Уроки жизни по рассказу В.Г.Распутина "Уроки французского"
презентация к уроку (литература, 6 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Лидия Михайловна Молокова родилась в Москве. После окончания школы в Сретенске девушка поехала за высшим образованием в Иркутск, по распределению попала в 1951 году в далекий глухой поселок Усть-Уда в Иркутской области. .
Какие уроки жизни преподала своему ученику Лидия М ихайловна?
Работа в группах
Антитеза Современный толковый словарь русского языка Т.Ф.Ефремовой - "АНТИТЕЗА" 1 . ж. 1) Противоположность, противопоставление. 2) Стилистический прием, заключающийся в сопоставлении противоположных или резко контрастных понятий и образов.
Эпитет (греч. epitheton - букв. - приложенное), троп, образное определение (выраженное преимущественно прилагательным, но также наречием, существительным, числительным, глаголом), дающее дополнительную художественную характеристику предмета (явления) в виде скрытого сравнения ("чистое поле", "парус одинокий").
Композиция произведения Значение слова по Ефремовой: Композиция - строение произведения литературы и искусства, расположение и соотношение его отдельных частей, составляющих единое целое. Обязательной является цепочка: завязка – развитие действия – кульминация – развязка
Лексический повтор - это повторение слова, словосочетания или предложения в составе одного высказывания (предложения, сложного синтаксического целого, абзаца). Благодаря повторению слов или словосочетаний на них фиксируется внимание читателя, тем самым усиливается их роли в тексте. Повтор придает связность, подчеркивает важнейшие мысли, также он подчеркивает упорядоченность построения высказывания.
Домашнее задание Какие « уроки жизни» преподали вам и кто? Напишите мини- сочинение ( 5-10 предложений)
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Тема урока
« Уроки жизни»
( по рассказу В.П.Распутина
« Уроки французского»)
Эпиграф:
Цели урока:
Предметная: в процессе анализа произведения подведение учащихся к пониманию того, что нравственные ценности передаются путем личного примера.
Личностная: воспитание чувства ответственности за свои поступки, объективное понимание жизненных ценностей.
Метапредметная: развитие умения работать с информацией, умение работать в малых группах.
Задачи:
- Учить мыслить логически, научно, творчески;
- Формировать элементарные навыки поисковой и исследовательской деятельности;
- Формировать и развивать положительное отношение, интерес ,как к данному предмету, так и учению вообще;
- Познакомить с понятием «антитеза»,
- Совершенствовать умение выделять элементы композиции,
- Совершенствовать умение находить эпитеты,
- совершенствовать умение составлять план текста,
- совершенствовать умение сжато пересказывать текст художественного произведения,
- совершенствование умения выразительно читать.
Тип урока:интегрированный, проблемно-развивающий,
Технология: проблемное обучение с использованием ИКТ.
Форма организации познавательной деятельности: групповая.
Методы:
- словесные, наглядные, практические;
- исследовательский, создание проблемной ситуации.
Оборудование: текст рассказа В.П.Распутина «Уроки французского», презентация, проектор, компьютер, кроссворды, листы для рисования.
УМК: программа «Литература 5-11 классов// В.Я.Коровиной.Допущено Министерством образования и науки РФ. 9-е издание , переработанное идополненное.-Москва, «Просвещение»,2009
План урока
- Подготовка к восприятию проблемы. Вступительное слово учителя. Актуализация знаний учащихся. Определение целей урока.
- Создание проблемной ситуации. Выявление читательского восприятия,выявление особенностей рассказа «Уроки французского» В.Г.Распутина.
- Формулирование проблемы. Планирование работы. На данном этапе учащиеся в группах получают задания, распределяют их между собой
- Процесс решения проблемы. Работа в группах. Анализ рассказа «Уроки французского». На данном этапе используются такие формы работы, как групповая и индивидуальная.
- Выступление учащихся. Подведение итогов. Заключительное слово учителя. Рефлексия.
