобразований последних лет была разрушена монополия на создание школьных учебников, и появилось множество новых учебников по физике, новых авторов, среди которых немало школьных учителей.

Учителям физики г.Ростова-на-Дону рекомендуется осуществлять образовательный процесс основываясь на УМК Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год.

УМК написаны в соответствии с требованиями стандарта по физике для основной и средней школы и количеством учебного времени, отводимого на изучение физики в основной и средней школе общеобразовательного профиля. В учебниках для 7-го класса содержаться главы, материал которых вводит учащихся в мир физики. Учебники 8-го и 9-го классов знакомят учащихся с миром физических явлений. В 8-м классе изучаются механические и тепловые явления, в 9-м – электрические, электромагнитные, оптические, гравитационные явления. Каждый учебник содержит задачи и упражнения, описания лабораторных работ по физике, что позволяет учащимся выполнять необходимый объем самостоятельной работы. Всего за три года обучения физике в основной школе предлагается выполнить 24 лабораторные работы: 8 работ в 7-м классе, 6 – в 8-м, 10 – в 9-м классе. После каждого параграфа имеются контрольные вопросы для учащихся.

 Учебники хорошо иллюстрированы, снабжены необходимым числом справочных материалов, написаны литературным, доступным для учащихся языком.
Другая особенность учебников для основной школы – усиление внимания к изучению физических методов исследования природы. В обязательном минимуме содержания основного общего образования по физике имеется специальный раздел под названием «Физические методы изучения природы». В своих учебниках авторы успешно решают одну из основных учебных задач курса: освоение учащимися экспериментального метода научного познания, что нашло отражение в вводной главе курса, описании методов измерения различных физических величин, измерительных приборов и описании лабораторных работ, многочисленных применений физических законов.

Наконец, усилена дидактическая поддержка теоретического материала учебника, что нашло отражение в размещении в каждом учебнике большого количества учебных задач по физике. Благодаря наличию в учебниках около 500 задач и около 1000 вопросов к параграфам значительно облегчается организация самостоятельной учебной деятельности учащихся как во время урока, так и во внеурочной работе.
Показано, что в рамках физики получили развитие и обоснование такие идеи, которые приобрели общефилософское значение и имеют фундаментальное значение для всего научного мировоззрения.

Достижению этой же цели будет способствовать изменение структуры школьного учебника для средней школы, когда вопросы молекулярной физики изучаются в конце курса, а не сразу после механики. Уже стало понятным, что изучение физики совокупности отдельных объектов проще проводить после изучения свойств отдельных объектов.

Любой учебник не свободен от некоторых недостатков, особенно, когда речь идет о нескольких книгах, содержание которых охватывает огромный по объему учебный материал и включает достаточную методическую и дидактическую поддержку.
В целом учебники, рекомендованные (допущенные) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования производят благоприятное впечатлению, несомненно, они являются новым шагом в создании учебников нового поколения, соответствующих современной структуре школьного курса физики.

Оценка учебников по физике (Ростов на Дону)

Авторы  

Класс

Процент использования УМК в 2010-2011 уч.году

Сильные стороны      

Слабые

стороны      

Примечание

Генденштейн Л.Э.,
Дик Ю.И.

11

88%

Удобная структура материала. Понятные, четкие иллюстрации, каждый параграф заканчивается резюме

Не учтены возможности дифференцированного подхода

Включить главы для дополнительного изучения

Генденштейн Л.Э.,
Дик Ю.И.

10

73%

Изложены все стороны обязательного минимума образования

Нет разбора задач, нет алгоритмов решения

Добавить алгоритмы решения задач

Громов С.В.,
Родина Н.А.

10,11

50%

Нет логики в расположении темы «МКТ» между разделами «Оптика» и «Атомная физика».

Касьянов В.А.

10

- Научность
Соответствует современным взглядам на содержание образования; корректные формулировки законов; хорошо иллюстрирован

К данному учебнику требуется пособие «облегчающее» усвоение материала

Необходимо большее число иллюстративных примеров; доступных практических задач; образцов для самостоятельной деятельности

Касьянов В.А.

11

По данному учебнику могут заниматься учащиеся, имеющие сформированный интерес к предмету и владеющие методами учебной деятельности

Мякишев Г.Я.,
Буховцев Б.Б.,
Сотский Н.Н.

