Литературная игра. Открытый урок.
методическая разработка (6 класс) на тему
Литературная игра. Открытый урок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok._literaturnaya_igra.docx | 262.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-путешествие « По страницам романа А.С.Пушкина «Дубровский»
Подготовила Мазурова Ирина Александровна
учитель русского языка и литературы
Класс: 6
Тип урока: нестандартный.
Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная.
Учебник: Литература: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ авт.-сост. Г. С. Меркин. – М.: «Русское слово - учебник»
Цели урока:
- Познавательные: формировать у учащихся внимательное отношение к детали в художественном произведении, к её роли и идейно-образной структуре; проверить знание художественного произведения, степень овладения литературоведческим аппаратом;
- Развивающие: развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умение обобщать, логически верно излагать свои мысли; продолжать работу по раскрытию творческих способностей; создавать условия для развития коммуникативных навыков;
- Воспитательные: развитие системы ценностных отношений к русской литературе; воспитание бережного отношения к слову автора, ответственного отношения к собственному слову, формирование эстетического восприятия с помощью других видов искусств; совершенствование навыков этичного межличностного общения
Оборудование:
- проектор, экран, ноутбук, презентация;
1. Организационный момент.
- Ребята, сегодня вас ожидает не совсем обычный урок. Это урок-игра, путешествие по страницам романа А.С.Пушкина «Дубровский». Мы с вами прочитали это замечательное произведение, познакомились с его героями. А теперь представьте, что мы отправились в путешествие с писателем, который будет сопровождать нас от станции к станции и беседовать с нами о своем романе.
- Цель нашего путешествия – успешно осваивать намеченный маршрут; показать не только свои знания, но и любовь к русскому слову.
2. Игра (станции).
1) 1 станция – «Пушкинская».
- Итак, наше путешествие началось! И на 1 станции нас встречают знатоки романа «Дубровский». Послушаем их доклады.
- Вопрос учителя: В чем вы видите причины написания романа «Дубровский»?
- Ответы учащихся:
– Пушкина интересовала историческая тема;
- не переставала волновать антикрепостническая тема, судьба русского крестьянина;
- автор романа тревожился за будущее своей Родины.
2) 2 станция – «Я знаю это лучше всех!».
- На этом этапе урока учащимся предлагается задание на знание сюжета романа – расставить эпизоды в нужной последовательности:
1. Обед у Троекурова. | 6. Ссора Дубровского и Троекурова. |
3) 3 станция – «Хочу всё знать».
- Название станции говорит само за себя. Первое задание исторического характера и связано с историей слова.
Учащиеся должны назвать значения устаревших слов и выражений, которые есть в тексте произведения: холоп, стремянный, гувернер, стряпчий, купчая, исправник, плетью обуха не перешибешь, гол как сокол.
Холоп – крепостной человек, раб, слуга.
Стремянный – конюх
Гувернёр – воспитатель, надзиратель за детьми
Стряпчий – чиновник, правовед, наблюдающий за правильным ходом дела
Купчая – законное свидетельство на купленное именье, утвержденное в суде
Исправник – начальник уездной полиции
Плетью обуха не перешибёшь (пословица) – невозможно, бесполезно противостоять силе, власти.
Гол как сокол – страшно беден, ничего не имеет
4) 4 станция – «Почемучка».
Учащиеся знакомы с фильмом «Дубровский» (1988 г.) режиссера В.Никифорова. Некоторые эпизоды были просмотрены на уроках литературы во время изучения романа А.Пушкина. На открытом уроке используется отрывок из 4 серии кинофильма о последней встрече Владимира и Маши. Ученики искренне сочувствуют несчастной Маше, которую насильно выдали замуж за старого, но состоятельного князя Верейского. Автор дает возможность влюбленным стать счастливыми. Победно и решительно звучит фраза Дубровского: «Маша, вы свободны!»
Учитель задает вопрос классу: «Почему Маша не захотела стать свободной и убежать с Владимиром?» (Слайд 25)
Ученики отвечают по-разному:
- Маша боялась отца, не могла его ослушаться;
- была напуганной и слабовольной девушкой;
- новый статус не позволял ей поступить по-своему;
- она не видела будущего с Дубровским.
5) 5 станция – «Творческая»
В заключение урока ученики слушают небольшие творческие работы нескольких одноклассников, которые попробовали дописать историю Маши и Дубровского. Ведь сам автор тоже мечтал это сделать. В детских работах видна надежда на счастливое завершение романтической истории.
3. Итоги урока.
В конце урока-путешествия учитель благодарит учащихся за активную работу, ставит отметки ученикам, которые работали в течение урока, а также высокий балл получают ребята, выполнявшие задания самостоятельно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок-зачёт с элементами литературной игры по творчеству Ф.М.Достоевского
Урок-зачёт - это ещё одна повесть о жизни и творчестве величайшего из писателей. Достоевский гиперболически реалистичен. Подвергая анализу внутренний мир героев, он глубоко правдиво раскры...
Литературные звёзды (литературная игра по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка")
Конспект внеклассного мероприятия по литературе в 8 классе по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"...
ЛИТЕРАТУРНАЯ ИГРА-ВИКТОРИНА «ЛИТЕРАТУРНЫЙ СЛУЧАЙ» 5-6 класс
Закрепить полученные на уроках литературы знания, вызвать живой интерес к литературе, к слову; способствовать развитию творческих способностей школьников....
Конспект открытого мероприятия по литературе. Литературная игра «Вопрос – ответ» для 11 класса
В игровой форме повторить пройденный в предыдущих классах материал; воспитывать умение быстро реагировать на поставленные вопросы, развивать интеллект, творческие способности, умение анали...
Презентация к открытому уроку по литературе для 6 класса на тему «Литературная игра по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
Тип урока – обобщение знанийФорма урока – литературная игра по повести ...
Открытый урок по ИЗО в 6 классе на тему:"Литературная гостиная и литературный салон"
Данный урок составлен по ФГОС для 6 класса по программе Ермолинской, Савенковой.Цель урока: закрепление знаний об интерьере дворянской усадьбы, презентация групповых проектов на тему «Интерьер л...
Реформа Никона и церковный раскол в исторических источниках и литературных памятниках: открытый урок по истории России в 7 классе
Презентация для открытого урока по истории России в 7 классе "Реформа Никона в исторических и литературных памятниках"...