урок бурятского языка в 5 классе
план-конспект урока (5 класс) на тему

Малышева Ринчима Ломбоевна

урок бурятского языка в 5 классе по теме: Амар сайн, убэл!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uroki.doc171 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема «Юумэнэй нэрэ»

Тип  урока: повторение и закрепление изученного

Вид  урока: урок-игра

Цель урока: Закрепить и обобщить сведения об имени существительном, изученные за курс начальной школы. Развивать мышление, умение сравнивать, классифицировать, развитие самооценки. Воспитывать интерес к предмету, коммуникативные способности, культуру поведения, формировать навыки сотрудничества.

Планируемые результаты:

Личностные: развитие чувства любви и уважения к родному языку как великому ценностному достоянию бурятского народа; осознание себя носителем этого языка; уметь адекватно использовать  речь для планирования и регуляции своей деятельности; определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты; уметь аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом.

Метапредметные

Регулятивные : целеполагание и планирование своей деятельности; принятие решения в проблемных ситуациях на основе переговоров; адекватное восприятие оценки учителя; контроль и оценка своих действий как по результату, так и по способу действия.

Познавательные: понимает и интегрирует информацию в имеющийся запас знаний, проводит  сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям; выбирает  смысловые единицы предложения  и устанавливает отношения между ними;  строит логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей; представляет информацию в наглядно-символической форме (в виде схем).

Коммуникативные: приобретает  опыт  работы в группе; умеет задавать вопросы, слушать и отвечать, формулирует свою собственную точку зрения, умеет высказывать и обосновывать ее.

Предметные : научатся опознавать слова  по значению, определять их вид.  

Методы и формы обучения: индивидуальная, фронтальная

Оборудование: компьютер, проектор, дидактический материал, презентация.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

                                                               

Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Формируемые умения (УУД)

1.

Мотивация к деятельности

Цель этапа: включение учащихся в деятельность.  

Определение темы урока

Постановка цели и задач урока

Υхибүүдые амаршалга, хэшээлдээ бэлдэhыень шалгалга:

- Сайн байна, үхибүүд!

 Энэ хэшээлээ иимэ амаршалгаар эхилхэ hанаатайб:

- Амар сайн, нүхэдүүд!

Амгалан талым булагууд!

Амар  сайн, хүхюу хүүгэд!

Хүн бүхэн hайн, хүхюутэй болог лэ

Энэ hайн настроенимнай

Бүхэли үдэртөө байг лэ!

- Υхибүүд, бэе бэедээ энеэбхилэгты, айлшадтаа миhэд гэгты,  тиигээд бүхэли үдэртөө хадагалжа байгты.

Самбар дээрэ угэнууд угтэнэ. Слайд 1(Наран, саhан, дэлхэй, шажан, дуган, нарhан, Сандан, мэлхэй, онгосо, шэрэм.)

-Эдэ угэнууд ямар хэлэлгын хубиб? Зуб харюугаараа ямар темэ энэ хэшээлдээ узэхэбиибди гэжэ элируулхэт.

-Зуб даа, ухибууд, юумэнэй нэрэ гэhэн темэ узэхэбди.

- Мүнөөдэр бидэ «Табан хушуу мал» гэhэн наада унгэргэхэбди.

Слайд 2  (табан хушуу мал) ( номой зураг улгоотэй)

Багшаяа, айлшадаа амаршална

Ухибуудэй харюу

Личностные УУД: внимание, уважение к окружающим, эмоциональный настрой на урок.

2

3

Актуализация и пробное учебное действие

Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к новым знаниям по разделу «Части речи».

Индивидуальная работа у доски

Дэбтэрүүдээ нээгээд, мүнөөдэрэй hара үдэрөө бэшэгты.

- энэ манай нааданай hонирхолтой байхын түлөө, бидэ үзэhэн темэнүүдээ дабтаха ёhотойбди.

- Υхибүүд, урда хэшээлнүүдтэ таанар ямар темэнүүдые гараа hэм та?

