Текст доклада на августовской педагогической конференции 2018 г. коммуникативная площадка учителей истории и обществознания
материал

Филиппова Светлана Витальевна

Копия текста выступления

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коммуникативная площадка секции учителей истории и обществознания  «Эффективное управление как ключевой инструмент развития образовательных систем»

Автор-составитель: Филиппова Светлана Витальевна,

учитель истории и обществознания

МБОУ «Мужевская СОШ имени Н.В. Архангельского»;

руководитель муниципальной проблемной группы

учителей истории и обществознания МО ШР

   

   Наша школа - это общеобразовательное учреждение, реализующее принципы адаптивной школы со смешанным контингентом учащихся, где учатся одаренные и обычные дети, а также дети, нуждающиеся в коррекционно-развивающем обучении. Современная школа- это школа, которая ставит перед собой стратегическую ЦЕЛЬ обеспечения личностно-ориентированного подхода в обучении, воспитании и развитии детей с различными способностями, склонностями, особенностями, создание условий для личностного роста всех субъектов образовательного процесса.

Осуществление этой цели представляется системой решения ключевых ЗАДАЧ:

- обеспечение доступности, эффективности и качества образования;
- реализация вариативных образовательных программ (углубленного изучения отдельных предметов, предпрофильного и профильного обучения, коррекционно-развивающих, общеобразовательных классов, элективных, факультативных курсов и кружков);
- осуществление деятельностного подхода в процессе обучения, воспитания и развития;
- развитие ценностно-ориентационных компетенций школьников (социальной, личностной, общекультурной, интеллектуальной, коммуникативной).

   Реализация целей и задач деятельности школы выражается в подготовке конкурентоспособной личности выпускника школы, характеризующейся социальной и профессиональной мобильностью, владеющей системой ключевых компетентностей, способной самоопределиться и самореализоваться в будущей жизни.
Именно для формирования конкурентноспособной личности сегодня разработан ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ .

   Последнее десятилетие стало для школьного образования периодом интенсивного поиска новых концептуальных идей, путей развития. И чтобы сейчас не менялось, какие бы концепции не возникали, можно уверенно утверждать, что все больше специалистов принимает и активно поддерживает идею качества образования как ведущую и доминирующую. 

   Философский словарь дает такое толкование категории качества: «Качество есть существенная определенность предмета, в силу которой он является данным, а не иным предметом и отличается от других предметов. Качество предмета, как правило, не сводится к отдельным его свойствам. Оно связано с предметом как целым, охватывает его полностью и неотделимо от него. Поэтому понятие качества связывается с бытием предмета. Предмет не может, оставаясь самим собой, потерять свое качество».

Можно выделить четыре основных условия, без которых получение качественного образования просто невозможно:

1). Квалифицированный педагогический состав;

2). Наличие современного учебного оборудования, средств обучения, применение новых педагогических технологий;

3). Существование благоприятных условий для обучения (школьная столовая, библиотека, спортивный зал и т.д.).

4). Благоприятная среда общения со сверстниками.

   Образовательный процесс обеспечивается деятельностью 4 субъектов: ученик- родитель- учитель- администратор. Сегодня очень важно правильно определить уровень готовности всех субъектов образовательного процесса к достижению нового качества образования, а так же наметить единые пути совместной учебной деятельности.

   Специальность учителя одна из самых важных в российском обществе. В его обязанности входит воспитание и развитие детей, поэтому и требования к нему должны быть соответствующие. Однако если раньше преподавателю было достаточно просто выполнять должностную инструкцию, то в ближайшее время требования к нему будут регулироваться новым документом.

