Адаптированная программа по русскому языку. 9 класс
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему
В программу вошли некоторые изменения в обучении детей с задержкой психического развития (5-9) класс/ж.Дефектология №3, 1993г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptirovannaya_rp_po_russkomu_yazyku9.docx | 63.56 КБ |
Предварительный просмотр:
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 9 КЛАСС
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования, примерной программы основного общего образования по русскому языку, рекомендованной Министерством образования и науки РФ (приказ Минобразования России от 9 марта 2004 г. N 1312), программы общеобразовательных учреждений: Русский язык: 5 – 9 классы / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский. – М.: Просвещение, 2007. – 48 с.
Изменения в программу для детей с ОВЗ внесены в соответствии с «Некоторыми изменениями в программах обучения детей с задержкой психического развития ( V-IХ) классы /ж.Дефектология № 3, 1993г.
Увеличено время на тренировочные упражнения, направленные на развитие умения видеть структуру сложного предложения и выделять соответствующими знаками его части, на развитие речи и повторение изученного.
Ознакомительно изучаются сложносочиненные предложения с союзами (без определения вида союза); смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения, двоеточие и тире в бессоюзном сложном предложении.
Практически изучаются сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными (без определения вида связи; основной упор делается на формирование пунктуационных навыков); различные виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью и знаки препинания в них (несложные случаи).
Структура документа
Примерная программа по русскому языку для базового уровня представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; требования к уровню подготовки учащихся; календарно-тематический план; содержание тем учебного курса; формы и средства контроля; перечень учебно-методического обеспечения.
Цели изучения учебного предмета
Цель курса – повторение, обобщение, систематизация и углубление знаний по русскому языку, полученных в основной школе. Программа охватывает все разделы курса «Русский язык», однако основное внимание уделяется грамматике, орфографии и пунктуации в их взаимосвязи и взаимодействии. При этом предусматривается подача материала крупными блоками, что поможет учащимся глубже осмыслить взаимосвязь между различными разделами науки о языке и представить русский язык как систему.
Методологической основой данной программы и курса «Русский язык» в 9 классе являются Образовательные стандарты среднего (полного) общего образования по русскому языку (базовый и профильный уровни), что позволяет организовывать занятия по русскому языку как в классах неязыкового профиля, так и в классах с углубленным изучением русского языка и предметов гуманитарного цикла.
Система расположения материала, полнота изложения теоретических сведений, характер отбора материала для упражнений, разнообразие заданий и т. д. направлены на достижение воспитательных, образовательных, информационных целей, обозначенных в Госстандарте, и на формирование коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетентностей как результат освоения содержания курса «Русский язык».
Теоретические сведения носят инструментальный характер, их объем и особенности подчинены формированию конкретных умений и навыков. Данный учебник может быть использован как справочник по основным разделам русского языка, обеспечивая восполняющее повторение, при подготовке к вступительным экзаменам в вузы, а также при подготовке к Единому государственному экзамену по русскому языку.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане.
Рабочая программа разработана на основе федерального базисного учебного плана (приказ МО РФ от 09.03.04. года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программу общего образования»).
Рабочая программа рассчитана на 68часов (из расчёта 2 урока в неделю).
Общая характеристика учебного предмета
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентного подхода.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для 8 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельного подхода по изучению русского языка в школе.
Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для повторения в начале и конце года выделяются специальные часы. Учитель использует их, учитывая конкретные условия преподавания. Каждая тема завершается повторением пройденного. Данная система повторения обеспечивает необходимый уровень прочных знаний и умений.
В программе специально выделены часы на развитие связной речи – четвертая часть всего учебного времени. Темы по развитию речи – речеведческие понятия и виды работы над текстом – пропорционально распределяются между грамматическим материалом. Это обеспечивает равномерность обучения речи, условия для его организации.
