Басни И.А. Крылова «Осел и соловей», «Листы и корни», «Ларчик»
план-конспект урока (6 класс) на тему
конспект урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_9_1011_basni_i.a._krylova_osel_i_solovey_listy_i_korni_larchik.docx | 24.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 9,10,11 Басни И.А. Крылова «Осел и соловей», «Листы и корни», «Ларчик»
Цель: углубить знания о жизни и творчестве И.А. Крылова; познакомить с баснями «Осел и соловей», «Листы и корни», «Ларчик»; показать злободневность басен И.А. Крылова; развивать навыки выразительного чтения, анализа текста, умение понимать иносказательный смысл басен, их мораль
Планируемые результаты: знание основных сведений о жизни и творчестве И.А. Крылова, содержания басен «Осел и соловей», «Листы и корни», «Ларчик»; понимание аллегорической сути басен; умение видеть в баснях смешное, выразительно читать басни, извлекать из текста необходимую информацию
- Организационный момент (приветствие, проверка готовности к уроку, проверка отсутствующих на учебном занятии).
- Проверка домашнего задания: выразительное чтение басни «Муха» наизусть.
- Работа по теме урока.
- Слово учителя с элементами беседы.
Родился Крылов в бедной дворянской семье, поэтому не получил ни домашнего, ни гимназического, ни пансионатского образования.
Первоначальные навыки чтения и письма привил Крылову отец. Мать приобщила сына к чтению и внимательно следила за его развитием.
Учение давалось мальчику легко. Он был исключительно музыкален, сам выучился играть на скрипке.
Отец отдал маленького Крылова в учение французу- гувернёру, который преподавал язык в губернаторском доме. Иван Андреевич учил язык вместе с детьми губернатора, но «учитель был не слишком сведущ, и поэтому ученики его мало поспевали».
После смерти отца заботы о воспитании и образовании сына взяла на себя мать. Ей пришлось отпустить старшего сына в чужой дом, в богатую и культурную семью Львовых. Там он одновременно прислуживал и проходил курс наук вместе с детьми хозяев. Крылов понимал, что ему нужно полагаться лишь на свои силы, способности, ум. Но для их развития требовались знания. Так ученье стало в глазах Крылова единственно возможным выходом из нищенского состояния, поэтому он занялся самообразованием. А помогает ему в этом мать Мария Алексеевна. Она воспитала в своём сыне такие качества, как усидчивость, внимательность, ответственность, усердие, щедрость, сердечность, самостоятельность, житейская основательность, практичность.
Работа с басней «Осел и соловей» (Выразительное чтение басни, ответы на вопросы)
- Как характеризует осла его речь?
- Как проявляет себя другой герой басни соловей?
- Докажите, что «Осел и соловей басня» ( в этом произведении есть явные признаки басни: зачин (первые две строки); произведение построено как диалог, причем только осел говорит, а Соловей же выступает как искуснейший певец. Осел – аллегория грубого невежды; в тексте используются олицетворения, ряды однородных членов, просторечная лексика (дружище, мастерище. Навострился); язык произведения афористичен; оканчивается произведение моралью - «Избави Бог нас от этаких судей».
- Как вы понимаете выражение любимцу и певцу Авроры? ( этот перифраз, или перифраза, троп, выражающий одно понятие с помощью нескольких; описательное выражение, замена однословного понятия многословным. Аврора – в римской мифологии богиня утренней зари.
- Найдите в басне фразеологизм. Объясните его особенность. (За тридевять полей. И.А.Крылов немного изменяет, обыгрывает фразеологизм за тридевять земель).
Причиной появления басни «Осёл и Соловей» стал реальный случай, произошедший с Крыловым: «Один вельможа, решив познакомиться с Крыловым и оказать ему покровительство, пригласил его к себе в гости и там попросил прочитать две-три басенки. Крылов согласился и артистически прочитал несколько басен, в том числе одну, заимствованную у Лафонтена. Вельможа выслушал их благосклонно и глубокомысленно сказал: «Это хорошо; но почему вы не переводите так, как Иван Иванович Дмитриев?» — «Не умею», — скромно отвечал поэт. Тем разговор и кончился. Воротясь домой, задетый за живое, баснописец написал басню...»
Баснописец заставляет нас смеяться над невежеством Осла, осмелившегося судить об искусстве.
Современники восхищались мастерством Крылова-рассказчика в этой басне: они отмечали изумительную «естественность в изображении характеров» Осла и Соловья, а также умелым изображением пения Соловья. Было важно показать в басне красоту пения Соловья, чтобы на его фоне невежество Осла особенно выделялось.
3. Чтение басни «Листы и корни»
Под «Листами» в басне подразумевается дворянство, под «Корнями» — простой народ. Этой басней Крылов хотел сказать, что для процветания государства и общества («Дерева») зависит не только от высшего слоя общества, но и от простого народа, здесь важны все его части, поэтому не стоит «Листам» настолько возноситься и забывать про «Корни», которые их питают.