- Домашнее задание. ( мини- сочинение типа С1)
Ход урока:
Этапы урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результат | Цель учителя к каждому этапу урока |
1.Организационный | 2 мин | Сл.№ 1 Приветствие.Краткое вступительное слово, постановка учебной задачи к уроку. Посмотрите на тему урока, о чем сегодня пойдет речь? Какую цель мы ставим перед собой? Зачем нужно анализировать художественное произведение? Попытайтесь определить цель нашей работы на уроке. Как вы понимаете выражение «уроки жизни»? СЛ.№2 Прообразом Лидии Михайловны в рассказе «Уроки французского» стала учительница В.Г.Распутина. | Приветствуют учителя Слушают, принимают учебную задачу | Настрой на урок. Мотивация деятельности | Обеспечить внимание каждого ученика и мотивировать на деятельность на данном уроке. Создать условия для духовно- нравственного воспитания учащихся. |
2.Актуализация | 3 мин | Сл. №3 Проанализировав произведение В.Г.Распутина, мы должны ответить на главный вопрос рассказа: Какие уроки жизни преподнесла Лидия Михайловна своему ученику? Пожалуйста, получите задания по группам. Сл.№4 Планирование деятельности Работу построим следующим образом: Каждая группа получает карточку с заданиями, которые необходимо распределить между собой. Каждый член группы выступает по своему вопросу и представляет результат своей деятельности. Выступление учащихся оценивает учитель по 5 –бальной системе, результат группы суммируется и выводится среднее арифметическое - оценка каждого участника группы. Во время работы можно помогать друг другу, во время выступления дополнять! Сл.№5- 8 | Учащиеся готовятся к групповой работе Учащиеся подбирают для себя задание в группе, соответствующее их интересам и подготовленности | Актуализированы знания. Дифференциация при подготовке к анализу произведения. Учащиеся мотивированы на дальнейшую самостоятельную работу по изучению произведения. | Мотивировать на дальнейшую самостоятельную работу по изучению рассказа. Дифференцировать учащихся по уровню их подготовки и интересам при анализе художественного произведения. Создать условия для развития речи, творческих, коммуникативных способностей, умений применять литературоведческие термины. |
3.Формирование новых знаний и умений на основе известных сведений. | 32 мин | Выслушивает результаты работы групп, задает, если это необходимо, дополнительные вопросы, оценивает работу каждого выступающего и заносит результат в сводную таблицу на доске. Сл.№5- 8 | Представляют результаты работы, слушают, отвечают на вопросы учителя. Поясняют свое мнение , оформляют краткие записи в тетрадях. | Получили целостную картину произведения на основе самостоятельной работы с художественным текстом. Раскрыли для себя идейный замысел произведения. Получили установку на выполнение домашнего задания | Создать условия для развития речи, творческих способностей. |
4.Подведение итогов. Рефлексия. | 5 мин | Подводит итоги урока, выставляет оценки. Какие же уроки жизни преподала главному герою учительница французского? | Отвечают на вопрос. | Проанализировали логику развития урока для постижения авторского замысла. Высказали « Я- концепцию» | Получили обратную связь об осознанности учебных действий учащихся, результатах работы. |
5.Информация о домашнем задании. | 3 мин | Сл.№ 9 Ответьте письменно на вопрос «Какие уроки жизни вы получали и от кого?» Ответ запишите в 5-10 предложениях. | Записывают домашнее задание, задают вопросы, выставляют оценки за урок. | Приняли домашнее задание | Разъяснить домашнее задание |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Уроки жизни в рассказе В.Г.Распутина «Уроки французского» литература в 6 классе
познакомить с жизнью и творчеством писателя В.Г.Распутина и его рассказрм "Уроки французского"...
Уроки жизни в рассказе В.Распутина "Уроки французского"
Уроки жизни в рассказе В.Г.Распутина«Уроки французского» Цели урока: ...
Уроки жизни в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского».
Открытый урок в 6 классе по литературе на тему: "Уроки жизни в рассказе В. Г. Распутина "Уроки французского""....
Уроки жизни в рассказе В.Г.Распутина «Уроки французского»
Цель урока: проанализировать проблематику рассказа и выяснить, какие уроки он несёт; раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои В. Распутина....
Уроки жизни в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского»
знакомство с творчеством В.Г.Распутина; ввести понятия «духовность» , «нравственность» «этика»....
Конспект урока "Уроки жизни в рассказе Юрия Яковлева «Рыцарь Вася»
Методическая разработка урока внеклассного чтения на тему "Уроки жизни в рассказе Юрия Яковлева "Рыцарь Вася"...
Групповой проект "Уроки жизни" по рассказу В.П. Астафьева "Уроки жизни"
В настоящее время большинство школьников в качестве справочного материала используют интернет, не понимая того, что только печатная книга может передать все эмо...