С учетом психолого-возрастных особенностей учащихся и требований межпредметной интеграции программа устанавливает следующее распределение учебного времени:
Требования к уровню подготовки учащихся IХ класса
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Русский язык» на этапе основного общего образования являются:
I. Учащиеся должны знать изученные основные сведения о языке, определения основных изучаемых в IX классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
II. К концу IX класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
- производить все виды разборов: фонетический, морфемный, словообразовательный, пунктуационный, морфологический, синтаксический, стилистический;
- составлять сложные предложения разных типов, пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем создаваемого текста;
- определять стиль и тип текста;
- соблюдать все основные нормы литературного языка.
По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными в V—IX классах пунктуационными правилами; находить и исправлять пунктуационные ошибки; производить пунктуационный разбор предложения.
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки, производить орфографический разбор слов. Правильно писать изученные в V—IX классах слова с непроверяемыми орфограммами.
По связной речи. Определять тип и стиль текста, создавать тексты разных стилей и типов речи. Подготовить и сделать сообщение, доклад на предложенную тему по одному источнику. Писать сочинения в форме дневниковой записи, сочинение-описание, сочинение-отзыв. Писать выборочное, сжатое, подробное изложения, изложение с элементами сочинения. Совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения, изложения, находить и исправлять различные языковые ошибки в своем тексте. Свободно и грамотно говорить на заданные темы. Соблюдать при общении с собеседниками соответствующий речевой этикет.
Результаты обучения
Личностные:
- понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
- осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
- достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные:
- владение всеми видами речевой деятельности:
Аудирование и чтение:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
- владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
- адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
- овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
- способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
- умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, виденному;
- владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог —обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
- способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
- применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
- коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные:
- представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
- понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
- усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
- освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
- овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
- опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
- проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
- понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
- осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
В результате изучения русского языка в основной школе ученик должен
знать:
- изученные разделы науки о языке;
- смысл понятий речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; сфера и ситуация речевого общения; функциональные разновидности языка, их основные признаки; жанры; текст, его функционально-смысловые типы;
- основные единицы языка, их признаки;
- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь:
- объяснять роль языка в жизни человека и общества; роль русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;
- определять тему, основную мысль текста, его принадлежность к определенной функциональной разновидности языка, функционально-смысловому типу и стилю; анализировать структуру и языковые особенности текста;
- опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- адекватно понимать информацию устного сообщения;
- читать тексты разных стилей, используя разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
- воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (пересказ, изложение, конспект, план);
- осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения в собственной речевой практике;
- владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение, смешанный вид монолога) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
- свободно, точно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);
- соблюдать этические нормы речевого общения (нормы речевого этикета);
- соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
- владеть навыками речевого самоконтроля: оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки и недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты;
- извлекать информацию из различных источников; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой, средствами массовой информации, в том числе представленными в электронном виде на различных информационных носителях (компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета).
Тематическое планирование по дисциплине «Русский язык»
№ п/п | Наименование разделов и тем | Максимальная нагрузка учащегося, ч. | Из них | ||||
Развитие речи | Диктант | Сочинение | Изложение | Тест | |||
I. | Введение | 1 | |||||
II. | Повторение изученного в 5-8 классах | 7 | 2 | 1 | |||
III. | Сложное предложение. Культура речи | 5 | 1 | ||||
IV. | Сложносочиненные предложения | 6 | 1 | 1 | |||
V. | Сложноподчиненные предложения | 23 | 2 | 1 | 2 | 1 | |
VI. | Бессоюзные сложные предложения | 6 | 1 | ||||
VII. | Сложные предложения с различными видами связи | 8 | 3 | 1 | 1 | 1 | |
VII. | Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах | 11 | 3 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Итого | 68 | 17 | 4 | 3 | 4 | 4 |
Содержание дисциплины (68 ч).
I. Введение (1)
Международное значение русского языка.
II. Повторение изученного в 5 – 8 классах (4+ 1к/д+2 РР)
Простое предложение и его грамматическая основа. Предложения с обособленными членами.
Обращения, вводные слова и вставные конструкции.
Устная и письменная речь. Монолог, диалог. Стили языка.
Основные термины по разделу:
Простое предложение. Грамматическая основа. Обособленный член предложения. Обращение. Вводное слово. Вводное предложение. Вставная конструкция. Устная и письменная речь. Монолог. Диалог. Стиль. Разговорный стиль. Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Художественный стиль.
