Духовно-нравственное воспитание личности на уроках литературы
опыты и эксперименты по литературе (5, 9, 10 класс)

Доклад на ШМО словесников 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание личности на уроках литературы

  1. Основой ФГОС является духовно-нравственное воспитание личности.
  2. Приобщить учащихся к научно-исследовательской и экспериментальной деятельности, воспитывать высокообразованную личность с активной жизненной позицией, способной конкурировать на международном уровне - задача, которая стоит перед современным образованием
  3. Современные образовательные технологии. Их использование важно : они во многом личностно-ориентированные, выявляют, прежде всего, особенности учащихся, содействует развитию и проявлению личностных качеств учащихся, формированию его индивидуальности, способности к нравственной и творческой реализации своих возможностей.
  1. Технология проблемного обучения позволяет активизировать и оживить учебный процесс, способствует формированию нравственного воспитания учащихся, учит проникать в суть изучаемого произведения. Суть такого обучения в том, чтобы создавать проблемные ситуации и организовать деятельность учащихся по решению учебной проблемы, обеспечивая оптимальное сочетание самостоятельности учащихся в поисковой деятельности с усвоением необходимых знаний.
  2. Информационные технологии расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение их в преподавании литературы способствует совершенствованию практических умений и навыков, позволяет эффективнее организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения, повышает интерес к урокам словесности, активизирует познавательную деятельность учащихся и развивает творческий потенциал
  3. Применение игровых форм на уроке создает предпосылки для активизации познавательной деятельности, для эффективности восприятия и понимания учащимся учебного материала, для раскрытия творческих способностей обучающихся. Игра на уроке способствует повышению общего развития, умению ориентироваться в различных жизненных обстоятельствах. .
  4. Технология развития критического мышления – это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить, делать выводы относительно точности и ценности данной информации. Учащиеся не сидят пассивно, слушая преподавателя, а становятся главными действующими лицами урока.
  1. Современные образовательные технологии обучения помогают формировать творческий, инновационный подход к пониманию изученного, развивают самостоятельность мышления, позволяют преподавателю отработать глубину и прочность знаний, закрепить умения и навыки. Они воспитывают чувство ответственности по отношению к родному слову, чуткость к красоте и выразительности родной речи, помогают формированию внутренней потребности личности в непрерывном духовно-нравственном совершенствовании, позволяющем осознать и реализовать свои личные возможности.

 

Введение Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС) – это новый этап модернизации российского образования. Основой ФГОС является духовно-нравственное воспитание личности. Изменения в социальной жизни нашей страны, перемены в области просвещения делают особенно актуальными проблемы духовности, морали, этики. По требованию новых стандартов полученные знания не должны быть мертвым грузом: вызубрил правило, но ничего не понял. Ребёнок должен уметь свободно пользоваться этими знаниями, самостоятельно их находить, применять в жизни. Для педагога важно не просто передать знания школьнику, а научить его овладевать новыми знаниями, новыми видами деятельности.

Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что качество образования определяется не только количеством и качеством знаний, но и качеством личностного, духовного, гражданского развития подрастающего поколения. Литература занимает особое место в системе школьного образования. В Примерной Программе среднего (полного) общего образования по предмету литература охарактеризована как «базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения».

Сегодня проблема воспитания подрастающего поколения стоит перед нашим обществом особенно остро. У многих подростков вырабатывается чувство отчуждения от системы истинных общечеловеческих ценностей, искажаются их нравственные ориентиры. Одна из причин такой ситуации, на мой взгляд, — негативное влияние мощного информационного потока низкопробного уровня, стихийно льющегося на подростка из Интернета, телевидения и т. д. И поэтому главная задача учителя-словесника состоит в том, чтобы превратить каждый урок литературы в урок нравственности.

Лучшие русские писатели задавались важнейшими, главными человеческими вопросами: что такое истина? кто я? так ли я живу? для чего пришёл в этот мир? То есть наша литература поднимает как раз те вопросы, которые непременно задаёт себе любой думающий подросток

Задача учителя-словесника — сформировать у учащихся потребность размышлять над подобными вопросами, донести до сознания детей мысль, что русская литература может стать помощницей в осмыслении многих вопросов духовно-нравственного порядка.

Как же превратить каждый урок литературы в урок-открытие, нравственный урок? Прислушаемся к совету известного педагога Евгения Николаевича Ильина: ребята внимательны и активны, «когда с ними разговаривают языком неожиданных приемов, метких деталей, жгучих вопросов… — словом, языком искусства». [6] Основу современного урока литературы должна составить активная деятельность самих учащихся.

В начале учебного года на уроке литературы спрашиваю учеников о том, какие нетрадиционные формы уроков и внеурочных мероприятий им больше нравятся, в каких хотелось бы поучаствовать. Принимаю и рассматриваю разные, даже самые неожиданные предложения школьников. Так рождается совместный план творческой деятельности на учебный год, а мои ученики становятся организаторами и участниками нетрадиционных уроков, проектов и внеклассных мероприятий, позволяющих им приобщиться к литературным ценностям, способствующих эмоционально-нравственному развитию, творческой самореализации

Целью моей педагогической деятельности является воспитание и формирование творческой, созидающей, волевой, несущей ответственность за свои дела и поступки личности, которая будет стремиться к духовному освоению мира, к самореализации.

