Открытый урок по ИЗО в 6 классе на тему:"Литературная гостиная и литературный салон"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 6 класс) на тему
Данный урок составлен по ФГОС для 6 класса по программе Ермолинской, Савенковой.
Цель урока: закрепление знаний об интерьере дворянской усадьбы, презентация групповых проектов на тему «Интерьер литературной гостиной»
Задачи:
- Дать представление об истории возникновения литературных салонов и литературных гостиных
- Защита творческих проектов «Интерьер литературной гостиной» в группах
- Развивать применять разные техники и технологии работы при выполнении проекта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkr.urok_izo.docx | 30 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Литературная гостиная и литературный салон.
Раздел программы: Искусство в интерьере дворянской усадьбы
Цель урока: закрепление знаний об интерьере дворянской усадьбы, презентация групповых проектов на тему «Интерьер литературной гостиной»
Задачи:
- Дать представление об истории возникновения литературных салонов и литературных гостиных
- Защита творческих проектов «Интерьер литературной гостиной» в группах
- Развивать применять разные техники и технологии работы при выполнении проекта
Планируемые результаты:
Личностные: принимать мнения и высказывания других людей, уважительно относиться к ним.
Предметные: Сформированность представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его духовно – нравственном развитии; Показать связь изобразительного искусства с литературой, музыкой.
Метапредметные:
1.Познавательные: открывать новые знания, осваивать новые умения в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника.
Регулятивные: совместно с учителем формулировать цель урока после предварительного обсуждения; выявлять и формулировать учебную проблему; анализировать предложенное задание, разделять известное и неизвестное; самостоятельно выполнять пробные поисковые задания.
Коммуникативные: учиться высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения.
Оборудование:
компьютер, проектор, презентация по теме
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Организационный этап | Организация местоположения каждого ученика. На урок пришли вы в класс, Настроенье, как у вас? Вам сегодня предстоит На вопросы отвечать И проекты защищать. Приготовились? Тогда, в добрый путь Вам всем, друзья. | Занимают свои места, проверяют готовность к уроку, приветствуют присутствующих. |
2. Этап мотивации и актуализации знаний | Предлагаю вам просмотреть сейчас небольшое слад-шоу, которое поможет вам определить тему нашего урока. Просмотр слад – шоу «Литературные гостиные 19-20 в.в.» - Что мы с вами сейчас увидели? - О чём сегодня на уроке пойдёт речь? - Чем сегодня на уроке мы будем заниматься? | Ученики смотрят слад-шоу, формулируют содержание темы урока
|
Игра «Путаница»: (на доске иллюстрации дворянских усадеб и проекты домов или их рисунки) - Рассмотрите иллюстрации на доске и надписи под ними. Все ли здесь верно или есть ошибки? (перепутаны надписи: дизайн и интерьер) - А как вы догадались, что здесь есть ошибки, что помогло вам догадаться? (мы знаем эти определения) - Что означает слово интерьер? Дизайн? -Интерьер в переводе с французского – “внутренний”. Иными словами, это внутренний мир дома, помещения, а также его устройство, убранство. Дизайн — это проект, рисунок, вид. -Расставим надписи правильно. -А что общего между этими иллюстрациями? (на них изображен дворянский дом) -Что вы можете рассказать о нем? Повторение изученного на прошлом уроке, проверка д/з: -Что представляла собой дворянская усадьба? (центр культурной жизни) - Для чего предназначался большой парадный зал? (проходили званые обеды, балы, торжества) - Чем он украшался? (колоннами, лепниной, живописью) - Что дополняло предметную среду дворянского дома? (дорогая мебель – перечисляют) -Какие цвета преобладали в интерьере? (белый и золотой) -Где находились такие усадьбы? Какую они играли роль в жизни дворянина? (далеко от больших городов, надежное прибежище в случае разорения, опалы, семейной драмы) -Какие еще были специальные помещения в доме? (вестибюль, анфилада, парадные спальни, курительные, бильярдные, литературные гостиные) | Рассматривают иллюстрации, находят ошибки, исправляют их, отвечают на проблемные вопросы. Рассказывают об интерьере дворянского дома, о котором читали дома в учебнике с.68-72 | |
