Урок по теме: И.А.Крылов. Басня "Осел и Соловей"
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме

Хорошун Елена Владимировна

Урок для учащихся 6 класса. Использовано несколько методических приемов. Поможет учителю эффективно провести урок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок 6 класс. Басни И.А.Крылова.20.13 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Иван Андреевич Крылов. Басня «Осёл и Соловей».

Цель: Продолжить знакомство с жизнью и творчеством И.А.Крылова.

Задачи: 1.формировать теоретические знания о басне как о литературном жанре и практическое применение этих знаний в процессе интерпретации басни.

2. Развивать навыки выразительного чтения, умения анализировать текст.

3. Воспитывать стремление  к расширению кругозора  учащихся.

Оборудование: компьютер, презентация, портрет И.А.Крылова, фонохрестоматия к учебнику «Литература 6 класс» , иллюстрации (на случай выключения света).

Ход урока: 1. Организация класса.

2. Подготовка к уроку.

a)  (Урок начинается со стихотворения, которое читает учитель)

Кто не слыхал его живого слова?

 Кто в жизни с ним не встретился своей?

 Бессмертные творения Крылова

 Мы с каждым годом любим все сильней.

 Со школьной парты с ними мы сживались,

 В те дни букварь постигшие едва.

 И в памяти навеки оставались

 Крылатые крыловские слова.

 Сокровищница мудрости народной

 В них людям открывалась до конца,

 И голос их, прямой и благородный,

 К добру и правде призывал сердца.

 Все знал и видел ум певца пытливый,

 Всего сильней желая одного,

 Чтоб жили жизнью вольной и счастливой

 Народ его и родина его.

                                             (М. Исаковский)

Учитель: О ком эти слова М. Исаковского.

Учащиеся : О И.А.Крылове.

Б) показ  СЛАЙДОВ 1- 4 .

Учитель: Знакомы ли Вам эти иллюстрации?

Учащиеся: ( примерные ответы: Да, знакомы. Эти иллюстрации к басням Крылова…..)

В) показ СЛАЙДА 5.

Учитель: А знакома ли вам эта иллюстрация?

Учащиеся: (примерные ответы) Нет, не знакома. Вероятно это тоже басня. Это басня «Осел и Соловей».

Учитель: Попробуйте сформулировать из вышесказанного и показанного тему урока.

Учащиеся:  И.А Крылов. Басня «Осёл и Соловей».

Учитель: Совершенно верно. Тема сегодняшнего нашего урока: Иван Андреевич Крылов. Басня «Осёл и Соловей». Откроем тетради и запишем тему урока в тетрадь.

Учитель: Откройте учебник страницы _______, полистайте и попытайтесь поставить для себя цели  урока.

Учащиеся: (примерные ответы). Познакомиться с жизнью и творчеством И.А.Крылова. Познакомиться  с басней «Осёл и Соловей». Научиться выразительному чтению басни. Найти в тексте средства выразительности речи.

Учитель: (обобщает и сообщает цели урока).

3. Изучение нового материала:

А) СЛАЙДЫ 6-7:……

Б) Учитель:  Прошло более 240 лет со дня рождения И.А.Крылова, а его басни актуальны и в наши дни, потому что они помогают нам узнать жизнь, помогают бороться  с недостатками, учат любить свою Родину. Ни один литератор не пользовался такой славой, как И.А.Крылов и его басни.

В) Учитель: Какими были детские годы И.А.Крылова? Об этом нам расскажет Гассина Алена (индивидуальное задание)

Учитель: О том , как складывался творческий путь И.А.Крылова, нам расскажет Горбань Александр (индивидуальное задание)

Г) Работа с учебником.

Учитель: А сейчас вы познакомитесь со статьей об И.А.Крылове (с.30-34)

Д) Составление плана к прочитанной статье и запись его в тетрадях.

Учитель: Прочитав статью учебника и использовав материал, подготовленный учащимися, составьте план и запишите его в тетрадь.

Примерный план:

1.Рождение И.А.Крылова в бедной дворянской семье.

2. Роль отца в обучении маленького Крылова.

3. Разнообразные способности мальчика.

4. Забота матери об образовании сына и развитие его способностей.

5. Образованнейший человек своего времи.

Е) Беседа с классом.

- Какие способности проявил в детстве Крылов?

- Почему учение далось ему дорого?.

- Какова была роль матери в получении Крыловым образования?

- Как относился Крылов к матери?

- Благодаря каким качествам Крылов стал одним из самых образованных людей своего времени?

ФИЗМИНУТКА.

Ж) Беседа с классом. Работа со словарём и тетрадью.

Учитель: Что было основным в творчестве И.А.Крылова?

Учащиеся: Басня.

Учитель: Вспомним, что такое басня?  Посмотрим определение басни по словарю. Запишем в тетрадь. (Затем открываем СЛАЙД 10)

Басня – это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный, аллегорический смысл.

Учитель: А какие две части включает в себя басня?