Самостоятельные и контрольные работы
- Входной контрольный диктант.
- Р/Р Домашнее сочинение на тему «Предмет, о котором я хочу рассказать».
- Р/Р Изложение с элементами сочинения по тексту Н. Никонова.
III. Синтаксис и пунктуация (53) СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (4ч.+1ч.).
Понятие о сложном предложении. Союзные и бессоюзные сложные предложения. Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Интонация сложного предложения.
РР.Сочинение в форме дневниковой записи.
Способы сжатого изложения содержания текста.
IV. Сложносочиненные предложения (5+1 РР)
Основные группы ССП по значению и союзам.
Знаки препинания в сложносочиненном предложении.
РР. Рецензия.
V. Сложноподчиненные предложения (17+1к/д+5РР)
Понятие о сложноподчиненном предложении.
СПП с придаточным определительным.
СПП с придаточным изъяснительным.
СПП с придаточными обстоятельственными (образа действия и степени, места, времени).
СПП с придаточными условия, причины, цели.
СПП с придаточными сравнения, уступки, следствия.
СПП с придаточными присоединительными.
СПП с несколькими придаточными.
РР. Деловые бумаги.
VI. Бессоюзные сложные предложения (5+1 к/д)
Запятая и точка с запятой в БСП.
Двоеточие в БСП. Анализ изложения.
Тире в БСП.
РР. Реферат.
VII. Сложные предложения с различными видами связи (4+1 к/д+3 РР)
СП с различными видами союзной и бессоюзной связи. Авторские знаки препинания.
VIII. Повторение и систематизация изученного в V- XI классах (8+3 Р/Р)
Фонетика и графика. Лексикология и фразеология. Морфемика. Словообразование. Морфология. Синтаксис.
Орфография. Пунктуация. Роль языка в жизни общества. Русский литературный язык и его стили.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | Вид занятия | Вид контроля | Виды самостоятельной работы | Дата проведения занятия | |
Планируемая | Фактическая | ||||||
I | Введение | 1 | |||||
I.1. | Международное значение русского языка | 1 | Урок-лекция | Работа с учебником, оформление тетрадей | |||
II | Повторение изученного в 5-8 классах | 7 (5+2Р/Р) | Урок развития речи | ||||
II.1. | Р/Р Устная и письменная речь. Монолог. Диалог | 1 | Урок развития речи | Устное монологическое высказывание | Работа с учебником | ||
II.2. | Р/Р Стили языка | 1 | Урок развития речи | Устное монологическое высказывание | Работа с учебником | ||
II.3. | Простое предложение и его грамматическая основа | 1 | Урок смешанный | Подготовка к проекту «БСП» карточки | Работа с учебником | ||
II.4. | Предложения с обособленными членами | 1 | Урок смешанный | Подготовка к проекту «БСП» карточки | Работа с учебником | ||
II.5. | Предложения с обособленными членами | 1 | Урок смешанный | Подготовка к проекту «БСП» | Работа с учебником, работа с опорными схемами | ||
II.6. | Входной контрольный диктант | 1 | Урок контроля ЗУН | Контрольная работа | Оформление письменной работы | ||
II.7. | Работа над ошибками, допущенными учащимися в стартовом контрольном диктанте | 1 | Урок совершенствования ЗУН | Работа с орфографическим словарём | |||
III. | Сложное предложение. Культура речи | 5 (4+1Р/Р) | |||||
III.1. | Понятие о сложном предложении | 1 | Урок смешанный | Подготовка к проекту «БСП» | Работа с учебником | ||
III.2. | Союзные и бессоюзные сложные предложения | 1 | Урок смешанный | Подготовка к проекту «БСП» | Работа с учебником, работа с опорными схемами | ||
III.3. | Тренировочные упражнения | 1 | Урок смешанный | Работа с учебником | |||
III.4. | Р/Р Сочинение в форме дневниковой записи. Впечатления от картины | 1 | Урок развития речи | Сочинение | Оформление письменной работы | ||
III.5. | Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Интонация сложного предложения. | 1 | Урок контроля ЗУН | Тест. Подготовка к ГИА | Работа с учебником, работа с опорными схемами | ||
IV. | Сложносочиненные предложения | 6 (5+1Р/Р) | |||||
IV.1. | Понятие о сложносочиненном предложении. Смысловые отношения в сложносочиненных предложениях | 1 | Урок смешанный | Составление кластера | Работа с учебником, работа с опорными схемами | ||
