Литературные звёзды (литературная игра по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка")
материал по литературе (8 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
liter.igra_.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа №15
Внеклассное мероприятие по литературе. 8 класс.
Литературные звезды
Подготовила Чеснокова Е.И.,
учитель русского языка и литературы
Тольятти – 2012.
Тема. Литературные звезды..
Цель: привитие интереса к чтению художественных произведений, ориентировать учащихся на внимательное, вдумчивое чтение.
Оборудование: портреты писателей.
Ход игры.
- О.м.
- Вступительное слово учителя.
Литература входит в нашу жизнь раз и навсегда. Читая, мы погружаемся в особый мир, созданный писателем. Мы с интересом следим за ходом событий, переживаем за героев. Знакомимся с личностью писателя, и это заставляет по-другому взглянуть на его произведения. Литература – целая система нравственных ценностей. Как мы читаем, внимательно или бегло, как долго помним прочитанное, осознанно ли читаем? На эти вопросы ответ даст литературная игра.
Представляем две команды, капитаны которых расскажут о своей группе ( название команды, имена участников, их читательские интересы).
- Первый тур «Разминка».
Вопросы для первой команды:
- Полное имя главного героя повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».( Петр Андреевич Гринев).
- Дядька П.А.Гринева? (Стремянный Савельич).
- Кем был мосье Бопре «в своем отечестве»? (Парикмахером.)
- Что такое «челобитье»? (Прошение.)
- Раскройте значение слова «лазутчик». (Разведчик.)
Вопросы для второй команды:
- Из чего Петруша делал воздушного змея? (Из географической карты.)
- « Я рос недорослем». Что значит это слово? (Молодой дворянин, не достигший совершеннолетия.)
- Какой эпиграф у повести Пушкина «Капитанская дочка»? (Береги честь смолоду.)
- Что такое «фортеция»? (Крепость.)
- « Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо ее, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза имели прелесть неизъяснимую.» О ком речь? (О Екатерине II)
- по 1 баллу
Второй тур «Домашнее задание».
Команды задают друг другу по 3 вопроса, заготовленные заранее. Баллы присуждаются и за правильные ответы, и за грамотно составленные и интересные вопросы.
- по 1 баллу
Третий тур «Рекламная пауза».
За две минуты сделать рекламу первой команде – поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри», второй команде – комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».
- по 3 балла
Четвертый тур «Ответь-ка».
Отвечает на вопрос тот, кто первым поднимет руку.
- Какая историческая ситуация легла в основу басни И.А.Крылова «Обоз»? Кого имел в виду автор под образами «коня доброго» и «лошади молодой»? (Кутузова и Александра I, имеется в виду осторожность и выдержка Кутузова в кампании 1812г. и торопивший его царь).
- Объясните происхождение фразеологизмов и их переносное значение в современном русском языке: сизифов труд, ящик Пандоры, авгиевы конюшни. (Напряженный труд; все злое, недоброе; грязное помещение)
- Вам даны портреты русских писателей. Кто изображен на каждом полотне?
- Дайте определение думе как литературному жанру. Назовите автора 13 дум, который писал в 19 в. (Дума – эпико-лирический жанр украинского словесно-музыкального народного творчества. К.Рылеев)
- Назовите известные вам исторические произведения А.С.Пушкина. («Медный всадник», «Борис Годунов», «Капитанская дочка», «История пугачевского бунта»)
- Вспомните сон Петра Гринева. Расскажите его. В чем его смысл? (Предвещает события, которые должны случиться с героем.)
- Что означает выражение «Шемякин суд»? Откуда оно пошло? (Несправедливый суд. Из демократической литературы 15-16 в.)
- «Он рукопись прочитал, внес 23 поправки, заметил, что лучше заменить название, и не только разрешил печатать книгу, но и расходы отнес на свой счет…» Кто этот человек? Как называется рукопись и кто ее автор? (Николай I, «История пугачевского бунта» А.С.Пушкин.)
- Какой эпизод является центральным в поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри» из рассказа – исповеди героя? Почему? (Бой с барсом)
- Какой эпиграф имеет поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри»? Откуда он взят и в чем его смысл? («Вкушая, вкусив мало меда, и се аз умираю», из Библии. Немного радостей пришлось испытать герою, и вот он должен умереть.)
- по 1 баллу
Пятый тур «Кто это?»
Один ученик, заранее подготовленный, выразительно читает эпизоды из произведений, а команды угадывают, о ком речь, из какого произведения, кто автор.
- А.Невский «Повесть о житии Александра Невского».
- Наталья, Н.М.Карамзин «Наталья, боярская дочь».
- «Вожатый» (Пугачев) , А.С.Пушкин «Капитанская дочка».
- Швабрин.
- Маша Миронова.
- Екатерина II, А.С.Пушкин «Капитанская дочка».
-по 1 баллу
Шестой тур. Литература и история.
С какими произведениями связаны эти даты:
1240г. «Повесть о житии Александра Невского»
1812г. М.Ю.Лермонтов «Бородино»
1773г. А.С.Пушкин «Капитанская дочка»
1709г. А.С.Пушкин «Полтава»
-по 1 баллу
IV. Итоги.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль бытовой детали в раскрытии характера литературного героя. (На примере повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»).
Не секрет, что деталь в художественном произведении играет значительную роль. Внимание к деталям обязательно, если вы стремитесь понять идейный замысел автора, проникнуть в мир его мыслей, чувст...
Литературная игра по произведению А.С.Пушкина "Капитанская дочка". 8 класс.
Урок-игра по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка".Литературная игра состоит из 7 туров....
Интеллектуальная игра «Литературный ринг» по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
Цели:1. Проверка знания текста художественного произведения. Углубление понимания идейно–художественного богатства произведения. Формирование навыка аналитичес...
Роль бытовой детали в раскрытии характера литературного героя. (На примере повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»).
Коспект урока....
Литературная игра по роману А. С. Пушкина "Капитанская дочка" "Береги честь смолоду!".
Литературная игра - заключительный урок по роману А. С. Пушкина "Капитанская дочка"....
Сценарий литературной игры по произведению А.С.Пушкина "Капитанская дочка"
Литературная игра мспользуется на заключительном уроке, когда идёт повторение и обобщение материала. Благодаря облегчённой форме подачи информации, с одной стороны, игра развивает память, повышает инт...
Вопросы для литературного диктанта по роману А.С. Пушкина "Капитанская дочка".
Вопросы для литературного диктанта по роману А.С. Пушкина "Капитанская дочка". 2 варианта. Для осуществления контроля знания текста художественного произведения...