- hайн даа! Таа hайнаар мэдэнэт, hананат юу үзөөбта, тиигээд хадаа наадамнай hонирхолтой болохо. Зай, наадан бухэн шатануудтай байдаг, заабол компьютернэ нааданууд. Тиимэhээ манай наадан шатануудhаа буридэхэ. Наадаяа наадахадаа хоёр булэг боложо хубаарагты. Энэ карточканууд дээрэ баллнуудаа табихат.

I шата (уровень) «Поэтическэ мүрнүүд» (слайд 3)

1. Хулэр талын унаган-

Хулэг минии морин.

2. Булеэхэн hумбэйгоо

Хулеэхэнь хэсуу-

Улаан тугалнай 

Удаан лэ тэсээ.

3. Хун сагаан хурьгаяа

Тон hайнаар тэнжээхые

Хун бухэн хусэжэ,

Тумэн мянгаар удхэнэ даа!

- Танай зорилго – эдэ мүрнүүд сооhоо удхэноор бэшээтэй угэнуудые морфологическэ шуулбэри хэгты.

- Энэ ажал хэхын урда тээ, морфологическэ шуулбэри юунhээ эхилнэб гэжэ хэлэгты.

- Хамаадал гэжэ юун бэ?

- Падежнуудые нэрлэгты?

II шата «Буулгажа бэшэлгэ»(слайд 4)

-Уни холын сагhаа нааша манай буряад зон Табан хушуу мал удхэжэ ябаhан юм. Эдэ малнуудтаа буряад зон ехэ дуратай, тэдээндээ ехэ анхаралтайгаар хандадаг,малайнгаа хусоор, улдэн даарангуй амидирдаг байгаа. (буулгажа бэшэхэдээ, эдэ мэдуулэлнууд соо хэды юумэнэй нэрэб гэжэ тоологты.)

Ухибууд темэеэ бэшэнэ

Хэлэлгын хубинууд

Морфологическэ шуулбэри хэнэ

 Группаhаа нэгэ хун самбарта гараад, карточкаар хэнэ .

Коммуникативные УУД:

1.Владеть монологической и диалогической речью.

2.Адекватно использовать речевые средства для решения задач.

Личностные УУД:

1.Самоконтроль

Познавательные УУД:  

1.Проверка изученного.

Познавательные УУД:

1.Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы;

Коммуникативные УУД:

1.Осуществлять контроль.

2. Уметь работать с текстом и редактировать его.

3.Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

4. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Личностные УУД:

1. Чувствовать красоту и выразительность бурятского слова, его богатые возможности.

4

Проблемэ табилга.

- Бэрхэнүүдтаа!

- Тиигээд саашань наадаяа үргэлжэлүүлэе

III шата  «Улуу угэ ологты» (слайд 5)

  • Морин, хонин, мал, унеэн, тэмээн;
  • Ямаан, унаган, гахай, тугал, ботогон;
  • Хулэг, хатарша, адуун, зээрдэ, тоhон;
  • Эреэгшэн, Ягаадай, Шандаган, Малаадай.

Эндэ 8 балл бэшэгты хуу зуб байгаа hаань.

Үхибүүд улуу угэнуудые олоно.

5

Фронтальная работа

 IV шата «Падежнууд» (5 Слайд ) 

Хонин, морин (эдэ угэнуудые падежээр зохилдуулагты)

Эндэ 7 балл.

Зохилдуулна

6

Первичное закрепление

Цель этапа: усвоение учащимися нового материала

V шата «Юумэнэй нэрын синтаксическэ уургэ» (6 Слайд)

-Номуудаа нээгээд, дурим уншагты.

-Юумэнэй нэрэнууд хадаа мэдуулэл соо хэлэгшэ, нэрлуулэгшэ, нэмэлтэ ба ушарлагша байжа болодог.

-Энээние гэршэлхын тула «тэмээн» гэжэ угэ нэгэдэхи группа нэрлуулэгшэ болгон мэдуулэл зохёогты.

Хоёрдохи группа: нэмэлтэ.