Литература выделяется в системе школьных предметов, так как обладает немаловажной особенностью: не только формирует у учащихся определенные знания, умения, навыки, но и помогает их нравственному становлению, приобретению моральных, этических жизненных принципов.

Почему это происходит? Литературные произведения - это духовный опыт поколений, передаваемый как в форме устных повествований (сказки, былины, легенды, предания, сказания), так и на страницах печатных литературных произведений разных родов и жанров. И одна из важнейших целей литературного школьного образования - помочь ученикам понять и принять нравственные заветы, хранящиеся в произведениях русской и зарубежной литературы.

Литературное образование столкнулось сегодня с серьезным вызовом - поиском внутренней мотивации для привлечения школьников к литературе.

Известно, что современные ребята перестали испытывать потребность погружаться в контекстуальное пространство, потеряли ощущение соприкосновения с магией книги .

Вся деятельность, направленная на формирование нравственных ценностей, строится в соответствии со следующими направлениями:

  • проведение нестандартных уроков литературы и внеклассных мероприятий как условие формирования читательской компетентности обучающихся в рамках введения ФГОС общего образования;
  • сотрудничество образовательного учебного учреждения и библиотек районного и школьного уровней;
  • осуществление тесной связи между родителями и детьми (семейное чтение);
  • участие в различных творческих мероприятиях районного и школьного уровней, посвящённых углублённому изучению литературы;

Участие в конкурсах(«Живая классика», Всероссийский конкурс сочинений, конкурс "Ради жизни на Земле", Диалог с классиком, Письмо ветерану и др. ) позволяет выявить не только творческие особенности школьников, их артистизм, но и воспитать добросовестное отношение к делу, ответственность, гражданскую позицию.

Добиваться успеха в нравственном воспитании учеников мне помогает система работы, основанная на тесном содружестве с библиотеками школьного, районного уровней; в библиотеке формируется особое образовательное литературное пространство, помогающее свободно выразить свои чувства, эмоции и открыть самого себя.

Проект «Неделя литературы в школе»предоставляет мне возможность через продуктивную деятельность с использованием телекоммуникаций закреплять знания, полученные на уроках, развивать ключевые и предметные компетентности обучающихся. Увлекательно и интересно для ребят проходят также поэтические марафоны и поэтические ринги. Такие творческие мероприятия способствуют развитию образной речи, пополнению словарного запаса, приучают всматриваться, вслушиваться в слово, понимать его

В современных технологий на уроке актуально, так как позволяет в наибольшей степени решить поставленную государством задачу гуманизации образования, заключающуюся в построения такого учебного процесса, где на первый план выдвигается взаимосвязанная деятельность учителя и ученика, нацеленная на решение как учебной, так и практически значимой задачиОпыт преподавания уроков литературы подтверждает, что эффективность обучения повышается, если на занятиях использовать инновационное обучение, в основе которого лежат современные образовательные технологии

Среди множества современных технологий наиболее приемлемыми для уроков литературы для меня являются следующие:

  • технология проблемного обучения ;
  • технология развития критического мышления;
  • компьютерные технологии ( ИКТ);
  • создание ситуации успеха на уроке.

Эти технологии привлекательны в первую очередь тем, что являются предметно-личностно-ориентированными, в центре их внимания – ученик, его личность, его неповторимый внутренний мир. Ведь от меня, как от современного учителя, требуется не только дать учащемуся образование в виде системы знаний-умений-навыков, но и всемерно развивать познавательные и творческие возможности учащихся, воспитывать личность.

При использовании инновационных технологий в обучении литературы успешно применяю следующие приемы, формы и методы:

- опорный конспект;

- мозговая атака;

- групповая дискуссия;

- кластеры;

- синквейн;

- перепутанные логические цепочки;

- дидактическая игра;

- работа с тестами;

- работа с текстами;

- групповая форма работы;

- коллективная форма работы;

- нетрадиционные формы домашнего задания и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

базовые национальные ценности в духовно-нравственном развитиии воспитании школьников через уроки физики

Современное общество озадачено проблемой духовно-нравственного воспитания молодежи. В статье показаны формы духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся 7 - 11 классов через уроки физики....

Воспитание личности на уроке литературы

Как воспитать из ребенка творческую личность. Как привить любовь к книге....

Использование духовно-нравственного потенциала библейских текстов на уроках литературы.

Роль использования текстов и сюжетов из Библии на уроках литературы. Их значение для понимания произведений русской литературы и формирования нравственности учеников....

Духовно – нравственное развитие и воспитание школьников на уроках литературы и русского языка как основа гармоничного развития личности учащегося

Изменение общественных отношений в нашей стране повлекло за собой сложные духовно-нравственные проблемы, которые выразились в обесценивании многих жизненных идеалов. И мне, как учителю, важно передать...

Развитие духовно-нравственного, творческого потенциала личности на уроках технологии

На протяжении двух лет я также работаю над темой самообразования: «Развитие творческой личности на уроках технологии». Наиболее ярким примером в достижении поставленной цели является творч...

Основы духовно-нравственной культуры народов России» на уроках литературы в 5 классе

В рамках ФГОС среди основных требований к результатам освоения образования на первый план выдвигаются именно личностные результаты. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт нацел...