IV.2. | Сложносочиненные предложения с соединительными союзами. Сложносочиненные предложения с разделительными союзами. Сложносочиненные предложения с противительными союзами. | 3 | Урок контроля ЗУН | Самостоятельная работа | Работа с учебником, работа с опорными схемами | ||
IV.3. | Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения. Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения. Тренировочные упражнения | 1 | Урок контроля ЗУН | Тест. Подготовка к ГИА | Работа с учебником, работа со схемой Синтаксического и пунктуационного разбора ССП | ||
IV.4. | Р/Р Рецензия. | 1 | Урок развития речи | Устное монологическое высказывание. | Оформление письменной работы | ||
V. | Сложноподчиненные предложения | 23 (18+5Р/Р) | |||||
V.1. | Понятие о сложноподчиненном предложении | 1 | Урок смешанный | Составление кластера | Работа с учебником | ||
V.2. | Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении | 1 | Урок контроля ЗУН | Практикум | Работа с учебником работа с опорными схемами | ||
V.3. | Р/Р Сочинение-отзыв | 1 | Урок развития речи | Сочинение | Оформление письменной работы | ||
V.4. | Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении | 1 | Урок смешанный | Работа с учебником | |||
V.5. | Роль указательных слов в сложноподчиненном предложении | 1 | Урок смешанный | Работа с учебником | |||
V.6. | Р/Р Сжатое изложение | 1 | Урок развития речи | Изложение | Оформление письменной работы | ||
V.7. | Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными | 1 | Урок смешанный | Работа с учебником | |||
V.8. | Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными | 1 | Урок совершенствования ЗУН | Практикум | Работа с учебником, работа с опорными схемами | ||
V.9. | Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными | 1 | Урок смешанный | Работа с учебником | |||
V.10. | Тренировочные упражнения | 1 | Урок совершенствования ЗУН | Работа с учебником | |||
V.11. | Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. Сложноподчиненные предложения с придаточными времени и места | 1 | Урок смешанный | Составление кластера | Работа с учебником, работа с опорными схемами | ||
V.12. | Тренировочные упражнения | 1 | Урок смешанный | Работа с учебником, тренировочные упражнения | |||
V.13. | Сложноподчиненные предложения с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия | 1 | Урок совершенствования ЗУН | Составление кластера | Работа с опорными схемами работа с учебником, | ||
V.14. | Тренировочные упражнения | 1 | Урок смешанный | Работа с учебником, тренировочные упражнения | |||
V.15. | Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными. | 1 | Урок совершенствования ЗУН | Самостоятельная работа | Работа с учебником, работа с опорными схемами | ||
V.16. | Р/Р Деловые бумаги. | 1 | Урок развития речи | Устное монологическое высказывание | Оформление письменной работы | ||
V.17. | Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них | 1 | Урок смешанный | Работа с учебником | |||
V.18. | Тренировочные упражнения | 1 | Урок совершенствования ЗУН | Практикум | Работа с учебником, работа с опорными схемами | ||
V.19. | Р/Р Сообщение о происхождении псевдонимов | 1 | Урок развития речи | Сообщение | Устное монологическое высказывание | ||
V.20. | Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения. Пунктуационный разбор сложноподчиненного предложения | 1 | Урок совершенствования ЗУН | Синтаксический и пунктуационный разбор | Работа с учебником, работа со схемой пунктуационного разбора СПП | ||
V.21. | Р/Р Подробное изложение | 2 | Урок развития речи | Изложение | Оформление письменной работы | ||
V.22. | Повторение по теме СПП. | 1 | Урок обобщения материала | Тест. Подготовка к ГИА | Работа с учебником, работа с опорными схемами | ||
VI. | Бессоюзные сложные предложения | 6 | |||||
VI.1. | Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в бессоюзных сложных предложениях | 1 | Урок смешанный | Подготовка к проекту «Сочинение как средство развития речи» | Работа с учебником, работа по карточкам | ||