Үхибүүд өөhэдөө хэлэжэ туршана.

Номоор дүрим уншана.

7

Физминутка

  1. Хуу барандаа альгаа ташая.
  2. Ганса басагад
  3. Амтатайгаар эдихэ дуратайшуул
  4. Хэшээлдэ үлэдэг хүд.
  5. hургуулидаа hайнаар hурадаг хүд
  6. эжы абадаа эрхэлдэгүүд
  7. амаралтануудтаа дурагүйшүүл
  8. футбол наадаха дуратайшуул
  9. hайн настроенитэй хүд

hайнаар хүдэлжэ байнабди

VI шата «Холбуулалые мэдуулэл болго» гэhэн шатада ерэбэбди.

«Морин хатарна» гэhэн холбуулалда хэдэн угэ нэмэжэ, мэдуулэл болгон, зохёогты.(1 угэ- 1 балл)

Υхибүүд амарна.

 

Мэдүүлэлнүүдые зохёоно

Личностные УУД:

1.Снять напряжение и утомление на уроке.

8

VII шата «Творческо мастерской»

Таанадай урда конвертнүүд байна. Тэрээн соотнай табан хушуу малай нэгэниинь бии.

Таанар тэрэ угэдэ синквейн зохёогты. Группануудай хун бухэн амяараа зохёохо. Теэд хэнэй шулэг группа соо иланаб, тэрэ шулэгоо уншахат.

Синквейн зохёоно.  

9.

Подведение итогов урока

Цель этапа:

обобщить материал урока в ходе намеченных целей

- Наадамнай дүүрэбэ.

- Хэшээлэй дүн гаргая!

- Мүнөөдэр юундэ hураабибди?

- Ямар шэнэ юумэ мэдэхэ болообта?

- Хэр зэргэ хүдэлөө гээшэбибди?

Үхибүүдэй харюу

10.

Домашнее задание 

Цель этапа: Закрепить полученные знания.

Развить творческие способности

Гэрэй даабари – 60 юумэнэй нэрэ бэшэхэ, ород хэлэн дээрэ оршуулгыень олохо. Тэрэ угэнуудээ сээжэлдэхэ.

Дневнигүүдтээ бэшэнэ

11.

Рефлексия деятельности

Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Рефлекси эмхидхэлгэ.

- Самбар харагты: танай анхаралда амжалтын модон (дерево успеха), харин набшаhад үгы. Энэ модоёо набшаhаар гоёоебди.

- ногоон набшаhан – темэеэ ойлгоhон хүнууд няаха

- шара набшаhан – хэн зарим юумэ hайса ойлгоогүйб,

                                     харин оролдоод хүдэлөөб

- улаан набшаhан – хэн анхаралтай бэшэ байгааб.

Зай, иигээд хэшээлнай дүүрэбэ. Бэрхэнүүдтаа…..

Отзыв

на открытый урок, проведённый в рамках окружного конкурса «Лучший учитель родного языка»

23.11.2017 г. на базе МОУ Ирхидейской СОШ Осинского района было проведено данное мероприятие, на котором Малышева Ринчима Ломбоевна, учитель бурятского языка и литературы, провела открытый урок в 6 классе в соответствии с требованиями ФГОС.

Тема урока: «Имя существительное»

Тип  урока: повторение и закрепление изученного

Вид  урока: урок-игра

Цель урока: Закрепить и обобщить сведения об имени существительном, изученные за курс начальной школы. Развивать мышление, умение сравнивать, классифицировать, развитие самооценки. Воспитывать интерес к предмету, коммуникативные способности, культуру поведения, формировать навыки сотрудничества.

