Уроки жизни в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского».
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме
Открытый урок в 6 классе по литературе на тему: "Уроки жизни в рассказе В. Г. Распутина "Уроки французского"".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_otkrytyy_urok_1.03.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Уроки жизни в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского».
Цели урока:
Образовательные:
1) Проанализировать проблематику рассказа и выяснить, какие уроки он несет; раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои В. Распутина.
Развивающие:
1) Формировать умение анализировать текст художественного произведения.
2) Развивать коммуникативные навыки учащихся, их творческие способности.
3) Продолжить работу по развитию культуры речи школьников, работу над выразительным чтением учащихся.
Воспитательные:
1) Подвести учащихся к более глубокому пониманию понятий доброта, отзывчивость, благородство, мужество, самоотверженность.
2) Воспитывать у учащихся данные качества характера и этические нормы поведения и взаимоотношений.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, записи на доске, карточки с заданиями.
Тип урока: комбинированный урок с применением компьютерных технологий.
Форма урока – урок – размышление.
Методы урока:
1) Словесный (слово учителя, презентация рисунков детей к уроку).
2) Репродуктивный (беседа по рассказу).
3) Наглядно – иллюстративный (слайды компьютерной презентации, художественное чтение детей).
4) Частично – поисковый (нахождение эпизодов в тексте).
5) Практический (чтение текста, задания на карточках).
Я написал этот рассказ в надежде,
что преподанные мне в своё время уроки
лягут на душу как маленького,
так и взрослого читателя.
В. Г. Распутин.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята, садитесь.
2. Речевая разминка.
Учитель: наш урок литературы предлагаю сегодня начать с чтения стихотворения, потому что оно отражает тему и цели нашего урока.
Итак, обратите внимание на экран и прочитайте, соблюдая интонацию, выразительно стихотворение С. Бондаренко.
В каждом параграфе, в каждом рассказе,
В сказке и песне, даже во фразе –
Ты только вдумайся, только всмотрись –
Кроется самая главная мысль.
Она не всегда открывается сразу.
Строчка за строчкой, фраза за фразой –
Ты только вдумайся, только всмотрись –
Откроется самая главная мысль.
(С. Бондаренко).
О чем это стихотворение? (Каждое высказывание имеет главную мысль).
3. Изучение нового материала.
Вступительное слово учителя.
1) Знакомство с темой и целями урока.
Ребята, я не случайно начала наш урок с чтения этого стихотворения. Оно как нельзя лучше отражает тему и цели нашего урока. А тема звучит так: «Уроки жизни в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского» (запись даты и темы урока).
Как вы думаете, ребята, какова цель нашего урока? (Мы должны постараться понять: какие жизненные уроки извлек герой из тех жизненных ситуаций, в которые он попадает, раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по
которым живут герои Распутина, чтобы воспитать в себе такие качества характера, как доброта, отзывчивость, благородство, мужество, этические нормы поведения и взаимоотношений).
Это значит, ребята, что, мы с вами сегодня будем учиться, как правильно поступать в жизни, учиться различать истинное и ложное на примере тех жизненных ситуаций, в которые Валентин Распутин ставит своих героев. Работая с текстом рассказа, мы в каждой строчке, в каждой фразе будем искать ту главную мысль, которую хотел выразить автор в своем произведении. Скорее всего это будет непросто. Потому что не всякая мысль лежит на поверхности.
2) Знакомство с эпиграфом.
Писатель надеется, что те жизненные уроки, которые уготовила ему судьба, помогут каждому из нас разобраться в себе, задуматься о своём будущем. Запишите слова В. Г. Распутина, которые станут эпиграфом к нашему уроку (запись в тетрадь).
3. Реализация домашнего задания.
Ребята, дома вы подумали над вопросом: в какие трудные ситуации попадал наш герой? (Переезд из родного села в райцентр, тоска по дому, не ладилось с французским, голод и т.д). Почему наш герой не жалуется взрослым?
4. Беседа по рассказу «Уроки французского».
- Почему наш герой не жалуется взрослым?
- Какие люди встречались нашему главному герою на его жизненном пути?
(Чужая семья, трудные подростки, новые учителя и товарищи..).
- Почему мальчик ввязался в игру на деньги?
(Нужда заставила героя играть в азартные игры. У него не было другой возможности заработать. Ждать чьей – то милости или подачки он не стал).
Какой урок мы можем извлечь из этой ситуации?
«Будь самостоятельным, заботься о себе сам, не надейся на окружающих».
Запишите первый урок Валентина Распутина. \
Охарактеризуйте игроков в «чику» (Тишкин, Птаха, Вадик).
Чтение по ролям диалога на стр. 125 со слов «Однажды, еще в сентябре» до слов «Вот еще! – обиделся я).
- Какая это была игра? Почему нашему герою пришлось «смириться»?
