Уроки жизни в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского»
методическая разработка по литературе (7 класс)

знакомство с творчеством В.Г.Распутина; ввести понятия «духовность» , «нравственность» «этика».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_6.docx21.75 КБ
Файл prezentatsiya1.pptx2.73 МБ

Предварительный просмотр:

        Уроки жизни в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского»

 Цели урока:

 образовательные:

 - продолжить знакомство с творчеством В.Г.Распутина; ввести понятия «духовность» , «нравственность». «этика».

 развивающие:

 - формировать навыки анализа текста произведения ; учить кратко излагать текст ; работать над расширением словарного запаса учащихся.

 воспитательные:

 - показать роль и значение доброты ,отзывчивости и душевного благородства в жизни.

 Оборудование: - компьютер, мультимедийный проектор, фрагмент фильма, презентация , записи на доске.

 Тип урока: интегрированный (  тувинская литература, обществознание),

 с применением компьютерных технологий.

 Методы урока:1) словесный (слово учителя) .

 2) репродуктивный (пересказ прочитанного, беседа по рассказу)

 3)наглядно - иллюстративный (слайды компьютерной презентации, фрагмент фильма).

 4) частично – поисковый (нахождение эпизодов в тексте).

 5) практический  (чтение текста, работа со словарём).

6) сопоставительный (использование материала по реализации двуязычия и диалога культур )

7) метод интеллект- карт.

8) метод проблемного обучения.

Технология :  проектная деятельность, технология визуализации  ассоциативных связей.

                      Ход урока

1.Организационный момент.

 Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня урок литературы буду вести у вас я , поэтому , прежде всего, давайте познакомимся. Каждая встреча, каждая дружба начинается с ……улыбки. Ну и подарите же мне, друг другу ваши милые обаятельные улыбочки.  

2. Видеоразминка.

 Наш урок литературы предлагаю начать с просмотра отрывка из фильма по рассказу , о котором будем сегодня говорить. Обратите внимание на имя героя, название игры и прощальные слова учительницы.

/см.фильм

 - Мы посмотрели с вами отрывок из большого фильма . Но это очень важный отрывок

 - как зовут мальчика в фильме? Володя.  А в тексте мы не находим ни его имени, ни фамилии, речь идёт от 1 лица. Как вы думаете почему? Это автобиографический рассказ.  А в какое время было написан этот рассказ? В после военное время. Обратите внимание на слайд . Это дети. Рождённые во время страшной войны. И автор этого рассказа тоже является ребёнком военных лет. Слайд.  № 1

 - Зачем ребята Лидия Михайловна уехала ?

- Поступок Лидии Михайловны – это подвиг доброты или преступление педагога ?

 -На этот вопрос мы и будем искать сегодня ответ .Так звучит и тема нашего урока. Запишите её в тетрадь

./см.слайд 2/

 А также попытаемся ответить на следующие вопросы.

Из чего складывается духовная красота ?

Что такое духовные ценности ?

Есть ли у нас духовная память?

    Это значит, ребята, что мы с вами сегодня будем учиться жить. Учиться у В. Распутина на примере его главного героя. Работая с текстом рассказа, мы в каждой строчке, в каждой фразе будем искать ту главную мысль, которую хотел выразить автор в своем произведении.

С л о в а р н а я р а б о т а :

 1) Ребята, сегодня мы будем говорить об этике, нравственности, духовности.

Давайте вспомним значение этих слов,

      На доске.

(Этика –совокупность норм поведения.

Нравственность – правила поведения , качества, необходимые человеку в обществе.

Духовность –качества , определяющие отношение человека к миру.).

4. Беседа по тексту.  

 -прочитайте начало отрывка.

 -За что избили рассказчика ?/честность/

 - Почему не убежал, а всё дрался ?/гордость/

- Почему мальчик стал играть в «чику»?/голод , молоко /

 -Что сделала Лидия Михайловна , когда узнала , что ученик голодает? Приглашала домой, угощала, присылала макароны, гематоген.

