Адаптированное обучение русскому языку и литературе детей с нарушениями слуха в инклюзивной образовательной среде
статья на тему

Валиуллина Эльвира Фаниловна

В статье раскрываются особенности восприятия художественных произведений детьми с нарушением слуха. Рассмотрены критерии и условия оптимизации процесса их обучения литературе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

АДАПТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА В ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Аннотация. В статье раскрываются особенности восприятия художественных произведений детьми с нарушением слуха. Рассмотрены критерии и условия оптимизации процесса их обучения литературе.

Abstract. The article reveals the peculiarities of perception of art works by children with hearing impairment. The criteria and conditions for optimizing the process of their teaching literature are considered.

Ключевые слова: адаптированное обучение, технология обучения, инновационное обучение.

Keywords: adapted training, technology training, innovative training.

Адаптированное обучение детей с нарушениями слуха является новым явлением для образовательной практики и предполагает организацию образовательного процесса с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей. Такое обучение ориентировано на подготовку детей с ОВЗ к включению в жизнь общества, систему общественных отношений, формирование самосознания и обеспечивает их самоопределение, социальную адаптацию, создает условия для их самореализации [1].

Критериями эффективности обучения литературе у детей с нарушениями слуха являются создание собственного высказывания по прочитанному материалу, мотивация к чтению и овладение читательской компетентностью.

Результаты исследования литературного развития у детей c нарушениями слуха О.А. Красильниковой [2] показали, что к пятому классу у обучающихся в условиях традиционной методики чтения происходит снижение интереса к читательской деятельности, появляются трудности в создании высказываний по прочитанному материалу, сохраняются лишь фрагментарные понимания художественного произведения.

Дети с нарушениями слуха при восприятии литературного материала испытывают трудности в выделении главного, установлении причинной зависимости между явлениями, поступками персонажей, что приводит к ограниченному осмыслению героев и обобщению лишь на конкретно-наглядной основе [2].

В условиях общеобразовательной школы с целью совершенствования образования детей с нарушениями слуха используются инновационные (компьютерные) технологии и совершенствуются традиционные методические подходы сообщения знаний.

С целью повышения эффективности качества обучения литературе применяется сочетание таких средств обучения как компьютерные слайды, опорные конспекты, рабочая тетрадь.  

Немаловажное значение имеет мотивация учащихся с нарушением слуха в осмыслении художественных произведений. С этой целью были включены в содержание традиционной программы школьного курса художественные произведения, отражающие жизнь и деятельность глухих людей.

Таким образом, процесс обучения литературе у детей с нарушением слуха затрудняется своеобразием развития их речи, мышления, которые создают определенные ограничения в восприятии художественных произведений. Успешность обучения обуславливается оптимизаций обучения литературе основана на комплексном подходе в создании педагогических условий повышения эффективности учебного процесса.

Список использованной литературы:

  1. Закон РФ «Об образовании», ст. 14
  2. Красильникова, О.А. Литературное развитие слабослышащих школьников в процессе начального обучения:. Автореф. канд. дис./ О.А. Красильникова [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.dissers.ru/avtoreferati-dissertatsii-pedagogika/a253.php
  3. Малхасьян, О.О. Оптимизация процесса обучения обществознанию глухих и слабослышащих старшеклассников Автореф. канд. дис./ О.О. Малхасьян [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: disserCat http://www.dissercat.com/content/optimizatsiya-protsessa-obucheniya-obshchestvoznaniyu-glukhikh-i-slaboslyshashchikh-starshek#ixzz56c2wHH6d


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование ЭОР в обучении русскому языку и литературе детей с ОВЗ"

Данная презентация обобщает личный опыт работы учителя Кузьминой Л. Д. с электронными образовательными ресурсами при обучении русскому языку и литературе детей с ограниченными возможностями здоровья....

Рабочая программа по обучению грамоте 1 класс (для детей с нарушением слуха)

Данная рабочая программа  по обучению грамоте предназначена для работы с детьми  с нарушением слуха...

Преподавание русского языка и литературы в условиях открытой информационно-образовательной среды. Использование ресурсов и возможностей сети Интернет в обучении русскому языку и литературе.

В статье рассказывается о том, как можно использовать возможности Интернета в обучении русскому языку и литературе.Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать ...

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ БИЛИНГВОВ. ИССЛЕДОВАНИЕ ИНТЕРФЕРЕНЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ.

Особенности работы учителя с детьми билингвами. В презентации даны практические рекомендации, которые могут помочь при работе с двуязычными детьми....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА (АДАПТИРОВАННАЯ) физкультурно-спортивной направленности «ПРЕОДОЛЕНИЕ» (для детей с нарушениями слуха) (базовый уровень)

Сегодня остро стоит проблема физического воспитания детей с различными отклонениями в состоянии здоровья и, к сожалению, она не решена полностью.Дети с ограниченными возможностями здоровья меньше двиг...

Интегрированный урок как средство достижения метапредметных образовательных результатов в процессе обучения русскому языку и литературе детей с ОВЗ

Использование интеграции в процессе обучения детей с нарушениями зрения русскому языку и литературе является одним из методов достижения метапредметных результатов, средством формирования и закр...