Урок соответствует отобранному содержанию материала. Урок грамотный, продуктивный, задачи реализованы. Соблюдены все этапы урока. Положительные результаты: - разнообразие форм и методов работы на уроке (отгадывание загадок, использование интерактивной доски, работа с учебником, работа в тетрадях, работа у доски, чтение стихотворения учеником, предупреждение ошибок в словах с последующим комментированием);

 - вовлечение в активную познавательную деятельность на уроке всех обучающихся, даже самых пассивных;

 - грамотное и интересное проведение словарной работы с использованием толкового словаря;

 - формирование на уроке жизненных компетенций;

- соблюдение охранительного режима в смене видов деятельности, формировании учебной нагрузки;

 - дифференциация заданий для самостоятельной работы, а также дифференциация домашнего задания;

 - высокий уровень подготовленности самого педагога: владение учебным материалом, глубокое знание предмета, совершенное владение интерактивной доской;

 - доброжелательный, спокойный тон учителя;

 – обеспечение высокой культуры учебного труда на уроке.

27.11.2017г.        Руководитель ШМО:                Хангуева Александра Аполлоновна

                                                                                   Директор школы:                      Модонова Надежда Николаевна

10.

Домашнее задание 

Цель этапа: Закрепить полученные знания.

Развить творческие способности

Гэрэй даабари – 60 юумэнэй нэрэ бэшэхэ, ород хэлэн дээрэ оршуулгыень олохо. Тэрэ угэнуудээ сээжэлдэхэ.

Дневнигүүдтээ бэшэнэ

Директор школы:                  Модонова Н.Н.

Внеурочное мероприятие.

Тема урока: Таабаринууд.  «Шэдитэ ханза» (Волшебный сундук)

Дата проведения: 19.02.2016г

Учитель: Малышева Р.Л.

Класс: 5

Зорилгонууд:

1.һургалгын: эхин классуудта үзэһэнөө дабтаха, наада үнгэргэхэ. Һургуули, үбэл ба сагаалган гэһэн темэнүүдээр дабталга үнгэргэхэ.  

2. Хүгжөөлгын: ухаан бодолыень, аман ба бэшэмэл хэлэлгыень хүгжөөхэ, анхаралынь хурсадхаха.

3. Хүмүүжүүлгын: команда боложо наадахадаа, бэе бэеэ хүндэлхэ, гуниглажа ябаха һанааень хүмүүжүүлхэ, үбэлэй сагта ехэ баярлажа байһыень тэмдэглэхэ.

Хэрэгсэлнүүд: карточканууд, мультипроектор, сундук.

Хэмжээ ябуулгын ябаса:

I. Эмхидхэлэй үе.

Сайн байна!

Сарюун, дорюун хүбүүд, басагад,

Удэрэй амар мэндэ!

II. Гол шата.

Гүрбэл могойн                                      У ящерицы

Хэлэн һайхан,                                         язык красив,

Гүнзэгы худагай                                    В глубоком колодце

Уһан һайхан.                                         Вода прекрасна.

(гуурһан ба бэхэ)                               (перо и чернила)  

Таабаринууд соо хүнэй ажабайдалай элдэб янзын үзэгдэлнууд нюуса удхатайгаар хэлэгдэһэн байна. Буряад таабаринууд олон ондоо байгуулгатай юм: таабаринууд-асуудалнууд, гаабаринууд-даабаринууд, таабарипууд-бодолгонууд, таабаринууд-хөерөөнүүд, гурбалжан таабаринууд, дурбэлжэн таабаринууд гэхэ мэтэ.

 Жэшээнь таабари-хөөрөөн: «Гэрһээ гарахадамни, урдаһаамни 12 гүүнүүд ба 13-дахинь унаган ерэжэ ябанад. Тэдэниие би бултыень эдихэ ёһотойб. Тиигээд эдижэ ядааб. Гансал унаганай тархи эдибэб. Бэеыень шоно ба хүнүүд эдинэ бэзэ». Энэ таабари соо айлшадые хониной төөлэйгөөр хүндэлхэ ёһо заншал тухай хэлэгдэнэ.

 Таабари-асуудалай жэшээ: «Юумэн бухэндэ юун хэрэгтэйб?» - Юумэн бухэндэ нэрэ хэрэгтэй.