В чем суть новых требований 

Идея создать профстандарт педагога возникла в 2013 году. Тогда же возник и документ, который стал основой будущего проекта. Основатели отразили в нем требования, необходимые преподавателю в современных условиях. Они касались: личностных характеристик; подготовки на профессиональном уровне; методов обучения учащихся. Министерство труда 18.10.13 издало Приказ No544н о доработке документа и его тестовой проверке в ряде учебных заведений РФ. Окончательное утверждение изменений было намечено на 01.01.2015. Однако, со временем ведомство решило продолжить тестовый режим еще на два года. Профстандарты для педагогов проверялись в сорока трех регионах России. Они прошли широкое обсуждение в педагогических коллективах всей страны. Проанализировав результаты экспериментального внедрения новых требований, разработчики проекта пришли к выводу, что профстандарт педагога существенно улучшает все показатели образовательного процесса, такие как: баллы ЕГЭ; уровень обучения; условия преподавания. По каждому из этих критерий были достигнуты существенные результаты. Поэтому, Минтруда принял решение о его внедрении с 2017 года. Таким образом, теперь каждому преподавателю будет необходимо подтверждать свою квалификацию, согласно нового документа. Кроме этого, они обязаны использовать в своей деятельности новые положения.

Профстандарт педагога — структура 

  Он разрабатывался с учетом требований, которые необходимы в современных условиях. Сегодня работник просвещения должен обладать: универсальной образованностью; информированностью; эрудицией; компетенцией; прогрессивностью. Кроме этого, педагогу необходимо уметь находить общий язык с разными детьми, независимо от их способностей и развития. Также будет уместно, если он сумеет проявлять уважение к личности учащегося и будет видеть его возможности. Преподаватель сегодня должен во всем показывать пример подрастающему поколению, начиная с личной жизни и внешнего вида и, заканчивая своими профессиональными данными. Утвержденный правительством РФ документ обладает четкой структурой, которая имеет три основных направления, связанных с: обучением; воспитанием; развитием. Разделы, связанные с двумя первыми направлениями содержат педагогические требования, касающиеся знаний предмета, владения нужными приемами и донесения знаний до каждого ученика. Третье направление, пожалуй, самое сложное, так как оно кардинально увеличивает компетенцию педагога. Предполагается, что современный учитель, может обладать навыками психолога или врача. В таком случае он может рассчитывать на существенную прибавку к зарплате, если конечно подтвердит свою квалификацию в смежной области. Вот так можно представить будущие квалификационные уровни: Уровни педагога Требуемые качества Учитель: Качественное обучение по основной программе. Умение взаимодействовать с детьми. Профессиональная работа с родителями. Непрерывное совершенствование знаний. Старший учитель: Разработка индивидуальных программ обучения, воспитания и развития. Проектирование программ коррекционной работы Ведущий учитель: Организация разработки образовательных программ и обучение по ним. Координация работы педагогов, дефектологов, психологов. Разработчики проекта ввели последний раздел в связи с решением Правительства уменьшить число узкопрофильных специалистов (дефектологов, терапевтов, психологов) в соответствии с программой оптимизации учебных организаций. Таким образом, руководство старается изыскать средства для повышения зарплаты преподавателей. Теперь у педагогов появилась возможность воспользоваться моментом и неплохо заработать, освоив новую близкую к преподавательству специальность, тем более, что правительственные чиновники уже анонсировали возможные зарплаты учителей.

Зачем нужны профстандарты для педагогов 

    Целью нововведения является формирование в обществе нового взгляда на преподавательскую деятельность. Понятно, что он по-прежнему должен: иметь высокий уровень образованности; быть интеллигентным, добрым, чутким и внимательным к учащимся; понимать проблемы своих подопечных. Нынешний преподаватель в условиях развития технологий, новых возможностей в IT сфере должен постоянно совершенствоваться, осваивать новые формы подачи учебного материала и уметь выйти за рамки чисто преподавательской специализации. В этих условиях, новые профстандарты для педагогов помогут быстрее превратить обычного учителя в универсального специалиста, ориентирующегося во многих областях современного мира. Такому преподавателю будет легче донести ученику не только о важности образования, как такового, но и о необходимости постоянного совершенствовании своих знаний. Планка требований уже поднята и задача всех учителей как можно быстрее достичь высот, отвечающих нашему времени. От этого зависит успех и продвижение нашей страны.