Почему не наказала Л.М.за игру на деньги и участие в драке?/Пожалела , поняла , посочувствовала/

 -А почему герой не взял макароны и как догадался , что посылка не из деревни? /гордость , чувство собственного достоинства , в деревне не было макарон/

 В рассказе два главных героя. Давайте попытаемся нарисовать герои в виде интеллект –карт, т.е это по- другому называется  карта ума. Я раздала вам белые листы и цветные карандаши. На них мы изобразим характеристику, поведения, образ жизни героев.

  Учитель….  Сама.

     Мальчик….     Групповая работа.                                        

             Вывод: Вот мы создали карту ума. Теперь выделите самое главное качество Л.М. (доброта).    выделите самое главное качество мальчика- гордость.      Почему вы так считаете?

    Чувство собственного достоинство, несмотря на тяжёлую жизнь.

                Вывод:

 Ребята , обратите внимание на название рассказа.   «Уроки французского» .  она была учителем ф.я.      Все ли дети усваивали этот предмет?    В том числе и Г.Г.Рассказа .Конечно это чужой язык , трудно было усваивать.  Как Л.М.относилась к неуспевающим ученикам? С пониманием. Кроме ф.я. она давала     уроки жизни, мужества, доброты. И это автор понял, когда стал взрослым.

                      Сопоставление с тувинской литературой.

В нашей родной литературе есть подобный герой,   который даёт урок  жизни, мужества, доброты? Кто это вспоминайте? Из какого произведения?

 Как зовут главного героя (Алексей Тоорукович Агар-оол). Этот учитель из-за детей чуть ли не лишился своего здоровья. Он один понимал неугомонного Пар-оола.   Что объединяет этих двух учителей? (Доброта и понимание, совувствие.)    

                          Релаксация.

Обратите внимание на дерево, оно вам нравится ? Нет . Почему не нравится? Оно какое? Пустое . С каким человеком можно сравнить это дерево? Пустым. Так давайте вырастим «дерево души», из которого должна исходить только доброта.  Я считаю, что доброта – это ……  

-  а теперь дерево вам нравится? Да. И мне тоже.   Доброта, любовь, сочувствие, милосердие, гордость, внимание - составляют духовные ценности человечества . А те, у кого они есть,- люди с духовной красотой.

Итог урока. -

-Ответили ли мы на вопрос поставленный в начале урока?

Подведём итог урок.    Закончите предложения……

               Получил удовольствие от того, как …

                 Испытываю радость от того, что …

               Мне интересно было, что …

                Лично мне это нужно, так как я …

              После урока я хочу разобраться в …

             Дома я хочу попробовать свои силы в …


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

« Поступок Лидии Михайловны – это подвиг доброты или преступление педагога ?» (по произведению Валентина Григорьевича Распутина «Уроки французского»).

Слайд 3

Кок- оол Топуевич Чамыян Повесть «Ханы дазыл »

Слайд 4

Получил удовольствие от … Испытываю радость от того, что … Мне интересно было …. Лично мне нужно …. После урока я хочу разобраться в … Дома я хочу ….

Слайд 5

Добро возвращается добром . В.Г.Распутин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уроки жизни в рассказе В.Г.Распутина «Уроки французского» литература в 6 классе

познакомить с жизнью и творчеством писателя В.Г.Распутина и его рассказрм "Уроки французского"...

Уроки жизни в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского».

Открытый урок в 6 классе по литературе на тему: "Уроки жизни в рассказе В. Г. Распутина "Уроки французского""....

Сценарный план урока Тема «Уроки нравственности в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского».

     На уроках литературы мне интересно работать с детьми над изучением произведений художественной литературы, героями которых являются их сверстники, оказавшиеся в условиях нра...

Урок литературы "Уроки нравственности в рассказе В. Г. Распутина "Уроки французского"

На уроках литературы мне интересно работать с детьми над изучением произведений художественной литературы, героями которых являются их сверстники, оказавшиеся в условиях нравственного выбора. Данный у...

Урок литературы в 6 классе «УРОКИ ДОБРОТЫ» (по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского»)

Форма урока: урок-практикум.Тема:  УРОКИ ДОБРОТЫ.Цель: 1. Раскрыть сложный внутренний мир героя.            2. Показать душевную щедрость уч...

Уроки жизни в рассказе В.Г.Распутина «Уроки французского»

Цель урока:   проанализировать проблематику рассказа и выяснить, какие уроки он несёт; раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои В. Распутина....