Один из предшественников Крылова писатель М. Н. Муравьёв же считал, что процветание общества и государства зависит только от Верхушки (от правительства), а бунт Корней только подрывает прочность государства.
4. Чтение басни «Ларчик». В басне «Ларчик» баснописец смеётся над пустым мудрствованием, не подкреплённым практическим опытом, а также над теми, кто не умеет просто взяться за дело, а пускается в глубокомысленные, никому не нужные рассуждения.
«...последняя фраза «А Ларчик просто открывался» имеет два значения. Первое состоит в том, что секрет Ларчика прост. В этом случае ударение должно стоять на слове «просто». Из второго следует, что Ларчик не был заперт.
И тогда ударение в заключительных словах должно быть поставлено на слове «открывался». Весело смеясь, Крылов играет этими значениями, придавая басне многозначный, широкий и глубокий смысл» (В. И. Коровин).
- Домашнее задание: выучить одну из понравившихся басен. Прочитать статью об А.С. Пушкине стр. 45-51. Составить план.
- Контрольная работа по теме «Басни»
Вариант 1.
- Басня – это:
А) меткое народное выражение, вошедшее в нашу речь;
Б) краткий иносказательный рассказ поучительного характера (может быть в стихотворной форме);
В) произведение устного народного творчества, повествование, основанное на вымысле;
Г) краткий устный рассказ с остроумной концовкой.
2. И.И. Дмитриев написал басню:
А) «Муха» В) «Осел и соловей»
Б) «Свинья под дубом» Г) «Листы и корни»
3. Найдите мораль басни «Ларчик»:
А) А ларчик просто открывался;
Б) Избави бог и нас от этаких судей;
В) От басни завсегда нечаянно дойдешь до были.
Случалось ли подчас вам слышать, господа:
«Мы сбили! Мы решили!»
Г) Случается нередко нам
И труд и мудрость видеть там,
Где стоит только догадаться
За дело просто взяться.
4. В чем иносказательный смысл басни «Листы и корни»?
А) без корней дерево погибнет.
Б) Листы справедливо считают, что они «краса долины всей».
В) Корни не умеют ценить красоту.
Г) процветание государства зависит от всех социальных слоев общества.
5. Из какой басни эти строки? Запишите автора и название.
А та, поднявши нос,
В ответ ей говорит: «Откуда? Мы пахали!»
6. Как называется иносказательное изображение предмета или явления с целью наглядно показать его существенные черты?
7.В чем заключается мораль басни «Осел и соловей»? запишите развернутый ответ.
Вариант 2.
- Мораль басни – это:
А) краткое изречение, которое автор помещает перед текстом, чтобы помочь читателю понять основную мысль произведения;
Б) краткий поучительный вывод;
В) художественный прием, основанный на иносказательном изображении предметов или явлений;
Г) та часть басни, в которой описываются основные события.
2. Назовите автора басни «Муха»:
А) И.А. Крылов Г) Эзоп
Б) Ж.де Лафонтен Д) И.И. Дмитриев
3. В басне «Ларчик» И.А. Крылов высмеивает:
А) пустое мудрствование Г) невежество
Б) жадность Д) самолюбование
4. В какой басне говорится о том, что об искусстве часто берутся судить невежды?
А) Листы и Корни Г) Осел и соловей
Б) Ларчик Д) Ворона и Лисица
5. Из какой бани эти строки? Запишите автора и название.
От басни завсегда
Нечаянно дойдешь до были.
Случалось ли подчас вам слышать, господа:
«Мы сбили! Мы решили!»
6. Какой художественный приём лежит в основе басни?
7. В чем заключается мораль басни «Листы и Корни»? Запишите развернутый ответ.
Ответы:
Вариант 1:
А1-2
А2-1
А3-4
А4-4
В1-И.И. Дмитриев «Муха».
В2 -аллегория
Вариант 2:
А1-2
А2-4
А3-1
А4-3
В1-И.И. Дмитриев «Муха».
В2 -аллегория
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме: И.А.Крылов. Басня "Осел и Соловей"
Урок для учащихся 6 класса. Использовано несколько методических приемов. Поможет учителю эффективно провести урок....
Презентация к басне И.А.Крылова "Осел и Соловей"
Презентация к конспкту урока И.А.Крылов . асня "Осел и Соловей"...
басня И.А.Крылова "Листы и корни"
Данный материал может быть использован при изучении темы "Воздшное питание.Фотосинтез"...
Басня И.А. Крылова «Листы и Корни» (6 класс)
Методическая разработка урока литературы в 6 классеБасня И.А. Крылова «Листы и Корни»...
И. А. Крылов. «Листы и корни», «Ларчик»
И.А. Крылов...
Урок литературы в 6 классе. И.А. Крылов, важные моральные истины в басне «Осел и Соловей».
Тема: И.А. Крылов. Важные моральные истины в басне «Осел и Соловей»....
Басня Осел и Соловей
Басня Осел и Соловей...