Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме: "Правописание о-а в корнях -раст-, -ращ-,- рос-
план-конспект урока (5 класс) на тему
Урок с использованием технологической карты составлен в соответствии с требованиями ФГОС .Полезен учителям, работающим в 5 классе по УМК В.В.Бабайцевой (учебник "Теория", "Практика" , 5 класс).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_5_klass.docx | 23.64 КБ |
Предварительный просмотр:
ФИО Белова Татьяна Юрьевна
Предмет: Русский язык
Класс: 5
Тип урока: Изучение нового материала, урок открытия нового знания
Технологическая карта изучения темы
Тема | Буквы О - А в корне -РАСТ- – (-РАЩ-) – -РОС |
Цели: Осознание и освоение алгоритмов правила «Правописание о-а в корнях –раст- -(ращ-)- - рос-» | Образовательные: Формирование умения обучающимися знаниями о правописании букв О-А в корне -раст-//-рос-//-ращ-; анализировать случаи чередования гласных о-а в корне - раст- // -рос-//-ращ-; научить распознавать слова с чередующимися гласными в корне, обосновывать выбор гласных; запомнить слова-исключения Развивающие: развивать речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы, развивать умения самоконтроля; орфографическую зоркость Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, бережное отношение к слову. Формировать УУД: ЛичностныеУУД: Вырабатывать уважительно-доброжелательное отношение к непохожим на себя Регулятивные УУД: Определять и формировать цель, тему урока, работать по плану; оценивание своих действий Коммуникативные УУД: Организовывать работу в паре, излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами Познавательные УУД: Находить в учебнике достоверную информацию, анализировать и обобщать, доказывать и делать выводы |
Планируемый результат | Предметные: Знать правила правописания букв О-А в корне -раст-//-рос-//-ращ-; лексическое значение изученных слов Уметь выбрать нужную букву и обосновать выбор, находить изучаемую орфограмму в тексте, распознавать слова-исключения; использовать в речи и на письме изученные слова; Личностные: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; - определять общие для всех правила поведения ; - определять правила работы в группах; - оценивать усваиваемое содержание (исходя личностных ценностей); - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Регулятивные УУД: определять и формулировать цель - проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции; - высказывать свое предположение на основе учебного материала; - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке. Коммуникативные: слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; -владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Познавательные УУД: - ориентироваться в учебнике, тетради; - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт; - проводить анализ учебного материала; - проводить классификацию, указывая на основание классификации; - проводить сравнение, объясняя критерии сравнения. |
Основные понятия | Морфема, орфограмма, чередующиеся гласные |
Межпредметные связи | |
Ресурсы: - основные - дополнительные | УМК: Бабайцевой В.В.( учебник «Теория», «Практика», 5 класс), доска, мел, мультимедийный комплекс http://videouroki.net/ |
Организация пространства | Фронтальная работа, индивидуальная работа, парная |
Технология проведения | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты | |
Предметные | УУД | ||||
I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин) Цели: включение учащихся в деятельность | Рисуют в цвете свое настроение | Здравствуйте, Я рада вас видеть и мне бы хотелось, чтобы каждый из вас сегодня на уроке открыл для себя что-то новое | Нарисуйте свое настроение (цветограмма: яркие краски- хорошее настроение, темные – грустное настроение | (Личностные УУД). Готовность учеников к уроку, эмоциональный настрой | |
II. Проверка домашнего задания (диференцированное) (5 мин) Цели: повторение изученного материала, выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащего | Те ребята, которые составили карточки, работают в парах: обмениваются своей карточкой с соседом, записывают слова, вставляя пропущенные буквы и обозначая условия выбора орфограммы. Выполнив работу, обмениваются тетрадями и проверяют работу друг у друга, оценивают ее.(взаимопроверка) Те ребята, которые выбрали творческое задание, зачитывают свои работы. | Учитель оценивает творческие работы ребят | Проверить, как ребята усвоили материал предыдущего урока, выявить индивидуальные затруднения | Регулятивные УУД). Контроль, оценка, коррекция (Коммуникативные УУД): Аргументированно излагать свое мнение, работать в парах, участвовать в диалоге (Познавательные УУД): Анализировать, обобщать | |
III. Формулирование темы урока, постановка цели (3 мин) Цели: Обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы еще не знаем) | Ученики отвечают на вопросы учи- теля, самостоятельно формулируют проблемный вопрос урока, ставят цели и определяют задачи | С гласными в каких корнях вы работали дома? Какие правила вы применяли? Сегодня на уроке мы продолжим тему «Чередования гласных о-а в корнях –раст- -(ращ-)- - рос-» Какова цель урока, задачи урока? (Научиться правильно писать слова , в которых есть корни -раст- (-ращ-) - рос-, открыть новое, проверить свои знания, посмотреть, чему научились). | Проявить интерес к поставленной цели | (Познавательные УУД). самостоятельное выделение и формирование познавательной цели (Коммуникативные УУД). умение управлять своим поведением Регулятивные УУД). Регулятивные: высказывать предположения на основе наблюдений; формулировать вопрос (проблему) урока | |