4. «Открытие» обучающимися нового знания | Итак, вы сказали, что дворянская усадьба была центром культурной жизни и в ней были специальные помещения для прохождения спектаклей, чтения и обсуждения произведений литературы, живописи и музыки. Дворянских гнезд заветные аллеи. К.Д. Бальмонт Об истории возникновения таких литературных гостиных нам расскажет…………………………………… | Сообщение учащегося Первые салоны (кружки) появились во Франции в эпоху правления Людовика XVIII в начале XVII века, где они получили название «Гостиные». Салоны были местом встреч людей избранного круга, собирающихся в частном доме. В уютном пространстве салона обсуждались произведения литературы, живописи, скульптуры, музыки. В России литературные салоны появились в конце XVIII века. Они устраивались во многих дворянских домах, где проходили поэтические вечера, диспуты, конкурсы, игры, а также интересные встречи с писателями, музыкантами, поэтами. На таких встречах обязательно звучала музыка, читались стихи, художественная проза. Наибольшую популярность литературные салоны и гостиные приобрели в XIX веке. Этот исторический период называют золотым веком русской литературы. |
5. Творческая практическая деятельность. | На прошлом уроке мы с вами разбились на творческие группы для работы над проектом «Литературная гостиная». Цель проекта: исследовать интерьер литературных гостиных 19 - начала 20 века, выполнить макет интерьера. Каждая группа выбрала стиль, в котором будет выполнена ваша гостиная, изготовила макет, а также подготовила информацию о выбранном стиле. Но интерьер – это не просто стены в выбранном цвете, чтобы ваша гостиная была уютной необходимо заполнить ее мебелью, картинами и другими приятными мелочами. Перед вами на демонстрационном столе находятся различные модели мебели, макеты картин и другие предметы. Предлагаю вам выбрать все, что необходимо и создать интерьер литературной гостиной в выбранном стиле. | Выполняют практическую работу по созданию интерьера литературной гостиной. |
6.Защита проектов. | Практическую работу мы с вами закончили, предлагаю перейти к защите ваших проектов. Прошу группы представить свои проекты. | Защищают проекты, демонстрируют клипы о своих интерьерах, читают стихи выбранной эпохи. 1 группа: Бидермейер Для оформления макета гостиной XIX века наша группа выбрала распространенный стиль той эпохи: «бидермейер». Бидермейер является разновидностью романтизма. Для него характерно тонкое, тщательное изображение интерьера, природы и бытовых деталей. Прежде всего, этот стиль выразился в живописи. Представителями в живописи являются: немецкие художники Керстинг, Рихтер и другие. Основная черта этого стиля — идеализм. В живописи преобладают бытовые сценки. Постепенно понятие «бидермейер» распространилось на моду, прикладное искусство, графику, интерьер, мебель. В прикладном искусстве наибольшее развитие получают роспись фарфора и стекла. Бидермейер — стиль провинциальный. Проник этот стиль и в Россию. В России — это пушкинские времена. Именно его произведения можно было услышать в литературных гостиных этой эпохи. Предлагаем и вам прослушать стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро». Для интерьеров в этом стиле характерны простота форм и светлые цвета. Помещения были светлые и просторные, отчего интерьер воспринимался в меру простым, но психологически комфортным. Стены комнат с глубокими оконными нишами окрашивали в белый или другие светлые тона, оклеивали тиснёными полосатыми обоями, поэтому для своего макета мы выбрали именно такие обои. Рисунок на оконных занавесках и мебельной обивке был одинаковым. Эти детали интерьера были из благородного бархата. Дополнительный уют жилому интерьеру придавала окрашенная в тёплые тона мебель и настенные акварели, гравюры, а также большое число украшений и сувениров. Декоративность мебели отходит на второй план. Прежде всего, ценились такие качества, как прочность, доброкачественность, удобство. Комнаты заставлены большим количеством мебели, которая группировалась в центре, чтобы пустоты оставалось как можно меньше. В этом стиле можно увидеть раздвижные столы, столы с выдвижными или откидными столешницами, шкафов с различными ящичками и так далее. В эпоху бидермейер наиболее распространёнными предметами бытовой мебели были разнообразные шкафы и комоды. Большая часть типов мебели этой эпохи не утратила своей актуальности и по сей день. Они отлично подходят для оформления классического интерьера. Предлагаем вам посмотреть наш слайд-шоу, где вы увидите, как можно использовать выбранный нами стиль в современном интерьере. (показ слайд-шоу) 2 группа: Модерн Моде́рн (от фр. moderne — современный)— художественное направление в искусстве, наиболее распространённое в последней декаде XIX — начале XX века (до начала Первой мировой войны). Именно поэтому для оформления макета гостиной начала XX века наша группа выбрала этот стиль. Отличительными особенностями модерна является отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных линий, интерес к новым технологиям, расцвет прикладного искусства. В разных странах стиль модерн называют по разному: во Франции «арт-нуво, в