Уроки жизни в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского»
методическая разработка по литературе (7 класс)
знакомство с творчеством В.Г.Распутина; ввести понятия «духовность» , «нравственность» «этика».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_6.docx | 21.75 КБ |
prezentatsiya1.pptx | 2.73 МБ |
Предварительный просмотр:
Уроки жизни в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского»
Цели урока:
образовательные:
- продолжить знакомство с творчеством В.Г.Распутина; ввести понятия «духовность» , «нравственность». «этика».
развивающие:
- формировать навыки анализа текста произведения ; учить кратко излагать текст ; работать над расширением словарного запаса учащихся.
воспитательные:
- показать роль и значение доброты ,отзывчивости и душевного благородства в жизни.
Оборудование: - компьютер, мультимедийный проектор, фрагмент фильма, презентация , записи на доске.
Тип урока: интегрированный ( тувинская литература, обществознание),
с применением компьютерных технологий.
Методы урока:1) словесный (слово учителя) .
2) репродуктивный (пересказ прочитанного, беседа по рассказу)
3)наглядно - иллюстративный (слайды компьютерной презентации, фрагмент фильма).
4) частично – поисковый (нахождение эпизодов в тексте).
5) практический (чтение текста, работа со словарём).
6) сопоставительный (использование материала по реализации двуязычия и диалога культур )
7) метод интеллект- карт.
8) метод проблемного обучения.
Технология : проектная деятельность, технология визуализации ассоциативных связей.
Ход урока
1.Организационный момент.
Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня урок литературы буду вести у вас я , поэтому , прежде всего, давайте познакомимся. Каждая встреча, каждая дружба начинается с ……улыбки. Ну и подарите же мне, друг другу ваши милые обаятельные улыбочки.
2. Видеоразминка.
Наш урок литературы предлагаю начать с просмотра отрывка из фильма по рассказу , о котором будем сегодня говорить. Обратите внимание на имя героя, название игры и прощальные слова учительницы.
/см.фильм
- Мы посмотрели с вами отрывок из большого фильма . Но это очень важный отрывок
- как зовут мальчика в фильме? Володя. А в тексте мы не находим ни его имени, ни фамилии, речь идёт от 1 лица. Как вы думаете почему? Это автобиографический рассказ. А в какое время было написан этот рассказ? В после военное время. Обратите внимание на слайд . Это дети. Рождённые во время страшной войны. И автор этого рассказа тоже является ребёнком военных лет. Слайд. № 1
- Зачем ребята Лидия Михайловна уехала ?
- Поступок Лидии Михайловны – это подвиг доброты или преступление педагога ?
-На этот вопрос мы и будем искать сегодня ответ .Так звучит и тема нашего урока. Запишите её в тетрадь
./см.слайд 2/
А также попытаемся ответить на следующие вопросы.
Из чего складывается духовная красота ?
Что такое духовные ценности ?
Есть ли у нас духовная память?
Это значит, ребята, что мы с вами сегодня будем учиться жить. Учиться у В. Распутина на примере его главного героя. Работая с текстом рассказа, мы в каждой строчке, в каждой фразе будем искать ту главную мысль, которую хотел выразить автор в своем произведении.
С л о в а р н а я р а б о т а :
1) Ребята, сегодня мы будем говорить об этике, нравственности, духовности.
Давайте вспомним значение этих слов,
На доске.
(Этика –совокупность норм поведения.
Нравственность – правила поведения , качества, необходимые человеку в обществе.
Духовность –качества , определяющие отношение человека к миру.).
4. Беседа по тексту.
-прочитайте начало отрывка.
-За что избили рассказчика ?/честность/
- Почему не убежал, а всё дрался ?/гордость/
- Почему мальчик стал играть в «чику»?/голод , молоко /
-Что сделала Лидия Михайловна , когда узнала , что ученик голодает? Приглашала домой, угощала, присылала макароны, гематоген.
Почему не наказала Л.М.за игру на деньги и участие в драке?/Пожалела , поняла , посочувствовала/
-А почему герой не взял макароны и как догадался , что посылка не из деревни? /гордость , чувство собственного достоинства , в деревне не было макарон/
В рассказе два главных героя. Давайте попытаемся нарисовать герои в виде интеллект –карт, т.е это по- другому называется карта ума. Я раздала вам белые листы и цветные карандаши. На них мы изобразим характеристику, поведения, образ жизни героев.
