Уроки жизни в рассказе В.Г.Распутина «Уроки французского»
план-конспект урока (6 класс) на тему

Цель урока:   проанализировать проблематику рассказа и выяснить, какие уроки он несёт; раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои В. Распутина.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_gotovyy_.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

Уроки жизни в рассказе В.Г.Распутина «Уроки французского»

Цели урока:                           образовательные:

  1. проанализировать проблематику рассказа и выяснить, какие уроки он несёт; раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои В. Распутина.

развивающие:

  1. формировать умение анализировать текст художественного произведения.
  2. учить сжато излагать повествовательный текст
  3. развивать коммуникативные навыки и сценические умения учащихся, их творческие способности.
  4. продолжить работу по развитию культуры речи школьников, работу над выразительным чтением учащихся

воспитательные:

  1. подвести учащихся к более глубокому пониманию понятий доброта, гуманизм, отзывчивость, благородство, мужество, самоотверженность.
  2. воспитывать у учащихся данные качества характера и этические нормы поведения и взаимоотношений.

Оборудование:  компьютер, мультимедийный проектор, плакат, сердечки, раздаточный материал

Тип урока: комбинированный

Форма урока: урок – размышление

Методы урока:1) словесный (слово учителя, сообщения детей).

2) репродуктивный (пересказ прочитанного, беседа по рассказу)

3)наглядно - иллюстративный (слайды компьютерной презентации, художественное чтение детей, плакат).

4) частично – поисковый (нахождение эпизодов в тексте).

5) исследовательский (работа в группах).

6) практический (чтение текста, работа со словарём, составление синквейна)

Я написал этот рассказ в надежде, что преподанные мне в своё время уроки

лягут на душу как маленького,

так и взрослого читателя.

В. Г. Распутин

Ход урока  

1. Организационный момент.

      Здравствуйте, ребята, садитесь.

2. Речевая разминка

Учитель: В каждом параграфе, в каждом рассказе,

                В сказке и в песне, даже во фразе –

                Ты только вдумайся, только всмотрись –

                Кроется самая главная мысль.

                Она не всегда открывается сразу.

                Строчка за строчкой, фраза за фразой –

                Ты только вдумайся, только всмотрись –

                Откроется самая главная мысль.

(С.Бондаренко)

Прочитайте про себя это стихотворение (слайд №1). А теперь давайте попробуем, правильно расставляя логическое ударение, соблюдая интонацию, выразительно прочитать вслух стихотворение С.Бондаренко. Ребята! О чём оно?

Учащиеся: каждое высказывание имеет главную мысль.

3. Сообщение темы и цели урока

просмотр видеофрагмента №1. Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить?

Учитель: Сегодня мы будем размышлять о смысле жизни и учиться жить. Учиться у Распутина на примере главного героя рассказа «Уроки французского». Работая с текстом повести, мы в каждой строчке, в каждой фразе будем искать ту главную мысль, которую хотел выразить автор в своем произведении. Распутин надеется, что те жизненные уроки, которые уготовила ему судьба, помогут разобраться каждому в себе, задуматься о своем будущем.

4. Изучение нового материала.

Запишем сегодняшнее число, тему урока (слайд №2).

Ребята, что такое урок? Давайте посмотрим значения этого слова по толковому словарю (слайд).   В каком значении употребляется здесь слово урок?

Урок: 1. учебный час, посвященный какому-нибудь предмету  

2.перен. нечто поучительное, из чего можно сделать вывод для будущего.

Ребята, посмотрите на экран (слайд №3). Эпиграфом к уроку я взяла слова В.Распутина: «Я написал этот рассказ в надежде, что преподанные мне в свое время уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого человека» (В.Распутин) (объяснение высказывания детьми). Я думаю, он выражает суть нашего урока.

Давайте попробуем разобраться, какие уроки заложены В.Распутиным в его рассказе «Уроки французского». А для этого обратимся к тексту.

Беседа по тексту:

- О чем говорит название рассказа? (О школе, уроках, сверстниках).

- Кто является главным героем рассказа?  (11-летний мальчик, ученик 5 класса).