10

55%

Выделение информации шрифтом и цветом; наличие итогов главы; наличие примеров решения задач; наличие рисунков и фото; ответы на вопросы и задачи

Не рассматриваются экологические проблемы. Не всегда рассматриваются применения явлений Логичнее «Механические колебания и волны» изучать в 10кл.

Шкалу электромагнитных волн изложить в одной главе

Мякишев Г.Я.,
Буховцев Б.Б,
Чаругин В.М.

11

63%

Полностью соответствует стандарту; хорошо распределен материал

Отсутствуют: предметный указатель, техника безопасности; разноуровневые тексты.

Слабо отражена история физики

Н.М. Шахмаев, А.В.Бунчук

7,8,9

66%

Материал доступен

Не затрагиваются экологические проблемы; мало проблемных ситуаций; нет акцентов на систему «СИ»

Доработать

Перышкин А.В., Гутник Е.М.

7,8,9

89%

Соответствует требованиям базового уровня

Доработать полиграфию

Пурышева Н.С. и др

7,8,9

63%

Наглядность, системность, хорошо читаемый шрифт, хороший язык изложения

Отсутствуют ответы на задания в 7и 8кл.; нет предметного указателя в 7кл.; не полное соответствие стандарту основной школы

Пурышева Н.С. и др.

10,11


Небольшой объем параграфов; наглядность; связь с астрономией; обобщающие таблицы, в которых прослеживается четкая логика и принципы обобщения

Неточность некоторых определений и формулировок или их отсутствие; нет «СИ»; отсутствуют темы «Относительность механического движения», «Мощность»

Разумовский В.Г. , Орлов В. А. и др.

7,8,9

16%

Много экспериментальных заданий, в том числе домашних, направленных на стимулирование тех учащихся, кто интересуется техникой

Нет обобщения; чтение параграфов для многих учащихся будет затруднено. Учебник рассчитан на наличие полного комплекта оборудования в кабинете физики

Степанова Г.Н.

7,8,9

Прекрасно разработана методика подачи материала; хорошо иллюстрирован; доступность; корректность и точность формулировок; реализован вопрос воспитания культуры учебного труда
Системность, доступность, наглядность

Нетрадиционная последовательность тем.
Мягкая обложка и большой формат листа

Добавить тему «Строение вселенной».
Изменить формат учебника, твердый переплет

Степанова Г.Н.

10,11

Большой объем примеров решения задач разного уровня сложности; четкость формулировок; большое число графических объектов

Доступность материала выше уровня среднего ученика

Использовать при углубленном изучении физики

Фадеева А. А.,
Засов А.В. и др.

7,8,9

Много интересного материала для тех, кто знал да забыл.

Тихомирова С.А.

10,11

Учебники представляют собой краткий, но полный курс физики, так как в них имеется не только обязательный материал, но и материал для повторения и ознакомительного чтения. Особенность учебников – достаточно полное представление учебного материала (кроме обязательных тем включены параграфы для повторения и ознакомительного чтения);
краткое изложение курса физики благодаря тщательному отбору содержания;
доступная форма объяснения материала на основе индуктивного метода обучения;, реализация в нем гуманитарной направленности физического образования (главы заканчиваются историческими экскурсами, ко многим параграфам приводятся эпиграфы), фрагменты из художественных произведений, пословицы и загадки, в которых отображаются физические явления);
в рубрике «Это интересно» даны занимательные сведения о связи физики с техникой и другими областями науки;
красочные рисунки, репродукции картин известных художников обеспечивающих наглядность представления учебного материала.

 В общей системе естественно-научного образования современного человека физика играет основополагающую роль. Под влиянием физической науки развиваются новые направления научных исследований, возникающие на стыке с другими науками, создаются техника и технологическая база инновационного развития общества.

Содержание учебного предмета «Физика» в структуре содержания общего среднего образования, его цели и задачи определяются достижениями в области физики, их влиянием на уровень жизни людей.

В условиях модернизации содержания образования и совершенствования механизмов управления качеством предоставляемых образовательных услуг, внимание общественности в значительной степени сосредоточено на учебниках для школьников, как на одном из основных средств реализации образовательных программ.

