Доклад на августовскую педагогическую конференцию: "Компетентностный подход к изучению русского языка при подготовке к ГИА"
статья по русскому языку по теме
Контроль знаний является одним из важнейших элементов урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_rayonnyy_seminar.docx | 16.29 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Оранжерейнинская СОШ»
Доклад на тему:
«Компетентностный подход
в преподавании
русского языка».
Подготовил:
учитель русского языка и литературы
Богачек Валентина Владимировна
2012 год
Мы слишком часто даем детям ответы,
которые надо выучить, а не ставим
перед ними проблемы,
которые надо решить.
Роджер Левин
В настоящее время, время модернизации российского образования, особенно остро стоит вопрос о подготовке выпускника школы XXI века, обладающего не просто знаниями, умениями и навыками, но и личностными качествами, придающими ему гибкость и устойчивость в постоянно изменяющихся условиях развития общества.
«Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество образования» (Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. - М.: 2002.).
Таким образом, целевая направленность современной школы, исходя из Концепции модернизации образования, связана с формированием ключевых компетенций выпускника, с его функциональной грамотностью в отношении овладения и применения общеучебных знаний, умений и навыков. Личность, характеризующая не только информированностью в различных областях науки, а коммуникабельностью и толерантностью, современным мышлением, ответственностью и волей в принятии решения в различных жизненных ситуациях выбора, может гармонично строить отношения с окружающим миром, адаптироваться к условиям современного общества, адекватна социальным, профессиональным, духовно-нравственным ценностям.
В связи с этим в федеральном базовом компоненте образования и объяснительных записках к программе по русскому языку появилось понятие «компетенция», которое употребляется применительно к целям обучения. Через данное понятие определяется структура содержания обучения русскому языку.
Научить русскому языку – значит сформировать лингвистическую, языковую, коммуникативную компетенции.
Языковая компетенция – способность учащихся употреблять слова, их формы, синтаксические структуры в соответствии с нормами литературного языка.
Лингвистическая компетенция – предполагает более глубокое осмысление устной и письменной речи, – ее законов, правил, структуры; умение анализировать и классифицировать языковые явления.
Коммуникативная компетенция – способность к полноценному речевому общению во всех сферах человеческой деятельности с соблюдением социальных норм речевого поведения.
Приоритетной компетенций, на мой взгляд, является коммуникативная, так как язык – это средство общения, социализации и адаптации учащихся в современном мире.
Основная задача педагога, использующего компетентностный подход в преподавании языка, – создание открытого языкового пространства, условий, приближенных к естественному общению, переход в преподавании с предметного уровня на обучение языку как средству общения.
Поэтому на уроках в старших классах деятельность учащихся направлена на создание готового текста: написание аргументированного эссе, творческой работы, ориентированной на цели и задачи коммуникации (предварительная работа заключается в комплексном лингвистическом анализе текста), что особенно актуально при подготовке к сдаче ГИА и ЕГЭ. Задача учащихся – создать собственный текст, прокомментировав то или иное явление, приведя собственные примеры.
Таким образом, коммуникативная компетенция – выбор и реализация программ речевого общения в зависимости от способностей человека ориентироваться в той или иной речевой ситуации.
Коммуникативные умения и навыки – это умения и навыки речевого общения с учетом того, с кем мы говорим, где говорим и, наконец, с какой целью. Формирование данных навыков возможно лишь на базе лингвистической и языковой компетенции. Поэтому на уроках русского языка и литературы я использую проектную деятельность, которая позволяет учащимся самостоятельно добывать знания, развивать коммуникативные навыки. Работая в группе, ребята учатся доказывать свою точку зрения, слушать и понимать других, вести дискуссию.
Так, на занятиях по элективному курсу «Комплексный анализ текста» (в рамках подготовки к ГИА ) девятиклассники готовили рефераты об особенностях текстов разных функциональных стилей, о средствах выразительности языка; к уроку литературы при изучении «Уроков французского» В.Распутина ребята-шестиклассники готовили сообщения об играх детства их бабушек и дедушек и инсценировали игровые ситуации. К уроку, посвященному творчеству А.Т.Твардовского и его поэмы «Василий Тёркин», группам учащихся было предложено найти материал о его жизни и творчестве, подготовить выразительное чтение отрывков поэмы, инсценировать её фрагменты. Каждый ученик в составе группы выступил со своим сообщением. Во время работы над такими проектами у учащихся, помимо коммуникативных, формировались и информационные компетенции: изучение различных источников информации, умение выбирать, находить информацию для конкретной ситуации, умение обрабатывать информацию, использовать ее.
Существенным признаком компетентностно-ориентированного обучения являются и свободные обсуждения учащимися прочитанного или прослушанного текста, ситуаций из жизни класса, школы, страны (неподготовленные высказывания учащихся, в ходе которых они учатся формулировать свою точку зрения, обосновывать ее, высказывать без особой робости или чрезмерной самоуверенности и внимательно и доброжелательно слушать других, сравнивать свою точку зрения с иными взглядами на проблему, в случае убедительных аргументов признавать их правоту).
Таким образом, коммуникативная технология обучения русскому языку помогает сформировать социальную компетентность обучающегося, которая необходима в системе основных сфер самоопределения личности.
Воспитание компетентного человека – главная конечная цель образовательного процесса в средней школе. Общество хочет видеть в выпускнике личность компетентную, со сформированными коммуникативными навыками, умеющую работать в команде, брать на себя ответственность за решение проблем, готовую к постоянному самообразованию. От современного человека требуют развитого креативного мышления, устойчивого навыка самоанализа, рефлексии, критической самооценки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Системно-деятельностный подход к изучению русского языка в современной школе
В настоящее время происходят существенные изменения как в содержании образования, формах, методах обучения, так и в условиях, в которых приобретают знания учащиеся. Предлагаемый подход к...
Культурологический подход в изучении русского языка и литературы
Это интегрированный цикл уроков, который можно проводить в рамках 8-11 класов....
Доклад по теме : "Формирование учебно-познавательного интереса к изучению русского языка обучающихся специальных коррекционных классов VII вида"
Доклад по теме: "Формирование учебно-познавательного интереса к изучению русского языка обучающихся специальных коррекционных классов VII вида" был представлен в межрегиональной научно-практической ко...
Метод проектов как средство реализации системно-деятельностного подхода при изучении русского языка и литературы
quot;Метод проектов как средство реализации системно-деятельностного подхода при изучении русского языка и литературы" - выступление на окружном семинаре "Подготовка педагогов к реализации ...
Компетентностный подход в изучении русского языка в 5-7 класса в условиях ФГОС
Воспитание компетентного человека - главная конечная цель образовательного процесса в средней школе. Общество хочет видеть в выпускнике личность компетентную, со сформированными коммуникативным...
Компетентностный подход в изучении русского языка в основной школе
Воспитание комтентного человека - главная конечная цель образовательного процесса в школе...
Районные педагогические чтения "Диффериенцированный подход к изучению английского языка"
Статья в муниципальный сборник. Диффериенцированный подход к изучению английского языка....