Учитель…. Сама.
Мальчик…. Групповая работа.
Вывод: Вот мы создали карту ума. Теперь выделите самое главное качество Л.М. (доброта). выделите самое главное качество мальчика- гордость. Почему вы так считаете?
Чувство собственного достоинство, несмотря на тяжёлую жизнь.
Вывод:
Ребята , обратите внимание на название рассказа. «Уроки французского» . она была учителем ф.я. Все ли дети усваивали этот предмет? В том числе и Г.Г.Рассказа .Конечно это чужой язык , трудно было усваивать. Как Л.М.относилась к неуспевающим ученикам? С пониманием. Кроме ф.я. она давала уроки жизни, мужества, доброты. И это автор понял, когда стал взрослым.
Сопоставление с тувинской литературой.
В нашей родной литературе есть подобный герой, который даёт урок жизни, мужества, доброты? Кто это вспоминайте? Из какого произведения?
Как зовут главного героя (Алексей Тоорукович Агар-оол). Этот учитель из-за детей чуть ли не лишился своего здоровья. Он один понимал неугомонного Пар-оола. Что объединяет этих двух учителей? (Доброта и понимание, совувствие.)
Релаксация.
Обратите внимание на дерево, оно вам нравится ? Нет . Почему не нравится? Оно какое? Пустое . С каким человеком можно сравнить это дерево? Пустым. Так давайте вырастим «дерево души», из которого должна исходить только доброта. Я считаю, что доброта – это ……
- а теперь дерево вам нравится? Да. И мне тоже. Доброта, любовь, сочувствие, милосердие, гордость, внимание - составляют духовные ценности человечества . А те, у кого они есть,- люди с духовной красотой.
Итог урока. -
-Ответили ли мы на вопрос поставленный в начале урока?
Подведём итог урок. Закончите предложения……
Получил удовольствие от того, как …
Испытываю радость от того, что …
Мне интересно было, что …
Лично мне это нужно, так как я …
После урока я хочу разобраться в …
Дома я хочу попробовать свои силы в …
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Поступок Лидии Михайловны – это подвиг доброты или преступление педагога ?» (по произведению Валентина Григорьевича Распутина «Уроки французского»).
Кок- оол Топуевич Чамыян Повесть «Ханы дазыл »
Получил удовольствие от … Испытываю радость от того, что … Мне интересно было …. Лично мне нужно …. После урока я хочу разобраться в … Дома я хочу ….
Добро возвращается добром . В.Г.Распутин
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Уроки жизни в рассказе В.Г.Распутина «Уроки французского» литература в 6 классе
познакомить с жизнью и творчеством писателя В.Г.Распутина и его рассказрм "Уроки французского"...
Уроки жизни в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского».
Открытый урок в 6 классе по литературе на тему: "Уроки жизни в рассказе В. Г. Распутина "Уроки французского""....
Сценарный план урока Тема «Уроки нравственности в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского».
На уроках литературы мне интересно работать с детьми над изучением произведений художественной литературы, героями которых являются их сверстники, оказавшиеся в условиях нра...
Урок литературы "Уроки нравственности в рассказе В. Г. Распутина "Уроки французского"
На уроках литературы мне интересно работать с детьми над изучением произведений художественной литературы, героями которых являются их сверстники, оказавшиеся в условиях нравственного выбора. Данный у...
Уроки жизни по рассказу В.Г.Распутина "Уроки французского"
Конспект урока...
Урок литературы в 6 классе «УРОКИ ДОБРОТЫ» (по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского»)
Форма урока: урок-практикум.Тема: УРОКИ ДОБРОТЫ.Цель: 1. Раскрыть сложный внутренний мир героя. 2. Показать душевную щедрость уч...
Уроки жизни в рассказе В.Г.Распутина «Уроки французского»
Цель урока: проанализировать проблематику рассказа и выяснить, какие уроки он несёт; раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои В. Распутина....