Италии – «либерти», в Испании – «модернизмо». Несмотря на разные по звучанию названия, этот стиль объединяет единое значение – новое искусство, молодой стиль. Стиль модерн в интерьере всегда был ярким. Ярким образцом живописи модерна являются полотна Климта, Врубеля, А. Бенуа. Художники модерна творили во всех странах Европы и Америки. В литературных гостиных этого времени звучали произведения Марины Цветаевой, Александра Блока, Тютчева, Фета. Чтобы окунуться в творческую атмосферу литературной гостиной начала 20 века предлагаем прослушать стихотворение Афанасия Афанасьевича Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила». В оформлении интерьера гостиной того времени любимые сочетания модернистов – серо-голубые, жемчужно-серые, приглушенные сиреневые тона, цвет увядающей розы. Мы выбрали для оформления стен светло-голубые обои, а также сделали ниши на стенах, в окружении колонн, украшенных растительным узором, которые обязательно присутствуют при оформлении в этом стиле. Ниши должны отличаться от основной гаммы гостиной. Шелковистые обои, оконные драпировки с изображенным цветущим маком, экзотическими птицами, павлиньим пером, цветами – это точное попадание в стиль модерн в интерьере. Именно поэтому наши ниши такие необычные с растительным орнаментом. Интерьер стиля модерн – это буфеты, комоды, удобные и мягкие кресла, диваны, столики на витиеватых ножках. В глаза бросается цветное или матовое остекление, зеркала, вставки из слоновой кости, и пр. Выбирая мебель, которая подчеркнет стиль модерн в интерьере, следует обратить внимание на плавные линии, изогнутые очертания. Ткань, которой оббита мягкая мебель, чаще всего была необычной цветовой гаммы, расписана растительным орнаментом. Цветы и листья, изображенные на ней, имели нестандартную форму. Наиболее популярными изображениями стиля модерн считаются водяные лилии, ирисы, жуки, стрекозы и кузнечики. Часы, светильники делались из позолоченной бронзы. На полы стелили восточные ковры. Стиль модерн актуален и сегодня. Предлагаем вам посмотреть наш слайд-шоу, где вы увидите, как можно использовать выбранный нами стиль в современном интерьере. (показ слайд-шоу) |
7. Рефлексия деятельности | Молодцы, ребята! Все проявили творчество, самостоятельность выполнения работы с разными материалами, подобрали очень интересную информацию об интерьерах гостиных, а какие замечательные стихотворения прозвучали сегодня на нашем уроке! Мы, как будто, побывали в дворянской усадьбе в XIX – начале XX века. Я, надеюсь, что наш урок оставил у вас самые наилучшие впечатления. Предлагаю вам:
| |
Домашнее задание | Прочитать в учебнике материал на с.74-78 Желающие могут подготовить сообщения о творчестве художников, работавших в стилях, о которых сегодня шла речь на нашем уроке. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи. 8 класс. Литература.Тема. Сравнительная характеристика двух литературных героев. Гринев и Швабрин. (По роману А.С. Пушкина “Капитанская дочка”.)
Сравнительная характеристика двух литературных персонажей - один из трудных жанров школьного сочинения. На этом уроке идет подготовка к написанию сочинения, рассматриваются поэтапно приемы сопоставлен...
Презентация к уроку литературы в 8 классе по теме "Обучение сравнительной характеристике литературных героев" ( по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка")
Обучение сравнительной характеристике литературных героев по повести А.С Пушкина "Капитанская дочка". Гринев и Швабрин в повести А.С.Пушкина....
Конспект открытого урока биологии в 7 классе по теме: «КЛАСС ХРЯЩЕВЫЕ РЫБЫ»
Рыбы -это позвоночные животные, обитающие в воде. Условия их обитания, состав пищи,конкуренты и враги повсюду различны, от этого зависит и большое разнообразие в строении и поведениирыб. Всего к...
Открытый урок по биологии 6 класс по теме "Растения отдела Покрытосеменные. Семейства класса Двудольные".
Открытый урок разработан по линии Пономарёвой. Проводился в 6 классе при сравнении классов Двудольные....
Конспект урока литературы в 5 классе по теме «Сочинение в жанре литературной сказки»
Данный конспект урока представляет собой урок внеклассного чтения по сказке Р.Киплинга" Как кит получил свою глотку". Призван систематизировать знания, полученные при изучении раздела "...
Открытый урок в 10 б классе по теме «Формирование умений описывать фотографии как элемент подготовки к аспекту «Говорение» ЕГЭ по теме «Мой семейный альбом»».
laquo;Формирование умений описывать фотографии как элемент подготовки к аспекту «Говорение» ЕГЭ по теме «Мой семейный альбом»»....
Тема открытого урока по информатике 8 класс по теме: Операторы ввода-вывода, оператор присваивания.
План и презентация открытого урока по информатике 8 класс по теме: Операторы ввода-вывода, оператор присваивания....