Гурбалжан таабари - «Дэлхэйн гурбан сагаан?» («В мире три белых»). - «Үтэлхэ үһэн сагаан, үхэхэдэ яһан сагаан, үбэл болоходо, саһан сагаан» («У старца волосы белые, у умершего кости белые, зимой снег белый»),

Дурбэлжэн таабари - «Дэлхэйн дурбэн хунгэн?» («В мире четыре лёгких») - «Хурса хутагын эри хунгэн, худалша хунэй хэлэн хунгэн, хурдан мориной хул хунгэн, хулгайша хунэй гар хунгэн» («У острого ножа лезвие легкое, у лживого человека язык легкий, у резвого коня ноги легкие, у вора рука легкая»).

Бэшэ таабаринуудай жэшээнууд:
Хотонь хонхор                          Кошара глубокая,

Хусань мургэдэг.                        Баран бодливый.

(сай нюдэхэ)                                    (толочь чай)

Хаанай хуухэн                            У ханской дочери

Хара торгон дэгэлтэй.                Халат из черного щелка.

(эльгэн)                                                   (печень)

Мунсэгэрхэн хубуун                   На пухленьком мальчике

Мунгэн хушалтатай.                   Серебряное одеяльце.

(бөөрэ)                       (почка)

Улаан буруу                        В костяном дворе

Яһан хорёотой.                        Лежит красная телка.

(хэлэн шудэнуүд)        (язык, зубы)

Гайхамшаг ехэ бэетэй,                    Удивительно большое тело.
Газарта хүрэмэ дэлһэтэй.                А грива достает до самой
земли,
(наран. наранай гуяа)        (солнце, луч солнца)

Дүрбэн галуу                                  Прилетели с шумом

Дүүеэд ерэбэ.                                   Четыре гуся.

Дүрэтэ мэргэн                                  Поймал их ловко

         Тодоод абаба.                                  Удалой молодец.

                (үнеэһааха)                                  (доить корову)

 

 Мүнөөдэр бидэ «Шэдитэ ханза»  гэһэн наада үнгэргэхэбди.

-Чтобы перевести слова шэдитэ ханза, посмотрите рисунок и догадайтесь.

-Энэ зураг дээрэ юуд бэ? (2-4 слайд – олон һайхан ханзанууд). Значит шэдитэ ханза – это волшебный сундук. Тэрэ ханза соо юун бииб гэжэ һананабта? (Даабаринууд).

-Зүб,  энэ ханза соо гурбан юумэн. Классhаа нэгэ хүн гараад, нэгэ дуратай юумэ гаргаха.

Таабаринуудые тааха.

1-дэхи конкурс - таабаринууд.

  2.Тоншоноб, тоншоноб, толгойм үбдэнэ,

   Тоншоогүйдэм, гэдэһэм үлдэнэ ( тоншуул).

 3.Сагаан хонин хэбтэһээр таргалдаг (саһан).

 1.Урдажа, урдажа - адхардаггүй,

    Гүйжэ,гүйжэ - байдаггүй(уһан).

   1.Үбэлдөө сагаан дахатай, зундаа боро дахатай (шандаган).

  2. Алтан шара хүнжэл хүдөө талые хушаба (модоной намаад).

  3.Мүльһэн дээрэ мүнгэн шагта (һара).

Шэдитэ ханза сооһоо - 2-дохи конкурс – «Намар» абтаба. (5 слайд)

Дни стали короче,
Длинней стали ночи,
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
(Осенью)

Осень – переведите это слово на бурятский язык.

2-дохи даабари: падежнүүдээр зохилдуулха:

Нэрын-юун?                                  Намар

Хамаанай-юунэй?

Зүгэй-юундэ?

Үйлын-юуе?

Зэбсэгэй-юугээр?

Хамтын-юунтэй?

Гаралай-юунһээ?

Физкультминутка: 

Шэдитэ ханза сооһоо - 3-дахи конкурс – «Таабаришан» абтаба.(6 слайд)

 Хон-хон дуутай, хорой соо гүйдэлтэй. (Нохой).

Сочините на это слово загадку.

2. Минии нүхэр.