VI. Изучение нового (10 мин) Цели: Открытие нового знания: правило правописания чередующихся гласных в корнях –раст, ращ, рос | Ученики работают в парах, находят закономерность в написании букв а-о в корне. Самостоятельно формулируют пра- вило, проговаривают его в парах. Проверяют себя по учебнику. Отвечают на поставленные вопросы. Составляют и записывают предложения со словами исключениями | Работа в парах: Проанализируйте корни слов в каждой колонке. Найдите закономерность в написании букв а-о в корне. Сформулируйте правило. Проговорите правило в парах. Проверьте себя по учебнику (с. 62, теория) Какую новую информацию получили? Почему это слова-исключения? Лексическое значение всех этих слов вам понятно? Составьте предложения со словами- исключениями | На слайде: Вырастать выросли Подрастал подрос Сращение срослись Расти выросший На слайде: росток отрасль Ростов Ростислав, ростовщик | Ученики усвоят правило написания чередующихся -а- и -о- в корне слова, научатся распознавать слова с чередующимися гласными в корне, обосновывать выбор гласных, запомнят слова-исключения, выяснят их лексическое значение | (Коммуникативные УУД). формулировать коммуникативное высказывание уметь давать свою оценку. (Познавательные УУД) .выделять главное, свёртывать информацию до ключевых слов; анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности. (Коммуникативные УУД). Регулятивные: искать пути решения проблемы; осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
V. Закрепление нового (15 мин) Цель: Развитие пра- вописных умений. Первичное закреп- ление с комменти- рованием во внеш- ней речи | Работают с учебником. Коллективное выполнение упражнения учебника. Один ученик работает у доски 2 ученика записы- вают текст на доске, остальные на местах)-выделить корни с чередованием. | Спишите, обозначьте изучаемую орфограмму Запись текста под диктовку Папирус - это болотное растение. В древние времена его выращивали в Египте. Когда папирус вырастет, проникнуть в его заросли невозможно. Группа растений отрывается от берегов и образует островок. | Работа с учебником. Упражнение 575. | Применение нового правила, освоение алгоритма действий | (Познавательные УУД). преобразовывать информацию (составлять алгоритм на основе правила и дей- ствовать по нему); владеть приёмами отбора и систематизации материала; анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать. (Коммуникативные УУД). свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме; слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль
|
Физкультминутка (1 мин) | Бабочка Утром бабочка проснулась, Улыбнулась, потянулась! Раз – росой она умылась, два – изящно покружилась, три – нагнулась и присела, на четыре – улетела. | ||||
VI. Контролирующее задание (10 мин) Цель: Самооценка и взаимооценка учащимися результатов своей учебной деятельности . | Самостоятельная работа с текстом Взаимопроверка по эталону | Задание: Записать текст и вставить пропущенные буквы | На слайде: «Дорогой Дядя Фёдор! Приезжай скорей в Простоквашино! У нас проблемы! Шарик с Матроскиным опять поругались и не хотят в огороде работать. А в огороде выр__сли помидоры. Надо собирать. Дорожки позар__стали бурьяном. Я предлагал помощь, а они отказываются. В бочке с водой одна тина да водор__сли. Яблоки выр__сли и червям достались. Матроскин лишь на печи лежит, да песни предлагает сл..гать. И Шарик не хочет лапы свои к делу приложить. Усложняют они мне работу Пропадает выр__щенный урожай! | Работать самостоятельно, сверяясь с заданной целью, применяя алгоритм. | (Регулятивные УУД). самостоятельно исправлять ошибки, выявлять причины затруднений. (Познавательные УУД) Умение структурировать знание, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия (Регулятивные УУД). тренировать способность к самоконтролю и самооценке; |
Домашнее задание (дифференцированное) (1 мин) Цель: объяснение домашнего задания | Записывают домашнее задание | Комментирует домашнее задание | 1.Параграф 51, правило на с 62,теория 2.Написать ответ Дяди Федора почтальону Печкину, используя слова на изученную орфограмму или выполнить упражнение 576 | ||
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин) Цели: оценить результаты собственной деятельности | . Определяют личные достижения на уроке. Заполняют «Лист самооценки ученика» | Подведем итог урока. Что нового вы узнали? Методика «неоконченных предложений» |
| Умения создавать высказывания-рассуждения в устной форме на заданную тему, опираясь на свой собственный опыт | Регулятивные: соотносить цели и результаты своей деятельности; вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка: 5 класс (ЗПР) школы для глухих детей.
Конспект урока по теме: "Корень. Однокоренные слова". Тип урока: повторение пройденного материала....
технологическая карта урока русского языка 5 класс "тире между подлежащим и сказуемым"
Какие требования выдвигает новый ФГОС? Что является отличительной особенностью нового Стандарта? Как построить урок в соответствии с требованиями Стандарта второго поколения? В качестве примера привож...
Технологическая карта урока русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение"
Технологическая карта урока русского языка составлена с учётом требований ФГОС . УМК Бабайцевой...
Технологическая карта урока русского языка 5 класс
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе...
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"
Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Правописание корней с чередованием лаг - лож
Материал разработан для учащихся национальной школы....
Технологическая карта урока русского языка. 5 класс. Тема: «Правописание чередующихся гласных в корнях –лаг-/-лож-»
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. Тема: "Правописание чередующихся гласных в корнях -лаг-/-лож-"...