Басня И.А. Крылова «Листы и Корни» (6 класс)
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме

Сергеева Надежда Владимировна

Методическая разработка урока литературы в 6 классе

Басня И.А. Крылова «Листы и Корни»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель: Сергеева Надежда Владимировна, МБОУ «СОШ №8» г. Рузаевка

Методическая разработка урока литературы в 6 классе

Тема урока: Басня И.А. Крылова «Листы и Корни»

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель урока: сформулировать мораль басни И.А. Крылова «Листы и Корни»

Задачи:

Предметные: сформулировать мораль басни, знать понятия: басня, мораль, аллегория.

Метапредметные:

Познавательные: уметь воспринимать и анализировать текст, формулировать идею, проблематику текста

Коммуникативные: научиться слушать друг друга, точно выражать свои мысли; сотрудничество в группе, диалог с учителем.

Регулятивные: научиться самостоятельно формулировать основную идею произведения, находить необходимую информацию

Личностные: совершенствование речи, пополнение словарного запаса; умение выражать свое понимание нравственных категорий, как отрицательные и положительные качества характера человека.

Формы работы обучающихся: фронтальная, парная, самостоятельная.

Организация деятельности обучающихся на уроке: работа над текстом, частично-поисковая работа; обсуждение проблемных вопросов

Необходимое учебное оборудование: учебники, иллюстрированная книга «Басни Крылова», проектор, экран, компьютерная презентация.

Структура и ход урока:

Этап урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Организационный этап

Создать благоприятный психологический настрой на работу

Приветствие, проверка готовности к учебному занятию, организация внимания детей.

Включаются в деловой ритм урока. Записывают в тетрадь дату.

2. Актуализация знаний

Вспомнить басни Крылова

Приложение 1. Откуда эти строки. Провожу небольшую викторину. Ответы по иллюстрированной книге.

Называют уже известные басни,

называют автора басен.

3. Постановка цели и задач урока.

Сформулировать цель урока.

Открываю презентацию.

Слайд 1. Иван Андреевич Крылов

Кто такой Крылов?

Что такое басня? Что такое аллегория? Чем отличается басня от сказки?

Слайд 2. Басня, аллегория, мораль



Слайд 3. Обложка книжки «Листы и Корни»

Записывают в тетрадь с экрана:

Иван Андреевич Крылов (1769 – 1844)


Баснописец.

Записывают в тетрадях с экрана

Басня – короткий, нередко комический рассказ в стихах или в прозе, с прямым моральным выводом, придающим рассказу аллегорический смысл.

Аллегория – иносказание, изображение предмета, за которым скрывается другой предмет или человек.

Мораль – нравоучительный смысл.

Вместе определяем цель урока: познакомиться с новой басней Крылова «Листы и Корни» и понять, какой иносказательный смысл заключен в ней.

4. Изучение нового материала.

Сообщение о Крылове. Чтение басни. Работа над терминами.

Слайд 4. Обложки книг И.А. Крылова.

Послушаем небольшое сообщение о баснописце.


Слайды 5-6. Листы и Корни

По названию можно ли догадаться, о чем басня?

Чтение басни.

Беседа по содержанию.


Громкое чтение басни.

Сообщение по биографии Крылова (1 ученик, заранее подготовленный)

Записывают: «Листы и Корни»

Пытаются понять по названию, о чем может быть басня.

Читают басню про себя

Высказывают свое понимание басни.

1 чел. читает. После чтения объяснение непонятных слов.

Осмысление содержания басни.

Обсуждение и анализ басни.

Слайд 7.

- Кто герои басни?

- Что говорят листья? А корни?

- По тому, как они говорят, как их можно охарактеризовать?

- Какие качества присущи листьям? Корням?

- Какой иносказательный смысл заключен в басне?

- Какова ее мораль? 

Работа с текстом. Обсуждение и анализ басни.

5. Физминутка

Упражнения

Провожу физминутку

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу.

6. Закрепление знаний.

Чтение

Речевая характеристика героев. Чтение басни по ролям.

Слайд 8. Рисунки

Читают по ролям

Оценивают чтение по ролям.

Обсуждают рисунки к басням. Какой бы рисунок нарисовали сами ребята?

Викторина

Угадай басню. Вспомни мораль.

Слайды 9 -10. Викторина по рисункам.

Вспоминают басни, высказываются.

Мораль басни на слайде появляется после ответов учащихся

7. Рефлексия (подведение итогов урока)

Обобщение по теме.


Оценка работы класса и отдельных уч-ся

Что высмеивал Крылов в своих баснях?

Понравилась ли басня Крылова «Листы и Корни»? Какова мораль?