Үгтэһэн үгэнүүд сооһоо нүхэртэ таарамжатай үгэнүүдые ологты, түүжэ бэшэгты.

Һайн, һайхан, муу, хөөрхэн, сухалтай, бэрхэ, хүхюун, тэнэг, ухаатай, сэбэрхэн, сэсэн, муухай, шамбай, зүрхэтэй, зоригтой, залхуу, ажалша.

III. Хэмжээ ябуулгын түгэсхэл.

Дүн гаргалга.

-Таабаринууд гэжэ юун бэ?

- Вам понравился волшебный сундучок?

- Бултадаа бэрхэнүүд, һайнаар хүдэлөөт.

2. Сэгнэлтэ табилга.

- Дахин уулзатараа, баяртай!

Отзыв

на открытый урок по бурятскому языку, проведенному на месячнике, посвящённому Сагаалгану в МОУ Корсукская СОШ.

19.02.2016г. на базе Корсукской СОШ было проведено открытое внеклассное мероприятие, посвященное праздику Белого месяца. Учитель Малышева Ринчима Ломбоевна владеет  методикой и теорией предмета на соответствующем уровне; владеет современными образовательными технологиями и включает  их в методическую работу; использует  в работе  ИКТ  при подготовке к уроку, на уроках.

Основное внимание уделяет  обучению умению рассуждать, логически мыслить, анализировать и из определенных условий делать соответствующие выводы. Знания не даются готовыми, а добываются детьми самостоятельно.

Учитель рассматривает монологический ответ ученика на уроке как публичное выступление, обращая внимание учащихся на практическую или теоретическую значимость материала, представляемого на уроке. Дети активно выступают  на уроке, спорят, сравнивают, обобщают, делают выводы, а это и есть исследование. Применение компьютерных технологий, создание проблемных ситуаций мотивировали учащихся к настрою в работе.  Теория тесно переплетена с практикой на высоком уровне.  

 На уроке  удалось  организовать и реализовать деятельностный подход к изучению устного народного творчества своего народа, большое внимание уделялось  дифференцированному обучению,   учитывая  индивидуальные  особенности  развития учащихся, их интересов. Занятие способствовало расширению общекультурного кругозора. Педагог сумела заинтересовать обучающихся, владела аудиторией. На уроке созданы комфортные условия:  благоприятный климат (доброжелательность, личностно-гуманное отношение к обучающимся), партнерский стиль отношений педагога и обучающихся. На  уроке  использовались  следующие методы: игры, проекты,  дискуссия, опорные схемы, проблемные вопросы. Урок проведён, как и большинство её уроков,  с использованием компьютерных технологий. Плотность уроку высока. Деятельность каждого учащегося не осталась без внимания учителя. Возможности кабинета использованы полностью.  

21.03.2018г.        Руководитель ШМО:                Хангуева Александра Аполлоновна

                                                                                   Директор школы:                      Модонова Надежда Николаевна

II. Гол шата.

Гүрбэл могойн                                      У ящерицы

Хэлэн һайхан,                                         язык красив,

Гүнзэгы худагай                                    В глубоком колодце

Уһан һайхан.                                         Вода прекрасна.

(гуурһан ба бэхэ)                               (перо и чернила)  

Таабаринууд соо хүнэй ажабайдалай элдэб янзын үзэгдэлнууд нюуса удхатайгаар хэлэгдэһэн байна. Буряад таабаринууд олон ондоо байгуулгатай юм: таабаринууд-асуудалнууд, гаабаринууд-даабаринууд, таабарипууд-бодолгонууд, таабаринууд-хөерөөнүүд, гурбалжан таабаринууд, дурбэлжэн таабаринууд гэхэ мэтэ.

 Жэшээнь таабари-хөөрөөн: «Гэрһээ гарахадамни, урдаһаамни 12 гүүнүүд ба 13-дахинь унаган ерэжэ ябанад. Тэдэниие би бултыень эдихэ ёһотойб. Тиигээд эдижэ ядааб. Гансал унаганай тархи эдибэб. Бэеыень шоно ба хүнүүд эдинэ бэзэ». Энэ таабари соо айлшадые хониной төөлэйгөөр хүндэлхэ ёһо заншал тухай хэлэгдэнэ.