Учащиеся: Повествование и мораль. (Открываем СЛАЙД 11)

Учитель: Что такое мораль? Найдем объяснение этому понятию в словаре. Затем запишем в тетрадь. ( Открываем СЛАЙД 12)

 Мораль – это поучительный вывод из основного повествования, который даётся в начале или в конце басни.(По словарю)

Учитель: Назовите основные компоненты басни.

Учащиеся: (затрудняются). СЛАЙД 13.

Аллегория — иносказание — изображение отвлечённого понятия через конкретный образ.

Сатира — злой смех, при помощи которого писатель изображает пороки общества, чтобы их исправить.

Олицетворение—наделение человеческими качествами животных, оживление предметов, явлений природы,

Эзопов язык—умение замаскировать главную мысль .

Учитель: Откуда берет свои строки басня? СЛАЙД 14

З) Составление схемы:

Учитель: А сейчас посмотрите на все вышесказанное и записанное и составьте схему.

ФИЗМИНУТКА.

И) Знакомство с басней И.А.Крылова «Осёл и Соловей»

- инсценирование басни ( Алена, Саша, Денис)

- прослушивание фонохрестоматии

- выразительное чтение самими учащимися

К) Работа над текстом басни .

Учитель: Какой жанр этого произведения?

Учащиеся : Басня.

Учитель: А сейчас вам нужно постараться доказать, что это произведение – басня. По ходу рассуждения вы построите домик из признаков жанра и выясните, что же является фундаментом.

Учащиеся находят:  Аллитерацию – повторение согласных Р,Д , которые передают звуки мелодии Соловья; повторение гласных А, Е, И, которые передают очарование пения;

Метафора: тянул, переливался, отдавался, мелкой дробью рассыпался, которые показывают живость, разнообразие, музыкальность пения;

Сравнение со свирелью.

Эпитет : «томной» свирелью.

Находят повествование, мораль.

Л) Проверка схемы – домика.

Учитель: Что же явилось фундаментом в нашем домике?

Учащиеся: …мораль.

Учитель: Какова мораль этой басни?

Учащиеся: «Избави Бог и нас от этаких судей».

Учитель: А если этот признак убрать? Что произойдет с жанром?

Учащиеся приходят к выводу, что это будет уже не басня, а стихотворение или сказка. Значит, главным признаком басни является мораль.

М) Рассказ учителя о том, как была написана басня. И.А.Крылов был приглашен на вечер к знатному вельможе, где читал свои басни. В конце этого вечера вельможа ему сделал замечание, чтобы Крылов поучился переводить басни у Дмитриева. Баснописец был обижен и написал такую басню, где изобразил  в аллегорической форме героев.

4. Релаксация:

Учитель: А сейчас проверим свои знания, полученные сегодня на уроке. Проведем тест. (Раздатка)

1.Басней называется:

 А)рассказ в стихах о каком-либо событии, случае;

 Б)краткое нравоучительное произведение, в котором есть иносказание и специально выделенная автором главная мысль;

 В)короткое стихотворение, в остроумной форме высмеивающее какое-либо лицо, группу лиц или общественное явление.

 2.Средства художественной выразительности, используемые автором в басне:

 А) аллегория ;

 Б) сравнение;

 В) метафора.

3. Мораль басни служит для раскрытия:

 А) характера героя ;

 Б) главной мысли произведения ;

 В) темы произведения.

 4. Моралью басни «Осёл и Соловей» является :

 А) сожаление об утраченном сыре ;

 Б) осуждение глупости и тупости ;

 В) поощрение хитрости.

5.Где находится мораль в басне «Осёл и Соловей»:

 А) в начале басни;

 Б) в конце басни;

 В) вообще её нет.

Учитель: А теперь обменяйтесь тетрадочками и проверьте задание друг у друга (взаимопроверка)

СЛАЙД 15.

5. Итоги урока. Выставление оценок.

6. Домашнее задание:

- Нарисовать иллюстрацию к басне.

- Выразительное чтение (наизусть)

- Ответить на вопрос №2 стр 43.

- Индивидуальное задание: Соловьеву Антону

 история создания басни «Листы и Корни» (стр. 39-40 учебника);


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературы в 5 классе по теме «И.А. Крылов. Басня «Волк и ягнёнок»

В сценарии урока использованы приёмы технологии развития критического мышления....

Презентация к уроку по литературе Тема: «И. А. Крылов – великий русский баснописец»

Презентация к уроку по литературеТема: «И. А. Крылов – великий русский баснописец»...

Технологическая карта урока литературы по теме « И.А.Крылов. Басни «Волк на псарне», «Ворона и Лисица»

Технологическая карта урока литературы в 5классе по теме " И.А.Крылов. Басни "Волк на псарне", "Ворона и Лисица" по учебнику В.Я.Коровиной...

Конспект урока по предмету "Чтение" по теме "И.А. Крылов "Лебедь, щука и рак""

конспект урока по чтению И.А. Крылов "Лебедь, щука и рак" 4 класс, школа 8 вида...

Урок чтения 7 класс школа 8 вида на тему "И.А.Крылов "Кукушка и Петух"

Урок ориентирован на активизацию памяти, мышления путем различных видов деятельности. отбор учебного материала проведён с учетом возрастных и личностных особенностей детей, на основании принципа динам...