В современных условиях большое значение имеет развитие информационной компетенции обучающихся, поэтому роль учебной книги возрастает. Из пассивного носителя информации учебник превращается в активную дидактическую систему, которая должна обеспечить ребенку самоконтроль, расширять информационное поле ученика, способствовать повышению интереса к окружающему миру.

Выбор учебника физики является одним из условий успешного обучения физике, при этом следует руководствоваться Приказом МО и науки РФ «Об утверждении Федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2010-2011 учебный год» ( http//www.rg.ru ; «ВО России» №  2 2010г)

 

С целью обеспечения должного качества знаний обучающихся по физике в 2010-2011 учебном году рекомендовано использовать традиционные УМК и УМК нового поколения:

Класс

Традиционное направление

Инновационное направление

7

Громов С.В., Родина Н.А. «Просвещение»

Гуревич А.Г. «Дрофа»

Пёрышкин А.В. «Дрофа»

Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е. «Дрофа»

Пинский А.А., Разумовский В.Г. «Просвещение»

Фадеева А.А. «Просвещение»

Шахмаев Н.М., Дик Ю.И., Бунчук А.В. «Мнемозина»

Разумовский В.Г., Орлов В.А., Дик Ю.И. «Владос»

Генденштейн Л.Э., Кайдалов А.Б., Кожевников В.Б. «Илекса»

8

Громов С.В., Родина Н.А. «Просвещение»

Гуревич А.Г. «Дрофа»

Пёрышкин А.В. «Дрофа»

Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е. «Дрофа»

Пинский А.А., Разумовский В.Г, Гребенев И.В.. «Просвещение»

Фадеева А.А. «Просвещение»

Шахмаев Н.М., Дик Ю.И., Бунчук А.В. «Мнемозина»

Разумовский В.Г., Орлов В.А., Дик Ю.И. «Владос»

Генденштейн Л.Э., Кайдалов А.Б., Кожевников В.Б. «Илекса»

9

Громов С.В., Родина Н.А. «Просвещение»

Гуревич А.Г. «Дрофа»

Пёрышкин А.В., Гутник Е.М. «Дрофа»

Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е, Чаругин В.М.. «Дрофа»

Пинский А.А., Разумовский В.Г. «Просвещение»

Фадеева А.А. «Просвещение»

Шахмаев Н.М.,Бунчук А.В. «Мнемозина»

Разумовский В.Г., Орлов В.А., Никифоров В.В. «Владос»

Генденштейн Л.Э., Кайдалов А.Б., Кожевников В.Б. «Илекса»

Базовый уровень

Профильный уровень

10

Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е., Исаев Д.А. «Дрофа»

Мякишев Г.Я. и др. «Просвещение»

Мякишев Г.Я. и др. «Просвещение»

Кабардин О.Ф., Пинский А.А. «Просвещение»

Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И. «Илекса»

Тихомирова С.А., Яворский Б.М. «Мнемозина»

11

Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. «Просвещение»

Мякишев Г.Я. и др. «Просвещение»

Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И. «Илекса»

Кабардин О.Ф., Пинский А.А. «Просвещение»

Тихомирова С.А., Яворский Б.М. «Мнемозина»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на августовской конференции "Организация спортивно-массовых мероприятий для школьников города Когалыма"

Краткий анализ физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в городе Когалыме. Секция: Система поддержки талантливых детей...

Доклад на августовскую конференцию "Язык программирования HTML - как средство развития информационной культуры старшеклассников"

Доклад на августовскую конференцию "Язык программирования HTML - как средство развития информационной культуры старшеклассников"...

Выступление на августовской конференции , секция обществознание "Преподавание финансовой грамотности"

Выступление на августовской педагогической конференции содержит опыт преподавания финансовой грамотности в среднем и старшем звене школы с использованием проектного метода....

Доклад на секции учителей физики

Сегодня перед школой поставлены задачи формирования нового человека, повышения его творческой активности. Школа является учебно-воспитательным комплексом. Цель образования в ней – выявление и ра...

Доклад на августовскую конференцию работников образования

Доклад: «Выявление ресурсов воспитания учащихся средствами социально-психологического партнерства школы, семьи и общества»....