 Таабари-асуудалай жэшээ: «Юумэн бухэндэ юун хэрэгтэйб?» - Юумэн бухэндэ нэрэ хэрэгтэй.

Гурбалжан таабари - «Дэлхэйн гурбан сагаан?» («В мире три белых»). - «Үтэлхэ үһэн сагаан, үхэхэдэ яһан сагаан, үбэл болоходо, саһан сагаан» («У старца волосы белые, у умершего кости белые, зимой снег белый»),

Дурбэлжэн таабари - «Дэлхэйн дурбэн хунгэн?» («В мире четыре лёгких») - «Хурса хутагын эри хунгэн, худалша хунэй хэлэн хунгэн, хурдан мориной хул хунгэн, хулгайша хунэй гар хунгэн» («У острого ножа лезвие легкое, у лживого человека язык легкий, у резвого коня ноги легкие, у вора рука легкая»).

Директор школы:                Модонова Н.Н.

Тема урока: Амар сайн, убэл!

Класс: 5

Цели: знакомство с новым лексическим материалом по теме «Убэл», развитие речевых навыков; научить использовать в речи новые речевые образцы; развитие творческой активности, мышления, памяти, внимания; воспитание интереса к изучаемому, готовности к коммуникации и бережного отношения к природе.

Тип урока: урок изучения нового материала с использованием игровых технологий.

Форма урока: урок-сказка

Методы: объяснительно-иллюстративный, наглядный, частично-поисковый.

Средства: мультимедийная презентация.

Ход урока: I этап:

Оргмомент.

Сайн байна, hуугты.

- Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся. Муноодэрэй хэшээлэй темэ «Амар сайн, убэл». Муноодэр бидэ хэшээлдээ онтохон руу аяншалаад, шулэг уншахабди, мэдуулэлнуудые бэшэхэбди. Дэбтэрнуудээ нээгээд, hарынгаа тоо бэшэе, хэшээлэй темэ: «Амар сайн, убэл». Шэдитэ ханза нээгдэбэ, манай онтохомнай эхилбэ.

Фонетическая зарядка: фонетическэ hорилгоёо дуугаар эхилэе. Би дуулахаб, таанад шагнагты

Убэлдоо дуратайб,

Убэлдоо баяртайб,

Убэлдоо зорюулан,

Дуугаа дууланаб!

Речевая разминка.

Основной этап.

- Би муноо шулэг уншаад угэхэб, таанад анхаралтайгаар шагнагты.

-Юун тухай шулэг бэ?

Шэдитэ убэлэй уедэ

Арад зон найрлана.

Сагаан саhаар дэлгэржэ,

Газар дэлхэй хушагдана.

Шэнэ жэлэй эхиндэ

Арад зон шууяна.

Хуугэд баярлана эндэ,

Мульhэн дээрэ hолжорно.  (убэл тухай).

-Чтобы хорошо поработать со стихотворением, познакомимся с новыми словами:

Мульhэн – лед

Елуур –каток

Хуугэд –дети, детвора

Саhан – снег

Баярлана – радуются

Шууяна- шумят

Жабар – мороз

(Уншаха, мэдуулэл, холбуулал зохёохо)

(Стихотворение выходит)

  1. Каждый прочитайте про себя.
  2. Один  (два) читает полностью.
  3. Читаем строчку, переводим (по одному), работа по рисунку.

III этап.

- Надо выполнить 2 задания. 1-дэхи даабари: амитадые зураглагты – опишите животных, какие они. ( Я показываю пример – хурин, томо баабгай).

-Энэ юун бэ? Ямар бэ? (унэгэн, шандаган, гоё шубууд)

Физминутка: Муноо булта амарая. Попробуйте изобразить каждого, кто здесь изображён.  

Hуулшын даабари: зубоор мэдуулэл зохёогты. Дополните предложения. Глаголы даны справа. Давайте составим первое предложение вместе.