 - Когда и где происходят действия, описанные в рассказе? (Через 3 года после окончания В.О. в. в 1948 году в далекой сибирской деревне).

- Назовите приметы тяжелого послевоенного времени. (В рассказе описано тяжелое послевоенное время: карточная система снабжения продуктами, голод, обязательные для населения государственные займы, тяготы колхозного труда. Место действия – Сибирь, родина писателя, глухая сибирская деревушка, в которой даже садов нет, так как зимой деревья вымерзают).

 - Почему мальчик оказался в райцентре?

- Во сколько лет началась его самостоятельная жизнь? (11 лет)

- Знал ли мальчик, какие испытания выпадут на его долю?

- Найдите отрывки в произведении и зачитайте их.

А) Какие же это испытания? (чтение на стр.195 со слов  «Я и не понимал как следует, что мне предстоит, какие испытания ждут меня, голубчика, на новом месте» до слов «Всё было впустую») (не ладилось с французским языком)

Б) «Но самое страшное начиналось, когда я приходил из школы». Что же это было? Найдем ответ в тексте. Какие ещё испытания? (тоска по дому: чтение на стр. 195 - 196  от слов «Но самое страшное начиналось, когда я приходил из школы» до слов «Хотелось только одного, мечталось об одном – домой и домой»).

В) У героя не ладилось с французским, он очень скучал по матери, тосковал по дому,  но были и другие проблемы (голод, воровство продуктов: чтение на стр. 196 со слов «Но похудел я не только из - за тоски по дому» до слов «Легче матери не станет, если она услышит правду»).

- Легко ли было матери учить сына в райцентре? Как вы считаете, почему?

- Ребята, как вы думаете, был сын благодарен матери? Почему вы так решили? (Жизнь преподносит герою жестокие уроки и ставит его перед необходимостью выбора: смолчать, смириться  или расстроить мать.  Горькие мысли о матери и своей ответственности перед ней заставляют героя рано повзрослеть).

Запишем в тетрадь первый урок рассказа В.Распутина: «Настоящая мать всю жизнь заботится о своих детях, и дети должны быть благодарны ей за это»(слайд).

- просмотр видефрагмента №2. Почему же наш герой не уехал домой?

- Как учился мальчик? Почему он всегда готовился к урокам?

- Что привлекает вас в мальчике,  в его характере? (Жажда знаний, сила воли, честность, доброта, благородство, самоотверженность, упорство в достижении цели).

- Почему он ввязался в игру на деньги? (Нужда заставила героя играть в азартные игры. У него не было другой возможности заработать. Ждать чьей - то милости или подачки он не стал. Распутин предлагает нам иной взгляд на азартные игры. Для мальчика игра - единственно возможный способ выжить.  Голодный и постоянно тоскующий по дому деревенский мальчик лишь добывал себе рубль на молоко. В его поведении не было ничего безнравственного, плохого. Он никого не обижал и силой денег не забирал, да и разве богатство это – один рубль?)

Вывод: итак, вы видите, что нужда заставила героя играть в азартные игры. У него не было другой возможности заработать. Ждать чьей-то милости или подачки он не стал.

Учитель: Запишем второй урок Распутина: «Будь самостоятельным, гордым. Заботься о себе сам, не надейся на окружающих» (слайд).

- А сейчас, ребята, давайте найдем отрывок на стр. 202 учебника, который начинается словами: « - Не в склад! – объявил Вадик», и прочитаем его по ролям.

- Почему нашему герою пришлось смириться? (потому что он не мог доказать свою правоту)

- Почему Вадик и Птаха избили героя? (Герой быстро понял, что Вадик хитрит в игре, получает большую часть денег. А наш герой после долгих тренировок добился хороших результатов в игре, он не хитрит, как Вадик, а играет честно. Но игра на деньги не может быть честной. Честных она не принимает)

- Учитель: Мы оставили нашего героя в очень сложной ситуации: его жестоко и подло избили. Найдем отрывок, который начинается словами: «они били меня…»  до слов «Переверну-у-ул!» и прочитаем выразительно.

- Как ведет себя герой в драке и после неё? (Герой знает, что за него никто не заступится. Он почти не защищается. И всё равно кричит: «Перевернул», отстаивая справедливость».)