    В течение тестового периода создатели документа собрали множество материала, подтверждающего эффективность стандарта. В то же время обсуждение новых требований показало, что не все положительно относятся к новшеству. Некоторые педагоги намекали на недостаточное обеспечение учебных заведений для реализации новых задач, а также на большие нагрузки, которые испытывают преподаватели уже сейчас. Давно известный факт, что многие преподаватели находятся на двух ставках, поэтому ни о каком индивидуальном подходе в работе с учеником не может быть и речи. Заключение 

    Повсеместный ввод новых требований повлечет за собой массовую переаттестацию учителей, а это займет большое количество времени. Кроме этого Министерство труда не разработало четкой методики проведения проверки. Согласно новым требованиям, ее должна проводить независимая комиссия. Преподавателя, который не дотянул до необходимого уровня, могут уволить. И здесь возникает вопрос, если учебное заведение не смогло обеспечить развитие педагога, то кто в этом виноват? Разве комиссия может уволить его? Например, стандарт обязывает учителя владеть информационными технологиями и применять их в работе. Почему Минтруда не ответил, что делать учителям, в школах которых не слышали про компьютерные классы. В общем, как утверждают многие специалисты документ еще достаточно «сырой».
 

   ГИА – серьезное мероприятие в жизни ученика, требующее обобщения знаний по предмету и умения организовать свою работу. Успешность сдачи экзамена зависит и от того на сколько методически верно учитель организовал подготовительную работу с учащимися. У каждого учителя постепенно формируется свой стиль подготовки к экзамену.

Важнейшую роль в формировании УУД играет работа с текстом. Навык чтения по праву считается фундаментом всего образования. Полноценное чтение – сложный и многогранный процесс, предполагающий решение таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание (общее, полное и критическое), поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста и многое другое. В деятельности чтения участвуют такие механизмы, как восприятие, узнавание, сличение, понимание, осмысление, рефлексия и др.

В педагогической практике выделяется несколько приемов работы с текстом.

1. Прием составления плана позволяет глубоко осмыслить и понять текст. Для построения плана целесообразно по мере чтения последовательно задавать себе вопрос «О чем здесь говорится?».

2. Прием составления схемы. Схема – это способ моделирования логической структуры текста. Выделяют два вида схемы – линейная и разветвленная. Средствами графического изображения являются абстрактные геометрические фигуры (прямоугольники, квадраты, овалы, круги и т.д.), символические изображения и рисунки, их соединения (линии, стрелки и т.д.). Схема от плана отличается тем, что в ней наглядно отражены связи и отношения между элементами.

3. Прием составления сводной таблицы позволяет обобщить и систематизировать учебную информацию.

4. Прием комментирования является основой осмысления и понимания текста и представляет собой самостоятельное рассуждение, умозаключение и выводы по поводу прочитанного текста.

Рассмотрим практическое применение универсальных приёмов обработки текстовой информации

Метапредметные задания диагностики:

Задание № 1 Монархия и республика

В республиках президенты и парламенты избираются населением на ограниченный срок. В монархиях главы государств имеют пожизненную власть, получаемую по наследству. В современном мире из 194 государств, признанных ООН в качестве независимых примерно 30 являются монархиями.

По каким линиям сравниваются монархия и республика. Сформулируйте 3 линии. Почему задание является метапредметным?

Задание № 2 Космонавты

Виталий и Алексей делают проект об истории космонавтики. Они нашли рисунок, где описаны требования, предъявляемые к космонавтам 50 лет назад и сейчас. Виталий, изучив рисунок, утверждает, что требования к космонавтам в настоящее время стали более мягкими, чем были раньше. Алексей считает, что нет.

Почему задание является метапредметным?