VI.2. | Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении | 1 | Урок смешанный | Подготовка к проекту «Сочинение как средство развития речи» | Работа с учебником, работа по карточкам | ||
VI.3. | Промежуточный контрольный диктант с грамматическим заданием | 1 | Урок контроля ЗУН | Диктант | Оформление письменной работы | ||
VI.4. | Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении | 1 | Урок совершенствования ЗУН | Подготовка к проекту «Сочинение как средство развития речи» | Работа с учебником, тренировочные упражнения | ||
VI.5. | Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении. | 1 | Урок смешанный | Подготовка к проекту «Сочинение как средство развития речи» Самостоятельная работа | Работа с учебником, тренировочные упражнения | ||
VI.6. | Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения. Повторение. | 1 | Урок совершенствования ЗУН | Тест. Подготовка к ГИА Подготовка к проекту «Сочинение как средство развития речи» | Работа с учебником, тренировочные упражнения | ||
VII. | Сложные предложения с различными видами связи | 8 (4+4 Р/Р) | |||||
VII.1. | Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях | 1 | Урок смешанный | Подготовка к проекту «Сочинение как средство развития речи» | Работа с учебником, тренировочные упражнения | ||
VII.2. | Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи. Тренировочные упражнения | 1 | Урок совершенствования ЗУН | Подготовка к проекту «Сочинение как средство развития речи» | Работа с учебником, тренировочные упражнения | ||
VII.3. | Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи | 1 | Урок совершенствования ЗУН | Подготовка к проекту «Сочинение как средство развития речи» | Работа с учебником, тренировочные упражнения | ||
VII.4. | Р/Р Подробное изложение | 2 | Урок развития речи | Изложение | Оформление письменной работы | ||
VII.5. | Р/Р Публичная речь | 1 | Урок развития речи | Устное монологическое высказывание. Защита проекта «Сочинение как средство развития речи» | Работа с учебником. | ||
VII.6. | Тренировочные упражнения | 1 | Урок обобщения материала | Тест. Подготовка к ГИА | Работа с учебником работа с опорными схемами | ||
VII.7. | Р/Р Авторские знаки препинания. | 1 | Урок развития речи | Устное монологическое высказывание. | Работа с учебником. | ||
VIII.8. | Контрольный диктант по теме «Сложные предложения с различными видами связи» | 1 | Урок контроля ЗУН | Диктант | Оформление письменной работы | ||
VIII. | Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах | 11 (8 +3 Р/Р) | |||||
VIII.1. | Фонетика и графика | 1 | Урок обобщения материала | Работа с учебником, тренировочные упражнения | |||
VIII.2. | Лексикология (лексика) и фразеология | 1 | Урок обобщения материала | Работа с учебником, с фразеологическим словарём | |||
VIII.3. | Морфемика. Словообразование. | 1 | Урок обобщения материала | Работа с учебником, со словообразовательным словарём | |||
VIII.4. | Морфология. | 1 | Урок обобщения материала | Работа с учебником, тренировочные упражнения | |||
VIII.5. | Орфография. Пунктуация. Синтаксис. | 1 | Урок обобщения материала | Работа с учебником, тренировочные упражнения | |||
VIII.6. | Р/Р Сжатое изложение | 1 | Урок развития речи | Изложение | Оформление письменной работы | ||
VIII.7. | Итоговый тест. | 1 | Урок обобщения материала | Тест. Подготовка к ГИА. | Оформление письменной работы | ||
VIII.8 | Р/Р Сочинение на лингвистическую тему | 2 | Урок развития речи | Сочинение | Работа с учебником, работа по карточкам | ||
VIII.9 | Итоговый контрольный диктант. | 1 | Урок обобщения | Диктант | Оформление письменной работы | ||
VIII.10 | Р/Р Роль языка в жизни общества. Русский литературный язык и его стили. | 1 | Урок развития речи | Устное монологическое высказывание | Работа с учебником. | ||
Итого:всего часов- 68Р/Р -17 Диктант - 4 Сочинений- 3 Изложений- 4 | Тест (ГИА)– 6 С/Р -2 |
Тематика контрольных и самостоятельных работ
Наименование разделов | Тематика контрольных работ |