- Каким же человеком показал себя в этом эпизоде наш герой? (Честным и принципиальным).

Учитель: Итак, третий урок Распутина: «Будь принципиальным, честным».

- Почему мальчик доверился Лидии Михайловне и рассказал всю правду? (Лидия Михайловна пытается выяснить всё шуткой. Герой же неумело врет. Если бы дело дошло до директора, то герою грозило бы исключение из школы. Он боится не наказания, а позора, боится показаться ненадежным человеком.)

- А каким вам представляется директор? просмотр видеофрагмента №3. Какие основные черты его характера вы бы выделили? (Директор, видимо, бывший фронтовик, он сух, прямолинеен, резок, невнимателен к людям. Ко всем подходит с одной меркой, допрашивает, пока дети не заплачут)

- Каким предстает образ Лидии Михайловны на страницах рассказа? Основные черты её характера? (слайд). (Молодая учительница – человек большой души. Она сумела увидеть в мальчике настоящую человеческую гордость и недетское мужество. Она доказывала мальчику: ты не одинок в этом мире, со своим голодом, синяками, ссадинами, тебе помогут. И она помогла. У нее был дар сопереживания. Она своей добротой спасла мальчика. Учительница преподала своему ученику уроки доброты и мужества).

- Какой литературный приём использует автор, описывая Л.М. и директора? (антитеза)

- Почему Лидия Михайловна заставила героя заниматься дополнительно? И почему для мальчика это были мучительные дни»? (Она решила таким образом отвлечь героя от игры в деньги, спасти от издевательств и избиений. Мальчик этого не понимал. А рассказчик, уже взрослый человек, вспоминая события своего детства, понимает, что учительница спасла его, помогла ему.)

 - Почему Лидия Михайловна решилась на игру в «замеряшки» со своим учеником? (Лидия Михайловна поняла, что помощь мальчик не примет, и решила использовать известное ему средство – игру на деньги. Она специально подстраивается под него, просит не выдавать Василию Андреевичу. Так она добилась, что мальчик стал выигрывать деньги и покупать себе молоко).

Физминутка

 

- просмотр видефрагмента №4 (Л.М. играет с учеником на деньги, и входит директор: от слов Л.М.: «Да пойми ты, голова садовая» до слов директора: «Я 20 лет проработал в школе, видывал всякое, но такое!»

- Как повёл себя директор? Директор назвал поступок Л.М.преступлением.

(Директор, не разобравшись, обвинил Лидию Михайловну в самых страшных грехах и выгнал из школы. В этой сцене мы видим доброту, чуткость, отзывчивость, доверительное, уважительное отношение к детям Лидии Михайловны и черствость, невнимательность директора. Хотя директор должен был знать о бедственном положении своего ученика)

Работа в группах:  проблемный вопрос: Поступок Лидии Михайловны - педагогическое преступление или ?..

1 группа – ответ на вопрос

2 группа – ответ на вопрос

3 группа - пишет письмо директору. Согласны ли вы с его решением? Как, по вашему мнению, должен поступить руководитель? Напишите письмо директору школы Василию Андреевичу (заготовка: Уважаемый Василий Андреевич! Мы считаем, что…)

(Вывод: Играя на деньги со своим учеником, Лидия Михайловна, с  точки зрения педагогики, совершила поступок безнравственный. «Но что стоит за этим поступком?» – спрашивает автор. Видя, что её ученик в голодные, послевоенные годы недоедает, она старалась ему помочь: под видом дополнительных занятий приглашала домой, чтобы подкормить, присылала посылку, будто от матери. Но мальчик от всего отказался. И учительница решается играть с учеником на деньги, подыгрывая ему. Она идет на обман, но счастлива, потому что ей это удается. Это лучше, чем нравственное бездушие и профессиональный нейтралитет.)

А как отнёсся к игре с учеником директор школы? В чём он обвинил Лидию Михайловну?

(Формально он прав. Но за этим скрывается  безнравственность и отсутствие человеколюбия, понимания трудностей жизни ребёнка, оторванного от родного дома. «Разум может подсказать, чего следует избегать, и только сердце говорит,  что следует делать». Как соотносится это высказывание с произведением В. Г. Распутина «Уроки французского»?)