Задание № 3

Идеи о цикличном и линейном историческом развитии возникли еще в античные времена. При этом известно, что многие идеи философы часто черпали из наблюдений за окружающим миром.

Подумайте и предположите, благодаря каким наблюдениям могли возникнуть эти разные идеи.

Почему задание является метапредметным?

Задание № 4

Познакомьтесь с календарём древних славян и сделайте вывод, какое занятие было главным в жизни славян:

Сечень (февраль) – время подсеки деревьев для очистки земли под пашню;

Березозол (апрель) – время сожжения деревьев и удобрение земли;

Серпень (август) – время жатвы и увоза скопов с поля.

Почему задание является метапредметным?

Задание № 5

Составьте алгоритм «Как определить по году век?»

1.

2.

3.

Задание № 6

Изучение процесса социальной мобильности на примере героев сказок (работа в парах с помощью «мозгового штурма»)

Ш. Пьеро «Золушка» (Золушка)

А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» (старуха)

А.Н. Толстой «Приключения Буратино» (Карабас-Барабас)

Г.Х.Андерсен «Свинопас» (принцесса)

Характеристика исходного социального статуса героя

Вид социальной мобильности, совершенной в сказке

Характеристика измененного социального статуса

Личностные черты и качества; социальные лифты, соответствующие данной мобильности

Вывод:

Рефлексия

Где Вы на этом дереве?

Автор этого теста – известный британский психолог Пип Уилсон.

Вывод:
 
Заслушав всех участников семинара, проанализировав достижения, запросы и проблемы, о которых говорили участники педагогического семинара, следует определить главную  стратегическую цель школы: подготовка конкурентоспособной личности выпускника школы, характеризующейся социальной и профессиональной мобильностью, владеющей системой ключевых компетентностей, способной самоопределиться и самореализоваться в будущей жизни.

Качество образовательного процесса синтезируется из следующих качеств:

  • качества образовательной программы;
  • качества потенциала педагогического состава, задействованного в образовательном процессе;
  • качества потенциала обучающихся;
  • качества средств образовательного процесса (материально-технической, лабораторно-экспериментальной базы, учебно-методического обеспечения, учебных кабинетов, транслируемых знаний и др.);
  • качества образовательных технологий;
  • качества управления образовательными системами и процессами (управленческих технологий в образовании).

Решение методического семинара:

Определить приоритетные направления работы педагога:

1. Усиление личностной направленности образования (новые технологии).
2. Обновление содержания образования (введение пропедевтических курсов, предметов углубленного изучения, элективных курсов).
3. Совершенствование работы школы, направленной на сохранение и укрепление здоровья учащихся и привития навыков здорового образа жизни (медико-психологическая служба, программа “Здоровье”).
4. Шире использовать в педагогической деятельности мультимедийные презентации, возможности интерактивной доски.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на августовской педагогической конференции учителей Ельниковского муниципального района "Патриотическое воспитание школьников"

Доклад был представлен на августовской педагогической конференции. Тема доклада "Патриотическое воспитание школьников"...

Обобщение педагогического опыта учителя истории и обществознания Левашко Галины Анатольевны по теме: «Интерактивное обучение на уроках истории и обществознания»

Обобщение педагогического опытаучителя истории и обществознанияЛевашко Галины Анатольевныпо теме:«Интерактивное обучение на уроках истории и обществознания»...

доклад на августовскую педагогическую конференцию

Проектная деятельность учащихся на уроках английского языка с использованием ИКТ...

доклад на августовскую педагогическую конференцию

Развитие интереса у учащихся к урокам английского языка...

Статья «Эмоциональный интеллект как инструмент творческого развития» в сборнике педагогических и управленческих практик, представленных в рамках августовской педагогической конференции 2021 года. -Изд-во: управление образования администрации Балтийского о

Статья «Эмоциональный интеллект как инструмент творческого развития» в сборнике педагогических и управленческих практик, представленных в рамках августовской педагогической конференции 202...