Чтение на стр. 130 со слов «Не в склад! – объявил Вадик до слов «Настаивать на своем было бессмысленно..».
Какой урок из этой ситуации мы можем вынести?
«Не горячись, уступи тем, кому всё равно ничего не докажешь».
- Почему Вадик и Птаха избивают мальчика? Как ведет себя мальчик во время избиения?
Прочитаем отрывок на стр. 132 со слов: «Первым, опять сзади, меня ударил Птаха» до слов на стр. 133 «Переверну –у – ул!».
Какой урок из этой ситуации мы можем вынести?
«Будь принципиальным, гордым, не присмыкайся!»
- Почему мальчик доверил учительнице свою тайну? Любому ли учителю можно довериться?
Лидия Михайловна решила заниматься с мальчиком французским языком у себя дома. Почему? (Хочет оградить мальчика от игры с ребятами).
Сейчас мы с вами посмотрим фрагмент фильма, где Лидия Михайловна играет с Володей в «замеряшки», а затем вы мне постараетесь ответить на вопросы. (Просмотр фрагмента)
Итак: - Какой предстает нам Лидия Михайловна?
- Почему она играет с мальчиком в игру на деньги?
- Каким предстает перед нами образ директора школы?
- Прав ли был директор школы в том, что осудил Лидию Михайловну?
Как вы думаете какой урок преподала Лидия Михайловна Володе?
(Нет. Он не разобрался в ситуации. А Лидия Михайловна своей добротой спасла мальчика. Учительница преподала своему ученику уроки доброты и мужества).
Запишите четвертый урок Распутина: «Будь добрым и отзывчивым, люби людей».
5. Работа в группах по карточкам.
А теперь я предлагаю вам, ребята, задания с различными ситуациями. Каждая из трех групп получает карточку: «твое поведение в сложившейся ситуации».
1). Шел Саша домой из школы. Видит – идет по улице слепой человек и палочкой тротуар ощупывает. Подошел к перекрестку и остановился. «Это он движение пережидает», - догадался Саша и пошел своей дорогой. Как бы ты поступил на его месте?
2). Придя в школу, ты заметил, что у соседа по парте плохое настроение. Твои действия.
3). Выходя из школы, ты заметил, как несколько старшеклассников, вымогая деньги, избивают твоего товарища. Какие действия ты предпримешь?
Ответим на проблемные вопросы:
-всегда ли мы замечаем, что кто- то нуждается в нашей помощи?
- просто ли это, суметь увидеть, что ты нужен кому – то?
6. Обобщение материала:
Ребята, почему рассказ называется «Уроки французского»?
Какой главный урок преподала учительница?
Какие уроки преподал нам В. Распутин? Чем интересен его рассказ? (обращение к эпиграфу).
Вывод:
«Уроки французского» - уроки жизни, мужества, доброты.
Писатель рассказывает о мужестве мальчика, сохранившего чистоту души, незыблемость своих нравственных законов, несущего бестрепетно и отважно, как солдат, свои обязанности и свои синяки. Мальчик привлекает ясностью, цельностью, неустрашимостью души. Приобщаясь к нелёгкой судьбе мальчика, мы сопереживаем вместе с ним, размышляем о добре и зле, испытываем «чувства добрые».
Оценка своей работы на уроке (учащиеся сами ставят себе оценку за урок в «листе самооценки»).
Д/з: Напишите мини – сочинение о том, встречали ли вы в жизни таких людей, как герои Распутина, мужественных, честных, добрых. Расскажите о них.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Уроки жизни в рассказе В.Г.Распутина «Уроки французского» литература в 6 классе
познакомить с жизнью и творчеством писателя В.Г.Распутина и его рассказрм "Уроки французского"...
Сценарный план урока Тема «Уроки нравственности в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского».
На уроках литературы мне интересно работать с детьми над изучением произведений художественной литературы, героями которых являются их сверстники, оказавшиеся в условиях нра...
Урок литературы "Уроки нравственности в рассказе В. Г. Распутина "Уроки французского"
На уроках литературы мне интересно работать с детьми над изучением произведений художественной литературы, героями которых являются их сверстники, оказавшиеся в условиях нравственного выбора. Данный у...
Уроки жизни по рассказу В.Г.Распутина "Уроки французского"
Конспект урока...
Урок литературы в 6 классе «УРОКИ ДОБРОТЫ» (по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского»)
Форма урока: урок-практикум.Тема: УРОКИ ДОБРОТЫ.Цель: 1. Раскрыть сложный внутренний мир героя. 2. Показать душевную щедрость уч...
Уроки жизни в рассказе В.Г.Распутина «Уроки французского»
Цель урока: проанализировать проблематику рассказа и выяснить, какие уроки он несёт; раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои В. Распутина....
Уроки жизни в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского»
знакомство с творчеством В.Г.Распутина; ввести понятия «духовность» , «нравственность» «этика»....