Введение | |
Повторение изученного в 5-8 классах | Р/Р Устная и письменная речь. Р/Р Стили языка . Входной контрольный диктант. |
Сложное предложение. Культура речи | Р/Р Сочинение в форме дневниковой записи. Впечатления от картины Тест. Подготовка к ГИА |
Сложносочиненные предложения | Р/Р Рецензия. Самостоятельная работа «Сложносочинённые предложения» Тест. Подготовка к ГИА |
Сложноподчиненные предложения | Р/Р Сочинение-отзыв Р/Р Сжатое изложение Р/Р Деловые бумаги. Р/Р Сообщение о происхождении псевдонимов Самостоятельная работа «Сложноподчинённое предложение с одним придаточным» Р/Р Сочинение по данному началу Р/Р Подробное изложение Тест. Подготовка к ГИА |
Бессоюзные сложные предложения | Контрольный диктант с грамматическим заданием Тест. Подготовка к ГИА |
Сложные предложения с различными видами связи | Р/Р Публичная речь Р/Р Подробное изложение Р/Р Авторские знаки препинания Тест. Подготовка к ГИА Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием |
Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах | Р/Р Роль языка в жизни общества. Русский литературный язык и его стили. Р/Р Сжатое изложение Итоговый тест. Подготовка к ГИА Р/Р Сочинение на лингвистическую тему Итоговый тест. Подготовка к ГИА |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПК, мультимедиапроектор, интерактивная доска, аудиторная доска с магнитной поверхностью.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Основная учебно-методическая литература
1 Русский язык: 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов. – М.: Просвещение, ФП№128,2010. – 206 с.
2 Программы общеобразовательных учреждений: русский язык: 5 – 9 классы / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский. – М.: Просвещение, 2007. – 48 с.
Дополнительная учебно-методическая литература и источники
1 Розенталь Д.Э. Справочник по орфографии и пунктуации / Д.Э. Розенталь. – Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1994.
2 Кирилл и Мефодий: тестирующая программа для школьников и абитуриентов.
3 Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов. – М.: Рус. яз., 2003.
4 Розенталь Д.Э. Справочник по орфографии и пунктуации / Д.Э. Розенталь. – Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во., 1994.
5 Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка: ок. 30000 слов / Д.Э. Розенталь, М.А. Теленкова. – М.: Рус. яз., 1985. – 4-е изд., стереотип.
6 Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка: в 2-х т. / А.Н. Тихонов. – М.: Рус. яз., 1985.
Основные Интернет-ресурсы:
http://www.edu.ru – федеральный портал «Российское образование»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная программа по русскому языку 10 класс
Рабочая адаптированная программа преназначена для педагогов 10 класса. В программе представлено тематическое планирование по предмету русский язык....
Рабочая адаптированная программа по русскому языку для детей с ЗПР (7 вид) для 9 класса.
Адаптированная рабочая программа по русскому языку разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по русскому языку, Примерной программы ос...
Адаптированная программа по русскому языку для детей с умственной отсталостью ( 6 класс)
Основная цель рабочей программы - создание условий для успешного овладения обучающимися того уровня образовательных умений и навыков, который необходим для социальной адаптации и реабилитации в ...
Адаптированная программа по русскому языку для 9 класса с ОВЗ
Адаптированная программа по русскому языку для учащихся 9 класса с ОВЗ...
Рабочая адаптированная программа по русскому языку для 2 класса ОШ для обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)
Цель обучения: обеспечить целостный процесс обучения русскому языку ребёнка с нарушением интеллекта, нуждающегося в комплексной реабилитации. Задачи:...
Адаптированные программы по русскому языку 5-9 класс
Адаптированные программы по русскому языку 5-9 класс...
Адаптированная программа по русскому языку 9 класс.
Адаптированная программа по русскому языку 9 класс....