Отрицательные черты характера (неумение договариваться, безделье, жестокость, бездоказательное обвинение кого-либо, бессмысленная злоба и т.д.)

8. Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания детьми содержания и домашнего задания

Домашнее задание с комментариями: стр. 40 учебника (Фонохрестоматия. Случаем актерское чтение), задание 2 (написать в 2 столбика черты характера Листьев и Корней)

Записывают в тетрадях:

Черты характера

Корни

Листья

В дневниках пишут: стр 40, зад. 2


Приложение 1. Откуда эти строки?

  1. Вороне где-то бог послал кусочек сыру («Ворона и Лисица»)
  2. Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать. («Волк и ягненок»)
  3. Мартышка к старости слаба глазами стала («Мартышка и очки»)
  4. Псари кричат: «Ахти, ребята, вор!» («Волк на псарне»)
  5. А Васька слушает да ест. («Кот и повар»)
  6. Голодная кума Лиса залезла в сад. («Лисица и виноград»)
  7. Что там за рожа? Какие у нее ужимки и прыжки! («Зеркало и обезьяна»)
  8. Ах, милый Петушок, поешь ты громко, важно! («Кукушка и петух»)

Приложение 2. Презентация к уроку (11 слайдов)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Иван Андреевич Крылов (1769 – 1844)

Слайд 2

Басня – короткий, нередко комический рассказ в стихах или в прозе, с прямым моральным выводом, придающим рассказу аллегорический смысл. Аллегория – иносказание, изображение предмета, за которым скрывается другой предмет или человек. трусость, хитрость, сила Мораль – нравоучительный смысл.

Слайд 3

Ц ель урока : познакомиться с новой басней Крылова «Листы и Корни» и понять, какой иносказательный смысл заключен в ней.

Слайд 7

Кто герои басни ? Что говорят листья? А корни ? По тому, как они говорят, как их можно охарактеризовать ? Какие качества присущи листьям? Корням ? Какой иносказательный смысл заключен в басне ? - Какова ее мораль?

Слайд 8

- Какой рисунок нарисовали бы вы?

Слайд 9

Невежда также в ослепленье Бранит науки и ученье, И все ученые труды, Не чувствуя, что он вкушает их плоды. Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет, И выйдет из него не дело, только мука. Пускай же говорят собаки: "Ай, Моська! знать она сильна, Что лает на Слона!"

Слайд 10

Уж сколько раз твердили миру , Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок. К несчастью, то ж бывает у людей: Как ни полезна вещь,- цены не зная ей, Невежда про нее свой толк все к худу клонит; А ежели невежда познатней, Так он ее еще и гонит. У сильного всегда бессильный виноват: Тому в истории мы тьму примеров слышим Но мы истории не пишем, А вот о том как в баснях говорят... Слайд 1

Слайд 11

Домашнее задание: стр . 40 учебника (Фонохрестоматия. Слушаем актерское чтение), задание 2 (написать в 2 столбика черты характера Листьев и Корней ) Черты характера Листы Корни 1 1 2 2 3 3 4 4 5 5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Видеоролик к басне И.А.Крылова "Ворона и Лисица" 5 класс

Ссылка для скачивания ролика:https://skydrive.live.com/?cid=1b64e5e4da011ad0&id=1B64E5E4DA011AD0%21191Медиаресурс можно использовать в 5 классе при изучении басен И.А.Крылова....

басня И.А.Крылова "Листы и корни"

Данный материал может быть использован при изучении темы "Воздшное питание.Фотосинтез"...

Презентация к уроку литературы "Отражение исторических событий 1812 года в басне И. А. Крылова "Волк на псарне" 5 класс

Заключительный урок в 5 классе побасням И. А. Крылова. Включает в себя викторину по изученным ранее басням...

Викторина по басням И.А.Крылова. Мероприятие для 5-6 классов в рамках предметной Недели литературы

Инсценирование басен И.А.Крылова "Люблю, где случай есть, пороки пощипать..." при участии ребят 6 Б и 6 В классов  и викторина для зрителей...

Презентация к басне И. А. Крылова "Булыжник и алмаз" (5 класс)

В расках урока "Знакомимся с баснями И.А. Крылова" подготовлена презентация к басне "Булыжник и алмаз". Цель - расширить у ребят знание текстов басен И.А. Крылова, отработать навык...

Урок литературы. Народная мудрость в басне И.А. Крылова «Волк на псарне». (5 класс)

знакомство с басней И. А. Крылова «Волк на псарне», её исторической основой; закрепление теоретических сведений о басне, её признаках, обучение выразительному чтению на примере выразительн...