- Как ведет себя Лидия Михайловна? Почему она не объяснила свой поступок директору? (Она отвечает на возмущение директора спокойно, не выкручивается, не оправдывается. Учительница ничего не стала объяснять директору потому, что он бы ничего не понял – не такой он человек. Оправдываться ей было не в чем. Проявление чувства собственного достоинства, в этом она сходна со своим учеником)

составление синквейна (работа в группах)

Мне хотелось бы, чтобы каждый из вас высказал свои мысли о Лидии Михайловне, составив синквейн.

Напомню, что синквейн – это стихотворение из 5 строчек, которое строится по определённым правилам (слайд)

Лидия Михайловна.

Самоотверженная, бескорыстная.

Переживает, участвует, помогает.

Истинная любовь к детям.

Человек, учитель.

- Почему рассказ называется «Уроки французского»? Какой главный урок преподала учительница? (Урок доброты)

 

Учитель: Записываем четвёртый урок: «Будь добрым и отзывчивым. Люби людей».

- А можете ли вы делать добро или этому надо учиться?

Работа с высказываниями:

Ребята, как вы понимаете смысл высказываний (слайд):

 «Чем человек умнее и добрее, тем больше замечает он добра в людях» (Л. Н. Толстой).

«Когда кто – нибудь совершает для другого доброе дело, радуйтесь: сразу два человека стали счастливы» (К. Пеппер).

«Доброта – язык, на котором немые могут говорить и который глухие могут слышать». (К. Боуви).

Вывод: Итак, какие уроки преподал нам Распутин?

    Учитель: Из текста рассказа мы увидели, что наш герой действительно многое испытал в   своей жизни. Главное, что он остался человеком, приобрел

духовный опыт самостоятельно. Искал и находил выход из тяжелейших ситуаций, не утратил доброго отношения к людям, научился ценить дружбу не только сверстников, но и взрослых.

Рефлексия:

Оцените итоги работы на уроке, дополняя предложения:

Сегодня я узнал …

Меня удивило …

Было интересно …

Я порадовался за …

Я понял, что …

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось…

Перед вами сердечки, наполните их своим теплом и добротой (сердечки – написано добро – это…) (ученики приклеивают сердечки на белый лист).

Наша жизнь без тепла, сердечности, доброты, пуста. Посмотрите, как ожил лист, наполненный теплом и добротой ваших сердец. Из рассказа мы знаем – учительница потеряла любимую работу. Но осталась её душевная щедрость, истинная любовь к детям.

(пока дети выполняют – видеоролик)

Домашнее задание (по выбору)

1. Написать сочинение о добром поступке в жизни.

2. Прочитать статью В.Г.Распутина «Уроки доброты» и выделить законы доброты.

3. Выделить самую важную, на ваш взгляд, сцену в рассказе «Уроки французского», обосновать свой выбор, подготовить выразительное чтение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уроки жизни в рассказе В.Г.Распутина «Уроки французского» литература в 6 классе

познакомить с жизнью и творчеством писателя В.Г.Распутина и его рассказрм "Уроки французского"...

Уроки жизни в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского».

Открытый урок в 6 классе по литературе на тему: "Уроки жизни в рассказе В. Г. Распутина "Уроки французского""....

Сценарный план урока Тема «Уроки нравственности в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского».

     На уроках литературы мне интересно работать с детьми над изучением произведений художественной литературы, героями которых являются их сверстники, оказавшиеся в условиях нра...

Урок литературы "Уроки нравственности в рассказе В. Г. Распутина "Уроки французского"

На уроках литературы мне интересно работать с детьми над изучением произведений художественной литературы, героями которых являются их сверстники, оказавшиеся в условиях нравственного выбора. Данный у...

Урок литературы в 6 классе «УРОКИ ДОБРОТЫ» (по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского»)

Форма урока: урок-практикум.Тема:  УРОКИ ДОБРОТЫ.Цель: 1. Раскрыть сложный внутренний мир героя.            2. Показать душевную щедрость уч...

Уроки жизни в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского»

знакомство с творчеством В.Г.Распутина; ввести понятия «духовность» , «нравственность» «этика»....