Хуйтэн убэл… (ерэбэ)

Проверка задания.

Отгадайте загадки.

  1. аган хунжэл бухы дайдые хушаба.
  2. аган аг хэбтээд таргалаа.
  3. аган торгые эбхэжэ ядабаб. (саhан)


IV. Итог урока. Рефлексия.

Убэлэй асуудалнууд.

- Ямар шэнэ угэнуудтэй танилсаабибди?

- Энэ hайхан байгаалияа   яаха ёhотойбибди? Как мы должны относиться к природе?

- Бэрхэнууд, байгаалияа гамная!

  1. Сэгнэлтэ.
  2. Гэрэй даабари: шэнэ угэнуудээ сээжэлдээд, убэл тухай зураг зурагты.

Отзыв

на открытый урок, посвященный месячнику Белого месяца-2017

21.02.2018г. на базе Корсукской СОШ был проведен урок, посвященный бурятскому празднику Сагаалган. Урок данный на этом мероприятии, был проанализирован и по достоинству оценён коллегами. На уроке использовались компьютерные технологии с целью повышения качества образования учащихся: подача справочного материала, осуществление самопроверки, взаимопроверки, визуальное восприятие информации.

На уроке учителем были использованы следующие приемы: дидактический материал на нравственную тему: задания, побуждающие к выявлению авторской позиции, высказыванию собственного мнения.

Были реализованы современные подходы к уроку бурятского языка:

1) текстоориентированный: монологический ответ, работа со стихотворением «Зима»;

2) функциональный: совершенствование собственной устной и письменной речи;

3) коммуникативно-деятельностный: работа со словарем, над частичным анализом текста стихотворения;

4) интегрированный: связь с бурятской литературой через анализ стихотворения.

Учитель сумел продумать проведение урока таким образом, чтобы позволить учащимся проявить свое творчество, мастерство. Педагог на протяжении урока не забывал поощрять детей, тем самым создавая благоприятную эмоциональную обстановку в классе.

В конце урока была проведена рефлексия,  дети сами  оценили свою деятельность и достигнутые результаты.

Урок достиг поставленной цели и заслуживает самой высокой оценки.

 

21.03.2018г.        Руководитель ШМО:                Хангуева Александра Аполлоновна

                                                                                   Директор школы:                      Модонова Надежда Николаевна

  1. Читаем строчку, переводим (по одному), работа по рисунку.

III этап.

- Надо выполнить 2 задания. 1-дэхи даабари: амитадые зураглагты – опишите животных, какие они. ( Я показываю пример – хурин, томо баабгай).

-Энэ юун бэ? Ямар бэ? (унэгэн, шандаган, гоё шубууд)

Физминутка: Муноо булта амарая. Попробуйте изобразить каждого, кто здесь изображён.  

Hуулшын даабари: зубоор мэдуулэл зохёогты. Дополните предложения. Глаголы даны справа. Давайте составим первое предложение вместе.

Хуйтэн убэл… (ерэбэ)

Проверка задания.

Отгадайте загадки.

  1. аган хунжэл бухы дайдые хушаба.
  2. аган аг хэбтээд таргалаа.
  3. аган торгые эбхэжэ ядабаб. (саhан)

        Директор школы:                Модонова Н.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока бурятского языка в 6 классе " Мой класс и мои друзья"

Урок закрепления знаний .Тип урока: урок закрепления знанийЦель урока:Деятельностная: формирование у учащихся умений реализовать новые способы действия, проверить уровень сформированности коммуникатив...

Урок бурятского языка. 6 класс.

Урок бурятского языка как государственного в 6 классе по теме: " Юумэнэй нэрын зохилдол"...

Урок бурятского языка. 6 класс.

Урок бурятского языка как государственного в 6 классе по теме:" Тэмдэгэй нэрэ"...

урок бурятского языка, 2 класс

слайдовая презентация урока по бурятскому языку как государственному по теме " Минии нухэр", 2 класс...